Что значит эпоха просвещения в истории
Просвещение
Просвещение — распространение знаний и культуры. Также под Просвещением понимается идейное течение XVIII в., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.
Эпоха Просвещения — одна из важнейших эпох в истории европейской культуры, в основе нее лежали рационализм и свободомыслие. Просвещение зародилось в Англии, но наиболее ярко проявилось во Франции. Принципы Просвещения легли в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Когда началась и закончилась эпоха Просвещения?
Считается, что Просвещение началось в 1688 г., когда в Англии свергли короля Якова II Стюарта. Завершение эпохи связывают или со смертью Вольтера и Жан-Жака Руссо (1778), или с Великой французской революцией (1789), или с началом Наполеоновских войн (1799).
Вольтер
Один из крупнейших деятелей французского Просвещения — Вольтер. Настоящее его имя — Франсуа-Мари Аруэ. Вероятно, псевдоним он придумал, изменив свою фамилию Arouet le j (eune) — Аруэ младший, по-латыни — AROVETLI. Поменяв последовательность букв, получим Voltaire. Вольтер был поэтом и прозаиком, сатириком и публицистом, историком и философом. Перепиской с ним гордились российская императрица Екатерина II, прусский король Фридрих II и Густав III Шведский.
Вольтер отличался очень острым языком. Он признавался, что не мог иронизировать только над самим собой. Однажды Вольтера спросили, в чем разница между хорошим и прекрасным. Тот ответил, что хорошее требует доказательств, а прекрасное — нет.
Судьбоносное издание
Самое знаменитое издание эпохи Просвещения — «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» в 35 томах, печатавшаяся во Франции в 1751 — 1780 гг. Главную роль в ее создании играл французский писатель Дени Дидро. Считается, что энциклопедия подготовила почву для Великой французской революции.
Эпоха Просвещения была также эпохой войн. В 1756—1763 гг. состоялась Семилетняя война, которую Черчилль позже назвал первой мировой. В ней участвовали большая часть европейских государств и индейские племена. Боевые действия велись в Европе, Азии, Америке. В результате усилились Пруссия и Великобритания, а Франция потеряла свои североамериканские колонии.
Выдающиеся авторы
Всего в энциклопедии 71 818 статей и 3129 иллюстраций. Авторами статей были Дидро, Вольтер, д’Аламбер, Руссо, Монтескьё. Наибольший вклад в создание энциклопедии внес Луи де Жокур, который в 1759—1765 гг. написал 17 266 статей. Получается, что он писал примерно по восемь статей в день.
Просвещение в России
Российское Просвещение приходится на вторую половину XVIII в. В это время открылся Московский университет, активно работала Академия наук, основанная еще в 1725 г., была создана Российская академия, издавались газеты и журналы. Прославились пьесы Д. И. Фонвизина, стихи Г. И. Державина, книги А. Н. Радищева. Ведущую роль в российском Просвещении играла императрица Екатерина II Великая (1729— 1796, правила с 1763 г.). Но большинству дворян, как и императрице, не нравилось осуждение крепостничества, время отмены которого еще не пришло.
Просвещение за океаном
Просвещение распространилось и за океаном. Деятель американского Просвещения Бенджамин Франклин был одним из лидеров борьбы за независимость, участвовал в создании Конституции США. Был он также и изобретателем, и писателем. За свои заслуги Франклин был избран почетным членом академий многих стран, в том числе и российской.
Декларация независимости
Во второй половине XVIII в. в Новой Англии зародилось сопротивление британским властям, которые вводили новые налоги без согласия колонистов. Это вылилось в открытую войну за независимость. В июле 1776 г. в городе Филадельфия была подписана Декларация независимости. Так были основаны Соединенные Штаты Америки.
Эпоха Просвещения
Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина. Интеллектуальное и философское движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
Содержание
Историческое значение
Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просветительная литература в лице Вольтера, Монтескьё, Руссо, Дидро и др. писателей. Общая их черта — господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просветители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных.
Современная европейская философская и политическая мысль, например, либерализм, во многом берет свои основания из эпохи Просвещения. Философы наших дней считают основными добродетелями Просвещения строгий геометрический порядок мышления, редукционизм и рационализм, противопоставляя их эмоциональности и иррационализму. В этом отношении либерализм обязан Просвещению своей философской базой и критическим отношением к нетерпимости и предрассудкам. Среди известных философов, придерживающихся подобных взглядов — Берлин и Хабермас.
Идеи Просвещения лежат также в основе политических свобод и демократии как базовых ценностей современного общества, а также организации государства как самоуправляемой республики, религиозной толерантности, рыночных механизмов, капитализма, научного метода. Начиная с эпохи Просвещения мыслители настаивают на своем праве искать истину, какой бы она ни была и чем бы она ни угрожала общественным устоям, не подвергаясь при этом угрозам быть наказанными «за Правду».
После Второй мировой войны вместе с рождением постмодернизма некоторые особенности современной философии и науки стали рассматриваться как недостатки: чрезмерная специализация, невнимание к традиции, непредсказуемость и опасность непредвиденных последствий, а также нереалистическая оценка и романтизация деятелей Просвещения. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно даже считают, что Просвещение косвенно породило тоталитаризм.
Периодизация по Г. Мэю
Во взглядах мыслителей этой эпохи много противоречий. Американский историк Генри Мэй (Henry F. May) выделял в развитии философии этого периода четыре фазы, каждая из которых в какой-то степени отрицала предыдущую.
Первой была фаза умеренного или рационального Просвещения, она ассоциировалась с влиянием Ньютона и Локка. Для неё характерен религиозный компромисс и восприятие Вселенной как упорядоченной и уравновешенной структуры. Эта фаза Просвещения является естественным продолжением гуманизма XIV—XV веков как чисто светского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха Просвещения отделена от эпохи гуманизма периодом религиозной реформации и католической реакции, когда в жизни Западной Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. Просвещение является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. Подобно гуманизму и протестантизму, Просвещение в разных странах получало местный и национальный характер. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи Просвещения наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII веков, когда получил своё развитие деизм, бывший в известной степени завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой «естественной религии», которую проповедовали просветители XVIII в. Существовало восприятие Бога как Великого Архитектора, почившего от своих трудов в седьмой день. Людям он даровал две книги — Библию и книгу природы. Таким образом, наряду с кастой священников выдвигается каста учёных.
Параллелизм духовной и светской культуры во Франции постепенно привел к дискредитации первой за ханжество и фанатизм. Эту фазу Просвещения называют скептической и связывают с именами Вольтера, Гольбаха и Юма. Для них единственным источником нашего познания является непредубежденный разум. В связи с этим термином стоят другие, каковы: просветители, просветительная литература, просвещённый (или просветительный) абсолютизм. Как синоним этой фазы Просвещения употребляется выражение «философия XVIII века».
Что значит эпоха просвещения в истории
«Имей мужество пользоваться собственным разумом — таков девиз Просвещения!» — писал немецкий философ Иммануил Кант.
«Республика философов»
В XVIII в. впервые за последнее тысячелетие образованные люди были столь единодушно согласны в том, что все беды от невежества, а знание — это благо. Это убеждение высказывалось постоянно, независимо от национальности и языка авторов, и подкреплялось одним и тем же сравнением: поток солнечного света торжествующе пробивается через чёрные тучи и рассеивает их. Свет символизировал добро, знание, разум, а тьма — зло и невежество.
Отсюда и возникло понятие Просвещение, обозначавшее особую культурную эпоху, проходившую под знаком свободы и всевластия разума. Появляется искренняя убеждённость в том, что человеческий разум может познать любые секреты вселенной, что это ключ, который отопрёт замок природы, стоит только правильно его применить. Веком Просвещения обычно считается период конца XVII — конца XVIII в. (до Французской революции).
В годы научной революции учёные стали выяснять, по каким законам живёт природа. И уже тогда возникла мысль о том, что если человек — это часть природы, а общество — творение человека, то и они подчиняются чётким законам, которые остаётся только выявить. Причём если природа живёт по своим законам, того не осознавая, то человек обладает свободой воли и, не зная этих законов, нарушает их. Этим и объясняли то, что и природе царит гармония, которой нет в обществе, где свирепствуют голод и войны, где приходится сталкиваться со злом, невежеством, нищетой.
Одной из главных задач деятелей века Просвещения становится именно изучение общества, а целью — понять, какие загоны им управляют. Только поняв эти законы, можно будет просветить людей, как они должны жить, чтобы в мире царили гармония и счастье. Просветить государей, показать им, как они должны управлять своими подданными. Просветить, образовать народ, поскольку чем более народ просвещён, тем более он независим от чужих суждений, тем лучше он понимает и собственное благо, и то, как устроено общество.
Просвещение — это не только созидание, но и борьба — с невежеством, с предрассудками, с тиранами, забывшими истинные истоки своей власти. Необходимо всё подвергнуть критике разума: общество, государство, мораль, церковь, религию. Произведения, содержавшие такую критику, вне зависимости от их жанра в то время называли философскими, а их авторов — философами, сегодня мы чаще называем их просветителями.
И XVIII в. философские произведения выходят повсеместно, от Испании до Швеции, от Англии до России. Их авторы осознают свою общность; большинство из них вне зависимости от религии и национальности ощущают себя гражданами единой литературной республики. Общепризнанным языком этой республики был французский, заменивший средневековую латынь. Просветители переписывались и встречались друг с другом, воли совместную издательскую работу. Одним из её результатов стала знаменитая «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751–1772), выходившая под редакцией французского философа Дени Дидро и математика Жана Д’Аламбера. В ней десятки авторов попытались обобщить имеющиеся знания и одновременно многое подвергнуть критике с позиций разума.
XVIII век был ознаменован и крупнейшими событиями в области экономической науки. Известный шотландский учёный Адам Смит (1723–1790) в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) изложил систему экономических взглядов. В её основе лежала идея о том, что богатство общества создаётся трудом в процессе производства Разделение труда при этом является важнейшим фактором повышения производительности и увеличения общественного богатства. Социально-экономические взгляды А. Смита стали одной из вершин экономической мысли XVIII в.
Новый взгляд на человека и общество
Уже в XVII в. английские философы Томас Гоббс (1588—1679) и Джон Локк (1632—1704) высказывали мысли о том, что появлению общества предшествовало так называемое естественное (т. е. природное) состояние, в котором люди подчинялись только естественным законам, законам природы Для Гоббса это было время «войны всех против всех». И именно ради мира и порядка люди решили объединиться в общество и вручить кому-то власть над собой заключили «общественный договор». Таким образом, по Гоббсу, сначала появилось общество, а потом уже государства Власть в нём должна быть сильной и способной подчинять себе, но тем не менее изначально эта власть дана не от бога а от населяющего страну народа.
Для Локка важно иное. В естественном состоянии господствуют свобода и равенство. Но ради безопасности и сохранения собственности человек передаёт ту часть естественной власти, которой он обладал, в распоряжение общества и государства. Он меняет одну свободу на другую, поскольку естественная свобода заменяется свободой человека в обществе. Если раньше он подчинялся только закону природы, то теперь он готов подчиняться законодательной власти, созданной по всеобщему согласию.
Если Гоббс выступает за абсолютную монархию, то для Локка власть обязательно должна быть ограничена, должен существовать орган, к которому люди могли бы обратиться за запитой от власти. Важнейшую роль у Локка играет равенство пред законом, который принимают по согласию большинства.
Французские просветители развили эти идеи. Основной принцип сосуществования людей был сформулирован в «Энциклопедии»: «Я хочу быть счастливым, но я живу с другими людьми, которые, как и я, каждый со своей стороны хотят быть счастливыми; будем же искать средство обеспечить наше счастье, доимая тем самым счастье другим и уж во всяком случае никогда не вредя им». Иными словами, принятие идеи общего блага окно заставить людей не искать личной выгоды в ущерб другим.
Те принципы, на которых существует общество, те законы, которые им управляют, сформулировал Шарль–Луи, барон де Монтескьё (1689—1755) в своём основном труде «О духе законов». Основная идея Монтескьё заключалась в том, что для разных обществ хороши разные законы. Он показывал, что нужно учитывать и размеры страны, и количество населения, и климат, и традиции. Тогда выяснится, что для одной страны будит хороша республика, при которой управляет весь народ или часть его, для другой – монархия, «при которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов», для третьей — деспотия, когда никаких законов нет, а один человек решает всё. Помимо этого, Локк предложил, а Монтескьё разработал идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Они должны быть независимы друг от друга, но могут друг друга контролировать.
Большую популярность в XVIII в. приобрела теория другого французского просветителя Жан–Жака Руссо (1712—1778). В своём главном произведении «Об общественном договоре» он утверждал, что основная власть в обществе, право принимая законы, всегда должна принадлежать народу. Эту власть никому нельзя передать, каждый должен голосовать самостоятельно. Сам человек может не знать, в чём заключается его благо, стремиться к выгодам для себя, но люди все вместе никогда не примут закон, который шёл бы им во вред.
Согласно идеям Руссо люди заключают общественный договор, чтобы создать общество, а общество уже само решает, какую власть установить. Но эта власть, возникающая из общего согласия, имеет право требовать от человека всё, что ей нужно даже отдать жизнь ради общества. Она имеет право контролировать мысли и поступки людей, а при необходимости и воспитывать их такими, какими они будут для неё наиболее полезны.
На примере учения Руссо можно проследить и радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании пocpeдством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым действиям.
Веротерпимость
Научная революция возродила античную идею прогресса (от лат. progressus — движение вперёд, успех) разума, который приумножает человеческие знания, заставляет природу выдавать свои тайны и тем самым увеличивает власть над ней человека. Именно прогресс разума обеспечивает прогресс общества: оно становится всё лучше именно по мере того, как становится всё более и более просвещённым.
Однако прогресс разума возможен лишь тогда, когда он свободен. Одной из важнейших черт эпохи Просвещения стала секуляризация (обмирщение) сознания. Дидро писал: «Если разум — дар неба и если то же самое можно сказать о вере, значит, небо ниспослало нам два дара, которые несовместимы и противоречат друг другу». Одни философы эпохи Просвещения были людьми неверующими, другие — католиками и протестантами, но для всех было важно одно: на пути свободы человека думать, работать и творить должны быть уничтожены все препоны.
Плоха не религия сама по себе: плохи фанатизм, мракобесие, нередко насаждаемые церковью, именно против них и боролись философы. Французский философ, писатель, поэт и драматург Франсуа Мари Аруэ, более известный под псевдонимом Вольтер (1694—1778), бросил знаменитый клич: «Раздавите гадину!». Этими словами он даже подписывал многие из своих писем, призывая дать бой церкви преследованиям за веру. Всю свою жизнь Вольтер боролся с несправедливостью, выступал в защиту невинно осуждённых.
Просветители отстаивали идею о том, что вера — личное дело каждого, государство не должно её навязывать. Теперь был уже лишь один шаг до отделения церкви от государства. Этот процесс начнёт повсеместно происходить с конца XVIII в.
Космополитизм
Просвещение отличалось в разных европейских странах – они имели свои традиции и проблемы Гоббс и Локк писали под впечатлением от Английской революции XVII в. и ожесточённых религиозных конфликтов, французов волновали вопросы законности и границ власти, ограничения монархии и проведения реформ, в которых нуждалось государство. В германских землях просвещение началось позже, оно во многом развивалось в общем русле, как видно из творчества Иммануила Канта (1724–1804). Его особенностью стало то, что немецкие просветители возлагали немало надежд на государство, которое должно было проводить необходимые обществу реформы.
Итальянские просветители были озабочены необходимость преодолеть отсталость общественных отношений в стране, они активно разрабатывали различные идеи переустройства общества. Большую известность приобрёл труд Чезаре Беккариа (1738—1794) «О преступлениях и наказаниях», в котором он одним из первых выступил за отмену смертной казни, призывая к отмене пыток, более человечному отношению к осуждённым. Эта книга была переведена на десятки языков, а высказанные в ней идеи применялись в законодательстве многих стран, включая США и Россию.
При всех различиях национальных путей Просвещения наиболее яркие просветители были признаны по всей Европе. Вольтер переписывался с Фридрихом II Прусским и некоторое время прожил при его дворе, Дидро полгода жил в Петербурге по приглашению Екатерины II, которая купила его библиотеку, назначила библиотекарем его самого и выплатила ему жалованье за полвека вперёд, а также предлагала перенести в Россию издание «Энциклопедии». После смерти Вольтера, с которым она долгое время состояла в переписке, императрица купила несколько тысяч книг из его личного собрания и повелела перевезти в Россию, она же приглашала в Петербург Беккариа, в её знаменитом «Наказе» было множество штат из Монтескьё.
В век Просвещения процветает космополитизм (от греч. «мир» и «гражданство») — идеология, рассматривающая людей как граждан мира, подчёркивающая, что все — части единого человечества и общечеловеческие интересы важнее национальных. Для просветителей было характерно представление о том, что выявленные ими законы действуют повсеместно, отсюда и распространённый в XVIII в. жанр рассказа о жизни других, неевропейских народов. В таких рассказах, фактически, критиковалось современное авторам европейское общество. Таким был популярный роман Монтескьё «Персидские письма», в котором он от имени персидского вельможи высмеивал Францию и её нравы.
С XVIII в. неотъемлемой частью европейской политической мысли становятся представления о том, что если все люди одинаковы, если все общества живут по одним законам, то развитие истории неминуемо приведёт к созданию всемирной республики. Именно в этом столетии появляется проект, которым нередко датируют зарождение идеи современного Европейского союза в 1713 г. аббат Шарль де Сен Пьер (1658—1743) публикует свой «Проект вечного мира».
Уже тогда планы единой Европы включали в себя признания естественного равенства всех европейских народов, их права на свой выбор (т. е. фактически на самоопределение), принципа невмешательства во внутренние дела соседних государств. В трактате можно найти даже предложение об унификации политических систем. И главная цель этих преобразований — достижение всеобщего мира.
Космополитизм и интернационализм неминуемо вступали в противоречие с укреплением национальных идей. Вольтер писал: «Печально, если для того, чтобы стать настоящим патриотом, приходится быть врагом остального человечества». Однако к концу XVIII в. споры об универсальных ценностях и войне между европейскими странами привели к укреплению национальных и патриотических настроений.
Развитие науки в XVIII в.
Научная революция в начале XVI столетия заканчивается, до XIX в. столь впечатляющей череда открытий, изменяющих мир, уже не будет. Тем не менее те процессы, которые происходили в европейской науке в век Просвещения, были весьма важными.
Астрономия перестала восприниматься как наука, задача которой — решать глобальные вопросы познания и сотворения мира. После переворота XVI—XVII вв. в астрономии людям стало казаться, что привычный для них мир расширился в пространстве; в XVIII в. произошло его «расширение» и во времени. Возникает палеонтология (наука об ископаемых организмах и растениях), исследователи начинают интересоваться доисторическими временами, ставить вопросы о том, что представляла собой Земля до появления человека. Эти вопросы оказались довольно болезненными, поскольку их сложно было согласовать с Библией. Учёные начинают изучать прошлое Египта, раскапывают погибшие при извержении Везувия города в Италии, в т. ч. знаменитые Помпеи.
Постепенно уходит в прошлое энциклопедизм, появляется специализация наук и учёных, заниматься многими науками. Одновременно оказывается затруднительно в силу большого объема накопленных специальных знаний. Собирать материал для наследований становится модным: учёные и просто состоятельные люди увлекаются составлением коллекций окаменелостей, гербариев, в которых были собраны в том числе и растения из экзотических стран. Возникают и крупнейшие государственные коллекции живописи, скульптур, древних артефактов: Британский музей (Лондон), Эрмитаж (Санкт-Петербург), к концу века открывается для посетителей королевское собрание в Лувре (Париж).
Появляются всё новые и новые науки: акустика (наука о звуке), теплофизика (основы энергетики), зарождается лингвистика (наука о языках), начинают активно ставиться опыты электричеством. Всё это создавало предпосылки для нового взлёта европейской научной мысли в следующем столетии.
Это конспект по теме «Эпоха Просвещения». В учебных целях использованы цитаты из учебника «Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс / [А. Я. Юдовская и др.]; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020». Выберите дальнейшие действия: