Что надеть в большой театр на вечерний спектакль
Маленькие тонкости поведения в Большом театре: как вести себя, если вы купили билеты на один из спектаклей ведущей сцены страны и мира
Мы приходим в театр, чтобы насладится завораживающим зрелищем, неповторимой атмосферой, вдохновенной игрой актеров. Посещение театра – это всегда яркое событие в череде будничных дней. Это праздник, к которому готовятся заранее. Не будем его ничем омрачать! Нам не нужны неловкости и недоразумения.
Мы хотим ознакомить вас с рядом безусловных требований, которые предъявляет к своим гостям ведущая сцена страны и мира – ГАБТ, Государственный Академический Большой театр. Их необходимо учитывать. Они касаются не только внешнего вида и поведения.
Встречают по одежке или надо ли соблюдать строгий дресс-код
Времена, когда в театр ходили исключительно в вечерних платьях и смокингах, остались далеко позади. Ритм современной жизни внес свои коррективы в требования во все сферы, включая театральный дресс-код. Посещение спектакля очень часто происходит сразу после окончания рабочего дня. У большинства гостей театра нет возможности заехать домой, чтобы переодеться.
Сегодня демократичный подход к форме одежды зрителей в театре – это скорее правило, чем исключение. Однако границы разумного в этом вопросе все-таки переходить не следует. Обращаем ваше внимание на то, что категорически нежелательны при посещении спектаклей шорты, спортивные брюки и футболки. В респектабельном зале Большого они будут явно неуместны.
Также не стоит слишком увлекаться духами и одеколонами с резким запахом. Помните о тех, кто сидит рядом. Эти зрители могут не разделять ваши парфюмерные предпочтения и даже страдать аллергическими реаакциями.
Театр начинается с вешалки
Если вы пришли в театр в верхней одежде, обязательно сдайте ее в гардероб. Там же вам придется оставить большие сумки или рюкзаки.
Мы надеемся, что обеспечили комфорт всем нашим гостям!
В театр всей семьей: дети наше будущее
Безусловно, радость от посещения спектакля вам бы хотелось разделить с друзьями и с членами семьи, включая малышей. Чем раньше ваш ребенок начнет приобщаться к волшебному миру театра, миру прекрасного, тем выше вероятность того, что любовь к нему он сохранит на всю жизнь.
Начиная с 5 лет (но не раньше!), приводите ваших наследников на утренние представления. Обратите внимание на то, что необходимо купить маленькому зрителю билет на спектакль Большого театра.
Мы продумали комфорт посещения спектаклей для людей с ограниченными возможностями
Если среди ваших членов семьи есть люди с ограниченными возможностями, в здании Большого театра они не будут испытывать никаких неудобств. Пандусы, лифты, специально оборудованные туалеты позволят им чувствовать себя максимально комфортно.
А как же четвероногие?
Третий звонок: как вести себя в зале
Правило третьего звонка действует в любом театре неукоснительно. После того как он прозвучал, попасть в зрительный зал вам уже не удастся. Придется довольствоваться местами на верхнем ярусе. Поэтому, рассчитывая необходимое на дорогу в театр время, мы просим вас оставлять в запасе хотя бы минут 20. Уверяем вас, мы найдем, чем вас занять, если вы прибудете раньше!
Цветы любимым исполнителям
Вероятно, после спектакля вы захотите преподнести любимому артисту цветы. Так как проносить цветы в зал не разрешается по правилам ГАБТ, обратитесь к капельдинеру. Он подскажет вам, как отправить букет или корзину за кулисы, чтобы ваш дар получил любимый вами исполнитель – участник спектакля.
Видео- и фотоматериалы
Очень важная деталь: видео- и фотосъемка в Большом театре строго запрещена. Поэтому если вы не являетесь специально аккредитованным корреспондентом, имеющим соответствующие допуски, свой фотоаппарат или камеру вам придется сдать в гардероб. В противном случае капельдинер остановит вас при входе и напомнит о том, что это необходимо сделать обязательно.
Еда, питье, прочие предметы
Вам не стоит брать с собой все, что есть в вашем баре или на кухне. Мы предлагаем очень вкусные угощения в нашем буфете. Еду и напитки приносить в зал не следует. Также, не берите с собой острые и режущие предметы, даже если они являются семейной ценностью. Они могут поранить зрителей, помешать им наслаждаться спектаклем или повредить убранство зала.
Все в Большом театре под профессиональной защитой
Все зрители и артисты Большого театра находятся под надежной охраной. Их безопасность обеспечивают профессиональные сотрудники охраны. В общественных помещениях работают камеры видеонаблюдения. Действует обязательная процедура прохождения посетителями театра металлодетектора.
Правила возврата билетов
Если по какой-либо причине происходит замена одного спектакля на другой (не относится к замене исполнителей в спектакле), все наши гости могут до начала спектакля вернуть билеты в кассу или заменить их, если интересно посещение других спектаклей.
Визит в театр
Дресс-код
Во все времена поход в театр был праздничным событием. Дамы наряжались в лучшие вечерние платья, а их кавалеры надевали фраки и смокинги. В наши дни от публики, посещающей Большой театр, соблюдения строгого дресс-кода никто не требует. В бешеном темпе московской жизни посетить театр чаще всего удается только после работы, не имея возможности переодеться в выходной туалет. Именно поэтому вы можете обойтись вполне демократичной формой одежды. Однако не стоит переходить границ: в шортах мужчину в зрительный зал не пропустят, да и женщинам, на наш взгляд, логичнее примерить на себя иной наряд. Тем более что нужно быть готовым к тому, что и сейчас рядом могут оказаться люди в самых что ни на есть вечерних туалетах.
Правила поведения в театре
Не бойтесь!
Знайте, что о вашей безопасности в театре позаботятся профессионалы. Комплексное видеонаблюдение, присутствие в зале и фойе сотрудников охраны, обязательная для всех работников и зрителей театра процедура прохода через металлодетектор — лишь видимая часть специальных мер, гарантирующих безопасность нашей публики.
Ваш вклад в общую безопасность
Не берите с собой таких предметов, которые могут поранить, стеснить, неприятно поразить обоняние или эстетическое чувство других зрителей. Помните о том, что реконструкция исторического здания длилась шесть лет, и тысячи людей отдали ей массу своего труда, терпения и таланта. Никаких острых или режущих предметов — с ними вас не пропустят ни в один из зрительных залов театра.
Мы и наши дети
Мы рады видеть на наших спектаклях детей старше шести лет. При приобретении билета театр рекомендует обращать внимание на возрастные ограничения (информация указывается на афишах и билетах), установленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Мухтар останется дома
Что касается «братьев наших меньших», им посещение театра запрещено в любом возрасте. То, что при входе в наши залы вы не увидите перечеркнутое изображение собачки, означает лишь одно: мы верим в вашу природную чуткость и уважение к театру и нашим артистам.
Пальто и шляпу!
Верхнюю одежду, как и слишком большую ручную кладь, вам придется оставить в гардеробе. На Новой сцене он один — располагается в вестибюле первого этажа. В историческом здании их пять: один для посетителей партера, амфитеатра, бенуара, бельэтажа и 1 яруса (он находится в новом вестибюле на минус первом уровне), свои гардеробы на 2, 3 и 4 ярусах. И отдельный гардероб у подземного концертного зала.
Правило третьего звонка
Это очень важное правило — после третьего звонка вход в зрительный зал воспрещен. Рассчитывайте время, необходимое вам для того, чтобы добраться в театр. Иначе может получиться так, что, являясь счастливым обладателем билетов в партер, вы проведете первый акт на верхнем ярусе.
Взгляд через фотообъектив
Подобный взгляд «бросать» на сцену разрешается только специально аккредитованным фотокорреспондентам. Фото- и видеосъемка в театре категорически запрещены. Будьте готовы к тому, что капельдинер не пропустит вас в зал, если вы будете держать в руках фото- или видеокамеру.
Корзины и букеты
Цветы в зрительный зал проносить запрещается. Но вы всегда сможете порадовать любимого артиста букетом или целой корзиной цветов, если заранее отправите ее за кулисы. Как это сделать? Вам подскажет любой капельдинер на первом этаже как Новой, так и Исторической сцены.
Сдать билет
Администрация театра оставляет за собой право заменить объявленный спектакль другим. В этом случае билеты могут быть возвращены в кассы театра до начала спектакля. Замена исполнителя причиной для возврата билета служить не может.
Людям с ограниченными возможностями
Историческое здание Большого театра оборудовано таким образом, что люди с ограниченными возможностями могут чувствовать себя в нем максимально комфортно. К их услугам лифты и пандусы, которые позволяют подняться на любой уровень здания и без труда попасть в зрительный зал. На всех уровнях есть специально оборудованные туалеты.
Визит в театр
Дресс-код
Во все времена поход в театр был праздничным событием. Дамы наряжались в лучшие вечерние платья, а их кавалеры надевали фраки и смокинги. В наши дни от публики, посещающей Большой театр, соблюдения строгого дресс-кода никто не требует. В бешеном темпе московской жизни посетить театр чаще всего удается только после работы, не имея возможности переодеться в выходной туалет. Именно поэтому вы можете обойтись вполне демократичной формой одежды. Однако не стоит переходить границ: в шортах мужчину в зрительный зал не пропустят, да и женщинам, на наш взгляд, логичнее примерить на себя иной наряд. Тем более что нужно быть готовым к тому, что и сейчас рядом могут оказаться люди в самых что ни на есть вечерних туалетах.
Правила поведения в театре
Не бойтесь!
Знайте, что о вашей безопасности в театре позаботятся профессионалы. Комплексное видеонаблюдение, присутствие в зале и фойе сотрудников охраны, обязательная для всех работников и зрителей театра процедура прохода через металлодетектор — лишь видимая часть специальных мер, гарантирующих безопасность нашей публики.
Ваш вклад в общую безопасность
Не берите с собой таких предметов, которые могут поранить, стеснить, неприятно поразить обоняние или эстетическое чувство других зрителей. Помните о том, что реконструкция исторического здания длилась шесть лет, и тысячи людей отдали ей массу своего труда, терпения и таланта. Никаких острых или режущих предметов — с ними вас не пропустят ни в один из зрительных залов театра.
Мы и наши дети
Мы рады видеть на наших спектаклях детей старше шести лет. При приобретении билета театр рекомендует обращать внимание на возрастные ограничения (информация указывается на афишах и билетах), установленные в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Мухтар останется дома
Что касается «братьев наших меньших», им посещение театра запрещено в любом возрасте. То, что при входе в наши залы вы не увидите перечеркнутое изображение собачки, означает лишь одно: мы верим в вашу природную чуткость и уважение к театру и нашим артистам.
Пальто и шляпу!
Верхнюю одежду, как и слишком большую ручную кладь, вам придется оставить в гардеробе. На Новой сцене он один — располагается в вестибюле первого этажа. В историческом здании их пять: один для посетителей партера, амфитеатра, бенуара, бельэтажа и 1 яруса (он находится в новом вестибюле на минус первом уровне), свои гардеробы на 2, 3 и 4 ярусах. И отдельный гардероб у подземного концертного зала.
Правило третьего звонка
Это очень важное правило — после третьего звонка вход в зрительный зал воспрещен. Рассчитывайте время, необходимое вам для того, чтобы добраться в театр. Иначе может получиться так, что, являясь счастливым обладателем билетов в партер, вы проведете первый акт на верхнем ярусе.
Взгляд через фотообъектив
Подобный взгляд «бросать» на сцену разрешается только специально аккредитованным фотокорреспондентам. Фото- и видеосъемка в театре категорически запрещены. Будьте готовы к тому, что капельдинер не пропустит вас в зал, если вы будете держать в руках фото- или видеокамеру.
Корзины и букеты
Цветы в зрительный зал проносить запрещается. Но вы всегда сможете порадовать любимого артиста букетом или целой корзиной цветов, если заранее отправите ее за кулисы. Как это сделать? Вам подскажет любой капельдинер на первом этаже как Новой, так и Исторической сцены.
Сдать билет
Администрация театра оставляет за собой право заменить объявленный спектакль другим. В этом случае билеты могут быть возвращены в кассы театра до начала спектакля. Замена исполнителя причиной для возврата билета служить не может.
Людям с ограниченными возможностями
Историческое здание Большого театра оборудовано таким образом, что люди с ограниченными возможностями могут чувствовать себя в нем максимально комфортно. К их услугам лифты и пандусы, которые позволяют подняться на любой уровень здания и без труда попасть в зрительный зал. На всех уровнях есть специально оборудованные туалеты.
Что надеть в Большой театр в Москве: строгий или свободный дресс-код?
Счастливицы те, кто знает, что надеть в Большой театр в Москве за несколько дней, а то и недель, до долгожданного события. Это не простое заведение, это целый храм искусства, которому следует соответствовать, как внешне, так и внутренне. Хотя нынешнее время позволяет молодым людям надевать, то чего душа пожелает, давайте не превращать культурный выход в обыденность.
Создаем антураж
В быстром потоке московской жизни порой просто не хватает времени, чтобы полностью собрать свой наряд. Гораздо проще одеться в то, что под руку попало и пойти наслаждаться спектаклем. Но где же еще красоваться, как не в театре? Сейчас никто ругать не будет, если вы придете не в надлежащем виде, но это способно выставить вас, как человека, не знающего этикета. Заведения подобного типа предполагают одеяние зрителей более праздничное, чем обычно. Сейчас можно не облачаться в длинные платья в пол и навешивать на себя все ювелирные украшения, которые есть в шкатулке. Но все-таки существует несколько констант:
Можно также поэкспериментировать над имиджем и создать парный образ, например выбрав мужчине бабочку, галстук или карманный платок в тон к женскому платью.
Как одеться в Большой театр
Поход на спектакль можно прировнять к выходу в ресторан, что само собой подразумевает иметь, так сказать, парадный вид. Нужно иметь сдержанный почерк, но праздничный. Мужчинам можно не надевать смокинги, но все же лучше достать из шкафов брючные костюмы и рубашки. Так вы будете выглядеть представительней. Темно-синие брюки в сочетании со светлой нарядной сорочкой также подойдут под это событие. Но полный образ создают нюансы:
Женщин может настигнуть небольшая паника, ведь хочется выглядеть на миллион, но идти в бальном платье и на шпильках не возникает желания. Есть у всех небольшая палочка-выручалочка – классическое черное платьице. Оно никогда не потеряет актуальности, так как сочетает в себе и элегантность, и нотку сексуальности, и сдержанность, чего и нужно достичь. Здесь важна длина. Желательно, чтобы оно было до колен и ниже. Учтите, что платье или юбка, которое заканчивается на уровне пальцев вашей руки в расслабленном виде, уже считается мини.
Одежда должна отражать вашу личность и настроение. Молодым девушкам лучше выбирать светлые оттенки, которые подчеркивают юность, а более зрелым женщинам подойдут винные цвета, они не только способны стройнить, но и символизируют целеустремленность, волю и уверенность.
Красивая юбка также может стать частью вечернего туалета. Юбка-миди на завышенной талии отлично сочетается с топом с оголенными плечами. Подобрав высокую прическу и длинные серьги, вы будете выглядеть очень женственно и стильно. Блуза придаст нежности и воздушности. С выбором принта юбки длины миди нужно быть осторожной, так как она занимает визуально большую часть образа. Верным решением будет выбор именно однотонной, а разнообразить свой внешний вид с помощью эксклюзивной сумки или украшений.
Из офиса на бал
Если культурное мероприятие запланировано сразу после работы, то нужно лишь немножечко поколдовать, чтобы рабочий костюм мигом превратился в наряд на выход. Сочетание черного и белого – это классика. Только подправив макияж и изменив пару украшений, образ сразу приобретёт вечерний шарм. Например, красная помада и такой же клатч отлично поддержат черную юбку-карандаш и белую блузу.
Есть множество красивых и нарядных женских комбинезонов, которые можно надеть в праздничный день на работу, а после отправиться на светское мероприятие. Брючные костюмы точно так же вламываются в гардеробы многих модниц с невероятной скоростью. Главное подобрать универсальный базовый цвет, который будет хорошо смотреться везде. Это могут быть и приглушенные цвета синего, зеленого, бордового, и легкие пастельные оттенки неба или морского песка.
Дайте себе еще одну возможность быть красивыми, пусть не на сцене, но в зрительном зале блистать под светом прожекторов. В этот вечер будьте королевой для своего короля. Будьте неотразимой для себя, не на пикнике всё же!
Москвич
«Мы сегодня не можем не пустить кого-то в зал, как 40 лет назад» — начальник отдела перспективного планирования Большого театра Ирина Черномурова
Как за последние 20 лет поменялся дресс-код посетителей Большого театра и что нравится в классических постановках мужчинам в районе 50? На эти и другие вопросы о Большом отвечает начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов театра Ирина Черномурова.
Во времена моей юности поход в театр был большим событием, и похожий настрой у нашей публики сохраняется и сейчас. Относительно дресс-кода все стало гораздо демократичнее, спокойнее, но зрители — и это видно невооруженным глазом — все равно приходят в театр с ощущением, что это особенное место и выглядеть там надо по-особенному.
Такое отношение у нас где-то на генетическом уровне, оно осталось еще с советских времен, когда соблюдались некие негласные правила. Зимой переобувались в вечерние туфли, а летом обязательно надевали чулки, без них могли не пустить: обнажать пальцы ног в открытой обуви было не принято, как и на посольских приемах.
Конечно, поход в Большой театр в какой-то степени был связан с демонстрацией благосостояния: те, кто имел возможность, «выводили в свет» драгоценности и вечерние платья. Остальные шили. Я, например, закрывала дефицит тем, что обшивала себя с ног до головы — брюки, юбки, пиджаки, вечерние платья в пол. Так что залы в Большом всегда собирались торжественные.
Любопытно, что особо важных гостей мы могли и не видеть — они сидели в специальной ложе. Но об их присутствии всегда можно было догадаться по разбросанным по залу многочисленным сотрудникам спецслужб — они были в совершенно одинаковых костюмах, и это сразу бросалось в глаза.
В 1980-х правила смягчились: в Большой театр стали пропускать людей в джинсах и кроссовках, а количество вечерних платьев уменьшилось. В 1990-х публика и вовсе стала покидать концертные и театральные залы: ходить туда стало немодным. К счастью, этот период длился недолго.
Сегодня у нас огромный выбор одежды, и в театр возвращаются длинные платья, настоящие театральные сумочки, безумной красоты палантины. Для меня удивительно, что некоторые зрители продолжают переобуваться в гардеробе зимой, притом что никто от них этого не требует. С другой стороны, я их хорошо понимаю: в Большой театр ходишь не каждый день, и, надевая красивое платье, а затем переобуваясь в вечерние туфли, они настраиваются на особенный вечер, на праздник.
Не будем также забывать, что у нас один из самых элегантных залов в мире, и когда его заполняет красиво одетая публика, это всегда атмосфера праздника.
«Оперный дом — странное место… »
Время от времени я вижу очень хорошо одетых людей, которые, продемонстрировав платье, побывав в партере и буфете, быстро теряют интерес к окружающему. Дело сделано, галочка поставлена, и оставшееся время в театре становится для них испытанием: иногда тоска читается на лицах, иногда я ловлю какие-то подтверждающие это фразы. В таких случаях я всегда вспоминаю цитату Вольтера: «Оперный дом — странное место, куда собираются по определенным дням, не зная, зачем, и считая хозяина страшной занудой». Сегодня в этом плане мало что изменилось. И, да, те, для кого Большой театр своего рода обязательный к посещению модный клуб, как правило, встречаются среди посетителей партера.
Другой вопрос, что процент таких зрителей невелик, а сам партер сегодня может быть очень пестрым и разнообразным: кто-то демонстрирует платья в пол, для кого-то дресс-код укладывается в определение «чисто и опрятно». И в этом плане мы ничем не отличаемся, например, от «Гранд-опера», куда приходят и в вечерних платьях, и в более демократичной одежде.
Минуя гардероб
К счастью, гардероб в нашем театре работает практически весь сезон. «К счастью» потому, что во многих странах, например в Королевской опере в Дании, он не является чем-то обязательным. Там на спектакль спокойно приходят со своими куртками, рюкзаками и размещают их в ногах, развешивают на спинках кресел. Возможно, это проявление свободы, но лично я ощущала собственную несвободу, когда сидящие сзади люди помещали на мое кресло одежду, и она меня буквально выдавливала. Некоторые зарубежные визитеры Большого театра тоже удивляются, когда их просят оставить в гардеробе пальто и рюкзак, а перед входом в зал — бутылку воды.
Причем мы сегодня не можем не пустить кого-то в зал, как 40 или 50 лет назад. У нас нет на это юридического права. Тем более что ни один театр, в том числе наш, не указывает на билете специальный дресс-код — это вопрос личного выбора зрителей.
Но я, конечно, не говорю, что пренебрегать дресс-кодом и гардеробом какая-то общеевропейская привычка. В Берлинской государственной опере, «Ковент-Гардене» или парижской «Гранд-опера» в целом всегда собираются красивые залы.
Седые головы в партере
Чем отличаются московские залы, в том числе партер Большого театра, так это более пестрым возрастным составом. Здесь у вас не возникает ощущения, что в театр ходят только представители старшего поколения. Если сравнивать с многими западными театрами, кроме, наверное, Берлинской и парижских опер, в среднем залы в Большом значительно моложе. Например, в оперном театре в Цюрихе практически весь партер сплошь седые головы. Да, там много достойно одетых людей в вечерних туалетах и бриллиантах, но в основном это представители поколения за 60. Очень пожилая публика и в «Ковент-Гардене», и в «Ла Скала». И это одна из серьезных проблем в Европе: аудитория оперных домов, к сожалению, стареет. То же происходит в «Метрополитен-опера».
Многие западные коллеги часто спрашивают, чем мы привлекаем молодежь. Я отвечаю: делаем спектакли, которые интересны всем. Но мы точно не собираемся ставить дайджесты — упрощенные варианты классических постановок для привлечения молодого зрителя. На Западе такая тенденция уже есть. Например, там стали создавать адаптированные редакции для детей, которые иногда разыгрывают в фойе театров. Я не считаю это правильным: мы должны приучать детей и молодежь к оригиналам. Да, «Лебединое озеро» идет три часа, в нем много музыки и танцев, и все это весьма отличается от компьютерных игр, но его укороченный вариант — это точно не выход. Недавно мы поставили большой спектакль для семейного посещения — «Сказку о царе Салтане». Специально, чтобы родители могли привести детей, показать им, на какие чудеса способен театр, и заодно познакомить их с замечательной музыкой Римского-Корсакова. Это как с литературой: уж если перед тобой лежит толстая книжка, ее надо прочитать от начала и до конца.
Билет на балет
На наших общеевропейских собраниях мы с коллегами часто обсуждаем ценовую политику: оперное искусство всегда было и остается дорогим. Например, заплатив 180 фунтов за билет в «Ковент-Гарден», вы будете сидеть где-то на уровне люстры, а за премьерный спектакль можно отдать и 500 фунтов. Правда, «Ковент-Гарден» совсем особый случай: в Англии нет большого государственного патроната, как в других европейских странах (государство покрывает всего 30% затрат), и его дирекция вынуждена компенсировать реальные расходы на постановки, устанавливая высокие цены.
Мы в Большом всегда стремимся соотносить цены с возможностями московского зрителя. Например, стоимость билетов на Новую сцену на порядок ниже, чем на Историческую, и не потому, что продукт там хуже: просто хотим, чтобы к нам чаще ходили. Да, есть устоявшееся мнение, что высокая цена создает театру особый имидж. И в стоимость билетов на Историческую сцену мы действительно закладываем то, что часть публики приходит на люстру и занавес, на особую атмосферу и большие известные балеты. Но, поверьте, это влияет на цену не до такой степени. Билеты в Большой театр доступнее, чем во многие оперные дома Европы. И у нас много посетителей, которые ходят к нам годами, пусть не так часто, но регулярно.
Понимая, что цены на билеты остаются достаточно высокими для большинства молодых, мы придумали специальную программу: на несколько спектаклей в сезоне, в том числе на новые постановки, мы продаем билеты только лицам до 25 лет — по паспортам. И в эти дни у нас набираются очень красивые залы. Наверное, срабатывает все тот же унаследованный с генами код: поход в театр — особое событие.
«Бабуленьки» и мужчины в районе 50
Многие родители начинают приводить детей на оперу и балет в очень раннем возрасте. С одной стороны, это замечательно: они стремятся дать им все, в том числе показать лучшие классические постановки. С другой — иногда нам приходится отбиваться и объяснять, что, например, четырехлетнего ребенка рановато вести на «Лебединое озеро». Введенное сейчас ограничение связано не с тем, что на сцене будут показывать нечто неприличное, а в первую очередь с особенностями детской психологии. Сможет ли ребенок высидеть несколько часов, воспринять драматургию спектакля? Ведь, создав неправильное первое впечатление, можно получить обратный эффект и надолго отвадить ребенка от театра.
Также у нас по-прежнему активна женская часть зрителей. Есть, например, категория, которую мы любя называем «бабуленьки». Да, они забираются на третий-четвертый ярус, да, им, скорее всего, приходится выкраивать деньги на билеты, но они ходят регулярно, всегда очень достойно выглядят и стараются не пропускать ни одной премьеры.
Интересный факт выявило недавнее социологическое исследование: оказалось, что большой сегмент зрителей на оперных спектаклях — успешные мужчины в районе 50. Причем они приходят без спутниц: одни или в мужской компании. Мы думали, с чем это может быть связано: возможно, им не хватает в повседневной жизни ярких эмоций.
Каждый год 31 декабря
Любой «Щелкунчик» в Большом — безумно красивая история: это потрясающе одетые малыши, элегантные родители, платья в пол, костюмы, драгоценности. И так было даже в 1990-х, когда мы наблюдали отток публики. Для части москвичей «Щелкунчик» — определенный ритуал, свои отношения со сказкой Гофмана, музыкой Чайковского, Новым годом. Есть известная шутка, что кто-то 31 декабря ходит в баню, а кто-то всеми силами стремится попасть на «Щелкунчика». За любые деньги, хотя бы на приставной стульчик. Если не в Большой, то в Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко…
В Большом театре нет такого грандиозного открытия сезона, как, например, в «Метрополитен-опера» — с красной дорожкой и торжественным ужином. Зато есть «Щелкунчик», на который ходили и будут ходить. Причем не только в Москве, но в любом другом городе: потому что другого такого спектакля — волшебного и сказочного — у нас просто нет.