Что значит электив в школе
Что такое электив в школе? Элективный курс. Отличие электива от факультатива
Модернизация отечественного школьного образования привела к появлению новой формы обучения. Элективный курс, который появился на основной и старшей ступени обучения, является обязательным. Его школьник выбирает согласно своим интересам и творческим возможностям.
Историческая справка
В 2002 году в РФ принята Концепция профильного образования на старшей ступени (10-11 класс), одобренная Министерством образования РФ. Именно в этот период и появились элективные курсы по отдельным учебным предметам, а также межпредметные курсы.
Нормативная база
Какие документы применяются в профильном обучении в российских школах? Факультативы, элективы создаются с учетом следующих документов:
В России была создана специальная информационно-правовая база по элективным курсам. Она состоит из следующих документов:
Структура обучения
Модель организации профильного обучения на старшей ступени имеет определенную структуру. Старшеклассникам предлагается курс по выбору, в рамках которого осуществляется комбинирование различных предметов школьной программы. Создаваемая при этом гибкая система профильного образования включает такие типы учебных дисциплин:
Особенности элективов
Что такое электив в школе? Это курсы, которые обладают широким спектром задач и функций:
Какое еще значение имеют элективы? Английский язык, являющийся в настоящее время международным, ребята могут осваивать не только в рамках традиционных уроков, но и на элективах.
В настоящее время работодатели нуждаются в сотрудниках, которые могут брать на себя ответственность за совершение определенных поступков. Чтобы в полной мере выполнять социальный заказ, в школах организуются дополнительные занятия, имеющие разную направленность.
Что такое электив? Это курс по одной либо нескольким дисциплинам, посещение которого является для ученика отличным способом развития интеллектуальных и творческих способностей.
Рассуждая над тем, что такое электив, отметим, что он помогает учителям внедрять в образовательный и воспитательный процесс ФГОС нового поколения.
Ключевая идея профильного образования заключается в увеличении роста возможностей учеников. Предпрофильное обучение было введено на второй образовательной ступени – в 9 классах. Что такое электив по профориентации?
Чем элективы отличаются от факультативов? Главная особенность первых в том, что они являются обязательными, а вот факультативы не относятся к таковым. Несмотря на то что ребенок сам может выбрать элективный курс, избежать посещения хотя бы одного не получится. А вот заниматься на факультативах можно по желанию.
Это курс, в рамках которого ребятам предлагают не только разнообразные тестирования, но и предлагается информация об особенностях профессий, востребованности разных специалистов на рынке труда.
Требования к курсам
Как должна быть оформлена программа электива по русскому языку, математике, химии, биологии? Этот вопрос волнует многих педагогов, работающих на основной и старшей ступени обучения.
Курсы по выбору должны соответствовать определенным требованиям. Основные из них:
Разновидности курсов
Выяснив, что такое электив, перейдем к их подразделению. Педагоги разрабатывают два варианта:
Первая группа предполагает авторские программы, которые можно считать аналогами факультативов. Их основной целью является подготовка к сдаче экзаменов, углубление знаний по предмету.
Пример электива «За рамками учебниками химии»
Решение задач является важным аспектом, который позволяет качественно и глубоко усваивать учебный материал по химии. Предлагаемый курс позволяет модернизировать умения и навыки школьников в области расчетных задач, знакомит с разными алгоритмами, способствует практическому применению полученных знаний.
Умение решать химические задачи – критерий творческого отношения к этой учебной дисциплине. При сдаче ЕГЭ по химии обучающиеся должны продемонстрировать не только знания, но и нестандартное мышление, логику. В рамках курса осуществляются практикумы, позволяющие школьникам проявлять инициативу и развивать самостоятельность.
Важным аспектом является применение расчетных задач, имеющих связь с медициной, биологией, экологией, физикой. Курс вооружает школьников основными алгоритмами решения нестандартных и стандартных заданий. Он ориентирует подростков на естественнонаучный профиль, рассчитан на 68 часов.
Основная его суть состоит в подведении ребят к осознанию связи между химическим образованием и жизнью в социуме. Формируется активная жизненная позиция, закладываются идеи применения теоретических навыков в повседневной жизни. По своей типологии данный элективный курс является межпредметным.
Предназначение электива
В курсе четко прослеживается единство материального мира, что способствует формированию гармонически развитой личности.
При выполнении индивидуальных и групповых заданий, в ходе дискуссий, учащиеся получают общеучебные умения и навыки, совершенствуют свое логическое мышление.
Данный курс знакомит старшеклассников со следующими профессиями: эколог, врач, биолог, химик-аналитик и т. д.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Содержание программы
Заключение
После внедрения на начальную и основную ступени образования стандартов нового поколения, в школах начали вводить предпрофильное и профильное обучение. В девятом классе помимо элективов по профориентации, ребятам предлагается еще несколько предметных курсов, выбор которых позволит им подготовиться к итоговой государственной аттестации, продумать будущий выбор профессии.
Педагоги все чаще стараются разрабатывать межпредметные элективы, содержание которых связано сразу с несколькими предметными областями. Посещение занятий позволяет ребятам выбрать ту научную область, которая им наиболее интересна, углублять в ней свои теоретические и практические знания.
Элективные курсы. Некоторые вопросы
Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.
В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.
В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:
В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:
Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.
Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем — “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.
Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.
Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:
Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:
1) предметно-ориентированные (пробные)
Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.
Существующий аналог таких курсов – факультатив.
Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).
Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.
Основная задача – реализовать интерес к предмету.
Основное содержание – систематизация и углубление знаний по предмету;
2) межпредметные (ориентационные) курсы
Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.
Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.
Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).
Основная цель – подготовка к выбору профиля.
Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.
Содержание такого курса должно выходить за рамки одного предмета и решать проблемы, требующие синтеза знаний по ряду предметов.
Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.
В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.
Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1/ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.
К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Авторские программы – программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:
Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.
Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:
Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:
Следует различать два понятия:
Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:
Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.
Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.
Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.
Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.
Факультативные курсы
Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение
Выбираются учащимися на основе собственных интересов
Отсутствие стандартов и ЕГЭ
Различия
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие
В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.
Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.
Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.
Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.
Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.
В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9/.
А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.
Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.
Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.
Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем. М., ““Первое сентября”, 2002 г., №33, стр. 2.
Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.
Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр. 24-29.
Лернер П.СТР. Роль элективных курсов в профильном обучении. Профильная школа, 2004, №3, стр. 12-17
Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.
Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78
Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 г.
Под. ред. И.М.Титовой. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб, СМИО Пресс, 2006 г., 264 стр.
Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.
Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). М, АПК и ППРО, 2005 г.
Сост. Т.В.Черникова. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М, АПК и ППРО, 2005 г.
Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М, 1989 г..
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004 г., стр. 112.
Элективные курсы в профильном обучении. МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 144 стр.
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 48 стр.
Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005 г.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Электив или факультатив: что общего?
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЭЛЕКТИВ ИЛИ ФАКУЛЬТАТИВ?
Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося. Элективный курс ( курс по выбору) обязателен для старшеклассников. Он играет важную роль в структуре профильного образования старшей ступени школы. Подобные курс ы, главным образом, связаны с удовлетворением индивидуальных интересов, склонностей и потребностей каждого школьника. Элективные курс ы являются важнейшим средством для построения индивидуальных образовательных программ, так как, в наибольшей степени близки к выбору каждым школьником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов.
Среди элективных курс ов выделяют следующие типы: предметные, интегративные (межпредметные), курс ы, которые не входят в базисный учебный план. Основной задачей предметных курс ов выступает задача: расширение и углубление знаний по предметам, являющихся составной частью базисного учебного плана школы.
Главная цель межпредметных элективных курс ов – интеграция знаний учащихся об обществе и природе. Элективные курс ы по предметам, которые не входят в базисный учебный план, посвящены социальным, психологическим, искусствоведческим, культурологическим проблемам и дают представление учащимся о более широком спектре всевозможных направлений применения собственных сил в будущем.
Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
обеспечивают повышенный уровень освоения одного из профильных учебных предметов, его раздела;
служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, «История искусств»);
обеспечивают более высокий уровень освоения одного (или нескольких) из базовых учебных предметов (например, электив по русскому языку «Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров»);
служат формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;
способствуют удовлетворению познавательных интересов, решению жизненно важных проблем (например, элективы «Психологические основы семейных отношений», «Основы ораторского искусства», «Психологические основы общения», «Познай себя» и т.д.);
способствуют приобретению школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда (например, электив «Деловой английский язык»).
Успешный элективный курс отвечает следующим критериям:
1. Содержание программы курс а достаточно актуально в современном мире.
2. Мотивационный потенциал курс а находится на высоком уровне.
3. Содержание курс а соответствует поставленным целям и имеет логическое построение.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несёт ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определённом учредителем. Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям: у ученика должен быть выбор (один из одного – это не выбор); наполнение курсов по выбору должно меняться, как минимум, 2 раза в год.
Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.
Факультативный курс или факультативный предмет (фр. f acultatif – от лат. f acultas – «возможность») – необязательный учебный курс (предмет), изучаемый в общеобразовательном учреждении по выбору учащегося.
Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы
Целью факультативных занятий является «углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессиональное самоопределение.
Цели элективных курсов аналогичны и лишь конкретизируются в зависимости от направленности каждого курса.
Объединяет отсутствие государственных стандартов и государственного итогового контроля по результатам их изучения. Кроме того, большинство авторов элективных курсов не рекомендуют использовать традиционную пятибалльную систему оценки на занятиях. Как известно, знания и умения учащихся на занятиях факультативов также не принято оценивать традиционной отметкой.
Содержательно они могут далеко выходить за рамки школьных учебных предметов и не должны их дублировать.
Сходство и в том, что и факультативы, и элективы выбираются самими учащимися на основе их интересов и предпочтений.
Чем же отличаются элективные и факультативные курсы?
Как известно, факультативные курсы – это необязательные учебные занятия для всех учащихся, а элективные курсы – обязательный образовательный компонент для всех учащихся общеобразовательных учреждений, их выбирает каждый учащийся.
Еще одна отличительная черта факультативных и элективных курсов – их разная продолжительность. Факультативные курсы представлены рабочими программами, рассчитанными на весь учебный год (минимум – 34 ч.). Элективный курс может быть в широком диапазоне продолжительности (от 6–8 до 72 ч.), рассчитанные на один-два месяца, одну четверть или один семестр. Таким образом, элективные курсы в отличие от факультативов могут быть краткосрочными.
Факультативные курсы, как правило, вынесены за основную сетку занятий и проводятся 7–8-ми уроками или даже в свободный от занятий день, например в субботу при пятидневной учебной неделе. Элективные же курсы в рамках компонента базисных планов входят в сетку часов и проводятся наравне с другими уроками.
Учащимся одного класса или одной параллели классов может быть предложен единственный факультатив по одному предмету. Но, поскольку элективные курсы выбирают все учащиеся и продолжительность курсов разная, их число должно быть значительно больше. В нормативных документах и научно-методической литературе указывается необходимость предложения избыточного количества разных элективных курсов (минимум 2–3 курса в профильном обучении).