Что значит чумное кладбище
Чумные кладбища Москвы: какие из них дожили до наших дней
Чума, именовавшаяся в народе «чёрной смертью», впервые пришла в Москву в 1654 году и унесла на тот свет жизни свыше 150 тысяч горожан. Когда в 1771 году она вернулась, люди были не на шутку перепуганы. Настолько, что не ходили на похороны погибших от болезни, окуривали места, где находился больной и даже предавали огню дорогу, по которой шла похоронная процессия с чумным покойником. Хоронили умерших чумных больных на отдельных кладбищах.
Чёрная смерть
Свирепствовавшая в Москве в XVIII веке эпидемия чумы имела воистину катастрофические масштабы. Стремительно распространявшаяся инфекция беспощадно губила людей и сеяла панику. Пытаясь остановить рост числа заболевших, в город из Санкт-Петербурга прибыл граф Григорий Орлов.
Удержать ситуацию под контролем и избежать волнений удалось благодаря стараниям Григория Орлова, который ужесточил наказание за сокрытие больных, учредил премию за донос на заражённую личность, увеличил жалование врачам, очистил город от бродячих животных и мусора. Кроме того в 1742 году в качестве границы Москвы был объявлен обнесённый рвом Камер-Коллежский вал, за которым были выделены специальные участки для захоронения жертв чумы, коих запрещалось предавать земле в пределах города.
Так появились Миусское, Преображенское, Ваганьковское, Введенское (католико-протестантское), Даниловское, Пятницкое, Рогожское, Калитниковское кладбища, а также не сохранившиеся до XXI века Дорогомиловский и Лазаревский погосты.
Если в век своего основания эти кладбища располагались за городом, то в наше время они являются частью исторического центра Москвы.
Миусское кладбище
Ныне теснящееся между трамвайными путями и жилыми домами Миусское кладбище в прошлом занимало свободный пригорок близ местности Миусы, от которой и получило своё название.
Воздвигнув на кладбище деревянную церковь в честь Софьи-мученицы и трех ее дочерей: Веры, Надежды и Любови, городское начальство дало добро на захоронение здесь людей, умерших от беспощадной чумы.
Несмотря на это в его пределах весьма затруднительно обнаружить надгробия XVIII века, поскольку в 1800 году, из-за обветшания церкви было принято решение сровнять с землёй Миусское кладбище.
Распоряжение градоначальника, графа Ивана Салтыкова было приведено в исполнение, однако, через 23 года купец Иван Кожевников, чьи предки покоились на данном кладбище, отстроил в камне церковь святой Софии, и москвичи стали вновь обретать здесь последний покой.
Даниловское кладбище
Получившее название от одноимённой слободы Даниловское кладбище считается местом крупнейшего чумного захоронения москвичей. Для его основания в 1771 году была выделена территория за границами города, и состояла она из двух участков: Центрального, предназначенного для умерших от болезни православных, и Мусульманского, где должны были покоиться ставшие жертвами чумы приверженцы ислама и иных религий.
До революционных преобразований Даниловское кладбище считалось последним пристанищем мещан, ремесленников и купцов, среди которых значились представители прославленной фамилии Третьяковых. К слову под могильной плитой их семейного захоронения отсутствуют останки основателя известной художественной галереи, поскольку в 1948 году они были перенесены на более престижное по советским меркам Новодевичье кладбище.
Центральная часть этого кладбища располагает сохранившимися по сей день старинными купеческими надгробиями и памятниками. Здесь же возвышаются действующий храм Сошествия Святого Духа и церковь Николая Чудотворца.
Кстати в 1952 году на Даниловском кладбище была предана земле Матрона Никонова, но после причисления к лику святых, её мощи были доставлены в расположенный на Таганке Покровский монастырь. Правда, несмотря на это, верующие по традиции приходят к месту её первого захоронения, чтобы забрать с собой горсть земли.
Пятницкое кладбище
Пятницкое кладбище появилось на карте московского региона в 1771 году и раскинулось оно за Камер-Коллежским валом, сражу же за Крестовской заставой, из-за чего первоначально и именовалось Крестовским кладбищем.
Своё нынешнее наименование оно получило после того, как в 1772 году здесь была построена деревянная церковь во имя Параскевы Пятницы, впоследствии заменённая Храмом Живоначальной Троицы. К слову на этом небольшом по размеру кладбище располагается ещё и церковь святого Симеона Персидского, возведённая в 1915 году.
В наши дни на Пятницком кладбище практически не осталось богатых памятников, известных в прошлом не только своим убранством, но и остроумно-философскими эпиграммами. В 30-е годы XX века большинство плит с этого погоста были сняты и использованы в дорожном строительстве. Кстати, московские старожилы утверждают, что надгробия с этого кладбища пошли на строительство знаменитого «дома на набережной» на улице Серафимовича.
Ваганьковское кладбище
Ваганьковское кладбище было устроено в 1771 году графом Григорием Орловым в близлежащем к Москве селе Новое Ваганьково на месте функционировавшего с 1696 года погоста. Стремительно разраставшееся из-за огромного количества жертв чумы, данное кладбище, в 1830 году приросло небольшой новой зоной, где предавали земле людей, умерших от последствий холерной эпидемии.
На сегодняшний день Ваганьковское кладбище является самым крупным погостом столицы площадью более 50 га, на территории которого возвышаются храм Воскресения Словущего, церковь Андрея Первозванного и ещё 259 объектов культурного наследия.
И хотя изначально этот погост не считался престижным, со временем он превратился в место захоронения представителей творческой интеллигенции, к могилам которых проложены экскурсионные маршруты.
Характерной чертой Ваганьковского кладбища является наличие на нём общих могил, в которых покоятся жертвы битвы при Бородине 1812 года, массовой давки на Ходынском поле 1896 года, Большого террора 30-х годов XX века, обороны Москвы во время Великой Отечественной, путча 1991 года, теракта на Дубровке 2002 года.
Рогожское кладбище
Рогожское кладбище было разбито в районе одноимённой заставы и с разрешения императрицы Екатерины II стало местом захоронения умерших от чумы старообрядцев. Оно располагалось вблизи деревни Ново-Андроновка, где проживали христиане, не принявшие церковные реформы Никона.
Именно поэтому к 1823 году вокруг кладбища образовалось колоритное староверческое поселение с целым комплексом жилой и религиозной архитектуры.
После 1917 года советские власти стали тайно хоронить на нём жертв политических репрессий, а после войны последний приют здесь обрели солдаты, умершие в московских госпиталях.
Преображенское кладбище
Другим центром старообрядчества было Преображенское кладбище, где до начала XX века хоронили исключительно федосеевцев, а после Великой Отечественной войны сюда стали привозить усопших из брачного поморского и филипповского согласия. На данном погосте имеются два действующих храма и крупнейший в столице Воинский мемориал погибших в 1941-1945 годы.
Где в Москве хоронили умерших от чумы
Москву с XV по XVIII столетия неоднократно посещали эпидемии «черной смерти», унесшие жизни сотен тысяч человек. Сегодня многих кладбищ где хоронили жертв чумы в столице уже не существует, однако сами захоронения остались. Чем это может нам грозить?
Редкая гостья
Чума, не раз появлявшаяся в границах Российского государства, редко прорывалась в его внутренние районы, нечасто «черная смерть» посещала и Москву. Однако в 1771-73 годах она отыгралась за всё сполна. Чуму принесли вернувшиеся с Молдавии российские войска. В августе 1770 года она достигла Брянска и вскоре появилась и в Первопрестольной. «Мор распространялся как пламя, гонимое ветром», – отмечали современники.
Очаг чумы разгорелся на Большом суконном дворе, расположившемся за Москвой–рекой у Каменного моста. Администрация города, видимо, не осознав всей опасности ситуации, пыталась скрыть мор: фабричных рабочих хоронили тайно по ночам, даже не намереваясь ввести карантин. Зараженные чумной палочкой мастеровые с суконного двора разбредались по всей Москве, разнося смертельную бациллу.
Очень быстро чума перекинулась через реку к центральной части города, сея среди недоумевавшего народа панику. Некоторые москвичи укрывались в подмосковных имениях, что только расширяло границы эпидемии. Люди ежедневно умирали тысячами, мертвецами были завалены дома и улицы. Городские власти вынуждены были прибегнуть к помощи осужденных, которые выволакивали крючками из домов «зачумленных» и погибших от заразы, «вываживали» их за город и зарывали в большие общие могилы без отпевания и церковных обрядов.
Московский генерал-губернатор Петр Салтыков отчаявшись справиться с эпидемией просто сбежал в свое родовое имение Марфино, за ним последовали другие важные чины. В оставшемся без власти городе начался «чумной бунт». Только приехавший по приказу Екатерины Григорий Орлов смог взять ситуацию под контроль. Однако последствия эпидемии были катастрофические: чума забрала жизни около 100 тысяч москвичей – почти половины населения Первопрестольной.
Следы минувших дней
Гуляя сегодня по московским паркам, заглядывая в торговые центры и даже проживая в элитных комплексах мы и не подозреваем, что они располагаются на месте старых кладбищ. В Москве было принято хоронить возле приходских церквей и монастырей, вплоть 1657 года захоронения производились на территории Кремля. И на каждом погосте могли быть захоронены «чумные», – уверены историки.
Многие кладбища были разрушены Петром I, а позднее Елизаветой Петровной. Императрицу в первую очередь беспокоила эстетика: могилы портили ландшафт на пути от дворца на Яузе к Кремлю. Их было велено сравнять с землей, а надгробные камни пустить на строительство новых и ремонт старых церквей. Однако захоронения остались.
В 1771 году в разгар эпидемии чумы Екатерины II в соответствии с указом Сената предписала «умерших от болезни (чумы) по городам при церквах не хоронить, а отвести для них особые кладбища за городом на выгонных местах, где способнее, и построить на оных на первый случай хотя небольшие деревянные церкви».
И вскоре за пределами Москвы, за Камер-Коллежским валом, появляются новые кладбища: Армянское, Дорогомиловское, Миусское, Пятницкое, Даниловское, Калитниковское, Семёновское, Преображенское, Рогожское. Из них только Семёновское стало «нечумным». Если в XVIII веке эти кладбища находились за чертой города, то сегодня это ближайшие к центру районы, расположенные всего в паре километров от Садового кольца.
Впоследствии большинство «чумных» кладбищ были закрыты, другие пришли в запустение. В советское время в связи «с застройкой и освоением бывших окраин города» целый ряд кладбищ был уничтожен. Только останки некоторых известных личностей перенесены на территорию Новодевичьего, Востряковского и Ваганьковского кладбища. Остальные погребены навеки.
Забытые могилы
Среди сохранившихся кладбищ одним из самых больших, где были захоронены погибшие от эпидемии чумы, было Миусское. Другим крупным кладбищем с «чумными» могилами являлось Дорогомиловское, однако у него иная судьба. Захоронения на нем продолжались вплоть до 1930-х годов, но в конце 40-х на его месте возвели элитный жилой квартал для партийной номенклатуры. Находившаяся там церковь святой Елисаветы, как и все захоронения, была уничтожена.
Территория Дорогомиловского погоста располагалась вдоль современной набережной Тараса Шевченко, от моста «Багратион» до строений под номером 12 по Кутузовскому проспекту. По некоторой информации в перспективе прилегающие к месту бывшего кладбища территории могут быть отданы под элитную застройку.
Нет сегодня и Лазаревского кладбища в Марьиной роще. На его месте разбит Детский парк «Фестивальный». Свою историю захоронение ведет с 1657 года. Созданное как кладбище для бедняков, в 1771 году Лазаревский погост стал одним из мест массового погребения умерших в ходе московской эпидемии чумы. Территория кладбища пришла в запустение с начала XX века, а в 1932-м было принято решения реорганизации территории. На новые места была перенесена лишь малая часть захоронений, о большинстве могил никто не позаботился.
Где же еще могут быть захоронены умершие в результате эпидемии чумы? К примеру, на самом крупном из некрополей допетровской эпохи, который находился на Манежной площади: там при строительстве подземного торгового центра обнаружили более 600 захоронений, где вполне могли быть «чумные» могилы XV-XVI столетий. Историки полагают, что в средневековой Москве существовали благоприятные условия для масштабных эпидемий чумы. Огромный город был застроен деревянными домами, среди которых преобладали мелкие лавки и лачуги, где царила грязь и антисанитария, способствовавшие распространению заразы.
Есть ли опасность?
Сегодня прежде чем вести раскопки или строительство на месте «чумных» и «холерных» кладбищ необходимо получить разрешение у санэпиднадзора. Недавно в Ленинском районе Московской области возникла ситуация, когда из-за необдуманных действий застройщика возникла угроза затопления Булатниковского кладбища, где расположены в том числе и «чумные» захоронения 1770-х годов. Местные депутаты всерьез обеспокоились.
Неужели возбудители чумных эпидемий прошлого до сих пор могут таить в себе угрозу? Некоторые специалисты говорят, что бактерии чумы живут не более 2-3 лет, и все они с точки зрения выноса инфекции безопасны. Другие утверждают, что даже под камнями и асфальтом, в местах где сохранились «чумные» могилы, споры этой страшной болезни могут таить опасность до 300 лет. Существует теория, что на старых чумных кладбищах возбудители в клетках с плотной оболочкой и сниженным обменом веществ могут жить в стадии резервации в ожидании благоприятного момента десятилетиями, а возможно и столетиями.
Эпидемиолог Михаил Супотницкий в своей книге «Черная смерть» пишет, что предполагаемый хозяин Yersinia pestis (чумной палочки) – одноклеточные почвенные животные, амебы. Со слов ученого, наличие в них паразитирующих чумных бацилл было доказано с помощью методов молекулярной диагностики. И в таких условиях возбудитель чумы продолжает поддерживаться неопределенно долго. Обнадеживает лишь то, что с 1979 года в России не было зафиксировано ни одного случая заболевания чумой.
Чумные кладбища Москвы
В описании некоторых московских кладбищ можно увидеть жуткое слово «чумное». В этой статье поговорим о том, что это значит, и разберемся в истории вопроса.
Чума представляет собой высоко заразное инфекционное заболевание. Состояние больного всегда очень тяжелое, поражаются лимфоузлы, внутренние органы, наблюдается лихорадка и сепсис. Возбудителем болезни является чумная палочка, которая была открыта только в 1894 году. Переносчики чумы — блохи и грызуны: сурки, суслики, мыши, крысы, песчанки, а также зайцеобразные, иногда кошки и верблюды. Основные формы чумы — бубонная и легочная, раньше смертность достигала до 95% и 100% соответственно. Фрагменты возбудителя легочной формы чумы встречаются в ископаемых останках III века до нашей эры.
В настоящее время в мире ежегодно фиксируется порядка 2,5 тысячи случаев заражения различными штаммами чумы, но летальность составляет около 7%.
Вторая, одна из самых крупных эпидемий чумы, произошла в Москве уже в XVII веке, а именно в 1654 году. Она унесла почти половину жителей Москвы, порядка 150 тысяч человек. Заразившись, человек умирал через несколько дней. В начале эпидемии ежедневно умирали сотни горожан, в разгар эпидемии — тысячи. Считалось, что заразиться можно по воздуху, в качестве обеззараживания использовали окуривание помещений и улиц дымом или химикатами. Огонь был самым верным методом. Случалось, что сжигались целые участки пути, если по дороге знатные особы встречали чумного покойника. Опасной считалась даже зола на пепелище.
Уже во время московской эпидемии XVII века умерших запрещали хоронить на общественных кладбищах, возле церквей, в черте города или села.
Эпидемия чумы 1771 года
Самая страшная эпидемия чумы в Москве разразилась в 1771 году. Русские войска, проходившие через зараженную Мордовию во времена войны с Турцией 1768-1774 годов, принесли на себе блох с чумной палочкой. Первые очаги заражения были отмечены в Брянске в 1770 году, а затем в Москве. Вместе с тысячами умирающих чума принесла в город пожары, погромы, панику и массовые беспорядки. В городе произошел Чумной бунт. Представители элиты массово бежали из города, охваченного болезнью, они скрывались в своих подмосковных имениях, разнося болезнь за город.
Покойников не отпевали, на их могилах устанавливали безымянные кресты. 6 октября 1771 года Московской духовной консисторией был издан указ, который запрещал хоронить чумных покойников рядом с населенными пунктами, дорогами. Закапывать трупы следовало в глубоких ямах. Хоронили зараженные тела арестанты, заключенные и каторжники. Есть данные о том, что некоторые могилы во избежание распространения инфекции засыпали известью.
Переломным моментом в истории чумной Москвы стал приезд из Петербурга Григория Орлова. Граф Орлов смог навести порядок в городе и спустя время спас Москву от чумы. Орлов ввел наказание за сокрытие больных в виде пожизненной каторги, учредил премию за донос о заболевшем. Доктора получали двойное жалованье, а в случае смерти врача, его семья получала пенсию. На окраинах города появились специальные карантинные больницы, но лечить больных разрешалось и на дому.
Все имущество человека, умершего от чумы, сжигалось. Москва подверглась грандиозной чистке, все дома и улицы были очищены от хлама и бродячих животных. Камер-Коллежский вал, учрежденный в 1742 году как граница Москвы был обнесен рвом. Хоронить кого-либо в пределах этого кольца стало запрещено.
Образование чумных кладбищ
За пределами Камер-Коллежского вала были выделены специализированные участки, на которых следовало хоронить умерших от чумы. Эти участки получили название «чумные кладбища». Некоторые были организованы на месте небольших действующих погостов за городом, какие-то образовывались на пустырях. В 1771 году были созданы московские кладбища, действующие и сегодня: Армянское, Миусское, Пятницкое, Даниловское, Калитниковское, Преображенское, Рогожское, Ваганьковское. Еще одним крупным кладбищем, созданным в 1771 году, было Дорогомиловское, уничтоженное в 1940-х годах. На территории современной Марьиной Рощи находилось Лазаревское кладбище, где хоронили бедняков и тех, кто умер от инфекционных заболеваний. В 1771 году этот погост также стал одним из мест массового захоронения умерших от эпидемии. Кладбище было ликвидировано в 1937 году.
После того, как эпидемия в Москве стихла, на чумные кладбища никто не приходил, все боялись заразиться. Но прошло время, и на этих погостах стали проводить обычные похороны.
Сегодня, ввиду того, что Москва постепенно расширяла свои границы, кладбища, созданные в 1771 году, находятся близко к центру. Все они являются закрытыми для свободных захоронений, погребения возможны только в родственные могилы.
При проведении строительных работ, в городе находят старые братские захоронения, предположительно сохранившиеся со времен эпидемии 1771 года. Некоторые ученые считают, что останки болевших чумой могут представлять опасность до 300 лет. Тем не менее, ни разу не было заявлений о заражениях от вскрытых чумных могил в Москве.
Чумные кладбища в Москве
На третий день бесчинств в Москву прибыл Григорий Орлов с войсками. Бунт был подавлен самым жесточайшим образом, телесным наказаниям подвергались все, кто попадал в руки солдат, без разбора. Четверых горожан по случайному выбору казнили через повешение, для устрашения прочих. Тех, кто укрывал больных отправляли на вечную каторгу, а доносчикам выплачивалась солидная сумма в 20 рублей (очень большие деньги по тем временам).
Некоторые из этих погостов позже были ликвидированы, на их месте возведены жилые районы, больницы, школы и другие сооружения городской инфраструктуры. Но, Армянское, Миусское, Пятницкое, Даниловское, Калитниковское, Преображенское, Рогожское и Ваганьковское кладбища функционируют до сих пор.
Некоторые из ученых эпидемиологов считают, что останки умерших от чумы могут представлять из себя опасность и по прошествии 300 лет. Однако нет данных о вспышках «черной смерти», возникших при вскрытии «чумных» могил, чего было не избежать во время проведения строительных работ на местах, где раньше размещались «чумные погосты».
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.
Чумные кладбища Москвы: какие из них дожили до наших дней
Чума, именовавшаяся в народе «чёрной смертью», впервые пришла в Москву в 1654 году и унесла на тот свет жизни свыше 150 тысяч горожан. Когда в 1771 году она вернулась, люди были не на шутку перепуганы. Настолько, что не ходили на похороны погибших от болезни, окуривали места, где находился больной и даже предавали огню дорогу, по которой шла похоронная процессия с чумным покойником. Хоронили умерших чумных больных на отдельных кладбищах.
Чёрная смерть
Так появились Миусское, Преображенское, Ваганьковское, Введенское (католико-протестантское), Даниловское, Пятницкое, Рогожское, Калитниковское кладбища, а также не сохранившиеся до XXI века Дорогомиловский и Лазаревский погосты.
Миусское кладбище
Ныне теснящееся между трамвайными путями и жилыми домами Миусское кладбище в прошлом занимало свободный пригорок близ местности Миусы, от которой и получило своё название.
Воздвигнув на кладбище деревянную церковь в честь Софьи-мученицы и трех ее дочерей: Веры, Надежды и Любови, городское начальство дало добро на захоронение здесь людей, умерших от беспощадной чумы.
Несмотря на это в его пределах весьма затруднительно обнаружить надгробия XVIII века, поскольку в 1800 году, из-за обветшания церкви было принято решение сровнять с землёй Миусское кладбище.
Даниловское кладбище
Получившее название от одноимённой слободы Даниловское кладбище считается местом крупнейшего чумного захоронения москвичей. Для его основания в 1771 году была выделена территория за границами города, и состояла она из двух участков: Центрального, предназначенного для умерших от болезни православных, и Мусульманского, где должны были покоиться ставшие жертвами чумы приверженцы ислама и иных религий.
Центральная часть этого кладбища располагает сохранившимися по сей день старинными купеческими надгробиями и памятниками. Здесь же возвышаются действующий храм Сошествия Святого Духа и церковь Николая Чудотворца.
Кстати в 1952 году на Даниловском кладбище была предана земле Матрона Никонова, но после причисления к лику святых, её мощи были доставлены в расположенный на Таганке Покровский монастырь. Правда, несмотря на это, верующие по традиции приходят к месту её первого захоронения, чтобы забрать с собой горсть земли.
Пятницкое кладбище
Пятницкое кладбище появилось на карте московского региона в 1771 году и раскинулось оно за Камер-Коллежским валом, сражу же за Крестовской заставой, из-за чего первоначально и именовалось Крестовским кладбищем.
В наши дни на Пятницком кладбище практически не осталось богатых памятников, известных в прошлом не только своим убранством, но и остроумно-философскими эпиграммами. В 30-е годы XX века большинство плит с этого погоста были сняты и использованы в дорожном строительстве. Кстати, московские старожилы утверждают, что надгробия с этого кладбища пошли на строительство знаменитого «дома на набережной» на улице Серафимовича.
Ваганьковское кладбище
Ваганьковское кладбище было устроено в 1771 году графом Григорием Орловым в близлежащем к Москве селе Новое Ваганьково на месте функционировавшего с 1696 года погоста. Стремительно разраставшееся из-за огромного количества жертв чумы, данное кладбище, в 1830 году приросло небольшой новой зоной, где предавали земле людей, умерших от последствий холерной эпидемии.
На сегодняшний день Ваганьковское кладбище является самым крупным погостом столицы площадью более 50 га, на территории которого возвышаются храм Воскресения Словущего, церковь Андрея Первозванного и ещё 259 объектов культурного наследия.
И хотя изначально этот погост не считался престижным, со временем он превратился в место захоронения представителей творческой интеллигенции, к могилам которых проложены экскурсионные маршруты.
Характерной чертой Ваганьковского кладбища является наличие на нём общих могил, в которых покоятся жертвы битвы при Бородине 1812 года, массовой давки на Ходынском поле 1896 года, Большого террора 30-х годов XX века, обороны Москвы во время Великой Отечественной, путча 1991 года, теракта на Дубровке 2002 года.
Рогожское кладбище
Рогожское кладбище было разбито в районе одноимённой заставы и с разрешения императрицы Екатерины II стало местом захоронения умерших от чумы старообрядцев. Оно располагалось вблизи деревни Ново-Андроновка, где проживали христиане, не принявшие церковные реформы Никона.
Именно поэтому к 1823 году вокруг кладбища образовалось колоритное староверческое поселение с целым комплексом жилой и религиозной архитектуры.
После 1917 года советские власти стали тайно хоронить на нём жертв политических репрессий, а после войны последний приют здесь обрели солдаты, умершие в московских госпиталях.
Преображенское кладбище
Другим центром старообрядчества было Преображенское кладбище, где до начала XX века хоронили исключительно федосеевцев, а после Великой Отечественной войны сюда стали привозить усопших из брачного поморского и филипповского согласия. На данном погосте имеются два действующих храма и крупнейший в столице Воинский мемориал погибших в 1941-1945 годы.