Что значит человек с бульвара капуцинов
«Человек с бульвара Капуцинов» — история популярного фильма
23 июня 1987 года после шести лет на полке «Мосфильма» в советский прокат вышла картина Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов» — комедийный вестерн с Андреем Мироновым, Александрой Яковлевой, Николаем Караченцовым и Олегом Табаковым в главных ролях.
Kак снимался один из самых популярных отечественных фильмов.
Автором сценария фильма, жанр которого его авторы определили как «ироническая фантазия в стиле вестерна», стал Эдуард Акопов, придумавший историю про вымышленный американский город Санта-Каролина, куда прибывает из Европы мистер Фёст (англ. «первый», Миронов). Побывав на первых кинопоказах, организованных в Париже братьями Люмьер, он загорается идеей организовать кинотеатр в захолустье, жители которого только и делают, что напиваются в стельку в салуне. Заручившись поддержкой местных — певицы Дианы Литтл (Яковлева), хозяина бара Гарри МакКью (Табаков) и ковбоя Билли Кинга (Караченцов), герой Миронова демонстрирует посетителям первое в мире кино. Люмьеровское «Прибытие поезда» производит на завсегдатаев салуна такое сильное впечатление, что они забывают о пагубных привычках и не пропускают ни одного сеанса. Воцарившаяся идиллия длится недолго, а сила искусства имеет и обратную сторону — прибывший в Санта-Каролину мистер Сэконд (англ. «второй», Альберт Филозов) показывает местным киноманам низкопробные фильмы, чем снова ввергает городок в пучину порока и разврата
Натуру для съёмки искали, само собой, на территории Советского Союза — так декорации Санта-Каролины появились в Крыму, а точнее, на берегу Тихой бухты под Коктебелем. Известно, что из-за сильного ветра, бушевавшего в тех местах, все декорации едва не сдуло в море. Ведь вместо полноценных зданий выстроены были лишь фасады, подпираемые вбитыми в землю досками. Спасти макет удалось, однако для дальнейшей работы потребовалось значительно укрепить конструкцию. С реквизитом, как вспоминают участники съёмочного процесса, было непросто — даже в запасниках «Мосфильма» не нашлось всего необходимого для воспроизведения на площадке правдоподобного Дикого Запада. Отсмотрев огромное количество настоящих вестернов — классики жанра — Сурикова и её съёмочная команда начали буквально по крупицам собирать всё необходимое. Шляпы и прочие головные уборы шили специально для фильма, лошадиные упряжи пришлось одолжить на чешской киностудии. Удалось раздобыть даже табуретки из специального сверхлёгкого эквадорского дерева, из которого в голливудских вестернах делали мебель для эффектного битья о голову. Как результат — один из призов, доставшихся картине, был вручён с формулировкой «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства»
Исполнители главных ролей также определились не сразу. К примеру, на роль Дианы Литтл пробовались в том числе Ирина Розанова и Ольга Кабо, а выбирать в результате пришлось Андрею Миронову. Для него Сурикова смонтировала ролик с пробами нескольких претенденток — себе в партнёрши актёр выбрал Александру Яковлеву.
«Она была обворожительна и трудолюбива, часами до изнеможения репетировала танец, училась петь, вертеть кольт, скакать на лошади», — вспоминала Сурикова. Впрочем, петь за кадром всё же пришлось Ларисе Долиной
А вот Николай Караченцов наотрез отказался от каких-либо дублёров, заявив, что все трюки выполнит сам — и продолжал выполнять, даже сломав во время съёмок палец на ноге. На роль Билли Кинга претендовал ещё и Алексей Жарков, однако пробы Караченцова убедили режиссёра в том, что партия ковбоя написана именно для него.
В случае с Олегом Табаковым и таких сомнений не было, никого другого Сурикова в роли бармена МакКью не видела.
«Он придумал себе трубочки в ноздри, которые делали его нос широким, а лицо — «плюшевым», коварно-добродушным, — рассказывает Алла Сурикова в одном из интервью. — Думаете, это очень приятно — целый день существовать с «растопыренным» носом? А он терпел и улыбался!»
Не смогли принять участия из-за занятости в других проектах Фрунзик Мкртчян и Армен Джигарханян, которых режиссёр видела в образах вождя команчей и гробовщика соответственно. В результате их места в фильме заняли Спартак Мишулин и Лев Дуров, и представить сейчас на их местах кого-то другого невозможно. Дуров, к примеру, сам придумал сцену, в которой он лежит в гробу. По его словам, ему захотелось добавить немного юмора, и он сымпровизировал — лёг в гроб, а сцена в итоге вошла в финальную версию картины
Михаил Боярский, сыгравший в фильме Чёрного Джека, попал на съёмки, как и Александра Яковлева, благодаря Андрею Миронову. Ассистенты Суриковой отчаялись заполучить занятого петербургского артиста в актёрский состав «Человека с бульвара Капуцинов» и прибегли к хитрости — в обход помощников сообщили Боярскому, что Андрей Миронов лично просит его сняться в картине. После такого заявление уговаривать актёра долго не пришлось.
Что касается самого Миронова, то для него эта роль стала последней в кино — он умер чуть раньше, чем через два месяца после премьеры фильма, 16 августа 1987 года, на гастролях в Риге.
В названии фильма содержится фактическая ошибка — в Париже нет бульвара Капуцинов, но есть бульвар Капуцинок, названный так в честь расположившегося на этой улице женского монастыря ордена капуцинок. Именно там в доме № 14 28 декабря 1895 года состоялся первый в мире общедоступный публичный киносеанс из 10 короткометражных фильмов. Заметив ошибку в сценарии Акопова, Алла Сурикова перебрала немало других вариантов, однако в итоге название всё же осталось прежним. А капуцинки всё-таки нашли своё место в фильмографии режиссёра — в 2009 году на экраны вышла картина «Человек с бульвара Капуцинок»
ТЕСТ: Вспомните, из какого фильма Дед Мороз!
ТЕСТ: Угадайте, чьими голосами говорят герои мультфильмов про богатырей!
Актёрские байки: Кваша, Гердт, Дуров и другие
ТЕСТ: Насколько хорошо вы знаете фильм «Женитьба Бальзаминова»?
Журнал
10 интересных фактов о фильме «Человек с бульвара Капуцинов»
До начала съёмок сценарий Эдуарда Акопова шесть лет лежал на «Мосфильме», и все шесть лет режиссёр Алла Сурикова не решалась за него взяться. Вестерны в советском кино почти не снимали, материал требовал масштабной работы и было непонятно с чего начинать. В результате Сурикова начала с Андрея Миронова, решив, что если актёр не согласится на главную роль, то снимать она не будет. Она уже работала с ним в комедии «Будьте моим мужем», и у них сложились прекрасные отношения. Режиссёр предложила ему роль мистера Фёста, и Миронов сразу согласился — ему очень понравился герой и его благородная просветительская идея.
«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова
Николая Караченцова режиссёр пригласила на роль Чёрного Джека. Он пришел на пробы и заявил, что этот образ ему малоинтересен и пробоваться он не хочет, а вот Билли Кинга сыграл бы… На эту роль уже был претендент — Алексей Жарков, а вообще Сурикова задумывала Кинга как мощного ковбоя, разбивающего столы в щепки одним ударом. Пластичный спортивный Караченцов в этот образ не вписывался, но пробы ему все-таки устроили. Снимали драку с героем Александра Иншакова, и актёр был настолько самоотвержен и азартен, что его утвердили. Жарков на режиссёра настолько обиделся, что несколько лет с ней не разговаривал.
«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова
Чёрным Джеком стал Михаил Боярский, а произошло это благодаря Андрею Миронову. Когда Сурикова вышла на актёра, то оказалось, что он плотно занят на съёмках фильма «Гардемарины, вперёд!». Тогда режиссёр сообщила Боярскому, что в главной роли её фильма снимается Андрей Миронов и передаёт просьбу составить ему компанию. Отказать другу актёр не мог — незадолго до этого они неделю провели в Мексике, болея за нашу сборную по футболу, и на этой почве почти породнились. Боярский пообещал уговорить Светлану Дружинину ненадолго отпустить его со съёмочной площадки «гардемаринов».
«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова
На роль Дианы Литтл пробовались Ирина Розанова, Ольга Кабо и множество начинающих актрис. Режиссёр искала «американский тип» — рослую, белозубую, с выразительным декольте, чтобы любой ковбой потерял голову. Александра Яковлева сама попросилась на пробы и прошла их не очень удачно, после чего постоянно звонила Алле Суриковой и уговаривала дать ей ещё один шанс. В конце концов режиссёр оставила последнее слово за исполнителем главной роли — смонтировала ролик из проб всех актрис и показала Миронову, мол, выбирай с кем хочешь сниматься. Он и выбрал Александру Яковлеву.
Характер у актрисы был сложный и, несмотря на её самоотверженность в работе, периодически возникали скандалы на грани фола. Однажды Сурикова сказала, что уже договорилась в Госкино и все сцены будет переснимать с другой актрисой, а её отправляет домой… На самом деле никакой договорённости не было, но отношения тут же наладились.
«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова
На роль хозяина салуна режиссёр пригласила самого солидного человека во всей съёмочной группе — ректора Школы-студии МХАТ, руководителя собственного театра Олега Табакова. Актёр поддался всеобщему веселью и решил доработать внешность своего Гарри — вставил в ноздри трубочки, от чего нос стал шире, а лицо приобрело коварное выражение. Актёр называл такую внешность «плюшевой». В силу большой занятости, его приходилось снимать отдельно. Крупные планы Табакова вставляли в сцены в салуне и создавали полный эффект присутствия, а партнёров талантливый актёр «чувствовал на расстоянии». К съёмкам привлекли и Табакова-младшего — Антон играл мальчишку-билетёра.
Вождь индейцев должен был быть с выразительным армянским профилем Фрунзика Мкртчяна, но он так увлёкся работой над своим фильмом, что не смог оторваться и приехать. Вождём стал Спартак Мишулин. Не смог приехать и Армен Джигарханян, которого утвердили на роль гробовщика-философа. Режиссёр давно хотела поработать со Львом Дуровым, поэтому тут же пригласила его на освободившуюся роль.
«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова
Санта-Каролину выстроили в Тихой бухте под Феодосией. Внешне это был настоящий город, а на самом деле — фасады, которые сзади подпирали балки. Реквизит собирали с мира по нитке — лошадиные сёдла и сбруи позаимствовали у чешской киностудии «Баррандов», костюмы и шляпы сшили на «Мосфильме», перья для индейцев привезли из Крыма, лошадей искали на месте. Легким бальсовым деревом для мебели поделился клуб дельтапланеристов, а окна и бутылки отлили в Ленинграде из специальной смолы — «стекло» планировалось щедро бить, а смола красиво разлеталась и не могла никого поранить. Алла Сурикова даже исполнила на съёмочной площадке знаменитый фокус десантников — разбила такую бутылку об голову…
«Человек с бульвара Капуцинов», к/с «Мосфильм», 1987, реж. А. Сурикова
Одной из самых сложных сцен была драка ковбоев и индейцев. Роль и тех, и других выполняли одни и те же каскадеры. Сначала они одевались в рубашки, надевали шляпы и выполняли ковбойские трюки, потом снова переодевались, их гримировали, и они выполняли трюки за индейцев. За Наталью Фатееву трюк с пробегом по стене исполняли четыре человека — разбегалась сама актриса, а взлетали на стену по очереди три каскадёра. В сцене, где девушки из салуна несут мистера Фёста на руках, актрисы были только на первом плане, а несли Миронова тоже переодетые каскадеры. Мужчин платья и шляпки очень веселили, в перерывах они кокетничали, задирали юбки и танцевали канкан.
Рабочее название «Десять капель перед стрельбой» решили поменять — в стране шла антиалкогольная кампания и к «каплям» могли придраться. Тогда Сурикова вспомнила, что читала о первом в истории публичном киносеансе, который состоялся в кинозале на парижском бульваре Капуцинок. «Капуцинки» режиссёру не нравились и тогда она переименовала их в «капуцинов», несмотря на то, что это не только монашеский орден, но и название рода маленьких обезьян.
www.libmir.com
Одна из афиш фильма отсылает зрителей к знаменитой картине «Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти.
Секреты «Человека с бульвара Капуцинов»: трюки «на спор», драки, соблазнение генерала и неизвестные герои фильма
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О том, как проходили съемки этого фильма, Алла Сурикова позже рассказала в своей книге «Любовь со второго взгляда». Конечно, классическим вестерном «Человека с бульвара Капуцинов» назвать было нельзя, сценарист Эдуард Акопов и режиссер Алла Сурикова сами определили его жанр как «ироническую фантазию в стиле вестерна» и «ироническую комедию». Но даже при всей пародийности и комичности снять вестерн технически было очень сложно. Не случайно на кинофестивале «Золой Дюк-87» в Одессе этому фильму вручили специальный приз жюри «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства», а еще один приз был присвоен в номинации «За лучшую драку между советскими актерами».
Во-первых, для советского кинематографа этот жанр был редким, а во-вторых, он требовал значительных затрат на постановку трюков. В конце 1980-х гг., в эпоху Перестройки и тотального дефицита перебои были даже с бензином. Эту проблему Сурикова решила легко и быстро: на заправку она отправляла мужчин-кинозвезд, и девушки-заправщицы тут же добывали все необходимое. С остальным материалом было сложнее. «Дикий Запад» пришлось собирать по крупицам. На чешской киностудии удалось раздобыть несколько комплектов сбруй и ковбойских седел. Костюмы и шляпы сшили на «Мосфильме». Перья для индейцев привезли из Крыма.
Лошадей предоставил специальный кавалерийский полк, созданный при «Мосфильме» во время съемок «Войны и мира». Вот только найти общий язык с капитаном, командовавшим отрядом, режиссеру не удалось. То ли этот капитан сам хотел сняться в одном из эпизодов, то ли рассчитывал на дополнительное материальное «поощрение», но сначала он заявил, что не подпустит каскадеров к лошадям, а потом и вовсе увез и лошадей, и солдат. Положение казалось безвыходным, но тут на помощь пришли местные жители, которые приводили на съемки своих лошадей. Но на этом сложности не закончились: одну из лошадей украли! Тогда Алла Сурикова отправилась к начальнику милиции в компании Андрея Миронова, и лошадь тут же нашли и вернули на площадку.
В западных классических вестернах Алла Сурикова увидела, как герои крушат мебель, разбивают стулья и бутылки друг другу о головы и задалась вопросом: каким образом при этом можно обойтись без травм? Она выяснила, что для этих целей всю мебель нужно изготавливать из особого легкого, очень редкого бальсового дерева, растущего только на Эквадоре. Естественно, о путешествии туда и речи не шло. Через своих знакомых Сурикова узнала, что экземпляры нужного материала есть у генерала ДОСААФа (такое дерево использовали в дельтапланеризме). Она привела себя в порядок, сделала прическу, оделась понаряднее и отправилась прямиком к генералу. С порога она ему заявила: «Я пришла вас соблазнять!» Правда, потом добавила, что это соблазнение творчеством, и что его помощь необходима для спасения искусства. Режиссер была так красноречива, что получила свое: генерал безвозмездно предоставил ей кубометр этого дерева.
С бутылками и стеклом дело обстояло проще: чтобы осколки никого не поранили, в Санкт-Петербурге заказали специальную смолу, из которой отливали стекло. Состав этого вещества был таким, что при ударе оно легко разбивалось и разлеталось во все стороны, но при этом осколки были абсолютно безопасны. Протестировать это Алла Сурикова решила на себе самой, разбив бутылку о свою голову!
Каскадеры не только выполняли трюки, но и сами сыграли эпизодические роли. При этом им приходилось перевоплощаться и в ковбоев, и в индейцев, и даже в женщин. Александр Жизневский сыграл старушку с клюкой, которая приходит к аптекарю за каплями, а затем лихо вскакивает в седло и уносится прочь. В сцене с прыжком героини Натальи Фатеевой ее дублировали 4 человека: сама актриса разбегалась, на стену с шестом вместо нее взбиралась Наталья Дариева, дальше по крыше бежал Александр Жизневский, прыгал с крыши Василий Шлыков, а завершал трюк Виктор Григорьев. В сцене, где салунные девицы несут на руках мистера Феста и скандируют: «Хотим фильму!», на самом деле снимались переодетые в женские платья каскадеры.
Несмотря на профессионализм каскадеров и тщательность подготовки трюков, без травм на съемках все же не обошлось. С Николаем Караченцовым Сурикова работала впервые и не знала, чего от него ожидать. С порога он заявил ей, что предложенная ему роль Черного Джека ему не интересна – мол, такое он уже играл, и что сам он видит себя в образе Билли Кинга. А по сценарию этот персонаж был здоровенным ковбоем, от одного удара которого разлетаются вокруг 10 человек. Внешне Караченцов абсолютно не соответствовал этому образу. А вот по характеру даже превзошел.
Поначалу Караченцов показался Суриковой задирой и забиякой, ищущим приключений. Он сразу заявил, что отказывается от помощи дублеров и все трюки будет выполнять самостоятельно. Во время проб ему предложили вступить в поединок с главным каскадером – Александром Иншаковым, и Караченцов без раздумий полез в драку. Изначально на роль Билли претендовал Алексей Жарков, и когда Сурикова решила утвердить Караченцова, Жарков затаил на режиссера обиду и несколько лет с ней не разговаривал.
Но Сурикова не пожалела о своем решении – Николай оказался самоотверженным и мужественным человеком и действительно сам отрабатывал все трюки, даже после того, как сломал палец на ноге. Актер много импровизировал, сам режиссировал некоторые эпизоды и отрабатывал трюки «на спор» – как, например, захват ногами головы противника с переворотом. Сказал – сделал! Многие трюки с его участием начинались с фразы: «Давай на спор сделаю сам!» Дрался он самозабвенно, но при этом был очень точен и собран. К тому же он продемонстрировал высший пилотаж актерского мастерства: сцену гибели персонажа Андрея Миронова, где Билли должен был пережить весь спектр эмоций, от слез до смеха, сняли одним дублем! В результате Караченцов создал образ, который стал одним из лучших в его кинокарьере.
Режиссеру удалось собрать на съемках блестящий актерский состав, весь цвет советского кино. Даже в крошечных эпизодах в фильме снимались настоящие звезды: аптекаря сыграл Михаил Светин, тапера в салуне – Олег Анофриев, одного из ковбоев – Борислав Брондуков, вождя индейцев – Спартак Мишулин, его жену – Наталья Фатеева, многодетную мать – Галина Польских, мексиканку – Наталья Крачковская, билетера Бобби – Антон Табаков. При этом не все роли исполняли профессиональные актеры. В большинстве сцен в образах и ковбоев, и индейцев появлялись каскадеры.
Роль упитанного сына вождя индейцев сыграл Юрий Думчев – профессиональный спортсмен, заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике, шестикратный чемпион СССР в метании диска и толкании ядра, чемпион Европы, рекордсмен мира в метании диска. Его рост был около 2-х метров, а вес – почти 150 кг. В 1979 г. он впервые снялся в документальном фильме о легкой атлетике, благодаря чему его фото попало в картотеку «Мосфильма». Его типаж был таким колоритным, что вскоре ему стали поступать предложения от режиссеров, и он начал активно сниматься в кино. После роли в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» ему присвоили II актерскую категорию.
Декорации американского городка Санта-Каролины были построены между Феодосией и Коктебелем в Крыму. Внешне они выглядели, как настоящие постройки, но на самом деле фасады зданий сзади подпирали балки. Кактусы и вовсе были нарисованными. В этой местности часто поднимался сильный ветер, и однажды он так разбушевался, что вся конструкция начала рушиться на глазах у режиссера. Как оказалось, балки, удерживающие стены, были вкопаны недостаточно глубоко. Недолго думая, Сурикова тут же схватилась за лопату и бросилась спасать свое детище. К счастью, ей на помощь вовремя пришли каскадеры, и «город» выстоял. После съемок декорации предлагали оставить для туристов, но позже почему-то сожгли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: