Что значит хороший коллектив
Какой коллектив работает продуктивно
Содержание:
Далеко не каждая группа специалистов в одной фирме — это коллектив. И уж тем более, не всякая компания сотрудников достигает титула высокопрофессиональной и дружной команды. Настоящий коллектив, который работает слаженно и продуктивно — это команда сотрудников взаимодополняющих друг друга, каждый из которых обладает отдельным видом навыков. В результате получается группа людей, объединенные одним замыслом, стремящиеся к одной цели и несущие равномерную ответственность за рабочий процесс и результат.
Этапы формирования продуктивного коллектива
Итак, какой коллектив работает наиболее продуктивно и слаженно, получая высокие результаты от совместной работы? Ответ прост: тот, где рабочий процесс правильно организован и грамотно управляется. Чтобы достичь максимального взаимопонимания в профессиональной команде, коллективу необходимо пройти несколько важных стадий. Среди них:
Именно по достижении последней стадии формирования коллектива работа между его участниками будет наиболее успешной, эффективной и продуктивной.
Факторы, влияющие на работу команды
Психологи выделяют несколько закономерностей в трудовой деятельности коллектива. Так, на работу влияет количество людей в группе, а результат будет куда успешнее, если в команду входят люди разного возраста и пола, но с одинаковыми или схожими социальными признаками. Еще в команде должны соблюдаться нормы поведения, выработанные совместно всеми участниками. Совместно должны обсуждаться и все новые идеи, поскольку самые рискованные решения рождаются именно в обоюдной дискуссии, тогда как каждая личность в отдельности вряд ли смогла бы решиться на подобный эксперимент.
Как работать и не уставать?
Топ 15 рекомендаций для продуктивной работы в коллективе
Помимо создания благоприятной психологической атмосферы, можно выделить еще 15 не менее важных принципов достижения продуктивной работы в коллективе, среди которых:
Как повысить дисциплину и самоорганизованность
Рабочее время — ресурс важный и ценный. Многие работающие люди постоянно испытывают в нем нехватку. При этом, работая на износ, они многое не успевают. Если проанализировать свой трудовой день, станет понятно, почему так происходит: пять перерывов на перекур, три чашки кофе по 10 минут для раздумий, просмотр социальных сетей в рабочее время, а еще нужно зайти в соседний кабинет к коллеге обсудить последние новости в компании. Так и получается, что на основную часть дел остается меньшее количество часов. Исправить ситуацию, повысить дисциплину и самоорганизованность помогут следующие методы:
Воспитать самодисциплину также помогает создание утреннего ритуала и следование режиму дня. Это должно быть одно и то же дело, выполняемое в одно и то же время. Например, пробежка в 6:30 утра. Или йога по видео-занятию в 7:00 и т.д.
Лучшие советы для руководителя, который желает повысить продуктивность своего коллектива — это введение поощрительных выплат в виде денежной премии, сертификата в СПА или совместного пикника, а также оказание внимания каждому сотруднику, которое может проявляться, к примеру, в поздравлении на День рождения или в связи с рождением ребенка.
Примеры успешных компаний и их стиль управления
Чтобы лучше понять, как повысить продуктивность и эффективность коллектива, лучше рассмотреть схемы подхода руководства к организации работы в самых успешных на сегодня компаниях:
Теперь вы знаете, как продуктивно работать и что предпринять, чтобы повысить продуктивность коллектива. Вам помогут рекомендации экспертов и яркие примеры топовых мировых корпораций.
Насколько важен хороший коллектив
«Хороший» — понятие субъективное, у каждого есть свои требования к атмосфере в коллективе. Кому-то важно постоянное взаимодействие с коллегами, обмен мнениями и взаимная поддержка, а для кого-то главное — чтобы его лишний раз не трогали и позволяли спокойно делать свою работу. Но все-таки можно выделить несколько признаков, которые отличают хороший коллектив от плохого.
Часто под дружным коллективом подразумевают коллектив, который любит проводить вместе время в неофициальной обстановке. Несомненно, желание общаться с коллегами в нерабочее время вне офиса говорит о хороших отношениях с ними, но все-таки гораздо важнее обратить внимание на то, как сотрудники взаимодействуют на работе, потому что некоторым людям совесть вполне позволяет пить с коллегой пиво после работы по пятницам, а потом «подсидеть» его и получить повышение.
В хорошем коллективе сплетни, интриги, обсуждения за спиной отсутствуют или сведены к минимуму. Считается, что циркуляция сплетен свойственна в основном женским коллективам, но и мужчины могут быть теми еще сплетниками. Если в первые дни работы вам сообщат много личной информации о коллегах, которую вам знать вовсе не обязательно, стоит насторожиться: не исключено, что в будущем с такой же легкостью кому-нибудь сообщат личную информацию о вас.
Для здоровой атмосферы в коллективе очень важно, чтобы в нем не обсуждали размер заработной платы. Некоторые работодатели официально запрещают обсуждать, кто сколько получает, но даже если такого запрета нет, поднимать эту тему в разговорах не стоит. Некоторые сотрудники наверняка начнут завидовать, что кто-то из коллег получает больше, это может привести к склокам и конфликтам.
Один из важных критериев хорошего коллектива — это взаимопомощь. У каждого сотрудника есть свой круг обязанностей и сфера ответственности, но часто эти сферы пересекаются, требуя совместной работы. И слаженность командной работы зависит не только от профессиональных качеств сотрудников, но и от личных. В сработанном дружном коллективе проблем с командной работой возникать не должно.
Хорошие отношения между сотрудниками не должны подрывать рабочую дисциплину. Совместные чаепития — это замечательно, но если работники распивают чаи вместо того, чтобы заниматься делом, они рано или поздно навлекут на себя гнев руководства. Так что неформальному общению лучше посвятить обеденный перерыв, а в рабочее время нужно работать.
Для некоторых критерием выбора рабочего коллектива также является возраст сотрудников. Конечно, встречаются и сплоченные и дружные разновозрастные коллективы, и коллективы ровесников, напоминающие террариум со змеями. Но если не ударяться в крайности, то большинству людей комфортнее работать в окружении ровесников.
Разумеется, на стадии собеседования обычно нет возможности присмотреться к отношениям в коллективе, но определенные выводы можно сделать, пообщавшись с руководством: от руководителя во многом зависит атмосфера в коллективе. Проверить, комфортно ли вам в данном коллективе, поможет работа с испытательным сроком; обычно отведенного времени хватает на то, чтобы понять, сможете ли вы в дальнейшем работать с этими людьми, ведь отношение к новичкам — своеобразная лакмусовая бумажка для коллектива.
Важность атмосферы в коллективе недооценивать не стоит: на работе мы находимся большую часть дня, и если все это время приходится проводить в психологически некомфортной обстановке, стресса не избежать. Рано или поздно нервное напряжение достигнет критической точки, поэтому значительная часть соискателей при выборе между дружным коллективом и высокой зарплатой предпочтет первое.
Вопрос 1. Понятие и признаки коллектива. Виды коллективов.
Теория А. С. Макаренко
Чаще всего для описания сути и развития коллектива используется теория Макаренко. Особенно если речь идет об организации и воспитании группы детей, подростков, людей с девиациями. Хотя и для трудового, учебного коллектива эта теория применима.
Не каждая группа людей является коллективом. Для того чтобы им стать, нужно пройти ряд этапов:
Традиции
Традиции – важный и неотъемлемый элемент любого коллектива. Они регулярно формируются и крепнут. Традиции – устойчивые формы жизнедеятельности коллектива, отражающие желания, нормы и интересы каждого из участников. С их помощью в коллективе возникают новые общие нормы, взаимопонимание и сопереживание.
Традициям свойственно видоизменяться и обновляться. Они бывают большими и малыми:
Коллектив всегда имеет общие цели и задачи. Согласно Макаренко, всегда должна быть практическая цель (перспективная). Притом выделял автор близкую, среднюю и далекую перспективу:
Система целей должна быть выстроена так, чтобы перед каждым участником постоянно была какая-то цель, чувство ожидания и предвкушения, желание выполнить эту задачу. Постоянное наличие цели ускоряет личностное развитие участников коллектива.
Признаки сформированного коллектива
К признакам развитого коллектива, согласно А. С. Макаренко, относится:
Факторы, о которых следует помнить на этапе формирования команды
На этапе формирования команды руководитель должен:
Дружный коллектив на работе нужно не просто сформировать, но и удержать. Руководитель должен постоянно над этим работать. Команда не сформируется за несколько дней, стилем работы компании должен стать совместный труд.
Рекомендации для руководителя
Если вы, как лидер, желаете сплотить своих сотрудников, прислушайтесь к советам психологов:
Коллектив создается из разных личностей, и каждая имеет свои амбиции и потенциал. Самая деловая часть коллектива должна быть всегда в поле зрения руководителя, чтобы различия не стали причинами несогласованности и разлада.
Коллектив и личность
Отношения между личностью и коллективом могут развиваться по трем вариантам: подчинение личности коллективу, подчинение коллектива личности и гармония личности и коллектива. Для каждой модели взаимоотношений характерны свои особенности:
Нередко в рамках большого коллектива возникают неформальные группы людей, основанные на дружбе, интересах, симпатии. В свою очередь эти группы могут влиять на ценности всего коллектива и даже менять его воспитательные характеристики, превращать как в деструктивную систему, так и в конструктивную, изменять уровень воспитательного потенциала, формировать общественное мнение обо всем коллективе.
Если микрогруппы пропагандируют позитивные ценности и становятся авторитетными для всего коллектива, то они благоприятно влияют на личностный и социальный рост участников. Однако в противном случае или в условиях противостояния коллектива и микрогрупп личностный рост его участников затрудняется и замедляется.
Откуда в коллективе берутся неформальные лидеры, возникают симпатии и антипатии? Почему одни люди привлекают внимание других и могут завоевать расположение всего коллектива, а другие становятся изгоями? Американский психолог Д. Моренко ввел понятие социодинамического закона, согласно которому у каждого человека существует врожденное свойство «теле», которое или отталкивает, или притягивает людей.
Американские психологи Вудкок и Френсис выделили 5 этапов налаживания отношений между участниками коллектива.
Сам коллектив функционирует по двум законам:
Воплощаться участниками эти законы могут двумя путями: позитивным (положительное самопроявление, активная работа) и негативным (сплетни, интриги, подхалимство).
Стадии развития личности в коллективе
Какие бы силы коллектива не оказывали влияние на развитие личности, проходит оно в 3 этапа:
Противоречие не всегда успешно разрешается, тогда человек оказывается изолирован, дезадаптирован, изгнан из коллектива. Или же он сам покидает его. Тогда вместо интеграции отмечается стадия дезинтеграции.
Функции коллектива
Коллектив выполняет целый ряд функций в отношении личности:
Кроме того, коллектив позволяет человеку взглянуть иначе на себя, свои ценности и интересы, социальную роль и значимость. От этого стимулируется стремление человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию, раскрывается творческий потенциал.
В каждом коллективе есть своя система социального контроля. Это совокупность способов воздействия на участников коллектива путем убеждений, предписаний, наказаний, запретов и так далее. Становление и развитие коллектива во многом зависит от деятельности его лидера или руководителя.
Как формируется сплоченная команда
Создание целостной, организованной команды занимает время. Успешный руководитель понимает, что это произойдет не за один день. Коллектив проходит пять стадий развития, в результате происходит сплочение команды.
Стадия притирки
Любое взаимодействие и последующее формирование отношений начинается с притирки. Если члены команды не работали вместе, то в это время они демонстрируют свой характер, способности, сильные и слабые стороны. В этот период можно привлечь психолога, который поможет выстроить межличностные отношения с учетом индивидуальных особенностей каждого. Если это будет сделано профессионально, то возникнет меньше проблем на последующих стадиях.
Конфликтная стадия
Конфликты – нормальное явление для любой группы людей. В это время начинают формироваться мини-группы, появляются неформальные лидеры и аутсайдеры. Успешно пройти эту стадию поможет способность руководителя эффективно разрешать конфликтные ситуации. Внимательно наблюдая за всеми членами команды, следует вовремя вмешаться в ситуацию, когда кто-то не выдерживает оказанного на него давления или конфронтации.
Экспериментальная стадия
На этой стадии после урегулирования всех конфликтов внутри группы начинает расти личностный и профессиональный потенциал, как отдельно взятого сотрудника, так и всей команды. Несмотря на то, что на этом этапе присутствуют сбои в работе и неравномерное распределение нагрузок, коллектив начинает улучшать показатели.
Творческая стадия
В процессе производственных отношений выделяются люди, которые способны сплотить вокруг себя группу, взять ответственность не только за себя. Руководитель может делегировать им часть полномочий при решении ответственных задач. Теперь коллектив способен к творческому подходу к работе.
Стадия зрелости
На этом этапе сотрудники сплочены. Каждый из них знает свои роли, обязанности, ответственность. Вопросы решаются конструктивно, спокойно. Зрелый коллектив способен решать сложнейшие задачи и достигать больших результатов.
Виды коллектива
Коллективы бывают однородные и неоднородные по своему составу. Это может касаться чего угодно: пола, возраста, социального и материального статуса, образования, профессии.
Разнородным (гетерогенным) коллективам проще решать сложные задачи, ситуации мозгового штурма. Они менее конфликтны, чего нельзя сказать о гомогенных коллективах (однородных). Почему так? В гомогенных коллективах выше конкуренция, хотя и лучше взаимопонимание, а также быстрее происходит сплочение. Еще острее конкуренция ощущается в женском гомогенном коллективе.
Существует еще несколько классификаций коллективов.
По структуре
По статусу
Принято выделять официальные и неофициальные коллективы. То есть взаимодействие первых прописано на бумаге (устав, договор, инструкция). Неофициальные коллективы скреплены только практикой.
По характеру внутренних связей
Формальные и неформальные коллективы. Первые возникают на основе официального распределения. В неформальных коллективах взаимоотношения складываются спонтанно, сами собой. Эти границы могут быть в рамках одного коллектива, притом часто они не совпадают.
По продолжительности жизни
В рамках этого разделения говорят о временных и постоянных коллективах. Первые собираются для решения одной конкретной задачи, вторые функционируют продолжительное время и решают множественные задачи.
По степени свободы участников
Речь идет как о свободе входа/выхода из коллектива, так и об активности участия (посещаемости встреч, участии в мероприятиях).
По функциям
По размеру
Увеличение размера группы влияет на каждого из ее участников. В малых коллективах проще установить систему самоуправления.
Инструменты сплочения команды
Есть немало методов, которые увеличивают сплоченность команды на разных стадиях. Они позволяют сократить время на формирование команды единомышленников, в которой каждый ощущает себя не просто сотрудником, но частью чего-то большого.
Какие мероприятия сплачивают коллектив
Коллективное празднование дней рождения, праздников, проведение корпоративных вечеринок делает команду дружной. Неформальное общение сближает. Люди становятся более свободными, выходя за рамки делового общения. Когда коллеги часто общаются в такой обстановке, то лучше понимают друг друга, руководителя. В производственных отношениях появляется больше взаимовыручки и доверия.
Традиции
Каждая команда должна иметь свои традиции. Утренний совместный кофе с просмотром забавных роликов зарядит позитивом на весь день. В конце дня вся команда может собираться на 15-минутное чаепитие со сладостями, что позволит оставить груз производственных забот и отправиться к семье в отличном настроении. В конце рабочей недели можно всем коллективом ходить на фитнес, йогу, в бассейн. Не забудьте о ежегодном праздновании годовщины компании.
Даже небольшие совместные мероприятия сделают членов команды ближе друг к другу, и каждый будет дорожить атмосферой открытости, уюта, непринужденности, созданной в компании.
Собрания
Не стоит относиться к собраниям, как к чему-то официальному, они могут проходить в неформальной обстановке. Важно, чтобы на них присутствовал каждый член коллектива и мог высказать свое мнение по любому вопросу. На таких собраниях обсуждаются важные вопросы, и каждый чувствует себя нужным, способным повлиять на эффективность работы предприятия. По окончании собрания можно поздравлять сотрудников с торжественными событиями, хвалить, награждать подарками.
Можно выпускать корпоративные газеты или журналы, в которых освещать жизнь коллектива. В таких изданиях пишут о достижениях, успехах, поставленных целях, поздравляют со знаменательными событиями, пишут предложения и пожелания. Желающие могут помещать свои стихи о коллективе, песни. Такое корпоративное издание выпускают поочередно различные отделы.
Отдых
Руководитель должен знать о своем коллективе, какой отдых кто из сотрудников предпочитает. Совместные поездки на природу погружают в непринужденную обстановку, в которой неожиданно может раскрыться потенциал коллег. Барбекю, туристические походы, экскурсионные поездки предотвращают выгорание сотрудников и гарантируют сплоченную работу.
Смена обстановки снимает стресс и напряжение, разряжает возникшие осложнения, помогает посмотреть друг на друга другими глазами. Корпоративный отдых сплачивает дух, настраивает на позитив, позволяет вырваться из рутины. Организовать совместное времяпрепровождение можно и в стенах офиса, главное, чтобы всем было интересно.
Игры, которые помогут сплотить коллектив
В рейтинге способов сделать коллектив более дружным лидирует тимбилдинг – комплекс командных мероприятий. Существуют следующие категории:
Эти варианты тимбилдинга помогут сформировать дружную команду.
Диагностика отношений в коллективе
Успешность развития коллектива исследуется с помощью социограммы. Она основана на выделении референтных (значимых) людей и групп, которые в свою очередь складываются из предпочтений, а предпочтения из симпатий.
Каждому участнику коллектива предлагается выделить двух приятных людей и двух неприятных (с кем бы он хотел работать и с кем не хотел). Все результаты записываются в форме круга (инициалы участников коллектива). Между инициалами расставляются стрелки (связи). Такая социограмма позволяет:
Как сплотить команду интернет-магазина
При создании виртуальной команды создайте устав проекта, в котором будут оговорены принципы сотрудничества и отображены правила взаимодействия между сотрудниками. Здесь же обозначается порядок проведения виртуальных совещаний и освещается процедура рассмотрения конфликтных ситуаций. Руководитель должен подумать, как сплотить команду людей.
Способы сплочения коллектива
Даже если в вашем офисе имеется только менеджер и курьер, а остальные сотрудники трудятся удаленно, есть способы сплотить виртуальный коллектив.
Прежде всего, держите сотрудников в курсе всех дел интернет-магазина. Делайте рассылки, сообщайте о новостях, просите об обратной связи. Больше общайтесь, заведите корпоративный чат и обсуждайте цели и ценности компании.
Если сотрудник не участвует в дискуссиях, то стоит уделить ему внимание, так как такое поведение свидетельствует о том, что он просто зарабатывает деньги.
Общение в социальных сетях сделает свое дело, но позаботьтесь о том, чтобы люди знали друг друга в лицо. Для этого устраивайте видеовстречи в Скайп, включайте сообщения в Телеграм.
Как сплотить удаленных сотрудников
Даже сотрудников, разбросанных по городам, можно сплотить, проводя совместные мероприятия. Для этого подумайте о формате встречи и подберите максимально доступное место. Даже если приедет пара сотрудников – это будет здорово, так как появится возможность пообщаться “вживую”. Главное, чтобы руководитель верил в успех мероприятия и в то, что у него наилучшая команда.
Социальные роли в коллективе
В каждом коллективе имеются производственные и межличностные роли. К производственным относится:
В малом коллективе одному человеку приходится играть несколько ролей, что чаще провоцирует конфликты. То есть оптимальная численность коллектива – 8-12 человек.
По характеру межличностных отношений выделяются роли ведущих и ведомых участников. Они же предпочитаемые и непредпочитаемые соответственно.
Как понять, что вам нужно сплочение команды
Руководителю необходимо приложить усилия, чтобы сплотить коллектив, когда:
Хороший руководитель знает, что для того, чтобы предприятие работало успешно, необходимо строить команду, и заниматься этим должен он сам, а не перекладывать эту задачу на своих заместителей.
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОГО КОЛЛЕКТИВА
ПРИЗНАКИ УСПЕШНОГО КОЛЛЕКТИВА
Способность сотрудничать ради общей цели
Для успешного коллектива характерно то, что его члены достаточно развиты, чтобы работать ради успеха общего дела, а не своего собственного. Когда люди объединены на основе общей цели, появляется эффект синергии, который заключается в том, что отдельные усилия, складываясь вместе, могут увеличиваться не пропорционально, а многократно. Если же в коллективе каждый желает просто своего собственного успеха, то усилия одного сотрудника плюс усилия другого в сумме не дадут даже двух. Реально может получиться даже минус единица, потому что начнется борьба, сплетни, зависть, борьба за выживание, и коллектив будет разваливаться. Но если все желают общей победы и складывают свои усилия, тогда один плюс один может давать колоссальную сумму — до ста восьми. В конце концов, как уже говорилось, наше предназначение — жить не просто для себя, а для счастья других. В этом миссия человеческой жизни. Если человек решает только свои проблемы, они будут усугубляться. Если же он решает проблемы других, то его собственные проблемы разрешаются автоматически. Таков закон кармы.
Взаимная поддержка
В здоровом, успешном обществе его члены поддерживают друг друга и заботятся о благополучии друг друга. К сожалению, в современном обществе зависть достаточно серьезным образом отравляет профессиональные отношения и тормозит развитие общества в целом. Эгоизм заставляет человека думать только о собственном благе и тогда любые успехи товарища раздражают. А это значит, что нужно бороться как с самим человеком, так и с его успехами. Обычно это выражается в таких словах: «Тебе что, больше всех нужно? Почему ты выделяешься из коллектива?»
Это проявление зависти, которая происходит от непонимания того факта, что наше счастье зависит от счастья окружающих. Если мы попадаем в общество счастливых людей, мы тоже становимся счастливыми. Если же мы попадаем в коллектив несчастных людей, то единственное чувство, которое сможет испытать человек — это злорадство.
Радость от совместного труда
Еще одной чертой успешного коллектива является то, что его членам нравится работать вместе. Это означает, что все возникающие проблемы решаются не с высоким начальством, а на максимально низком уровне: с непосредственным руководителем или в общении друг с другом. Для этого требуется наличие возвышенных качеств, и это единственный путь к спокойствию в коллективе.
Но если людям не нравится работать вместе, им проще обратиться наверх, и разбираться, жаловаться, чтобы сверху надавить на какие-то рычаги. В таком коллективе нет единства, он постоянно находится в беспокойстве.
Коллективное решение задач Для успешного коллектива характерно то, что его члены обладают необходимой квалификацией для достижения успеха. У всех может быть своя собственная квалификация, но вместе они должны сочетаться в единый слаженный организм, способный осуществлять поставленные перед ним задачи. Для достижения этого необходимо выполнение двух условий: во-первых, люди должны быть взаимозаменяемы, чтобы всегда была возможность заменить выбывшего члена команды.
во-вторых, лидер должен вырастить для себя многоступенчатую замену. Успех лидера заключается в присутствии других лидеров, способных выполнять его функции даже лучше его самого.
Нужно помнить, что хорошего лидера окружают помощники, которые становятся эффективнее самого лидера. А плохого лидера окружают забитые и задавленные глупцы.
Стадии развития коллектива Формирование
Коллектив рождается в тот момент, когда группа индивидуумов собирается вместе для достижения общей цели. Изначально члены коллектива незнакомы друг с другом и не знают, могут ли они вообще работать вместе, поэтому испытывают неуверенность по поводу решения поставленной задачи и успешности своих взаимоотношений. Для выяснения этого требуется время.
Поэтому самая главная задача лидера — разъяснить, кому и чем заниматься, распределить ресурсы и установить правила, по которым на первых порах будет работать коллектив. Это еще не естественные правила, а искусственные, но они необходимы, чтобы коллектив мог начать действовать.
Эту стадию в западной психологии называют (по примеру сообществ животных) стадией ритуального обнюхивания. Члены команды настороженны в своих взаимоотношениях и обычно в них присутствует подчеркнутая вежливость, скованность, некоторая нервозность и неловкость, что проявляется в форме неуклюжего юмора и надрывного смеха.
На этом этапе члены коллектива еще не готовы брать на себя ответственность, и поэтому ждут, пока лидер сам распределит роли, определить задачи и не инициирует действия группы.
