Что значит хотя бы в математике
Решение задач с формулировкой «хотя бы один»
Поговорим о задачах, в которых встречается фраза «хотя бы один». Наверняка вы встречали такие задачи в домашних и контрольных работах, а теперь узнаете, как их решать. Сначала я расскажу об общем правиле, а потом рассмотрим частный случай независимых событий и схемы Бернулли, выпишем формулы и примеры для каждого.
Общая методика и примеры
Общая методика для решения задач, в которых встречается фраза «хотя бы один» такая:
А теперь разберем ее на примерах. Вперед!
Пример 1. В ящике находится 25 стандартных и 6 бракованных однотипных деталей. Какова вероятность того, что среди трёх наудачу выбранных деталей окажется хотя бы одна бракованная?
Действуем прямо по пунктам.
1. Записываем событие, вероятность которого надо найти прямо из условия задачи:
$A$ =(Из 3 выбранных деталей хотя бы одна бракованная).
Для первого примера запишем решение подробно, далее будем уже сокращать (а полные инструкции и калькуляторы вы найдете по ссылке выше).
4. Тогда искомая вероятность:
Пример 2. Из колоды в 36 карт берут наудачу 6 карт. Найти вероятность того, что среди взятых карт будут: хотя бы две пики.
4. Тогда искомая вероятность:
Пример 3. В урне 2 белых, 3 черных и 5 красных шаров. Три шара вынимают наугад. Найти вероятность того, что среди вынутых шаров хотя бы два будут разного цвета.
4. Искомая вероятность:
Частный случай. Независимые события
Идем дальше, и приходим к классу задач, где рассматривается несколько независимых событий (стрелки попадают, лампочки перегорают, машины заводятся, рабочие болеют с разной вероятностью каждый и т.п.) и нужно «найти вероятность наступления хотя бы одного события». В вариациях это может звучать так «найти вероятность, что хотя бы один стрелок из трех попадет в цель», «найти вероятность того, что хотя бы один автобус из двух вовремя приедет на вокзал», «найти вероятность, что хотя бы один элемент в устройстве из четырех элементов откажет за год» и т.д.
Если в примерах выше речь шла о применении формулы классической вероятности, здесь мы приходим к алгебре событий, используем формулы сложения и умножения вероятностей (небольшая теория тут).
Пример 4. Узел содержит две независимо работающие детали. Вероятности отказа деталей соответственно равны 0,05 и 0,08. Найти вероятность отказа узла, если для этого достаточно, чтобы отказала хотя бы одна деталь.
Действуем аналогично. Рассмотрим основное событие
$A$ =(Формула содержится хотя бы в одном справочнике). Введем независимые события:
$A_1$ = (Формула есть в первом справочнике),
$A_2$ = (Формула есть во втором справочнике),
$A_3$ = (Формула есть в третьем справочнике).
Пример 6. Рабочий обслуживает 4 станка, работающих независимо друг от друга. Вероятность того, что в течение смены первый станок потребует внимания рабочего, равна 0,3, второй – 0,6, третий – 0,4 и четвёртый – 0,25. Найти вероятность того, что в течение смены хотя бы один станок не потребует внимания мастера.
Думаю, вы уже уловили принцип решения, вопрос только в количестве событий, но и оно не оказывает влияния на сложность решения (в отличие от общих задач на сложение и умножение вероятностей). Только будьте внимательны, вероятности указаны для «потребует внимания», а вот вопрос задачи «хотя бы один станок НЕ потребует внимания». Вводить события нужно такие же, как и основное (в данном случае, с НЕ), чтобы пользоваться общей формулой (1).
Ответ: 0,982. Почти наверняка мастер будет отдыхать всю смену;)
Частный случай. Повторные испытания
Думаете, дальше будет сложнее? Напротив, случаи все более частные, решения и формулы все более простые.
Подробнее о схеме Бернулли можно прочитать в онлайн-учебнике, а также посмотреть статьи-калькуляторы о решении различных подтипов задач (о выстрелах, лотерейных билетах и т.п.). Ниже же будут разобраны задачи только с «хотя бы один».
Пример 7. Пусть вероятность того, что телевизор не потребует ремонта в течение гарантийного срока, равна 0,9. Найти вероятность того, что в течение гарантийного срока из 3 телевизоров хотя бы один не потребует ремонта.
Пример 8. Производится 5 независимых выстрелов по некоторой цели. Вероятность попадания при одном выстреле равна 0,8. Найти вероятность того, что будет хотя бы одно попадание.
Думаю, с применением формулы (2) все более чем ясно (не забудьте почитать и о других задачах, решаемых в рамках схемы Бернулли, ссылки были выше). А ниже я приведу чуть более сложную задачу. Такие задачи встречаются пореже, но и их способ решения надо усвоить. Поехали!
Пример 9. Производится n независимых опытов, в каждом из которых некоторое событие A появляется с вероятностью 0,7. Сколько нужно сделать опытов для того, чтобы с вероятностью 0,95 гарантировать хотя бы одно появление события A?
Округляя, получаем что нужно провести не менее 3 опытов.
Ответ: минимально нужно сделать 3 опыта.
Полезные ссылки
Значение словосочетания «хотя бы»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
хотя бы
1. усилительно-выделительная частица, то же, что хотя, хоть, близко по значению к словам по крайней мере, по меньшей мере ◆ Она не являлась. Хотя бы на минуту показала прекрасные черты свои. Гоголь, «Невский проспект» ◆ Тщетно пытался Вилли хотя бы немного, хотя бы чуточку нарушить однообразие работы, внести в неё что-то новое. Билль-Белоцерковский, «Монотонность»
2. усилительно-выделительная частица, ставится после слова, к которому относится ◆ Один Гигант районного масштаба // Прославился на всю округу тем, // Что на любую из насущных тем // Мог прочитать доклад — на пять минут хотя бы. С. В. Михалков, «Гигант и цитата», 1945 г.
3. усилительная частица, близкая по значению к словам: даже, пусть даже; то же, что хоть ◆ Семен Иванович никак ни за что и никому не мог одолжить своего чайника на подержание, хотя бы то было на самое малое время. Достоевский, «Господин Прохарчин», 1846 г. ◆ Советская власть владеет секретом раскрыть человеческие таланты в любой момент жизни его — хотя бы за час до заката. П. А. Павленко, «Из записных книжек»
4. выделительная частица, близкая по значению к словам: например, к примеру, вот; то же, что хоть ◆ В Ельце, моём родном городе, все старинные купеческие фамилии были двойные: первое имя, хотя бы наше, Пришвины, было имя родовое и официальное, а второе имя считалось «уличным». Пришвин, «Кащеева цепь» ◆ Кара-Бугаз во впечатлении современника, хотя бы в моём, представляет собой нечто значительно более простое и менее таинственное, чем в глазах лейтенанта Жеребцова. Паустовский, «Кара-Бугаз»
5. выражение пожелания, надежды на что-либо; хорошо бы, пусть бы ◆ Хотя бы крикнул коростель, // Иль стрекозы живая трель // Послышалась. Лермонтов, «Мцыри» ◆ Вздыхают крестьяне: хотя бы хлебушком успеть до зимы разжиться. Н. Гарин, «Деревенские панорамы», 1894 г. ◆ (Ольга:) Как скучно здесь? Хоть бы кто-нибудь пел, хотя бы немножко музыки. Горький, «Яков Богомолов», 1910–1917 г.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова епископальный (прилагательное):
Вероятность появления хотя бы одного события
Пусть в результате испытания могут появиться п событий, независимых в совокупности, либо некоторые из них (в частности, только одно или ни одного), причем вероятности появления каждого из событий известны.
Как найти вероятность того, что наступит хотя бы одно из этих событий? Например, если в результате испытания могут появиться три события, то появление хотя бы одного из этих событий означает наступление либо одного, либо двух, либо трех событий. Ответ на поставленный вопрос дает следующая теорема.
Теорема. Вероятность появления хотя бы одного из событий А1,А2, Ап, независимых в совокупности, равна разности между единицей и произведением, вероятностей противоположных событий A1А2, Ап:
Частный случай. Если события A1А2, А„ имеют одинаковую вероятность, равную р, то вероятность появления хотя бы одного из этих событий Р (Л) = 1 — q п (**)
Пример 1. Вероятности попадания в цель при стрельбе из трех орудий таковы: р1 = 0,8; р2 = 0,7;
р3 = 0,9. Найти вероятность хотя бы одного попадания (событие А) при одном залпе из всех орудий.
Решение. Вероятность попадания в цель каждым из орудий не зависит от результатов стрельбы из других орудий, поэтому рассматриваемые события A1(попадание первого орудия), А2(попадание второго орудия) и А3 (попадание третьего орудия) независимы в совокупности.
Вероятности событий, противоположных событиям А1 А2 и А3 (т.е. вероятности промахов), соответственно равны:
Искомая вероятность
Пример 2. В типографии имеется 4 плоскопечатных машины. Для каждой машины вероятность того, что она работает в данный момент, равна 0,9. Найти вероятность того, что в данный момент работает хотя бы одна машина (событие А).
Решение. События «машина работает» и «машина не работает» (в данный момент) — противоположные, поэтому сумма их вероятностей равна единице: p + q = 1
Отсюда вероятность того, что машина в данный момент не работает, равна q = 1-p = 1—0,9 = 0,1.
Р (A) = 1 — q 4 = 1 — 0,1 4 = 0,9999.
Так как полученная вероятность весьма близка к единице, то на основании следствия из принципа практической невозможности маловероятных событий мы вправе заключить, что в данный момент работает хотя бы одна из машин.
Пример 3. Вероятность того, что событие появится хотя бы один раз в трех независимых в совокупности испытаниях, равна 0,936. Найти вероятность появления события в одном испытании (предполагается, что во всех испытаниях вероятность появления события одна и та же).
Решение. Так как рассматриваемые события независимы в совокупности, то применима формула (**)
По условию, Р (А) = 0,936; п = 3. Следовательно,
0,936=1 — q 3 или q 3 = 1-0,936 = 0,064.
Отсюда q = = 0,4.
Искомая вероятность р = 1 — q = 1 — 0,4 = 0,6.
Презентация к уроку математики «Хотя бы один»
Описание разработки
Составь из предложений высказывания типа «хотя бы один».
Петя Иванов бросил мяч.
Акулы плавают в море.
Некоторые птицы не умеют летать.
Шторм длится 2 дня.
Вороны иногда остаются зимовать в городе.
В комнате стоит телевизор.
Определи истинность или ложность высказываний.
Сформулируй, где возможно, высказывание типа «хотя бы один».
Все натуральные числа больше единицы.
Есть люди, которые не умеют плавать.
Некоторые люди носят очки.
У правильной дроби числитель больше знаменателя.
Содержимое разработки
Разработка урока математики для
Автор: учитель МБОУ Сосновской СОШ №1 Хлыстова Н.А.
впадает в Каспийское море.
Из натурального ряда чисел хотя бы одно число делится на 29.
Составь из предложений
высказывания типа «хотя бы один».
Определи истинность или ложность высказываний. Сформулируй, где возможно, высказывание типа «хотя бы один».
6. Сумма двух натуральных чисел не всегда делится на 3.
7. Лондон – столица Италии.
8. Квадрат является прямоугольником.
9. Все кошки черные.
Ветер дует нам в лицо. (махи руками в лицо)
Закачалось деревцо. (наклоны влево-вправо с поднятыми вверх руками)
Ветер тише, тише, тише, (приседание с опусканием рук вниз)
Деревцо все выше, выше (вставание с подниманием рук вверх, потянуться)
Письменно № 259, 261, 269(1)
Четыре самых часто встречавшихся мне математических заблуждения
Раз уж я зарегистрировался, то попробую не только комментарии писать.
«Лобачевский доказал, что параллельные пересекаются».
Скорее всего, это искажённая формулировка «в геометрии Лобачевского две прямые, порознь параллельные третьей, могут пересекаться».
Если вероятность события равна 0, событие невозможное. Если вероятность события равна 1, событие достоверное.
Определение достоверного и невозможного событий никак не связаны с вероятностью. Событие достоверно не тогда, когда его вероятность равна 1, а тогда, когда никаких других вариантов нет, и событие обязательно произойдёт. Аналогично, событие является невозможным тогда, когда оно ни при каких условиях не может произойти. Вероятность любого достоверного события в самом деле равна 1, но не любое событие с вероятностью 1 достоверно. Аналогично с невозможным событием.
Вот пример события, имеющего вероятность 0, но не являющегося невозможным.
У нас есть игральная кость. Мы будем подбрасывать её до выпадения первой шестёрки. Как только выпадет шестёрка, мы остановимся.
Пример события вероятности 1, не являющегося достоверным, придумайте сами.
Люди плохо различают прямые и обратные утверждения и временами видят эквивалентность там, где её на самом деле нет. Вероятно, это именно такой случай.
«Вероятность этого стремится к нулю!»
Более того, выражение «x стремится к A» в математике само по себе не имеет смысла. Смысл имеет только полная формула: «y(x) стремится к А при x стремящемся к B«.
Если 1 разделить на 0, то результат равен бесконечности.
Здесь сразу две ошибки. Во-первых, операция деления на 0 не имеет смысла, поэтому у такого «деления» нет никакого результата. Во-вторых, символ «бесконечность» не является числом и поэтому не может являться результатом какой бы то ни было аримфметической операции.
Для знатоков подчеркну, что неархимедов анализ не спасёт: в поле гипердействительных чисел по-прежнему нельзя делить на 0.
Вероятно, из записи пределов, означающих неограниченный рост. Люди видят запись «предел равен бесконечности» и начинают использовать этот символ так, как его нельзя использовать.
У тебя в заблуждении 2 прибежало заблуждение 3. Вероятность невыпадения шестерки таки не равна нулю, она просто очень близка к нему. )
Вероятность 1 означает, что в условиях учтено всё, если событие не произойдёт в ходе какого-то «непредвиденного» фактора, то это значит, что в учёте вероятности не было учтено влияние всех вероятностоформирующих факторов.
Это не значит, что это событие с вероятностью 1, которое не произошло, это значит, что не были учтены ВСЕ возможные факторы, могущие повлиять на исход игры.
«Вероятность этого стремится к нулю» вполне может иметь смысл. Например, если берется не одно событие, а их последовательность. Пример из твоего же второго пункта: событие An означает «в первых n бросках не выпало шестерки». Тогда P(An)→0 при n→∞.
А в расширенной комплексной плоскости делить на ноль можно. И там 1/0=∞.
И откуда ты взял эти заблуждения? У меня такое чувство, что сам придумал практически на пустом месте.
Записки репетитора. История одной ученицы. Часть первая. Знакомство.
Всем привет! Что же, снова бросаю репетиторство, поэтому можно подвести некий промежуточный итог. Всё-таки, оглядываясь на события своей практики, я думаю, что был как минимум неплохим репетитором. Со мной любили заниматься, обо мне почти всегда оставляли отличные отзывы, сарафанное радио работало просто здорово. Но, увы, в моей практике были и неудачные случаи. Об одном таком случае, когда я потерпел сокрушительное поражение, мне и хочется поведать.
И вот однажды этой осенью Анна очень сильно попросила позаниматься с дочкой своей лучшей подруги. Она меня очень и очень просила, так как дочка подруги, будем звать эту девочку Викой, совсем лыка не вязала в математике.
-Понимаешь, Рогволд, обычная школа ей не нравится. Да и мне тоже. Она не понимает математику. Особенно геометрию. А здесь всего 5 человек в классе и учительница по-любому объяснит ей материал!
Чтобы понять весь масштаб звездеца, свалившегося на Вику, надо понимать, что геометрию ВЕСЬ седьмой класс она пропустила, а алгебру всего-лишь наполовину. А учебники у неё интересные. Теория множеств, теория делимости, примеры с параметрами. Это не математическая школа. У неё нет уклона. Жалко только, что учебник, по которому учатся, предназначен для углублённого изучения алгебры.
Вику сложно назвать трудолюбивым человеком. Скорее как, она увлекающийся человек. Если ей предмет нравится, то она будет его изучать. Алгебра, несмотря на объективную сложность, ей более-менее нравилась, а вот геометрия вызывала у неё одно чувство:»УБИВАТЬ. УБИВАТЬ ЛОПАТОЙ«
Я провёл с Викой тестовое занятие, чтобы понять с кем мне предстоит работать, и ужаснулся. По алгебре она могла отличить квадрат разности от деления многочлена на одночлен, что внушило мне оптимизм. А вот геометрия сводилась к одному:»Это равнобедренный треугольник (на квадрат). Тут всё очевидно!». Древние Греки рыдают, что хоть кому-то всё очевидно.
Если бы не Анна, которая мне уже привела человек 5, я бы отказался. Ну его нафиг. Однако, я чувствовал в моральном плане ей обязанным и подумал:»Ну и что, что это полный ноль? И что, предыдущий мой коллега не сумел с ней совладать? Я же лучше! Я же специалист и супер-мега-пупер крутой репетитор!». Поэтому, я сказал:»Екатерина Алексеевна, я буду заниматься с Вашей дочерью».
Во второй части будет описание наших занятий и как я дошёл до крайнего отчаяния.