Что значит этнический мусульманин
«Этнические» и «соблюдающие»
В последнее время часто можно услышать выражение «этнические и соблюдающие мусульмане». К этническим относят тех, кто родился в исламской семье, носит исламское имя, знает немного о своей религии, отмечает исламские праздники, но по разным причинам не соблюдает шариатские нормы: не молится, не постится, не выплачивает закят.
Этнические мусульмане обычно говорят: «Я, конечно, мусульманин, но не молюсь». То же самое и насчёт поста, закята, одеяния и т. д. Слово «конечно» при этом произносится с таким выражением лица и с такой интонацией, что спросивший невольно чувствует себя виноватым, хотя и не понимает, в чём его вина. Так несоблюдение предписаний Всевышнего теми, которые называют себя мусульманами, становится обыденным делом для этнических мусульман.
Безусловно, мы не должны забывать, что любой человек, произнёсший формулу единобожия, то есть шахаду, и признающий всем сердцем истинность этих слов, является мусульманином. Он не останется навечно в адском огне и попадёт когда-нибудь в Рай, если умрёт с таким же убеждением.
В этом, как и во всех других предписаниях нашей религии, таится огромное благо для нас, так как мы должны надеяться на милость Создателя, но одновременно должны и бояться Его гнева.
Как говорил один из самых достойных проповедников современости Гитиномагомед Абдулгафуров (рахимахуЛлагь), в наше время в мусульманах мало боязни наказания Всевышнего и очень много надежды на Его милость. По его словам, мы хотим, почти бездействуя, заслужить райские блага.
Действительно, милость Творца безгранична, но как можно не бояться гнева Его, когда не соблюдаешь даже обязательные предписания, такие как намаз, пост, закят? Как же беспечны и жестоки такие мусульмане по отношению к самим себе! Впереди нас – вечность, а вечность – это не год, не два, даже не тысячелетие. Вечность нескончаема. Неужели мы променяем блага в вечной жизни на временные блага мира этого?
Если спросить у этнических мусульман, почему он или она так халатно относятся к своим обязанностям в религии, они отвечают, что являются и без того хорошими людьми, что никому ничего плохого не сделали и что у них «доброе сердце», а Создатель в первую очередь оценивает именно нрав. И не знаешь, что на это ответить, так как любой довод порою может оттолкнуть их от религии ещё больше, да и надежды на милость Аллаха лишать мы не имеем права.
Но что же должно быть причиной такого поведения этнических мусульман? У каждого она своя: отсутствие знаний о религии, лень, озлобленность на всё вокруг, да и банальное нежелание.
Мы осознаём, насколько еда, вода, воздух необходимы нашему организму для дальнейшего функционирования, но почему-то думаем, что наша душа, созданная для вечной жизни, не нуждается в пище духовной. И не понимаем, что «доброго сердца» мало для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего.
Как же можно не бояться гнева Творца, надеясь лишь на Его милость, если безответственно относишься к опоре Ислама – молитве, лишь утверждая, что у тебя «доброе сердце»?
Что же мы можем сделать для таких мусульман? На мой взгляд, лишь просить Всевышнего за нас всех и мягко наставлять добрым словом.
Пусть Аллах не сделает нас из числа лишённых Его милости и даст силы соблюдать все предписания нашей религии. Амин.
В естественной среде обитания
Самый плохой блог о путешествиях
Поделиться этой записью
Рубрики
Свежие записи
Архивы записей
Свежие комментарии
Мусульмане этнического толка
Сначала в другой моей статье «Насколько строг ислам в Турции и его пропаганда» я написал параграф «Этнические мусульмане», а потом решил сделать отдельный доклад на эту тему. Однако, тут будет касаться не только мусульман в Турции, но и по всей нашей планете.
И ещё сразу напомню, что я не являюсь мусульманином, однако, мне близки некоторые постулаты ислама (ну кроме любых фанатичных и радикальных элементов), и провёл в разных мусульманских странах и регионах в сумме около 4-5 лет, много общаясь с аборигенами и порой даже ночуя в их домах, а также в мечетях и других мусульманских заведениях. Хотя, буддизм мне в целом ближе, и у меня также есть статья про ночлег в буддистских монастырях. Но давайте уже ближе к нашей теме.
Ислам — наиболее быстрорастущая религия в мире?
Да, ислам действительно является наиболее быстрорастущей религией в мире. По обеим показателям: как по абсолютному числу «этнических»/номинальных последователей религии (к этому термину мы ещё вернёмся), так и по количеству реально верующих и соблюдающих ритуалы и предписания.
На самом же деле, главная причина такого роста мусульман кроется в том, что в мусульманских семьях (особенно, в сельской местности и, особенно, в слаборазвитых странах типа Египта и Бангладеша) рождается много детей. Как мне говорили сами мусульмане, согласно Корану, Аллах даст всё для обеспечения этого потомства.
И не смотря на то, что очень много новых адептов также переходит и на сторону христианских направлений (особенно протестантского толка), и на сторону буддизма, и многих других учений восточно-медитативного толка, однако именно благодаря повышенной рождаемости в мусульманских семьях ислам сейчас обгоняет всех. Однако, тут есть один нюанс, о котором скажем в следующем параграфе.
Уникальный случай, когда в мечети (да ещё у главной стены, играющей роль направления для молитвы) поставлены многочисленные клумбы с цветами… Всё дело в том, что в эту старинную мечеть (а она примерно 18-19 века) для молитвы почти никто не ходит, поскольку в 300 метрах есть мечеть поцентральнее. И по сему, имам этой мечети решил украсить её таким необычным для мечети способом. Снимок сделан в наипрекраснейшей и редчайшей местности Каппадокия в центральной Турции.
Фото сделано в турецком городе Эскишехир. Многие мусульмане любят молиться и просить какой-либо помощи у некоторых мусульманских гробниц (где захоронены святые люди). Просят денег, здоровья, мир в семье, и прочую благодать… Однако, по утверждениям других (наверно, более радикальных) мусульман, надо просить не у покойников, а у Аллаха… Перед надгробьями стоят вазы со сладостями, любой желающий может взять, не наглея. Также в конце отдельной статьи написано про ночлег в гробницах.
«Этнические (номинальные) мусульмане»
Итак, сей нюанс заключается в том, что «Мусульманами» записывают даже тех, кто никак не считает себя мусульманином, но просто родился в «этнической мусульманской стране» (то бишь, его предки были мусульманами или тоже считались ими). Это «этнические мусульмане» или «номинальные мусульмане».
Сей термин «этнические (номинальные)» применим к представителям любой религии/учения, например, всех калмыков и бурятов автоматически записывают как буддистов, а всех татар и башкиров как мусульман, хотя в реальности это совсем не так (особенно касается татар и башкир, поскольку я сам живу среди них в городе Уфа, и знаю насколько они «реальные мусульмане»).
Другими словами, этническими мусульманами принято называть представителей народностей, издавна исповедующих Ислам. Однако, ныне далеко не все этнические мусульмане соблюдают религию своих ближайших предков (впрочем, такой эффект имеется и у представителей других религий, например, христианства и буддизма).
А в таких странах, где ислам давно уже государева религия (например, в Турции или почти во всех Арабских странах), человеку, рождённому как «этнический мусульманин», но принявшему христианство (или ещё какую-либо философию), не разрешают официально менять свою религию… Почти во всех странах Азии (кроме тех, что исповедуют коммунизм на официальном уровне) есть удостоверение личности, где записано, к какой религии принадлежит человек.
Великая мечеть (Ulu cami) 14 века в города Бурса (очень интересном городе в западной Турции).
Множество раз «этнические мусульмане» (особенно в Турции) жаловались мне, что они не считают себя муслимами, но не могут никак поменять в документах эту информацию в графе «религия». Некоторые из таких были даже злы на такую несправедливость (зачастую это были убеждённые атеисты).
Хотя, в той же Турции нынче уже больше так называемых «этнических мусульман» (то бишь, номинальных, записанных по умолчанию в мусульмане, как рождённых в мусульманской семье), но на деле мусульманами практически не являющихся. Чем западнее в Турции, тем больше атеистов и прочих «этнических мусульман» на душу населения и тем меньше «реальных» мусульман (в той или иной степени соблюдающих каноны ислама).
Особо также хочется упомянуть мусульман в Египте и прочих арабских странах. Насколько я понял ислам для многих из них скорее традиция, нежели искренняя вера, поскольку я много раз видел там молящихся людей или задвигающих мне преимущества ислама, но при этом периодически принимающих наркотики или алкоголь. Но более подробно об этом в отдельной статье про «Ислам по-египетски».
Мечеть Султанахмет («Голубая» мечеть) — это самая большая и, пожалуй, самая красивая (в первую очередь, за счёт своего размера) мечеть в Стамбуле, который (в свою очередь) самый интересный город в Турции по набору старинных сооружений.
Волосы женщины должны быть спрятаны
Тут я просто опишу сей аспект из шариата (свода исламских законов), которого придерживаются (или должны придерживаться) «реальные» мусульмане. Волосы на женской голове должны быть скрыты от глаз мужчин, не являющихся этой даме родственниками. То есть, это во всех публичных местах, где внезапно может ступать нога незнакомого мужчины.
Однако, далеко не все женщины в странах с законами шариата следуют оным предписаниям. Например, Иран (где официально действует закон шариата). По моим наблюдениям (из моего иранского вояжа в течение трёх зимних месяцев 2012-13 годов), в Иранских городах большинство девушек и молодых женщин не покрывает все волосы на голове. Надеваемый ими платок на голову скорее напоминает модный аксессуар одежды, чем хиджаб ( слово «Хиджаб» в «западном мире» понимают как мусульманский женский головной убор/платок).
Снимок сделан в городе Исфахан (самом красивом и туристическом городе Ирана). Эта девушка не только хорошо исполняет роль мастера-жестянщика, но и является ярким примером (или даже прекрасным — в обоих смыслах этого слова), когда девушки в Иране далеко не всегда полностью покрывают волосы на своей голове в публичном месте.
Скорее всего, если бы не шариатские законы, то все эти иранские модницы вообще щеголяли бы без платков и чуть ли не в мини-юбках… Правда, если эти дамы учатся в каком-либо учебном заведении или работают в каком-то государевом офисе, то там модницы одеваются по шариату, включая хиджаб. А выходя из оных учреждений, могут запросто переодеваться в свои модные одеяния.
Помню случай в городе Бандар Аббас (на юге Ирана). Был я там в гостях. Хозяйка со мной разговаривала без всякого головного убора (при этом её муж был с нами), однако, когда пришёл некий мужчина (ему надо было что-то обсудить с хозяевами квартиры), сразу одела хиджаб (видимо, боится рисков, связанных с «полицией нравов», следящей за соблюдением исламских норм). То есть, со мной она не стеснялась быть с непокрытой головой, а с местным иранцем пожелала не рисковать (вряд ли бы он заявил в полицию, но как говорится в известной русской пословице, бережёного Аллах бережёт).
Считается, что в турецком городе Конья (со всемирно известным музеем Мевланы и суфийскими кружениями) достаточно высок процент «реальных» мусульман. Это кадр из местного скоростного трамвая (такие бывают во всех городах Турции, где население близко к миллиону человек). Почти все головы женщин в кадре покрыты правильными платками, и лишь одна молодая не прикрыла.
Моё мнение о скромных женских одеждах
По моему опыту, практически всегда при переходе из шариатской или даже просто мусульманской страны в про-европейскую местные девушки/женщины кажутся намного красивее и сексуальнее и на них автоматически падает глаз (поскольку они ходят в более открытых нарядах, даже отсутствие платка на голове обычно уже чуть более сексуально, чем его присутствие).
Даже европейские народы (привыкшие к открытости и сексуальным видам женщин) вряд ли будут приветствовать хождение в купальниках прямо по улицам, как и занятие сексом в публичном месте. И европейский уклад жизни в целом как нечто среднее между шариатским укладом и тем вариантом, при котором разрешался бы нудистский вариант социума.
По этому, считаю не таким уж плохим вариант жизни под кодовым названием «шариат». Там в шариате ещё очень много других аспектов, но о них я сейчас не буду глаголить. Скажу лишь, что в нём много запретов (например, на принятие алкоголя)… Хотя, с другой стороны, из истории известно, что почти любые запреты не несут в себе большой пользы, поскольку всегда найдутся такие люди, которые захотят жить по-своему. По сему, считаю, что надо начинать с воспитания. И чем раньше, тем лучше.
Это на свадьбе в селе Курах в горах Южного Дагестана. Как видно, не все женщины в этом мусульманском регионе одевают что-то себе на голову, и даже если одевают, то этот платок скорее напоминает русский, нежели мусульманский… И ещё один момент. Бумажки в руках женщин — это деньги, им суют в руки мужчины. После танца деньги скидываются в общую корзину.
Почти шариат, но без запретов?
Однако, в наше время (на январь 2020 года) при очень большом уровне эгоизма у людей не только сложно приучить людей к повышенной сознательности, но даже трудно будет найти достаточное количество учителей, которые сами были бы достаточно осознанными и с небольшим уровнем эгоизма (всё-таки, думаю, что совсем без эгоизма человек не сможет существовать, поскольку ему надо потреблять/убивать другие организмы для своего роста и поддержания жизнедеятельности).
Мне кажется, что в России одним из самых сознательных народов являются чеченцы (кстати, вот статья о поимке меня силовыми структурами в Чечне в 2011 году). И едва ли не главная этому причина в том, что они очень верующие… По Корану не приветствуется выбрасывание любых продуктов, вот и поставили сей хлебо-сборник около мусорки. Собранный хлеб пойдёт на корм скотине. Ну хотя бы так.
Считаю, что одним из множества симптомов повышенной сознательности (а это также кореллирует с осознанностью) является то, как люди относятся к произведённой продукции. Например, при заходе в супермаркет всегда ли берут бесплатные полиэтиленовые мешки (чтобы положить туда покупаемые фрукты-овощи) или порой берут из своей заначки б/у мешки, которые ещё могут прослужить. Или, например, выкидывают ли какие-либо продукты, или наоборот, подбирают ли выкинутое другими.
Я сам имею большой опыт в бесплатной добыче той продукции, которую супермаркеты и продавцы на рынках уже не продают, ибо например, яблоко начало портиться (однако, если вырезать это место, то остальная часть яблока будет хорошей). И однажды у меня была опубликована статья на тему « Конфискация продукции, подлежащей массовому уничтожению», послужившая толчком к написанию ещё трёх статей на схожую тему.
И кстати, по исламским понятиям выкидывать продукты является грехом (пусть не самым главным грехом, но всё-таки), и я встречал много мусульман, согласных с этим постулатом. Однако, далеко не все из мусульман это соблюдает.
Эх, чего не сделаешь во имя Аллаха и его верного воина Али Хуссейна, являющегося для шиитов вторым по значимости человеком после пророка Мухаммеда… Именно во имя Али Хуссейна в Иране (как и в других шиитских странах и регионах) отмечаются Дни Ашура (особенно ярко это происходит в священном городе Кум, где и был сделан снимок). Но это не столько праздник, сколько поминки, ибо отмечается день его смерти во имя праведного дела (как верят сами шииты).
Также на этом сайте есть разделы Остатки Османской империи Турция, Арабские страны, Иран, Северный Кавказ и Средняя Азия, а эти регионы как раз-таки мусульманские (хотя, конечно, там представлены и другие религии).
