Что значит формальное общение
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Смотреть что такое «ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ» в других словарях:
Общение — У этого термина существуют и другие значения, см. Общение (значения). Сюда перенаправляется запрос «Коммуникация (психология)». На эту тему нужна отдельная статья … Википедия
Общение: виды — Существуют разные виды и разновидности О. и их классификации. Обычно рассматриваются такие виды О., как прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное), активное и пассивное, кратковременное и устойчивое, заинтересованное и… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Педагогическое общение: оценивание — Психол. роль оценочных суждений, используемых учителем в процессе О. с учеником, была впервые систематически проанализирована Б. Г. Ананьевым, к рый показал, что Пед. О. пронизано оценочными моментами, и говорил о системном влиянии оценивания на… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Социальная изоляция — социальное явление, при котором происходит отторжение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате прекращения или резкого сокращения социальных контактов и взаимоотношений. В общем случае, к… … Википедия
Оценка личности (personality assessment) — Измерение черт личности на протяжении многих десятилетий составляло важную функцию клинических психологов. Личность не подходит на роль предмета догадок или оценки непроверенными, ненаучными и ненадежными методами. Личность чел. была и остается… … Психологическая энциклопедия
Стилистика и речевой этикет в обучении — беглость речи, богатство речи, выразительность речи, деловое общение, деловой стиль, диапазон речи, интертекстуальность, интертекстуальные связи, качество речи, коммуникативная деятельность, коммуникативные качества речи, логическое ударение,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ИОАНН ДУНС СКОТ — [лат. Ioannes (Johannes) Duns Scotus] († 8.11.1308, Кёльн), средневек. философ и богослов, католич. священник, член монашеского ордена францисканцев; в католич. Церкви прославлен в лике блаженных (пам. зап. 8 нояб.). Жизнь. Иоанн Дунс Скот. 1473… … Православная энциклопедия
ГРАНИЦЫ ЦЕРКВИ — термин, используемый в христ. богословии для определения принадлежности к единой Христовой Церкви как отдельных лиц, так и христ. сообществ (конфессий, деноминаций, общин). Вопрос о Г. Ц. является одним из самых актуальных в совр., в т. ч.… … Православная энциклопедия
БЛАГО — [греч. τὸ ἀγαθόν, τὸ εὖ, τὸ καλόν; лат. bonum, bonitas], конечный (предельный) предмет стремления человека, движение к к рому не нуждается в дальнейшем обосновании; в богословии одно из Божественных имен (см. Имя Божие). Как философская категория … Православная энциклопедия
Формальное межличностное общение
Описание формального межличностного общения
Общение представляет собой самый главный тип взаимодействия между индивидуумами, без которого очень сложно представить себе существование и личностный рост. Оно необходимо во всех аспектах жизни человека. В зависимости от того, где человек общается, можно выделить два основных вида: формальное и неформальное. Основное отличие первого — это наличие множества различных установок, что ограничивают человека в суждениях и обозначают конкретные рамки, за которые нельзя заходить.
Другим названием формального общения является ролевое. То есть принимается во внимание конкретная роль в социуме, что регламентирует взаимоотношение и этику поведения между двумя людьми. На каждого индивидуума накладывается своеобразный отпечаток того общества, где человек вырос, тех условий, в которых он находится в данный момент, и полномочий, что на него положены.
Он выполняет какую-то роль относительно своего собеседника и занимает положение, что требует соответствующего отношения к себе. Именно поэтому можно сказать, что формальный вид общения выполняется в рамках расписанных ролей для каждого.
Например, человек работает на высокой должности и общается со своим подчиненным как начальник, требуя от него выполнения его рабочих обязанностей. Здесь к нему нужно относиться уважительно и прислушиваться к его мнению беспрекословно. Припустим, что подчиненный живет по соседству с этим человеком и часто встречается с ним возле забора, обсуждая саженцы, погоду и даже общий досуг. Второй вариант будет ограничиваться неформальным межличностным общением, с которого сняты роли начальника и работника. Без этих масок они совершенно равны в беседе.
Именно поэтому можно утверждать, что формальное межличностное общение регламентирует деловые взаимоотношения, на которые влияет ряд бюрократических факторов. Оно очень ограничено и подчиняется массе правил и норм, принятых стандартов, которых необходимо придерживаться.
Отличия от неформального общения
Общение — довольно многогранный процесс, и в каждом отдельном случае оно отличается от аналогичного, поэтому следует выделить некоторые нюансы. Они представляют собой главные различия двух типов взаимодействия, которые чаще всего используются в социуме.
Рассмотрим особенности формального общения:
Разновидности формального общения и их характеристика
Формальное общение довольно однообразное, и редко можно выделить конкретные отличия в той или иной форме. Чаще всего классифицируют по сфере применения. В зависимости от того, с кем человек взаимодействует и чего хочет добиться от конкретного разговора, можно выделить три формы формального общения.
Ролевое
Это фактически общение, правила которого продиктованы условиями. В данный конкретный момент человек играет свою роль, и по отношению к ней строятся его взаимодействия с другими.
Например, если женщина косметолог или консультант и общается на работе с клиентом, она будет использовать профессиональный язык, оставаться вежливой, учтивой, улыбаться и выполнять свою работу. Даже если ей собеседник не слишком-то нравится, она вынуждена улыбаться и выглядеть приветливо, так как её обязывает к этому выполняющая роль.
Ролевое общение призвано оставаться на защите эмоциональных реакций там, где они крайне нежелательны. Кроме того, правильно построив шаблон взаимодействия с людьми (например, клиентами), можно добиться хороших профессиональных результатов.
Радушное и приветливое отношение будет сказываться на посещаемости салона/магазина/маркета и улучшит маркетинговые показатели. Значит, можно сказать, что ролевое формальное общение — уникальный инструмент, который в умелых руках превращается в мощное средство для достижения собственных целей.
Деловое
Этот вид формального общения заключается в строгом обсуждении фактов, которые касаются общего дела. Применяются исключительно сухие данные, которые обязательно нужно сообщить собеседнику. Цель делового общения всегда одна — материальная или профессиональная выгода, которая достигается путем взаимодействия с другими людьми, что работают в той же сфере.
Часто деловое общение представлено в виде переговоров, где лаконично и по пунктам распределены все интересующие стороны вопросы. Собственно, с их помощью и ведется детальное информационное ознакомление. Данные передаются от одного человека к другому, при этом они максимально сжаты до пределов важности и ценности каждого предложения.
Например, человек работает в крупной компании и должен провести инструктаж подчиненным касательно нового проекта. То есть деловым языком он будет объяснять все, что предусмотрено в таких случаях. Изложение мыслей максимально лаконичное, сравнения и комические отступления не характерны.
Функциональное
Используется для удовлетворения своих потребностей в рутинной жизни и минимального взаимодействия с людьми. То есть в каждом отдельном случае оно несет свою функцию. Как только она выполняется, общение с этим человеком прекращается.
При этом здесь нет конкретных статусов, которые определяют равенство собеседников. Исключается также возможность заранее запланированных будущих встреч.
Самым ярким примером могут быть секундные разговоры в лифте «Вам какой этаж?» или же в автобусе «Передайте, пожалуйста, за проезд». При этом совершенно не важно, кто этот человек, выше или ниже по статусу. Он всегда останется просто прохожим.
Регулируют функциональное формальное общение только общие правила этикета и поведения с незнакомыми людьми. Они сохраняют дистанцию между собеседниками и вносят свою долю вежливости и учтивости даже в такие секундные разговоры.
Основные правила формального общения
Как было сказано выше, правила — это основа формального общения. По умалчиванию принимается, что с ними ознакомлены все участники разговора и придерживаются их в равной степени.
Чтобы немного конкретизировать особенности, можно выделить несколько основных правил формального общения:
Как перейти с формального общения на неформальное
Для начала необходимо выяснить и определить для себя, зачем это нужно делать. В ряде случаев формальное общение призвано стоять на защите человеческих эмоций людей тех профессий, которые вынуждены много общаться с другими. Это своеобразная маска для сохранения своего внутреннего мира от посторонних людей, которые могут даже невольно вторгаться в него. Но в некоторых случаях такой переход просто необходим.
