Что изучает морфология план

План – конспект урока русского языка по теме: «Морфология»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

План – конспект урока русского языка по теме: «Морфология»

Что изучает морфология план

дать учащимся представление о системе частей речи в русском языке, учить детей распознавать части речи в тексте;

развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;

воспитывать интерес к русскому языку, литературе и культуре.

Доброе утро, дети. Давайте с вами поздороваемся (звучит стихотворное приветствие)

II.Объявление темы и цели урока.

Молодцы, вы все запомнили. Наше путешествие начинается. Мы отправляемся в страну Морфологию, которая лежит на трех островах. Но чтобы мы не заблудились в морских просторах, нам нужна карта! К счастью, одну такую волшебную карту мне подарил один мой знакомый моряк. (открывается презентация, карта)

Ой, что же это с ней? Все названия стерты! Это, наверно, оттого, что картой давно не пользовались. Но все еще можно исправить, достаточно только разгадать загадки волшебной карты и названия снова появятся. А в конце нашего путешествия мы сможем сказать, из каких островов состоит страна Морфология. Ну что отправляемся в путь?

Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему нашего урока: «Морфология».

Но чтобы в пути у нас не возникало «бунтов на корабле», есть несколько правил :

Отвечая на вопросы, поднимать руку.

Не мешать другим отвечать на вопросы.

III.Изучение нового материала.

1.Самостоятельные части речи

Вот первое задание карты: необходимо при помощи ключа разгадать криптограмму, в которой зашифровано название страны (презентация)

12; 5; 6; 4; 1; 2; 3; 4; 7; 8; 12; 7; 3; 9; 10; 11; 13; 3;

Вы уже раньше знакомились с именем существительным, вспоминайте, что это такое (дети говорят определение).

А теперь выпишите из данного текста имена существительные и устно поставьте к ним вопрос. Задание следует выполнять в тетради с красной строки.

Лес в полном смысле звенел. Я узнавал тонкий, острый свист синиц, клацанье дроздов, тревожные переклики сорок.

Молодцы! Смотрите, появилось первое название.

Правильно, это имя прилагательное. Имя прилагательное – это слово, прилагаемое к существительному для обозначения его свойств или качеств. Имя прилагательное согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже. А давайте и мы попробуем правильно записать данные словосочетания.

В (дальней) походе, с (неожиданная) радостью, на (розоватые) облаках, к (раскидистая) ели, на (могучий) дубе.

Умницы, как быстро вы справились с заданием. Вот и еще одно название появилось на нашей карте.

А попробуйте определить, к какой части речи относятся эти слова : слышать, читать, рисовать..

Да, действительно это глаголы. Давайте сформулируем правило. Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?

К данным глаголам подберите близкие по значению глаголы – синонимы и запишите их:

Что изучает морфология план

Вот уже три названия на нашей карте, а какая же это часть речи слово три?

Действительно, это имя числительное, оно обозначает количество предметов или порядок при счете и отвечает на вопросы сколько? который? Придумайте самостоятельно и запишите три числительных в тетрадь. А Галя нам прочитает, что она написала.

Посмотрите, опять криптограмма :

4; 3; 5; 2; 6; 1; 4; 3; 7; 1; 3;

Что за странное название- местоимение? Если вначале слова добавить букву В, а с конца убрать Е то получается вместо имени. Давайте попробуем разобраться, зачем нужна такая часть речи. Обратите внимание на текст:

Наша школа новая. Школа построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Здание снаружи очень красиво.

Не кажется ли вам, что здесь что-то «режет глаз»?

Конечно, повторяются одинаковые слова. А можем ли мы этот текст исправить? (устно) Проверьте себя.

Наша школа новая. Она построена в прошлом году. Здание школы имеет четыре этажа. Оно снаружи очень красиво.

Вот и пятое название открылось.

Опять какое-то непонятное слово на непонятном языке. Да это же ребус!

Попробуем его разгадать. Отлично, это слово – наречие. Наречие обозначает признак действия и отвечает на вопросы где? когда? как? послушайте, какую сказку я вам расскажу.

Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратить в приставку, окончание — в суффикс. Зато из одного существительного получается целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия вверху, вверх, наверху, наверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом — очень полезное слово, если нужно объяснить, что кто-то любит ездить верхом, а не в телеге.

Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов. Из двое получилось вдвоем и надвое, из скакать — вскачь и на скаку, из догонять — вдогонку, из обнимать — в обнимку.

Рады наречия. А ученики не очень. Уж чересчур похожи эти на¬речия на имена существительные с предлогами. Поди разберись, когда как писать — слитно или раздельно. а то еще некоторые наречия любят писаться вообще по-особому — через черточку. Вот и приходится все время быть настороже, чтобы не ошибиться.

А сейчас мы образуем наречия от разных частей речи:

Мы разгадали все шесть названий частей острова. А кто сможет сказать, какими словами называются эти все части речи? (Самостоятельные части речи)

2.Служебные части речи

Однако у нас впереди осталось еще два острова, не задерживаемся, плывем дальше.

Какое странное стихотворение, кажется, здесь чего-то не хватает.

Рыхлый снег темнеет … марте,

Тают льдинки … окне,

Зайчик бегает … парте

Конечно, здесь не хватает предлогов. Они нам нужны для связи слов в предложении. Смотрите, появилось новое название, значит, мы правильно выполнили задание.

А теперь мы должны найти отличия в смысле приведенных предложений

Дети ходили в лес за ягодами и грибами.

Дети ходили в лес за ягодами, а не за грибами.

Союз – часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного.

Придумайте и запишите предложение с союзом и или а

А эти жители страны сами говорят за себя.

Можем с каждым подружиться,

Частицы вносят дополнительные оттенки в значения других слов или предложений. Придайте данному предложению значения отрицания, сомнения, утверждения.

Нам интересно название второго острова.

А кто скажет название второго острова? (служебные части речи)

• Остался только третий остров. Он называется междометие. Прослушайте стихотворение найдите междометия и определите их роль в речи.

Сердце так и гложет страх. Ах!

Ох, не помню, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех! Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог. Ох!

Ух, захватывает дух.

Междометия выражают эмоции и побуждения, но не называют их. Приведите три примера междометий.

IV. Закрепление изученного материала.

Вот наша карта и открылась полностью. Посмотрите на нее и скажите, что же мы сегодня изучали на уроке (части речи). Так из каких же частей речи состоит страна МОРФОЛОГИЯ?

А в качестве закрепления изученного материала я вам предлагаю в предложении Мы сегодня изучали части речи определить части речи, пользуясь таблицей на странице учебника № 173.

V.Подведение итогов урока. Релаксация.

Источник

Что изучает морфология (раздел грамматики) — предмет изучения и основные понятия

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Морфология – это один из ключевых разделов грамматики.

Его освоению посвящают большую часть школьной программы по изучению родного языка, ведь эта лингвистическая дисциплина посвящена частям речи, их категориям, словоизменению.

Что изучает морфология план

Даже носитель языка не может обойтись без элементарных знаний в этой области, если он хочет говорить грамотно. А иностранным языком без понимания морфологических правил невозможно даже на элементарном уровне.

О том, что такое морфология, о происхождении и употреблении термина, процессах и основных понятиях раздела поговорим в этой статье.

Морфология — это.

Морфология – не единственный научный термин, который в разных науках получил собственное значение. География, биология, антропология (это как?), химия, лингвистика трактуют его по-своему. Это не удивительно, ведь в буквальном переводе с древнегреческого слово не имеет привязки к конкретной дисциплине.

Этимологически (это как?) «морфология» восходит к двум корням: μορφή (форма) и λόγος (учение, слово). То есть справедливо перевести термин как «учение о форме»».

Таким образом, биологическое значение морфологии – это наука о форме и строении организмов, может быть названо исходным для дальнейшего заимствования другими науками.

В отличии от той же гиперболы (что это такое?), которая для математика и филолога имеет совсем разные трактовки, морфология даже в отдаленных друг от друга отраслях всего отвечает за форму, строение, структуру.

Что изучает морфология план

Несмотря на свое широкое применение, термин чаще всего узнают именно благодаря лингвистике. В рамках изучения языкознания углубленное изучение этого раздела предписано программами Министерства образования.

Для лингвистики актуальна такая трактовка, данная В.А.Плотниковой (Робинсон) в энциклопедии «Русский язык» (1997, под ред. Караулова):

Морфология – это раздел грамматики, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены; части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов.

Это широкое понимание, включающее все особенности раздела. Существует и узкое значение, которым некоторые ученые ограничиваются:

Морфология – это система форм словоизменения.

Именно в таком – узком – понимании термин и был изначально заимствован в лингвистику из биологии. Случилось это в 19 веке.

Что изучает морфология план

Помимо называния лингвистического раздела языковеды используют термин для обозначения самой подсистемы языка. В таком варианте для него дают следующее определение (в той же статье энциклопедии):

Морфология – это принадлежащие языку системы форм изменяемых слов (парадигмы) со всеми их морфонологическими характеристиками и вариантами и теми грамматическими значениями, которые в этих парадигмах заключены.

В таком значении речь идет о важнейшей части каждого национального языка как феномена (к примеру, морфология русского языка).

Что изучает морфология

Определим главные характеристики этого языкового раздела:

Что изучает морфология план

Нужно понимать, что данная подсистема грамматики как науки довольно обширна: сфера ее интересов очень широка.

Резюмируя направления исследований, формируем общее поле исследований, в которое входят такие векторы:

То, как склоняются и спрягаются слова, интересовало ученых прежде всего.

Не только морфология или грамматика, но и языкознание как таковое сложилось исходя из этого предмета. Согласно историческим сведениям, это произошло ещё в древнем Вавилоне.

Что изучает морфология план

Они через словоизменительные морфемы (окончания и частично суффиксы – то, что изменяет слово, но не образует новое).

Что изучает морфология план

Ключевые понятия морфологии

Род, число, падеж, одушевленность/неодушевленность, вид, залог и прочие постоянные и сменные грамматические характеристики слова – это и есть грамматические значения.

Для нашего языка это как раз суффиксы и окончания.

Что изучает морфология план

Проще говоря, слово в конкретном роде, числе, падеже, если это существительное, времени, роде (лице), залоге – если речь идет о глаголе.

О существительном, местоимении, числительном и других ЧР читайте в отдельных статьях блога.

Подробнее о системе частей речи доступно рассказывают здесь:

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Это скорее для любителей теории, а в жизни, все правила и структуры языка быстро забываются.

В русском языке столько исключений, частных случаев, что не всегда понятно, зачем вообще используются общие правила. Иногда выходит так, что слов, которые меняются с определенной закономерностью меньше, чем исключений. А вообще, с учетом современных технологий, мало кто осознанно пользуется правилами морфологии. Любые ошибки может исправить качественный текстовый редактор.

Источник

Что изучает морфология план

Морфология — это раз­дел нау­ки о язы­ке, кото­рый изу­ча­ет сло­во как часть речи. В зада­чи мор­фо­ло­гии вхо­дит опре­де­ле­ние сло­ва как осо­бо­го язы­ко­во­го объ­ек­та и опи­са­ние его внут­рен­ней структуры.

Что такое морфология в русском языке

Слово «мор­фо­ло­гия» гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В его соста­ве при­сут­ству­ют два гре­че­ских кор­ня: morphe, что зна­чит «фор­ма» + logos, кото­рое пере­ве­дем как «разум, поня­тие, мысль, речь и сло­во».

Понятие «мор­фо­ло­гия» мно­го­знач­ное. Оно встре­ча­ет­ся в био­ло­гии, напри­мер, мор­фо­ло­гия рас­те­ний, мор­фо­ло­гия живот­ных (в том чис­ле и человека).

Что изучает морфология план

В линг­ви­сти­ке сло­вом «мор­фо­ло­гия» назы­ва­ют нау­ку о сло­ве с точ­ки зре­ния отне­сён­но­сти его к опре­де­лен­ной части речи. В рус­ском язы­ке все окру­жа­ю­щие нас сло­ва мож­но отне­сти к деся­ти частям речи, кото­рые в свою оче­редь делят­ся на само­сто­я­тель­ные, слу­жеб­ные и меж­до­ме­тия.

К само­сто­я­тель­ным частям речи отне­сем сло­ва, кото­рые назы­ва­ют пред­ме­ты (суще­стви­тель­ное), при­зна­ки пред­ме­тов (при­ла­га­тель­ное), дей­ствия (гла­гол), коли­че­ство пред­ме­тов и поря­док их при счё­те (чис­ли­тель­ное) и обо­зна­ча­ют все эти поня­тия, кро­ме дей­ствий, (наре­чия), а так­же ука­зы­ва­ют на них (место­име­ния).

Слова само­сто­я­тель­ных частей речи име­ют опре­де­лен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние, высту­па­ют в роли глав­ных или вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния, могут опре­де­лять­ся, пояс­нять­ся сло­ва­ми дру­гих частей речи (доб­рый чело­век — очень доб­рый чело­век).

Служебных частей речи в рус­ском язы­ке все­го три:

Они не име­ют само­сто­я­тель­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, но могут вхо­дить в их состав. Служебные части речи исполь­зу­ют­ся для выра­же­ния отно­ше­ний меж­ду само­сто­я­тель­ны­ми частя­ми речи, меж­ду сло­во­со­че­та­ни­я­ми и меж­ду пред­ло­же­ни­я­ми, для при­да­ния пред­ло­же­нию раз­ных оттен­ков значения.

Что изучает морфология план

Особняком в рус­ской мор­фо­ло­гии сто­ит меж­до­ме­тие. Его не отно­сят ни к одной из само­сто­я­тель­ных или слу­жеб­ных частей речи.

От само­сто­я­тель­ных частей речи меж­до­ме­тия отли­ча­ют­ся тем, что они не име­ют обще­го и лек­си­че­ско­го зна­че­ния, не явля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния, а от слу­жеб­ных — тем, что они не выра­жа­ют ни свя­зей, ни отно­ше­ний меж­ду чле­на­ми пред­ло­же­ния и предложениями.

Это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют наши чув­ства, побуж­де­ния, но кон­крет­но не назы­ва­ют их при этом.

В роли меж­до­ме­тий может высту­пать любая часть речи и целое сло­во­со­че­та­ние, если они теря­ют спо­соб­ность обо­зна­чать пред­мет, при­знак или дей­ствие и слу­жат для выра­же­ния тех или иных чувств.

В рус­ском язы­ке сло­во каж­дой части речи изу­ча­ет­ся с точ­ки зре­ния его обще­го зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, то есть сово­куп­но­сти грам­ма­ти­че­ских зна­че­ний, и син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии. Такое иссле­до­ва­ние сло­ва как части речи назы­ва­ет­ся мор­фо­ло­ги­че­ским разбором.

Источник

Морфология – что это такое простыми словами, что она изучает и как в ней разобраться

Наука о частях речи.

Что изучает морфология план

Морфология – это наука о частях речи. Она изучает слова с точки зрения части речи, к которой они относятся.

Например, заяц, лопата и солнце – это все имена существительные. Морфология помогает разобраться, что общего у всех этих слов из-за того, что они – существительные. В частности, они все будут обозначать предмет, будут относиться к какому-то роду (мужскому, женскому, среднему), у них можно будет менять падеж и число.

Зачем нужна морфология

Чтобы упорядочить все слова в языке. Каждое слово в зависимости от того, что оно обозначает, можно отнести к какой-то части речи. Эта часть речи может быть самостоятельной, служебной или вообще не вписываться в систему частей речи (это касается междометий и звукоподражаний).

Изучение морфологии позволяет избегать путаницы в языке. А путаница легко может возникнуть, потому что одни и те же слова могут быть разными частями речи.

Слово «тепло» в предложении «На улице тепло» является категорией состояния, в предложении «Я хочу, чтобы ты тепло оделся» – наречием.

Чтобы в этом разобраться и понять, как от принадлежности к части речи меняется значение слова, и нужна морфология.

Как морфология связана с синтаксисом

Морфология и синтаксис вместе образуют грамматику любого языка. Они очень тесно переплетены.

Когда мы определяем член предложения, мы всегда опираемся на морфологию. Я уже показал это в примере выше со словом «тепло», еще один пример: «Этот дом красивый», «Я строю дом». Слово одно и то же (дом), в обоих предложениях оно является существительным. Но в первом это подлежащее, потому что существительное стоит в именительном падеже и обозначает то, о чем говорится в предложении, а во втором – прямое дополнение, обозначает объект, на который направлено действие, падеж – винительный.

Как определить, чем является «которая» в предложении «Я зашел в хату, которая стояла у обрыва»? Подлежащим. Потому что «которая» – это относительное местоимение, оно «вместо имени» хата, в именительном падеже, обозначает то, о чем говорится в предложении.

Если вы не знаете морфологию, никогда не сможете разобраться в синтаксисе. И схемы сложных предложений тоже никогда не научитесь строить.

Почему сложно изучать морфологию

Она очень абстрактная. Когда вы изучаете, например, морфемику, там все понятно: «при-» – «приставка, «-бреж-» – корень, «-н-» – суффикс, «-ый» – окончание. Все эти морфемы перед вами, вы их можете увидеть «глазами».

А когда надо определить часть речи у слова «одиноко» – слово везде одно и то же, но надо почувствовать разницу в его значении, ОСОЗНАТЬ, что «Мне одиноко» – обозначает состояние и «одиноко» здесь – категория состояния, «Утес стоит одиноко» – наречие, потому что обозначает признак действия, «Солнце так одиноко в нашей вселенной» – прилагательное, входит в состав именного сказуемого (солнце [есть] одиноко).

Приходится сильно напрягать мозг, чтобы увидеть вот эту разницу. Тем, кто изучает русский, как иностранный – в особенности.

Как учить морфологию

Надо заучивать правила с примерами. Вот вы изучаете тему «причастие», узнаете, что причастия отвечают на вопросы «какой» и «что делающий» – подберите для себя примеры, которые это проиллюстрируют и покажут разницу между причастием и прилагательным.

Например, «танцующая балерина» – балерина и «какая» и «что делающая». А «танцевальный номер»? Он только «какой», здесь уже нет глагольного значения. Поэтому «танцующий» – причастие, а «танцевальный» – прилагательное.

Другой пример. Вам надо понять разницу между категорией состояния и наречием. Вы берете два примера: «Мне хорошо» и «Я хорошо рисую» и «обдумываете» их. «Мне хорошо» – речь о моем состоянии. Еще можно сказать «Мне плохо, мне весело, мне грустно, мне одиноко, мне тоскливо» – это всегда состояние моей души. Так, и еще тут нет подлежащего: «хорошо (кому?) мне» – только дополнение. Ага. А вот «Я хорошо рисую» – это наречие, потом что оно зависит от глагола «рисовать». Другие похожие примеры: «Я красиво рисую, я быстро/медленно рисую, я талантливо рисую». Так, и еще тут есть подлежащее и сказуемое: (кто?) Я (что делаю?) рисую.

Если будете вот так прорабатывать разные части речи, наблюдать за ними, подбирать похожие примеры – сможете определять частеречную принадлежность автоматически. И не ошибаться.

Полезные материалы для учеников и родителей

У меня уже вышло несколько статей по морфологии и синтаксису, скоро появятся новые. Подпишитесь на рассылку, чтобы я мог выслать вам ссылки на эти публикации, когда они выйдут.

Загляните в мои подборки курсов по русскому. Там кроме платных материалов есть хорошие бесплатные справочники для скачивания.

Под статьей есть форма для комментариев. Если у вас возникает вопрос – смело его туда пишите. Я отвечаю на все комментарии.

Источник

Морфология

(от греч. μορφή форма и λόγος — слово, учение) — 1) система механизмов языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; 2) раздел грамматики, изучающий закономерности функционирования и развития этой системы.

Объём понятия «морфология» трактуется в различных концепциях по-разному. Согласно одной из наиболее распространённых точек зрения, морфология изучает структуру значимых единиц языка, по протяжённости не превышающих синтагматического слова (или словоформы). Максимальная единица морфологии — словоформа — является вместе с тем минимальной единицей синтаксиса.

Главное основание для выделения морфологии в качестве особого раздела грамматики — членимость словоформы на меньшие знаковые единицы, называемые морфемами, морфами или монемами: означаемое словоформы членится на меньшие означаемые, а её означающее — на меньшие означающие. Морфология, таким образом, обеспечивает «поморфемное» соотнесение компонентов внутренней (содержательной) стороны словоформы с компонентами её внешней (звуковой) стороны, причём нацеленность морфологии на передачу значений именно служебными элементами (а не корнями) отличает морфологию от лексикологии (в центре внимания которой, напротив, значения корней и целых слов — ср. Лексическое значение слова).

Традиционное членение грамматики на морфологию (грамматику слова) и синтаксис (грамматику словосочетания, предложения), в целесообразности которого сомневались Ф. де Соссюр, Л. Ельмслев, З. З. Харрис, Ч. Ф. Хоккет, не обладает абсолютной и универсальной значимостью. Важнее всего оно для языков с чёткой структурной противопоставленностью слова и морфемы (см. Синтетизм) и по мере нарастания аналитизма теряет свою ценность. Поэтому в описаниях языков с бедной морфологией (английский, современный китайский, индонезийский, многие тибето-бирманские языки и др.) морфология как раздел грамматики отходит на задний план, а для аморфных («корневых») языков (древнекитайский, современный тайские, вьетнамский, йоруба, пиджин-инглиш) значимость морфологии практически сводится к нулю (если не считать сложения, трактуемого либо как словосложение, либо как морфемосложение). Кроме того, для ряда агглютинативных языков (японский, дравидийские, марийский) трудно отличить аффиксы от служебных слов, одни и те же единицы квалифицируются то как «неотделимые частицы», то как «подвижные» («мобильные») аффиксы. Линейная расстановка таких служебных морфем более адекватно описывается методами синтаксиса, чем традиционными методами морфологии.

Существует также расширительное понимание морфологии как «науки о формах» (в соответствии с внутренней формой и этимологией самого термина «морфология»). Понятие формы при этом охватывает любые (а не только внутрисловные) средства выражения, рассматриваемые в их формальном (внешнем) аспекте (Г. Пауль, Г. Суит, А. Нурен, В. Матезиус, отчасти О. Есперсен), распространяясь даже на служебные слова, порядок слов, интонацию (Ж. Вандриес, Хоккет, Харрис). Ряд авторов считают возможным в этом случае говорить о «нефлективной» («аналитической», «внешней», «синтаксической») морфологии (В. М. Жирмунский, С. Д. Кацнельсон, М. И. Стеблин-Каменский). При таком понимании морфологии к ней относятся, в частности, так называемые аналитические формы, комплексы типа немецких глаголов с отделяемыми приставками или русских сочетаний «ни для кого», «ни с чем», «друг за другом». Таким образом, в этом случае сфера морфологии расширяется за счёт сужения области синтаксиса.

Различают общую (теоретическую) морфологию и частные морфологии отдельных языков. В задачи общей морфологии обычно включается инвентаризация морфологических способов, применяемых в языках мира, и морфологических значений, ими выражаемых, а также типов формально-смысловых отношений между знаками. Явления асимметрии морфологического знака (см. Знак языковой), а также функциональное расслоение знаков на корневые и служебные делает целесообразным самостоятельное изучение относительно автономных односторонних компонентов формы («формативов», «субморфов») или значения («сем»).

Значения, выражаемые служебными элементами, делятся, во-первых, на семантические («номинативные») и синтаксические («реляционные») и, во-вторых, на словообразовательные (≈ «классификационные», «деривационные», «дериватемы») и словоизменительные («грамматические», «флективные», «граммемы»). Второе различение делит морфологию («морфологию в широком смысле») на две основные области — словообразование («лексическую морфологию») и словоизменение («парадигматику», «грамматическую морфологию»). Иногда, однако, под собственно морфологией понимается только словоизменение (образование форм слова), т. е. способность лексемы выступать в различных грамматических формах, составляющих её парадигму. Как правило, у любой лексемы выделяется постоянная часть — основа — и переменная часть — набор флексий данной лексемы.

Изучение грамматических значений, их оппозиций, выявление первичных и вторичных функций граммем (Е. Курилович), закономерностей употребления граммем, нейтрализации, десемантизации, транспозиции, поиск инвариантных дифференциальных признаков и компонентный анализ граммем (см. Компонентного анализа метод) не могут быть адекватно осуществлены в рамках собственно морфологии и составляют предмет самостоятельной дисциплины — грамматической семантики. Нередко, однако, этот раздел грамматики включается в морфологию (В. В. Виноградов, В. А. Плотникова, В. Г. Гак), некоторые исследователи выделяют эту проблематику в особый раздел морфологии, называя его функциональной морфологией (А. В. Бондарко и другие).

Раздел морфологии, изучающий формальные закономерности построения лексем и словоформ из морфем, а также внутреннюю структуру морфем, рассматриваемых в плане выражения, иногда называют морфемикой. Это в известном смысле центральный и наиболее бесспорный раздел морфологии. При «узкоформальном» подходе объём морфологии сводится к морфемике (у А. Мартине даже более узко — фактически к морфонологии). Раздел морфологии, изучающий структуру формативов, формальные закономерности их сочетаемости («тактики») и контекстно-обусловленное варьирование фонемной структуры их контекстных представителей («морфофонемику»), называют морфонологией.

Различные языки неодинаковы по технике сочетания и звукового варьирования формативов (см. Типологическая классификация языков). Фузионные языки, имеющие богатые морфонологические механизмы (чередования, сандхи), как правило, обладают и развитой морфологией (см. Флективность). Языки с агглютинацией обычно характеризуются более простой морфонологией (см. Сингармонизм) и соответственно более бедной морфологией.

Историческая морфология (в частности, сравнительно-историческая) изучает изменения форм и значения отдельных морфем, историческое развитие структуры слова, перераспределение звукового материала и компонентов значения между морфемами (опрощение, переразложение), выравнивание по аналогии, возникновение новых и исчезновение (отмирание) старых грамматических категорий, изменение количества граммем и отношений между ними.

В исследовании морфологии применяются различные методы, например методы дистрибутивного анализа и лингвистической дешифровки (Харрис), а также экспериментальные методы, широко использующие такие приёмы, как добавление, опущение, замещение («субституция», «коммутация») (Л. Блумфилд, Ч. Фриз, А. М. Пешковский, Лу Чживэй, Дж. Х. Гринберг и другие), анализ по непосредственным составляющим, трансформационный метод (см. Метод в языкознании). Важное место в теоретической морфологии занимают поиски морфологических универсалий и фреквенталий (явлений, свойственных не всем, но многим языкам), а также тенденций функционирования и развития морфологической структуры слова, свойственных всем или многим языкам (Гринберг, Б. А. Успенский, Б. А. Серебренников, С. Е. Яхонтов). Разработка многоуровневых моделей языка (см. Модель в языкознании), устанавливающих правила поэтапного перехода от фонетической (или графической) субстанции к семантической и обратно через ряд промежуточных уровней представления, даёт возможность сформулировать задачу частной (описательной) морфологии как эксплицитное установление соответствий между глубинно-морфологическим представлением словоформ (например, «СТОЛ род. мн.») и их фонологической (или графической) репрезентацией (например, «столов»). Метод постулирования условной (глубинной) морфонологической транскрипции словоформ и формулировки правил перехода от этой исходной репрезентации (условного представления) к фонетической записи, восходящий к грамматике Панини, был развит в классических работах Блумфилда и Р. О. Якобсона, а затем усовершенствован в советских и зарубежных исследованиях по трансформационной грамматике.

Морфология как раздел описательной грамматики возникает одновременно с рождением античной языковедческой традиции — складываются противопоставления исходной формы слова (в античной языковедческой традиции — «субстанции») и его парадигмы («акциденций»), аналогии и аномалии; созда­ётся и надолго закрепляется традиционная номенклатура частей речи и грамматических категорий. В эпоху Возрождения начинает вырабатываться система понятий, относящихся к структуре слова («корень», «аффикс», «суффикс» в древнееврейской грамматике И. Рейхлина, 1506). Термин «морфология», создание которого связывают с именем И. В. Гёте, употреблялся первоначально применительно к разделу биологии, изучающему «формы» живых организмов. В 19 в. он получает распространение и в лингвистике, находившейся тогда под сильным влиянием эволюционной биологии (ранее в этом значении употреблялся термин «этимология»). Возникновение сравнительно-исторического языкознания и научной этимологии, тщательная обработка огромного языкового материала у младограмматиков (см. Младограмматизм) подготовили почву для теоретического осмысления основных понятий морфологии в структурной лингвистике 20 в.

В отечественном языкознании большое внимание уделяется поискам объективных («формальных») критериев разграничения и классификации единиц морфологии; большую роль в этом сыграли работы Ф. Ф. Фортунатова и его учеников — Н. Н. Дурново, Д. Н. Ушакова, М. Н. Петерсона, Г. О. Винокура, Пешковского, а также дискуссия между сторонниками «формальной грамматики» (последователями Фортунатова) и её критиками (Л. В. Щерба, Виноградов) о соотношении «формальных классов» слов и частей речи (см. Московская фортунатовская школа). Фортунатовские традиции изучения морфологии (учение о грамматической форме, о соотношении словоизменения и словообразования) во многом были продолжены и развиты в 40—50‑х гг. 20 в. представителями «новомосковской школы» — В. Н. Сидоровым, П. С. Кузнецовым, А. А. Реформатским.

Существенный вклад внесли советские исследователи в решение проблемы синтагматической и парадигматической идентификации единиц морфологии — слова (А. И. Смирницкий, Кузнецов, Ю. С. Маслов, Яхонтов) и морфемы (Г. А. Климов, Н. Д. Арутюнова, Е. С. Кубрякова). Принципы морфологического анализа на материале «дефектно членимых» слов русского языка разрабатывались в работах Винокура и Смирницкого, позднее — М. В. Панова, применительно к материалу английского языка соответствующие вопросы рассматривались в дескриптивной лингвистике (см. Дескриптивная лингвистика). В работах А. А. Зализняка «Русское именное словоизменение» (1967) и «Грамматический словарь русского языка» (1977), основанных на применении точных методов в описании русской морфологии, созданы системы правил, позволяющих построить полную парадигму любого слова русского языка.

Т. В. Булыгина, С. А. Крылов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *