Что значит элементы фабулы
Фабула: определение, история происхождения, значение термина в разных сферах
Что такое фабула
Фабула — хронологически правильное представление сюжета текста, отображающее причинно-следственные связи и фактическое содержание.
Отличие фабулы от сюжета в том, что второе — видоизмененная по желанию автора фабула, которая создана с целью решения какой-либо проблемы (например, повлиять на восприятие читателя).
История появления термина
Fabula с латинского языка переводится как «история», «сказка». Происхождение от глагола fari («говорить», «общаться» или «придумывать историю»). Изначально термин «фабула» означал литературные жанры басни или сказки, однако позже вышел из употребления и стал использоваться в значении «основы», «корня», что в сопряжении с литературным смыслом дает «основу истории».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Составляющие элементы фабулы
В литературе фабула обычно делится на части, различные по смыслу и применению:
Пролог (древнегреч. πρό-λογος — «предисловие») — подводка к истории, дополнение к ней. Зачастую не освещает какие-либо элементы сюжета, а лишь описывает мотивы произведения, общий смысл и т. д. Важно разделять это понятие с понятием экспозиции и предисловия: экспозиция — часть начала сюжета, представляющая обстановку или героев; предисловие — замечания, отзывы, комментарии и замечания к произведению (как самого автора, так и критиков, издателей, переводчиков и т.п.).
Завязка (православ. vęzъ) — событие, дающее начало действию: оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого построена история.
Основное действие — все события, развивающие повествование.
Кульминация (лат. culmen — «вершина») — момент, когда события достигают высшей точки напряжения, происходит разрешение конфликтов. Кульминация подводит историю к развязке,
Развязка (православ. vęzъ) — логическое завершение повествования, заключительная часть литературного произведения. Все сюжетные линии логически приходят к завершению, определяются судьбы героев.
Эпилог (греч. έπίλογος — «послесловие») — дополнение основной истории, зачастую никак на нее не влияющее. Эпилог может состоять как из событий описываемого мира, так и из обращения автора к читателям.
Лирическое отступление — не влияющая на сюжет часть текста, в которой может описываться авторская позиция по отношению к действию как посредством размышлений героев, так и через резонера (фр. raisonner «рассуждать») — персонажа, созданного с целью выразить авторское мнение или уточнить его. Могут также описываться детали, дополняющие картину описываемого мира,
В произведение могут быть включены художественные приемы, которые являются основой действия:
Перипетия (греч. περιπέτεια — «приключение») — внезапный неблагоприятный для героя поворот сюжета, осложнение обстоятельств. В античности данный прием использовался в описании резкого невезения героя как способ наказания от богов.
Интрига (лат. intrico — «запутываю»)— способ построения сюжета, создающий сложные, запутанные события и взаимоотношения персонажей. Интрига позволяет развить сюжет и привлечь внимание читателей.
Коллизия (лат. collisio — «столкновение») — изображение жизненных конфликтов, противоборствующих сторон и проблем в повествовании. Одним из способов выражения коллизии являются два противоположных персонажа с разными идеями и стремлениями.
Задачи фабулы
Основная задача фабулы — создать для читателя четкую картину описываемых событий, установить последовательность для лучшего понимания сюжета.
Произвольное повествование
В современной терминологии произвольным повествованием называют сюжет. Ход, время и порядок повествования автор определяет сам.
Характерные черты произвольного повествования:
Существуют множество способов организации повествования, поэтому принято делить сюжеты по типам композиции:
Примеры
Известным примером повествования с не линейным сюжетом является роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», где ни одна глава сюжета не совпадает с положением глав фабулы.
Другим примером является рассказ М. Горього с рамочной композицией «Старуха Изергиль»:
Определение фабулы в других сферах
Практически единственное применение этого термина — в литературе и театральном искусстве. Отталкиваясь от изначального значения термина («основа, корень»), можно предположить, что он может употребляться в ситуациях, где необходимо восстановить точный порядок действий.
Сюжет и фабула художественного произведения
Сюжет
Сюжет — это цепь событий в определенной последовательности; развитие действия в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении. Данный термин впервые применили французские классицисты П. Корнель и Н. Буало в XVII веке, заявив, что сюжет — « происшествия в жизни легендарных героев древности».
Сюжет — это обобщающая мысль писателя; это темы, проблемы, поставленные автором в произведении. Именно поэтому сюжет не может быть пересказан!
Фабула
Фабула — повествование о событиях в их хронологическом порядке; связь всех мотивов в произведении; все происшествия, которые отразись в драматическом, эпическом или лиро-эпическом произведении.
Элементы фабулы:
Фабула и сюжет
Чтобы выявить явные различия между этими сложными терминами и ответить на вопрос «Чем отличается сюжет от фабулы?», необходимо проанализировать их значения.
Из определений выше следует, что фабула — это «костяк» произведения, его изображенные события (экспозиция → завязка → кульминация → развязка → эпилог), а сюжет — это составляющая содержания ( темы, проблемы, проблематика).
Элементы фабулы (plot structure)
В сюжетной основе произведения, в изложении фабулы, различают следующие элементы:
1. Экспозиция, the exposition
2. Завязка, the beginning
3. Развитие действия, the story itself
4. Кульминация, the climax
5. Развязка, the denouement
6. Концовка, the ending
Ø Если все эти элементы присутствуют в произведении, традиционно расположены и чётко выражены, то у произведения з а в е р ш ё н н а я сюжетная схема, closed plot structure.
Ø Если какие-либо элементы отсутствуют, переставлены местами, либо нечётко разграничены, такая сюжетная схема называется н е з а в е р ш ё н н о й (разомкнутой), open plot structure.
Рассмотрим каждый из компонентов фабулы.
Экспозиция (exposition) (от лат. exposition – объяснение) – предыстория события или событий, лежащих в основе художественного произведения.
Ø Размер экспозиции варьируется от одного-двух предложений до нескольких глав. В экспозиции излагаются обстоятельства, обрисовываются, по преимуществу, предварительно, в самой общей форме, персонажи: сообщается их общественное положение, характеризуются взаимоотношения, даётся расстановка сил в условиях данного произведения. В экспозиции также может содержаться предыстория – рассказ о прошлом персонажей, объясняющий читателю, как формировались характеры действующих лиц.
Различают следующие виды экспозиции:
§ Прямая экспозиция («Гроза» А. Н. Островского, «Накануне» И. С. Тургенева, «Как закалялась сталь» А. Н. Островского) – подробная экспозиция, данная в самом начале произведения.
§ Отложенная/задержанная экспозиция даётся после завязки, иногда сдвинута ближе к середине произведения («Мёртвые души» Н. В. Гоголя).
§ Рассеянная экспозиция даётся не «одним блоком», а фрагментами на протяжении всего произведения, там, где это нужно автору («Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Молодая гвардия» А. Фадеева).
§ Обратная экспозиция вынесена в конец произведения («Чудик» В. М. Шукшина).
Кроме экспозиции, литературоведы выделяют такой элемент, как пролог. В отличие от экспозиции, он (если присутствует) всегда расположен в начале произведения.
Пролог – это начальный эпизод эпического (чаще драматического) произведения, где либо сообщается о намерениях и задачах автора, либо кратко излагаются показываемые в дальнейшем события, либо изображается какое-то одно событие, отделённое во времени от основного действия, предшествующее ему или проливающее на него свет (с двух таких прологов – «Театральное вступление» и «Пролог на небесах» – начинается «Фауст» Гёте).
Завязка (beginning)– событие, с которого начинается действие и создаются предпосылки для дальнейшего развития сюжета.
Таким образом, завязка обнаруживает и обостряет уже имевшиеся в жизни героев противоречия или сама создаёт какие-либо конфликты. Завязка может быть мотивированной или внезапной.
§ Мотивированная завязка даётся после экспозиции, будучи ею подготовлена; логически вытекает из ранее изложенных сведений.
§ Внезапная завязка начинает действие сразу, без предварительных разъяснений и подготовки. Это придаёт произведению динамичный, интригующий характер. Если произведение начинается с внезапной завязки, то экспозиция в нём либо даётся позже, либо вообще отсутствует.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. КУЛЬМИНАЦИЯ
Развитие действия (story itself) – часть, в которой конфликт усугубляется, обрастает подробностями. Этот элемент композиции не может быть опущен ни в одном произведении.
Наиболее острый момент в развитии действия и наивысшая точка конфликта называют кульминацией.
Кульминация (climax) – наивысшая точка развития сюжета, в которой конфликт максимально обострён и требует немедленного разрешения.
Различают с о б ы т и й н у ю и п с и х о л о г и ч е с к у ю кульминацию.
Бывает, что какой-либо из них в произведении нет (И. Бунин «Тёмные аллеи» – психологическая кульминация). Или же в одном произведении присутствует и тот, и другой вид (М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени).
Событийная кульминация – переломный момент в развитии событий, определяющий дальнейший ход действия и приводящий его к развязке.
Психологическая кульминация – момент наивысшего эмоционального напряжения, принятия какого-то важного решения, определяющего дальнейшее поведение героя и, как следствие, его судьбу.
От завязки действие развивается, как правило, по нарастающей (on ascending line) до кульминации; события могут принимать неожиданный оборот, возможно появление новых персонажей. От кульминации до развязки действие идёт на спад (on descending line). Таким образом, кульминация предшествует развязке – моменту, завершающему течение событий.
Развязка (denouement) – часть произведения, в которой конфликт подходит к своему логическому завершению.
Ø Завершение действия может и не устранять конфликт. В финале некоторых произведений противоречия в жизни персонажей остаются предельно острыми («Евгений Онегин» А. С. Пушкина, «Мать» М. Горького, «Горя от ума» Ф. А. Грибоедова).
Развязка может быть мотивированной, немотивированной или нулевой.
§ Мотивированная развязка логично вытекает из развития характеров и взаимоотношений персонажей, обусловлена всем предыдущем ходом событий.
§ Немотивированная развязка, как правило, неожиданная, связана с вмешательством новых персонажей или обстоятельств («Филоктет» Софокла, «Два веронца» У. Шекспира).
Ø «Deus ex machina» (лат. Бог из машины) – выражение, означающее неожиданную, нарочитую развязку той или иной ситуации, с привлечением внешнего, ранее не действовавшего в ней, фактора. Является калькой с греч. ἀπὸ μηχανῆς θεός. Словом mechane (греч. μηχανῆς) в древнегреческом театре назывался кран, который позволял поднимать актёра над сценой (позволял ему «летать»). В античном театре выражение обозначало бога, появляющегося в развязке спектакля при помощи специальных механизмов (например, «спускающегося с небес») и решающего проблемы героев.
§ Нулевая развязка, т.е. открытый финал, позволяет читателю самому догадаться о последующих событиях.
a) Действие доведено до развязки, но сама развязка не показана («Лотерея» Ш. Джексон).
b) Внезапный намеренный или ненамеренный обрыв действия («Мёртвые души» Н. В Гоголя, «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» Л. Стерна).
c) Автор предлагает несколько возможных вариантов развязки на выбор («Подруга французского лейтенанта» Д. Фаулза, «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко).
d) Обратная (упреждающая) развязка вынесена в начало произведения; таким образом, сюжет «закольцовывается» (Э. Сигл «История любви», Р. Олдингтон «Смерть героя»).
Концовка (ending) – часть, сообщающая дополнительные сведения о персонажах, т.е., показывающая то, что произошло после завершения основного действия.
Ø Поскольку концовка – дополнительный элемент, то даже без неё, – но при наличии всех остальных элементов, – сюжетная схема считается завершённой.
Ø Эффект неожиданной концовки – приём, благодаря которому финал произведения полностью меняет представление о предыдущем развитии действия, о характерах и мотивах поведения действующих лиц («Пока ждёт автомобиль» О. Генри).
Как экспозиция может быть дана в виде предыстории или пролога, так и концовка иногда представлена в виде эпилога (в средней и крупной повествовательной форме).
Эпилог показывает судьбы и взаимоотношения персонажей через длительный промежуток времени после завершения действия («Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Война и мир» Л. Н. Толстого)
В эпилоге пьесы автор обращается к зрителю устами одного из персонажей и высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание. Такие эпилоги характерны для комедий У. Шекспира.
Таким образом, фабула произведения стоит на трёх китах: завязке, кульминации и развязке. Элементы фабулы в произведении с традиционным построением выглядят так:
| |
|
В качестве примера рассмотрим роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».
Экспозиция: Николай Петрович Кирсанов и старый слуга на постоялом дворе ждут приезда Аркадия в гости к отцу. Повествование о жизни Николая Петровича, об усадьбе Кирсановых.
Завязка: приезд Аркадия и его друга; знакомство с Базаровым, его необычная внешность и нестандартное поведение.
Развитие действия: словесные баталии Базарова и Павла Петровича, знакомство с Ситниковым, Кукшиной, поездка к Одинцовой, объяснение Базарова с Одинцовой, её отказ. Поездка Базарова к родителям, возвращение в имение Кирсановых.
Кульминация: дуэль Базарова и Павла Петровича.
Концовка: сцена сельского кладбища, родители Базарова на могиле сына, повествование о дальнейшей судьбе героев романа – Аркадия, Одинцовой, Павла Петровича Кирсанова и др.
Что такое фабула и чем она отличается от сюжета?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Так или иначе, термин «фабула» постоянно присутствует в профессиональной жизни сценариста. Но часто начинающие авторы не до конца понимают значение этого слова. Тем более, что рядом всегда находится очень близкое по значению понятие «сюжета». Со стороны кажется, что два этих слова полные синонимы. Но на самом деле, между ними есть разница. И для карьеры будущих сценаристов эту разницу важно понимать.
Понятие фабулы
В современном понимании фабула – это простейший из возможных пересказов истории.
Этот пересказ должен быть в хронологическом порядке и без художественных изысков.
Под фабулой понимается сама суть рассказа. Только факты и события. Основные точки, без которых история перестанет быть собой.
Когда один человек пересказывает какой-либо фильм другому, скорее всего он, по сути, пересказывает ему фабулу.
«Это история о полицейском, застрявшем в захваченном бандитами небоскребе. Преступники хотят ограбить хранилище в этой высотке, и чтобы полиция им не мешала, они захватывают заложников. Среди которых и жена этого полицейского. И весь фильм он прячется, выслеживает грабителей по одному и пытается спасти заложников» («Крепкий орешек»).
Такой упрощенный пересказ и есть фабула произведения. И да, это очень похоже на логлайн или короткую аннотацию.
Изначально слово «фабула» означала – говорить, рассказывать историю. Дословно латинское слово fabula как раз и переводится как – история.
Вот основные черты, по которым можно понять, что перед вами фабула:
Еще раз хочется заострить внимание. Одна из основных характеристик фабулы в том, что в ней не используются никакие художественные средства. Нет литературных описаний, нелинейного повествования, не создается интрига, нет никаких композиционных решений.
Также стоит остановиться на пункте «относительная краткость». Это не значит, что в фабулу обязательно нужно сокращать до размера логлайна. Просто в чистом виде фабула затрагивает лишь ключевые события. Она всегда максимально проста и информативна.
Примеры фабул
Вот еще несколько примеров фабул всем известных фильмов
Много лет спустя, она случайно падает в океан с этим амулетом на шее. И таким образом призывает корабль проклятых пиратов «Черную жемчужину», которые похищают ее. Пиратам нужен амулет и его хозяин, чтобы избавиться от проклятья.
Выросший к тому моменту Уилл, тайно влюбленный в Элизабет, отправляется на ее поиски. А в помощь берет себе плененного недавно пиратского капитана Джека Воробья. Джек заинтересован, потому что хочет забрать себе жемчужину.
Вместе они угоняют английский корабль. Нанимают команду на Тортуги и находят пиратов, как раза когда те понимают, что Элизабет не настоящий владелец амулета. В итоге Уилла берут в плен, а Элизабет и Джека оставляют умирать на необитаемом острове.
К счастью оттуда их спасают английские корабли.
Элизабет уговаривает английского капитана атаковать проклятых пиратов и спасти Уилла, в обмен обещая выйти за него замуж.
В результате все действующие лица встречаются в тайном гроте полном пиратских сокровищ, где с пиратов, наконец, снимают проклятье, Уилла спасают, а капитана Джека Воробья арестовывают.
В финале Джека приговаривают к смерти, а Уилл, наконец, признается в своих чувствах Элизабет, после чего срывает казнь. Джек сбегает, а английский командор, поняв, что Элизабет любит Уилла освобождает ее от данного слова.
Там они находят разбившийся инопланетный корабль, после чего к лицу одного из членов экипажа присасывается неизвестное существо – лицехват. Игнорируя предупреждение одного из офицером Эллен Рипли, экипаж приносит тело с прицепившимся существом на борт «Ностромо». Вскоре лицехват умирает, но спустя некоторое время из грудной клетки укушенного члена экипажа вырывается новое существо – грудолом. Это существо сбегает в вентиляционную систему корабля, где очень быстро растет и превращается в Чужого. Экипаж раз за разом пытается уничтожить инопланетного хищника или хотя бы сбросить его в космос, но чужой людей по одному, очень быстро передвигаясь с места на место и прячась в темных отсеках корабля.
В итоге оставшаяся одна Рипли решает сбежать с корабля на челноке. Но Чужой следует за ней. И только там Эллен удается вытолкнуть существо за борт и сжечь корабельными двигателями.
Тогда Рипли возвращается на корабль и продолжает путь на землю в одиночестве.
Что такое сюжет?
В противовес фабуле, сюжет – это как раз художественное переосмысление истории.
Если рассказывать какой-то фильм, но уже с наведением интриги, использованием прыжков во времени, описанием мыслей и чувств героя, и даже просто с литературным описанием некоторых сцен, пересказ фабулы превращается в пересказ сюжета.
В сюжете, те же самые события истории преподносятся в соответствии с драматическими правилами. Задача сюжета, не только донести историю до слушателя/зрителя/читателя, а сделать это интересно, вызвав какую-то эмоциональную реакцию.
Отличия сюжета и фабулы
Если посмотреть внимательней, то разницу в сюжете и фабуле очень легко увидеть:
То есть фабула – это что происходит. А сюжет – как это происходит.
Чтобы увидеть полную разницу между фабулой и сюжетом, можно, например сравнить логлайн какого-нибудь фильма и его сценарий.
Только так будет виден весь спектр различий. Но для этого материала, давайте приведем конкретный пример.
Фильм «12 обезьян» — фантастическая антиутопия 1995 года с Брюсом Уиллисом и Бредом Питом.
А чтобы превратить эту историю в краткий пересказ сюжета, достаточно добавить в этот же текст описание основного сюжетного твиста: «На протяжении всего фильма, героя Брюса мучают кошмары из детства, в которых он видит, как полиция расстреляла какого-то человека. В финале, когда главный герой умирает, зритель вдруг видит этого мальчика. И понимает, что главный герой еще в детстве видел собственную смерть».
Такая закольцовка композиции – художественный прием. А значит, вставив ее, мы превратим фабулу в сюжет.
Фильмы без фабулы и фильмы без сюжета
Обязательно стоит отметить, что бывают фильмы, где нет одного из этих компонентов.
Например, успешным фильмом без сюжета является «Безумный Макс. Дорога ярости».
У этого кино, есть четкая фабула: «Группа людей сбегает из города в центре радиоактивной пустыни, для того чтобы найти новую землю обетованную. За ними в погоню устремляются власти этого города. В итоге, беглецы понимают, что никаких райских лесов нет, и возвращаются обратно, попутно уничтожая остатки преследователей».
На сценарном уровне, эта фабула почти никак не перерабатывается в сюжет. Минимум диалогов, примитивная мотивация. Все эмоциональное подключение зрителя идет за счет режиссерских ходов. Так что, вполне можно сказать, что это фильм с фабулой, но без внятного сюжета.
Обратные примеры можно найти в авторском кино. Обычно это истории о внутренних переживаниях, рефлексии и прочих тонких материях. С точки зрения сюжета, в таких фильмах много всего происходит. Персонажи, переживают, думают, внутренне меняются.
Но если попробовать найти фабулу такого кино – это не получится. Хронологически расставленные события не будут связаны причинно-следственной связью, а потому не увяжутся в цельную историю. Скорее всего, получится перечисление вроде: «Главный герой поссорился с девушкой. Потом с отцом. Затем он посидел в кафе, прогулялся по набережной, переспал с соседкой и уехал в другой город».
Типы сюжета по характеру событий и структуре
Так как сюжет подчиняется драматическим законам, история в сюжетном пересказе всегда структурирована и поделена на четкие элементы.
В зависимости от исходного признака, в сюжетах можно найти признаки актовой структуры, композиционной, временной и т.д. Подробнее о структурах сюжета мы рассказывали в предыдущих материалах.
В фабуле такие элементы могут быть маловыражены или вообще стерты. И как мы уже говорили выше: в некоторых случаях хронологический буквальный пересказ событий и вовсе может терять драматическую целостность. Например, в авторском кино.
Зачем сценаристу фабула
Работа над сценарием делится на несколько этапов. И в большинстве из них, сценарист использует именно фабулу.
Мы уже определили, что именно фабула лежит в основе логлайна. Но также ее используют при написании заявки (идеи). Именно фабулу истории в первую очередь ищут отборщики просматривая синопсис. БитШит, поэпизодник, аутлайн – везде в основе лижет фабула.
Сюжет же, по сути, возникает только на этапе написания диалогов.
В кинопроизводстве под термином «диалог» понимают именно тот сам сценарий. Так что, речь тут идет не только собственно диалогах, но и описании действия, места, времени, разбивке на сцены и других составляющих готового драфта.
Точно также, именно короткий хронологический пересказ сути фильма лежит в основе питчинга перед продюсером, инвестором или режиссером.
В качестве аннотации будущего проекта, скорее всего, тоже будет использоваться именно фабула.
Нужно ли знать виды фабул
Термин фабула широко используется как в кино, так и в литературоведении. И как раз литературные теоретики зачастую пытаются создать классификацию фабул по какому-нибудь признаку, выделить виды или типы фабул.
Например, привязав фабулу к жанру произведения, можно выделить историческую фабулу, детективную фабулу, фантастическую фабулу и так далее.
По нашему мнению практической пользы в какой-либо классификации нет. Никакая структуризация не поможет автору написать хронологическую последовательность будущего сценария.
Дело в том, что фабула напрямую завязана только на историю. А истории, даже внутри одного жанра совершенно разные.
Понимание, к какой категории (по жанру, длительности, тональности и т.д.) будет относиться ваш будущий проект, безусловно, поможет написать историю. Но для того, чтобы сформулировать на ее основе фабулу, такие трудности ни к чему.