Что означает являть свое искусство стал

Ответ или решение 2

Что означает являть свое искусство стал

«Зефир» в поэзии зачастую означает: лёгкий ветерок.

«Привлекать» означает: заманивать.

«Смиренно» значит: спокойно, неторопливо.

«Надменно» означает: высокомерно, своенравно.

«Дерзко» значит: грубо.

«Случается нередко нам. » означает что-то, что часто происходит.

«Мудрость» означает: глубокий ум.

«В глаза кидался» означает, что что-то бросалось в глаза.

«Исподтишка» означает то, что делается скрытно от других.

«Голову ломает» означает: много и усердно о чем-то думать.

«Сказывают» означает: рассказывать, говорить.

Что означает являть свое искусство стал

«Зефир» в поэзии зачастую означает: лёгкий ветерок.

«Привлекать» означает: заманивать.

«Смиренно» значит: спокойно, неторопливо.

«Надменно» означает: высокомерно, своенравно.

«Дерзко» значит: грубо.

«Случается нередко нам. » означает что-то, что часто происходит.

«Мудрость» означает: глубокий ум.

«В глаза кидался» означает, что что-то бросалось в глаза.

«Исподтишка» означает то, что делается скрытно от других.

«Голову ломает» означает: много и усердно о чем-то думать.

«Сказывают» означает: рассказывать, говорить.

Источник

Лексика и стилистика в басне И.А.Крылова «Осел и соловей»

Вчитаемся в басню И.А. Крылова «Осел и Соловей»*. Как она воспринимается современным человеком?

Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?».
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом:
«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Вначале вспомним, что басня относилась к числу низких стихотворных жанров эпохи классицизма. Для низких жанров были характерны сугубо разговорные, бытовые слова и выражения.
Когда я попросила своих девятиклассников перевести текст на современный русский язык, они удивились: «А что там непонятного!». Однако построчный разбор показал, что не все так очевидно.

Послушай-ка, дружище! При всей современности этого выражения в разговорной речи оно не употребляется (представьте себе мужчину 40–60 лет: он такого никогда не произнесет!). Как ни странно, подобное обращение может прозвучать в переводе американского детектива – по-видимому, как эквивалент англ. fellow. В разговоре крыловскому дружище соответствует друг, может быть, даже мужик. Я бы назвала такое словоупотребление стилистическим архаизмом.

Сказывают. Устаревшее слово. Ему соответствует современное говорят.

Великий мастерище. Неясно, существовало ли слово мастерище в прошлом. Мы бы сказали большой мастер. Слово великий воспринимается как стилистически высокое (великий музыкант) или ироничное (великий комбинатор).

Хотел бы очень я сам посудить… Мы говорим: судите (или посудите) сами – но по отношению к самому себе это выражение сейчас не употребляется.

Велико ль подлинно твое уменье? Слово подлинно в данном значении устарело и не употребляется. Ему соответствует современное действительно. Необычен и вопросительный знак в конце изъяснительного придаточного предложения.

Являть свое искусство. В современном языке используется выражение показывать свое искусство; являть может встретиться только в стилистически возвышенном контексте.

Засвистал на тысячу ладов. Это выражение сейчас малоупотребительно. Его можно увидеть в художественном или публицистическом тексте, но из разговорной речи оно ушло.

Отдавался. Это слово в данном значении устарело и не употребляется. Мы говорим: Вода немного отдавала тиной или Вдалеке раздавалось эхо.

Внимать. Слово воспринимается как возвышенное. Соответствующий фрагмент явно был возвышенным и в эпоху Крылова: об этом говорит упоминание богини Авроры; он пародирует пастораль.

Чуть-чуть. Сейчас у этого выражения несколько изменилась сочетаемость: в басне чуть-чуть дыша означает «очень тихо, стараясь не дышать»; сейчас так не говорят, хотя можно сказать чуть-чуть подталкивая («немного подталкивая»).

Скончал певец. Глагол скончать – архаизм; ему соответствует современное закончить.

Уставясь, услыша. Сейчас эти формы деепричастий не употребляются – им соответствуют уставившись, услышав (грамматический архаизм).

Изрядно. Данное значение («хорошо, здорово») устарело.

Сказать неложно. Слово неложно не употребляется. Этому выражению соответствуют наши правда сказать, и вправду.

Боле. Грамматический архаизм – ср. больше.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина “Microushi”. Посетив сайт интернет-магазина, который располагается по адресу http://microushi.od.ua/articles/kak-legko-i-prosto-sdat-zno/#.Uozh1cRFB2E, Вы сможете узнать как сдать зно без особых затрат и хлопот. Не уверены в том, что напишите выпускные экзамены на нужный Вам балл? Или нужна помощь на зачете или экзамене в вузе? Микронаушники – вот, что поможет Вам. Этот гаджет придется по душе как студентам, так и бизнесменам, ведущим на ТВ, продюсерам и частным детективам. Также на сайте интернет-магазина Вы найдете полезные статьи об использовании микронаушников, отзывы пользователей и подробный каталог с указанием подробных характеристик устройств.

* Цитируется с сохранением орфографии и пунктуации по изд.: Крылов И.А. Басни. – М.: Советская Россия, 1969.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Проверьте себя

Что вы знаете о детстве И. А. Крылова?

Из статьи учебника я узнал о детстве Крылова, что он рос в бедной дворянской семье, и родители не смогли дать ему образование. Отец обучил его первоначальным навыкам чтения и письма. А также четырем правилам арифметики. Крылов самостоятельно научился играть на скрипке.

Какие его басни вы выучили наизусть? Прочитайте их.

Я выучил такие басни: “Слон и Моська”, “Ворона и Лисица”.

Расскажите о том, как учился И. А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании. Как вы думаете, какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?

Так как денег на гувернера и учителей для сына у родителей не было, они отдали его в губернаторский дом для обучения. Там был француз-гувернер, преподававший язык.

Мать приобщила Крылова к чтению, следила за его успехами внимательно. Обучение давалось ему легко. Когда отец умер, образование Ивана легло на ее плечи. Выхода не оставалось, как отдать сына в дом Львовых. Учение досталось ему нелегко, так как его взяли в качестве слуги. А оплата за его труд была обучение.

Его мать сделала правильный выбор, потому что Крылов с детства знал, как тяжело жить, когда у тебя нет финансов и влиятельного покровителя. Это развило в нем такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, благодарность и сила воли.

Фонохрестоматия

Как актёр передаёт состояние очарованности соловьиным пением?

Ритмом, силой тембра голоса, интонационно.

Как чтец характеризует Осла? Какими средствами выразительного чтения он этого достигает?

Чтец показывает глупость и неправоту Осла. Это удается передать с помощью силы голоса, тембра.

Какие чувства переживает чтец, когда говорит о Соловье, услышавшем суд Осла?

Он возмущен таким поведением.

Подготовьте выразительное чтение басни, при этом постарайтесь передать смену чувств и настроений, переживаемых автором произведения.

Фонохрестоматия

Как актеру удается вслед за автором подчеркнуть различие речи Листов и Корней?

Актер использует разный тембр для озвучивания Листов и Корней.

Какие, черты характеров Листов и Корней актёр противопоставляет в своём чтении?

Листья гордятся сами собой, показывают свое превосходство, а Корни спокойны и уверены в себе.

Какова позиция автора в споре Листов и Корней?

Спор между Листами и Корнями бесполезен, так как они в равной степени приносят пользу дереву.

Подготовьте выразительное чтение, подчеркнув разность характеров Листов и Корней и мудрость заключительных строк басни.

Фонохрестоматия

Какими средствами выразительного чтения актер выявил позицию баснописца?

Актер определил позицию баснописца постановкой логического удраеия, интонацией, повышением тембра голоса или его снижением.

Как вы считаете, выражено ли в тексте басни отношение автора к «механики мудрецу»? Обоснуйте своё мнение цитатами из текста басни.

Автор относится к «механики мудрецу» с недоверием к его способностям. («Тут, глядя на него, иной \ Качает головой;

\ Те шепчутся, а те смеются меж собой.

\ В ушах лишь только отдается: \ «Не тут, не так, не там!».)

Так и оказалось — «мудрец» с простой задачей не справился.

Подготовьте выразительное чтение басни. Посторайтесь найти особые интонации для описания Ларчика, для заносчивой речи «мудреца», для описания прецесса поиска «секрета» и реакции окружающих на этот процесс, для финала басни, ёмкого, краткого, ставшего поговоркой.

Размышляем о прочитанном

Вы прочитали басни И. А. Крылова и статьи литературоведа о них. Подготовьте каждую басню для выразительного чтения или инсценирования. Одну из басен выучите наизусть.

2. Что было причиной появления басни «Осёл и Соловей»? Над чем заставляет читателя смеяться баснописец? Чем восхищались современники? Почему особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья и восхищение слушателей?

Басня “Осел и Соловей” появилась после того, как на одном из светских мероприятий критик попросил прочитать Крылова басни. Он прочитал 2-3, и критик задал вопрос, почему тот не переводит, как Дмитриев. Крылов ответил, что не умеет. После того, как баснописец пришел домой, он написал эту басню.

Крылов хотел, чтобы читатели посмеялись над такими Ослами, которые не разбираются в данной сфере, но принимаются ее судить.

Современники восхищались естественностью характеров героев, мастерским изображением пения Соловья.

Никому до Крылова не удавалось передать пение Соловья. Это удалось ему благодаря не только хорошему и развитому воображению, но и музыкальности.

3. Что хотел сказать И. А. Крылов басней «Листы и Корни»? В чём разница басен Крылова и Муравьёва? Какая точка зрения вам ближе и почему?

В этой басне Крылов поднимает тему народа и власти. Разница басен в том, что у Муравьева дерево погибает. Мне ближе позиция Крылова, ведь все в стране должно быть взаимосвязано.

4. Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.

Крылов порицал пустое мудрствование. Для него у всего должен был быть практический опыт.

Если ставить ударение на просто, то смысл в том, что секрет Ларчика прост. А если на открывался, то Ларчик не был заперт.

5. Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях.

Гордость, жадность, высокомерие, заносчивость.

Совершенствуйте свою речь

1. Как вы понимаете слова и выражения: «зефир», «привлекать», «смиренно», «надменно», «дерзко», «случается нередко нам», «мудрость», «в глаза кидался», «исподтишка», «голову ломает», «сказывают», «велико ль подлинно твоё уменье», «являть своё искусство стал», «Аврора», «внимая Соловью», «изрядно», «неложно», «навострился»?

2. В каких словах выражена мораль в каждой из басен? О каких жизненных ситуациях говорится в этих строках? Приведите примеры. Похожи ли эти строки на пословицы? Чем?

“Осел и Соловей” — “Избави Бог и нас от этаких судей”

“Ларчик” — “А ларчик просто открывался”

В басне “Осел и Соловей” говорится о том, что часто люди безграмотные в определенной сфере начинают судить, хотя их критика является необоснованной.

В басне “Листы и Корни” поднимается такая жизненная ситуация: хвастовство и народ, о котором так часто забывает власть. А ведь именно от него зависит многое.

Эти строки похожи на пословицы тем, что в них содержится мораль.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации к басням. Как вы объясните иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»? Почему там нет ни листов, ни корней?

Кто из художников-иллюстраторов чаще других встречался вам при чтении басен?

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » Литературное чтение » И.А. Крылов. Осел и Соловей. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

И.А. Крылов. Осел и Соловей. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 4 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

1. Точное слово

Перечитайте начало басни. Как Осел называет Соловья? Подчеркните.

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

2. Проталинки

Впишите пропущенные слова. Как баснописец описывает искусство соловья? Подчеркните.

Тут Соловей являть свое искусство стал:

Защелкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

3*. Эрудит

Объясните значение слов и выражений, исходя из смысла басни.

Велико ль подлинно твое уменье – значит правда ли, ты хорошо поешь, на самом ли деле ты красиво поешь

Изрядно – значит неплохо, хорошо, понравилось

Боле навострился – это научился, потренировался

Источник

Мораль басни “осел и соловей” крылова (анализ, суть, смысл)

Анализ басни Крылова «Осел и Соловей»

Что означает являть свое искусство стал

Басня «Осел и Соловей» была написана не позднее 1811 года. Она появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни.

Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена.

Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.

В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения. Под Соловьем в этой басне Крылов понимал себя. По поводу Осла есть несколько версий.

Одни считали, что под Ослом подразумевается вельможа, который ставил Дмитриева выше Крылова. Кто-то говорил о князе А.Н.Голицине. Третьи склонялись к кандидатуре графа Разумовского. Но доподлинно точно неизвестно, кто же из вельмож послужил прообразом для Осла.

Возможно, что это собирательный образ.

Но не только эта история стала причиной написания басни. Крылов и ранее встречал людей, которые самоуверенно судили о делах и вещах, о которых не имели ни малейшего понятия.

Подобным «судьям» свойственно определенное противоречие в поведении. Они самоуверенны, но, как правило, — невежественны. Подобное противоречие вызывает у любого стороннего наблюдателя насмешку.

Именно с насмешкой и относится Крылов в своей басне к подобного рода людям.

Крылов, решив высмеять подобное явление, встречающееся в нашей жизни, выбрал аллегорический способ для его изображения. Искусного артиста он представляет в образе Соловья. Выбор сделан удачно, так как Соловья более чем кого-либо можно уподобить талантливому артисту. Судьей в басне является Осел, с которым у читателей связано понятие о глупости и тупости.

Поскольку характеры персонажей понятны читателю, автор начинает басню прямо с развития действия. Осел желает проверить чужие толки о соловьином пении и призывает певца к себе.

Так как вся сила рассказа должна заключаться в противоречии между невежественным судом Осла и чудным искусством соловья, Крылов подробно описывает соловьиное искусство, делая упор на том, насколько оно прекрасно. Затем он показывает то впечатление, какое Соловей произвел на все окружающее, и, наконец, переходит к ослиному суду.

Судья снисходительно отзывается о пении и только жалеет, что Соловей незнаком с петухом.

Петух здесь выбран для того, чтобы без лишних слов изобразить ослиный вкус: в чем может быть больше противоположности, как не в пении Соловья и петушином крике? В этом противопоставлении главным образом и сосредоточена ирония писателя, которая далее усиливается советом Соловью немножко поучиться у петуха. Что оставалось делать Соловью при таком совете? То, что он и сделал: «Вспорхнул и — полетел за тридевять полей».

Аллегория и ирония являются основой литературной обработки этого сюжета. Аллегория основывается на сходстве, ирония на противоположности. Так как действие басни взято из реальной жизни, то и выражения персонажей заимствуются оттуда же.

Крылов — большой мастер выражаться в народном духе; но тут же рядом с такими выражениями как «дружище, мастерище», встречаются у него и другие, которые никак не идут в тон с ними, например, «внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».

Говоря далее о впечатлении, какое Соловей произвел своим пением на все окружающее, Крылов допускает определенное преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры и прилегли стада».

Также и образы пастушка с пастушкой взяты из воображаемой счастливой пастушеской жизни, которая описывалась в разных произведениях того времени.

Так называемая «пастушеская» поэзия развилась в литературе западных народов, перешла к нам и вызвала подражание.

Мораль басни «Осел и Соловей» такова: «Избави, Бог, и нас от этаких судей»

В чем главный смысл басни «Осел и Соловей»?
Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать в конструктивном русле и давать советы может только специалист в этой теме.

Какие недостатки высмеивает Крылов в басне «Осел и Соловей»?
Критиканство, некомпетентность, невежество, неспособность быть объективным, глупость, необъективное поучительство.

Басня Крылова Осёл и соловей

Что означает являть свое искусство стал

Осёл и соловей рисунок

Осел увидел СоловьяИ говорит ему: “Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень яСам посудить, твое услышав пенье,Велико ль подлинно твое уменье?”Тут Соловей являть свое искусство стал:Защелкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался,То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогдаЛюбимцу и певцу Авроры;Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стадаЧуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда,Внимая Соловью, пастушке улыбался.Скончал певец.

Осел, уставясь в землю лбом,”Изрядно, – говорит, – сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнакомТы с нашим петухом;Еще б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился”,Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул – и полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Ивана Крылова Осёл и соловей

Избави бог и нас от этаких судей

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Осёл и соловей

Нельзя судить, без знания дела. Нельзя слушать судей, которые не разбираются в вопросе или попросту глупы. Иногда невозможно правильно оценить событие или поступок, если неизвестны все обстоятельства.

Краткое содержание

Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.

Анализ басни Осёл и соловей, герои басни

Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.

Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант.

Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.

У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья.

Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все.

Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.

В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.

Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.

Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.

Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.

Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.

Слушать и смотреть Басню Ивана Крылова Осёл и соловей

Другие Басни этого автора

← Демьянова уха↑ Басни КрыловаКукушка и петух →

Несколько интересных Басен

Анализ и мораль басни Осел и соловей Крылова

Что означает являть свое искусство стал

Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации.

В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья. Ему противопоставлен тугоухий и невежественный Осёл.

Который берёт на себя ответственность, чтобы рассуждать и давать советы великому мастеру, тонкому артистичному, знаменитому Соловью.

В начале басни читатель понимает, что Ослу захотелось проверить народные слухи. И посмотреть на прославленного Соловья. На описание изменений в окружающей природе, вовремя волшебного исполнения соловьиной трели, автор не пожалел больше половины басни.

Все живые объекты заметили и прониклись трепетным исполнением нашего героя, затихли все птицы, пастух нежно смотрел на свою возлюбленную девушку. Только наш тугоухий и высокомерный осёл остался чужд.

После мелодичной трели, в которую наш исполнитель вложил все силы и талант, дал очень «важный» совет поучиться у Петуха! То есть «Великий судья» выделил лучшего «певца» – петуха!

После таких слов нашему знаменитому артисту осталось только покинуть место. Где остался невежественный, занимающий главный пост, глупый, тугодум и лишённый видеть прекрасное Осёл. К сожалению, и в наше время есть такие «судьи». Весь живой мир думает иначе, в восторге от нежной мелодии. Так может петь только Соловей и остальные птицы преклоняются перед его талантом.

Главная идея басни: «Держаться подальше от таких судей. Нет большего унижения и обидного сравнения, чем сравнение голоса Петуха и Соловушки». После таких знатных, высокопоставленных судей все должны повторять и льстить главным особам. Зарывая в землю природный талант.

Нельзя доверять судить таким невеждам всю красоту и тонкую натуру голоса и природного дара Соловушки.

В короткой басне тонко подмечены и завуалированы пороки людей богатых сословий, далёких от народа, без талантливых природных качеств, пытающихся делать оценку в том, в чём ничём не понимают и не слышат.

В произведении Осёл наделён полномочиями давать оценку пению настоящего артиста. И такое происходит часто в жизни. Профессионал получает нравоучения от человека далёкого от профессиональных качеств, особенностей искусства, лишённого природных качеств для того, чтобы судить и ставить оценку.

В басне автор выносит на народный суд такие черты слишком высокопоставленных особ: невежество, высокое самомнение, открытую глупость и возможность давать советы в делах, в которых нет ни одарённости, ни склонности понять и оценить.

Анализ 2

Крылову пришла в голову идея написание басни «Осел и Соловей» после нескольких случаев, произошедших с ним самим. Один из самых запоминающихся случаев был такой: чиновник, наслышанный о баснях Крылова, захотел послушать их лично из уст автора. С такой просьбой он и явился к баснописцу в гости.

Крылов с удовольствием прочел несколько своих произведений. На что чиновник спросил, почему, мол, Крылов не пишет свои басни, как, например, Иван Дмитриев. Крылов на это ответил тем, что у него другая манера сочинительства. Навеянная такой неприятной ситуацией для автора, и родилась из-под его пера басня «Осел и Соловей».

С Соловьем писатель отождествлял себя, а Осел скорее всего, собирательный образ.

В басне Осел прослышан о певческом таланте Соловья, сам идет послушать чудный голос. Крылов расписывает великий талант певца, показывая, как он прекрасен.

Автор показывает контраст между великим талантом Соловья и приземленными суждениями Осла, поэтому читателю показана птица во всей своей красе и великолепии. Окружающие восхищаются мастерством и умением Соловья.

И что же в итоге Осел? Он свысока отзывается о певческом искусстве птицы, и советует ему: пойти поучится у Петуха. Вот, кто громко и голосисто поет, по мнению судьи.

Петух в басне противопоставляется Соловью, что бы читатель составил мнение о вкусах и знаниях Осла в искусстве. Соловей – это талант, певец, который в совершенстве овладел своим искусством. Он вдохновляет окружающих и дарит им праздник.

Осел же прямая противоположность мастеру: глуп, невежественен, в искусстве совсем не разбирается, но мнит себя ценителем, имеющим право вести рассуждения о талантах. Естественно, Соловью нечего было ответить Ослу на его совет.

Зачем доказывать глупому животному его неправоту, и вступать в полемику с упрямцем. Соловей не стал вступать в спор с судьей, а просто улетел.

Мораль басни представлена фразой: «Избави, Бог, и нас от этаких судей». Ели человек некомпетентен в какой-то теме, то лучше промолчать, а не давать советов, и показывать себя глупцом. Рассуждать нужно только на те темы, о которых знания позволяют высказываться объективно. Человек должен быть специалистом в выбранном деле, тогда он будет судить объективно и беспристрастно.

Вариант 3

Произведение представляет собой краткий иронический рассказ, именуемый по жанровой направленности басней, основной тематикой которой становится изображение в насмешливом виде мнимых ценителей поэтического творчества.

Главными персонажами басни являются Соловей, символизирующий творческого, талантливого человека, и Осел, представленный в образе самонадеянного и бестолкового вельможи.

Композиционная структура произведения является последовательной, состоящей из основной части и финального нравоучительного авторского вывода.

Сюжетная линия басни представляет собой историю о встрече Соловья, являющегося большим певческим мастером, с Ослом, решившим лично убедиться в необычайном таланте певчей птицы.

Соловьиное пение поражает всех присутствующих, однако Осел, возомнивший себя более грамотным в певческой науке и скромно похваливший Соловья, назидательно делает ему внушение о необходимости прохождения дальнейшего обучения у дворового петуха.

Моральная идея басни состоит в невозможности признания истинным талантом искусства кукареканья.

Смысловая нагрузка басни отражается в подчеркивании автором невежественности высокопоставленных чиновников, стремящихся руководить вещами, в которых ничего не смыслят, критикующих и дающих советы тем, кто в этом не нуждается. Тем самым поэт иллюстрирует негативные человеческие черты характера в виде глупости, ограниченности, высокомерия, самоуверенности, раздутого самомнения.

Басня раскрывает авторский замысел при помощи средств художественной выразительности в виде метафор и сравнений, заключающийся в необходимости дальнейшего развития национального литературного творчества при условии появления людей, разбирающихся во всех сферах искусства, а также скорого избавления от невежественных, необразованных тупиц, пытающихся принимать судьбоносные решения.

← Анализ и мораль басни Две Бочки
← Анализ и мораль басни Крылова Ворона и лисица↑ КрыловАнализ и мораль басни Волк на псарне →
Анализ и мораль басни Ларчик →

Какая Мораль В Басне Крылова Осёл И Соловей?

Что означает являть свое искусство стал

Умница Крылов сам не знал, как он оказался прозорлив. Ведь только у нас могли возникнуть такие перлы: “Эдак и я могу. А ты Мурку…” ( припоминаете Промокашку с его безапелляционностью?) Таких в нашей стране пруд пруди. Почётный бригадир оленеводов позором заклеймил сюрреализм.

Ещё один знаток и ценитель. Самое страшное – такие “ценители” в верхах. Мы помним, чем все это заканчивалось. Соловей в басне лишь ужаснулся, вспорхнул и улетел прочь от такого ценителя. В жизни все страшнее и трагичнее. Этого Крылов предвидеть не мог, но, видимо, и в его время подобные досаждали.

Басни Крылова очень известны и в какой-то степени даже полезны для прочтения и для понятия смысла и морали. Они учат нас учиться и быть рассудительными. Вот и басня “Осёл и соловей” содержит мораль – за решение важных вопросом порой берутся люди непрофессионалы, некомпетентные, мало разбирающиеся в тонкостях. Прежде чем учить, сам каждый должен владеть информацией. Не знаешь – не лезь!

Последняя строфа этой басни, по моему, всё объясняет-

То есть мораль в том, что зачастую, окончательное решение принимают люди ничего не понимающие в определённой проблеме.

Ну в переводе на современный язык, мораль басни заключается в способности отдельных лиц, ничего незнающих о постановке проблемы ставить минусы, лицам осмелившимся вообще подымать аморальные и неэтичные вопросы. Иными словами есть люди которые сами ничего не могут, но при этом еще и других учат. И деньги еще за это получают…

В басне Крылова “Осёл и соловей” мораль басни в том, что судьями в жизни оказываются в конечном итоге люди, которые ничего не смысля в деле судят людей. Более того, у них привилегии и статус, зарплата и пенсия.

В басне Крылова “Осёл и соловей” речь идёт о том, как осел судил и учил соловья петь. При этом ничего не понимая. Мораль здесь такая: без знания дела, обстоятельств и всех тонкостей не надо судить действия других. Сначала нужно разобраться, а уже потом говорить что и как делать.

Мораль рассказывает о том, что власть имущие порой абсолютно не разбираясь в вопросе, не пытаясь вникнуть в ее суть, все равно пытаются вершить судьбы человеческие, выступают в роли кукловодов. И да, они абсолютно не думают о том, что это может повлечь.

Басни Крылова можно сравнить с восточной мудростью, только переложенные на русский лад. Опасно, когда разрешат вершить судьбу других людей, людям совершенно не разбирающимся в предмете спора. Тут почему-то вспоминается кухарка у власти. Вот этого точно не надо, у каждого свое место в жизни.

Каждый в этой басне, наверно, найдет что-то для себя. Я лично вижу мораль в том, что не надо чувствовать себя обязанным что-то объяснять и доказывать людям, которые в чем-то ложно обвиняют по своей “немудрости”. Как советует Библия: не стоит бросать жемчуг перед свиньями. (Они все равно этого не оценят)

Осел и Соловей. Басня Крылова

Что означает являть свое искусство стал

Одним из самых распространенных пороков всего человечества является любовь к оценке всего и всех, вне зависимости от наличия оснований для этого, необходимых знаний и прочего. Этот порок и лег в основу басни «Осел и Соловей».

Басня «Осел и Соловей»

Осел увидел Соловья
И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?”
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец.

Осел, уставясь в землю лбом,
“Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился”,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул – и полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Крылова «Осел и Соловей»

Мораль в басне «Осел и Соловей» выступает итогом повествования: автор заключил ее в последнюю строку. Хотя и без нее читателю очевидно, насколько смешно и абсурдно выглядит оценка тем, кто совершенно не смыслит в том, что судит.

Анализ басни «Осел и Соловей»

В представленной басне основное действие разворачивается между двумя героями: Ослом и Соловьем.

Абсолютно не разбираясь в музыке и являясь по своей природе глупым животным, Осел критикует услышанное и призывает Соловья взять уроки у петуха – крикливой птицы, орущей по утру без слуха и мелодичности. Оскорбленный таким сравнением, Соловей, не обронив ни слова, просто улетает.

Сквозь призму описанной ситуации в басне «Осел и Соловей» Иван Андреевич хотел показать читателю, как глупо обижаться и что-то доказывать судьям, которые чаще всего вообще не разбираются в том, что критикуют/судят.

Поводом к такому поучению послужил реальный случай из жизни Крылова, когда один из вельмож того времени (по словам одних им был гр. Разумовский, по словам других – кн. А. Н.

Голицын) попросил баснописца зачитать несколько его произведений, а после спросил, почему они отличаются от тех, что пишет Иван Иванович Дмитриев, оскорбив тем самым «Соловья» русской литературы.

Крылатые выражения из басни «Осел и Соловей»

«Избави Бог и нас от этаких судей» – фраза-укор из басни «Осел и Соловей» невежественным критика.

Читать все басни Крылова

Иван Крылов. Басня “Осёл и Соловей”

Что означает являть свое искусство стал

Рис. 1. О. А. Ки­прен­ский. «Порт­рет И.А. Кры­ло­ва», 1816

По­во­дом к со­зда­нию басни по­слу­жил слу­чай из жизни Кры­ло­ва (рис. 1): «Ка­кой-то вель­мо­жа (по сло­вам одних – гр. Ра­з­умов­ский, по дру­гим – кн. А. Н. Го­ли­цын), может быть, сле­дуя при­ме­ру имп.

Марии Фе­до­ров­ны, по­кро­ви­тель­ство­вав­шей поэту, а может быть, ис­крен­но желая све­сти с ним зна­ком­ство, при­гла­сил его к себе и про­сил про­чи­тать две-три ба­сен­ки. Кры­лов ар­ти­сти­че­ски про­чи­тал несколь­ко басен, в том числе одну, за­им­ство­ван­ную у Ла­фон­те­на.

Вель­мо­жа вы­слу­шал его бла­го­склон­но и глу­бо­ко­мыс­лен­но ска­зал: «Это хо­ро­шо, но по­че­му вы не пе­ре­во­ди­те так, как Иван Ива­но­вич Дмит­ри­ев?» – «Не умею», – скром­но от­ве­чал поэт. Тем раз­го­вор и за­кон­чил­ся.

Воз­вра­тясь домой, за­де­тый за живое бас­но­пи­сец вылил свою желчь в басне «Осел и Со­ло­вей». Ке­не­вич В.Ф. Из «Биб­лио­гра­фи­че­ских и ис­то­ри­че­ских при­ме­ча­ний к бас­ням Кры­ло­ва»

После пуб­ли­ка­ции басни Кры­ло­ва стали на­зы­вать «Со­ло­вьем». Это про­зва­ние вошло в ли­те­ра­ту­ру.

Об­ра­тим­ся к тек­сту басни.

Осел и Со­ло­вей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из муль­ти­пли­ка­ци­он­но­го филь­ма по мо­ти­вам басен И.А. Кры­ло­ва «В мире басен»

Осел уви­дел Со­ло­вья

И го­во­рит ему: «По­слу­шай-ка, дру­жи­ще!

Ты, ска­зы­ва­ют, петь ве­ли­кий ма­сте­ри­ще.

Сам по­су­дить, твое услы­шав пенье,

Ве­ли­ко ль под­лин­но твое уме­нье?»

Тут Со­ло­вей яв­лять свое ис­кус­ство стал:

На ты­ся­чу ладов, тянул, пе­ре­ли­вал­ся;

То нежно он осла­бе­вал

И том­ной вда­ле­ке сви­ре­лью от­да­вал­ся,

То мел­кой дро­бью вдруг по роще рас­сы­пал­ся.

Лю­бим­цу и певцу Ав­ро­ры:

За­тих­ли ве­тер­ки, за­молк­ли пти­чек хоры,

Чуть-чуть дыша, пас­тух им лю­бо­вал­ся

Вни­мая Со­ло­вью, пас­туш­ке улы­бал­ся

Скон­чал певец. Осел, уста­вясь в землю лбом;

«Из­ряд­но, – го­во­рит, – ска­зать нелож­но,

Тебя без скуки слу­шать можно;

А жаль, что незна­ком

Ты с нашим пе­ту­хом;

Еще б ты боле на­вост­рил­ся,

Когда бы у него немнож­ко по­учил­ся».

Услы­ша суд такой, мой бед­ный Со­ло­вей

Вспорх­нул и – по­ле­тел за три­де­вять полей.

Из­ба­ви, Бог, и нас от эта­ких судей.

Вла­ди­слав Фе­о­фи­ло­вич Ке­не­вич, со­вре­мен­ник и пер­вый си­сте­ма­ти­че­ский ис­сле­до­ва­тель ли­те­ра­тур­ной де­я­тель­но­сти Кры­ло­ва, в «Биб­лио­гра­фи­че­ских и ис­то­ри­че­ских при­ме­ча­ний к бас­ням Кры­ло­ва» писал: «Из­вест­но, что Кры­лов был к себе несрав­нен­но стро­же, чем его чи­та­те­ли: он по многу раз пе­ре­пи­сы­вал одну и ту же басню, вся­кий раз пе­ре­де­лы­вал её и удо­вле­тво­рял­ся толь­ко тогда, когда в ней не оста­ва­лось ни од­но­го слова, ко­то­рое, как он вы­ра­жал­ся, «ему при­еда­лось». Имен­но по­это­му мы можем утвер­ждать, что каж­дое слово в басне И.А. Кры­ло­ва несёт опре­де­лён­ную смыс­ло­вую на­груз­ку.

Итак, в басне два клю­че­вых об­ра­за: Осёл и Со­ло­вей.

Какие слова и вы­ра­же­ния ис­поль­зу­ет бас­но­пи­сец, чтобы со­здать образ Осла? Об­ра­тим­ся к сло­ва­рю.

«Дру­жи­ще» – фа­ми­льяр­ное об­ра­ще­ние к другу (от­ме­тим, что Со­ло­вей не яв­лял­ся дру­гом Осла, что при­да­ёт его об­ра­ще­нию ещё боль­ше фа­ми­льяр­но­сти и небреж­но­сти, что поз­во­ля­ет сде­лать вывод о невос­пи­тан­но­сти Осла).

Далее – слово «ма­сте­ри­ще», ка­за­лось бы, пе­ре­да­ёт вос­хи­ще­ние. Ма­сте­ри­ще – это ма­стер, вир­ту­оз в своём деле, да ещё в пре­вос­ход­ной сте­пе­ни. Но со­звуч­ность со сло­вом «дру­жи­ще», да ещё явная тав­то­ло­гия «ве­ли­кий ма­сте­ри­ще» вновь нега­тив­но ха­рак­те­ри­зу­ет Осла, сви­де­тель­ствуя о его неве­же­стве.

ТАВ­ТО­ЛО́ГИЯ (от греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово, по­ня­тие») – по­вто­ре­ние од­но­го и того же раз­ны­ми сло­ва­ми. В ка­че­стве сти­ли­сти­че­ско­го при­е­ма от­но­сит­ся к роду плео­назма (из­ли­ше­ства).

«Из­ряд­но», – го­во­рит Осёл, про­слу­шав пение Со­ло­вья. «Из­ряд­но» – зна­чит «зна­чи­тель­но, пре­вос­ход­но». Од­на­ко в тол­ко­вых сло­ва­рях это слово все­гда со­про­вож­да­ет­ся по­ме­той «разг.», что озна­ча­ет «раз­го­вор­ный». То же самое можно ска­зать и о сло­вах «уста­вясь» и «на­вост­рил­ся».

Де­е­при­част­ный обо­рот «уста­вясь в землю лбом» на­по­ми­на­ет нам об осли­ном упрям­стве.

А сразу за ним – совет «немнож­ко по­учить­ся» пению у пе­ту­ха, ко­то­рый судя по ме­сто­име­нию «нашим» яв­ля­ет­ся близ­ким при­я­те­лем Осла.

А те­перь вспом­ним зна­ме­ни­тую по­сло­ви­цу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Огра­ни­чен­ный петух яв­ля­ет­ся дру­гом та­ко­го же неве­жи Осла.

Образ Осла вы­зы­ва­ет смех у чи­та­те­ля. Такое изоб­ра­же­ние на­зы­ва­ет­ся КО­МИ­ЧЕ­СКИМ.

Ка­ки­ми же ху­до­же­ствен­ны­ми сред­ства­ми Кры­лов пе­ре­да­ёт кра­со­ту и оча­ро­ва­ние пения Со­ло­вья?

Пение Со­ло­вья на­по­ми­на­ет целый кон­церт. Для этого Кры­лов ис­поль­зу­ет ряд од­но­род­ных чле­нов: гла­го­лы «за­щёл­кал», «за­сви­стал», «от­да­вал­ся», «рас­сы­пал­ся». А также срав­не­ние со сви­ре­лью, ме­та­фо­ру «мел­кой дро­бью рас­сы­пал­ся», эпи­тет «том­ной» сви­ре­лью.

Пение Со­ло­вья про­из­во­дит чу­дес­ное дей­ствие на всех, кто его услы­шал. Он всех оча­ро­вал своим пе­ни­ем. Внёс успо­ко­е­ние и в при­ро­ду, и в жизнь людей: «за­тих­ли ве­тер­ки», «птич­ки за­молк­ли», «стада жи­вот­ных при­лег­ли», «пас­тух пе­ни­ем лю­бо­вал­ся».

Лю­бим­цу и певцу Ав­ро­ры…

АВ­РО­РА – бо­ги­ня утрен­ней зари (древ­не­рим­ская ми­фо­ло­гия).

Об­ра­тим вни­ма­ние на одну де­таль: Со­ло­вей во­об­ще не го­во­рит, толь­ко поёт, этим автор по­ка­зы­ва­ет, что неве­же­ствен­ное (про­сто­реч­ное и раз­го­вор­ное) чуждо этому герою в от­ли­чие от Осла, ко­то­рый по­сто­ян­но что-то го­во­рит, при этом ис­поль­зу­ет в ос­нов­ном раз­го­вор­ную и про­сто­реч­ную лек­си­ку.

Автор ис­поль­зу­ет приём ан­ти­те­зы, про­ти­во­по­став­ляя Со­ло­вья, ма­сте­ра сво­е­го дела, ис­тин­но­го певца при­ро­ды, ко­то­рый оча­ро­вы­ва­ет своим пе­ни­ем, и Осла, глу­по­го, неве­же­ствен­но­го, невос­пи­тан­но­го, ко­то­рый ни­че­го не по­ни­ма­ет в на­сто­я­щем ис­кус­стве.

АН­ТИ­ТЕ­ЗА – сти­ли­сти­че­ский прием, ос­но­ван­ный на рез­ком про­ти­во­по­став­ле­нии по­ня­тий и об­ра­зов.

В басне опи­сы­ва­ет­ся си­ту­а­ция, ко­то­рая часто воз­ни­ка­ет в ре­аль­ной жизни. Некто са­мо­уве­рен­ный и незна­ю­щий бе­рет­ся су­дить о том, о чём не имеет ни­ка­ко­го пред­став­ле­ния.

Мо­раль басни за­клю­ча­ет­ся в сло­вах: «Из­ба­ви Бог и нас от эта­ких судей». С по­мо­щью при­ё­ма ал­ле­го­рии, бас­но­пи­сец пе­ре­да­ёт сво­е­му чи­та­те­лю мысль о том, что, если о на­сто­я­щем ис­кус­стве часто бе­рут­ся су­дить те, кто в этом ни­че­го не по­ни­ма­ет, как Осёл, тогда ис­тин­ным ма­сте­рам, вроде Со­ло­вья, при­хо­дит­ся туго.

МО­РАЛЬ – это по­учи­тель­ный вывод из ос­нов­но­го по­вест­во­ва­ния, ко­то­рый да­ёт­ся в на­ча­ле или в конце басни.

АЛ­ЛЕ­ГО­РИЯ – ино­ска­за­ние – изоб­ра­же­ние от­вле­чён­но­го по­ня­тия через кон­крет­ный образ.

Басня «Осёл и Со­ло­вей» была на­пи­са­на Ива­ном Ан­дре­еви­чем Кры­ло­вым более ста лет назад, но до сих пор не по­те­ря­ла своей ак­ту­аль­но­сти, по­то­му что таких глу­пых судей, как Осёл, можно встре­тить в жизни и в наше время.

Вопросы к конспектам

Под­го­товь­тесь к вы­ра­зи­тель­но­му чте­нию басни И.А. Кры­ло­ва «Осёл и Со­ло­вей».

* Со­здай­те ил­лю­стра­цию к басне И.А. Кры­ло­ва «Осёл и Со­ло­вей», ис­поль­зуя неко­то­рые при­ё­мы со­зда­ния ко­ми­че­ско­го изоб­ра­же­ния.

На­при­мер гро­теск (пре­уве­ли­че­ние): огром­ная го­ло­ва Осла, как при­знак «боль­шо­го» ума, но пре­уве­ли­чен­но ма­лень­кая фи­гур­ка Со­ло­вья, под­чёр­ки­ва­ю­щая, что его зна­чи­мость не во внеш­но­сти, а в уме­нии петь. Или де­таль.

На­при­мер очки у Осла, ко­то­рые ему не нужны, по­то­му что он пре­крас­но видит и без них, по­это­му смот­рит не в очки а по­верх них.

* Пред­по­ло­жи­те, что Осёл из-за сво­е­го упрям­ства все-та­ки решил по­зна­ко­мить Со­ло­вья со своим при­я­те­лем Пе­ту­хом и на­пи­сал об этом в пись­ме. Со­ло­вей хо­ро­шо вос­пи­тан и веж­лив, по­это­му от­ве­ча­ет на пись­мо Осла. За­вя­зы­ва­ет­ся неболь­шая пе­ре­пис­ка. При­ду­май­те эту пе­ре­пис­ку (со­хра­ни­те осо­бен­но­сти речи каж­до­го из ге­ро­ев).

Краткое содержание басни осел и соловей – Мораль басни «Осел и Соловей» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Что означает являть свое искусство стал

Осёл и соловей рисунок

Читать текст онлайн

Осел увидел СоловьяИ говорит ему: «Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень яСам посудить, твое услышав пенье,Велико ль подлинно твое уменье?»Тут Соловей являть свое искусство стал:Защелкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался,То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогдаЛюбимцу и певцу Авроры;Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стадаЧуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда,Внимая Соловью, пастушке улыбался.Скончал певец.

Осел, уставясь в землю лбом,«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнакомТы с нашим петухом;Еще б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился»,Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул — и полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Ивана Крылова Осёл и соловей

Избави бог и нас от этаких судей

Мораль своими словами, главная мысль и смысл басни Осёл и соловей

Нельзя судить, без знания дела. Нельзя слушать судей, которые не разбираются в вопросе или попросту глупы. Иногда невозможно правильно оценить событие или поступок, если неизвестны все обстоятельства.

Краткое содержание

Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.

Анализ басни Осёл и соловей, герои басни

Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.

Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.

У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше.

Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все.

Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.

В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.

Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.

Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.

Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.

Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.

Слушать и смотреть Басню Ивана Крылова Осёл и соловей

Другие Басни этого автора

Несколько интересных Басен

Краткое содержание: Осел и Соловей (Крылов)

Крылов написал очень много замечательных басен, которые являются поучительными и среди них хотелось бы выделить басню Крылова «Осел и соловей», а чтобы познакомиться ближе с сюжетом данной басни, предлагаем изучить басню Крылова «Осел и соловей» в кратком содержании.

Крылов Осел и Соловей

Все начинается со встречи осла и соловья. Осел, увидел соловья и ему захотелось послушать его пение, поэтому он и предложил спеть соловью, а тот бы послушал и сам бы посудил «Велико ль подлинно твое умение».

Соловью было не трудно спеть для осла и он запел. Пел соловей на тысячу ладов, он и свистел, и щелкал, и тянул, и переливался. Песня его была прекрасна.

Пока он пел, все вокруг замерло: и речка, и птички, и стада, и тот же пастух заслушался.

Но, вот соловей закончил свое пение. Осел же, вместо того, чтобы похвалить соловья, сравнил его с петухом, и посоветовал у петуха поучиться пению. Не ожидал соловей такого суда, развернулся и улетел, лишь бы подальше от такого судьи.

Мораль басни Крылова Осел и Соловей

Мораль же басни Крылова звучит в конце так: «Избави бог и нас от этаких судей». Другими словами Крылов говорит в басне о том, что нельзя судить знания и умения других, если сам не в курсе дела, если сам не понимаешь и не разбираешься, например, в пении.

При этом талантливым людям не стоит обращать внимание на суждения подобных судей, а ведь в жизни очень часто талантам приходится сталкиваться с судьями, которые не разбираются в вопросе, которые глупы, как тот осел.

Талантливым же людям не нужно их признание, и подобно соловью, нужно упорхнуть и идти к своей цели дальше, развивая свой талант и добиваясь успехов в жизни.

Краткое содержание: Осел и Соловей (Крылов)

На этой странице искали :

Краткое содержание басни Осел и соловей Крылова для читательского дневника

Осел, увидел Соловья, сказал птице, что давно наслышан о ее таланте, и попросил спеть. Ослу хотелось самому услышать чудное звучанье, и проверить, действительно ли птица так хороша.

Соловей с удовольствием исполнил просьбу. Птица защелкала, засвистала и залилась звонкой трелью. От такого прелестного звучанья, замерло все вокруг. Затих ветер, замолкли другие птицы, стада прилегли и заслушались. Пастух с наслаждением внимал музыке, и улыбался пастушке. Время остановилось, все живое обратило свое внимание на пение Соловья.

Вскоре, певец затих. Соловей поинтересовался у Осла, хороша ли была его песня. На что тот отвечал, что можно иногда Соловья послушать, поет вроде неплохо, но Петух еще лучше. Надо бы Соловью у него поучиться.

Обиделась птица на такое суждение, поникла головой, и улетела.

Это произведение пропитано глубоким смыслом. Все басни несут в себе какую-то мораль. Мораль этой басни такова, судить других, мы не имеем права. Ни одному человеку на земле, нельзя так относиться к окружающим. Каким бы не был плохим талант ближнего, не стоит его сравнивать с другими, тем более говорить об их превосходстве. Со стороны Осла, такое поведение очень некорректно.

Иван Крылов. Басня “Осёл и Соловей”. Видеоурок. Литература 6 Класс

Что означает являть свое искусство стал

Рис. 1. О. А. Кипренский. «Портрет И.А. Крылова», 1816 (Источник)

Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних – гр. Разумовский, по другим – кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп.

Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена.

Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» – «Не умею», – скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился.

Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»

После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.

Обратимся к тексту басни.

Осел и Соловей (рис. 2)

Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен» (Источник)

Осел увидел Соловья

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?»

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

Внимая Соловью, пастушке улыбался

Осел, уставясь в землю лбом;

«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился».

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.

Избави, Бог, и нас от этаких судей.

Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.

Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей.

Какие слова и выражения использует баснописец, чтобы создать образ Осла? Обратимся к словарю.

«Дружище» – фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).

Далее – слово «мастерище», казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище – это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.

ТАВТОЛО́ГИЯ (от греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово, понятие») – повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).

«Изрядно», – говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» – значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».

Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве. А сразу за ним – совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла. А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.

Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ.

Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?

Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался». А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался», эпитет «томной» свирелью.

Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».

Любимцу и певцу Авроры…

АВРОРА – богиня утренней зари (древнеримская мифология).

Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.

Автор использует приём антитезы, противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве.

АНТИТЕЗА – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.

Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.

МОРАЛЬ – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

АЛЛЕГОРИЯ – иносказание – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.

Рекомендуемая литература

Рис. 3. Обложка книги В.Г. Липилина «Александр Николаевич Крылов» (Источник)

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Домашнее задание

Осел и соловей басня крылова мораль

Что означает являть свое искусство стал

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале.

Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками.

Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

Самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также мораль для удобства и лучшего запоминания философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение.

Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения.

После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива.

Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические.

Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова лучше начинать читать ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть.

Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом.

Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости.

Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром.

Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти.

Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

Басня Осёл и соловей

Осел увидел Соловья

И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Сам посудить, твое услышав пенье,

Велико ль подлинно твое уменье?”

Тут Соловей являть свое искусство стал:

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Любимцу и певцу Авроры;

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,

“Изрядно, — говорит, — сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился”,

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

Мораль басни Осёл и соловей

Басня Осёл и соловей — анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека — мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится.

Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт.

Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше.

Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо.

Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Басня Ларчик

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.

Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;

Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Вот входит в комнату механики мудрец.

Взглянув на Ларчик, он сказал: “Ларец с секретом,

Так; он и без замка;

А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;

Не смейтесь так исподтишка!

Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:

В механике и я чего-нибудь да стою”.

Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;

То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.

Тут, глядя на него, иной

Те шепчутся, а те смеются меж собой.

В ушах лишь только отдается:

“Не тут, не так, не там!” Механик пуще рвется.

Потел, потел; но, наконец, устал,

И, как открыть его, никак не догадался:

А Ларчик просто открывался.

Мораль басни Ларчик

Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться.

Басня Ларчик — анализ

«Ларчик» — это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это – олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням – чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять – как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик — единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять – действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

Басня Листы и корни читать

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зеленостью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

“Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Что б было в нем без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарей

Почти не расстаетесь с нами”.

“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”,-

Им голос отвечал из-под земли смиренно.

“Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Что дерзко так считаться с нами стали?” —

Листы, по дереву шумя, залепетали.

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаете?

Мы корни дерева, на коем вы цветете.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева, ни вас”.

Мораль басни Листы и корни

Мораль басни Крылова «Листы и корни» — в последних строках. В разговор вступают Корни, о которых несправедливо забыли. Они напоминают заносчивым листьям, что именно из корней всему дереву поступает питание, а каждой «новою весной лист новый народится» — то есть, власть меняется, а народ – всегда остается на своем месте. Пока живы корни – будет живо и общество, государство.

Басня Листы и корни — анализ

Анализ басни Крылова «Листы и корни» начинается с разбора персонажей. Листы, которые перешептываются с Зефирами («зефир» — это теплый весенний ветер) олицетворяют верхушку общества. Во времена Крылова это, прежде всего – дворянство, купечество, духовенство. А Корни – это простой народ, крестьяне и рабочие, производящие пищу и всевозможные блага.

«Высший класс», оторванный от народа, поверхностный, высокомерный, занимается самолюбованием, похвальбой. Листья считают, что именно они – основа жизни Дерева. Но на самом деле они – лишь часть системы, которая бы не смогла существовать без других ее элементов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *