Что значит фундамент человечности
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Энджелл
как вы понимаете выражение»фундамент человечности»
Лучший ответ:
Онтонио Веселко
Значение человечности очень объёмное само по себе, но основная суть этого слова это определения качеств человека отличающих его от например животных или от растений.
Такие качества как способность разумно мыслить, быть добрым, способность к самопожертвованию, ответственность за свои поступки и за жизнь других людей, зависящих от нас.
Животные не способны на это по одной лишь причине, совершая действия в большинстве случаев, они руководствуются инстинктами. Человек тоже обладает рядом инстинктов, но способность мыслить и рассуждать, даёт нам возможность в нужный момент, приглушать животное начало и поступать так, как подсказывает разум.
Как пример, когда другой человек нуждается в нашей помощи и находится опасности, мы должны оказать ему помощь и поддержку, хотя наш инстинкт самосохранения, возможно в это момент, не велит это делать. Но наш разум говорит: «я человек и я обязан помочь!».
Животным не дано принимать подобные решения. Исходя из всего вышеизложенного можно сказать «фундамент человечности» это совокупность всех тех основных качеств, которые свойственны лишь человеку, лишь разумному существу.
Человечность – это достаточно сложное понятие. В нём зачастую принято объединять различные явления – такие, к примеру, как гуманность и гуманизм; несмотря на созвучие этих слов, они не связаны друг с другом по смыслу и в ряде случаев противоположны.
Что такое человечность: краткое определение
Явление человечности распространяется не только на других людей, но и на животных, растения и весь окружающий мир в целом. Так, мы часто слышим призывы быть человечными по отношению к диким и домашним животным – не мучить их, не убивать, не разорять птичьи гнёзда.
Человечность – это одно из наиболее высших проявлений человеческого поведения. Такое поведение – осознанное и приобретённое. Человек не рождается человечным, а становится им в процессе воспитания и накопления жизненного опыта. Ну, или не становится, если воспитание и жизненный опыт не подталкивали к этому.
В чём проявляется человечность: черты характера
Человечность, или гуманность, основывается на альтруизме. Это поведение, в основе которого лежит принцип бескорыстной помощи другим, доброта, самоотверженность. В своей высшей степени альтруизм проявляется в жертвенности: человек приносит свои личные интересы, амбиции, а иногда здоровье и жизнь в жертву ради общего блага или же ради блага каких-то конкретных людей. Противоположностью альтруизму является эгоизм – выпячивание своих личных предпочтений, действия, направленные исключительно на достижение личной выгоды, самолюбие. Точно так же гуманности противостоит жестокость – стремление причинить вред окружающим ради неких личных интересов.
Человечность также базируется на нравственности. Это комплекс правил поведения, которые направлены на реализацию альтруизма и подавление эгоизма.
Человечность неотделима и от силы воли, поскольку она предполагает конкретные действия, направленную активность. Данная активность должна способствовать установлению альтруистических принципов и бороться с чужим или собственным эгоизмом.
Важно, что при осуществлении человечности акцент делается на искреннем желании сделать окружающий мир лучше. «Добрые поступки» человек способен совершать и из иных побуждений. К примеру, антисоциальный человек может «хорошо себя вести», если понимает, что за преступление и вообще за вред окружающим он будет наказан. Такое «доброе поведение» осуществляется исключительно из страха, следовательно, в его основе лежит ненависть.
Точно так же и жертвенность. Нередко бывает, что человеком движет лишь желание покончить с собой. Во время крупных войн многие люди рвались в бой не ради того, чтобы защитить свою страну, а лишь по причине того, что им надоела тяжёлая жизнь и они желают погибнуть, выместив перед этим свою злобу на противнике или просто «повеселившись».
Жертвенность или просто услужливость бывают показными. В основе такого поведения в любом случае лежит эгоизм, а не альтруизм. Человек стремится доказать другим свою правоту, исключительную значимость, своё превосходство. В таких случаях ни о какой человечности не может идти и речи.
С другой стороны, человечность далеко не всегда предполагает какие-то крайности и «экстремальные» поступки. Она выражается во всех наших делах, включая повседневные.
Кроме того, человечность предполагает и адекватную оценку своего положения в мире. Адекватное отношение к другим людям возможно только тогда, когда мы знаем, что не обладаем каким-то существенным превосходством перед ними. Гуманное отношение к животным возможно тогда, когда мы осознаём, что тоже являемся частью животного мира, разве что мы чуть более развиты, чем остальные животные.
Примеры человечности
Мировая литература полна сюжетов, посвящённых «человечному» поведению. Примеры можно перечислять часами. Это и Дед Мазай, спасающий бедных зайцев, и Данко, вырвавший своё сердце для того, чтобы осветить путь другим, и героиня «Аленького цветочка», сумевшая подружиться со страшным на вид чудовищем и даже полюбить его, поборов свой страх. В литературных произведениях чувство любви к конкретному человеку или человечеству в целом толкает персонажей на героические поступки, они рискуют жизнью, но доводят начатое дело до конца.
Человечность культивируется в различных произведениях и памятниках мировой культуры, в религиозных и мифологических произведениях. Так, широко известна буддийская притча о трёх обезьянах, одна из которых не видит зла, другая – не слышит зла, а третья – не говорит (и не совершает) зла. Это, согласно буддийским представлениям, три главные составляющие человечности.
Правда, человечность в религиозных предписаниях зачастую носит непоследовательный и однобокий характер. К примеру, заповеди Ветхого Завета предписывали гуманное и дружественное отношение между «сынами Израилевыми». По отношению к другим народам те же заповеди допускали, а иногда и предписывали необузданную жестокость.
Исключительную гуманность проповедует и индуизм. Зачастую в этой религии этот принцип доводится до абсурда: в некоторых течениях индуизма монахи обязаны ходить с метёлочкой, которой они подметают землю перед собой, чтобы случайно не наступить на какое-нибудь мелкое животное.
Впрочем, религиозные постановления соблюдаются далеко не всегда и не всеми; литературные произведения описывают некие идеалы, которые далеки от действительности. Существуют ли яркие примеры человечности в реальной жизни? Их тоже достаточно много.
В качестве одного из примеров можно привести Турцию. В этой стране с определённого времени культивируется исключительно гуманное отношение к бездомным животным. Уличные кошки и собаки обзаводятся уютными домиками, на которых имеется надпись, призывающая не причинять хозяину домика зла. Во многих турецких городах установлены автоматы, кормящие бездомных животных. Такое отношение к братьям нашим меньшим в «восточной» стране многим может показаться парадоксальным, особенно в сравнении с привычками «цивилизованных» европейцев. В Европе охота, в частности – на редких и исчезающих животных, остаётся одним из самых популярных видов развлечений. Животные убиваются на потеху публике. Конечно, зоозащитники не стоят в стороне, и за последнее время им удалось многое сделать. Дошло даже до того, что в ряде стран стали официально запрещать цирки и некоторые виды зоопарков, поскольку животные в них содержатся в ненадлежащих условиях и нередко подвергаются мучениям – тоже для развлечения досужей публики.
Примеры человечности порой проявляются с неожиданной стороны. Всем известна легенда о Робин Гуде – «благородном разбойнике», который грабил богатых и раздавал награбленное бедным. Реальный прототип Робин Гуда, скорее всего, не был таким благородным, однако в народном сознании родился образ именно такого героя. Подобным персонажем был и Тиль Уленшпигель.
Джек-Прыгун – персонаж мистических городских легенд в викторианской Англии. Это было злобное антропоморфное существо, имевшее пружины на обуви, позволявшие ему высоко прыгать и быстро бегать. Обладал он и другими сверхъестественными способностями. Джек-Прыгун пугал прохожих, грабил одиноких путников и совершал ещё много всякого зла. Однако неожиданную трансформацию этот персонаж претерпел в оккупированной нацистами Чехословакии: здесь на его основе возник народный образ Перака – сверхъестественного существа, который борется с нацистами и помогает несчастным жителям оккупированной страны. Легендарный разбойник снова стал справедливым героем, проявляющим исключительную гуманность.
Проблемы человечности
Как мы показали выше, человечность не всегда проявляется последовательно. Одна из проблем в этом плане – ожидание того, что окружающие оценят твой «добрый поступок». Если человек сталкивается с тем, что адресаты гуманного поведения не оценят оказанной помощи, то зачастую он разочаровывается в людях и в необходимости быть человечным. Эгоистические тенденции берут верх, когда человек чувствует себя уязвлённым.
Происхождение гуманности изучается давно. Многие исследователи убеждены, что такое высшее чувство, как человечность, имеет биологические корни; она или её прообразы наблюдаются и в животном мире; недавние исследования показали, что альтруистические отношения существуют даже среди простейших одноклеточных животных.
Существуют различные биологические предпосылки «человечности». Например, забота о стариках и уважительное отношение к ним появились в обезьяньих стаях, где особи, дожившие до преклонного возраста, играют роль социального резерва: если родители погибнут в схватках с конкурентами или хищниками, то забота об их потомстве переходит именно к старикам.
Также не следует путать гуманность и гуманизм. Последний термин обозначает учение, пропагандирующее превосходство человека, его исключительное положение в природе, в том числе его право изучать и изменять окружающую действительность. Гуманизм давал толчок к всестороннему развитию человека, в том числе расцвет наук и искусств, но он же приводил и к таким печальным последствиям, как уничтожение множества видов животных и растений, порча экологии в угоду достижениям цивилизации.
Что такое «человечность» в современном понимании, примеры
Слово «человечность» знакомо всем, но каждый вкладывает в него какой-то собственный смысл. У кого-то оно ассоциируется с добротой, у кого-то – с гуманностью, у кого-то – с порядочностью, нравственностью или другими качествами. Сегодня мы устраним эту неоднозначность, разобравшись, что же представляет собой человечность, как она формируется и как проявляется, посмотрим примеры, а также выясним, можно ли развить данное качество в себе самостоятельно.
Что такое человечность?
Человечность – это свойство личности, подразумевающее наличие у неё ряда важнейших морально-нравственных качеств, таких как доброе отношение ко всем живым существам, уважение к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию, реализующаяся в помощи и содействии тем, кто в этом нуждается. Человечность является приобретённым качеством, которое формируется в процессе социализации человека.
Важная особенность человечности заключается в её повседневности. То есть, человечная личность не ждёт дня, когда можно будет совершить «героический подвиг», а постоянно поддерживает тех, кто в этом нуждается. Настоящая, не показная человечность проявляется в мелочах.
Человечность подразумевает наличие у человека таких качеств как доброта и доброжелательность, искренность, скромность, честность, великодушие, внимание и уважительное отношение к окружающим, способность сочувствовать и жертвовать своими интересами ради других. Проявление человечности приносит радость, а регулярное проявление делает личность сильнее и повышает самооценку.
Как проявляется человечность?
Любой бескорыстный поступок во благо другого человека или ради какой-то благородной цели является проявлением человечности. Стремление бескорыстно помогать другим высвечивает лучшие из человеческих качеств, такие как доброта, милосердие, сочувствие и сострадание. В этом и заключается суть человечности – в небезразличии к чужой судьбе, даже если это совершенно незнакомый человек.
Практически каждый человек уверен, что обладает такой добродетелью как человечность (и если потребуется, даже сможет привести примеры добрых дел, подтверждающих это). Однако человечность проявляется не в единичных поступках. Она проявляется в том, что человек интуитивно выбирает правильные действия, потому что просто не может поступать иначе.
Стоит отметить и то, что уровень человечности не определяется разницей между плохими и хорошими поступками. Нельзя думать, что плохие поступки перекрываются хорошими делами. Конечно, ошибки совершают все, но человечная личность не станет сознательно поступаться принципами ради заработка или удовлетворения каких-либо иных нужд, оправдывая себя тем, что в остальных-то делах всегда поступает благородно.
Синонимом слова «человечность» считается слово «гуманность». Но при этом первое слово больше ассоциируется с собственными положительными качествами, а второе – со способностью прощать других, не винить и не наказывать их за провинности.
Человечность определяется не только отношением к другим людям, но и отношением к растениям, животным и всему окружающему миру. Иногда именно здесь проводят черту между человечностью и гуманностью, утверждая, что человечность – это доброта по отношению к людям, а гуманность – это доброта по отношению ко всему живому. И всё же в современном русском языке эти слова считаются синонимами, поэтому такое разделение делать не обязательно.
Примеры проявления человечности
Друзья, давайте немного отойдём от теории, и рассмотрим конкретные примеры.
Одним из ярчайших примеров проявления человечности является спасение животных. Давайте вместе посмотрим эти эмоциональные кадры, где неравнодушные люди помогают обессилевшей собаке выбраться из колодца:
Есть и другой пример спасения собаки, где приняли участие не профессиональные спасатели, а обычные люди, которые объединили усилия ради благой цели:
Не менее ярким примером проявления человечности является следующее видео — спасение волка из капкана. Хотя волк является опасным для человека животным, но это не помешало неравнодушным людям помочь волку освободиться из западни:
Есть ещё множество подобных историй, но даже этих нескольких примеров вполне достаточно чтобы понять, что такое человечность и насколько она важна.
Как формируется человечность?
Это происходит в процессе социализации – формирования личности, во время которого ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми. Основными источниками человечности являются воспитание и родительский пример. Ребёнок наблюдает за поведением взрослых, замечает, как они относятся друг к другу, к нему, к окружающим людям и к домашним животным.
Иногда родители воспитывают детей очень строго, наказывая их за любой неправильный поступок, даже если раньше им никто не объяснял, что так поступать нельзя. В подобных ситуациях ребёнок интуитивно чувствует какую-то несправедливость, но не может понять, в чём она заключается. И это приводит к возникновению у него внутренних конфликтов, негативно сказывающихся на развитии его человечности.
Важно также, чтобы ребёнок много общался со сверстниками. Это взаимодействие требует от него внимания, участия, дружелюбия и других проявлений человечности. И если он будет делать что-то неправильно, то реакция других детей заставит его скорректировать своё поведение. Так его социализация будет происходить наиболее естественным способом.
Уже в дошкольном возрасте ребёнок начинает усваивать правила взаимоотношений с другими людьми. При этом важную роль играют требования взрослых. Дети стремятся соблюдать их сами и следят за тем, чтобы их соблюдали другие. Если кто-то поступает наперекор этим правилам, дети могут ограничивать своё общение с ним или обращаться с жалобами к взрослым, ожидая, что те подтвердят правило и объяснят непослушному ребёнку, что ему не следует так себя вести.
Важным источником человечности для детей являются мультфильмы. В них описываются различные житейские ситуации, в которых главные герои совершают ошибки и узнают их цену, ссорятся и мирятся, учатся поступать правильно и подают пример юным зрителям.
Особенно активно человечность формируется у ребёнка в период «я сам». В это время ребёнок стремится к самостоятельности и старается без подсказок со стороны взрослых определять, какие поступки неприемлемы, а какие являются желательными. При этом он не всегда делает правильные выводы, но когда взрослые его поправляют, он запоминает правильную модель поведения и впредь придерживается её.
Человечность в современном обществе
Каждый из нас хотя бы однажды задумывался о том, что в современном мире не хватает человечности. Иногда мы сами нуждаемся в поддержке, иногда видим, как в ней нуждается кто-то другой. Но далеко не всегда находится тот, кто готов её предоставить. Одна из причин этого заключается в том, что большинство людей неправильно понимает, что такое человечность, нередко выворачивая это понятие наизнанку.
Дело в том, что в современном обществе принято строго судить других за их ошибки, забывая о понимании и прощении. В результате мы видим, как люди ведут себя жестоко, прикрываясь при этом борьбой за справедливость и человечность. Они с радостью хватаются за возможность жестоко покарать очередного «злодея», не задумываясь о том, что человек мог просто совершить ошибку о которой, вероятно, сожалеет и сам.
Всё это привело к тому, что в современном мире большую популярность приобрела «борьба за справедливость» при помощи травли и прочих не менее жестоких методов. Поэтому важно не забывать, что человечность – это гуманное отношение к каждому (даже к тому, кто действительно виноват). И проявляется она не только в стремлении помочь тому, кто нуждается, но и в способности подавлять в себе «благородный гнев» и прочие звериные инстинкты.
Как развить человечность?
Для начала необходимо правильно понять, что такое человечность, ведь как было отмечено выше, многие люди, которые искренне уверены, что обладают данной добродетелью, совершенно неправильно понимают, что она собой представляет. Человечность состоит из нескольких качеств, и развить её можно, методично работая над развитием каждого из них. Это такие качества как:
Чтобы развить в себе человечность, необходимо постоянно и целенаправленно работать над собой. Это подразумевает, прежде всего, развитие перечисленных выше качеств и способностей. Кроме того, важно анализировать свои мысли и переживания, особенно в ситуациях, когда чей-то поступок вызвал гнев или презрение к этому человеку. Важно не забывать, что человечность подразумевает способность прощать и уважать каждого, независимо от его поступков и социального статуса.
Заключение
Человечность – осознанная доброжелательность по отношению ко всем людям и других живым существам, ко всему окружающему миру. Это способность сочувствовать каждому, независимо от того, как он выглядит и что собой представляет. Это стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Человечность подразумевает наличие ряда положительных качеств, таких как нравственность, сила воли, бескорыстие, искреннее желание сделать мир лучше и адекватное восприятие своего места в нём.
Текст 4. Фундамент человечности
Http://www.prosv.ru/metod/bogolubov8-9/index.htm
Л. Н. БОГОЛЮБОВ,
Н. Ю. БАСИК, Н. И. ГОРОДЕЦКАЯ,
Е. И. ЖИЛЬЦОВА, Л. Ф. ИВАНОВА, А. Т. КИНКУЛЬКИН,
Б. В. КУЗНЕЦОВ, Т. Е. ЛИСКОВА, А. И. МАТВЕЕВ, Е. Л. РУТКОВСКАЯ, Е. С. СКВОРЦОВА, О. В. СЛУЦКАЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
по курсу «Введение в обществознание»
8—9
Пособие для учителя
Л. Н. БОГОЛЮБОВА, А. Т. КИНКУЛЬКИНА
Часть I.
ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО
Глава I. ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК
Тема 1. ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ЧЕЛОВЕКОМ
Текст 1. Сила или разум?
Из книги, составленной последователями древнекитайского мыслителя Ле Цзы (V в. до н. э.)
Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии: Древний мир — эпоха Просвещения. — М., 1991. — С. 35.
Вопросы и задания: 1.Объясните, как разум человека возмещает недостаток силы и естественных средств защиты. 2.Сегодня, спустя 25 веков после создания книги последователями Ле Цзы, можно ли сказать, что все люди соответствуют той характеристике человека, которая дана в приведенном отрывке? 3.Согласны ли вы с тем, что человека характеризует разум, а не сила?
Текст 2. О человечности
Н. А. Бердяев (1874—1948) — русский философ
Подлинная человечность есть богоподобное, божественное в человеке. Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога. Человечен не человек, а Бог. Человечность и есть богочеловечность. Человек гораздо более реализует в себе образ звериный, чем образ Божий.
Бердяев Н. А. О назначении человека. — М., 1993. — С. 311.
Вопросы и задания: 1.Какова главная мысль этого фрагмента? 2.Имеет ли значение предложенный фрагмент только для человека верующего или также и для человека нерелигиозного? Поясните свою точку зрения. 3.Согласны ли вы с утверждением: «Ужасен не зверь, а человек, ставший зверем»? Как вы его понимаете? 4.В чем смысл утверждения: «Для того чтобы походить вполне на человека, нужно походить на Бога»? Какие черты человечности характеризуют образ Бога? Можно ли сказать, что Бог — идеал человека?
Текст 3. Что такое человек?
Э. Фромм (1900—1980) — немецко-американский социолог и психолог
Одни полагают, что люди — это овцы, другие считают их хищными волками. Обе стороны могут привести аргументы в пользу своей точки зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других людей, даже в ущерб себе.
Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на утверждении, что люди — это овцы.
Однако если большинство людей — овцы, то почему они ведут жизнь, которая этому полностью противоречит? История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека — в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?
. Может быть, ответ прост и заключается в том, что меньшинство волков живет бок о бок с большинством овец? Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек — это одновременно и волк, и овца или он ни волк, ни овца?
. Вопрос о том, является ли человек волком или овцой, — это лишь заостренная формулировка вопроса. является ли человек по существу злым и порочным, или он добр по своей сути и способен к самосовершенствованию.
Фромм Э. Душа человека. — М., 1992. — С. 16—17.
Вопросы и задания: 1.Согласны ли вы с мнением автора? 2.Как бы вы ответили на поставленные Э. Фроммом вопросы? Приведите примеры из истории, или из литературы, или из собственного опыта, или из современной жизни. 3.Сопоставьте вопросы Э. Фромма с размышлениями о человечности других философов. Кто ближе к идеалу человечности — человек-«овца» или человек-«волк»? Может быть, ни тот ни другой? Свои выводы объясните.
Текст 4. Фундамент человечности
Из книги современных российских философов
В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:
— они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;
— они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;
— они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;
— они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;
— признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;
— их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности.
Введение в философию. — М., 1989. — С. 236—237.
Вопросы и задания: 1.Какие черты, характеризующие человека, вы встречали в других текстах? Какие черты вы встретили впервые в этом тексте? 2.Указанные черты свойственны только человеку или другим существам тоже? Выскажите свое мнение по каждой из названных черт в отдельности и аргументируйте его. 3.Какую из перечисленных черт вы считаете самой важной и почему? 4.Как вы понимаете слова «фундамент человечности»? Какие человеческие качества вы бы построили на этом фундаменте? 5.Какой из названных признаков вам не совсем понятен? Попросите учителя разъяснить его.