Что значит этнический мусульманин
«Этнические» и «соблюдающие»
В последнее время часто можно услышать выражение «этнические и соблюдающие мусульмане».
К этническим относят тех, кто родился в исламской семье, носит исламское имя, знает немного о своей религии, отмечает исламские праздники, но по разным причинам не соблюдает шариатские нормы: не молится, не постится, не выплачивает закят.
Этнические мусульмане обычно говорят: «Я, конечно, мусульманин, но не молюсь». То же самое и насчёт поста, закята, одеяния и т. д. Слово «конечно» при этом произносится с таким выражением лица и с такой интонацией, что спросивший невольно чувствует себя виноватым, хотя и не понимает, в чём его вина.
Так несоблюдение предписаний Всевышнего теми, которые называют себя мусульманами, становится обыденным делом для этнических мусульман.
Безусловно, мы не должны забывать, что любой человек, произнёсший формулу единобожия, то есть шахаду, и признающий всем сердцем истинность этих слов, является мусульманином. Он не останется навечно в адском огне и попадёт когда-нибудь в Рай, если умрёт с таким же убеждением.
В этом, как и во всех других предписаниях нашей религии, таится огромное благо для нас, так как мы должны надеяться на милость Создателя, но одновременно должны и бояться Его гнева.
В наше время в мусульманах мало боязни наказания Всевышнего и очень много надежды на Его милость. По его словам, мы хотим, почти бездействуя, заслужить райские блага.
Действительно, милость Творца безгранична, но как можно не бояться гнева Его, когда не соблюдаешь даже обязательные предписания, такие как намаз, пост, закят? Как же беспечны и жестоки такие мусульмане по отношению к самим себе! Впереди нас – вечность, а вечность – это не год, не два, даже не тысячелетие. Вечность нескончаема. Неужели мы променяем блага в вечной жизни на временные блага мира этого?
Если спросить у этнических мусульман, почему он или она так халатно относятся к своим обязанностям в религии, они отвечают, что являются и без того хорошими людьми, что никому ничего плохого не сделали и что у них «доброе сердце», а Создатель в первую очередь оценивает именно нрав. И не знаешь, что на это ответить, так как любой довод порою может оттолкнуть их от религии ещё больше, да и надежды на милость Аллаhа лишать мы не имеем права.
Но что же должно быть причиной такого поведения этнических мусульман? У каждого она своя: отсутствие знаний о религии, лень, озлобленность на всё вокруг, да и банальное нежелание.
Мы осознаём, насколько еда, вода, воздух необходимы нашему организму для дальнейшего функционирования, но почему-то думаем, что наша душа, созданная для вечной жизни, не нуждается в пище духовной. И не понимаем, что «доброго сердца» мало для того, чтобы заслужить довольство Всевышнего.
Как же можно не бояться гнева Творца, надеясь лишь на Его милость, если безответственно относишься к опоре Ислама – молитве, лишь утверждая, что у тебя «доброе сердце»?
«Этнические мусульмане»
Обозначение «этнические мусульмане» подчеркивает культурную и социальную значимость исламской традиции в этническом самоописании группы или индивидуума, но предостерегает 01 априорного предписывания исламской религиозности абсолютно всем представителям народностей неправославной традиции При сохраняющейся мусульманской идентификации, в этой категории зачастую адаптируются конвенциональные образцы передачи и воспроизведения ислама, отличающиеся синкретизмом, раз личением и разделением секулярных и сакральных пространств и событий. Именно это позволяет исследователям обозначать их как конвенциональных, культурных, социологических мусульман Сказанное А. Халидом28 в адрес ислама в Средней Азии, который он определяет как «секулярный ислам», в еще большей степени релевантно для ислама в Центральной части России.
Конвенциональные модели поддержания приверженности исламской традиции среди татар предполагают выполнение следующих положений (или лояльное отношение к необходимости их выполнения в будущем): следование ритуалам жизненного цикла (погребальные, свадебные, имянаречение), организация (участие для старших) маджлисов29 по поводу значимых праздников или семейных событий; пожертвования мечети или «читающим людям» (дается для чтения молитв в адрес усопших, в связи с религиозным праздником, значимыми событиями или без повода); исполнение пятикратной молитвы и соблюдение поста для людей околопенси- онного возраста30.
Причем «разрешение» религии в начале 90-х, которое первоначально было воспринято с большим энтузиазмом, обернулось последствиями, к которым не все этнические мусульмане были готовы. После долгих лет локализации религиозной традиции на отдельных территориях и в узком кругу лиц, приватизации (вытеснения из общественного пространства и социального исключения) самоописание себя как татарина в постсоветском обществе стало немыслимым без самоотнесения к исламской традиции.
Выйдя за пределы частных семейных пространств, религия стала «открытой» для всех вследствие получения доступа к различным источникам религиозного знания (через распространяемую специализированную литературу, аудиокассеты, СО-диски, открытые курсы обучения основам ислама). Возникли новые пространства, такие как мечети, специализированные средства массовой информации (газеты или Интернет), в которых происходит разноплановое позиционирование новых религиозных авторитетов и обсуждаются повседневные практики мусульманской принадлежности35.
Этнический мусульманин
ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его посланнику Мухаммаду!
Если один из родителей или дедушек, бабушек и т.д. является мусульманином или примет Ислам до совершеннолетия ребенка, то и ребенок будет считаться мусульманином.
Однако для того чтобы человек считался мусульманином по происхождению, необходимо наличие следующих условий:
1. Родитель или предок ребенка должны быть людьми, исповедовавшими Ислам в момент зачатия.
2. Родственные связи между ребенком и его родителем или предком должны быть узаконены Исламом.
Ребенок, зачатый в период внебрачных отношений, не относится к родословной отца. Соответственно, если предок ребенка со стороны матери или сама мать не являются мусульманами, то и ребенок не является мусульманином.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Мусульманин, несмотря ни на что, обязан хотя бы раз в жизни произнести формулу единобожия (шахаду). А Аллах знает лучше.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (ويحكم بإسلام الصبي بجهتين أخريين لا يفرضان في لقيط) وإنما ذكر في بابه استطرادا (إحداهما الولادة فإذا كان أحد أبويه مسلما وقت العلوق) وإن علا ولو أنثى غير وارثة. وإن حدث الولد بعد موته. ولو مع وجود حي أقرب منه بشرط نسبته إليه نسبة تقتضي التوارث ولو بالرحم. (فهو مسلم) إجماعا. ، [1]
عبارة مغني المحتاج: تنبيه: قول المصنف ثم أسلم أحدهما يوهم قصره على الأبوين، وليس مرادا بل في معنى الأبوين الأجداد والجدات وإن لم يكونوا وارثين وكان الأقرب حيا. وتقدم عن ابن حزم الظاهري أن المسلم إذا زنى بكافرة يكون الولد مسلما يرده قولهم أسلم أحد أبويه، وهذا ليس كذلك، ويدخل في قول المصنف بين كافرين الأصليان والمرتدان على ترجيحه من أن ولد المرتدين مرتد كما سيأتي في كتاب الردة. أما على ترجيح الرافعي من أنه مسلم فلا يدخل ذلك (فإن بلغ ووصف) بعد بلوغه (كفرا فمرتد) في الأظهر لسبق الحكم بإسلامه فأشبه من أسلم بنفسه ثم ارتد. [2] ،
عبارة حاشية القليوبي: فرع: ذمية اتت بولد من زنا بمسلم قال الطبلاوي: إنه مسلم تبعا لابن حزم نظرا للدار، وخالف العلامة الخطيب، وشيخنا م ر قال لأنه ليس فيه واحد من أسباب الإسلام الثلاثة. [3] ،