Что значит храм на крови
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
Почему Спас на крови так называется?
Полное название храма — Собор Воскресения Христова на Крови.
Храм Спаса на Крови был освящён в честь Воскресения Христова, ― так появилась первая часть названия. Вторая часть названия храма («на Крови») указывает на место, в котором был смертельно ранен император Александр II.
Александр III, сын убиенного императора, решил возвести храм-мемориал своему отцу. Он это сделал в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Каждый, кто посещал храм, должен был нести службу по убиенному.
Строительство храма началось с добровольных пожертвований. Их приносили не только жители России, но и все славянские страны. На стенах колокольни с использованием мозаики было велено разместить гербы городов, губерний и уездов, пожертвовавших деньги.
История храма
Храм начали возводить в 1883 году, а закончили уже в 1907 году. Церковь освятили и она получила своё название ― Собор Воскресения Христова, но в народе её прозвали по-другому ― храм Спаса на Крови.
На сегодняшний день храм носит два официальных названия.
В 1956 году была вторая попытка сноса здания, но у местных жителей началось волнение, ― они встали на защиту. В этот раз им удалось отстоять святую постройку и снос здания был запрещён.
В 1971 году церковь смогла получить статус музея. На восстановление собора ушло 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови повторно освятили, после чего началось его новое духовное возрождение.
Интересные факты
Восемь удивительных фактов о Спасе на Крови
18 октября исполняется 135 лет со дня заложения храма Спас на Крови – одного из самых красивых и загадочных храмов Санкт-Петербурга. Девятикупольный красавец-храм, построенный в редком для северной столицы стиле русского зодчества, стоит на набережной канала Грибоедова. Чего только не было в его истории! Он трижды мог быть разрушен и чудом уцелел, в нем были морг и овощехранилище, склад театральных декораций и камнедробильная мастерская. А сколько удивительных историй и загадок хранят его стены! К 135-летию с начала строительства «МИР 24» знакомит вас с историей храма и его легендами.
Почему он так называется
Храм Спас на Крови освящен в честь Воскресения Христова (то есть в честь Воскресения Спасителя). Так возникла первая часть названия. Вторая часть объясняется местом, на котором был смертельно ранен император Александр II. Произошло это 1 марта (13 по новому стилю) 1881 года.
Храм-мемориал был возведен по решению императора Александра III в качестве искупительной жертвы всего народа за мученическую кончину царя-освободителя. Он строился на добровольные пожертвования, которые были собраны по всей России. Так что его можно смело считать построенным всенародно.
Мостовая внутри храма
Александр III, сын убиенного императора, сразу задумал храм как мемориал своему отцу. Поэтому внутри можно увидеть место, где было совершено убийство. Справа у самого входа под сенью оно обставлено небольшим богато украшенным каменным куполом. Под ним находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной – место, где была взорвана карета Александра II. Сохранены камни булыжной мостовой, на которые пролилась царская кровь, и часть решетки Екатерининского канала (так в те времена назывался канал Грибоедова).
В цоколе храма есть двадцать памятных табличек из красного гранита, рассказывающие про деяния императора.
Даже пропорции храма несут в себе скрытую символику. Центральный купол возносится над землей на 81 метр. Это напоминание о годе гибели Александра II – 1881. Второй по выcоте купол имеет высоту 63 мeтра. Именно столько лет было убиенному государю. Богато украшенный крест колокольни Спаса на Крови венчает маленькая позолоченная царская корона.
Мозаика вместо росписи
Внутреннее убранство храма и сейчас поражает воображение, хотя самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены. Из общей строительной сметы собора (4,6 млн рублей) почти половину выделили только на декорирование.
Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи, поскольку в условиях сырого холодного климата она быстро разрушается. Весь храм внутри и снаружи украшен удивительными по своей красоте мозаиками. Над их эскизами работали величайшие мастера того времени – художники Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное даже по тем временам убранство храма.
Фото: Eirik Sundvor/Wikipedia
Трижды избежал разрушения
В советское время Спас на Крови трижды собирались разобрать. Первый раз такое решение в рамках антирелигиозной кампании было принято в 1931 году. Областная комиссия по вопросам культов вынесла постановление о целесообразности разборки Спаса на Крови. При этом было отмечено, что «храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города».
Однако исполнение решения было отложено на неопределенный срок. Про храм удивительным образом словно бы забыли. Закрытый с 1930 года, он использовался как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. В это время многие ценные элементы интерьера были утрачены, но сам храм сохранился.
Вновь решение о сносе Спаса на Крови было принято в 1938 году. План по его разрушению уже был утвержден, и в 1941 году даже начались подготовительные работы. Планировалось разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство, но помешала война. Взрывники буквально от стен собора были отозваны на фронт.
В третий раз вопрос о сносе храма встал уже после войны, в 56 году, когда город стал активно перестраиваться. Тогда дело было уже не столько в антирелигиозной кампании, сколько в том, что Спас на Крови мешал плану строительства новых дорог в северной столице. Легче и дешевле было снести храм, чем прокладывать дорогу в обход него. Но тут уж уникальный храм отстояли историки, архитекторы и искусствоведы. К тому же за него горой встали руководители сразу нескольких ленинградских музеев.
Морг и овощехранилище
В годы блокады Ленинграда в храме находился Дзержинский районный морг. Именно туда свозили тела погибших от голода и артобстрелов ленинградцев из всего центра города. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то до конца войны здание Спаса на Крови приспособили под картофелехранилище. Горожане называли храм «Спасом на картошке», причем в таком наименовании не было даже намека на шутку, ведь после страшных блокадных лет картошка спасала от голода тех, кто выжил.
После войны в здании располагался склад декораций Малого театра оперы и балета имени Мусоргского. Казалось бы, для сохранности уникального памятника архитектуры это уже лучше, чем морг и овощехранилище. Но в какой-то момент декорации загорелись, и пожар нанес значительный ущерб уникальной мозаике собора.
Фугас под куполом
Реставрация длиной в четверть века
К концу 60-х годов храм был в крайне запущенном состоянии, близком к аварийному. Разрушения, нанесенные памятнику советской хозяйственной деятельностью, войной и пожаром оказались катастрофическими. Практически полностью была разрушена сень над местом гибели Александра II. Мрамор цоколя стен, пилонов, иконостаса был закопчен и сильно потрескался. Во многих местах фасадов, а также во внутреннем убранстве, была утрачена мозаика, не говоря уже о самоцветах и полудрагоценных камнях, которых не осталось. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.
Реставрация началась в 1972 году и шла целых 25 лет. Строительные леса, которыми был обнесен храм, простояли почти 20 лет и прочно вошли в городской фольклор. Они упоминаются в стихах и прозе, в том числе в песнях Булата Окуджавы и Александра Розенбаума. Была распространена даже городская легенда, будто бы существует связь между этим долгостроем и судьбой всего советского государства. Мол, когда снимут леса со Спаса на Крови, то тут и весь СССР рухнет. Учитывая, что леса разобрали в 1991 году, легенда оказалась пророческой.
В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.
Легенды и мифы Спаса на Крови
Экскурсоводы храма любят рассказывать поверье о том, будто бы одна из икон храма несет в себе информацию о прошлом и будущем нашей страны. Считается, что если смотреть на икону долго и внимательно, то можно обнаружить в ней даты поворотных моментов в отечественной истории. А именно – годы Октябрьской революции, начала Великой Отечественной войны, смерти Сталина и еще какие-то цифры, относящиеся, скорее всего, к будущему. Но они проступают нечетко.
По другой легенде, когда храм был закрыт, и с него сняли колокола, то прихожане храма, опасаясь, что уникальная святыня – кресты храма – тоже пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и спрятали. Они погрузили их на дно канала Грибоедова, то есть совсем недалеко от храма. Когда же реставрационные работы подходили к концу, то нашелся человек, который рассказал реставраторам, где искать кресты, и указал место. С помощью водолазов уникальные красавцы-кресты были найдены и после реставрации заняли свое место на куполах Спаса.
Санкт-Петербург: рекомендуем посетить храм Спас на Крови
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Санкт-Петербург. Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова
Его облик как бы выбивается из общей картины самого «европейского» города России, Петербурга. Среди строгих зданий дворцов на берегу забранной в гранитные берега Невы вдруг возникает как бы напоминание о Руси прежней, допетровской – яркое узорочье стен, куполов. Между тем, повод для возведения подлинного украшения города был не праздничным.
Почему именно так называется храм в Санкт-Петербурге
Например, множество малых церквей такого рода было на Красной площади Москвы XVI в. В XIX в. церковь «на крови» впервые появилась не месте гибели монарха – Александра II.
Интересные факты
История «Спаса» связана с многими совпадениями, некоторые из которых выглядят как почти «мистические»:
Музей-памятник или храм
«Спас-на-Крови» входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Но по субботам, воскресеньям здесь идут богослужения.
Как посетить
Собор находится близ Невского проспекта, рядом – Дворцовая площадь, другие достопримечательности.
Адрес собора – Набережная канала Грибоедова, 2Б, корпус А. Собор виден издалека, он стоит непосредственно у воды.
Фото: Sargis Vardanyan
Телефон
Позвонить можно по номерам +7 (964) 339-55-93, +7 (921) 862-70-63.
Как добраться
Гуляющие по центру города пешком, как правило, рано или поздно окажутся рядом со «Спасом», осматривая другие значимые достопримечательности.
Транспорт
Доехать также можно доехать на множестве маршрутов автобуса, троллейбуса, проходящих по Невскому проспекту. Это автобусы 3, 7, 22, 24, 27, 191, троллейбусы 1, 5, 7, 10, 11, 22. Остановка, на которой следует выйти – «Невский проспект».
Ближайшая станция метро
Станция метро, от которой путь до «Спаса» составит всего около 5 минут – «Канал Грибоедова».
Цена билета, как купить, режим работы музея
Музей работает с 10 до 18 ч., а с 18 до 21 ч. посетить здание можно, но без возможности заказать экскурсию. Полная стоимость входного билета составляет 350 р. (после 18 ч. – 400), льготная цена – 100 р. За экскурсионное обслуживание дополнительно взимается от 600 до 3000 р., что зависит от количества экскурсантов. Билеты приобретаются на кассе при входе, или на интернет-странице музея «Исаакиевский собор».
Информация для паломника
За вход на богослужения плата не взимается. Однако платный вход в Дом Божий вызывает недоумение многих. Некоторые из туристов, антицерковно настроенные, не разбираясь, приписывают введение платы… самой Церкви, которая не владеет зданием. Другие, по словам клириков, бесплатно проходят во время богослужения, хотяинтересуются зданием именно как мемориалом, музеем.
Расписание богослужений в храме
Во все остальные дни собор функционирует как музей.
История создания
Возведение церковного здания именно здесь не планировалось никогда. Но жизнь внесла свои коррективы.
Биография императора Александра II
Будущий царь родился 29 апреля 1818 г., в Москве, незадолго до Пасхи. На престол Александр вступил с 1855 г. Новый царь провел целый ряд реформ, главной из которых стала отмена крепостного права (1861 г.). Кроме того в сторону либерализации изменились:
Однако, «общественность», разночинная интеллигенция требовала отмены монархии, введения конституции. Видя, что власти на уступки не пойдут, вновь созданная организация «Народная воля» приняла решение уничтожить царя физически.
Как убили царя-освободителя
На Александра было предпринято восемь покушений. В семи из них он даже не был ранен.
Александр скончался в Зимнем дворце через час после нападения. Это случилось на Неделю Торжества Православия Великого Поста. Промыслом Божиим накануне императору удалось приобщиться Св. Таин.
Временная часовня
Непосредственно после гибели царя Дума Петербурга просила нового императора, Александра III, разрешить возведение часовни на месте смерти его отца. Император сразу обозначил, что хотел бы видеть полноценный храм, однако, дал согласие на постройку.
До наших дней это здание не дошло: по завершении строительства собора его перенесли на другое место, позже – разобрали.
Архитектурный конкурс
Уже 31 декабря 1881 г. на него были представлены 26 проектов. Но все они не устроили Александра III, который хотел видеть церковь русского стиля, повторяющую архитектурные традиции XVII в. Новый конкурс последовал в мае следующего года.
Рисунок будущего храма(проект) до доработки проекта архитектором Парландом, 1883
Победил совместный проект А. Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Петербурга, архимандрита Игнатия (Малышева), который еще мирянином получил художественное образование. Сам он говорил, что образ этого здания был явлен ему во сне, после чего он предложил А.Парланду эскиз здания.
О. Игнатий предложил также посвящение собора Воскресению, чтобы мемориал свидетельствовал не о скорби, а о победе Господа над смертью.
Строительство храма
Хотя будущий собор был заложен 6 ноября 1883 г., начать собственно возведение стен удалось только с 1887 г. Причиной задержки стали изменения проекта.
Для реализации этой идеи пришлось выдвинуть здание в сторону воды на 8,5 м; ведь Александра убили в полутора метрах от берега.
Кто построил (архитектор)
Возведение «Спаса» курировала комиссия во главе с великим князем Владимиром Александровичем. Это 5 известных петербургских зодчих, среди которых Д. Гримм, И.Штром, и другие. Активное участие принимали также авторы проекта.
Сколько лет воздвигали
В общей сложности строительство заняло 24 года.
Год постройки
Великое освящение церкви состоялось 19 августа 1907 г. Его совершил митрополит Петербургский Антоний (Вадковский).
История прихода храма
Парадоксальным образом, он начал формироваться… после революции 1917 г.!
До этого «Спас» не считался приходским, получая содержание от казны (до 40000 рублей ежегодно). После распоряжения новых властей организовать «двадцатку» (такова была минимально установленная численность общины) настоятель, протоиерей Петр Лепорский, даже возражал против такой идеи, не сразу поняв новую ситуацию.
Но приход стал единственным способом спасти святыню от немедленного закрытия. Официальное его существование начинается с 11 января 1920 г. Приходским храм оставался только 10 лет. 30 октября 1930 г. власти закрыли собор.
История после закрытия прихода
Через год было решено разобрать церковь, но сделать это не удалось ни тогда, ни в 1938 г., когда документ об уничтожении святыни был принят еще раз. А потом началась Великая Отечественная война. В стенах мемориала находились:
Реставрация
Возможно, история с фугасом впечатлила власти: с 1968 г. собор, наконец, взяли под охрану. Восстановительные работы продлились они не одно десятилетие.
Впрочем, музей, которым стал «Спас» открыл свои двери для посетителей только с 1997 г.
Спас на Крови. 1935 год
Богослужения возобновились здесь только через 7 лет, с 23 мая 2004 г. А приход существует с 2014 г.
Экскурсия по музею
Страница музея предлагает два вида осмотра:
Маршрут
Самостоятельные экскурсанты естественным образом переходят от внешнего осмотра здания к внутреннему убранству.
Это Михайловский сад, примыкающий к собору, один из самых красивых парков Петербурга. Он создан зодчим XVIII в. Карлом Росси.
Архитектура
Только на внешний осмотр здания уходит почти час. Здесь множество уникальных, исторически ценных деталей.
Стиль, площадь, высота
Самая высокая из башен поднимается на 81 м. Площадь собора позволяет собрать здесь до 1600 человек. Стиль его определяется как «русский», следующий традициям зодчества XVII в.
Описание внешнего вида собора
Стены обильно украшены тем, что во времена Московской Руси называлось «узорочьем»: использованы кирпич, мрамор, гранит, элементы мозаики.
При внешнем осмотре особое внимание стоит уделить западной части, где большое Распятие обозначает место убийства императора.
На стенах также можно увидеть надписи, отражающие основные достижения империи времени правления Освободителя.
Сколько куполов
Всего их насчитывается 9, 5 из которых – в центральной части здания.
Мозаичные гербы
Они украшают колокольню. Всего гербов насчитывается 133, это символы губерний тогдашней империи, из которых приходили пожертвования на строительство. Подробное описание каждого представлено в книге, изданной музеем (2007 г.)
Герб Архангельской губернии
Как выглядит собор внутри
Уникальная особенность храма – то, что изнутри он полностью покрыт мозаикой. Гармонирует с ней особо оформленный пол.
Иконостас и росписи
Алтарная преграда здесь ниже, чем обычно принято. Это попытка вернуться к древнерусской традиции, когда иконостасы были невысокими.
Иконы, мозаика
«Спас» считается практически музеем мозаики. Ее площадь внутри – до 7000, снаружи – 400 кв.м. Над изображениями 68 сюжетов, 277 святых работали 30 разных художников.
Особенность убранства – множество икон Христа, ведь собор посвящен Его Воскресению. Лучшие иконы созданы М.В.Нестеровым, Н.Н.Харламовым, другими художниками. Это образы Спаса в Силах, Эммануила, Спаса Благое Молчание, св. Александра Невского.
Полезная статья + фотогалерея
Достопримечательности и святыни
Главная из них – сень над местом гибели Александра II, здесь можно увидеть части мостовой, ограды, обагренные его кровью.
До революции все реликвии собора находились в Иверской часовне-ризнице – это иконы, поднесенные как память о гибели царя, реликвии из Палестины (например, Распятие с частицами Голгофского креста). За советские годы святыни утрачены, с 2013 г. здесь Музей камня.
Отзывы посетителей
Независимо от того, посещают «Спас» паломники, или невоцерковленные туристы, он неизменно вызывает восторг, благоговение.
«Это шедевр! Потрясающе красиво снаружи и внутри. Советую послушать бесплатную экскурсию, при входе сообщают о времени начала следующей. Очень интересно и познавательно, не муторно и не долго. Господь спасал это место от разрушения несколько раз»
(Андрей Валерьевич)
Что ж, к последнему отзыву остается добавить одно – «и придите на службу». Всякий храм – место присутствия Божия, но именно здесь Господь особенно касается сердца пришедшего, покоряя его неземной красотой уникального собора.