Что значит художественное описание

ky_83

Октябрь 2013

ВсПнВтСрЧтПтСб
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Метки

Секреты писательства. Как делать описания в художественном тексте

Описания — это довольно сложная штука для начинающего писателя.

К сожалению, в школе на уроках русского-украинского-английского языков мы занимались сочинением сочинений по творчеству известных писателей, но так и не научились писать сами. В действительности, это не так сложно, как кажется.

Самым простым способом описать что-либо являются фразы, которыми говорят дети в детском саду, когда их спрашивают, что изображено на рисунке:

«Он инопланетянин. Он синий. У него три руки».

Таким нехитрым способом мы описали синего трехрукого инопланетянина. И, к сожалению, таким же стилем мы делаем описания даже после окончания школы. Иногда это бывает уместно для создания определенного эффекта, но очень редко. Особенно большие проблемы возникают при использовании прошедшего времени:

Он был инопланетянином. Он был синим. У него было три руки.

В трех предложениях использовано три глагола «быть» в форме прошедшего времени. Во-первых, повторяющиеся слова сами по себе портят текст. А во-вторых, что мы хотели сказать словами «он был синим?» То, что сейчас он уже не синий, а зеленый?

Беспомощность текста можно оценивать по концентрации слов «был», «была», «было», «были». Запомните, чем меньше глаголов «быть» встречается в вашем тексте, тем лучше. Но что же использовать взамен?

Вот правила, которыми мы будем руководствоваться при составлении описаний:

1. Избегать сказуемого, имеющего вид всех форм глагола «быть». Особенно форм прошедшего времени. Для этого никогда не стройте фразы по типу «У него были дрожащие руки». Лучше скажите «В дрожащих руках он держал бумажку».

Об исключениях. В каждом правиле есть исключения, и это правило — не исключение. Использование сказуемого «быть» оправдано в ситуациях, когда надо твердо констатировать какой-то единичный факт с использованием минимума слов и сильным акцентом на этом факте:

Раздался звонок, и она побежала открывать дверь. На пороге стоял муж. Он был пьян.

Удачное предложение с глаголом «быть» состоит из трех-четырех слов и встречается не чаще пяти раз на всю книгу.

2. Основной нитью в тексте, держащей внимание читателя, является действие. Все любят действие. Описания зачастую воспринимаются как преграда, остановка в действии. Автор предлагает остановиться и осмотреться, но читатель не хочет стоять, он хочет двигаться по сюжету дальше и пропускает «неинтересные» куски текста! Поэтому описания должны не вклиниваться в действие, а его сопровождать. Возьмем примеры из предыдущего пункта:

1) У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.

2) В дрожащих руках он держал мятую бумажку.

Первый пример — чистое описание. Второй — повествование. Во втором варианте мы подаем ту же информацию, но воспринимается она намного «проще» и «энергичнее».

Даже в статической картинке вы должны уметь находить действие. Это очень полезный навык.

Самый простой способ сочинять такие предложения состоит в придумывании «костяка» (простого предложения без описаний вообще) и последующего насыщения его прилагательными и причастиями.

К двери подошел человек. В руках он держал бумажку.

К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек. В дрожащих руках он держал мятую бумажку.

То есть мы каждому существительному добавили по определению и получили довольно неплохой результат. Пример можно еще доработать (о данном приеме расскажу в следующий раз):

К тяжелой металлической двери подошел ссутулившийся человек с мятой бумажкой в дрожащих руках.

Более того, в качестве самоконтроля можно в любом предложении вычеркнуть все определения. Если оставшийся костяк будет иметь смысл, то предложение хорошее, если нет — переделывайте. К примеру:

У него были дрожащие руки. В руках у него была мятая бумажка.

Вычеркиваем определения и получаем «остаток»:

У него были руки. В руках у него была бумажка.

Как известно, дьявол прячется в мелочах, и вы обязаны научиться находить эти мелочи — придумывать, развивать, докрашивать, преувеличивать. Именно мелочи позволяют вашему описанию придать индивидуальности и выделить описываемый вами банальный предмет из миллиона ему подобных.

К примеру, вам надо описать бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта. Собственно я только что его описал. Но где в словах «бескрайнее зеленое поле, простирающееся до самого горизонта» моя работа как писателя? Это штамп.

Не забывайте, что в тексте у нас должны описываться вещи, существующие не абстрактно, а контексте вашего произведения. Поле ведь тоже не абстрактное и существует не само по себе, а в сюжете. Более того, важно не сделать визуальное описание поля, а передать создаваемое полем впечатление. Попробуем насытить описание действием, мелочами и привязаться к сюжету:

«Я стоял посреди невообразимо огромного поля, концы которого, казалось, были пришиты к горизонту зелеными нитками. Если бы я родился коровой, то именно так, по моему мнению, выглядел бы коровий рай, попасть в который удостаивалась бы всякая рогатая скотина, павшая смертью мученика во имя великой цели — спасения человечества от голода.

Я сделал несколько шагов по мягкой ярко-зеленой траве и пришел к выводу, что местные ангелы работают в нарушение трудового законодательства по ночам, неустанно подкрашивая маленькими кисточками выцветающие на солнце травинки. Другого объяснения неестественному буйству красок я придумать не смог.

Думать, кстати, вообще ни о чем не хотелось. Хотелось сорваться с места и бежать, рассекая заполненный насекомыми воздух, оставляя позади мысли и заботы. Ноги приятно пружинили в коленях, и кружилась голова».

Такой вот маленький текст, в котором фактически описывается не поле, а создаваемая им эйфория. Практически все описания идут «как бы между прочим и с легкой иронией». Так и должно быть.

Напоследок, как можно было бы описать синего трехрукого инопланетянина:

«Инопланетное существо сидело за массивным деревянным столом, пришедшим прямиком из позапрошлого века. Левой рукой оно подносило чашечку кофе к хоботообразному рту, правой — делало в блокноте пометки позолоченным «Паркером». В средней руке расположилась дымящаяся сигара, пепел с которой падал на синюю кожу инопланетянина, но тот, казалось, этого совсем не замечал».

Такой вот деловой инопланетянин.

Это далеко не все об описаниях, но на сегодня пока хватит.

Источник

Описание как функционально-смысловой тип речи

Что значит художественное описание

Текст без описания подобен человеку без всех органов чувств: жизнеспособен, но неполноценен. И даже если писатель тяготеет к повествовательной прозе, ему все равно приходится описывать. Поэтому автору, осваивающему теорию литературы, просто жизненно необходимо получить исчерпывающие сведения об описании и узнать, каким оно бывает.

Материал подготовлен по работе: А.В. Валл, В.И. Конько, О.В.Неупокоева «Функциональные типы речи»

Наиболее развито описание в художественной литературе. Удельный вес описания в текстах зависит от индивидуальных особенностей стиля писателя. Например, проза А.С.Пушкина в целом носит повествовательный характер, проза М.Ю.Лермонтова характеризуется наличием обширных, развитых и легко вычленимых в тексте описательных отрывков. В редких случаях описание может занимать весь текст произведения. Например, речевая структура рассказа И.С.Тургенева «Лес и степь» практически целиком строится на основе описания

Разработка описания в художественной литературе ведется в разных направлениях, вырабатывается специфика описания разнообразных составляющих внешнего мира. Формируются такие устойчивые типы описания, как описание персонажа в нескольких его разновидностях (портрет, характеристика, описание внутреннего мира), описание природы (пейзаж, состояния и явления природы), описание жилища (интерьер, внешний вид жилища) и т.п.

Виды описания:

Предметное описание

Предметное описание имеет целью изобразить фрагмент вещного мира, с которым так или иначе связаны события, представленные в тексте.

С точки зрения характера содержания и лексико-грамматических свойств выделяют две разновидности описания:

1. описания, сформированное предложениями с описательным строем,

2. описания, сформированное предложениями с повествовательным строем.

Описание, в основе которого ‑ предложения с описательным строем:

На тахте сидела бледная девушка, рядом с ней стоял высокий мужчина с двумя кинжалами.

В предложениях описательного строя конечную позицию занимает подлежащее (то есть подлежащее стоит после сказуемого). Это очень важно для смыслового строения текста. Конечная позиция предложения наиболее значима, поэтому происходит актуализация значений существительных — всего состава подлежащих (в нашем примере — бледная девушка, высокий мужчина с двумя кинжалами). Такое описание статично, в нем подчеркивается пространственное расположение предметов. Роль глагола в таких предложениях сводится к построению грамматической структуры, его значение ослаблено. Такие предложения легко преобразовать в безглагольные: на тахте бледная девушка, рядом с ней высокий мужчина с двумя кинжалами.

Описание, в основе которого – предложения с повествовательным строем:

Самовар, стоящий на столе возле простенка, бурлил, клокотал, зеркальце, висевшее над столом, подернулось налетом белого пара (И.Бунин)

Главной особенностью таких описаний является то, что конечную позицию предложения занимает сказуемое, а значит, происходит актуализация значений глаголов и прилагательных. В приведенном примере происходит актуализация значений глаголов-сказуемых (бурлил, клокотал, подернулось). В таком описании подчеркивается качественный аспект описываемого: цвет, движение, звук, запах и т.п. Такое описание можно назвать динамичным.

Глагол в таких предложениях семантически самостоятелен, либо имеет семантический довесок в виде второстепенного члена.

Подлежащее и сказуемое в таких предложениях разделены паузой: дождь хлестал, ветер валил с ног прохожих. Глагол в одном случае семантически полноценен (хлестал), в другом – имеет семантический довесок в виде второстепенных членов (валил с ног прохожих).

Чаще всего в реальных текстах описание совмещает в себе предложения описательного и повествовательного строя.

Деталь в описании

Деталь – это воспроизведение в тексте особо значимого элемента изображаемого фрагмента мира, поэтому мы говорим о деталях внешности, интерьера и т.п. Чем больше деталей, тем более конкретным, зримым предстает образ предмета. Деталь в описании носит концептуальный характер, она может насыщаться в тексте большим количеством смыслов и приобретать характер символа. Такая деталь может заменить объемное описание. Вспомните: раскрытую и запыленную книгу в гостиной Обломова.

Предметное описание с точки зрения характера содержания может быть статичным и динамичным.

Статичное повествование

Главная его особенность в том, что в нем доминируют именные части речи: существительные, прилагательные. Обращается внимание на форму, внешний вид, пространственные отношения описываемых предметов. Роль глагола в таком описании сводится к построению грамматической основы. К такому типу, как правило, относятся описания с описательным строем речи.

Динамичное повествование

В таком описании особое значение имеют глагольные формы. Обращается внимание на качественный аспект мира: действия, смена состояния и т.п.: Ни одно мгновение она не сидела смирно, вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась… (И.Тургенев)

Описание положения дел

Описание положения дел, по сравнению с предметным описанием имеет более отвлеченный характер. Описание положения дел имеет целью сформировать у читателя представление о состоянии дел в определенный момент жизни человека, города, страны. Мы имеем дело здесь с событийной семантикой. Описание положения дел, с одной стороны, привязано к определенному месту, а с другой – фиксирует определенный временной срез, раскрывает состояние дел в определенный момент времени.

Явный пример описания положения дел – текст песни группы «Чиж и Ко» «Солдат на привале».

Описание ситуации общения

При общении в речи большое количество информации идет не только через вербальный, но и через визуальный и звуковой каналы. Мимика говорящего, его жесты и движения, тембр голоса и интонация носят знаковый характер. Пишущий, изображая чужую речь, оказывается перед необходимостью описать эти невербальные компоненты, именно поэтому прямая речь обычно сопровождается описанием ситуации общения. Обратим внимание на то, что изображаются только те аспекты ситуации общения, которые имеют важное значение для ее интерпретации читателем.

А все-таки побежал? Дай сюда портфель, гад! – Тем самым гнусавым голосом, что был слышен в телефоне, крикнул второй и выдрал портфель из трясущихся рук Варенухи. (М.А. Булгаков).

В приведенном выше примере автор дает характеристику звукового канала: «гнусавым голосом», «крикнул», а также элементов видеоряда: «трясущимися руками», «выдрал», которые характеризуют отношения между говорящими.

В литературе и особенно в публицистике изображение ситуации общения носит вспомогательный характер, но при этом все-таки имеет существенно значение для построение содержания текста.

Источник

Описание осени в художественном стиле: как правильно написать сочинение?

Как написать сочинение о природе?

Чтобы правильно составить описание золотой осени, необходимо сначала подготовить план. План может состоять из любого количества частей — все зависит от фантазии и необходимого объема сочинения. Примерный «скелет» любого описания времени года может выглядеть так:

1. Изменения в природе с приходом осени.

2. Какие преимущества есть у осени?

3. Что мы видим за окном?

4. Мое отношение ко времени года.

Опираясь на данные пункты, можно написать хорошую работу, которая не будет напоминать «масло масляное», а такая опасность всегда есть, когда пишешь сочинение.

Изменения в природе с приходом осени

Наступила золотая осень. Небо стало более тусклым, в воздухе появился свежий запах. Хотя он еще теплый, но уже не такой, как летом. Все говорит о том, что природа, спустя пару месяцев, погрузится в безмятежный зимний сон. Ночи становятся длиннее, а дни короче. Все чаще и чаще в небе видны стаи перелетных птиц, которые направляются в теплые края. Все, что происходит, навевает некоторую грусть, ведь тихое «умирание» природы почему-то всегда напоминает о том, что человеческая жизнь тоже конечна.

Художественное описание зимы

Пришла зимушка-зима. Ударил морозец. Замёрзла река, покрывшись толстым слоем льда. Выпал пушистый снежок. В лучах полуденного солнца он сверкает и слепит глаза. Повсюду, куда ни глянь, белым-бело. Это мягкое снежное покрывало заботливо постелила зима. И не видно ему ни конца, ни края. Оно блестит и искрится, словно усыпано множеством мельчайших драгоценных камешков. Красота кругом неописуемая! Глаз не оторвать, всё смотришь и радуешься. Вот уж, поистине, зима — сказочное время года.

Ветви деревьев, похожие на лапы великанов, поникли под тяжестью снежного покрова. Кустики присыпаны полностью, превратившись в сугробы. Их очертания напоминают причудливых фантастических существ. Дивное творение природы! Ничто не может сравниться с великолепием зимнего снежного пейзажа! Морозный воздух пахнет свежестью и необычайно бодрит.

Спасибо, что пришла, зимушка-зима! Ты околдовала мир и превратила его в сказку!

В чем преимущества времени года?

Несмотря на это, многие писатели и художники ждали это время года, они открыто любовались им. Почему? Тихая безмятежность, буйство красок, неповторимые ароматы — все это привлекало таких мастеров, как Пушкин, Левитан, Тютчев. «Очей очарованье» — так назвал осень Александр Сергеевич Пушкин. С ним трудно не согласиться, ведь осенью и правда очень красиво. Но что же, помимо красоты, может привлечь внимание? Именно сейчас, когда природа засыпает, на ум приходят самые поразительные мечты, фантазии и мысли. Возможно, они не такие яркие и позитивные, как весной, зато более философские и глубокие. Для многих очередная осень — это повод для поступков, жизненных изменений, ведь практически сразу за ней следует новый год. Для других осень — это возможность осмыслить все то, что было до, проанализировать свою жизнь, покопаться в себе, что-то исправить. Видимо, поэтому описание природы осенью в художественных произведениях всегда имеет символическое значение.

Сочинение на тему: Первoe художественное ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Первoe художественное

ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Великие произведения литературы никогда не утрачи­вают своей свежести и красоты, пусть даже история их происхождения теряется в веках. Одним из таких произведе­ний является «Слово о полку Игореве» — замечательный памятник древнерусской литературы. «Слово» по праву на­зывают уникальным произведением. Эта уникальность зак­лючается, прежде всего, в сочетании исторической прав­ды с высокой художественной образностью.

Уникальность «Слова» и в гармоничном содержании. В поэме нет ничего лишнего, второстепенного. В ней каж­дый образ, каждый символ, каждая сцена и каждая фраза имеют определенную завершенность и обладают важным смыслом. В поэме присутствуют образы княжеской дружины и русского народа, Родины и идеального правителя. В ней широко представлены фольклорная стихия и феодальная символика. Но особенно богато поэма насыщена образами и символами природы. Неслучайно многие исследователи говорят о «Слове» как о лирическом произведении. Образы и символы природы одухотворяют поэму, наполняют ее богатой звуковой и цветовой палитрой. Автор соединяет человека и природу в едином пространстве, делает их вза­имозависимыми. Перенесение человеческих свойств на при­роду, а природных свойств на человека помогает ему со­здать живописную картину событий, раскрыть духовный мир современника.

Следуя за авторским описанием природы, «Слово о пол­ку Игореве» можно условно разделить на две части. В пер­вой из них рассказывается о походе русского войска под началом князя Игоря в «поле незнаемое». Вторая часть содержит рассказ о последствиях этого похода и обраще­ние к русским князьям с призывом оставить крамолы и объединиться перед лицом общей беды. И в первой, и во второй части образы и символы природы занимают значительное место. В каждой части они играют особую роль. Природа Русской земли целиком и полностью нахо­дится на стороне русских воинов. Она различными спосо­бами и проявлениями старается предупредить князя Иго­ря, оградить русское войско от неминуемой погибели.

В самом начале похода князь Игорь получает от при­роды грозное предзнаменование в виде солнечного за. Но как нет согласия в отно­шениях между людьми, так нет его и в отношениях человека и природы. Князь Игорь игнорирует природное знамение, потому что «ум князя уступил желанию».

Природа остается верной человеку. Она не оставляет тщетных попыток предупредить русских воинов, оградить их от неизбежной опасности. По воле автора природа ста­новится одним из действующих лиц поэмы. В своих неис­числимых проявлениях она пытается задержать Игоря и его войско, не дать им удалиться за пределы Русской земли. Предгрозовыми стонами и звериным свистом у са­мой границы Русской земли с Полем половецким природа будто в последний раз умоляет князя Игоря отказаться от совершения опрометчивого поступка. Но «Игорь к Дону воинов ведет!». Русская земля оказывается за погранич­ным холмом, и природа уже не в силах повлиять на по­ступки людей, изменить предначертанное судьбой. Она как бы теряет свою охранительную силу.

Подобная потеря приводит к резкой перемене в приро­де. В своих проявлениях она становится настороженно-тре- вожной. Она уже не предупреждает. Теперь Игоря и его войско «подстерегают птицы по дубам; волки грозу поды­мают по оврагам; орлы клекотом на кости зверей зовут; лисицы брешут на червленые щиты». Природа, таким об­разом, обладает предвидением будущего. Русские полки еще только вступили на «землю незнаемую», а природа во всех своих проявлениях уже готовится увидеть их бес­славный конец. Перемены в природе приводят к измене­нию световой гаммы: «Заря свет уронила, мгла поля при­крыла». Удаление в пределы «земли незнаемой» приводит к тому, что «щекот соловьиный уснул, говор галок пробу­дился».

В первой стычке с половцами войско Игоря одерживает легкую победу. Воодушевленные успехом, русские начи­нают преследовать противника. И только природа не вы­ражает своего восторга по этому поводу. Теперь она как будто совершенно безразлична к судьбе Игоря и его войс­ка: «Кровавые зори свет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». И среди этого обилия траурных тонов всплы­вает беспомощное восклицание, подчеркивающее необра­тимость событий: «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

Грубое пренебрежение сочувственным поведением при­роды оборачивается тем, что природа направляет свою силу против Игоря и его войска: «Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы. Земля гудит, реки мутно текут, пыль поля прикрывает». Даже солнце, которое перед началом похода явило Игорю свое знамение, перестает быть снисходительным к русскому войску. Лишь когда исход битвы стал очевиден, природа сменяет свои грозные проявления на сочувствие: «Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклони­лось».

Автор прибегает к использованию образов и символов природы и во второй части поэмы. Например, при обра­щении к князьям он часто называет их соколами. И не только для того, чтобы подчеркнуть смелость, отвагу и мужество каждого в отдельности. Тем самым он призыва­ет их к единению, напоминает об общем происхождении. Ведь все русские князья имели одного предка — леген­дарного Рюрика, а их родовым символом был сокол.

Относительная гармония в отношениях между челове­ком и природой устанавливается лишь после побега князя Игоря из плена. Природа как бы прощает людей за безрас­судство. Своего рода покаянием перед природой звучат слова князя, обращенные к реке Донец.

Художественные образы природы в «Слове о полку Иго­реве» имеют объединяющее значение. Обращение к ним позволяет автору более полно и точно выразить свой при­зыв к единству. От начала и до конца поэма проникнута одухотворением и одушевлением природы. Подражая на­родной поэзии, автор соединяет человека и природу, наде­ляет их тесными родственными узами. Он стирает резкую грань между ними и тем самым показывает, что человек может быть силен природой, а природа мудра человеком. Их нельзя разделить, потому что они вечны и необходимы друг другу.

Сочинение на тему: Первoe художественное ПРОИЗВЕДЕНИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Оцените пожалуйста этот пост

Сохрани к себе на стену!

Что мы видим за окном?

Как же много можно написать об этом времени года! Листья на деревьях из ярко-зеленых становятся сначала бледными, потом постепенно желтеют. Особенно красиво в осеннем лесу, где растут разные виды деревьев. Тогда красок море: от ярко-желтого до темно-бурого. На осинках горят тысячами огней красные дрожащие листья, а на кленах — резные яркие звезды, как будто только что сорвавшиеся с неба. Очень легко и приятно отдыхать на мягком ковре из упавшей листвы, который нам щедро дарует природа. Небо практически всегда серое, оно будто опускается ниже. Но когда выдастся ясный день, то деревья на фоне голубого солнечного неба выглядят еще красивее. (Не бойтесь переборщить с образами и тропами, ведь описание осени в художественном стиле требует особой изысканности речи.)

Самая прекрасная осенняя пора — бабье лето. Воздух становится еще прозрачнее, еще чище. Кажется, что мир вдруг снова пробудился, но это лишь кратковременное явление. Поэтому в бабье лето обязательно нужно совершать прогулки на воздухе. Легкий ветерок приносит паутину, которая прилипает к лицу, но почему-то это совсем не мешает, а наоборот, даже кажется приятным.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Художественное творчество, с моей точки зрения, не просто способ самовыражения. (2)Порой оно может стать спасительной соломинкой, уцепившись за которую человек может пройти через многие тяжёлые испытания и выжить. (3)И вот один из поразительных примеров.

(4) Удивительная женщина, художник-любитель Евфросинья Антоновна Керсновская много лет провела в сталинском лагере, после чего начала зарисовывать всю свою жизнь с самого начала: детство в Бессарабии, как была арестована в Румынии, как её в Сибирь сослали. (5)Много лет она изображала быт, детали и комментировала свои рисунки.

(6) Вот что она пишет маме:

(7) «Я их рисовала для тебя, думая о тебе… (8)Я начала рисовать там, в Норильске, сразу после того, как вышла из лагеря. (9)Не было ещё ни тюфяка, ни простыни, не было даже своего угла. (10)Но я уже мечтала нарисовать что-то красивое, напоминающее прошлое — то прошлое, которое

неразрывно было связано с тобой, моя родная! (11) И единственное, что я могла придумать, это — рисовать…»

(12) И вот Евфросинья в картинках создаёт историю своей жизни, всех своих злоключений, чтобы освободиться от тех тяжёлых воспоминаний, что окружали её после выхода из двенадцатилетнего ада. (13)Она рисовала чем придётся: цветными карандашами, ручкой, иногда подкрашивала акварелью.

(14) И эти незамысловатые, но такие подробные, правдивые рисунки поражают своей убедительностью и внутренней свободой. (15)Целых двенадцать общих тетрадей были сочинены-нарисованы ею в 60-х годах прошлого века. (16)В 1991 году они вышли отдельной книгой, названной «Наскальная живопись». (17)И по сей день я, глядя на эти рисунки, которые появились на свет так давно, где-то глубоко внутри ощущаю, насколько сильно искусство помогло этому потрясающему художнику и просто благородной женщине выжить.

(18)Вот ещё одна история. (19)Художник Борис Свешников также долгое время находился в заточении. (20)Альбомы его были нарисованы непосредственно там, в неволе, но они были не о лагере, не о той жизни, которой он жил тогда, — они были фантастическими. (21)Он изображал какую-то вымышленную реальность и необыкновенные города. (22) Тоненьким пёрышком, тончайшим, почти прозрачным серебряным штрихом он создавал в своих альбомах параллельную, невероятно загадочную, волнующую жизнь. (23)И впоследствии эти альбомы стали свидетельством того, что его внутренний мир, фантазирование, творчество спасли ему жизнь в этом лагере. (24)Он выжил благодаря творчеству.

(25) Другой необыкновенный художник, Михаил Соколов, современник Свешникова, будучи посаженным в тюрьму за экстравагантный вид, тоже пытался искать свободы и спасения в творчестве. (26)Он рисовал цветными карандашами, а порой и огрызками карандашей маленькие картиночки три на три сантиметра или пять на пять сантиметров и прятал себе под подушку.

(27) И эти маленькие фантастические рисунки Соколова, по-моему, в каком-то смысле грандиозней, чем некоторые огромные картины, написанные иным художником в светлой и комфортной мастерской.

(28) Как видите, можно изображать реальность, а можно изображать фантазии. (29)И в том и в другом случае то, что ты переносишь из своей головы, из души, из сердца, из памяти на бумагу, освобождает тебя, выпускает на волю, даже если вокруг — тюремные решётки. (30)Поэтому роль искусства поистине велика. (31)И неважно, чем и как ты это делаешь: творчество не знает границ, не требует особых инструментов. (32)Оно, искреннее и правдивое, просто живёт в человеке, ищет выхода и всегда готово бескорыстно помочь ему.

*Леонид Александрович Тишков (род. в 1953 г.) — российский художник-карикатурист, также работает в области книжной графики.

Что мне нравится в осени?

Описание золотой осени следует завершить именно этим абзацем. Безусловно, кто-то скажет, что осенью грязно, сыро и холодно. Однако если задуматься, то непременно можно найти массу плюсов в этом времени года. Кто-то любит гулять, кому-то нравится рисовать осень, собирать урожай, готовиться к зиме… Свое мнение, высказанное в тексте, придает ему осмысленность, эмоциональность и доказательность.

При написании сочинения необходимо помнить следующее. Главное, чтобы описание осени в художественном стиле получилось емким и завершенным. Также текст должен быть поделен на смысловые отрезки (абзацы).

«Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля» (Подготовка к ЕГЭ)

МБОУ «Актанышская средняя общеобразовательная школа № 1» Актанышского муниципального района РТ

«Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля»

Автор: Нургалиева Линеза Марвановна, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории;

Стаж работы: 23года

уметь понимать и интерпретировать содержание исходного текста, последовательно излагать собственное мнение;

подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту;

воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
исходный текст; критерии оценки сочинения-рассуждения; рекомендации учащимся по подготовке к написанию сочинения-рассуждения; презентация к уроку.

I. Постановка цели урока.

II. Подготовка к сочинению-рассуждению.

— Ребята, давайте вспомним, по какому плану должно строиться ваше сочинение? Из каких частей оно должно состоять? СЛАЙД №3.

Вступление с формулировкой проблемы, поднятой автором в тексте.

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

Отражение позиции автора.

Собственное мнение по проблеме, обоснованное 2-3 аргументами.

— Прежде чем мы приступить к чтению текста, познакомимся с рекомендациями «Как правильно понять исходный текст?» СЛАЙД №4. Текст

1. О чем? (Ты увидишь тему.)

2. Какие вопросы рассматривает автор? (Ты найдешь проблемы.)

3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему текста.)

4. Зачем автор написал текст? (Ты определишь идею.)

5. Как автору удалось помочь тебе определить цель? (Вот здесь ты увидишь роль языковых средств.)

6. Почему были использованы именно эти языковые средства?

7. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы (проблемы)?

— Читаем текст. (Приложение 1). Итак, начинаем работу над текстом.

1. Вступление. Вы прочитали отрывок из рассказа Воробьева «Увольнительная в город».

— О чем же идет речь в тексте? (О Москве (17-31), о чувствах человека, впервые увидевшего Москву (13-16), о том, что вызвало его восхищение (28, 32, 33), тревогу (24))

Мы определили тему данного текста.

— Еще что определяем? (Идею текста)

Определим идею. С какой именно целью создал автор свой текст? Что он хотел сказать? Какие чувства хотел передать? (Воробьеву важно показать Москву глазами человека, защищавшего ее от фашистов. Текст именно этим начинается ((1) Рядовой Федосеев, телефонист, появился на батарее с хорошими новостями: он сам видел, как фашистов выбили из Красной Поляны.), заканчивается текст в той же тональности — гордостью фронтовика, защищающего столицу своей Родины. ((35) А ещё в сердце Федосеева всё больше росла гордость: не всякому довелось защищать столицу такой страны.

(36) Но каждый солдат, где бы он ни воевал, защищал столицу. (37) Ему было что защищать!) )

— А теперь определим стиль этого текста? (Художественный)

СЛАЙД №5. Стили речи.

— Как вы думаете, почему автором избран именно этот стиль? Каковы его основные признаки?

СЛАЙД №6. Особенности художественного стиля речи. (Текст художественного стиля строится на проблемной ситуации, проявляющейся в соотношении обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность человека; в поступках или убеждениях героя; в отношении самого автора к обстоятельствам или к герою; проблема может быть заключена в названии).

— К какому типу речи относится данный текст? (Рассуждение)

— Как строится текст-рассуждение?

СЛАЙД №8. Типы проблем.

Теперь мы можем приступить к формулировке проблемы. Определим проблему.

— Что такое проблема? (вопрос, требующий исследования).

— Проблем в одном тексте может быть поднято несколько. Наша задача сформулировать одну из них и анализировать ее.

— Сформулируйте проблему данного текста. (Патриотизм телефониста, патриотизм «каждого солдата», которому «было что защищать!»

— К какому типу можно отнести эту проблему? (Нравственному, морально-этическому).

Дадим определение основной проблеме текста. (Актуальная, злободневная).

— Давайте вспомним, в какой форме может быть написано вступление.

СЛАЙД №10. Виды и формы вступления. Оформим вступление к сочинению.

1. Если вы знаете что-либо об авторе предложенного вам текста, начните сочинения с изложения материала о нем и своеобразии его художественного мира (3-4 предложений). Можно использовать назывные предложения, содержащее в зачине базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте.

2. Можно начать вопросительными предложениями (проблема и есть вопрос, требующий решения). Подобное начало призвано зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем.

3. Можно начать риторическим вопросом – вопросительным по форме и утвердительным по смыслу предложением.

4. Можно начать рядом назывных (лаконично рисуют место, время действия, пейзаж, обстановку) и восклицательных предложений (передают чувства и настроение).

СЛАЙД №11. Возможные варианты вступлений:

«Евгений Захарович Воробьёв – известный прозаик, публицист, участник Великой Отечественной войны. Он является автором многих книг, посвящённых военному времени. В данном тексте автор рассказывает о патриотических чувствах рядового Федосеева, впервые оказавшегося в столице, которую сам же защищал. Именно патриотизм людей в годы войны и стал предметом размышления автора».

«В чем проявился патриотизм людей в годы войны?» или «В чем состоял подвиг, совершенный народом в годы Великой Отечественной войны? Каковы чувства людей, освобождавших оккупированные фашистами города? Именно над этими вопросами размышляет Воробьев Е. (заставляет нас задуматься Е Воробьев)».

«Кто из нас не слушал проникновенные рассказы наших ветеранов о войне, о чувствах, пережитых ими в эти страшные годы, о гордости и радости. Когда освобождали пядь за пядью родную землю, о горечи потерь? Именно о чувствах фронтовика, юного связиста Федосеева, повествует Е. Воробьев, заставляя нас задуматься над проблемой патриотизма».

, что первый абзац вашего сочинения должен заканчиваться выводом: «Именно над этой проблемой заставил меня (нас) задуматься автор (обязательно назвать фамилию и инициалы автора) текста». Или: «Именно об этом задумываешься, читая текст (размышления), автора и т. п.»

— Что мы называем композицией? (построение, расположение и взаимосвязь частей текста)

— Найдите композиционные части текста-рассуждения в исходном тексте.

— Итак, как же прокомментировать этот текст? Составьте комментарий (устно).

СЛАЙД №13. Комментарий к проблеме.

СЛАЙД №14. Позиция автора.

Определим позицию автора.

— Что такое позиция автора? (тот ответ, который автор дает на поставленный им проблемный вопрос, что думает обо всем этом автор)

— В какой строке звучит основная мысль автора?

— Какой нравственный итог он подводит своим размышлениям?

— Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции?

— Формулируем позицию автора. Воспользуйтесь при необходимости клише.

Если Е. Воробьев поднимает проблему патриотизма, которую мы формулируем в виде вопросов: «Каковы чувства людей, защитивших от фашистов город? А если город этот – Москва, сердце России?»,

то его позиция – ответ на этот вопрос:

«Автор убежден, что подвиг народа в годы Великой Отечественной войны состоял в непоколебимой вере в победу и в стремлении приблизить ее трудом в тылу и ратным трудом».

«Автор убежден, что в годы войны патриотизм людей проявился в стремлении защитить от врага Родину, сберечь Москву – столицу государства».

Определим собственную позицию, подберем 2-3 аргумента.

— Что такое аргумент? (довод, основание, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли).

— Каково ваше отношение к позиции автора? Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Не забудьте, что ваши высказывания должны быть корректны и доказательны.

СЛАЙД №15. Позиция ученика.

«С позицией Е. Воробьева я полностью согласна. Я тоже считаю, что в годы Великой Отечественной войны солдаты ковали общую победу, где бы они ни защищали свое Отечество, будь то великие сражения под Сталинградом, Курском, Орлом, Белгородом или « бои местного значения» за высоту, дом, улицу. О таких боях я и вспомнила, когда читала о связисте Федосееве.

Главные героини повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…» погибли, потому что вступили в неравный бой с фашистами. Думаю, что подвиг пяти девушек также значителен, как и подвиг роты кремлевских курсантов, героев повести К.Воробьёва «Убиты под Москвой», погибших в ноябре 1941 года при защите рубежей Москвы.

Аргумент 2. «Бой местного значения» в Карелии способствовал общей победе народа в этой войне, и я уверена, что слова Е.Воробьёва в полной мере можно отнести к погибшим девчонкам: «Им было что защищать!» И погибшим курсантам было что защищать. Правда, в отличие от связиста Федосеева, им не довелось гордиться своим подвигом».

Заключение. — Вспомните, в какой форме может быть написано заключение? СЛАЙД №16.

Заключение. — Какая форма заключения наиболее уместна для данного текста? (Призыв к действию).

III. Подведение итогов. Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой.

IV. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту. А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами А. Н.Толстого

СЛАЙД №17. «Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше… Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *