Что значит фальшивить при пении
Как бороться с фальшивым пением?
Есть довольно большое количество людей, которые любят петь и делают это, несмотря на то, что поют фальшиво. Они абсолютно не стесняются выступать перед зрителями при первой же возможности и в любых условиях. Такая категория людей – головная боль организаторов концертов, художественных руководителей и аккомпаниаторов.
Вопрос, однако, очень и очень деликатный. Сказать человеку, что он плохо (фальшиво) поет, это значит обидеть его. Редко кто воспримет подобную критику в свой адрес конструктивно. Скорее всего, затаит обиду, начнет комплексовать и т.д.
Научно доказано, что музыкальный слух, как и другие музыкальные данные, тренируется. Есть всевозможные методики, благодаря которым практически любой человек может в той или иной степени улучшить свои музыкальные данные. Взрослым это дается труднее, детям попроще. Но в любом случае корректировкой музыкального слуха лучше заниматься под руководством опытного музыкального педагога. Почему? Скажем так: кто-то должен слышать изменения в вашем слухе под действием тех или иных упражнений и сравнивать их со стартовыми.
Есть такая категория людей, которые прекрасно слышат мелодию и могут мысленно уверенно ее напевать. Это означает, что со слухом у них все в порядке. Такие люди, как правило, обладают способностью быстро осваивать новые мелодии, что подтверждает у них наличие хорошей музыкальной памяти. Но… как только они открывают рот и пробуют пропеть мелодию, другие слышат далеко не идеальное исполнение.
Но образ мелодии и ее физическое воплощение далеко не у всех совпадают. Есть хороший прием, позволяющий оценить степень своей «фальшивости» в вокале. Закройте одно ухо рукой во время пения. То, что вы услышите и есть ваше натуральное пение. После такого контроля многие понимают, что им просто необходимо улучшение своих музыкальных данных, в том числе и музыкального слуха.
Итак, если и слух и музыкальная память в порядке, что делает пение фальшивым? Это отсутствие координации между слухом и голосом. Именно координация — это то, на что вы должны сделать упор во время занятий по улучшению своих музыкальных данных. Присутствие специалиста в этом процессе обязательно, но есть некоторые правила, которые вы можете без всякого ущерба использовать самостоятельно.
Правило номер один: Н икогда не петь громко. Громкое пение не способствует точности точности интонирования мелодий.
Второе правило: Старайтесь петь максимально точно вместе со звучанием вашей любимой мелодии. Звук этой мелодии должен быть громче, чем ваше пение.
Правило номер три: Во время пения прикрывайте одно ухо ладонью. Это даст вам возможность сравнивать свое пение и оригинал мелодии, на который вы должны настраивать ваш голос. Как только почувствуете фальшь в своем пении – начинайте петь тише, внимательно прислушиваясь к оригиналу.
Сип, нарушения вибрато, «форсировка», фальшивая интонация
Сип, или, как говорят еще, «песок», в голосе появляется, к сожалению, не так уж и редко. Нечистый, стертый тембр может быть приобретен в результате неверной эксплуатации певческого аппарата. В книге «Формирование голоса певца» СП. Юдин пишет: «»Старики» правильно говорили, что не следует насильно подтягивать голос певца к той или иной вокальной партии. Напротив, нужно каждую партию подтягивать к голосу, делать ее удобной для него. Не следует петь того, что не по голосу, потому что это разрушает полноценность голоса и пения. Все голоса индивидуальны: нужно освобождать и вскрывать природу голоса, не стремясь к несвойственным ей качествам» (55, с. 130). В этом высказывании определено сразу несколько причин осиплости:
— во-первых, пение не своим голосом в том смысле, что тип го
лоса выявлен неверно или сам поющий считает себя обладателем не
свойственного ему голоса;
— во-вторых, пение не в своей тесситуре, что связано, конечно, с
первой причиной;
— в-третьих, пение не своего репертуара, что следует из двух
вышеназванных причин, и, наконец,
— в-четвертых, большая певческая нагрузка при непоставленном
голосе.
Всё это приводит к стиранию середины голоса, быстрому изнашиванию связок, которые рано начинают терять эластичность, а голос — красоту естественного тембра и силу. Последствия печальны: фонастения, хроническое несмыкание, болезни связок и всего голосового аппарата, потеря голоса.
Причиной сипа может быть и постоянное применение придыхательной атаки, то есть вялая работа связок и дыхания. Устранить этот вид сипа можно, прибегнув к твердой атаке, используя упражнения на стаккато с пропеванием этой фигуры сразу же на легато и обращая пристальное внимание на работу опоры дыхания.
Сип в голосе может быть слышен и в период физиологических изменений — таких, как мутация. В этом случае нужно сократить голосовую нагрузку или снять ее вовсе на время, рекомендуемое вра-чом-фониатром.
Наиболее частые случаи—тремоляция, «качка», «прямой голос».
Тремоляция, или «барашек», в голосе возникает при слишком частом вибрато (чаще, чем 6-7 колебаний в секунду). Для устранения этого дефекта нужно обратить внимание на снятие излишних напряжений, чтобы гортань могла работать свободно.
Для голосов без вибрато, т. е. «прямолинейным», можно рекомендовать обратиться к упражнениям на трели и к упражнениям, развивающим беглость.
«Качка» (менее 6-7-ми колебаний в секунду) голоса возникает от потери верной координации в работе голосового аппарата, переутомления мышц в результате перенапряжения или из-за снижения тонуса нервно-мышечной системы у стареющих певцов. В этом случае следует прибегнуть к упражнениям на ряд последовательных нот в пределах квинты и ноны, выбрав темп, при котором голос не качается. Эти упражнения нужно петь продолжительное время.
Форсированный голос звучит напряженно, надсадно и нарочито громко. Для людей с большим объемом голоса громкое его звуча-
ние — естественный процесс, при котором голос не теряет красоты вибрато. «Раз утраченная нежность голоса не возвращается никогда», — писал педагог М. Гарсиа. Форсировка приводит к детонации, искажает тембр. При таком пении теряется полетность звука, а с ней и способность «пробивать» зал, хотя поющему кажется, что его го-! лос звучит необыкновенно сильно и, как считают неопытные певцы, должен быть хорошо слышен на фоне оркестра и в зале. В случае такого дефекта можно порекомендовать перейти на более лирический репертуар, который бы не провоцировал петь «большим» голосом на эмоциональном подъеме.
Очень часто возникает ситуация, когда вокалист оказывается в акустически неудобных условиях: пение в заглушённой комнате, где много мягкой мебели, поглощающей звук. Певец начинает кричать, форсировать звук. В результате голосовые складки перенапрягаются, и голос перестает подчиняться вокалисту. В лучшем случае придется несколько дней молчать. При подключении же верхних резонаторов голос не только будет звучать громче, но и ощущения, возникающие при его работе, создадут дополнительные источники контроля над голосом. Форсирование звука чаще всего возникает, когда вы пытаетесь перенести заботу о громкости с резонаторов на дыхание.
Второй вид форсировки возникает в том случае, когда человек, недавно занявшийся пением, берет на себя непосильно большие нагрузки. Например, пытается спеть высокую ноту или поет слишком долго.
В начале обучения необходимость петь упражнения, как правило, не ставится под сомнение. Действительно, на упражнениях можно спокойно освоить базовые приемы пения. Они обычно подобраны так, чтобы, вызывая наименьшие трудности при исполнении, вырабатывать правильные певческие навыки. Упражнения постепенно ведут нас от простого к сложному. Когда же появляются первые
успехи, начинающий певец зачастую перестает уделять упражнениям достаточно внимания, и в результате оказывается отброшенным назад не некоторое время. Неокрепший еще вокальный аппарат быстро расстается с верными певческими навыками, как только певец теряет бдительность. Скорее всего, правильная координация вернулась бы к нему, если бы он был в состоянии «посидеть на вокальной диете», то есть не петь некоторое время ничего, кроме упражнений, а затем медленно добавлять выученный старый репертуар и только потом начать снова подъем к заветной вершине.
Этот дефект голосоведения возникает по ряду причин, которые могут быть, впрочем, взаимосвязаны. Не будем подробно рассматривать природный дефект слуха, связанный с нарушениями в слуховом аппарате.
В музыкальные учебные заведения часто поступают люди, не имеющие начальной музыкальной подготовки. Но в пении такие люди могут обладать необыкновенной выразительностью и красивым тембром и абсолютно чистой интонацией. Традиционное развитие слуха таких людей происходит в процессе обучения путем приобретения теоретических знаний.
Положение рта в пении, работа челюстей, языка, мягкого нёба и гортани, мышечная незакрепощенность, артикуляция связаны с чистотой интонации. Несогласованность в работе всех частей организма, принимающих участие в голосообразовании, — причина нечистой интонации; поэтому верно поступают педагоги, которые в процессе обучения гармонически развивают одновременно и дыхание, и резонаторные ощущения, и работу гортани, дикцию, музыкальность и фразировку.
Представьте себе, что молодой, неопытный певец, выйдя за стены учебного заведения, сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить в одиночку, а потому через некоторое время он встает на путь потерь в своем вокальном мастерстве. «К сожалению, дирижеров, знающих и понимающих природу певческого звука, становится все меньше и меньше, да и те пренебрегают работой с певца-
ми. Многие дирижеры не знают, что подсказать певцу с вокальной стороны, занимаясь только ритмом, дикцией, увлекаясь внешней, показной формой дирижирования, порой не замечая вокальную перегрузку у артиста, приводящую к голосовым травмам», — пишет В.М. Луканин(32, с. 24-25). Чрезмерная сила звучания оркестра провоцирует форсирование голоса певцом и приводит к нечистой интонации. А потому В.М. Луканин советует — и с этим нельзя не согласиться: «Необходимы меры, поднимающие квалификацию молодых дирижеров, их знание вокала. В частности, неплохо было бы прикрепить студента дирижерского факультета к определенному вокальному классу, посещая который он на практике знакомился бы с методами работы над голосом» (там же).
Одной из причин нечистой интонации можно назвать и пение не на опоре. Даже если на центральном участке диапазона голоса уче-; ник старается интонировать верно, то, как правило, пение в более высокой тесситуре, например, у сопрано выше ре второй октавы, потребует необходимых технических приемов и, прежде всего, более глубокой и крепкой опоры дыхания, умения петь с использованием резонаторных ощущений, приближать и прикрывать звук.
Нечистой интонация в пении может становиться при переходе с одного гласного на другой. Для устранения этой причины необходимо обратиться к упражнениям, выравнивающим произношение разных звуков.
В результате неверной работы дыхания, при отсутствии навыков пользования резонаторными ощущениями, при наличии разного рода зажимов возникает пение в так называемой низкой позиции, которое также отрицательно сказывается на чистоте интонации.
Детонация возникает у певца и при фонастении, являясь, кстати, и одним из главных симптомов в нарушении работы связок. В этом случае требуется наблюдение врача и режим отсутствия голосовой нагрузки.
В условиях экзамена или при публичных выступлениях ученик, который в классе всегда поет чисто, также может начать нечисто интонировать. Причина этого явления кроется в волнении, которое нарушает нормальную работу дыхания, и в акустике незнакомого помещения, затрудняющей контроль за мышечными ощущениями. В результате неопытный певец начинает фальшивить. Этот дефект
интонации можно снять увеличением числа выступлений и обучением ученика управлять своим нервно-психическим состоянием перед концертом или экзаменом.
Следует заметить, что каждый дефект встречается не в одиночку, а потому причины его возникновения определяются довольно сложно.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что нескоординированная работа всех частей организма, участвующих в процессе голосообразо-вания, приводит к отклонениям от идеального голоса, к которому стремится обучающийся. Вокальный слух педагога и собственное понимание проблем голосоведения помогут верно выявить причину дефекта и найти пути его исправления.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав
navi03
navi03
Кто пытается самостоятельно ответить на вопросы о том, почему не используются звуки между ДО и ДО-ДИЕЗ, пока не читать.
*
Вчера
я встречалась с клиентом. В разговоре выяснилось, что он в прошлом
баянист, и у него тульский белый баян. Это было очень круто в 80-е, это
да. А потом он с гордостью произнёс: И у меня абсолютный слух.
Я,
конечно, киваю, мол, да, это тоже круто. И молчу, потому что я с
клиентами редко вступаю в дискуссии, и ещё и потому, что вижу, что этот
человек относится к тем, кто считает абсолютный слух чем-то
исключительным, чуть ли не чудом.
Но вы, наверное, уже
догадываетесь, что я так не считаю, вы уже догадываетесь, что по-моему
розу из пепла может сделать снова розой каждый человек, кто верит в то,
что он это может.
Вот ко мне приходит некто:
«Возьмите меня в ученики, я слышал, что вы владеете тайной, у вас абсолютный слух, покажите мне это чудо!»
Я предлагаю ему сесть за инструмент и взять любую ноту. Он делает. Я называю. Он берёт две ноты, потом три, я всё время называю.
Человек
бросается мне в ноги со словами: «Я видел чудо! Я верю, что вы постигли
тайну, о, великий человек, прошу вас, научите меня своей тайне, и я
готов стать вашим рабом!»
Представьте себе, что я начну
объяснять, что тайны нет, и что если он будет заниматься так, как я ему
расскажу, он будет делать то же самое очень скоро. И что это доступно
каждому. Как вы думаете, что скажет этот человек?
Повернётся и уйдёт. :-)))))))))
Нет,
я на самом деле считаю, что музыка, как и математика, – это чудо, но
это чудо доступно каждому, кто верит, что оно ему доступно. Это так же
верно как то, что оно совершенно недоступно легковерным, то есть
неверящим. Музыка не перестанет быть чудом для тех, кто ею занимается, и
чем больше занимается, тем большее чудо открывается вдали.
**
Я
говорила о том, что ноты ДО, ФА, СОЛЬ и ДО на октаву выше первого ДО –
это самые первые звуки, которые лучше всего сочетаются друг с другом,
потому что они связаны гармонически, так как представляют собой
гармонические обертоны от первоначального.
То есть если у нас
лира настроена на ДО_ФА_СОЛЬ_ДО, мы можем брать одновременно ДО и ДО, ДО
и ФА, ДО и СОЛЬ, и даже по три: ДО_ФА_ДО, ДО-СОЛЬ-ДО – и все эти
сочетания будут звучать благозвучно и гармонично, потому что в основном
звуке ДО звуки ФА и СОЛЬ уже присутствуют в виде обертонов. Я надеюсь,
что это понятно.
Рассуждая дальше таким же образом, можно
догадаться, что все звуки, которые присутствуют в основном ДО в виде
обертонов, будут сочетаться с этим ДО. Посмотрим на обертоны на
картинке. Все звуки, которые там есть, все можно использовать с исходным
звуком ДО.
Можно провести долгую беседу и вывести все остальные
12 нот, которые используются сегодня, но этого, по-моему, не стоит
делать, понятно и так. (тут есть один маленький подвох, я пока не скажу
какой, может, кто-то сам заметит).
Таким образом из обертонов к звуку ДО и появились все 12 нот, из которых можно строить мелодии и аккорды.
Минимальное расстояние между нотами называется полутоном.
Наше
ухо будет воспринимать 12 нот и их любые сочетания, как чистое
звучание, а все остальные звуки, которые находятся в промежутках между
полутонами – как фальшивите, режущие слух.
Теперь идём дальше.
Возьмём вторую лиру и настроим её чуть иначе. Настроим её так, чтобы её
основной звук был не ДО, а звук, отстоящий от ДО на расстояние меньше,
чем полутон. Теперь настроим остальные струны: найдём чистую октаву от
первого ДО, потом кварту, и квинту. Вот мы и настроили вторую лиру.
Попробуем поиграть на ней. Как вы думаете, будут струны на второй лире
гармонично сочетаться между собой?
Конечно, будут, потому что у
«второго» ДО на второй лире есть свои собственные обертоны и с ними это
ДО будет прекрасно и гармонично сочетаться.
Теперь вопрос, будут ли
гармонично сочетаться две наши лиры, если мы попробуем играть на них
одновременно? Конечно, нет, это будет ужасная какофония.
Теперь
попробуем рассудить, услышат ли зрители в зале фальшь, если весь оркестр
и рояль перестроить одинаково на четверть тона вниз, или на восьмую
тона вверх? Не услышат. Или если звуковую запись воспроизвести на
скорости чуть больше или чуть меньше, всё записанное поднимется или
опустится, но фальши не будет, потому что изменится абсолютная высота
звуков, но расстояния между звуками сохранятся. Именно эти расстояния и
имеют значение, когда мы говорим о фальши.
Услышит ли хоть
кто-нибудь, что оркестр или запись звучит выше или ниже? Это могут
услышать люди только с очень хорошо натренированным ухом. Те люди, кто
привык часто слышать одинаково настроенные инструменты. Например,
пианисты.
Так что, получается, что нота ДО может быть не обязательно 261,16 Гц, а нота ЛЯ не обязательно 440?
Теоретически
да. Собственно говоря, когда-то так оно и было. Это относительно
недавно стали жёстко привязывать ЛЯ к частоте 440 герц.
В музыке,
как и везде в мире всё относительно. Не и не совсем. Я бы сказала так: в
мире всё относительно относительно. Абсолютные величины относительны
абсолютно, а относительные относительны относительно. Но это уже опять
дебри, вылезаю оттуда…
Получается, что я могу настроить скрипку
или вы можете настроить гитару как угодно, не по камертону, а чуть ниже
или чуть выше, главное, чтобы струны были гармонично настроены между
собой – и на инструменте уже можно играть. Да, но только в одиночку!
Чтобы подключить другой инструмент к игре, второй придётся перестроить
под первый.
Однако инструменты сегодня всегда настраиваются под
ЛЯ 440 герц, и поэтому у современных музыкантов ухо привыкает к тому,
что у нот совершенно определённое звучание. Ухо очень быстро привыкает к
этой определённой высоте и выучивает её. Это и есть так называемый
абсолютный слух. Диапазон частот, в которых мы можем различать звуки не
такой большой и нот всего примерно 90. Конечно, вы с лёгкостью отличите
на слух низкую ноту от высокой. И со временем все музыканты просто
запоминают звучание нот, и с лёгкостью угадывают ЛЯ или ДО, особенно
если они сыграны на его инструменте, потому что вместе с высотой
запоминается ещё и тембр. Поэтому если скрипач совершенно легко назовёт
ЛЯ, услышанное на скрипке, он, может быть, не сразу опознает ЛЯ, спетое
незнакомым голосом.
Что касается относительных высот звуков, то
любой начинающий музыкант, как только узнает про интервалы между звуками
— квинты, кварты, терции и прочие, сразу же может определять по слуху,
звучит интервал чисто или нет. То есть если задан исходный звук, мы,
отталкиваясь от него, можем определить интервал, то услышать, насколько
вторая нота удалена от первой.
И любому слышно, звучит второй
звук относительно первого чисто или фальшиво. То есть фальшь – это ноты,
которые не относятся к обертонам исходного звука и поэтому не
сочетаются с ним.
Фортепиано не может играть фальшиво, понятно
почему, а вот на скрипке можно играть любые ноты и любые интервалы.
Поэтому если на фортепиано играть ДО, и одновременно на скрипке
ДО+четверть тона, то такое звукосочетание слышится нами как фальшивое.
Или если играть на скрипке одновременно (или последовательно ноты,
расстояние между которыми меньше полутона).
Опера и вокал
Сайт для вокалистов
Музыкальный слух
Как попадать в ноты?
Очень часто люди, начинающие обучаться вокалу, испытывают трудности в интонировании мелодии, то есть поют фальшиво, не попадая в ноты. На таких ставят крест и говорят, что медведь на ухо наступил или нет голоса и слуха. На самом деле голос не виноват, просто не хватает опыта и техники и необходимо развить музыкальный слух.
Раз уж мы заговорили о музыкальном слухе, надо понимать, что он бывает разным. Здесь идет речь о звуковысотном слухе, то есть о способности различать тоны по высоте, и о мелодическом слухе, как способности слышать изменение высоты звука в мелодии. Есть такое явление, как абсолютный слух. Это врожденная способность сразу определять ноту, не сравнивая ее с другими нотами. В вокале такой слух необязателен, а часто даже вреден, когда нужно спеть произведение на тон ниже или выше, например. Часть людей имеют такой природный звуковысотный слух, что могут петь интонационно чисто сразу. Другим приходится практиковаться, чтобы достигнуть такого же результата. Любой человек может натренироваться петь чисто, если у него нет серьезных заболеваний и тоновой глухоты.
Тоновая глухота – это снижение способности обнаруживать разницу в высоте тона. Также известна как асония.
На практике это означает, что человек с тоновой глухотой не сможет различить две разные ноты, сыгранные на фортепиано. Следовательно, и с пением у такого человека будут проблемы. К счастью, тоновая глухота встречается довольно редко (менее чем у 3% людей). Чтобы наверняка проверить восприятие своего слуха к тонам, можно пройти простой тест, например на сайте
Здесь не требуются музыкальные знания, это проверка биологических способностей. На каждом вопросе вам предлагают два тона, и вам нужно ответить, разные они (different) или это одна и та же нота (same).
Кадр из фильма «Примадонна» 2016 года про оперную певицу Флоренс Фостер Дженкинс, которая пела очень своеобразно… Это прекрасный фильм, обязателен к просмотру для певцов.
Намного более частой причиной фальшивого пения является неспособность воспроизвести голосом нужную ноту. Проще говоря, вы можете слышать ноту, но не можете верно передать ее голосом. Именно это имеют в виду, когда говорят о попадании в ноту или о соответствии тону. Хорошая новость: этот навык можно развить. Для этого нужны простейшие вокальные упражнения. Для начала можно просто брать по одной ноте на фортепиано и повторять ее голосом. Лучше обратиться за помощью к педагогу, но можно использовать диктофон, мобильное приложение или тюнер для контроля.
Далее можно переходить к упражнениям на три ноты (до-ре-ми), ведь важно не только первый тон спеть чисто, а контролировать голос в мелодии. То есть на этом этапе нужно научиться воспроизводить последовательные ноты, в диапазоне до октавы. Далее по степени сложности пойдут интервалы от малых к большим. Это относительный слух, то есть умение соотносить, сравнивать новый звук с предыдущим другим. Если вы обучаетесь академическому вокалу, интервалы можно осваивать, например, по вокализам Ваккаи. Там все упражнения расположены от простого к сложному.
Постепенно интонирование выправится, выработается чувство тональности, гармонии. Выработается ладовый слух, то есть способность слышать тональности, тяготения, лады. Более того, вокальный аппарат сам запомнит место каждой ноты в диапазоне. Обученный певец может точно назвать ноту, спев ее голосом, потому что он четко знает, какую ноту и где он ощущает. Но это условие работает только при правильной постановке голоса. Без нее точной интонации практически не достичь.
Есть такое явление, как занижение или завышение, как говорят музыканты, буквально на четверть тона, «на волосок». Причиной такой фальши становятся именно изъяны в технике. Певец слышит ноты, может спеть мелодию, у него хороший слух, но он поет как будто чуть ниже или чуть выше тона. Опытные концертмейстеры сразу останавливают певца и исправляют его, не давая запоминать неправильные ощущения. Можно очень быстро привыкнуть к постоянному небольшому занижению тона, поэтому важно сразу исправляться. Путь исправления зависит от дефекта: кому-то надо просто открыть рот, кому-то поднять небную занавеску или направить звук выше.
Часто интонация плывет при повторении одной и той же ноты. На самом деле очень трудно петь фразы на одной ноте. При отсутствии контроля голос всегда будет стремиться вниз. Надо сознательно его удерживать, не давать упасть. Для этого можно мысленно представить, что каждая последующая нота чуть выше предыдущей.
Невольное завышение тона тоже встречается часто, например, когда еще не освоены верхние ноты. Певец еще не знает их расположение в своем аппарате и поет какую-то в общем высокую ноту, часто не попадая в цель. С развитием диапазона все ноты встанут на свои места. Бывает завышение тона из-за неправильного дыхания. Тогда говорят, что звук как бы оторван от земли, не имеет опоры, поэтому звучит чуть выше. В таком случае надо поставить звук на ноги, образно выражаясь, на якорь, то есть на хорошее дыхание. Тогда будет контроль и чистый тон.