Для этого важно соблюдать несколько аспектов:
Формальное общение: что это такое и каковы его характеристики
Содержание:
Все мы знаем разные стили общения и используем один или другой в зависимости от контекста, в котором мы находимся.
Одним из наиболее важных является формальное общение.. В этих параграфах мы можем узнать все об этом стиле, раскрыть основы, в которых он обычно используется, и каковы его основные характеристики и преимущества по сравнению с другими моделями общения.
Что такое формальное общение и каковы его характеристики
Формальное общение коммуникативный стиль, который используется в профессиональном и институциональном контекстах. Это регламентированный метод, в котором использование разговорных слов не допускается, поскольку используемый тон всегда должен быть культурным и асептическим. Точно так же мы можем также назвать формальным обменом информацию потоком информации, который происходит между различными уровнями внутри иерархии организации и который будет заключен в рамках упомянутого набора норм.
Формальное общение может происходить в устной или письменной форме. Как правило, краткосрочные взаимодействия происходят в устной беседе. Однако сообщения, требующие более обширной или сложной информации, обычно выбираются для написания и передачи их собеседникам выбранными способами (проспекты, электронные письма, почтовая почта, меморандум и т.
Еще одна характеристика формального общения заключается в том, что работает по протоколам, известным отправителям и получателям, которые являются частью организации, в которой происходит этот коммуникационный процесс. Эти протоколы подразумевают, например, пути, по которым сообщения должны проходить в иерархии. Таким образом, сотрудник будет знать, что он должен отправить определенную информацию своему руководителю, а тот, в свою очередь, должен передать информацию своему начальнику, но они не могут пропустить промежуточный шаг.
То есть каждый член организации, участвующий в этом официальном общении Вы должны заранее знать, какое сообщение должно быть адресовано какому-либо человеку, в какой форме это должно быть сделано и по какому маршруту должна следовать такая информация. чтобы добраться до пункта назначения правильным путем.
Типы формального общения
В зависимости от адреса, который мы используем для передачи информации, мы можем установить до четырех различных типов формальной связи. Перейдем к рассмотрению их всех подробнее.
1. Формальная коммуникация снизу вверх
Когда в организации, Сотрудник пытается связаться с одним из своих менеджеров, либо с непосредственным начальником, либо с тем, кто стоит над ним., мы бы говорили о восходящей формальной коммуникации. Это форма передачи сообщения вертикального типа и с направлением снизу вверх. Примером сообщений, которые могут быть отправлены в этом режиме, могут быть запрошенные отчеты, а также запросы по конкретному вопросу и даже жалобы на то, что они хотят оставить патенты.
2. Формальная коммуникация вниз
3. Горизонтальное официальное общение
Не вся формальная коммуникация в организации направлена на людей на другом иерархическом уровне. Когда сообщение отправляется другому работнику, занимающему тот же ранг, мы говорим о горизонтальном формальном общении., поскольку поток информации направлен в сторону.
Эта модель четко прослеживается на собраниях руководителей различных отделов, поскольку на них общаются несколько человек из независимых отделов, но все они находятся в одном положении с менеджерами или директорами.
4. Диагональное формальное общение
Есть менее частый тип формального общения, который все еще возможен, и он диагональный. Эта модальность могла бы произойти когда два собеседника принадлежат к разным отделам, но также к разным иерархическим уровням.
Может случиться так, что руководителю подразделения компании, в частности, потребуется передать информацию некоторым сотрудникам, которые не находятся в его подчинении, но находятся в нижнем эшелоне структуры компании. Это был бы пример диагонального формального сообщения.
Сильные стороны этого коммуникативного стиля
Формальное общение имеет ряд преимуществ перед неформальным общением. Мы увидим самые важные из них.
1. Стандартизация
Использование этого метода обеспечивает равенство во всех коммуникационных процессах организации, чтобы все участники могли знать, как действовать при передаче информации, выбирая правильный путь и путь, и в то же время все они знают, как интерпретировать сообщения, которые им приходят без всяких сомнений. Это стандартизированная модель, которая позволяет четко понимать правила и процедуры.
2. Нет ошибок
Факт использования заранее установленных правил и постоянного следования одним и тем же процедурам имеет дополнительное преимущество, заключающееся в том, что он не позволяет генерировать ошибки, помимо человеческих ошибок, которые могут быть совершены вне этих правил. Важно то, что следуя указанным протоколам, информация должна проходить через организацию без каких-либо затруднений и не вызывать сомнений у собеседников.
3. След
Формальное общение имеет еще одно очевидное преимущество: все взаимодействия, которые происходят в письменной форме. заархивированы и поэтому могут быть просмотрены в любое время чтобы иметь возможность получить конкретную информацию.
Логически то же самое не происходит с формальным устным общением, но мы уже упоминали, что этот тип взаимодействия происходит для отправки очень кратких сообщений. Все те, которые имеют определенный уровень сложности, должны быть переданы в письменной форме и, следовательно, будут зарегистрированы.
Формальные недостатки коммуникации
Логично, что не все качества формального общения положительны. Есть также несколько недостатков, о которых мы должны знать.
1. Стоимость времени
Факт следования довольно жестким протоколам иногда означает, что формальное общение включает ненужная трата времени на передачу информации, которая на самом деле может быть осуществлена в гораздо более короткие сроки. Это случай тех бесконечных собраний, на которых сообщение передается между участниками неэффективно, хотя на самом деле это можно было бы сделать более прямым образом, но это означало бы отказ от стандартизированных каналов связи организации.
2. Холодность.
Формальное общение приводит к тому, что сообщения передаются холодно, часто без участия человека, что согревает общение и делает его более безличным, чем неформальный стиль. Кроме того, эта жесткость правил также сильно ограничивает коммуникативный стиль отправителя, иногда дегуманизируя передачу сообщения и заставляя получателя воспринимать это более теплым образом.
3. Замешательство
Правила формального общения не должны допускать этого, но иногда неизбежно возникает некоторая путаница вокруг полученного сообщения. Это происходит, когда для передачи информации требуется несколько переходов между разными собеседниками, что создает вероятность того, что в каждой из этих точек исходное сообщение искажено, а полученное в конечном итоге не будет точно таким же, как первое.
Пути улучшения
Формальное общение нуждается в улучшении, и для этого есть несколько рекомендаций, которые могут сделать этот способ передачи информации внутри компаний более эффективным. Вот некоторые из них.
1. Предельный формализм
Очевидно, что формальное общение требует приличия в доставке сообщения, но иногда этот избыток формальных выражений может вызвать чрезвычайно серьезный тон, который получатель может интерпретировать как отрицательный, когда сообщение может быть нейтральным и даже идти в противоположную сторону. Например, руководитель отдела может отправить электронное письмо своим подчиненным, чтобы рассказать о своей работе, что в принципе хорошо, но использует настолько серьезный тон, что они интерпретируют его негативно.
2. Обзор
Эта рекомендация должна относиться к любому типу общения, но гораздо больше к формальному. Перед отправкой обязательно проверьте тексты., потому что иногда спешка может привести нас к серии орфографических, грамматических или даже содержательных ошибок, которые могут вызвать проблемы в интерпретации сообщения, и это может иметь серьезные последствия для организации. Представьте, например, что мы даем рабочему указание отправить 5000 единиц продукта вместо 500.
3. Прием
4. Правильное использование
Последней рекомендацией будет использовать официальное общение только по организационным вопросам. Любые вопросы вне компании не должны решаться подобными способами, и попытка отправить личное сообщение через институциональный канал приведет только к проблемам, поскольку это неподходящий канал.
10 лучших гериатрических резиденций в Мурсии
Неформальный и формальный стили речи
Cтили речи существуют во всех языках, и английский не исключение. Овладеть стилистикой необходимо каждому, кто стремится освоить язык и говорить на нем также естественно, как его носители.
Формальный стиль общения
Официально-деловой стиль (formal) используется при написании деловых писем, договоров, соглашений, лекций, в целом, для документов.
Минимальное число сокращений (don’t, he’s и т.д.) и использование полных форм глаголов – первая черта формального стиля.
Распространенные и сложные предложения, такие как «Toyota’s sales bounced back in March as substantial discounts helped to win back customers who had been shaken by the film’s mass safety recalls», – второй характерный признак официально-делового стиля.
Третья особенность – более длинные слова, чем в неформальных диалогах: например, вместо «start» уместнее будет сказать «commence», «end» заменить на «terminate», а вместо «try» употребить «endeavor». В принципе, модальных глаголов это тоже касается в определенной мере: если «can» в целом имеет достаточно нейтральный стилистический оттенок (например, фраза «Can I suggest you try this new model?» будет звучать весьма нейтрально), то «might» придаст предложению, в котором фигурирует, большую формальность («Might I suggest you try this new model?»).
Четвертой интересной чертой формального стиля является расшифровка аббревиатур при первом их упоминании в тексте. Исключения составляют сокращения, которые уже широко известны и точно не вызовут вопросов: например, ВВС, NATO и другие.
Пятой характерной особенностью формального стиля речи является эмоциональная нейтральность или даже сухость и строгость изложения мысли. Например, знаки «?!», «. » неприменимы в деловой переписке, как и яркие эмоционально окрашенные сравнения, метафоры и образы.
И наконец, официально-деловой стиль предполагает обезличенность изложения. В документах неуместны фразы «I consider…», «we say…», адекватными формальному стилю заменами будут «it is considered to be…», «it is said to be…».
Неформальный стиль общения
Неформальный стиль (informal) максимально близок к устной речи: слэнг и нарушения синтаксиса, личные местоимения (например, «I think…», «We want…») и сокращенные формы глаголов («doesn’t» вместо «does not», «it’s» вместо «it is», «couldn’t» вместо «could not» и т.д.) — его характерные черты.
Также, в неформальной переписке и общении часто сокращают предложения (например, подлежащего или относительного местоимения): так, вместо «I went to Barcelona last weekend. I have lots to tell you» можно сказать «Went to Barcelona last weekend. Have lots to tell you» или во фразе «The boy whom I met was beautiful» упустить относительное местоимение «whom», благодаря чему неформальный вариант будет звучать как «The boy I met was beautiful».
Не менее важной и характерной чертой неформального стиля является активное использование фразовых глаголов: например, «He gave up trying», «We must work out the solution».
Ниже вы можете найти подборку актуальных полезных конструкций и глаголов, характерных для формального и неформального стилей речи, так называемых link words:
5 уровней общения: от формальности до интимности
Психологи выделяют 5 уровней общения между людьми. Цель каждого взаимодействия – неосознанное стремление человека к интимности, к искреннему и доверительному контакту, который в действительности сложно установить. Почему? Реальность такова, что добиться интимности можно, только преодолев первичные 4 уровня общения. Давайте же познакомимся с ними поближе.
Мы встречаемся, общаемся… Какие-то отношения налаживаются и становятся длительными и стабильными. Какие-то — распадаются. Есть отношения, которые со временем превращаются в пустую формальность, хоть и поддерживаются. А есть такие, когда нам очень хотелось бы их сохранить или вовсе перевести на другой уровень — но почему-то не получается… В каких-то отношениях можем натворить множество глупостей и сделать немало ошибок — но они держатся, и друг другу по-прежнему рады. А где-то и вовсе не было безумств. И они умирают… Есть друзья, с которыми не виделся год-два-три, но когда встречаешь их — то как будто вчера завершили разговор. А есть такие люди, с которыми каждый раз заводишь разговор, так, как будто с момента последнего прошла вечность.
Как от формальности в отношениях перейти к близости? 5 уровней общения
Мы можем здесь говорить о каких-то уровнях, на которых разворачивается общение. Замечательный психотерапевт Д.Бьюдженталь, рассуждая про установление доверительных отношений, нарисовал вот такую простенькую схему.
В самом центре он расположил интимность — тот вид общения, к которому осознанно или неосознанно стремимся практически все мы. Иногда нам удается уловить этот миг интимности, быстро исчезающий в повседневной суете. Кто-то так никогда и не ощутил подлинно близкого общения. Д.Бьюдженталь объяснил, что это происходит потому, что для того, чтобы достичь ощущения интимности в общении с другим человеком, нужно преодолеть еще 4 уровня, или круга общения.
1. Формальное общение.
Этот вид общения, который мы используем при знакомстве, когда хотим произвести впечатление на человека своими социальными характеристиками (например, «глава департамента управления департаментом департаментных взаимосвязей»). Встречаются два человека и общаются двумя масками, двумя социальными образами. По Д.Бьюдженталю, ключевым признаком формального уровня общения является то, что человек стремится полностью контролировать себя, чтобы не дай бог не сболтнуть лишнего или не оказаться в глупой ситуации. Многим знакома неловкость, возникающая в новообразованных компаниях. Например, встретились четыре незнакомых человека в купе вагона — и на протяжении всей дороги не перекинулись друг с другом и десятью словами. Они на самом деле все равно общаются, но — невербально и формально…
— Здравствуйте. Меня зовут Анна.
— Меня — Виктор. Чем вы занимаетесь?
— Я зам.директора по продажам в фирме…
2. Поддержание контакта.
Это тоже довольно сдержанное общение, и его мы ведем с людьми, которых видим постоянно, но по частным вопросам. Неудобно пройти мимо знакомого и не сказать «Привет, как дела!». Своим имиджем мы здесь меньше озабочены, чем на формальном уровне, но отношения все также обезличены. Ритуальные фразы («ну и жара сегодня!», «как поживаешь?», «все нормально»), ритуальные шутки… На этом уровне мы общаемся с людьми, разрывать отношения с которыми не хочется, но и близких отношений с ними нет, да и стремления к ним нет. «Лайки» или оценки в социальных сетях — из той же оперы.
— Привет, Андрей! Как дела?
— Нормально! Как семья?
— Замечательно, отправил детей в лагерь.
— А, счастливый человек! Ну давай! Увидимся как-нибудь.
Это «увидимся как-нибудь» совершенно не означает, что реально собираемся увидеться. Она просто обозначает значимость одного собеседника для другого. Пусть даже во многом — символическую. На большее уровень поддержания контакта и не претендует.
3. Стандартное общение.
«Стандартное — это слово, которое означает обычное или ожидаемое». Стандартное общение — это баланс между заботой о собственном имидже и вовлеченностью в выражение собственных переживаний и в понимание другого человека. Собственно говоря, именно на этом уровне мы общается с большинством друзей и знакомых, с родственниками. Мы знаем, что от них ожидать, у нас общие шутки и темы для разговора. Если вдруг кто-то из нашего окружения вдруг начнет вести себя нестандартно — то мы, скорее всего, встревожимся. «Ты сегодня какой-то не такой» — то есть не соответствует привычному, ожидаемому…
Однако в стандартном общении есть одна «ловушка». Дело в том, что оно не подразумевает, как и первые два вида общения, подлинной глубины. Личные проблемы будут обсуждаться так же, как и масса других — привычно, между делом. Будут даваться советы и утешения, которые иногда являются уже набившими оскомину. «Да все нормально», «возьми себя в руки», «все, что ни делается — все к лучшему», «ночь пройдет, настанет утро ясное», «у жизни есть то черные, то белые полосы» и так далее. Иногда этих слов бывает достаточно, но, когда на душе по-настоящему тяжело, они будут, скорее, раздражать — как и все стандартное и штампованное в нестандартных ситуациях. Так же, как при подлинно любовных отношениях стандартность бывает во вред.
Стандартный уровень общения в чем-то парадоксален. С одной стороны, он позволяет чувствовать свою сопричастность к другим людям, избегать ощущения одиночества, но, с другой стороны, переизбыток такого общения приводит к ощущению «одиночества в толпе», когда человек говорит, что «знакомых много, а друзей — нет». В этой фразе выражено стремление к интимному, максимально близкому общению. Однако интимность труднодостижима, потому что для того, чтобы перейти на интимный уровень общения, неизбежно нужно пройти через еще один круг — круг «критического» или «кризисного» общения.
4. Кризисный уровень общения.
Кризис — это любая ситуация серьезных перемен, причем неважно — к лучшему или к худшему. Критическое общение — это общение, после которого изменяется как мое восприятие другого человека, так и я сам. После этого я не смогу воспринимать человека по-прежнему. В этом и кроется угроза — так как непонятно, в лучшую или в худшую сторону пойдет процесс…
Самый яркий пример критического уровня — это признание в любви, когда совершенно не уверен во взаимных чувствах. Так как это означает переход черты: по-прежнему общаться вы уже не будете. Дружили юноша и девушка, и вот юноша начал испытывать к девушке далеко не дружеские чувства. Но до поры до времени он сохраняет вид, что «ничего такого» нет, что «мы просто друзья». Т.е. он еще удерживается на уровне стандартного, принятого в их отношениях стиля общения. «А если признаюсь, и не будет взаимности?»… Конечно, можно после этого продолжать делать вид, что «мы просто друзья», но это будет иллюзией, поддерживаемой для того, чтобы сохранить отношения. А общение может стать даже не стандартным — а «поддерживающим контакт».
Любой откровенный разговор, когда речь идет о подлинных чувствах, когда снимаются маски и ведется речь о том, о чем не говорили прямо, о чем избегали упоминать — это форма кризисного общения. Он и она могут играть роли друзей, мужа и жены, влюбленной пары, испытывая при этом совершенно другие чувства. Невысказанное чувство, значимая фигура в этих отношениях, все равно будет вносить сильное напряжение в их отношения, пока она не будет проявлена. Тяжесть ситуации в том, что никто не гарантирует, каков будет результат. Ясность — то, к чему мы стремимся, но это может быть разрушительная ясность.
Больше всего примеров кризисного уровня можно найти во взаимоотношениях мужчин и женщин. Разговор об измене; принятие решений о разводе; предложение вступить в брак; известие о беременности и так далее. Но можно привести и другие примеры: разговор с начальником, после которого следует увольнение; кризис веры и смена прежних, устоявшихся взглядов; разочарование в человеке или наоборот, обретение веры в него. Если возьмем скандал и ссору, то совершенно необязательно они могут быть на кризисном уровне.
Если для семьи скандалы привычны, и никак не влияют на восприятие друг друга, то это — часть обыденного, стандартного общения. Сравните рядовую бытовую ссору с битьем посуды и последующим бурным сексом с состоянием отца, который узнал, что его сын — наркоман, и что его жена, зная об этом, скрывала от него эту информацию и даже помогала сыну (из «жалости») деньгами и т.п. Это подлинный кризисный уровень: это и рухнувшее доверие к сыну и жене; кризис веры в себя как отца; разрушение привычной и на самом деле иллюзорной картинки семейного благополучия (выражающееся в фраза «нормальная семья»).
Но только преодолевая кризисный уровень, мы можем впервые установить с другим человеком подлинно интимные отношения. В момент кризиса мы вообще не озабочены собственным имиджем, мы выражаем свои подлинные переживания и эмоции, часто серьезно расходящиеся с образом, сложившимся у нас самих и у наших близких. Интимность возможна как раз при подлинных эмоциях. Доступ к ним открывает кризис. Не стоит представлять кризисный уровень общения как обязательно катастрофическое переживание, уничтожние всех основ. Но неловкость, стыд, страх, волнение, смущение, испытываемые, когда говоришь о вещах, по-настоящему важных для себя, тоже указывают на кризисный уровень общения. Ты предъявляешь себя без маски, без защитных доспехов.
5. Интимный уровень общения.
Интимность иногда выражается в том, что мы можем спокойно молчать вместе. Не мучительно искать темы разговора, или испытывать отчужденность друг от друга, если молчим. А просто чувствовать присутствие рядом близкого человека — и этого достаточно.
Интимность может быть только взаимной. Она всегда предполагает уязвимость, т.к. раскрываясь перед другим, человек отказывается от своих привычных социальных масок и ролей. Невозможно общаться на интимном уровне, если один человек готов к самораскрытию, а другой — нет. Этот другой закроется, испугается чужой откровенности. И трудно его за это винить. Интимность невозможно поддерживать все время — это слишком большая эмоциональная нагрузка. Но, один раз пережив с другим человеком интимность, мы, возвращаясь на стандартный уровень общения, можем снова вернуться на него, и уже — без кризиса, так как взаимное восприятие уже изменено. Память о пережитой когда-то с этим человеком интимности может привести к тому, что, встретившись через много времени, иногда даже лет, мы можем сказать друг другу «привет» как старые друзья, которые давно не расставались…опубликовано econet.ru.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: