Что значит экономическая культура
Понятие экономической культуры: её структура, элементы и функции
Экономическая культура общества – это комплекс ценностей и мотивов деятельности в области хозяйства, степень и качество знаний в области экономики, оценок и поступков человека, смысл традиций и норм, которые нужны для регулирования финансовых отношений и хозяйственного поведения.
Структура экономической культуры:
Функции экономической культуры:
Элементы экономической культуры
Культура производства:
Культура потребления:
Экономический интерес – это мотивы экономической человеческой деятельности, стремление удовлетворить возрастающие материальные и духовные потребности. Ярким образцом экономического интереса считается решимость покупателя приобрести более высококачественный товар по адекватной цене, и готовность продавца реализовать этот товар. Ключевым регулятором экономических интересов членов социума выступает рыночный механизм, предоставляющий право на удовлетворение интереса одной стороны, не затмевая при этом интересов другой.
Классификация экономических интересов
Задача общества – поиск способов разрешения противоречий, которые возникают между интересами в обществе.
Экономическая свобода состоит из свободы принятия экономических решений, свободы экономических действий.
Она проявляется в подборе форм собственности, в сфере применения собственных способностей и знаний, в методах распределения прибыли.
Экономическая свобода осуществляется на основе законодательных правительственных норм, она нераздельна от экономической ответственности. Такой вид свободы без регулирования прав собственности с помощью традиции, морали или закона превращается в хаос. При таком положении первенствующее значение приобретает право силы.
Ответственность – своеобразная общественная и морально-правовая позиция личности по отношению к социуму в целом и к остальным людям, которая характеризуется исполнением собственного нравственного долга и законных норм. Первоначально общественная ответственность была связана прежде всего с исполнением законов. Спустя время её непременным признаком стало предвидение будущего (формирование «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, общественной и политической стабильности, поднятие образовательного и культурного уровня).
Социальная ответственность участников экономической деятельности ныне безгранично увеличивается благодаря прорыву науки, техники и, в целом, НТП. Обострение экологических проблем привело к изменению позиции предпринимателей к окружающей среде.
Экономическая культура в системе общественных отношений
Экономическая культура является частью общей культуры – единой системы воззрений, ценностей и знаний, распространенных в данном обществе и передаваемых из поколения в поколение. Она представляет собой совокупность отношений, средств и способов деятельности, составляющих основу материально-производственной сферы жизни людей.
Характеристика
Экономическая культура – это система норм, правил, мотивов, традиций, обычаев, институтов, хозяйственных ролей, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности в обществе. В экономической культуре выделяют 3 взаимосвязанных уровня:
Экономическая культура – это механизм, регулирующий индивидуальное экономическое поведение. Регуляторами выступают:
Также экономическая культура регулирует экономическое поведение индивидов посредством выполнения основных функций:
Предпосылками экономической культуры служат:
Структуру экономичекой культуры определяют элементы:
Важнейшими компонентами экономической культуры являются:
Проявления экономической культуры
Современные экономические отношения требуют от их участников высокой экономической культуры. Ее уровень определяет:
Цивилизованный человек – это личность с развитой экономической культурой, обладающая определенными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом. Одной из важнейших ее составляющих является творческое мышление индивида, позволяющее легче усваивать новую информацию и приспосабливаться к меняющимся условиям.
Заключение
Экономическая культура любого общества неповторима и своеобразна, поскольку представляет собой проекцию культуры в широком смысле слова на сферу экономических отношений. В каждом отдельном случае она базируется на древних традициях хозяйствования, способах ведения экономической деятельности, национальном менталитете. В настоящее время благодаря глобализации происходит глубокое интегративное взаимодействие экономических культур различных стран, объединение их в единую систему.
План ответа по теме «Экономическая культура»
1. Экономическая культура как часть общей культуры.
2. Понятие экономической культуры. Уровни:
3. Регуляторы экономического поведения:
4. Функции экономической культуры:
5. Структура экономической культуры. Элементы:
6. Компоненты экономической культуры:
7. Проявления экономической культуры.
8. Экономическая культура в эпоху глобализации.
Экономическая культура
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие экономической культуры
Экономической культурой общества называется система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиции и норм, регулирующие экономические отношения и поведение.
Экономическая культура диктует особое отношение к формам собственности, совершенствует предпринимательскую среду.
Экономическая культура представляет собой неразрывное единство сознания и практической деятельности, которое является определяющим в развитии экономической активности человека и проявляющееся в процессе производства, распределения и потребления.
Наиболее важными элементами в структуре экономической культуры можно назвать знания и практические умения, нормы, которые регулируют особенности поведения человека в экономической области, способы ее организации.
Сознание является основой экономической культуры человека. Экономические знания представляют собой комплекс экономических представлений человека о производстве, распределении, обмене, а также потреблении материальных благ, о формах и методах, которые способствуют устойчивому развитию общества и влиянии на его формирование экономической процессов.
Экономические знания – это первостепенный компонент экономической культуры. Они позволяют выработать наше представление об основных закономерностях развития экономики общества, об экономических взаимосвязях в окружающем мире, развивают наше экономическое мышление и практические умения, позволяют развить экономически грамотное, нравственно обоснованное поведение.
Экономическая культура личности
Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.
Готовые работы на аналогичную тему
От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.
Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности. Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.
В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.
Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.
Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.
Функции экономической культуры
Экономическая культура выполняет несколько важных функций.
Экономическая культура, ее теоретические основы и функции
Теоретические основы экономической культуры
Прежде чем начать разговор об экономической культуре, стоит дать определение данному понятию.
Таким образом, под экономической культурой социума принято понимать систему ценностей и мотивов экономической деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиций и норм, которые занимаются регулированием хозяйственных отношений и поведения.
Экономическая культура способна диктовать некое особое отношение к формам собственности, а также совершенствовать предпринимательскую среду. Экономическая культура является неразрывным единством сознания и практической деятельности, являющимся определяющим в ходе развития хозяйственной активности человека, и проявляется в ходе производства, распределения и потребления.
Самыми важными составляющими в структуре экономической культуры принято определять знания и практические умения, нормы, регулирующие поведенческие особенности человека в сфере экономики, а также способы ее организации. Сознание принято считать фундаментом экономической культуры человека.
Экономические знания являются комплексом хозяйственных представлений человека касательно производства, распределения, обмена, а также потребления тех или иных материальных благ, форм и методов, которые помогают обществу устойчиво и стабильно развиваться, а также оказывают влияние на формирование его экономических процессов.
Экономические знания являются первостепенным компонентом экономической культуры, более того, они дают возможность сформировать наше представление о ключевых закономерностях состояния и развития экономики того или иного социума, о хозяйственных взаимосвязях в окружающем мире, участвуют в развитии человеческого экономического мышления и практических умений, помогают развивать экономически грамотное, а также нравственно обусловленное поведение.
Личность в экономической культуре
Не менее важную роль в экономической культуре личности принято отводить экономическому мышлению, дающему возможность изучать первопричины и сущность хозяйственных явлений и процессов, а также верно применять изученные ранее экономические понятия, подвергать анализу определенные экономические ситуации.
Социально-психологические качества участников хозяйственной деятельности во многом оказывают влияние на выбор примеров и паттернов поведения в экономике, а также на эффективность разрешения тех или иных хозяйственных задач. Ориентированность личности принято характеризовать посредством социально значимых ценностей и общественной установки.
Экономическую культуру индивидуума возможно увидеть, если рассмотреть систематический комплекс его личностных свойств и качеств, который характеризует итог его персонального участия в том или ином виде деятельности.
Уровень культуры конкретно обозначенного человека в сфере экономики можно подвергнуть оценке по сумме всех его хозяйственных качеств. В реальности экономическая культура зачастую попадает под влияние образа жизни, традиций, менталитета, свойственных некому конкретному этносу. В связи с этим, как образец либо тем более идеал, не стоит использовать какую-либо чужеродную модель существования и развития экономики.
Для нашей страны, вероятнее всего, наиболее близкой является европейская модель общественно-хозяйственного развития, которая является наиболее гуманной и лояльной, нежели американская либо азиатская (в частности японская), которая основывается на ценностях духовной культуры Европы и состоит из широкой системы мер по социальной защите населения своей страны.
Хотя стоит отметить, что и данная модель может быть использована лишь с непременным учетом тенденций и особенностей развития национальной отечественной культуры России, так как в ином случае говорить об экономической культуре и ее роли не имеет никакого определенного смысла.
Функции экономической культуры
В связи с тем, что экономическая культура является системой, то вполне логично, что она занимается выполнением ряда нескольких важных функций, о которых будет сказано далее.
Экономическая культура
Экономическая культура — совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.
Экономическая культура не существует сама по себе, вне ткани социальных и политических структур, культурных форм и структур самосознания. Экономическая культура, подобно культуре политической, встроена в определенный образец ориентации на экономические действия.
Общество, в котором жили античные философы Платон, Аристотель, представлено ими как «общество-государство», характерной чертой которого была нерасчлененность, нераздельность. Понятия экономическая и политическая система, власть и собственность не дифференцировались, они, как правило, совпадали друг с другом.
В ближневосточной модели мира середины 1 тыс. до н. э. выделяют три основных аспекта экономической культуры. К первому аспекту относится «вещесозидательная», производственная деятельность человека, в которой наибольшее внимание уделяется строительной активности главных действующих сил, особенно царей.
Второй аспект связан с «вещераспределительной» деятельностью, направленной на получение военной добычи и дани. Причем, севере потребления вещи уделяется большее внимание, чем ее производству, изготовлению.
Б третьем аспекте вещь, как и хозяйственная деятельность предстает силой, способной активно воздействовать на человека и людские общности. Активная, Бездействующая роль связывается с войной, с военным действием.
«Вещераспределительный» аспект обнаруживает в себе древний архетип перераспределительства, возникший в эпоху неолитической революции, когда произошло обособление скотоводства и землепашества. Кочевники, как отмечает А. С. Панарин, «создали эффективную перераспределительную культуру мирового масштаба и глобальных амбиций».
Один из первых, кто выдвинул теорию хозяйства (домоводства), был Ксенофонт. Его работа «Домострой» («oikonomikos»)»He что иное, как свод советов по рациональному ведению домашнего хозяйства, а также земледелия. Самым благородным занятием объявляется земледелие, которое позволяет наилучшим образом заботиться о себе, друзьях и отечестве. Забота об отечестве является не менее важным делом, чем первое.
В эпоху средневековья экономическая культура, как и общественно-государственная жизнь в целом, пронизывалась религиозно-теоцентрическим мировоззрением и интерпретировалась в духе догматов Священного Писания. Экономическая культура еще не была структурирована в качестве самостоятельной, автономной системы.
За всю историю человечества можно установить два основных способа экономического воспроизводства. Соответственно определяются две основные формы или модели экономической культуры.
Экономический процесс может осуществляться в форме «централизованно управляемого хозяйства», т. е. регулироваться планами одного составителя планов. Если экономическая ячейка невелика, и один человек в состоянии руководить ею, как это имеет место в небольшой замкнутой семье, то речь идет о «собственном натуральном хозяйстве» (пример » «Домострой»). Или же ситуация, в которой экономический процесс планируется в масштабах целой нации. Здесь необходим административный аппарат. Эти разновидности относятся к культуре централизованно управляемого хозяйства.
Другой базовой моделью является экономическая культура рыночного хозяйства, в которой многочисленные индивидуальные хозяйства-предприятия и домашние хозяйства самостоятельно разрабатывают планы, вступают в экономические отношения между собой в формах рынка, функционируют по принципу самоорганизации. Координация действий хозяйствующих субъектов осуществляется через цены и другие составные рыночного механизма (спрос и предложение, конкуренция). Данная экономическая культура стала утверждаться в результате великих социальных революций XVI-XVIII вв.
Перекликаются с этим рассуждением мысли А. Смита (1723-1790), наиболее яркого представителя шотландской школы.
«Человек» писал А. Смит,- обычно рассматривается государственными деятелями и прожектерами как некий материал для политической механики. Прожектеры нарушают естественный ход человеческих дел, надо же предоставить природу самой себе и дать ей полную свободу в преследовании ее целей и осуществления ее собственных проектов. Для того, чтобы поднять государство с са-
мой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей. Все правительства, которые насильственно направляют события иным путем или пытаются приостановить развитие общества, противоестественны, чтобы удержаться у власти, они вынуждены осуществлять угнетение и тиранию».
Смит в своих исследованиях большое внимание уделил природе человека, соотношению человека и общества и, соответственно, общества и государства. Разработка концепции «человека экономического» привела А. Смита к формулировке всемирно известного принципа «невидимой руки». Он убеждал своих читателей, что личный стимул является мощным фактором экономического прогресса. Главным мотивом хозяйственной деятельности человека в классической школе политэкономии признавался своекорыстный интерес. Человек реализует этот интерес только тогда, когда оказывает услуги другим людям, предлагая в обмен свой труд и продукты труда. «. В этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем и не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действительным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится сделать это».
Экономическая сфера стала разрывать узы, стягиваемые политическим фактором, выходить из подчинения непосредственным потребностям, жесткой регламентации со стороны государства. Экономика, гражданское общество в новых капиталистических условиях стали приобретать статус всеобщего, числящегося раньше за политикой, государством. Соответственно изменяется содержание структурных компонентов экономической культуры.
В гражданском обществе понятие человек выражает частный интерес, имеющий как производственные, так и потребительские аспекты, и носит экономический характер. Человек в качестве производителя и потребителя представляет экономическую сферу общества, персонифицирует ее, становится человеком экономическим, действующим свободно и самостоятельно, руководствуясь собственным интересом и принципом выгодности.
Человек экономический отвечает в наибольшей степени тенденции к преобладанию «формальной рациональности», соответствует) по Веберу, «целерациональному тину действия». Рациональная установка утвердилась в силу экономической необходимости. Каждодневному решению экономических задач обязано человечество своей начальной подготовкой в области рационального мышления и поведения. Вся логика начинает строиться по образцу экономических решений.
Человек экономический инициирует рационализацию способа ведения хозяйства, управления во всех сферах социальной жизни. В свою очередь, этот процесс оказывает обратное воздействие — рационализирует образ мышления людей, способ их чувствования и образ жизни в целом. В. Зомбарт (1863-1941) отмечает в своей работе «Буржуа»: «В той мере, в какой требовался экономический рационализм, его создание сделалось самостоятельной деятельностью, осуществляемой в виде основной или добавочной профессии. Многие тысячи людей занимаются ныне ни чем иным, как измышлением и проведением в жизнь наилучших методов ведения дел, начиная с профессоров и кончая полчищами бухгалтеров-ревизоров, калькуляторов, регистраторов и фабрикантов самых усовершенствованных счетных машин. Порождается массовый интерес к усовершенстванию деловых методов, колоссальная энергия направляется по этому пути».
Экономический рационализм, следовательно является неотъемлемой чертой современной экономической культуры, т. е- культуры «рыночного хозяйства».
Характеристика экономической культуры «рыночного хозяйства» будет неполной без рассмотрения основных компонентов экономической демократии.
Современная экономика в 80-е гг. вступила в новую стадию, которая получила название «иннова-п,ионной». В последней четверти XX в. новая технологическая революция, всеобщая компьютеризация, информатизация общества, интеллектуализация хозяйства немыслимы без творческой личности. В этом отношении свобода в экономической, интеллектуальной, политической, культурной областях для главного субъекта общественных отношений продвинулась далеко вперед. Творческое начало начинает приобретать первенствующее значение в мотивации трудовой деятельности. А это огромная армия труда: доля тех, чья деятельность связана главным образом с творческим трудом, приближается в индустриально развитых странах и половине всей рабочей силы.
Формируется новая система так называемой «экономики участия» («система участия», «демократия участия»). По-новому ставится проблема мотивации человека труда, включая в себя создание условий для полноценного проявления его творческого потенциала, участия работника в процессе принятия решений.
К основным формам системы участия относятся: а) участие в прибылях или «успехе предприятия»; б) в собственности; в) в управлении.
Участие в прибылях. Стратегия подчинения и жесткого контроля, которая сложилась в классической модели социально-экономического развития, стала переходить к стратегии «вовлечения» и партнерства. Изменения произошли в системе оплаты.
Участие в собственности. Какие бы системы материального стимулирования ни вводились, экономическая демократия не наполнится реальным содержанием без наделения работника статусом «владельца собственности». Опросы свидетельствуют о том, что 70% работников желали бы работать в компаниях, которыми совладеют или полностью владеют сами работники.
Задача создания механизма саморегуляции общественного воспроизводства заставляет наиболее развитые государства изменять роль мелкого собственника и акционера. В новом свете предстают проблемы занятости, социальной структуры, отношения собственности. Государство целенаправленно стало стимулировать мелкое и мельчайшее предпринимательство, а также расширять институт индивидуального акционера. Все индустриально развитые страны имеют государственные программы развития мелкого и среднего предпринимательства, что предполагает различные налоговые льготы и условия кредитования.
Неэксплуататорский характер собственности.. увеличение доли труда не по найму прослеживаются в акционерном коллективном партнерстве. Широкое распространение получило совместное владение собственностью в формах акционерного, кооперативного, арендного, посреднического капитала, менеджерства и т. д.
Экономическая революция решает как минимум проблему децентрализации и демократизации собственности. Под децентрализацией собственности понимается распространение акционерного капитала корпораций среди граждан.
Становление нового субъекта производственных отношений, совмещающих в одном лице работника и хозяина, происходит и благодаря процессу демократизации собственности. Под демократизацией собственности понимается создание различных форм коллективной собственности, т. е. переход компаний в собственность работников наемного труда.
Участие в управлении. Создание коллективной собственности неотделимо от проблемы власти и контроля. Начавшийся процесс демократизации собственности влечет за собой и демократизацию управления.
Контроль над использованием средств производства есть обязательный элемент самоуправления непосредственных производителей.
Где бы ни осуществлялись эти основные принципы, в каждой стране имеется своя, явно выраженная «национальная специфика». Так же свою специфику будет иметь Россия при переходе к рыночным отношениям. Российский путь не может стать путем «третьего Рима», за какой ратуют славянофилы, но нельзя не учитывать и российские особенности. К ним можно отнести следующие: громадная территория, многонациональный и полирелигиозный состав населения; 70 лет существования тоталитарного общества с доведенной до «совершенства» планово-командной экономикой; исторически сложившийся антисобственнический, антирыночный менталитет населения; социально-иждивенческая, уравнительная психология; сверхмилитаризованная структура экономики, громадный вес в ней добывающей промышленности и крайне неэффективное сельское хозяйство.
Перестройка отношений собственности, которая наблюдается в сегодняшней России, необходима для того, чтобы людей сделать хозяевами средств производства, собственниками произведенной продукции. Для того, чтобы свободно распоряжаться продуктами своего труда, свободно выбирать покупателя и свободно определять условия продажи, человек должен стать субъектом экономики, что и происходит в условиях действующего рыночного механизма. Только в повой экономической среде, в среде полнокровного рынка, появится и субъект политики на уровне человеческой личности. Экономически свободный человек обладает полнотой прав и свобод. Жестко централизованной экономике с необходимостью соответствует административно-командная система с тоталитарными политическими структурами, в которой человек всегда «винтик», «элемент», «средство». Личность не представляет самостоятельного значения, исходной величиной является коллектив, а точнее, община, «центр». Такому состоянию соответствует натуральная форма хозяйствования.
Коренное преобразование в отношениях собственности, поиски оптимального соотношения власти и собственности, нахождение той меры допустимого вмешательства политики и политиков в экономические процессы, создадут реальные возможности для становления и укрепления современной экономической культуры, что позволит России стать составной, органической частью цивилизованного мира.