Что значит этикетный диалог

Словари

Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль)

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.

Так, Н.Д. Арутюнова и Н.И. Формановская выделили:

диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);

побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,

команды, приказ, требования);

ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие,

язык внешнего вида учителя

Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

Да (у меня есть часы).

Без пяти минут двенадцать.

Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:

выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения);

учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического

единства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов).

В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.

Источник

Значение «этикетный диалог»

Что означает «этикетный диалог»

Педагогическое речеведение. Словарь-Справочник

Этикетный диалог

представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например:

Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль)

Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция.

По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп.

Так, Н.Д. Арутюнова и Н.И. Формановская выделили:

диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, поздравление);

побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,

команды, приказ, требования);

ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие,

язык внешнего вида учителя

Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте.

Да (у меня есть часы).

Без пяти минут двенадцать.

Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба.

Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как:

выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения);

учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогического

единства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов).

В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.

Лит.: Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1985; Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему» — реплики в русском языке // ФН. — 1970. — № 3; Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1976; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1984.

Смотрите также:

Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»

Морфологический разбор «этикетный диалог»

Фонетический разбор «этикетный диалог»

Значение «этикетный диалог»

Карточка «этикетный диалог»

Словари русского языка

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Источник

Урок развития речи по теме «Этикетные диалоги» (5-й класс)

Класс: 5

Цели:

Задачи:

Наглядные пособия и опоры:

Ход урока

Вступительное слово учителя (диалог с учениками)

– Доброе утро, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение. Я права?

– Я очень рада видеть вас. Надеюсь, юные друзья, что наша встреча будет интересной и полезной. А вы что думаете об этом?

Работа по новой теме

Учитель:

– С чего мы начали урок?

С помощью наводящих вопросов, которые зависят от ответов учеников, от речевой ситуации, педагог получает желаемый ответ: УРОК НАЧАЛСЯ С ДИАЛОГА.

Речь сегодня пойдет о диалоге, рассуждая об этикете, мы будем учиться различать этикетные и не этикетные диалоги, а затем составлять этикетные диалоги.

Надеюсь, что в конце нашего урока вы сможете ответить на проблемный вопрос: помогают ли этикетные диалоги в общении между людьми?

За работу на уроке ученики будут получать жетоны (красный – «5», зеленый – «4», синий – «3»).

Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

Беседа учителя о понятии «этикет» по вопросам:

– Где вы встречались со словом «этикет»?

– Что называется этикетом?

– Должны ли мы соблюдать этикет?

Выясняется происхождение слова «этикет» и уточняется его значение, для этого открывается запись на доске

Этикет (французское etiguette – ярлык, этикетка) – правила поведения в обществе, манеры, одежда, формы обращения и приветствий.

Учитель:

– Итак, этикет определяет все наше поведение. Это не только те правила, которыми мы следуем за столом или в гостях, но и умение правильно общаться, значит правильно вести диалог.

Беседа по вопросам:

– Что же такое диалог?

– Чем отличается диалог от монолога?

– Как правильно оформить диалог на письме?

– Из чего он состоит?

– Сколько реплик может быть в диалоге?

– Всегда ли реплика сопровождается словами автора?

Затем предлагается работа с деформированной схемой диалога (запись схемы на доске).

Задание. Расставить недостающие знаки препинания, обосновать свой выбор.

Ученик, выполняющий задание у доски, объясняет постановку знаков препинания.

Учитель:

– С чего чаще всего начинается любой диалог? С этого и я начала разговор с вами.

На доске расположены карточки с этикетными и не этикетными приветствиями.

Здра_ствуйте зд_рово добрый веч_р

пр_вет добр_е утро наше вам с кист_чкой

рад вас пр_ветствовать пр_ветик

Задания.

Учащиеся записывают эти слова в тетрадях, вставляя пропущенные буквы.

Несколько учеников по очереди работают со словами у доски.

Учитель задает вопрос:

– Какое самое распространенное приветствие? (ЗДРАВСТВУЙТЕ)

Послушайте, что об этом говорит Владимир Алексеевич Солоухин в своем стихотворении, которое так и называется «Здравствуйте».

Заранее подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения В.А. Солоухина «Здравствуйте»

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Учитель:

– Вы изучаете английский язык и знаете, как звучит это приветствие на английском языке (Hello!). 21 ноября исполняется 35-ая годовщина «Хэлло Дэй». В этот день люди во всем мире, желающие отметить этот праздник, говорят приветливое «здравствуйте» десяти незнакомым людям. Почему же это слово получило такое уважение? Вот что думает об этом В. А. Солоухин.

Учитель продолжает чтение стихотворения «Здравствуйте»

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Учитель:

– Если вы захотите поговорить с другом, как сможете привлечь его внимание?

– Вы помните, с какими словами я обратилась к вам в начале урока?

(РЕБЯТА, ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ!)

– Нужно ли при обращении использовать этикетные слова?

Педагог предлагает прослушать диалог двух одноклассников – Вольки и Гоги – из книги Л.Лагина «Старик Хоттабыч» и определить, является ли диалог этикетным, обратить внимание на обращения. Заранее подготовленные ученики читают диалог на фоне плаката с изображением Хоттабыча.

