Что значит фонетическое явление
Фонетические явления
1. Палатализация— (palatalization) — смягчение согласных, возникает под влиянием следующих за ними гласных переднего ряда. Это явление характерно для русских согласных и выполняет смыслоразличительную функцию, например: мел — мель, тук — тюк, В английском языке большинство согласных произносится без палатализации, т. е. твердо.
2. Позиционная долгота гласных.Долгота кратких и долгих гласных находится в зависимости от позиции в слове; Ударные гласные являются наиболее долгими в конечной позиции, несколько короче перед звонкими согласными и самыми короткими перед глухими согласными.
3. Твердый приступ— задержка начала колебаний голосовых связок при артикуляции начального гласного.
4. Ассимиляция(assimilation). Под ассимиляцией понимается качественное уподобление смежных согласных звуков. Так, альвеолярные согласные [t], [d], [n], [l], [s], [z] становятся зубными под влиянием последующих межзубных [Ɵ], [ð]. В английском языке отсутствует свойственная русскому языку регрессивная ассимиляция, т. е. ассимиляция, при которой предыдущий согласный оглушается или озвончается под влиянием последующего.
8. Редукция(reduction) — процесс ослабления сокращения или исчезновения гласных звуков в неударной позиции. Например, длительность гласных в безударных словах и местоимениях сокращается. При сильном ослаблении гласные этих слов могут утратить свое качество. Происходит количественная и качественная редукция [а: — а — ə].
9. Аспирация(aspiration) — аспирация, придыхание.
11. Связующее г(linking r). Если за словом, оканчивающимся на согласную букву r следует слово, начинающееся с гласного звука, то на стыке слов звучит согласный [r], который носит название связующий r. Если эти слова разделены паузой, то связующее r исчезает.
12. Элизия(elision) — выпадение звука, часто для сохранения ритма. Например, cu(p)board, ras(p)berry, gran(d)mother, han(d)kerchief.
PART I
Exercise I. Read the following words paying special attention to correct pronunciation.
1. [i:] | 2. [i] | 3. [i:]— | [i] | |||
be | bead | beat | did | it | beat | bit |
he | heed | heat | bid | bit | seat | sit |
fee | feed | feet | lid | lit | feet | fit |
see | seed | seat | kid | kit | eat | it |
tea | teas | teeth | pill | pit | cheap | chip |
pea | peas | peace | nib | nip | leak | lick |
knee | knees | niece | rib | rip | peak | pick |
read | rid | |||||
deed | did | |||||
lead | lid | |||||
teen | tin | |||||
bean | bin | |||||
heel | hill | |||||
peel | pill |
Exercise II.Read the following sense-groups, mind the rhythm and intonation.
(a) Pete; Pete eats; Pete eats meat; Pete eats lean meat; Steve and Pete eat lean meat; Steve and Pete eat lean meat and green beans; please, Steve and Pete, eat lean meat and green beans.
(b) ease; with equal ease; Japanese with equal ease; Chinese and Japanese with equal ease; speaks Chinese and Japanese with equal ease; he speaks Chinese and Japanese with equal ease.
Exercise III. Transcribe and intone the following sentences. Practise reading them in pairs.
[i:] (a) 1. Pleased to meet you.
2. Please, be seated.
4. Greek meets Greek.
5. How much cheese do you need?
6. It’s easy to be wise after the event.
[i] (b) 1. It’s the limit.
2. It isn’t his business.
3. I think it’s a little thick.
4. Bill’s sister sings well.
5. Who sings English songs in his family?
[i:] — [i] (c) 1. Pete eats chiefly meat and Bill eats mainly fish.
2. Jimmy doesn’t eat chicken. Eve doesn’t eat cheese sandwiches.
3. Edith will be pleased to meet Bill, Peter and Eve.
4. Bill drinks coffee, Eve drinks tea.
5. Peter drinks whiskey, Jean drinks gin.
6. Who reads Greek myths in your family?
7. Will you still need me, will you still feed me when I am sixty-four.
Exercise IV.Read the tongue-twisters and learn them.
1. He went to sea to see what he could see and all he could see was sea, sea, sea.
2. I scream, you scream, we all scream for ice-cream.
Exercise V. Read the dialogues, mark the stresses and tunes. Learn them. Act out the dialogues.
Дата добавления: 2014-12-01 ; просмотров: 6273 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Учебно-исследовательская работа «Фонетические явления в русской словесности»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Научно-исследовательская работа «Фонетические явления в русской словесности» (на примере пейзажной лирики Ф.И.Тютчева) Выполнила: ученица 7 класса Аксёненко Настя Научный руководитель: Литвинчук Л.В.
Введение Исследуя тайны фонетических явлений, я окунулась в мир звуков, попробовала понять основные законы фонетики, познакомилась с фонетическими особенностями поэтической речи (ассонансом, аллитерацией, анафорой и эпифорой), также мне было интересно ознакомиться с определением цвета у звуков по методике А.Журавлёва, приведённой в его книге «Звук и смысл». Все эти сведения, как мне кажется, очень нужны для того, чтобы научиться внимательно и вдумчиво слушать звучащую речь, уметь делать собственную речь более привлекательной и эмоциональной и, конечно, наслаждаться русской классикой. В этом и состоит актуальность моих наблюдений и исследований.
Цель Определить, какими фонетическими средствами выразительности пользуется Ф.И.Тютчев в пейзажной лирике и могут ли у него быть «цветные стихи». Задачи Изучение фонетических явлений в поэтической речи. Изучение методики определения цвета у звуков речи. Исследование фонетических средств выразительности в лирике Ф.И.Тютчева. Исследование цветового восприятия звуков учащимися нашей школы через анкетирование Исследование звукоцвета в лирике Ф.И.Тютчева.
Объект исследования: фонетические средства выразительности речи звукобуквы речи Предмет исследования: стихи Ф.И.Тютчева Гипотеза исследования: могу предположить, что Тютчев использует все виды фонетических средств выразительности предполагаю, что у Ф.Тютчева есть «цветные стихи».
Поэты часто стараются в звучании стиха передать «музыку» жизни, реальные «голоса» природы. Среди хорошо известных нам слов есть особые – звукоподражательные, они обозначают различные звучания: шуршать, хрустеть, тикать, булькать, грохотать и т.п. Фонетическую выразительность звукоподражательных слов можно усилить, подбирая созвучные им другие слова: Как весел грохот летних бурь, Когда, взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь При столь искусном фонетическом подборе лексики мы можем уловить «звуковые образы», которые создаёт поэт «музыкой слов». Звукопись
Анафора, или единоначатие, — стилистический прием, заключающийся в повторении сходных звуков, слов. Например, Тютчев, использовал этот приём в стихотворении «Полдень»: Лениво дышит полдень мглистый, Лениво катится река. И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. Поэт использовал анафору, чтобы обратить наше внимание на то, как в полдень на жарком солнце млеет и изнывает природа. Анафора
Эпифора (греч. epj «после» + phoros «несущий») – повторение слов или словосочетаний в конце строк. Эпифора встречается во многих поэтических произведениях русской литературы,(но реже, чем анафора). Пример эпифоры у А.С.Пушкина Всё моё, сказало злато; Всё моё, сказал булат. Всё куплю, сказало злато; Всё возьму, сказал булат. Эпифора
Результаты исследования Как видно из таблицы, результаты школьные практически совпали с результатами А.П.Журавлёва. По-другому увидели ребята звукобукву Э-Е (белой), но всё же светлой. Такое совпадение не может не удивлять. Далее в работе будут представлены результаты эксперимента, проведённые по пейзажной лирике Ф.Тютчева.
Звуко-цветовые соответствия в стихотворении Ф.Тютчева «Полдень » Текст Звуко- буквы Кол-во звуко-букв в тексте Места звукобув по их преобладанию Цвет преобладающих цветобукв Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. А-Я О-Ё Э-Е У-Ю И Ы 11 8 7 0 15 3 2 3 1 Красный Белый, светло-жёлтый Светло-синий
В цветовом фоне всего стихотворения преобладают светло-синие звуки (23), красные (22) и зелёные (15). Это потому, как мне кажется, что в стихотворении жара ассоциируется с красным – раскалённым цветом, река и облака – с оттенками синего, а зелень дерев – с зелёными тонами. Текст Звуко- буквы Кол-во звуко-букв в тексте Места звукобукв по их преобладанию Цвет преобладающих цветобукв И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет. А-Я О-Ё Э-Е У-Ю И Ы 11 9 15 3 8 0 2 3 1 Красный Белый, светло-жёлтый Светлый жёлто-зелёный
Проведя исследование лирики Ф.И.Тютчева, я могу отметить, что поэта больше привлекают такие способы звукописи, как ассонанс и аллитерация, которые помогают ему наравне с тропами оживить всё в природе, слить в одно зрительные и слуховые впечатления. Очень часто он использует сразу два вида звукописи: аллитерацию и ассонанс. Редко – анафору, и не удалось найти эпифору. Знакомство с методикой А.П.Журавлёва ( определение цвета у звуков), помогло мне лучше разглядеть цветовой фон стихотворений. Мои наблюдения над выразительными средствами в творчестве Ф.Тютчева показывают, что ещё не раз можно вернуться к языку его произведений и узнать много тайн и загадок великого русского языка. Заключение
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учебно-исследовательская работа «Фонетические явления в русской словесности»
(на примере пейзажной лирики Ф.И.Тютчева)
Выполнила: ученица 7 класса
Исследуя тайны фонетических явлений,
• я окунулась в мир звуков, попробовала понять основные законы фонетики,
• познакомилась с фонетическими особенностями поэтической речи (ассонансом, аллитерацией, анафорой и эпифорой),
• также мне было интересно ознакомиться с определением цвета у звуков по методике А.Журавлёва, приведённой в его книге «Звук и смысл».
Все эти сведения, как мне кажется, очень нужны для того, чтобы научиться внимательно и вдумчиво слушать звучащую речь, уметь делать собственную речь более привлекательной и эмоциональной и, конечно, наслаждаться русской классикой. В этом и состоит актуальность моих наблюдений и исследований.
Определить, какими фонетическими средствами выразительности пользуется Ф.И.Тютчев в пейзажной лирике и могут ли у него быть «цветные стихи».
• Изучение фонетических явлений в поэтической речи.
• Изучение методики определения цвета у звуков речи.
• Исследование фонетических средств выразительности в лирике Ф.И.Тютчева.
• Исследование цветового восприятия звуков учащимися нашей школы через анкетирование
• Исследование звукоцвета в лирике Ф.И.Тютчева.
• фонетические средства выразительности речи
• могу предположить, что Тютчев использует все виды фонетических
• предполагаю, что у Ф.Тютчева есть «цветные стихи».
Номер материала: 371569
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор разрешил провести ВПР по некоторым предметам на компьютерах
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Фонетические процессы русского языка
Фонетика – (греч. фоне – звук) – учение о звуковой системе языка, раздел языкознания, который изучает звуковые средства языка (звуки, ударение, интонацию). Особый раздел фонетики – орфоэпия описывает совокупность норм литературного произношения. Орфоэпия занимает особое место среди лингвистических дисциплин. Она изучает те единицы языка, которые не имеют значения, но они обусловливают существование значимых единиц языка.
Оглушение конечного звонкого происходит в следующих условиях:
1) перед паузой: [пр’ишол поjьст] (пришел поезд); 2) перед следующим словом (без паузы) с начальным не только глухим, но и гласным, сонорным, а также [j] и [в]: [праф он], [сат наш], [слап jа], [рот ваш] (прав он, сад наш, слаб я, род ваш). Сонорные согласные не подвергаются оглушению: сор, мол, ком, он.
2. Ассимиляция согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение согласных звуков называется регрессивной ассимиляцией.
Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: трут, плут, [Λтjест] (отъезд), свой, твой.
Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:
1) на стыке морфем: [пΛхоткъ] (походка), [збор] (сбор);
2) на стыке предлогов со словом: [гд’елу] (к делу), [зд’елъм] (с делом);
3) на стыке слова с частицей: [гот-ть] (год-то), [дод`ж`бы] (дочь бы);
4) на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: [рок-кΛзы] (рог козы), [рас-п’ат’] (раз пять).
3. Ассимиляция согласных по мягкости. Твердые и мягкие согласные представлены 12 парами звуков. По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).
Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.
Все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях: 1) перед гласным звуком [е]; [б’ел], [в’ес], [м’ел], [с’ел] (бел, вес, мел, сел) и т.п.; 2) перед [и]: [м’ил], [п’ил’и] (мил, пили).
Губные перед мягкими зубными не смягчаются: [пт’êн’ч’ьк], [н’ефт’], [вз’ат’] (птенчик, нефть, взять).
5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненёбными) [ш], [ж], [ч], [ш] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.
Полная ассимиляция [з], [с] происходит:
1) на стыке морфем: [ ж ат’], [рΛ ж ат’] (сжать, разжать); [ ш ыт’], [рΛ ш ыт’] (сшить, расшить); [ ш’от], [рΛ ш’от] (счет, расчет); [рΛзно ш’ик], [изво ш’ик] (разносчик, извозчик);
2) на стыке предлога и слова: [с-ж аръм], [с- ш аръм] (с жаром, с шаром); [биэс-ж аръ], [биэс-ш аръ] (без жара, без шара).
Сочетание зж внутри корня, а также сочетание жж (всегда внутри корня) обращаются в долгий мягкий [ж’]: [по ж’] (позже), [jê ж’у] (езжу); [во ж’и], [дрож’и] (вожжи, дрожжи). Факультативно в этих случаях может произноситься долгий твердый [ж].
Разновидностью этой ассимиляции является ассимиляция зубных [д], [т] следующими за ними [ч], [ц], в результате чего получаются долгие [ч], [ц]: [Λ ч’от] (отчет), (фкра цъ] (вкратце).
6. Упрощение сочетаний согласных. Согласные [д], [т] в сочетаниях из нескольких согласных между гласными не произносятся. Такое упрощение групп согласных последовательно наблюдается в сочетаниях: стн, здн, стл, нтск, стск, вств, рдц, лнц: [усны ], [познъ], [ш’иесливы ], [г’иганск’и ], [ч’уствъ], [сердцъ], [сонцъ] (устный, поздно, счастливый, гигантский, чувство, сердце, солнце).
7. Сокращение групп одинаковых согласных. При стечении трех одинаковых согласных на стыке предлога или приставки со следующим словом, а также на стыке корня и суффикса согласные сокращаются до двух: [ра сор’ит’] (раз+ссорить), [с ылкъ ] (с ссылкой), [кΛло н ы ] (колонна+н+ый); [Λде с ки ] (Одесса+ск+ий).
К основным фонетическим процессам, происходящим в слове, относятся:
Гласные в слабой позиции первой степени: [вΛлы] (валы); [валы] (волы); [биэда] (беда) и т.п.
Гласные в слабой позиции второй степени: [пър?вос] (паровоз); [къръгΛнда] (Караганда); [кълъкΛла] (колокола); [п’ьл’иэ на] (пелена); [голъс] (голос), [возглъс] (возглас) и т.п.
Фонетика (краткий курс лекций)
СОДЕРЖАНИЕ
1. Звуковая сторона языка
2. Акустические признаки звуков речи
3. Артикуляционные признаки звуков речи
4. Классификация звуков речи
5. Фонетическое членение речи
6. Фонетические процессы.
6.1. Комбинаторные изменения звуков
6.2. Позиционные изменения звуков. Ударение. Редукция
7. Фонемы, позиции, вариации и варианты
8. Система фонем и фонетическая система языка. Орфоэпия
Ключевые слова: фонетика, фразы, такты, слоги, звуки, количественные и качественные отношения, интонация, ударение, волна сонорности, относительна акустическая и артикуляционная однородность, колебательные движения, высота, сила, длительность, тембр звука, шумы, резонатор, гармонические обертоны, резонаторные тоны, форманта, артикуляция, экскурсия, выдержка, рекурсия, гласные, согласные, спиранты, активные и пассивные органы речи, палатализация и веляризация, консонантизм, вокализм, артикуляционные и акустические признаки звуков, сегментные и суперсегментные единицы, дифтонг, фразовое ударение, пауза, пограничные сигналы, комбинаторные и позиционные изменения звуков, аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология, редукция, протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, перцептивная и сигнификативная функции звуков речи, фонемы, звукотипы, оппозиции, дифференциальные и интегральные признаки фонем, произносительные условия, дистрибуция фонем, сильные и слабые позиции фонем, варианты и вариации фонем, омофония, делимитативная функция звуковых единиц, нормировка произношения
1. ЗВУКОВАЯ СТОРОНА ЯЗЫКА
Фонетика – наука, изучающая звуковые единицы языка – фразы, такты, слоги, звуки, которые связаны между собой количественными и качественными отношениями. Единство фразы создается интонацией, единство такта – ударением, единство слога – волной сонорности, а единство звука – его относительной акустической и/или артикуляционной однородностью. Фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга, поэтому они составляют систему.
2. АКУСТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Акустика – наука, изучающая теорию звука. Звук – это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, осуществляемый действием какой-либо движущей силы и доступный для слухового восприятия. К акустическим признакам звука относятся: высота, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота, тем выше звук; сила, которая зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук; длительность (или долгота), которая связана с количеством колебаний во времени, тембр – индивидуальное качество его акустических признаков.
Колебаниямогут быть периодическими и непериодическими. В результате периодических колебаний возникают тоны, а в результате непериодических – шумы. Тоны имеют абсолютную высоту, а шумы – относительную.
Тоны в резонаторе могут возникать и самостоятельно. Это резонаторные тоны. В этом случае резонаторы резонируют задней и передней частью отдельно. Удлинение и укорочение резонатора меняют его тоновую окраску. Область резонирования и его результат называются формантой.
Таким образом, тембр звука – сложное явление, содержит основной тон, шум, гармонические обертоны и резонаторные тоны.
3. АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ ЗВУКОВ РЕЧИ
Источником образования большинства звуков речи служит воздушная струя, выталкиваемая из легких по бронхам, трахее через гортань и далее через глотку и полость рта (или носа) наружу. С точки зрения образования звуков речевой аппарат делится на три части: 1) все, что ниже гортани; 2) гортань; 3) все, что выше гортани.
Звуки делятся на гласные и согласные, различающиеся как акустически, так и артикуляционно.
Акустически звуки делятся на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяются резонаторными тонами, шумы в них либо не присутствуют (это гласные), либо они минимальны (например, в артикуляции (р), (л), (м), (н). В шумных (это только согласные) тембр звука определяется характером шума. Крайними точками сонорности служат (а) и (п). Между этими двумя полюсами – чисто тональных звуков типа (а) и далее в убывающем по сонорности порядке, благодаря уменьшающемуся раствору рта, (э), (о), (и), (у), и чисто шумовых (п) – находятся звуки, переходные от сонорных к шумным. Так, в пределах сонорных это согласные (м), (н), (л), (р), (й), (w), а в пределах шумных это звонкие длительные (в), (з), (ж) и мгновенные (б), (д), (г); глухие длительные (ф), (с), (ш), (х), мгновенные (п), (т), (к). Следовательно, акустически гласные являются чисто тональными звуками.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ
4.1. Классификация согласных
Все согласные могут быть подразделены на шумные и сонорные. К шумным относятся фрикативные, которые бывают звонкими и глухими, а также взрывные и аффрикаты, как глухие, так и звонкие. Носовые, боковые, дрожащие относятся к сонорным.
Взрывные и аффрикаты относятся к мгновенным звукам, а гласные, фрикативные, носовые, боковые и дрожащие звуки – к длительным.
Палатализация – это подъем средней части языка к твердому небу, что повышает характерный тон и шум. Это явление называют смягчением. Веляризация – это подъем задней части языка к мягкому небу, что понижает характерный тон и шум. Это явление называется отвердением (ср. люк – лук).
Дополнительные гортанные артикуляции могут различать придыхательные и смычно-гортанные согласные.
Система согласных называется консонантизмом.
4.2. Классификация гласных
Признаки, характеризующие согласные, не подходят для определения гласных. Гласные делятся по широте раствора рта. По этому признаку они бывают: широкие (а), средние (э), (о), узкие (и), (у). Акустически это деление соответствует степени сонорности: максимально сонорные, средней сонорности и минимально сонорные.
Различия гласных по высоте резонаторного тона зависят от того: а) как перегорожен ротовой резонатор; б) как расположены губы; в) включен или выключен носовой резонатор. Положение губ – важное условие для характеристики гласных. Растягивание губ укорачивает переднюю часть резонатора, что повышает резонаторный тон; округление губ в колечко и вытягивание их в трубочку увеличивает переднюю часть резонатора, что понижает резонаторный тон. Эта артикуляция называется огублением или лабиализацией. Не растянутые и не вытянутые губы не влияют на резонаторный тон. Лабиализованные гласные ниже нелабиализованных. Лабиализовать легче узкие гласные (сильная лабиализация), труднее средние (средняя лабиализация) и труднее всего широкие (слабая лабиализация).
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произношении данного звука. Выделяются гласные: переднего ряда – (и), (и), (э),(о),( ); заднего ряда – (ы), (у), (о), ( ), (а) заднее и его огубленная пара ( ); среднего ряда – (ы) и его огубленная пара (у).
Вертикально гласные распределяются по подъему, то есть по степени приподнятости той или иной части языка. Выделяются: гласные верхнего подъема – (и), (и), (ы), (у), (ы), (у); среднего – (э), (о), (а), (о); нижнего – это разные (а), см. таблицу № 3.
Гласные могут различаться и долготой.
5. ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ
Такт – группа слогов, объединенная одним ударением. В обычной звучащей речи (нестихотворной) безударные слоги группируются вокруг ударного слога. Ударный слог выделяется своей силой и длительностью. В большинстве языков все знаменательные слова выделяются в отдельные такты, так как имеют свое ударение. Незнаменательные (служебные) слова, не имея своего ударения, примыкают к слову, имеющему ударение, либо спереди (проклитика) либо сзади (энклитика).
Фраза – несколько тактов, объединенных интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, которое может быть осложнено сопутствующими явлениями: увеличением силы ударения в отдельных тактах, убыстрением и замедлением темпа. Иногда к интонации относят и тембр всего высказывания. Во фразе выделяются три части: предцентровая, центр и постцентровая. Центр – это ударный слог в том такте, который выделяется по силе среди других тактов фразы. Эти такты, произношение которых усилено, несут фразовое ударение. Одна фраза от другой отделяется с помощью: 1. интонации; 2. пауз; 3. фразового ударения. Членение текста на такты и фразы имеет смыслоразличительную функцию.
К числу суперсегментных единиц относятся и так называемые пограничные сигналы (диэремы), так как на границах слов (и морфем) действуют иные звуковые закономерности, чем в середине значимых языковых единиц. Пограничные сигналы являются суперсегментными единицами по той причине, что всегда обусловлены особыми звуковыми сочетаниями, возникающими на границах значимых единиц.
6. ФОНЕТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Звуки могут влиять друг на друга. Это влияние вызывает комбинаторные изменения, к которым относятся аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диэрезы, эпентезы, гаплология. Кроме этого на звуки могут влиять общие условия произношения. Это вызывает позиционные изменения звуков. К ним относятся протеза в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция безударных гласных и т.д.
6.1. Комбинаторные изменения звуков
Аккомодация имеет место при приспособлении согласных и гласных, стоящих рядом. Она бывает прогрессивной и регрессивной. В любом случае это частичное приспособление звуков. Вопрос о том, что аккомодирует: согласные гласным или гласные согласным, решается по-разному в разных языках и даже в одном языке в разные периоды его существования.
Ассимиляция – это процесс уподобления звуков того же рода. Она может быть полной или неполной; прогрессивной или регрессивной, контактной или дистактной. Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Так, для согласных это: способ и место образования твердости и мягкости; участие-неучастие голоса (оглушение и озвончение). Для гласных это признаки ряда, подъема, лабиализации. Каждая ассимиляция может быть охарактеризована со всех указанных точек зрения.
Диссимиляция – это процесс расподобления звуков одного типа, когда из двух одинаковых или подобных звуков получается два различных или менее похожих звука. Они касаются как гласных, так и согласных; могут быть контактными и дистактными; регрессивными и прогрессивными.
Ассимиляция не угрожает фонетическому облику языка, и поэтому шире допускается литературным языком, а диссимиляция более резко меняет фонетические нормы языка, и поэтому более характерна для ненормированной речи, а именно диалектов, просторечия и т.д.
Наряду с этим имеют место и так называемые прочие фонетические процессы. Они основываются либо на диссимиляции, либо на ассимиляции. К ним относятся: диэрезы (выкидки), основанные на ассимилятивных процессах; гаплологии, когда выкидке подвергается один из двух одинаковых или подобных слогов; эпентезы (вставки), основанные на диссимиляции; протезы (надставки), приставляющиеся к началу слова; метатезы (перестановки).
6.2. Позиционные изменения. Ударение. Редукция
Позиционные изменения связаны прежде всего с ударением, то есть с позицией слога относительно ударения.
Ударение – это выделение из группы слогов одного слога. Оно достигается в разных языках различными средствами, а именно: силой или интенсивностью артикуляции – динамическое (или силовое, экспираторное) ударение; долготой произношения – квантитативное (количественное или долготное) ударение; движением голосового тона (восходящего, нисходящего или комбинированного) на фоне нейтрального тона прочих слогов – тоновое (мелодическое, музыкальное) ударение. Эти приемы могут выступать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом.
Кроме этого ударение может быть как фиксированным, так и нефиксированным; как одноместным, так и разноместным.
Динамическое и динамически-комплексное ударение является источником редукции.
Редукция – это ослабление и изменение звучания безударных слогов и прежде всего слоговых звуков этих слогов.. В связи с этим она касается преимущественно гласных звуков. Различают количественную и качественную редукцию.
Однако позиционные изменения характерны и для согласных звуков. Это позиционные изменения шумных согласных в конце слова, когда имеет место оглушение звонкого. Это явление представляет собой редукцию согласного звука.
7. ФОНЕМЫ. ПОЗИЦИИ. ВАРИАЦИИ И ВАРИАНТЫ
Реальное содержание фонем данного языка – это совокупность смыслоразличительных признаков в их составе, благодаря чему одинаковые звуки разных языков как фонемы различны. Фонемы существуют в языке в составе слогов, тактов, фраз, и поэтому попадают в разные произносительные условия. Распределение фонем по этим произносительным условиям называется дистрибуцией. Эти условия называются позициями. Они бывают сильными и слабыми. Сильная позиция является благоприятной для выполнения фонемой смыслоразличительной функции, а слабая неблагоприятная. Поскольку фонемы выполняют две функции – перцептивную и сигнификативную, то понятия сильная и слабая позиция понимаются по-разному применительно к указанным функциям. Применительно к перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, а слабая та, в которой фонема меняет свое звучание и выступает в виде оттенка или вариации. В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление внутри своей пары, и поэтому различают значимые элементы языка, а слабая та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, то есть перестают различаться и различать значимые элементы языка. В этом случае мы имеем дело с вариантами фонем. Таким образом, перцептивно сильные и слабые позиции принадлежат одной фонеме, а сигнификативно сильные и слабые позиции – не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух и более фонем. Вариации фонем не затрагивают смысла и даже не замечаются говорящим. Варианты, напротив, влияют на понимание речи и приводят к омофонии.
8. СИСТЕМА ФОНЕМ И ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЯЗЫКА. ОРФОЭПИЯ
Система фонем, а тем самым каждый ее член – одно из характерных свойств самобытности языка народности, нации. Фонемы – всегда члены данной фонетической системы, ее содержание и значимость определяются ее положением в системе. Они могут быть выстроены в виде оппозиций, организованных на основе тех или иных дифференциальных признаков.
Оппозиции бывают коррелятивными, двучленными, различающимися одним дифференциальным признаком; ступенчатыми (градуальными), состоящими более чем из двух членов, которые усиливают какой-то признак. Для определения состава фонем в языке необходимо понимание позиций, поскольку подсчет фонем может быть осуществлен только на основании сравнения сильных позиций. При этом надо брать морфемы, а не слова и определять состав фонем каждой морфемы независимо от той позиции, в которой они оказались в рамках слова.
Особую роль в связной речи могут выполнять звуковые единицы для обозначения начал и концов морфем и слов. Это делимитативная (или разграничительная) функция.
Орфоэпия – дисциплина, занимающаяся нормировкой практической стороны фонетики и индивидуальных случаев произношения отдельных слов. Орфоэпия буквально значит «правильное произношение». При этом нормировать можно только литературное произношение. Вспомогательным разделом орфоэпии являются так называемые «правила чтения».
ЛИТЕРАТУРА