Что значит форма правления
Что такое форма правления государством и какие они бывают
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На Земле существует свыше 200 независимых государств, каждое из которых по разным признакам не похоже ни на какое другое.
Однако у стран есть ряд общих черт, одна из них — форма государственного правления.
Этот элемент присущ любому современному государству (это что?) независимо от уровня экономического развития, политического режима, исторических традиций, официальной религии и иных признаков.
Давайте вместе разберемся, какими бывают формы правления, на что они влияют и как определяют деятельность государственных органов.
Форма правления — это один из компонентов формы государства, определяющий процедуру формирования и механизм организации деятельности высших госорганов. Она задает период функционирования органов власти, перечень их компетенций и характер взаимоотношения друг с другом.
Нередко отражается в титульном названии (республика Корея, княжество Монако) или точно определяется в тексте Основного закона государства.
При определении ФП может учитываться степень участия граждан в формировании политической власти. Политический режим (это что такое?), форма правления и форма государственного устройства выступают элементами формы государства.
Классификация форм правления
В науке формы государственного правления принято классифицировать по двум типам — монархии и республики.
Такое деление является основным и используется в школьных и вузовских программах. Главное отличие этих форм заключается в способе формирования высшей государственной власти. В монархии это происходит через механизм наследования, а в республиках — через выборы.
Виды монархий
Термин монархия дословно переводится с греческого языка как «единовластие».
Подобная трактовка очень точно передает ее суть — в таких государствах власть находится у единоличного правителя, который получает свой титул (король, император, султан и другие) в порядке наследства и сохраняет до конца жизни.
Сегодня на планете преобладают две исторические формы монархии:
Иногда монарх дополнительно выполняет функции религиозного лидера, концентрируя в своих руках светскую и духовную власть (Оман, Саудовская Аравия). Существует немало классификаций современных абсолютных монархий, где их число варьируется от 2 до 8.
Чаще всего в этих списках присутствует Саудовская Аравия, Оман, Бруней, Катар. Особняком стоит Ватикан. Это единственная теократическая монархия, возглавляемая духовным лицом Римским Папой.
Во многих странах короли имеют право наложения veto на законы парламента или назначения в правительство, но в реальности не пользуются ими. Большинство подобных монархий расположены в Западной Европе — Швеция, Нидерланды, Испания, Бельгия, Норвегия, Дания и другие. Форма правления Великобритании, Японии, Канады также попадает в эту категорию.
Виды республик
Термин республика имеет латинское происхождение и в переводе на русский означает «общественное дело». Большинство таких государств возглавляет выбранный народом президент.
В современной политологии выделяют три вида республик:
При этом парламентское большинство не способно повлиять на создание правительства. Принцип существования подобного государства соответствует формуле: сильный президент — сильный парламент (это что такое?). Яркий пример — форма правления США.
Признаки парламентской республики:
Примеры — форма правления Франции, Польши, Португалии.
Многих граждан справедливо интересует вопрос какая форма правления Российской Федерации. Наша страна относится к смешанным республикам.
Еще больше о формах правления можно узнать здесь:
Редкие формы правления
Сегодня на планете есть немало стран, которые не попадают в общую классификацию.
Например, форма правления Китая — парламентская республика с ярко выраженной однопартийной системой и демократической диктатурой народных масс.
При этом представительный орган страны — Всекитайское собрание народных представителей не избирается всенародно, а формируется посредством голосования собраний народных представителей регионов.
В Африке и Латинской Америке существует немало суперпрезидентских республик. В них все властные полномочия сконцентрированы в руках президента, который помимо исполнения функций главы государства возглавляет правительство и руководит правящей партией.
Основной закон предоставляет ему право многократного роспуска представительного органа, единоличного назначения/смещения должностных лиц, а также введения по личной инициативе чрезвычайного положения.
По сравнению с формой правления Российской Федерации в таких странах отсутствует конституционно закрепленный механизм отрешения главы государства.
В Иране сформировалась клерикальная республика. Несмотря на наличие главы государства и парламента ключевую роль играет высшее духовное лицо, избираемое Советом экспертов, куда входит высшее духовенство.
В Малайзии существует смешанная форма правления, иногда называемая выборной монархией. Глава государства — Верховный правитель избирается на пять лет из монархов, которые руководят штатами.
В современном мире сложились различные способы формирования высшей госвласти. Мы уже знаем, что форма правления РФ — смешанная республика, а США — президентская.
Каждое суверенное государство выбирает оптимальный для себя вариант в конкретный исторический период и имеет право изменить ФП на более приемлемую.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
В теории может у нас и смешанная республика, но на практике абсолютно ручной парламент и не потому что он по Конституции такой ручной, он такой фактически, подчиняется правительству и президенту, это можно увидеть на примере принятия законов, как ловко Дума их принимает, когда те спущены органами высшей исполнительной власти.
Николай: это называется порядок, который удалось навести только сейчас. Тот раздрай, что творился до этого вам, видимо (как жителю антироссии), нравился.
Как же коробит Запад и его прихлебателей (идейных и проплаченных), что принимаются законы выгодные России, которые делают ее сильнее. Аж выворачивает их наизнанку, а она такая неприглядная.
Формы правления государства
Содержание:
↑ Формы правления
Форма правления — это способ устройства верховной государственной власти, выражающий источник происхождения данной власти, ее принадлежность и порядок перехода (передачи) верховной власти от одного правящего субъекта к другому.
В зависимости от того, кто и как осуществляет государственную власть, различают монархии и республики.
В свою очередь монархии подразделяются на два вида: 1) абсолютная (вся полнота власти принадлежит монарху); 2) конституционная (власть монарха ограничивается представительным органом, действующим на основе конституции).
При республиканской форме правления источником власти является народ. Различают три вида республики: президентская, парламентская и смешанная (президентско-парламентская или парламентско-президентская).
↑ Монархия как форма правления
↑ Признаки монархии
Само слово «монархия» греческого происхождения, означает буквально: единовластие (от лат: monos — один, единый, единственный и archе — начало, главенство, власть). Власть монарха продолжается практически пожизненно, не ограничена каким-либо сроком (исключения составляют чрезвычайные обстоятельства — дворцовый переворот, отречение и т.п.).
Можно выделить следующие признаки монархии:
↑ Виды монархии
Абсолютная монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит монарху, отсутствуют представительные органы и принцип юридической ответственности монарха, ограничивающие его власть. Правительство формируется
монархом и несет перед ним ответственность Народ при такой форме правления политически пассивен. (Саудовская Аравия, Бруней и некоторые др.)
Абсолютная монархия обычно сочетается с авторитарным режимом, при котором существенно ограничены права личности, народ полностью отстранен от власти или различными способами принуждается к выражению одобрения любых действий правителя, демонстрируя «всеобщее одобрение».
Разновидности конституционной монархии:
Парламентская монархия – форма правления, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная власть – правительству во главе с премьер-министром, монарх выполняет представительную функцию. Обычно монарх номинально сохраняет определенные полномочия, однако воспользоваться этими полномочиями он может только по инициативе правительства. Обычно этими полномочия монарх пользуется в случае какого-либо политического кризиса. В частности, право налагать вето на законодательные акты парламента, на практике, как правило, не применяется (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Испания)
Дуалистическая монархия – форма правления, при которой власть разделяется между правительством, которое формирует монарх и которое несет ответственность перед ним, и парламентом, который избирает народ.
Монарх также может обладать правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента и выполнять ряд представительских и внешнеполитических функций (Марокко, Иордания, Кувейт и др.).
↑ Республика как форма правления
Республика — форма правления, при которой высшие органы власти (в ряде случаев и высшие должностные лица) избираются народом на определенный, ограниченный конституцией срок.
↑ Признаки республики
↑ Виды республики
В отдельных президентских республиках в условиях преобладающего влияния правящей партии президент, являющийся ее лидером, переизбирается на данный пост неограниченное количество раз и занимает пост фактически пожизненно. Он сосредоточивает в своих руках и государственное, и партийное руководство, использует авторитарные методы властвования. В этом случае республика превращается в суперпрезидентскую.
Правоведение для чайников – 14. Формы правления
В мире нет государств, устроенных одинаково. Каждое государство по-своему решает, каким людям принадлежит власть, как они её получают и как ею распоряжаются.
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, наличие или отсутствие которых позволяет отнести государство к определённому типу. Все вместе они называются «формой государства».
В современном мире существуют две основных формы правления: монархия и республика.
Разницу между разными видами монархии легко усвоить, если рассмотреть их историю. Это наглядно видно на примере Англии, где существовали все перечисленные виды монархии.
Но вернёмся снова в Англию, чтобы проследить возникновение последнего вида монархии. На протяжении всего XVIII в. парламент становился всё более важным органом. Бывало, что парламент соглашался поддержать нужный королю закон, только если тот поставит определённого премьер-министра. Бывало, что парламент мешал неугодному правительству и вынуждал его уходить в отставку. Так постепенно англичане пришли к важнейшему принципу: правительство не может работать без поддержки парламента.
Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.
Для такого человека они придумали термин «президент» (от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди, во главе»). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.
Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.
Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода «советские» и «народные» республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует «исламская республика» Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием «президент» или «парламент», либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.
Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.
Монархия vs Республика
Одним словом, принципиальной разницы между монархией и республикой в современном мире почти нет.
На мой взгляд, более важна разница между президентской и парламентской формами правления. Опыт последних двух столетий показывает, что президентские республики чаще становятся диктатурами.
Почему же так происходит?
А вот парламентские монархии и парламентские республики гораздо меньше склонны скатываться в диктатуру. В них страной управляет не один человек, а команда, которую формируют политические партии, прошедшие в парламент. Это помогает уйти от вождизма и культа личности: всем руководит не один человек, а группа чиновников, вставшая у власти благодаря переговорам между разными политическими силами и группами общества. У таких людей меньше шанс сговориться и захватить власть.
Такая гибкая система позволяет избежать сосредоточения всей власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Конечно, это не 100-процентная гарантия от диктатуры, но всё же серьёзное препятствие на пути к ней.
Формирование правительства и роспуск парламента
Естественно, такой совет обычно не имел реальной власти, а король мог всегда отправить депутатов по домам, особенно если они говорили что-то неприятное для него.
Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять, как в этих странах происходит формирование правительства. Именно с этим процессом связаны возможность роспуска парламента.
«После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Президент или король при парламентской форме правления могут распустить парламент. Происходит это в тех случаях, когда парламент не может сформировать новое правительство или отказывает в доверии действующему правительству. В России президент может распустить нижнюю палату парламента (Госдуму), если она не согласны с ним по поводу кандидатуры председателя правительства.
Формы государственного правления. Какие существуют формы правления?
Формы государственного правления определяют структуру высших органов власти, порядок, в соответствии с которым они образуются, компетенцию и период деятельности. Вместе с этим ими устанавливается метод взаимодействия институтов между собой и с гражданами, а также степень участия в их создании населения. Рассмотрим далее более подробно понятие «формы правления».
Теоретические аспекты
В узком смысле основные формы правления представляют собой собственно организацию высших органов власти. Проще говоря, это те способы, посредством которых осуществляется образование системы. В широком смысле это методы организации и взаимодействия всех институтов власти. Формы правления не следует путать с образом устройства государства и политическим режимом в стране. Эти характеристики относятся к разным аспектам, вместе с этим дополняя друг друга.
Смысл формы государственного правления
Этот элемент показывает, как именно создаются высшие институты власти в стране, какова их структура. Форма правления отражает принципы, которые лежат в основе процесса взаимодействия между госорганами. Она показывает способ построения взаимоотношений между рядовыми гражданами и верховной властью, в какой мере обеспечивается реализация прав и свобод населения.
Развитие системы
Форма правления – старейший элемент, который стали изучать еще во времена Древней Греции. В различные периоды истории этот термин имел разные смыслы. Например, в эпоху аграрного общества суть формы правления состояла только в определении способа замещения главы страны – путем выборов либо в порядке наследования. В ходе разложения феодализма и перехода к индустриализации, сопровождающейся ослаблением царской власти, становлением и укреплением гражданского представительства, система стала развиваться. Постепенно большую значимость приобретал не способ передачи власти, а метод организации взаимодействия между главой страны, правительством, парламентом, взаимного уравновешивания их полномочий.
Критерии определения
Для формы правления характерны следующие признаки:
Основные формы правления
Существует несколько видов организации власти:
Республика, в свою очередь, может быть:
Монархия бывает следующих видов:
Смешанные формы правления:
Республика
Для этой формы правления характерен особый порядок образования правительства. Уполномоченным институтом, в зависимости от вида республики, может выступать президент или парламент. Формирующий орган координирует работу правительства. Оно, в свою очередь, несет ответственность перед высшим институтом. В президентской республике вместе с парламентаризмом в руках главы находятся полномочия председателя правительства.
Президент созывает и распускает правительство. Существующий парламент не может при этом оказывать какого-либо значимого влияния. Такая форма существует в Эквадоре, США. В парламентской республике президент не наделен какими-либо полномочиями. Такая форма существует в Греции, Израиле, ФРГ. Парламент созывает правительство и вправе распустить его в любое время. В смешанной республике президентская власть действует совместно с парламентом. Последний обладает полномочиями по контролю над функционированием правительства. Такая система действует в РФ.
Самодержавие
Государство, где монарх выступает в качестве единственного высшего органа, именуется абсолютной монархией. Такая система присутствует в Катаре, Омане, Саудовской Аравии. Ограниченной называют такую монархию, при которой, кроме самодержца, действуют и другие институты, которые ему не подотчетны. Власть при этом распределена между высшими органами. Эта система, в свою очередь, бывает двух видов.
Сословно-представительная монархия характеризуется тем, что монарх в своих полномочиях ограничен традицией образования органов согласно критерию принадлежности к тому или иному сословию. В России это был Земский собор, например.
В конституционной монархии власть самодержца ограничивается специальным актом. Она, в свою очередь, разделена на дуалистическую и парламентарную. Первая предполагает наличие у монарха всей исполнительной власти, части законодательной инициативы и судебных полномочий. В таких системах существует представительный орган, принимающий законы. Но монарх вправе наложить на них вето. Такая система характерна для Марокко, Иордании. В парламентарной монархии самодержец выступает как дань традиции. Он не наделяется какими-либо значительными полномочиями. Эта система действует в Японии, Великобритании.
Теократическая республика
В этой форме правления сочетаются главные признаки исламского Халифата и современного республиканского режима. Согласно конституции, в Иране в качестве главы страны назначается Рахбар. Он не выбирается гражданами. Его назначение осуществляет специальный религиозный совет. В нем присутствуют влиятельные богословы. В качестве главы исполнительной власти выступает президент. Законодательный институт возглавляет парламент, состоящий из одной палаты. Кандидатуры президента, депутатов Меджлиса, членов правительства утверждает Совет стражей Основного закона. Он также ведет проверку законопроектов на согласованность с исламским правом.
Форма правления: понятие, виды
Форма правления – организация верховной власти государства, то есть устройство высших органов государственной власти, их структура, порядок образования и взаимодействия друг с другом и с населением, компетенция этих органов, а также степень участия населения в их формировании. Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть.
Форма правления зависит от многих факторов, среди которых решающее значение имеют:
• конкретные исторические условия возникновения и развития данного государства;
• уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (например, монархические традиции в Великобритании и Японии);
• территориальные размеры страны, и в определенной степени географическое положение;
• национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности);
• соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
• организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их образовании;
• взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
• компетенцию этих органов.
Монархическая форма правления.
Монархия (в переводе с греческого – единовластие) – такая форма правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу – монарху. Ее типичные черты (характерны, главным образом, для неограниченной монархии):
1) наличие единоличного правителя;
2) династическое наследование власти;
3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти;
4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;
5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной.
Рабовладельческая государственность существовала в форме монархий и республик. Причем их развитие и совершенствование шло неоднозначно. Так, в Риме на смену рабовладельческой республики пришла монархия, а в Индии наблюдался процесс перехода от монархической формы правления к республиканской.
Среди монархий значительное распространение получили восточные деспотии, которые, будучи прообразом неограниченной монархии, представляли собой такую форму правления, при которой вся полнота власти принадлежала наследственному монарху, деспоту, единолично управляющему страной при опоре на сильный военно-бюрократический аппарат. Деспот приходит к власти законно.
Тирания – установленная насильственным путем форма правления, основанная на единоличном правлении и опирающаяся на мощную военную силу (имела место в Древней Греции и в ряде средневековых городах-государствах Италии).
При феодализме монархия занимала доминирующее положение. Ее основными разновидностями были:
• Раннефеодальная монархия – создавалась в процессе завоевания и передела территорий, формирования крупных земельных собственников. Монархами создавались огромные раннефеодальные империи с сильной центральной властью, но неразвитыми экономическими, политическими иными связями между завоеванными территориями;
• Монархия периода феодальной раздробленности – завершала процесс феодализации земель и населения. Некоторые крупные земельные собственники приобретали значительное политическое и военное влияние. Монарх был вынужден довольствоваться положением «первого среди равных». Его власть в отношении крупных феодалов носила номинальный, иллюзорный характер.
• Сословно-представительная монархия – формально полновластный монарх осуществлял правление, опираясь на собрание представителей господствующих сословий (Земской собор в России Генеральные штаты во Франции);
• Абсолютная монархия – отсутствие каких-либо органов, ограничивающих царскую власть.
Существуют две разновидности монархий:
• Ограниченная – представлена двумя видами: дуалистической и парламентарной (конституционной).
• Неограниченная (абсолютная) – форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, расходует казну без чьего-либо контроля. Абсолютная монархия в современных условиях – исключение, она сохранилась лишь в некоторых странах Азии (например, Бруней).
Дуалистическая (двойственная) монархия – наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через двухпалатный парламент (нижняя палата – выбирается, а верхняя – назначается монархом). Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, то есть вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Дуалистическая монархия возникает в переходные периоды, когда феодалы уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять полноту политической власти. Считается, что дуалистические монархии существовали в Средние века, в настоящее время в классическом варианте их нет.
Парламентарная (конституционная) монархия– монарх «царствует, но не правит». Монарх лишь формально утверждает состав правительства; ни парламент, ни правительство не подчинены монарху и не несут перед ним политической ответственности. Монарх – не больше, чем символ нации. Признаки парламентарной (конституционной) монархии:
1. полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;
2. исполнительная власть реализуется правительством, ответственным перед парламентом;
3. правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, или коалицией партий, получивших большинство в высшем законодательном органе;
4. главой правительства становится лидер партии (коалиции партий), обладающей большинством депутатских мест в парламенте;
5. законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.
Республиканская форма правления:
1) верховная власть осуществляется выборными органами;
2) источником власти является народ – выборы высших и местных представителей органов и органов МСУ;
3) срочность полномочий высших представителей органов власти (парламент, президент);
4) использование институтов демократии в разнообразных формах;
5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.
В древние времена республиканская форма правления существовала в виде:
• аристократической республики – основная масса населения даже формально отстранялась от участия выборах высших органов государственной власти (Спарта, Римская республика V – II века до н.э.);
• демократической республики – к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения (Афины V – IV века до нашей эры – ведущая роль принадлежала демократическим коллегиальным органам (Народному Собранию и Совету Пятисот), которые решали наиболее ванные вопросы государственной жизни, а должностные лица (магистратура) выполняли второстепенные функции).
При феодализме республики носили городской характер. Они создавались по мере роста могущества и независимости некоторых крупных городов, устанавливающих господство не только над прилегающей сельской территорией, но и над некоторыми мелкими городами, а порой и колониями (Новгород, Псков, Венеция, Флоренция, Генуя).
В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире. Принято выделять три вида республиканской формы правления:
1. Президентская республика – высшим должностным лицом является президент, обладающий полномочиями главы государства и правительства; правительство формируется президентом; президент имеет право вето на законы, принимаемые парламентом (США, Бразилия, Мексика, Аргентина):
1) президент – глава государства и глава правительства;
2) всеобщие выборы президента, т.е. он получает свой мандат непосредственно от народа;
3) президент обладает значительными полномочиями, он самостоятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.
(+) ее стабильность и большая эффективность, управленческое воздействие более целенаправленно, т.к. исходит из центра.
(-) чрезмерная концентрация власти в руках одного лица, возможность злоупотребления властью, что приводит к суперпрезидентской республике, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
2. Парламентарная республика –сильная законодательная власть и подчиненность ей исполнительной; главой государства является президент; его роль в управлении государством носит номинальный характер (Германия, Италия, Турция, Финляндия):
1. верховенство власти парламента;
2. президент избирается не всенародно, а парламентом или образуемой им специальной коллегией;
3. правительство формируется лидером партии, победившей на выборах;
4. парламент может вынести вотум недоверия правительству, после чего оно обязано уйти в отставку (Венгрия, Италия, Германия, Индия, Финляндия и другие).
5. правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом;
6. главой правительства является не президент, а лидер правящей партии;
7. объявление парламентом вотума недоверия правительству означает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку;
8. президент, как правило, не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума.
(+) более демократическая форма правления, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике, поэтому здесь отсутствуют предпосылки сосредоточения власти в одних руках.
(-) при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы – частая смена правительства.
3. Смешанная республика (Польша, Португалия, Россия, Болгария):
Смешанные республики устанавливаются, главным образом, в странах, свергнувших тоталитарный режимы (Россия, Болгария, Польша, Португалия и другие).
1-й вариант – наряду с сильным президентом, который одновременно является главой правительства, в формировании правительства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры министров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом.
2-й вариант – повышенная самостоятельность правительства, повышенная роль главы правительства.
Президентско-милитаристские республики: возникают в условиях военных режимов, чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии существовала более 10 лет.