Что значит реквием по мечте
Что такое реквием? Что связывает этот жанр и фильм «Реквием по мечте»?
Что означает слово «реквием»? Может ли реквием быть фильмом? Существует ли поэма-реквием? Что связывает этот жанр и фильм «Реквием по мечте»?
Слово «реквием» имеет несколько значений. В прямом смысле это музыкальное произведение родом из католической мессы. В переносном — любой заупокойный ритуал, лишь косвенно связанный с религиозным служением.
Реквием как жанр
Произведение получило название по начальным словам канонического текста, сопровождавшего мессу по покойному (requiem aeternam с лат. — вечный покой). Первоначально этот жанр имел чёткую структуру и принадлежал к обрядовой музыке. С приходом эпохи барокко реквием теряет связь с богослужением и переходит в разряд духовных произведений, исполняемых на концертах по случаю траура. Из начальной формы композиторы стали брать только тексты для хора и солистов, но использовали их, нарушая традиционную последовательность частей.
В XX веке композиторы стали отходить от традиционной структуры и текстов этого жанра. Д. Кабалевский создаёт реквием, прославляющий подвиг советских воинов, на слова Р. Рождественского. Е. Фирсова берёт за основу текст поэмы «Реквием» А. Ахматовой. Британский композитор Джон Тавенер взял для своего сочинения фрагменты из неканонических для такого вида творчества Корана и древнеиндийского философского трактата Упанишады.
Реквием в культуре
В других сферах искусства данное понятие означает произведение, посвящённое памяти ушедших из жизни людей или траурным, трагическим событиям. Ярким примером в литературе стала поэма А. Ахматовой о жертвах политических репрессий эпохи правления И. В. Сталина. В мировом кинематографе существует несколько одноимённых фильмов, в том числе «Реквием по мечте» режиссёра Д. Аронофски. Кроме того, слово стало названием для ряда произведений рок-исполнителей, среди которых John 5, Lacrimosa, «Ария», Linkin Park, а также другие музыканты современности.
Что значит реквием по мечте
Малобюджетный, некоммерческий фильм Дарена Аронофски снят так, что зритель ни минуты не задумывается о необходимости спецэффектов, о сложных декорациях и прочей бутафории, так любимой создателями блокбастеров,— этого режиссеру просто не нужно. Важно иное, то, что скрыто внутри, то, что выворачивает наизнанку и не дает вернуться назад, потому что это было бы просто нелогично. «Реквием по мечте» — фильм, который не отпускает даже тогда, когда уже идут титры, когда черную реальность экрана разрывают белые буквенные комбинации. Это фильм о каждом из нас, о том, что каждый в первую очередь выставляет на первый план, чем живет и за что продается. Фильм о жизни в самом страшном ее проявлении, о пугающих формах человеческого бытия, о разрушенной дороге, по которой шагает сбившийся с верного пути странник.
«Реквием по мечте» — это кино о наркоманах, которые выбрали свой путь, каждый по-своему, но идут по нему вместе, потому что поодиночке у них не получится. Это особые люди, рядом с которыми, пожалуй, не очень хорошо смотрится Сара Голдфарб (Эллен Берстин), погребенная под осколками собственной мечты попасть на экран телевизора.
Сюжетно фильм поделен на две части, которые существуют параллельно, но сводятся к единому финалу — небытию, из которого невозможно вырваться. Молодой американец Гарри (Джаред Лето) из Бруклина, его подружка Мэрион (Дженнифер Коннели) из успешной семьи и их общий друг Тайрон (Марлон Уайанс) — три «опытных» наркомана, наслаждающиеся и опьяненные той жизнью, которую ведут. Они не потеряли очень для них важной черты — жажды наживы, причем наживы в традиционно американском понимании, когда успех дела зависит на 45% от собственных усилий, а на 55% — от везения. Цель жизни они видят не в душевной гармонии и внутреннем покое, но только в мутировавшем облике наркотических грез, стремятся получить удовольствие от каждого дня жизни, материальную выгоду и достичь сумасшедшего веселья. Гарри, Мэрион и Тайрон налаживают собственный бизнес по продаже наркотиков в Нью-Йорке, у них все получается, «счастье» преследует их на каждом шагу. Пачка за пачкой в скромную коробку из-под обуви падают зеленые эквиваленты благополучия. Мир для них ограничен рамками единственной идеи — идеи о богатстве как о высшем достижении человечества. Однако стоит заметить, что ни один из них не жаждет власти или поклонения, нет, им важно само обладание деньгами, а не результат их наличия. При этом создатель фильма очень аккуратно касается этого вопроса, сосредотачивая основное внимание на другой реальности, в которой существуют иные приоритеты.
Особое впечатление производит на зрителя та форма, в которой подаются эти две истории. Нетрадиционный способ съемок и монтажа, доведенная до абсурда игра со временем и, конечно же, абсолютно выводящая из равновесия музыка создают внутри фильма особую атмосферу, гармонично обрамляющую содержательное его наполнение. Фильм не оставляет равнодушным, он либо захватывает и больше не отпускает, либо сразу отпускает, заставляя выключить экран телевизора на третьей минуте.
Что такое реквием?
Что такое реквием
Реквием — одно это слово звучит торжественно и трагично. Изначально реквиемом называли заупокойную мессу в католической Церкви латинского обряда. Слово «реквием» происходит от латинского requies «покой», «упокоение». Реквием действительно звучит спокойно и печально.
Реквием в музыке
Реквием звучит не только на заупокойных мессах.
Сегодня это — многочастное сочинение для хора (часто также солистов и оркестра), зачастую оно не связано с богослужением и звучит в светских музыкальных учреждениях. Композиторы, которые писали музыка для реквиема брали за основу распеваемые тексты, в то время как на заупокойной службе некоторые молитвы декламируют или просто читают.
В богослужении реквием традиционно был сложен из мелодий григорианского хорала. Это хоровое сочинение даже не сопровождалось музыкой.
Эпоха позднего Возрождения внесла свои коррективы: параллельно с григорианским «культовым» реквиемом стали возникать композиторские (авторские) реквиемы, например, знаменитый реквием Моцарта, которые предназначался не для церемонии погребения, а для публичныз концертных выступлений. Тем не менее, каждый реквием был приурочен к трагическому событию (война, природные катаклизмы, массовая гибель людей).
Структура реквиема для богослужения:
Композиторский реквием мог также содержать:
Реквием в других видах искусства
Слово «Реквием» мы часто можем встретить в названии поэтических произведений. Все они посвящены памяти почивших. Анна Ахматова писала свой «Реквием» о жертвах политических репрессий, а худохник Павел Корин написал картину «Реквием (Русь уходящая)», известен также кинофильм «Реквием по мечте» (воспоминания о мечте). Фильм посвящен трагедии наркотической зависимости.
Реквием Моцарта. Слушать
Борьба, пассивность или бегство — какой путь выбрали герои фильма «Реквием по мечте»?
В семидесятые годы прошлого века французский ученый Анри Лабори обнаружил однотипность реакций на угрозу/препятствия всех живых существ, наблюдая за поведением подопытных крыс. Подытожил естествоиспытатель свои выводы в книге «Похвала бегству», а проиллюстрировал фильмом «Мой американский дядюшка», снятом Аленом Рене в 1980 году.
В фильме Даррена Аронофски «Реквием по мечте», вышедшим на экраны через 20 лет, можно увидеть те же реакции людей на проблемы, но изложенные другим образным языком. У Рене люди словно участвуют в эксперименте, бегая подобно лабораторным крысам по лабиринтам под невозмутимые комментарии самого доктора Лабори. У Аронофски — свой эксперимент. Две тысячи монтажных склеек меняются одна за другой — как в видеоклипах. Коллажи, крупные планы, расширенные зрачки, разделенный надвое экран, душераздирающая музыка Клинта Мэнселла.
Три реакции на проблемы
Три главы фильма «Реквием по мечте» — Лето, Осень и Зима показывают, как меняется реакция героев на жизненные трудности. Проблемы у всех четырех сходные: бездуховность и весьма скромный культурный багаж формируют у них очень незатейливые мечты.
Тайрон еще в детстве поклялся маме, что у него «будет все». Что такое это «все» в понимании не слишком интеллектуального темнокожего парнишки? Деньги, конечно.
Гарольд с Мэрион влюблены друг в друга и планируют открыть дизайнерский бутик: Мэрион увлечена моделированием одежды, а Гарри — увлечен своей «самой красивой девушкой на свете».
Сара Гольдфарб, пожилая мама Гарри, проводит досуг у телевизора в компании бутербродов и шоколадок. Ее мечта — попасть на телешоу и рассказать всему миру, какой великолепный у нее сын.
Глава первая, или Борьба
Как же борются герои фильма за свою мечту?
Гарри и Тайрон решают стать наркодилерами, продавая «разбодяженные» наркотики. Тайник с долларами пополняется на глазах.
Однако есть два нюанса. Вся молодая троица — наркоманы со стажем, жить без «дури» они не могут. Ассортиментом ребята не перебирают: пользуются всем, что можно вдохнуть, выкурить, проглотить, вколоть в вену. Борьба за светлое будущее заканчивается, когда «все, нажитое непосильным трудом», приходится отдать как залог для освобождения Тайрона из тюрьмы, а источник бесперебойной поставки наркотиков внезапно иссякает.
Мэрион приступает к заработку самым древним способом, скатываясь от оказывания интимных услуг неприятному знакомому до участия в оргиях с отвратительными персонажами.
Гарри и Тайрон отправляются в Майями — в надежде запастись там товаром. Хотя бы для себя, им уже не до продажи. Ломка дает о себе знать.
А в чем состоит борьба пенсионерки? Милая вдова Сара, получив приглашение на вожделенное телевизионное шоу, начинает яростную борьбу с лишним весом. Ведь надо втиснуться в любимое красное платье! Покойному мужу она в нем была симпатична, да и нет особых денег для покупки нового наряда. Телевизор — и тот у нее старенький, а сынок-наркоман с завидной регулярностью ворует из квартиры именно этот допотопный «гаджет», ведь больше никаких ценностей в бруклинском доме нет.
Сладкоежка Сара, быстро утомившись от суровой диеты «яйцо и половинка грейпфрута», обращается к диетологу. И сбросить-то ей нужно всего какие-то семь килограммов. А диетолог, ничтоже сумняшеся, прописывает ей сильнодействующее средство для похудения.
И старушка, понятия не имея, что проглатывает под видом розовеньких и голубеньких пилюль, день за днем скатывается в наркотическую зависимость. Пришедший с подарком (домашний кинотеатр!) сын, по скрежетанию зубами и необоснованной эйфории сразу понимает причину возбуждения и похудения матери. Что характерно: испуганный Гарри настойчиво увещевает маму бросить таблетки, а сам-то и не думает бросать свою смертельную привычку. Не может.
Глава вторая, или Пассивность
В пассивности обвинить можно Сару, когда она только и делает, что выкупает проданный старьевщику сыном телевизор. На замечание торговца Сара отвечает, что любит потомка и не собирается обращаться в полицию. А задуматься, почему чадо не работает, для чего ему постоянно нужны деньги, Саре не приходит в голову. Она тешит себя иллюзиями, когда временно разбогатевший на торговле смертью сын сообщает ей, что работает дистрибьютором (самое интересное, что он таки не врет, он занимается дистрибуцией зелья).
Пассивны ли молодые герои фильма? Да, когда бездумно проживают выдаваемые обеспеченными родителями деньги (Мэрион), когда бездельничают и не думают получить профессию (Гарри и Тайрон).
Зато все они очень деятельны, когда нужна очередная порция «химии».
Глава третья, или Бегство
И вот уже речь не идет о борьбе за мечту. Идет борьба за новую дозу. А с каждой дозой начинается бегство. От реальности. Согласно выводам Анри Лабори, бегство принимает разные формы: географическое, артистическое, химическое.
В такие времена побег — единственное средство, чтобы выжить и по-прежнему мечтать.
Географическое бегство — это не только «охота к перемене мест», это любые перемены: жилья, деятельности, возлюбленных, друзей.
Артистическое бегство — боль человека трансформируется в произведения искусства: тексты, музыку, живопись и т.п.
В случае четырех героев фильма речь идет о бегстве химическом. Химия — это не исключительно наркотики, это еще и алкоголь, никотин, снотворные, антидепрессанты и даже сладости. Что делает химическое бегство с организмом? Переориентирует его клеточный метаболизм. И вот уже человек не может жить без дозы. У той же Сары поначалу приятной «дозой счастья» были шоколадные конфеты, которые с легкой руки диетолога сменились реальной отравой.
Финал
В финале каждый из героев, проигравший в схватке с отравой, сворачивается в позу эмбриона. Психологи считают, что придвигая колени к туловищу и опуская голову, люди уходят в зону комфорта, оправляясь от пережитых за день стрессов.
Но какой уже комфорт может быть у несчастных? Похоже, что в позе зародыша каждый из них немо взывает: «Мама, роди меня обратно!»
Этот фильм хорошо было бы показывать в обязательном порядке в школах. Красивые люди. Неплохие, в сущности, люди — гибнут. От наркотиков.