В наши дни, после двадцати лет запустения, комплекс начали ремонтировать и реставрировать, процесс этот идет неспешно, и иллюстрировать статью мне приходится старыми фотографиями, на которых видна архитектура дворца.
Главный дом в форме буквы «П» охватывает с трех сторон парадный двор. В первую очередь хочется сказать об огромных размерах комплекса. Его протяженность вдоль улицы составляет около 320 метров, а ширина парадного двора между флигелями – 110 метров. Парадный двор усадьбы Разумовского окружен целой системой строений разной высоты, разного назначения и выполненных из разных материалов.
В северных частях здания, ближе к улице, размещены два двухэтажных кирпичных флигеля. В кирпиче выполнены и угловые корпуса с закругленной частью в сторону парадного двора. Так же кирпичной является центральная входная часть с открытыми лестницами и стройной ионической колоннадой. А вот все остальные крылья здания выполнены из деревянных конструкций на каменном цоколе. Я так подробно останавливаюсь на конструктивных вопросах потому, что без понимания этого невозможно понять и всю дальнейшую судьбу (и весьма трагическую) всего архитектурного шедевра.
В наши дни сфотографировать весь фасад просто не представляется возможным. Да и находясь в парадном дворе, можно рассматривать его только отдельными фрагментами. И конечно – центральная часть с колоннами и лестницами главного входа всегда привлекала всеобщее внимание. Очень сложная композиция создает незабываемую картину, в которой все взаимосвязано и все уравновешено. Своего рода открытый вестибюль с двумя сходящимися по кривой лестницами входит в центральную часть дома к главному входу, и мы видим всю эту изысканную красоту со стороны парадного двора.
После революции в бывшей усадьбе Разумовского был открыт Московский институт физической культуры, который и располагался здесь долгие годы, более 50 лет. Никакие данные по этому институту я не искал, но даже то, что случайно удалось найти в общем доступе интернета, говорит о внимательном и бережном отношении к зданию в те годы.
6. «Институт физкультуры им. Сталина». Фото 1944 г
На втором плане фотографии представлен фрагмент южного фасада. Слева система лестниц входа в центральную часть дворца. А справа виден деревянный фасад второго этажа с окнами анфилады залов. Это еще одно доказательство существования деревянных «вставок» между кирпичными частями корпуса.
Как я отметил в самом начале, в последние годы вопросы ремонта и реставрации усадьбы немного сдвинулись с мертвой точки, начались реальные работы по воссозданию утраченного. Но характер воссоздания и реставрации комплекса в наши дни – это отдельная и совершенно особая тема. Об этом много говорится и пишется. Принцип воссоздания, при котором из здания двухвековой давности строители пытаются сделать сооружение, которое смотрится как абсолютно новое – многих, и меня в том числе, абсолютно не воодушевляет. Так что в данной работе я вынужден иллюстрировать свой рассказ демонстрацией только исторических фотографий.
Размеры дворца со всеми боковыми флигелями огромные, и найти усадьбу Разумовского на сегодняшних картах очень просто. Характерный абрис здания доминирует в этом районе Москвы и в наши дни. Повторюсь, общая длина комплекса зданий вдоль улицы Казакова составляет порядка 320 метров.
Московский классицизм за неполные сто лет создал великолепные здания. Перечень даже самых главных и самых интересных работ огромный. И Усадьба Разумовского «на Гороховом поле» – является одним из красивейших ансамблей Москвы периода расцвета русского классицизма.
Время создания усадьбы Разумовского 1799 – 1802 годы. В отношении авторов проекта снова большие пробелы в нашей истории. Н.Львов, Ч.Камерон, А.Менелас – вот такие фамилии перечислены в разных источниках. Необходимо сказать, что в середине XIX века усадьба была приобретена Воспитательным домом, и её существенно перестроил арх. А.Григорьев.
Долгое время автором проекта по стилистическим данным считался М.Ф.Казаков, однако, документальные свидетельства, которые подтвердили бы авторство зодчего, найдены не были. В документах, связанных со строительством усадьбы Разумовского, названо имя архитектора, «по указанию и под распоряжением которого произведено было строение». Это известный московский архитектор А.А.Менелаc, который с 1785 по 1803 г. служил под началом Н.А.Львова. Именно поэтому в литературных источниках упоминается в качестве возможного автора проекта усадьбы и имя Львова. Называется и Ч.Камерон, работавший в этот период в Москве. Но уже в 1800 году Камерон уезжает в Батурин, где проектирует и строит усадьбу Разумовского.
Малолетнее отделение Сиротского института, дом-дворец А.К. Разумовского. Фото нач.20 века.
Особняк строился из дубовых брусьев, так как камень, по мнению Алексея Кирилловича, был вреден для здоровья. К 1803 году строительство было окончено… Величественный особняк со сдвоенными колоннами, на выдвинутых вперед портиках, украшенный львами, стоял в глубине парадного двора, ограниченный по бокам двумя флигелями. Внутреннее убранство поражало воображение — залы блистали бронзою, зеркалами, стены щедро были украшены дорогими гобеленами, подоконники сделаны из лазурита. Специально под новый дом были заказаны севрские и саксонские сервизы. Уникальная библиотека — одних только книг, датируемых XV веком, набиралось на толстый каталожный том. Дом со всем убранством обошелся Разумовскому в сумму около 4 млн. рублей.
Дворец Разумовского — главный дом. Фото 1930-е гг.
В 1827-1830 годах усадьба перешла во владение Опекунского совета. Здесь был размещен первоначально Сиротский дом, после 1842 года «Малолетнее отделение института оберофицерских сирот Московского воспитательного дома».
Центральный ризалит. Фото 1970-х гг.
Крыло главного корпуса. Фото 1970-х гг.
Южный фасад главного корпуса. Фото 1970-х гг.
Вид через решетку ограды парадного двора. Фото 1996г.
Центральная часть паркового фасада после пожара. Фото 2004г.
Центральная часть паркового фасада после пожара. Современный вид (август 2007 г.). Берёзка подросла и флаг «симпатичный» появился. Реставрация, ну её. Всё «постерами» прикроем и будет очень миленько.
При пожарах 1812 года усадебный дом-дворец нисколько не пострадал, в нем жил Мюрат и французы тщательно охраняли все дворцовое имущество. Наше время обошлось с дворцом, увы, намного более жестоко.
Крыло главного корпуса. Современный вид. Неоконченная реставрация начала 1990-х гг.
Крыло главного корпуса. Современный вид. Последствия пожара 1999 г.
Парадный вход во дворец.
Парадный вход располагался в открытой нише через второй этаж. Открытые лестницы размещены в полукруглой в плане нише между двумя выступами портиков. Лестницы были украшены скульптурами львов и статуями в нишах (статуи ныне не существуют).
Лев. Гипсовая модель.
Вход во дворец со стороны парка.
Двери входа со стороны парка.
Современный интерьер дворца.
Рекомендую также посмотреть прекрасные фоторепортажи в журналах opposto ЗДЕСЬ и naperstianka ЗДЕСЬ
Усадьба Разумовского на Гороховом поле (Россия, г. Москва, ул. Казакова, 18-20)
Несколько лет назад я работала в издательском отделе школы Акварели народного художника РФ С.Н. Андрияки, что в Гороховском переулке. Само собой разумеется, что кварталы, прилегающие к месту службы, попали в поле моего зрения. В этом районе столицы ещё сохраняется историческая застройка. На тихих, утопающих в зелени улочках встречаются интересные в архитектурном отношении особняки и городские усадьбы. На улице Казакова, можно сказать по соседству, приятным открытием оказалось городское имение Разумовского. «Усадьба на этом месте известна с XVII в., когда она принадлежала датскому купцу Давиду Бахарту. В 30-е годы XVIII века при графах Г.И. и М.Г. Головкиных здесь был регулярный парк. Елизавета Петровна подарила усадьбу А.Г. Разумовскому. В 1799— 1802 гг. для его племянника, графа А.К. Разумовского, создается новый комплекс с парковым массивом на обоих берегах Яузы (проект арх. Н.А. Львова (?), руководство А.А. Менеласа).
Описание усадьбы Разумовского на Гороховом поле
На левом берегу пейзажный парк разместился на месте, где в 1720—1730-е гг. находился террасированный парк усадьбы В.Ф. Салтыкова, позже Головкиных. С 1830-х гг. усадьба используется различными учреждениями. В 1842 г. перестраивается архитектором А.Г. Григорьевым для Воспитательного дома. В 1920-е гг. её занял Институт физической культуры. Нижнее спортивное поле института разместилось на месте огромного пруда, спущенного ещё в XIX столетии. Левобережная часть усадьбы с 1930-х гг. использовалась как детский парк. Архитектурный ансамбль расположен на высоком правом берегу Яузы. От него к реке спускается территория парка. На верхней и нижней террасах сохранились участки со старыми деревьями. В левобережной части усадьбы читается планировка и искусственный рельеф первой трети XVIII в. Главный дом – один из великолепных образцов классицистического зодчества Москвы». Эту краткую информацию я почерпнула из чудесной книги И.К. Бахтиной и Е.Н. Чернявской «Загородные усадьбы в Москве» (иллюстрированный каталог).
Дворец Разумовского на Гороховом поле (архивные фото) из книги Ю. Проскуровская «Дворец на Гороховом поле», М., 2015: 1. Дворец Разумовского на Гороховом поле. План бельэтажа главного корпуса, 1830 г.
2. Генеральный план дворца графа А.К. Разумовского. Проект 1800—1801 гг.
3. Усадьба А.К. Разумовского в Москве, план, 1805 г.
4. Гостиная в главном доме
5. Гостиная с плафоном на потолке
6. Жилые апартаменты дворца на Гороховом поле
7. Дворец Разумовского на Гороховом поле, библиотека
8. Оранжерея во дворце Разумовского
9. Дворец Разумовского на Гороховом поле, центральный парадный зал. Акварель неизв. художника
10. Дворец Разумовского, проект перестройки центрального корпуса (не осуществлен)
11. Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле. Фото из альбома Н.А. Найденова «Москва. Соборы, монастыри и церкви», 1882 г.
12. Дворец Разумовского на Гороховом поле, фасад,
13. Восточное крыло дворца Разумовского в Москве. Фото 1960-х гг.
14. Дворец Разумовского в Москве, 1920-е гг.
15. Фрагмент паркового фасада с лестницей дворца Разумовского на Гороховом поле
16. Дворец Разумовского в Москве. Слушатели Института физической культуры на парковой лестнице, фото 1919 г.
Если сравнивать петербургские здания той же эпохи с московскими, то нельзя не заметить в последних некоторой интимности, теплоты и как будто даже добродушия, тогда как первые производят впечатление чопорных, официальных, холодных, иногда хмурых и словно сердитых. Эта черта московской архитектуры особенно сильно выражена в творчестве Казакова, умевшего даже в такие торжественно-парадные дворцы, как „Пашков дом“, ныне Румянцевский музей, вносить неотразимое обаяние своей собственной души и личного, интимного, теплого чувства. У всякого другого автора такой замысел неминуемо подернулся бы холодом и не очаровывал бы такой ласковостью, как это истинное чудо архитектуры, этот единственный в своем роде дом Европы. Мало кому известен даже среди старожилов Москвы другой созданный им архитектурный шедевр, дворец графа Разумовского, в котором ныне помещается отделение Николаевского Сиротского института. M. Ф. Казаков. Дворец графа Разумовского на Гороховом поле в Москве. (Ныне отделение Николаевского Сиротского института). — Около 1790 г.
Его средняя часть, единственная оставшаяся почти в неиспорченном виде, с изумительным по своей неожиданности подъездом, устроенным в огромной нише, прямо бесподобна по богатству изобретательности и полету фантазии. В течение всего царствования Екатерины и Павла, a также в первое десятилетие 19-го века в Москве не было построено ни одного значительного здания без участия Казакова, который либо строил его сам, либо делал чертежи, по которым строили другие, либо, наконец, ограничивался советами, очень ценившимися его современниками. И изучая все построенные им здания, не можешь не удивляться бесконечному разнообразию и гибкости его стихийного дарования. Он создал школу многочисленных учеников, застроивших всю Москву и значительную часть России зданиями казаковского стиля, вдохновлявшего архитекторов на протяжении почти целого столетия.»
План усадьбы Разумовского на Гороховом поле
2. Церковь Вознесения Господня на Гороховом поле
3. Служебный корпус
4. Грот
5. Подпорная стенка с гротом
6. Место главного дома усадьбы Головкиных
Граф Алексей Кириллович Разумовский
(С портрета Гуттенбрунна, 1801 г.; находится в Музее Императора Александра III)
Усадьба РАЗУМОВСКОГО на Гороховом поле, г. Москва, ул. Казакова д.18 (часть 3)
Завершающая часть рассказа про усадьбу Разумовского на ул. Казакова в Москве посвящена старым фотографиям.
В лицах
Императрица Елизавета Петровна подарила усадьбу Алексею Григорьевичу Разумовскому в 1741 году. Граф родился 17 марта 1709 года в деревне Лемеши Черниговской губернии (ныне в Козелецком районе). Сын простого днепровского казака Григория Яковлевича Розума (ум. 1730) и Натальи Демьяновны Демешко.
В детстве был обучен грамоте, бежал от отца в соседнее село Чемер, где жил у дьячка и пел на церковном клиросе. Здесь в 1731 году был замечен полковником Вишневским, который набирал певчих для Придворного хора и, обратив внимание на молодого красивого певчего с прекрасным голосом, взял юношу с собой в Петербург. Довольно скоро под именем Алексея Григорьева он оказался в списке двора цесаревны Елизаветы Петровны.
После переворота 1741 года бывший певчий превратился в генерал-поручика и действительного камергера.
Обладая огромной, практически неограниченной властью и став одним из богатейших людей России (в 1744 он получил ещё и графское достоинство, а в 1756 году — звание генерал-фельдмаршала), Разумовский оставался скромным, набожным человеком, старался не вмешиваться в придворные интриги и держаться в стороне от большой политики. К своему стремительному возвышению он относился с юмором и лишь иногда, во хмелю или на охоте, проявлял буйный нрав. Был Разумовский и заботливым сыном, не забывал многочисленную украинскую родню, да и вообще родную Украину. По-видимому, именно благодаря Разумовскому в царствование Елизаветы Петровны украинцам удалось добиться некоторых привилегий и, в частности, восстановления гетманства. С конца 1740-х годов с приближением к императрице Ивана Шувалова влияние Разумовского несколько упало.
Своим возвышением, богатством и карьерой Кирилл был обязан старшему брату Алексею. По возвышении Алексей вызвал в Санкт-Петербург из Малороссии и всё семейство Розумов, которые получили дворянскую фамилию Разумовских. Неграмотного брата под присмотром адъюнкта Г. Н. Теплова он отправил учиться в Европу.
При дворе вчерашнего казака любили, все красавицы были от него без ума. В жёны ему императрица подобрала свою троюродную сестру Екатерину Нарышкину, за которой было дано колоссальное приданое, включавшее в числе прочего несколько сёл на территории современной Москвы.
После смерти в 1771 году графини Разумовской полновластной «хозяйкой» Батуринского дворца сделалась племянница фельдмаршала — Софья Апраксина. Её безграничное влияние на старого графа вызывало многочисленные кривотолки. Помимо украинских поместий, Разумовский обустроил на Пахре поместье Поливаново и подолгу живал в подмосковной усадьбе Петровское-Разумовское: «В подмосковном имении у него кормились всегда толпы малороссов, рылись пруды, главное, дававшие ему иллюзию далекой родины и доставлявшие случай вести длинные разговоры, в которых он вспоминал свой язык и годы детства». В Петербурге он владел роскошным дворцом на Мойке (д. 48, архитекторы А. Ф. Кокоринов, Валлен-Деламот).
В последнее десятилетие жизни старый граф Кирилл Григорьевич передал управление имениями в руки сына Алексея, именно он начал строить дворец, который находится в Москве на ул. Казакова 18.
Кирилл был старшим сыном графа последнего гетмана Малороссии и Запорожского войска. Получил тщательное образование: для него с братьями был устроен особый «институт», в котором Шлецер впервые ввёл преподавание статистики, под названием «Познание своего отечества»; позже он слушал лекции в Страсбургском университете. Сначала он нёс только придворную службу, но в 1786 г. был назначен сенатором.
В 1795 году, вследствие несогласия одобрить предложенный императрицей закон, Разумовский вышел в отставку и вновь вступил в службу только в 1807 году, попечителем Московского университета, что по совметительству возлагало на него и попечительство над Московским учебным округом. В этом звании он провёл указ об избрании ректора на три года (вместо одного года) и покровительствовал обществу испытателей природы, от имени которого им была образована экспедиция для изучения Московской губернии.
В 1810 г. Разумовский был назначен министром народного просвещения. В первые два года его управления были открыты 72 приходских школы, 24 уездных училища, несколько гимназий и других учебных заведений; улучшено преподавание; усилен надзор за воспитателями-иностранцами; открыто несколько учёных обществ; учреждена при Московском университете первая кафедра славянской словесности; при личном содействии Разумовского выработан устав Царскосельского лицея и состоялось его открытие 19 октября 1811 года. После 1812 года он значительно охладел к службе и последние два года вовсе не занимался делами. Он уходит в отставку в 1816 году.