Что значит физмат класс
Школы для будущих физиков и математиков
Какие физ-мат школы есть в Москве
Школ с углубленным изучением физики и математики в Москве немало. Но учиться там сможет далеко не каждый ребенок.
В шестилетнем малыше, которому пора идти в первый класс, разглядеть задатки будущего математика или физика, конечно, сложно. Да это и не требуется.
Углубленное изучение предметов начинается в школах не ранее седьмого-восьмого класса, когда у большинства детей интересы уже сформировались.
Причем далеко не всегда способности к тем или иным наукам отражаются на отметках. Пятерки по физике или математике может получать почти любой старательный ребенок. Но если он не просто справляется с программой, а готов часами решать нестандартные задачки, стремясь во что бы то ни стало добиться результата, стоит подумать о специализированной школе.
Есть несколько вариантов:
Главное условие — чтобы ребенок хотел учиться в такой школе. «Бывают случаи, когда родители изо всех сил «тянут» сына или дочь, нанимают репетиторов, тратят на них большие деньги. Но у самого ребенка нет внутреннего настроя на учебу, заинтересованности. И ничего хорошего старания родителей не приносят — таких детей приходится отчислять», — рассказывает директор по науке лицея «Вторая школа» Александр Ковальджи.
Сколько классов обычно в физ-мат школе
Школ, которые были бы исключительно физико-математическими, немного. Обычно старшеклассникам предлагается на выбор несколько профилей: физика и математика, информатика, экономика и право, иностранные языки, естественные науки и др. Хотя иногда язык или информатику можно углубленно изучать и в физико-математическом классе — для этого нужно пройти дополнительное собеседование по соответствующим предметам.
Престижными считаются лицеи, созданные при известных технических вузах. Они принимают выпускников девятых классов обычных школ, реже — седьмых-восьмых. У способных ребят шансы поступить есть — как правило, там не одна и не две параллели.
Кроме лицеев при вузах, есть несколько московских школ с давними традициями, выпускники которых без проблем поступают в профильные вузы. Это, в первую очередь школа-лаборатория 444 (сюда принимают и первоклассников, но набор ограничен) и лицей «Вторая школа» (предусматривает обучение с 7-го класса), гимназия 1567, лицей 1525 «Воробьевы горы» и др.
Соотношение мальчиков и девочек в физико-математических классах
Мальчиков в физико-математических школах и лицеях учится гораздо больше, чем девочек. В школе 444 их почти 70%, в лицее «Вторая школа» — 75%, в лицее 1580 и Школе им. А.Н. Колмогорова — более 80%. Правда, в последнее время это соотношение стало меняться — девочек становится все больше.
Физико-математические классы создаются и в негосударственных учебных заведениях. Правда, в списке лучших физико-математических школ Москвы они не значатся.
Как поступить в физ-мат класс
В физико-математические классы ребята принимаются на конкурсной основе. Обычно нужно сдать экзамены или пройти собеседование по двум-трем предметам: математика, физика, русский язык.
Вступительный конкурс в престижные школы не меньше, чем в вузы — от трех до пятнадцати человек на место.
К собеседованию в школе 444 в первую очередь допускаются победители математических олимпиад и марафонов. Обязательное условие — иметь рекомендации от учителей математики, у которых раньше учился ребенок. В школе 57 поступающие проходят от трех до шести собеседований с учителями-предметниками и психологом. Это, по мнению преподавателей, позволяет максимально объективно оценить ребенка: неудача на первом собеседовании не означает полного провала. В Школе им. А.Н. Колмогорова экзамены проводятся в два этапа: в письменной и устной форме. При выставлении окончательной оценки главный критерий — не знание теоретического материала, а умение решать задачи. Без экзаменов принимают победителей заключительных туров Всероссийской олимпиады школьников (ее проводит Министерство образования) по математике и физике (дипломы I-II степени) за текущий год. Чтобы поступить в физико-математический лицей 1580 при МГТУ им. Баумана или лицей 1523 при МИФИ, нужно сдать письменные экзамены.
Светлана Дарьина, завуч лицея 1580:
— У ребенка, конечно же, должны быть математические способности (гуманитарий у нас учиться просто не сможет). Но мы готовы «подтянуть» его знания, если есть какие-то пробелы. Главное — чтобы он сам этого хотел.
Из школы — в вуз
Выпускники лучших физико-математических школ и лицеев практически в полном составе поступают в престижные технические вузы. К примеру, все 349 учеников, окончивших в прошлом году лицей 1580, поступили в вузы. Из них около 90% стали студентами МГТУ им. Н.Э. Баумана, 8% поступили на физфак, мехмат или факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2% — в другие технические вузы.
В некоторые учебные заведения принимают талантливых ребят не только из Москвы, но и из ближнего Подмосковья. О наборе и количестве мест объявляется заранее, обычно зимой. Экзамены и собеседования проходят в марте-мае.
Особенности обучения
Учиться в физико-математических школах сложно — из-за высокой интеллектуальной и психологической нагрузки. Прежде чем отдавать туда ребенка, нужно оценить, сможет ли он выдержать ее. Ежедневно, кроме воскресенья, — не менее шести уроков, а во второй половине дня — различные факультативы и кружки. «На мой взгляд, для успешной учебы в физико-математическом классе необходимы три условия. Во-первых, у ребенка должно быть хорошее здоровье, во-вторых — большое желание учиться и постигать новое и, в-третьих — трудолюбие и старательность», — считает Инна Крючкова, директор школы 444.
Профильные предметы преподаются по оригинальным методикам, которые нацелены в первую очередь на развитие в ребятах творческого, индивидуального начала. Старшеклассников обычно разбивают на небольшие группы, с каждой из которых работает свой педагог.
Уклад жизни в физико-математических лицеях при вузах и вовсе напоминает институтский: занятия строятся по лекционно-семинарской системе, ребята регулярно сдают зачеты, а по окончании 8-го и 10-го класса — переводные экзамены. Основной принцип обучения — выработать у ребят эвристический подход, чтобы каждая решенная задача становилась самостоятельным маленьким открытием. Преподаватель не столько учит, сколько помогает юному таланту учиться самому — советом или нужной книгой. В Школе им. А.Н. Колмогорова, например, семинары по алгебре, математическому анализу, геометрии всегда ведут два педагога, часто демонстрируя разные подходы к решению одной и той же задачи.
— Все наши преподаватели — профессора и доценты университета. А ученики могут почувствовать себя почти студентами: все практические занятия проходят в лабораториях главного вуза страны.
Обучение в физико-математическом лицее 1580 ведется по методикам, разработанным преподавателями МГТУ им. Н.Э. Баумана. А по окончании 10-го класса все ученики проходят в вузе обязательную ознакомительную практику.
Не только точные науки
В физико-математических школах и лицеях уделяется внимание не только техническим предметам. Практически везде ребята изучают два иностранных языка: английский — с первого-второго класса, французский, испанский или немецкий — с пятого. Кроме того, в программу вводятся специальные курсы. Например, в школе 57 — по лингвистике и филологии, в гимназии 1567 — по латинскому языку и античной культуре, истории философии, риторике и др. В лицее 1523 работает Историко-археологическое общество, а в лицее 1580 — Английский клуб, членами которого становятся ученики, лучше всех владеющие английским языком. А в Школе им. А.Н. Колмогорова считают, что хорошие физики и математики непременно должны знать русскую литературу и историю — эти предметы здесь в особом почете.
Значение слова «физмат»
ФИЗМА’Т, а, мн. нет, м. (нов. вузовское арго). Физико-математический факультет. [Составлено из сокращения слов физический и математический.]
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова ранжирование (существительное):
Ассоциации к слову «физмат»
Синонимы к слову «физмат»
Предложения со словом «физмат»
Сочетаемость слова «физмат»
Понятия, связанные со словом «физмат»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «физмат»
– Вы слишком лихо разбираетесь в биологии для профессора физмата.
– Бабушка, спасибо, но почему словарь? Я на физмат поступил – зачем мне абстракционизм с беллетристикой?
– Вы, кажется, с третьего курса физмата?
Синонимы к слову «физмат»
Ассоциации к слову «физмат»
Сочетаемость слова «физмат»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Как выбрать профильный класс
Изучить углублённо любимый предмет или подготовиться к поступлению: разбираемся, какие профильные классы бывают в школах и как выбрать свой.
Какие бывают профили
Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.
В федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:
Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.
ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:
Профиль | Предметы |
Физико-математический | Физика, математика |
Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
Химико-биологический | Биология, химия |
Лингвистический | Русский язык, литература, иностранный язык |
Филологический | Русский язык, литература |
Гуманитарный | Русский язык, литература, история, обществознание |
Социально-экономический | Обществознание, география |
Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.
На что ориентироваться при выборе профиля
Результаты ОГЭ
В профильные классы набирают школьников, уже показавших хорошие результаты по предмету. Если в аттестате за 9 класс у ребёнка тройка по математике, в физико-математический класс его, скорее всего, не возьмут.
Способности и склонности
Если у ребёнка есть ярко выраженные способности или склонности, в профильном классе ему помогут их развить. Например, он плохо разбирается в программировании, но увлекается биологией. Или плавает в литературе, но силён в математике. В профильном классе не придётся тратить время на предметы, которые даются не очень хорошо.
Предметы ЕГЭ
Выбирайте профильный класс, ориентируясь на предметы, которые ребёнок собирается сдавать. Как правило, подготовке к ЕГЭ и разбору сложных заданий в таких классах отведено больше времени.
Как не ошибиться с выбором профильного класса
Убедитесь, что профиль подходит ребенку
Например, ребёнок любит биологию, но не очень хорошо разбирается в химии. В этом случае биолого-химическое направление может ему и не подойти. Есть риск, что подросток отстанет от одноклассников, начнёт получать плохие оценки и потеряет мотивацию. В этом случае лучше выбрать общеобразовательный профиль, а биологией дополнительно заниматься самостоятельно или с репетитором.
Изучите все варианты
Допустим, ребёнок хочет в профильный класс, чтобы углубленно изучать литературу. А в вашей школе есть только гуманитарный профиль, где к ней прилагается история с обществознанием. В этом случае можно попробовать поискать школы с узким филологическим профилем. И наоборот, если подросток никак не решит, поступать на филолога или историка, ему подойдет профиль с более широким набором гуманитарных предметов. Встречаются и еще более редкие профильные классы в школах: по журналистике, праву, искусству. Возможно, ребёнку нужен один из них.
Оцените предстоящую нагрузку
В профильных классах задают больше домашних заданий и предъявляют более высокие требования к ученикам. Не каждый ребёнок легко выдержит подобную учебную и психологическую нагрузку. Если от него потребуются все силы, чтобы «соответствовать» уровню профиля, к ЕГЭ он может прийти физически и морально истощённым. Возможно, в таком случае больше подойдёт обычный класс и дополнительные занятия с репетитором по нужным предметам.
Физико-математический лицей
Тамара Коновалова
Выбирая школу, родители задумываются, что подходит ребенку? Переводить ли в другую школу старшеклассника? Хорошими считаются языковые школы. Ну а что же делать тем, у кого математический склад ума и склонность к техническим наукам? Рассмотрите как вариант физико-математический лицей.
В физико-математические лицеи набор начинается с 5 или 7, а иногда и с 10 класса. Попасть в такую школу сложно: набор конкурсный, сдают физику и математику, смотрят средний балл аттестата. Учиться там тоже непросто, программа усложнена, на изучение профильных предметов выделяется много времени, проходят больше материала. Иногда вводятся дополнительные предметы, которых нет в обычной школьной программе, например астрономия как отдельный курс.
В Санкт-Петербурге и Москве много физико-математических лицеев, которые известны на всю страну. В Питере это: ФМЛ № 239, ФМЛ № 30 и пр. В Москве физико-математические лицеи иногда находятся под протекторатом вузов. Прием в такие лицеи начинается с 7-10 класса: лицей № 1580 при МГТУ им. Н.Э. Баумана, школа № 444 с углубленным изучением математики, информатики, физики, лицей № 1502 при МЭИ и др.
Выпускник физико-математического лицея может поступить на большое количество направлений подготовки, от программиста и специалиста по информационной безопасности до инженера проектировщика. Технические специальности востребованы и высоко оплачиваются. Но выбор такого учебного заведения в первую очередь должен быть продиктован способностями и склонностями самого ребенка.
профессиональная ориентация, эффективность профильной подготовки, развитие мотивационно-ценностной сферы человека, мотив достижения цели, выученная беспомощность, специальные способности к физике, ранняя умственная специализация.
Краткое содержание статьи:
При поступлении в десятый, физико-математический класс осуществляется жесткий конкурсный отбор, и к девятиклассникам предъявляются следующие требования:
1) Наличие сформированного интереса к физике и математике.
2) Определенный минимальный объем базовых естественно-научных знаний, умений навыков за 9-летнюю школу.
3) Наличие способностей к естественным и точным наукам.
Специальные способности к физике, в свою очередь, проявляются в трех аспектах:
• способности к экспериментальному исследованию эффектов, явлений и закономерностей окружающего мира (способности к экспериментальной физике, будущие физики-экспериментаторы);
• способности к компьютерному моделированию физических процессов на основе теоретических представлений или экспериментальных данных для их обоснования.
Требования к личности выпускника физико-математического класса
Выпускник, имеющий глубокие знания, умения, навыки, соответствующие уровню профильного физико-математического класса, должен иметь также совокупность определенных моральных и нравственных качеств, этических знаний и убеждений, которые составляют основные характеристики личностного портрета выпускника профильного класса и способствуют успешному обучению в вузе на факультетах физико-математического и технического профиля.
Направления воспитательной деятельности классного руководителя физико-математического класса
1. Формирование совокупности качеств личности.
На первое место поставим формирование комплекса нравственных общечеловеческих качеств, определяемых исторически сложившимся кодексом поведения в обществе, отработанным веками и выраженном в религиозных канонах: не убий, не прелюбодействуй, чти отца и мать своих, не укради, не завидуй и т. д., а также навыки общей культуры (вежливость, аккуратность, сознательность и т. д.).
Как учитель физики, через обучение предмету классный руководитель формирует чувство гордости за достижения отечественной науки и техники.
Как учитель профильной дисциплины и профориентатор классный руководитель формирует ряд специфических профессиональных качеств, свойственных учащимся данного класса:
— готовность к поступлению в вуз на специальности естественно-научного профиля, в том числе на физические специальности;
— стремление к приобретению начальной профессиональной компетентности;
— глобальное космическое (философское) мышление: осознание себя частью Космоса и осознание ответственности за судьбу человечества на нашей планете (через изучение астрономии и спецкурса космологии);
— самостоятельный поиск решений;
— когнитивный стиль мышления;
— глубокое понимание законов естествознания; понимание единства изучаемых физических, химических, биологических, технических процессов и явлений окружающего мира;
— любовь к исследовательской деятель ности и творческому поиску;
— элементы исследовательской и инфор мационной культуры;
— любовь к изобретательской и рациона лизаторской деятельности, любовь и уваже ние к физическому эксперименту;
— материалистическое мировоззре ние;
— коммуникативные навыки общения с помощью языка формул;
— воспитание чувства юмора;
— социальная и профессиональная адап тация к условиям вуза;
— профессиональная гордость, борьба за сохранение приоритета России в мировой науке и др.
При этом развиваются специальные (специфические) способности, отвечающие требованиям будущей профессиональной деятельности. У учащегося физматкласса это интеллектуальные способности, которые характеризуются следующими свойствами ума:
• критичность мышления — тщательная аргументация, отсутствие непроверенных, предвзятых суждений.
Возглавляя хозяйственную деятельность класса, классный руководитель как управленец и хозяйственник формирует ряд общих трудовых качеств будущего работника:
— дисциплинированность и ответственность (стремление быстро и качественно вы полнить порученное дело);
— работоспособность и организованность;
— творческое и эстетическое отношение к труду;
— ответственность за результаты труда;
— уважение к любому виду труда и лю дям труда.
2. Формирование системы нравственно-этических знаний, умений и навыков. Сюда относится формирование:
— системы знаний основ общей, правовой, профессиональной культуры;
— системы умений выбрать оптимальное решение, правильно действовать;
— системы навыков, т. е. автоматизированных действий и поступков личности в соответствии с системой убеждений и нравственных качеств;
— начальных навыков общечеловеческой и профессиональной культуры, борьбы за сохранение приоритета России в мировой науке и др.
3. Формирование системы отношений личности учащегося в процессе обучения, воспитания и профориентационной работы:
• производственных — в сфере деятельности выбранной профессии.
4. Формирование системы убеждений, содержательно определяющей идейность личности. Это убеждение в истинности научных открытий, суждений, законов, современной естественнонаучной картины мира.
Освоение предложенного содержания профессионально ориентированного процесса воспитания будущих студентов-физиков, математиков, информатиков обеспечивает развитие личности в когнитивной, творческой, практической, мотивационно-ценностной и коммуникативной сфере, способствует формированию целостного научного мировоззрения, современной картины мира и начальной профессиональной компетентности.