На этом этапе коллектив, фактически, не работоспособен, поскольку его члены испытывают неуверенность относительно цели и своей роли, а также по той причине, что вся энергия поглощается процессом установления взаимоотношений и поиском методов сотрудничества. Чем быстрее это закончится, тем быстрее пойдет процесс развития коллектива. Поэтому лидер должен сыграть главную роль и постараться ускорить процесс личного знакомства и сближения, делая все возможное для того, чтобы быстрее начать совместную деятельность. Чтобы члены коллектива могли понять убеждения, заботы и надежды коллег. Это может быть осуществлено самыми разными способами, например, через совместные мероприятия, такие как отдых на природе и т. д. Чем скорее члены команды хорошо узнают друг друга, тем раньше начнется их эффективное сотрудничество.
Так же лидер должен, как можно быстрее, обеспечить понимание, и поставленной цели и задач со стороны каждого из членов коллектива. Речь идет не просто о разъяснении цели и задач. Важно, чтобы члены коллектива были готовы отстаивать ценности, лежащие в основе их деятельности; в противном случае они не смогут всей душой предаться делу. Поэтому в выработке и формулировании цели необходимо участие каждого члена коллектива. Это будет решающим фактором в достижении конечного результата.
В этом процессе должна возникнуть миссия организации («мы собрались для того, чтобы…»). Это обязательно должно быть сделано. Миссия должна быть простой, лаконичной и понятной, и ее должны поддерживать все члены коллектива. Если это никак не удается, нужно менять либо миссию, либо состав коллектива. Если миссия есть, тогда люди будут составлять коллектив, если же ее нет, то всем можно расходиться по домам. Без миссии настоящей эффективности не будет!
Лидеру также важно поощрять инициативу членов группы в разработке приемлемых и эффективных методов работы.
Для этого ему необходимо уступать свои полномочия по принятию решений делегированием: он дает своим подчиненным возможность самим принимать решения, распределять роли и задачи и т. д. При этом за лидером остаются полномочия, необходимые для обеспечения выполнения задач в соответствии с нуждами организации. Принцип делегирования очень важен. Обязательно нужно чем-то делиться, и тогда каждый будет расти. Многие лидеры часто испытывают с этим трудности. Но если этого не делать, то коллектив так и останется в состоянии зависимости от лидера, что препятствует проявлению коллективного творчества, сотрудничества и вышеупомянутой синергии. Об этом еще пойдет речь, когда будет обсуждаться микро менеджмент.
Когда создается климат, благоприятный для взаимодействия, это ускоряет избавление от зависимости и искусственности, свойственной стадии формирования и приводит к хорошему взаимопониманию. На этом заканчивается стадия формирования и возникает ощущение, что проблем больше нет. Но здесь приходит вторая стадия, которая называется буря.
Буря
При правильном развитии коллектив быстро проходит первую стадию. Далее члены коллектива приходят к зависимости друг от друга, а не от лидера. Эта фаза часто конфликтна и известна под названием «буря». Так как все поняли миссию, хорошо узнали друг друга и теперь не испытывают страха, то начинают честно высказывать Друг другу свое недовольство. Недовольство же есть всегда, поэтому раздражение и обиды, скрываемые ранее, выносятся наружу, принимая форму конфликта.
Несмотря на неприятность данной ситуации, эта стадия имеет концептуальное значение в развитии эффективного коллектива, т. к. скрываемые ранее внутренние процессы незрелой группы отвлекали энергию от решения главной задачи на попытки занять лучшее положение, обрести власть и т. д.
Если коллектив проходит через эту стадию, он становится крепким раз и навсегда, если же застревает в ней, то он так и не становится эффективным, а будет всю жизнь бороться с этой вялотекущей бурей.
Буре присущи такие характеристики, как кулуарное проявление негативных эмоций агрессии: упреков, обвинений или просто ворчания. Они являются не открытым и честным выражением истинных чувств, а ехидными, саркастическими ремарками, часто замаскированными под шутку или поддразнивание. Они очень редко высказываются непосредственно личности, против которой они направлены, и как бы не принадлежат самому обвинителю. Часто они принимают облик косвенных высказываний, где «я» подменяется на «мы» или «всем” (не «мне кажется», а «всем кажется»). То есть, никто не берет на себя ответственность, процветают интриги, группировки, междоусобица. Часто на этой стадии появляется недовольство лидером: он воспринимается тираном, у которого слишком авторитарные методы управления.
И на этом уровне нужно давать себе отчет в том, что это реально происходит, а не закрывать на это глаза. Это уровень созревания коллектива. К сожалению, некоторые навсегда остаются на этой стадии!
Не исключено, что лидеру это может быть очень выгодно. Если он заинтересован во власти и не способен передавать подчиненным свои полномочия, то ему очень выгодно поддерживать бурю. Это называется «разделяй и властвуй». Если человеку просто приятно руководить другими, изображая из себя Наполеона, если он наслаждается властью, то ему невыгодно делить свои полномочия. Но это не лидер, а тиран! Настоящий лидер хочет получить власть, чтобы иметь еще больше возможностей заботиться о других. С такой целью он легко будет проходить стадии развития коллектива. Признак такого лидера — рядом с ним появляются другие хорошие лидеры, и он счастлив от этого. Он дает другим возможность развиваться. В ведических источниках есть такая цитата: хорошего царя невозможно увидеть среди его министров: он не самый привлекательный из них, не самый сильный, не самый красивый, не самый высокий. Его можно узнать только по зонтику, который над ним несут. Но если лидера сразу видно среди его приближенных, то это уже не настоящее лидерство. То есть, это тоже форма лидерства, но особая. Она тоже иногда нужна, но не в нашем случае, потому что наша задача, — чтобы каждый мог стать лидером. А для этого мы должны научиться делегировать свои полномочия.
Настоящий лидер должен воспользоваться энергией бури. Энергию нельзя подавлять, ее нужно использовать, направив в нужное русло. Первое, что должен сделать настоящий лидер — это заставить всех раскрыть свои карты. Он должен дать людям возможность вежливо высказать в лицо друг другу все о своих недовольствах. При этом сам он должен подавать пример своей вежливостью, справедливостью, заботой и невозмутимостью. Буря означает, что, хотя мы и создали миссию и поняли друг друга, что-то осталось нерешенным. Теперь все это должно быть высказано, все больные места обозначены, и группа должна начать вместе искать позитивное решение возникших проблем. В результате сама группа выведет новые, уже естественные нормы и правила взаимного общения. Через этот процесс каждый член коллектива может научиться слушать и уважать друг друга, сможет поправлять коллегу в случае нарушения новых установленных норм взаимоотношений.
Если лидер достаточно искусен, он может использовать энергию шторма, перенаправляя ее с уничтожения друг друга на совместное выполнение миссии. В результате люди перестают бояться, подозревать друг друга, начинают понимать друг друга с полуслова, получают удовольствие от работы друг с другом, В конце концов, это главная идея, ведь на работе мы проводим очень много времени.
Многие современные руководители боятся этой стадии, потому что при этом роль лидера снижается, так как условно лидером уже может стать каждый, в зависимости от важности его работы. Каждый может брать на себя какие-то полномочия и решать возникающие проблемы. Все поддерживают друг друга, каждый успех замечается и радует всех, а неудачи обсуждаются открыто, без боязни. Это признаки здорового коллектива. А в нездоровом коллективе, наоборот, радуются неудачам.
На этой стадии развития решение обычно принимает весь коллектив, а не один лидер. Если случается неудача, то она воспринимается как общая, а не просто «сваливается» вина на лидера или кого-то из коллег. Весь коллектив старается найти выход из этой ситуации. Поэтому, естественно, никто уже не боится идти на некоторый риск в принятии решений, никто не боится брать на себя ответственность. Наблюдается свободный обмен информацией между членами коллектива.
Так наступает стадия сотрудничества.
Сотрудничество
Хорошо, если коллективу удается достичь этой стадии. Но, к сожалению, и на ней тоже не так все просто. Например, если появляется новый человек, то фактически коллектив на некоторое время опять возвращается на первую стадию. Новый человек не понимает миссию, не знает, как и с кем работать, затем выражает свое недовольство. И только спустя время, наступает сотрудничество. Но, поскольку в коллективе уже есть опыт прохождения через эти стадии, то процесс проходит быстрее.