… Только Волька оказался во дворе своего нового дома, как его окликнул до противности знакомый голос:

– Эй, псих! Что это за старикашка, с которым ты сегодня уходил из школы?

– Не старикашка, а старик. Это папин знакомый … из Ташкента.

– А вот ке-э-эк пойду к твоему папке да ке-э – эк расскажу про твои художества на экзамене!

– Ох, давно ты у меня, Пилюлюшка, леща не зарабатывал! Да я тебя, ябеду проклятую, сейчас в порошок изотру!

– Э-э! Это ты брось! Скажи, пожалуйста, уже и пошутить нельзя!

Самый настоящий псих!

Дети высказывают свои мнения.

Учитель предлагает группе учащихся (№ 1) исправить этот диалог на этикетный.

Остальных учащихся класса делит на две группы, давая каждой группе индивидуальное задание.

Задание для 2 группы. Выберите фразы, соответствующие правилам поведения во время беседы.

Задание для 3 группы. Выберите из предложенных фраз те, которые не соответствуют правилам поведения во время беседы.

Каждая фраза на отдельной карточке:

Дети работают в группах.

Проверка выполненных заданий в группах.

Группа № 1 зачитывает исправленный, т.е. этикетный, диалог.

Группа № 2 озвучивает правила поведения, соответствующие этикету.

Группа № 3 называет фразы, которые они посчитали не соответствующими этикету.

Минутка отдыха

Учащимся предлагается встать и выйти из-за парт.

Услышав фразу, соответствующую этикету, ребята должны хлопнуть в ладоши.

Если выражение не соответствует этикету – потопать ногами.

Учитель произносит фразы:

– будьте любезны, – добрый вечер,

– благодарю вас, – отстань от меня,

– эй, иди сюда, – надоело мне тебя слушать,

– уйди с дороги, – извини меня,

– пожалуйста, – прошу прощения.

Учитель.

– Сейчас очень распространенными стали диалоги по телефону. Нужно ли соблюдать этикет во время телефонного разговора? (Ответы учеников).

Во время разговора следует поздороваться, представиться и не забывать о «вежливых» словах.

Сегодня мы вспоминали разные правила поведения в обществе (этикет). Послушайте стихотворение «Пожалуйста, потише» из передачи «Радионяня» и скажите, какое еще правило необходимо соблюдать во время телефонного разговора, если вас окружают посторонние люди?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

– В музее, кинотеатре и трамвае
О том, о сем друг другу говорим,
Но часто одного не замечаем,
Что, как в лесу дремучем, мы кричим.
О том, что мы вчера ходили в гости,
Что папа подарил велосипед,
У дедушки к дождю разнылись кости,
А между прочим, дождика все нет.
– Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише! Тсс! Тсс!
– В какое бы общественное место
Судьба сегодня вас не привела,-
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.

После прослушивания ученики формулируют еще одно правило поведения при разговоре.

Учитель делает вывод:

– Нельзя забывать о том, что рядом с нами находятся люди, которым совсем не интересно слушать про наши личные дела.

Ролевая игра «Этикет».

Заключительная часть урока

Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемному вопросу, и ответить на него.

Объяснение домашнего задания.

Упражнение № 239. Опишите изображенное на рисунке. Дайте детям имена. Включите в ваше описание диалог, употребляя вежливую форму обращения.

Выставление оценок с учетом полученных жетонов (красный – 5, зеленый – 4, синий – 3).

Источник

Урок риторики «Этикетные диалоги»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учебник «Риторика», авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Р.И. Никольская, Г.И. Сорокина.

Тема урока: «Этикетные диалоги» 4 класс

Дидактическая цель: создание условий для первичного осознания нового учебного материала, осмысливания связей отношений в объектах изучения; знакомство с этикетным диалогом, как средством выразительности устной речи;

Тип урока: усвоение и первичное закрепление новых знаний.

самоопределение (мотивация учения)

смыслообразование (ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)

знакомство с понятием «этикетный диалог»

отработка умения строить диалог

воспитывать интерес к предмету; повышать уровень культуры речевого общения детей

-формирование регулятивных универсальных учебных действий:

целеполагание (постановка учебной задачи)

планирование (составление плана и последовательности действий)

коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив)

оценка (осознание качества и уровня усвоения)

-формирование коммуникативных универсальных учебных действий:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

— формирование познавательных универсальных учебных действий:

общеучебные универсальные действия – самостоятельное выделение познавательной цели

поиск и выделение информации

Универсальные учебные действия

Организация начала урока

Долгожданный дан звонок

Ручки, книжки и тетрадки!

Подготовка к усвоению нового

На прошлом уроке мы говорили об этикетных жанрах и словах вежливости. Какие жанры вы можете назвать? (извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение)

Приведите примеры несловесных этикетных средств.

Учащиеся отвечают на вопрос, вспоминают изученный материал.

Н-р: улыбка, кивок, рукопожатие…

коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.

Самоопреде-ление к деятельности

В каких ситуациях слова вежливости можно и нужно дополнять несловесными этикетными средствами, такими, как кивок, улыбка, поклон, и т.п.

Учащиеся разыгрывают несколько подобных ситуаций.

личностные: самоопределение ; коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками ;

познавательные: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации, решение проблемы

Работа по теме урока

-Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция.

В речи говорящих этикетный диалог принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др.

Приведите свои примеры

Этикетный диалог необходимо отличать от так называемого свободного диалога.

— Без четверти четыре.

Этот диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог.

Приведите свои примеры

Встретив зайку, ёж-сосед

А его сосед ушастый

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Трясогузка с бережка

И за угощенье рыба

Чудно пел среди ветвей

И ему на всю дубраву

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Работа со словами на доске. Продолжи:

— Все эти знания необходимо учитывать при выполнении следующего задания.

Когда в ответ на этикетную реплику ты можешь использовать слова благодарности?

-Когда ответной репликой могут быть слова «пожалуйста», «не за что», «не стоит»?

-Разыграй такие этикетные диалоги.

Не забудь, что в этикетных диалогах часто употребляются обращения.

Учащиеся приводят свои примеры.

Учащиеся добавляют вежливые слова

Учащиеся выполняют задание, оценивают ответы товарищей.

Вежливый – соблюдающий правила приличия, обходительный, учтивый.

Этикет –принятый порядок поведения в обществе.

Речевой этикет- правила речевого поведения.

Учащиеся отвечают на вопросы и разыгрывают диалоги.

регулятивные: планирование, познавательные: (логические) индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации,

познавательные: (обще учебные) умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Учащиеся проговаривают слова физминутки и выполняют действия.

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Найди в тексте этикетные реплики, выраженные словесными и несловесными средствами и подчеркни их.

Определите этикетные жанры.

Учащиеся читают текст и выполняют задание;

объясняют почему выбрана та или иная реплика, определяют этикетные жанры.

Оценивают друг друга.

регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Подведение итогов урока

Проанализируйте свою работу на уроке и заполните таблицу

Учащиеся заполняют таблицу:

Я понял учебный материал

Я активно работал на уроке, давал обоснованные ответы

Я замечал ошибки и неточности в ответах одноклассников

Я дополнял ответы одноклассников

Я успешно применял полученные знания на уроке

коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

познавательные: рефлексия, личностные: смыслообразование

Информация о домашнем задании.

Учитель записывает на доске д/з. №256 стр.180

— С вами приятно было работать. Спасибо за урок!

Учащиеся записывают Д/з, задают вопросы по его выполнению (если есть).

коммуникативные: умение слушать и понимать речь других;

личностные: нравственно-этическая ориентация;

регулятивные: саморегуляция, как способность к мобилизации

Что значит этикетный диалог

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что значит этикетный диалог

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

Что значит этикетный диалог

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что значит этикетный диалог

Номер материала: ДA-046318

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что значит этикетный диалог

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что значит этикетный диалог

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что значит этикетный диалог

Во всех педвузах страны появятся технопарки

Время чтения: 1 минута

Что значит этикетный диалог

Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде

Время чтения: 2 минуты

Что значит этикетный диалог

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Что значит этикетный диалог

Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах

Время чтения: 5 минут

Что значит этикетный диалог

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ЭТИКЕТНЫЙ ДИАЛОГ

представляет из себя диалогическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («пароля») и реплики-реакции («отзыва»). Например: — Здравствуйте, Иван Степанович!(пароль) — Рад вас видеть (отзыв) — реплика-реакция. По значению этикетные диалоги можно разделить на несколько групп. Так, Н.Д. Арутюнова и Н.И. Формановская выделили: — диалоги социального контактирования (извинение, благо дарность, поздравление); — побудительные речевые акты (просьба, совет, предложения,команды, приказ, требования); — ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, разрешение. Э. д. необходимо отличать от так называемого свободного диалога. Средством различия является наличие грамматических согласований в тексте. Например: 1) У вас есть часы?Нет (у меня часов).Да (у меня есть часы). 2) У вас есть часы? Без пяти минут двенадцать. Первый диалог является примером грамматического согласования текста. Перед нами вопрос и ответ, т. е. свободный диалог. Второй диалог этикетный, так как в основе его лежит такой речевой акт, как просьба. Э. д. социален по своей природе. Он отражает социальные роли говорящих: постоянные и переменные, симметричные и асимметричные. Для составления Э. д. актуальны и такие моменты, как: — выбор уместных языковых средств (при взаимодействии партнеров общения); — учет обстановки общения и характера взаимоотношений общающихся, а также закономерности построения диалогическогоединства (имеется в виду вертикальный и горизонтальный разворот реплик диалогов). В речи говорящих Э. д. принимает характер таких жанров, как извинение, благодарность, просьба,, одобрение, похвала, совет, предложение и др. Лит.: Арутюнова Н.Д. Истоки, проблемы и категории прагматики // Новое в зарубежной лингвистике. — М., 1985; Арутюнова Н.Д. Некоторые типы диалогических реакций и «почему» — реплики в русском языке // ФН. — 1970. — № 3; Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. — М., 1976; Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989; Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1984. А. С. Киселева

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *