Что относится к методическим разработкам педагога
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Что такое методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка — это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии о бучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.
Виды методических разработок
Методическая разработка может представлять собой:
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
Требования, предъявляемые к методической разработке:
Структура методической разработки
Общая структура:
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Методическая разработка темы программы
Основная часть может состоять из следующих разделов:
В характеристике темы указываются:
При планировании учебной темы необходимо:
В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.
Структура методической разработки урока теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:
Рекомендуемый план урока:
Рекомендуемая технологическая карта урока:
Дидактическая структура урока | Методическая подструктура урока | Признаки решения дидактических задач | ||||
Методы обучения | Форма деятельности | Методические приемы и их содержание | Средства обучения | Способы организации деятельности |
Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.
Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):
Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.) :
Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:
Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:
Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):
Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):
Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Ситнова Ольга Евгеньевна
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка – это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме занятия, теме учебной программы, курса в целом.
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование педагога.
Методическая разработка может представлять собой:
· Разработку конкретного занятия
· Разработку серии занятий
· Разработку темы программы
· Разработку частной (авторской) методики преподаваемого предмета
· Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания
· Разработки, связанные с изменениями материально-технических условий преподавания предмета
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию,необходимо:
1. Тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
2. Определить цель методической разработки.
3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
4. Составить план и определить структуру методической разработки.
5. Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например,цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ
1. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения
3. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
9. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки-задания, образцы УПД, планы занятий, карточки-схемы, тесты, задания и т. д.)
6. Список использованных источников.
В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.
Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.
Структура методической разработки занятия
В основной части методической разработкизанятия можно выделить следующие разделы:
Обоснование выбора темы занятия
Методические рекомендации по проведению занятия
План занятия (с технологической картой)
Дидактический материал к занятию (в виде приложений)
Список литературы (источников) для учащихся
Список литературы для педагога
Рекомендуемый план занятия
Тип занятия определяется целью организации занятия, т. е.целью его проведения:
Занятие изучения нового учебного материала
Занятие совершенствование знаний, умений, навыков
Занятие обобщения и систематизации знаний
Занятие контроля знаний, умений и навыков
Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся,которая доминирует на занятии:
Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени)
5. Цель методическая.
Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т. д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.
6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).
Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков, воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т. д.).
7. Межпредметные и внутрипредметные связи.
8. Материально-техническое обеспечение занятия.
Рекомендуемая технологическая карта занятия
Дидактическая структура занятия
Методическая подструктура занятия
Признаки решения дидактических задач
Методы
Методические
Способы организации деятельности
Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:
1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.
2. Формирование новых понятий и способов действий.
3. Применение понятий и способов действий.
4. Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы (по Лернеру И. Я.)
3.Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.
Форма деятельности зависит от применения метода и методических приемов.Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.
Методы и методические приемы обучения
Метод (от др. –греч. – путь) – систематизированная совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.
Многообразие методов:
Более подробно с описанием данных методов можно ознакомиться в Материале из Википедии – свободной энциклопедии http:// ru/Wikipedia.org/wiki/ Метод
Часть методов предлагаемобсудить с коллегами:
· Метод демонстрации (наблюдения). Осуществление этого метода достигается путем показа (демонстрации) действия.
· Словесный метод заключается в сообщении учащимся о том, как выполняется действие, решается задача.
· Метод подводящих (специальных) упражнений выражается в использовании уже известных правил.
· Метод изучения по элементам (метод «вычленения»). Этим методом осуществляется разучивание действий по составляющим его элементам.
· Целостный метод представляет собой изучение 9совершенствование) действия в целом, без расчленения его на отдельные элементы. В процессе обучения он используется при освоении простых приемов.
· Метод акцентирования внимания заключается в том, что предлагается обратить особое внимание на выполнение какого-либо из элементов решения поставленной задачи.
· Метод дифференцирования. Сущность метода состоит в том, что упражняющийся должен своевременно среагировать соответствующим действием только на строго определенные ситуации, воспроизводимые педагогом (обучающимся, пропуская без внимания остальные.
· Контрольный метод.
· Соревновательный метод характеризуется выполнением действий в обстановке соперничества.
· Метод анализа предполагает теоретический и практический разбор изучаемого (совершенствуемого).
· Методический прием – дополнительный ориентир предполагает использование дополнительных слуховых, зрительных и кожно-мышечных раздражителей.
· Методы организации взаимодействия обучающихся и накопления социального опыта, предполагает организацию совместной деятельности обучающихся.
· Методы развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся.
Методы обучения – способы совместной деятельности педагога и обучающихся, направленные на решение задач обучения.
Прием – это составная часть или отдельная сторона метода.
Например, в методеорганизации работы обучающихся с учебником и книгой выделяют следующие приемы: конспектирование, составление плана конспекта, постановка тезисов, цитирование, рецензирование, написание словаря пройденной темы.
Метод и прием могут меняться местами.
Классификация методов обучения
Поскольку ученые-дидакты не пришли к единому пониманию и толкованию сути понятия «метод обучения», то не прекращаются дискуссии вокруг подхода к проблеме классификации этих методов и самой классификации.
Е. И. Перовский и Д. О. Лордкипанидзе предложили классификацию методов обучения по источникам получения знаний. Они выделяют три группы методов:
М. А. Данилов и Б. П. Есипов представляютклассификацию по дидактическим целям:
· методы приобретения новых знаний
· методы формирования умений и навыков и применения знаний на практике
· методы проверки и оценки знаний, умений, навыков
Организационная классификация Ю. К.Бабанского:
· методы организации учебно-познавательной деятельности
· методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
· методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию методов обучения по уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (или по характеру познавательной активности учащихся):
· объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие)
· проблемное изложение материала
Кроме этого, выделяют методы обучения:
·по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный
·по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный (умозаключение от частного к общему, дедуктивный (от общего к частному, традуктивный (логическое умозаключение, в котором посылки и заключения являются суждениями одинаковой общности).
Средства обучения – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
· печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы. Раздаточный материал и т. д.)
· электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультумедиа – мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.)
· аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD, BluRay, HDDVD и т. п.)
· наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
· демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
· учебные приборы (компас, барометр, колбы и т. д.)
· тренажеры и спортивное оборудование (автотренажеры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.)
· учебная техника (автомобили, тракторы и т. д.)
Наглядные пособия обычно классифицируются на три группы:
· объемные пособия (модели, коллекция, приборы, аппараты и т. п.)
· печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники и т. п.)
· проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т. п.)
Способы организации деятельности педагога и учащихся (по Молчан Л. Л.)
Источник: Гирба Е. Ю., Светолобова С. Б., Полковникова О. С., Хохлова Ю. Г. «Презентация профессионального мастерства как средство повышения квалификации учителя», учебно-методическое пособие, УЦ «Перспектива», г. Москва, 2013г.
Требования, предъявляемые к игрушкам Основное требование к игрушкам определила Н. К. Крупская в статье Об игрушках для дошколят:игрушка.
Требования, предъявляемые к играм и игрушкам для детей раннего и младшего дошкольного возраста Требования, предъявляемые к играм и игрушкам: Игры и игрушки не должны: 1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия. 2. Вызывать проявление.
Методическая разработка Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Д/с №11о. в» г. Магнитогорска Конкурс «Лучшая методическая разработка» Методическая.
Методическая разработка «Сказкотерапия» Данная работа предназначена для педагогов, специализирующихся в сфере дошкольного образования, как для малышей, так и для дошкольников.
Методическая разработка занимательных игр по математике Сборник представляет собой доступную и эффективную систему занятий по математике с ребёнком от рождения до школы. В совместных играх дети.
Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Семинар-практикум «Требования предъявляемые к оформлению и презентации проектной деятельности аудитории» Проектная деятельность является.
Методическая разработка «Казачество в ДОУ» Сообщение на районный семинар музыкальных руководителей Тема: филиал Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней.
Методическая разработка и требования, предъявляемые к ней
Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой.
Методическая разработка может представлять собой:
-разработку конкретного занятия;
-разработку серии занятий;
-разработку темы программы;
-описание новых форм, методов или средств обучения и воспитания (словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, средства информационно-коммуникационных технологий и др.);
-сборник практических заданий и упражнений, способствующих достижению современных целей образования;
-пакет (комплект) диагностических материалов и инструкцию по их использованию.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо: тщательно подойти к выбору темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.
Определить цель методической разработки.
Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.
Составить план и определить структуру методической разработки.
Определить направления предстоящей работы.
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей:
-определение форм и методов изучения содержания темы;
-раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы;
-описание видов деятельности воспитателя и воспитанников;
-описание методики использования современных технических и информационных средств обучения;
-использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.
Требования, предъявляемые к методической разработке:
1.Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
2.Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
3.Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
4.Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
5.Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.
6.Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
7.Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
8.Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.
9.Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».
10.Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, тесты, поуровневые задания и т.д.).
Структура методической разработки
Общие требования к оформлению и содержанию
Название методической разработки
Максимально информативная часть текста, словесная формулировка, отражающая тематику методической разработки.
По своему характеру название методической разработки должно раскрывать основной результат, полученный педагогом в образовательной деятельности и педагогические средства (методические средства, приемы, формы…), используемые в разработке.
Во введении целесообразно отразить следующие аспекты:
Актуальность данной работы.
Для обоснования актуальности заявленной темы, во введении необходимо ответить на вопросы: почему Вы выбрали эту тему и каково ее место в содержании образования, что является положительным в Вашем педагогическом опыте, какие возникают трудности (проблемы, противоречия) в Вашей деятельности или в учебной деятельности детей. Ответы на данные вопросы позволят подчеркнуть практическую значимость Вашего педагогического опыта, творческих находок.
Цели и задачи методической разработки.
Цель методической разработки – основной результат, который должен быть достигнут в образовательном процессе: новые состояния, являющиеся результатом преодоления противоречия, т.е. того, что отражено в проблеме.
Задачи описания методической разработки инновационного опыта конкретизируют цель: это те вопросы, которые необходимо решить при ее достижении.
Основная идея педагогической деятельности.
На основе самоанализа своей профессиональной деятельности опишите основную педагогическую идею методической разработки инновационного опыта, ее составные части (это могут быть уже адаптированные или новые идеи и технологии передового педагогического опыта, отвечающие Вашей профессиональной позиции). В краткой форме представьте основные теоретические положения, которые лежат в основе Вашей системы работы.
Новизна методической разработки инновационного опыта педагога.
Под новизной понимается отличие полученных (ожидаемых) результатов, рассматриваемых в методической разработке инновационного опыта, от имеющихся и отраженных в научной литературе.
Различают три степени новизны:
1.Методическая разработка уточняет и конкретизирует какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.
2.Методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в какие-либо теоретические положения или практические рекомендации.
3.Методическая разработка отражает принципиально новые идеи, концепции, подходы, рекомендации и отличается наиболее высокой степенью новизны.
Основная часть может состоять из двух и более разделов.
В первом разделе более подробно, чем во введении описывается основная идея инновационного педагогического опыта. Дается более глубокое психолого-педагогическое обоснование со ссылкой на ученых-разработчиков концепций, теорий, технологий.
На основании поставленных задач во введении раскрывается содержание своей педагогической деятельности, показываются технологии педагогической деятельности по реализации своей педагогической идеи.
Кроме того, рекомендуется представить описание:
-современных приемов и методов образования;
-организации творческой деятельности воспитанников;
-педагогических идей и инициатив;
-новых методик и технологий обучения;
-результативных современных приемов и методов использования информационных технологий.
В конце каждого раздела основной части необходимо сформулировать выводы и обобщения о том, что при реализации опыта позволило получить более высокие результаты.
Пример оформления методической разработки
Название методической разработки (на титульном листе).