Что значит человеческое общежитие

Общежитие — это отголосок прошлого или наше будущее?

Что значит человеческое общежитие

Практически каждый студент знает, как некомфортно бывает жить в общежитии. При этом общежития бывают самыми разными, некоторые из них могут даже не уступать квартирам. Тем не менее, всегда нужно понимать, что общежитие — это не только пространство, где живут люди, но и особый уклад жизни. Именно он иногда оказывает на людей куда большее влияние, чем недостаток свободного пространства. Домовик разбирается, как именно устроено общежитие, и как оно меняет отношение людей друг к другу.

Какими бывают общежития

Что значит человеческое общежитиеСтоит отметить, что в данном контексте мы используем «слово» общежитие в максимально широком контексте. Общежитие — это жилая территория, на которой проживают люди из одной социальной группы, но попавшие на одно и то же пространство не по своему усмотрению.

Таким образом стоит отметить, что общежитие может быть и студенческим, и военным (пример — казарма), и профессиональным (зачастую их делают специально для рабочих). Даже тюрьма является общежитием, так как она полностью соответствует всем его принципам.

Уборка по графику в общежитии

Во всех случаях соблюдаются одни и те же принципы. Подразумевается, что все жители будут иметь общую территорию.

К примеру, кухня и туалет в студенческом общежитии не могут принадлежать отдельному человеку (исключение — общежитие гостиничного типа, что большая редкость). Помимо общего пользования этим пространством, должна проводиться и регулярная уборка всех мест общего пользования и жилой зоны.

Этот факт может служить поводом для ссор, что очень важно в контексте поддержания нормальных человеческих отношений. График уборки может вызывать огромные скандалы между проживающими там людьми. А если кто-то ему не следует, то атмосфера точно останется отравленной.

Проникновение в чужую личную жизнь

Еще один важный аспект, который никогда не игнорируется в общежитии — это проникновение в чужую жизнь. Ведь даже если человеку не хочется знать ничего о своем соседе, то все равно он будет знать о нём многое. От имени его любимого человека до любимой музыкальной группы, которую он слушает по вечерам.

Что значит человеческое общежитиеСамо собой, бесполезная и зачастую скучная информация может раздражать, но и сбежать от ее получения практически невозможно. При этом ровно то же самое происходит и в обратную сторону.

Ведь в общежитии все знают про всех всё. И если возникают конфликты на бытовой почве, то для разжигания конфликта зачастую используется информация о своем оппоненте по спору.

Переход на личное — это тоже неизбежная часть общежития, поскольку личное окружает всех несмотря на то, что все это может скрываться. Для многих людей именно этот аспект считается самым неприятным в подобном делении пространства.

Правила проживания в общежитии

Любое общежитие имеет собственные правила. И иногда они даже слишком жесткие по отношению к проживающим там людям.

Однако суть этих правил в том, что они в любом случае будут иногда нарушаться, а вот наказание последует не всегда. Если существует вертикальная система власти (то есть некий главный человек в общежитии, то правила каким-либо образом регламентируются).

А если же речь идет о горизонтальной организации, то правила могут нарушаться без последствий. К примеру, в армейской казарме за нарушение правил будут полагаться некие санкции по уставу (либо же по иному принципу). А в коммунальной квартире, где живут лишь арендаторы, за нарушение ничего не полагается.

И если есть договоренность о том, что никто не будет громко слушать музыку по ночам. То это еще не значит, что кто-то не сделает этого. А вот наказать его будет некому — такие механизмы попросту отсутствуют. Это приводит к проблемам в взаимоотношениях и портит общую атмосферу в общежитии.

При этом правила и при наличии вертикальной иерархии не всегда одинаковы. Например, громко кричать в студенческом общежитии не получится из-за того, что за это могут выселить. А вот если студенты договорились о том, что по очереди будут выносить мусор, но кто-то вдруг пропустил свою очередь, то наказание вряд ли будет настоящим.

Схожая ситуация наблюдается, например, в тюрьме. Где есть правила заведения, а есть правила населяющих его заключенных. Тот случай, когда горизонтальная власть действительно работает, что не всегда хорошо с точки зрения закона.

Какое влияние на человека оказывает отсутствие личного пространства

В общежитии личное пространство либо напрочь отсутствует, либо сведено к минимуму. Специалисты по человеческому поведению (социологи, психологи и прочие деятели науки) смотрят на этот вопрос по-разному.

Что значит человеческое общежитиеОднако в мейнстриме научной мысли находится идея о том, что лишение личного пространства негативно влияет на людей. Особенно в случае, когда человек теряет свободу в угоду тем людям, с которыми он плохо знаком.

Тем не менее, в обществе принято мнение о том, что подобная практика даже полезна. По этой причине многие люди позитивно высказываются об обязательной военной службе, в ходе которой молодой человек приобретает навыки выживания при полном отсутствии личного пространства.

Однако дело не только в неком пространстве, которое человек теряет в общежитии. Если он не может поговорить по телефону так, чтобы его не слышали соседи, то из-за этого тоже возникают дополнительные проблемы.

В любом случае люди не рассказывают о своей жизни всё, и некоторые детали обязательно скрываются от собеседника. Ведь можно случайно проболтаться о чем-либо, и потерять свою репутацию.

Или просто почувствовать себя слабым из-за выдачи собственного секрета. Это ведет к дополнительной фильтрации информации, о которой человек высказывается.

Интересно, что социологи наблюдают два процесса, которые противоречат друг другу. С одной стороны, в общежитии человек становится более свободным в телесном смысле — из-за ограниченного пространства он обязательно приходит к этому раскрепощению. А с другой стороны, морально он находится в постоянном напряжении из-за беспокойства о своих словах.

Такие вещи могут приводить к нервным срывам, что свойственно общежитиям любого типа. Проявлять слабость у людей не принято, а сокрытие истинного состояния всегда приводит к внутренним проблемам из-за недосказанности. Ведь человек хочет искренне высказаться, но не может этого сделать.

Но вероятно, современные практики как-то смогут побороть эту проблему. И найти пути ее решения — хотя их может и не быть.

Какие плюсы есть у общежития

Несмотря на массу минусов, которые есть у встречающихся нам общежитий, подобные виды проживания имеют и несомненные плюсы. К примеру, общежития либо бесплатны (казарма, все же, бесплатная), либо стоят относительно маленьких денег.

Также они помогают людям из одной социальной группы общаться и обмениваться опытом. Скажем, если мастеров одного дела на время помещают в одну жилую площадь, то они могут многое рассказать друг другу, и дать советы.

Такая практика, скажем, используется в тех случаях, когда фабрика нанимает специалистов из другого населенного пункта. Новичкам легче адаптироваться в новой среде из-за того, что они помогают друг другу, и делятся всей нужной информацией. Что же касается самой фабрики, то ей тоже выгодна более быстрая адаптация новых работников.

Отчетливо видно и то, как общежития влияют на студентов. Если молодой человек действительно хочет учиться и получать высшее образование, то проживание с его сокурсниками может ему помочь. Именно по этой причине многие родители отправляют своих детей именно в общежития, а не в съемные квартиры (другой аспект — так получается жить дешевле).

При этом иногда студенческие общежития оказывают негативное влияние на успеваемость будущих специалистов, вплоть до исключения их из вуза. Тем не менее, объединение людей из одной социальной группы — это один из главных плюсов, которые несет в себе любое общежитие.

Не стоит недооценивать и экологические преимущества от общежитий. Пожалуй, именно этот фактор оказывает большое влияние на западное отношение к общежитиям, ибо зеленая повестка является одной самых популярных за границей.

Коливинг — что это такое

В современном мире многие вещи словно придумываются заново. В частности, несколько лет назад в Россию пришло слово «коливинг». По сути, это и есть общежитие, но с некими новыми вводными.

Что значит человеческое общежитиеНапример, это добровольная форма общежития — то есть люди выбирают сами себе соседей по любым признакам, которые кажутся им важными. Иногда под коливингом подразумевается совместный съем квартиры, однако в некоторых случаях речь идет о создании коммуны.

Второй вариант популярен в западных странах с развитой сельской местностью, в России же этот метод формирования общины не особенно популярен (если не считать всевозможные секты, представляющие из себя нечто подобное). В любом случае, коливинг — это все то же общежитие, только на новый лад.

Как изменились общежития в России

Можно посмотреть на студенческие общежития, и понять, что общие принципы. По которым функционируют эти места, с годами почти никак не меняются.

Условная армия или тюрьма (тоже вполне конкретный пример общежития) и они тоже никак не меняются. Можно сказать, что общежития продолжают существовать в том же виде, как и 10, 20 или даже 30 лет назад.

Появление новых слов вроде «коливинга» никак не влияет на ситуацию. Коммунальные квартиры никуда не делись и функционируют по тем же правилам. Более того, проблемы, которые существовали у этого вида жилья, тоже никак не изменились за последние годы.

Плохие соседи никуда не делись, а жаловаться на них все также некому — как мы уже упоминали, горизонтальная система власти довольно плохо выполняет функцию наказаний. Конечно если никто конкретный не может взять на себя эту ответственность.

А брать ее в таких условиях люди не хотят. Впрочем, это не совсем законный метод решения проблемы.

Какое будущее у общежитий

Стоит отметить, что в России тема общежитий как таковая занимает очень важное место. Обязательная служба в армии и обучение студентов в городах, где они не родились. Создали специфичное представление о том, что же такое общежитие.

Что значит человеческое общежитиеСамое интересное в этом то, что многие люди считают подобный вид проживания чем-то старым и устаревшим. Хотя в это же время в передовых западных странах тот же принцип совместного проживания является одной из главных тенденций в сфере недвижимости.

Коливинг, как правило, подразумевается в одном комплекте с общим пользованием транспорта и электроники. А появление коворкингов лишь подтверждает этот тренд.

Возможно, ближайшем будущем люди будут сосредоточены именно вокруг общежитий-коливингов, так что нам еще придется изучить опыт прошлых лет. Чтобы понять, как не только выжить в таких условиях, но еще и не сойти с ума. Ведь многим людям такой опыт дается с огромными усилиями.

Узнайте как люди живут в малюсеньких студиях, перейдя по ссылке здесь

Источник

Что значит человеческое общежитие

Общественный порядок, согласно общему принципу эволюции и гетерогонии целей, не остается неизменным, но и не устанавливается произвольно и сознательно. Начинается эта эволюция с самых простых форм общественного устройства и постепенно переходит к более сложным. Простейшие формы общежития отличаются слабой дифференциацией общества, т.е. слабым различием его составных элементов, но в то же время и слабой интеграцией общества, т.е. слабой степенью его сплоченности. Главные различия в составе первобытной орды, как его рисует себе социология, покоятся на естественных различиях ее членов по полу и возрасту и сопровождающих эти различия неодинаковых условий образа жизни и занятий. Простотой отличается и управление такой ордой: наиболее смелый и предприимчивый ее член в силу естественного хода вещей занимает передовое место в походе или на охоте. С другой стороны, и сплоченность такой орды весьма слаба: она легко распадается и члены ее без особых затруднений могут составить отдельные группы. По мере культурного развития усложняется строение человеческого общества, является разница в богатстве, занятиях, общественном положении, вырастают сословные группы. В связи с этим усложняются внутренние отношения между членами общества, меняется и получает более рациональный характер и порядок управления. Общественный строй делается более сплоченным и более устойчивым. Набольшую сложность получает общественный строй и управление в государстве.

Разнообразная деятельность государства, с которой мы ознакомились в предыдущем отделе, в связи с сложностью его внутреннего строения, вызывает с необходимостью возникновение самых разнородных способов для поддержания в нем внутреннего порядка, для урегулирования отношений целого к его частям и частей между собою. Является масса норм различного типа, которые имеют целью определить место каждого индивида в государстве, задачи сложного целого и функции его частей. Но на этом не останавливается процесс социальной эволюции: государства вступают в общение между собою и в этом международном общении также возникает тенденция к прочному упорядочению взаимных отношений на почве общих норм.

Дело в том, что, хотя отдельный индивид и стоит в теснейшей зависимости от окружающей его социальной среды, но он все же не вполне ею поглощается и, чем дальше подвигается культурное развитие, тем в большей мере каждый индивид сознает себя самостоятельной личностью (см. о происхождении индивидуальных различий § 6, I ). Если правильно понимать задачи общественного развития, то в них вовсе не входит подавление этих индивидуальных различий и индивидуальной свободы; напротив, только широкий простор индивидуального творчества может создать живую общественную деятельность. Индивидуальные различия в обществе взаимно пополняют друг друга и придают разнообразие и разносторонность всему процессу социальной эволюции. Но в то же время крайний индивидуализм может оказаться и весьма опасными для общества, взятого как целое. У общества могут быть свои особые задачи, содействовать выполнению которых для отдельных личностей может быть нежелательно, но которые для всего общества, как целого, являются насущными, так что без разрешения их самок существование общества делается проблематичным. В таких случаях общество, как целое, не может войти в конфликт с своими отдельными членами и не принять мер к ограничению их индивидуальной свободы. К этим мерам общество вынуждается простым чувством самосохранения. Таким образом, конфликты неизбежны; интересы личности, взятой в отдельности, и общества, взятого как целое, не всегда совпадают. Но с другой стороны, верно и то, что благосостояние общества зиждется всегда на благосостоянии отдельных личностей.

Но, конечно, не всякая деятельность имеет одинаковую этическую ценность. Первым и необходимым условием является то, что она должна стоять в согласии с социальной природой человека. Отдельный человек не должен преследовать таких целей, при которых делается невозможной жизнь всего общежития, к которому он принадлежит; все социальное целое не должно развивать своей деятельности в направлении, подавляющем личную свободу и самодеятельность.

Понимаемое с этой точки зрения благосостояние сводится к свободной и разумной деятельности социального характера. Благосостояние каждого индивидуума состоит в возможности свободно развивать все его свойства и задатки в гармонии с целями общества. Благосостояние общества состоит в свободном развитии социального целого на почве разнообразия свойств и задатков входящих в его состав людей. Такого рода деятельность есть сама по себе благо, и притом более прочное, нежели все внешние блага. Не в удовлетворенности, а в стремлении к идеалу следует полагать цену жизни. Эта идея составляет канву Гетевского «Фауста» [5] и энергично выражена во многих стихах поэмы, между прочим в одном из заключительных хоров:

Чья жизнь стремлением была,

Человеческое сознание понемногу овладевает этим материалом заложенных в человеческой природе чувств и претворяет в ясную формулу то, что до сих пор было побудительным агентом воли, не вполне освещаясь сознанием.

[1] См. о ней Вундт, очерк психологии (русс. пер.), стр. 361.

Источник

Значение слова «общежитие»

Что значит человеческое общежитие

1. Помещение для совместного проживания лиц, обычно работающих на одном предприятии или обучающихся в одном учебном заведении. Студенческое общежитие. Жить в общежитии.Половину ее [школы] переоборудовали под квартиры директора и старшего механика, в другой половине устроили общежитие для трактористов. Тендряков, Не ко двору.

2. Совместное существование, общественный быт. Но времена изменились; смертные казни уж не в ходу; всюду проникли новые формы общежития. Добролюбов, От Москвы до Лейпцига. И. Бабста. Он привык считать себя незаурядным человеком, для которого не обязательны обычные правила человеческого общежития. Фадеев, Молодая гвардия. || Повседневная жизнь, обиход. — Насколько я помню, Марк Иваныч не курил; в общежитии же он употреблял серные спички, отнюдь же не шведские. Чехов, Шведская спичка.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Бывают «холостяцкие» общежития, которые подразделяются на «мужские» и «женские» и «малосемейные общежития».

В Средние века общежития при университетах для бедных студентов (а в России — при духовных училищах и семинариях до 1917 года) назывались бурсой.

Общежитие для студентов университетов может находиться в здании ВУЗа (крайне редко) или в университетском комплексе. Например, главное здание МГУ включает в себя учебный корпус, а также общежития для студентов старших курсов и аспирантов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

общежи́тие

1. помещение, оборудованное для совместного проживания сотрудников или учащихся организации, предприятия, вуза и т. п. ◆ В общежитии проживает около 300 человек, из них около сотни иностранцев стран третьего мира и СНГ. Вадим Речкалов, «В студенческом общежитии взорвалась граната // «Известия», 2003.01.12» (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что значит человеческое общежитиеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: бесплотный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

§ 4. ФОРМЫ ОБЩЕЖИТИЯ

После всего сказанного нетрудно понять, каковы основные формы человеческого общежития.

По самому происхождению своему люди связуются кровным родством в семью. Самым простым и типичным составом семьи может считаться троичный состав: отец, мать и ребенок. Однако в действительности этот простейший состав обыкновенно являлся и нередко является и теперь осложненным. Первобытные народы жили не в единобрачии, а в многобрачии. Это, конечно, не нарушало троичного характера семейной ячейки, подсказанного самою природою, но приводило к тому, что порядок совместной жизни складывался более запутанно и сложно. Так, у народов, живших охотою, мать, оставаясь у очага и поддерживая необходимый минимум оседлой жизни, могла иметь и воспитывать детей от разных мужей; обратно этому у индусов и магометан, допускающих многоженство, семья состоит из одного мужа и нескольких жен, нередко с большим количеством детей. Современная наука полагает, что строгое единобрачие сложилось в результате долгого развития человеческих нравов и учреждений.

Тот строй семьи, который с достоверностью отмечен историей, есть строй патриархальный, т. е. основанный на власти отца. В далекие времена, когда охота, торговля и войны постоянно и надолго уводили отца семейства от домашнего очага, власть его, понятно, не могла быть велика и власть матери создавала и поддерживала строй жизни. Но с переходом к земледелию и оседлому труду, с возникновением городов и оседлой жизни власть сосредоточивается в руках отца. В эту эпоху браки совершаются обычно в установленном религиею порядке, и отец получает свою власть как бы от божества. Он является домовладыкой: вся собственность семьи принадлежит ему; над женою и над детьми он имеет право жизни и смерти; он может временно уступить третьему лицу свою власть над сыном и даже продать его в рабство. Домовладыка является в пределах семьи верховным жрецом и судьею: он совершает богослужение и разбирает споры между членами семьи.

Дальнейшее развитие семейного строя идет в двух направлениях: во-первых, все более упрочивается порядок единобрачия; во-вторых, власть отца постепенно ограничивается, вновь начинает признаваться некоторая самостоятельность матери и слагается сознание обязанностей родителей по отношению к детям. Вследствие того, что власть отца не прекращалась со вступлением детей в зрелый возраст, каждая семья, естественно, развивалась в целое гнездо семей, связанных общим происхождением от одного предка и следовательно – кровным родством. Такая разросшаяся семья образовывала род. Род в основном своем составе продолжал единую, совместную жизнь. Он был подчинен единому родоначальнику – патриарху и связан множеством общих интересов и взаимных обязанностей. Род владел землею сообща, под управлением и руководством патриарха; имущество переходило по наследству от родича к родичу; родичи были обязаны помогать друг другу и защищаться сообща от нападений; за убийство родича весь род мстил кровавою местью; род был объединен общим именем, он имел общие религиозные празднества и общее кладбище.

Естественно, что при увеличении рода связь между членами его все более ослабевала и постепенно утрачивалась. Он распадался в свою очередь на несколько самостоятельных родов, отдельные члены которых уже не могли установить свое родство через отдаленного родоначальника. Однако развитие в одном климате, при одинаковых природных условиях, участие предков в совместной жизни и кровное, хотя и отдаленное сродство, – все это оставляло у потомков черты сходства в строении тела и в укладе душевной жизни. Родовая близость уступала место племенному сходству; люди оказывались объединенными в племя. Единоплеменники не только напоминают друг друга цветом волос, или строением головы и лица, или разговорным диалектом; они часто продолжают жить в одной и той же местности, добывают себе пропитание одинаковым трудом, имеют общую религию, одинаковый семейный строй и сходные обычаи. Мало того, племя нередко сохраняет единство управления и суда, но во главе стоит уже не родоначальник, а старейшина, иногда избираемый племенем, иногда передающий власть по наследству своим детям, часто окруженный советом мудрых и опытных мужей.

Дальнейшее развитие идет обычно сразу по двум путям: внутренняя жизнь племени становится все сложнее и разнообразнее, а внешним образом племя несмотря на свой численный рост достигает постепенно большей объединенности. При этом войны между племенами, переселения и торговые сношения нередко перепутывают племена между собою и нарушают чистоту племенной крови. И когда племена разрастаются в целые нации, объединенные в государства, то каждая нация оказывается обыкновенно смешеньем нескольких племен, причем одно из племен нередко преобладает в этом смешении.

В историческом развитии кровно-родовое единение людей постепенно уступает свое место единению, основанному на других началах. Правда, семейный союз не только не исчезает, но получает даже особую самостоятельность, освобождаясь от родового быта; но зато род и племя вытесняются хозяйственными, духовными и правовыми связями.

Люди, объединенные совместною жизнью в одном роде или племени, легко оказываются в различных хозяйственных положениях: специализация в труде делит людей на опытных и неумелых; размеры личных способностей и удача быстро ведут к имущественному неравенству; стремление родителей передать имущество детям упрочивает это неравенство, а жажда наживы обостряет его. Постепенно люди начинают сознавать, что наиболее обеспечен тот, кто владеет орудиями производства, т. е. землей, машинами, а потом фабриками и т. д. Так постепенно общество разделяется в зависимости от хозяйственного положения и хозяйственного интереса отдельных людей на классы; классы с течением времени начинают сознавать общность своих интересов, объединяются и вступают друг с другом в борьбу. Такова, например, борьба крестьян с крупными землевладельцами или фабричных рабочих с фабрикантами и промышленниками. Некоторые ученые пытались даже изобразить всю историю человечества как борьбу различных классов между собою.

Классы не следует смешивать с сословиями. Сословием следует называть группу людей, особливое и самостоятельное положение которой в общей жизни и деятельности признается и поддерживается правовыми нормами. Это особливое положение далеко не всегда состоит в одинаковом имущественном богатстве. Люди делятся на сословия иногда по родовитому происхождению и заслугам предков (напр., потомственные дворяне), иногда по роду занятий (напр., духовенство, купечество, крестьянство), иногда по характеру несомых повинностей (напр., прежнее русское деление на «податные» сословия – крестьяне и мещане, и «неподатные»). Нередко сословия имеют особый суд и особое управление. Иногда деление на сословия оказывается совершенно устаревшим, и тогда отличие сословия от класса становится особенно наглядным.

Наряду с этими широкими делениями совместная жизнь людей непрерывно создает более тесные и специальные группы людей, свободно и добровольно объединяющихся для достижения общих целей. Эти цели могут быть, например, хозяйственными и повести к созданию производительных товариществ, потребительных обществ, обществ взаимного кредита, страховых компаний и т. д. Или же эти цели могут иметь характер духовный; тогда возникают, например, различные ученые общества или общества, стремящиеся усовершенствовать жизнь людей (напр., благотворительные общества, религиозно-нравственные союзы, общества трезвости, кружки для самообразования, издательские группы, спортивные и т. д.). Каждый интерес, присущий нескольким людям, может вызвать к жизни тот или иной союз; а так как каждому человеку присущи самые различные интересы, то нередко бывает так, что один человек участвует в самых различных союзах и обществах. Понятно, что борьба за существование нередко сталкивает интересы отдельных людей и союзов и, может быть, человечество распалось бы на бесконечное множество враждующих между собою ячеек, если бы самые противоположности и столкновения интересов не вызывали к жизни обширные, устойчивые организации людей, именуемые государствами (см. §§ 16–18).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *