Что не относится к обязательным компонентам создания авторской образовательной программы
Структура и содержание авторской программы педагога
Структура и содержание авторской программы педагога
Работа над авторской программой начинается с детального знакомства с содержанием родственных программ других авторов, выделения в них достоинств и недостатков. Составление программы предполагает осознание её концепции, главных идей и логики программы, опирающейся как на личный опыт автора, на его педагогический стаж, индивидуальные особенности и условия работы, так и на запросы и потребности родителей и детей, характер взаимоотношений педагога и его воспитанников и др.
Авторская концепция должна быть краткой, реалистичной, оригинальной.
Логика любой программы предполагает наличие цели, конкретизируемой в задачах, методов (путей, способов) решения этих задач, прогнозируемого результата и критерия оценки этого результата.
Требования к авторским программам
Программы должны строиться на принципах личностно-ориентированного образования.
Программы должны предусматривать различные формы организации активной творческой деятельности детей и подростков:
— занятие как специально организованная форма обучения;
— конкурсы, соревнования, конференции, выставки, олимпиады и другие формы свободного общения и сравнительной оценки уровня развития, и мастерства детей в интересующей их отрасли практической деятельности.
В программах должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей. Программы должны строиться с учётом специфических особенностей различных видов деятельности для детей разного возраста.
Программы должны предусматривать возможность реализации индивидуального подхода к обучающемуся, работу с подгруппами детей, учитывать их возрастные и физиологические особенности.
Программы должны включать описание организации развивающей среды с указанием перечней применяемых материалов и оборудования.
Программы должны обеспечивать оптимальную нагрузку на ребёнка с целью защиты его от переутомления и дезадаптации.
Примерная структура и характеристика основных блоков авторской программы
Структура программы определяет внутреннюю логику организации учебно-методического материала в виде иерархической системы.
Таблица 1
Структурные элементы авторской программы
— наименование образовательного учреждения;
— сведения о том, где, когда и кем утверждена программа;
— название элективного курса;
— класс, на который рассчитана программа;
— ФИО, должность автора (авторов) программы;
— название города, населенного пункта;
— год разработки программы.
— кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
— концепция (основная идея) программы;
— обоснованность (актуальность, новизна, значимость);
— указание на место и роль курса в обучении;
— сроки реализации программы;
— основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
— методы, формы обучения и режим занятий;
— система оценки достижений учащихся;
— инструментарий для оценивания результатов.
— перечень тем или разделов, последовательность их изучения;
— количество часов на изучение каждой темы;
— деление на виды деятельности и формы, включая занятие, которое позволит провести рейтинг учащихся по итогам авторского курса;
— образовательный продукт (материалы, которые будут разработаны учащимися на занятиях в ходе познавательной и исследовательской деятельности, конспект, макет, схема, стихи, тезисы, эксперимент и др.).
— перечень тем и их реферативное описание;
— содержание теоретической и практической частей;
(содержание должно быть направлено на: создание условий для развития личности; приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям).
— литература, использованная при подготовке программы;
— литература, рекомендованная для учащихся;
— основные понятия курса;
— списки тем рефератов;
— темы курсовых и творческих работ;
— примеры работ и т. п.;
Первый блок программы
Первый блок программы содержит пояснительную записку и концепцию.
Рассмотрим первый блок программы по аспектам (аспект – самостоятельная часть текста, обладающая смысловым единством) с приведением маркеров (устойчивые словесные обороты речи).
Состав аспектов содержания первого блока
1. Актуальность разработки курса
· Актуальность данной проблемы возрастает в связи с. связанными с.
· В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования. относятся.
· В связи с. большое значение приобрела проблема.
· Интерес к вопросам обучения. обусловлен.
· Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы.
2. Причины введения учебной дисциплины (курса, предмета, факультатива)
· Необходимость введения. обусловлена несоответствием действующих. и требований.
· Причины введения. заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как.
· Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью. и недостаточной.
· Введение. как вариативной части учебного плана ОУ, обусловлено тем, что.
3. Особенности программного материала
· Специфика данной учебной дисциплины обусловлена.
· Особенность изучаемого курса состоит в.
· Отличительными чертами данной программы являются.
· Особый акцент в программе сделан на использование. что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
· Предлагаемая программа является. Она построена на основе.
· Базой данного курса являются программы.
4. Роль и место дисциплины (курса, предмета, факультатива)
· Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план.
· Особое место данного курса обусловлено. в структуре учебного плана ОУ.
· Факультатив тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как.
· Программа адресована. а также может быть частично использована в. классах.
· Курс рекомендован учащимся.
· Программа рассчитана на обучение.
6. Соответствие Государственному образовательному стандарту
· Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по.
· Учебная программа разработана на основе учебного плана специализации. для классов с углубленными изучением.
· В связи с отсутствием соответствующего Государственного образовательного стандарта по. мы опираемся на.
7. Требования к знаниям и умениям обучающихся
· В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
8. Целевая установка
· В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является. (содействие формированию. создание условий для. ознакомление с. формирование целостного представления. ).
· Данный курс преследует цель.
· Данная программа имеет цель.
В ходе ее достижения решаются задачи:
1. формировать систему. ;
2. совершенствовать умения. ;
3. развивать творческий подход к. ;
9. Структура программы
· Графическая форма представления курса в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач.
· В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
10. Формы организации учебного процесса
· Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых
· Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе по.
· При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы.
· В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах. занимаются индивидуально.
12. Итоговый контроль
· Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает. вопросов (заданий) по основным проблемам курса.
· Курс завершается зачетом (экзаменом, тестом, контрольной работой) в. четверти (полугодии). При этом к зачету обучающийся должен представить. продемонстрировать. провести. показать.
· Обязательным условием допуска ученика к зачету (экзамену и др.) является выполнения. и представление.
13. Объем и сроки изучения
· Программа. общим объемом. часов изучается в течение. четверти (полугодия).
· Курс рассчитан на. часа лекционно-практических занятий в. классе.
Пояснительная записка предшествует изложению основного содержания работы. Ее функция – обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или иным способом, аргументировать новый подход, выводящий из проблемной ситуации, показать его преимущества и результативность. Основные вопросы, на которые автор отвечает в этой части, таковы: «Почему сделана эта работа?», «Что она дает?».
Основными структурными элементами текста пояснительной записки являются: раскрытие целей учебного предмета, обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности, общие характеристики учебного процесса, методов, форм работы, средства, разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с предыдущими, техническими указаниями к тексту программы.
Отвечая, важно выделить причину (группу причин), по которой автор решил создать свою педагогическую разработку и объяснить направленность своих действий: на разрешение каких конкретных противоречий, проблем, затруднений в практике она нацелена.
Предлагается следующая группировка требований к пояснительной записке в четыре части: аналитическую, конструктивную, технологическую и информационную.
Аналитическая часть предполагает анализ программ, предшествующих авторской, их достоинств и недостатков, обоснование актуальности авторской программы (для конкретного региона, учреждения, ребёнка), её новизны и основных отличий, преимуществ от других аналогичных или смежных по профилю деятельности.
Если программа адаптированная, модифицированная, необходимо обосновать те изменения, которые автор вносит.
Конструктивная часть включает основные ведущие идеи программы: научные (по предмету занятий); общепедагогические; социальные и др., т. е. концептуальные положения, объясняющие (раскрывающие) научную и методическую позиции автора; обоснование цели на все годы действия программы (ради чего создаётся объединение по интересам), а также цели по годам (как возможный вариант); прогнозируемый результат и критерии его замера, т. е. формулировка цели и что будет достигнуто в результате.
Здесь необходимо иметь в виду взаимосвязь результатов и цели, в основе этой взаимосвязи лежит деятельность педагога, обеспечивающая адекватность прогнозируемых и реально получаемых результатов путём выявления противоречий, обусловливающих расхождение целей и результатов, и их устранения.
Здесь же должно быть обоснование отбора содержания, адекватного цели программы.
Технологическая часть раскрывает методическую оснащённость программы – пути, средства, методы достижения цели. Также необходимо отразить виды образовательной деятельности обучающихся, формы (кружок, клуб, секция, научное общество), методы сотрудничества, развивающего общения, взаимодействия педагога и учащихся, практикумы, семинары, конференции и т. д.
В информационную часть входят сведения о сроках реализации программы, характеристика возрастной группы, на которую она рассчитана, о знаниях, умениях, навыках, необходимых для начального этапа.
Второй блок программы
Следующей и основной структурной частью программы – констатирующей (содержательной), является текст программы, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура учебного предмета. В основу этой части программы положены теоретические аспекты отбора и конструирования содержания конкретного предмета.
При подготовке программы, конструирования содержания учебного предмета, необходимо исходить из того, что текст программы должен наглядно и конкретно показать: как во времени, от класса к классу происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в пояснительной записке к программе.
Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей учебного предмета. Это означает, что не только знания, но и умения, и этапы творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программ.
Функция учебного предмета и реализация всех его целей раскрывается через структуру этой части программы: выделение разделов и тем, показ их наполнения и последовательности в том из компонентов содержания, который является ведущим для данного предмета. Например, в пределах физики, химии и т. д., где ведущим компонентом содержания являются «научные знания», (основы наук), основу текста программы составляют соответствующим образом структурированные знания, пронизанные мировоззренческими идеями.
Полноте, конкретности и процессуальному характеру изложения способствует введение в программу указаний о средствах обучения: лабораторных работах, практических работах, экскурсиях, демонстрациях, технических средствах. Средства обучения должны быть распределены по темам, связаны с конкретным материалом.
Следующее требование к тексту – четкое разделение содержания программы на обязательное и дополнительное. Итак, содержательная (констатирующая) часть программы выполняет несколько функций:
1. определяет собственно содержание учебного материала,
2. определяет объем содержания разделов,
3. определяет минимальный обязательный уровень усвоения указанного содержания.
Данный раздел программы дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины (курса, факультатива) с приведением расчетной сетки часов в разрезе форм организации учебного процесса (уроки, лекции, практические, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа и др.).
Механизм разработки авторской образовательной программы
МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
канд. пед. наук, зам. директора ЦЦЮТ «Бибирево»
канд. филос. наук, директор МГДД(Ю)Т
Каждому руководителю хорошо известно, что признание образовательного учреждения происходит путем предъявления органам образования особым образом оформленных документов, отражающих уникальность учреждения, которая как раз и складывается из авторских разработок педагогов, являющихся как бы идейным основанием учебного заведения, своеобразным стержнем его программы деятельности и развития. В современных условиях возникла необходимость в дополнительных образовательных программах нового поколения.
Педагоги дополнительного образования сегодня живут в режиме творческого поиска, имеют свободу выбора действий. В отличие от школьных учителей, им не предлагаются готовые стандартизированные курсы; они сами конструируют программы, сценарии, занятия. Однако значительная часть педагогов пока не владеет научно-практическими основами педагогического творчества, не знакома с технологией проектирования учебного материала. Поэтому возникает потребность правильно конструировать и оформлять авторские разработки для того, чтобы их можно было внедрять в практику работы образовательного учреждения.
В представленной статье обобщен как теоретический, так и практический материал по обозначенной проблеме. Предлагаемый читателю алгоритм проектирования и оформления образовательных программ проверен практикой. Хочется надеяться, что он поможет каждому педагогу дополнительного образования представить свою образовательную программу таким образом, чтобы она была изложена четко, кратко, но с исчерпывающей полнотой, что даст возможность экспертам и другим педагогам ее понять, оценить и внедрить.
Авторские педагогические разработки для дополнительного образования детей могут быть представлены в виде:
— методики и технологии преподавания различных курсов;
— сценария учебных занятий и массовых праздников;
— концепции и модели развития детских объединений;
— программы педагогического эксперимента;
— образовательной программы детских объединений.
Наиболее массовое и значимое направление – разработка образовательных программ. В дополнительном образовании педагогам предоставляется такое право. Но педагог останется автором для себя, если он не испытывает потребности поделиться своими находками с коллегами и профессионально оформить свой опыт. У такого педагога есть понимание того, что он делает, но нет умения обосновать свой опыт и выстроить его в систему.
Классификация дополнительных образовательных программ
Педагог, разрабатывающий образовательную программу, должен четко определиться с тем, какую по виду программу он собирается предложить. Для этого целесообразно познакомиться с возможными критериями, которые используются при классификации программ дополнительного образования детей.
Классификацию программ можно провести по различным основаниям.
Наиболее распространенная в дополнительном образовании детей классификация образовательных программ подразделяет их на следующие виды: примерная (типовая), модифицированная (адаптированная), экспериментальная, авторская (Одним из первых официальных изданий, предложивших данную классификацию, было приложение к журналу «Внешкольник, выходившее под названием «Библиотечка педагога-практика. Брошюра называлась: «Материалы по аттестации учреждений дополнительного образования детей». – М.: ЦРСДОД, 1999.-С. 40-41).
Примерная (типовая) программа – это программа, рекомендованная государственным органом управления образованием в качестве примерной по той или иной образовательной области или направлению деятельности. Каждая такая программа в обязательном порядке имеет сертификат, подтверждающий ее соответствие требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей (по содержанию и оформлению). По существу примерная (типовая) программа задает, представляет некий базовый минимум знаний, умений, навыков детей по конкретному направлению деятельности (в рамках той или иной направленности); от него и следует отталкиваться педагогу при разработке модифицированных и авторских программ: расширять его, углублять, конкретизировать.
Использование такой программы в педагогической практике требует согласования намерений педагога с руководителем образовательного учреждения.
Модифицированная (адаптированная) программа – это программа, в основу которой положена примерная (типовая) программа либо программа, разработанная другим автором, но измененная с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки детей, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся, например: отчетные концерты, выставки, выступления на соревнованиях, конкурсах, конференциях, но при этом не отрицаются и количественные показатели знаний, умений и навыков. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных аспектов, основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу.
Модифицированная программа должна быть обсуждена на методическом совете и утверждена руководителем образовательного учреждения.
Экспериментальная программа – это программа, которая разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. К экспериментальной деятельности ведет неудовлетворенность педагога прежней практической ситуацией. Экспериментальная программа – это версия методического решения конкретной проблемы (А. Сиденко, В. Чернушевич); такая программа может предлагать изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, вводить новые области знания, апробировать новые педагогические технологии. Экспериментальная программа – это такая образовательная программа, которая проходит апробацию с целью снять конкретные трудности в образовательном процессе, а ее разработчик должен доказать истинность экспериментального положения. По мере прохождения апробации – в случае выявления новизны предложений автора – экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения.
Авторская программа – это программа, обладающая актуальностью, оригинальностью и новизной. Она полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежит ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, это программа преподавания либо впервые вводимого курса (предмета), либо собственного подхода автора к традиционным темам. Авторская программа может быть и экспериментальной. При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны, принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Поэтому знания о прототипе, относительно которого заявляется новизна, – обязательный исходный момент в создании авторских разработок.
Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской, как правило, присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что их программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности.
Комплексные, которые представляют собой определенное соединение отдельных областей, направлений, видов деятельности в некое целое. К таким программам относятся:
1. Программы профильных школ системы дополнительного образования (художественных, спортивных, музыкальных) либо групп развития дошкольников, существующих сегодня при многих школах, гимназиях, а также дворцах и домах творчества. Это программы с многоступенчатым обучением и набором разных предметов, форм организации деятельности, педагогических технологий, методик.
Примером может послужить комплексная программа студии раннего развития дошкольников «Сорока» Дворца пионеров и школьников им. г. Челябинска. Она включает следующие предметы: художественное творчество (лепка), хореография и ритмика, ознакомление с окружающим миром и развитие речи, коррекционно-логопедические занягия «Родная речь», развитие элементарных математических представлений, английский язык для дошкольников.
2. Программы детских объединений с разносторонней подготовкой к какой-то деятельности илипрофессии.
В качестве примера назовем комплексную образовательную программу театрально-музыкальной студии «Карусель» Дома детского творчества Октябрьского района г. Екатеринбурга, которая позволяет учащимся получить знания и практические навыки не только по основам актерского мастерства (основному профилю обучения в студии), но и по музыке, сценическому движению, способам изготовления декораций, театральной этике и психологии общения.
3. Программы творческих групп педагогов, объединенных одной задачей, общей концепцией, едиными подходами к содержанию, организации, результатам педагогической деятельности, но работающих при этом по разным образовательным направлениям.
В этом плане представляет интерес комплексная программа «Букет настроений», реализуемая в упомянутом выше Доме детского творчества г. Екатеринбурга. Это коррекционно-развивающая программа для младших школьников, испытывающих трудности адаптации к школьной жизни. Суть работы состоит в том, что учитель регулярно в течение всего учебного года приводит свой класс в Дом творчества, где дети под попечительством педагогов дополнительного образования включаются в интересную для них досуговую деятельность (театральную, игровую, изобразительную). Незаметно для детей создается такая среда общения, которая оказывает благотворное воздействие на психику ребенка: снимает напряжение, нейтрализует агрессивные устремления, развивает эмпатию, формирует коммуникативные навыки, помогает усваивать общепринятые нормы поведения, содействует формированию в классе благоприятного психологического климата.
Интегрированные программы объединяют а целое отдельные образовательные области на основе того или иного единства; выявляют это единое основание в образовательной системе как ключевой момент оценки глубины содержания и эффективности ее функционирования. В термин «интеграция» в данном случае вкладывается понятие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимопроникновения двух или нескольких ведущих идей или объектов, что предполагает качественное, а, возможно, и количественное изменение в параметрах новой идеи или нового объекта.
К таким программам могут относиться дополнительные образовательные программы, взаимосвязанные с общеобразовательными предметами. Например, в Детской художественной школе «Трехозерье» при школе № 000 г. Москвы образовательный процесс осуществляется по программе «Эстетическая экология», причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края.
Другой пример – курс «Я и мир» (Дворец пионеров и школьников им. г. Челябинска). Эта программа берет на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний, формирует целостный взгляд на природу, общество и место в них человека.
Модульные программы составлены из самостоятельных целостных блоков. Образовательный процесс всегда можно разделить на отдельные модули, выбрав для этого какое-либо основание, а затем составить карту-схему, в рамках которой компоновать эти модули в зависимости от цели деятельности. Сами модули программы могут входить как составные части в интегрированные и комплексные программы.
Сквозные программы появляются тогда, когда необходимо ввести и реализовать общую цель через несколько программ. Главная задача в такой программе – соизмерить материал по направлениям, входящим в сквозную программу с учетом возрастных особенностей детей, их количества в группах, оценки физического состояния и т. п. Примером могут послужить:
— программа «Здоровье», назначение которой состоит в создании условий для оздоровительной деятельности детей и которая реализуется через ряд школьных учебных предметов и внеурочную деятельность;
— программа «Одаренный ребенок», направленная на адаптацию и поддержку общей креативности в учреждении, создание базы для учебно-исследовательской работы школьников.
Приведенные классификации образовательных программ далеко не исчерпывают их возможного разнообразия в системе дополнительного образования детей.
Требования к образовательным программам дополнительного образования детей
Программа (греч. – распоряжение) – это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющих последовательность действий по достижению поставленной цели.
Существует несколько определений понятия «образовательная программа дополнительного образования детей» или (что то же самое) «дополнительная образовательная программа». Приведем те из них, которые наиболее часто используются практиками. Программа:
— документ, отражающий педагогическую концепцию педагога в соответствии с условиями, методами и технологиями достижения запланированных результатов;
— модель учебного курса, отражающая процесс взаимодействия педагога и ребенка, включающая обоснование содержания образования и технологии его передачи;
— курс, расширяющий одну из образовательных областей основного образования;
— индивидуальный образовательный маршрут ребенка, при прохождении которого он выйдет на определенный уровень образованности;
— предметная сторона, составная часть единой образовательной программы учреждения, рассматривающая одну из областей основного образования (определенного предмета) и позволяющая ребенку в этой области самоопределиться и реализовать себя.
В системе дополнительного образования детей приняты общие требования, которым должны отвечать образовательные программы.
Во-первых, программы дополнительного образования должны соответствовать Закону Российской Федерации «Об образовании» и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Во-вторых, программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки и утомляемости детей за счет:
— обеспечения личностно мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
— организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
— использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.
Данное требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста, установленный Базисным учебным планом.
Проблема учебной нагрузки на ребенка частично может быть решена за счет смены основного вида деятельности в школе – учебы – на другие виды. Однако вопрос нормативов нагрузки на детей в условиях дополнительного образования требует отдельного исследования специалистов по возрастной физиологии и психологии детского возраста и разработки специальных рекомендаций.
В-третьих, образовательные программы, реализуемые в системе дополнительного образования детей, должны обладать рядом качеств; в их числе:
— актуальность (ориентирована на решение наиболее значимых проблем для внешкольного образования);
— прогностичность (отражает требования не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня; способна соответствовать изменяющимся условиям и требованиям к реализации программы);
— реалистичность (определяет цели, способы их достижения и имеющиеся ресурсы для получения максимально полезного результата);
— чувствительность к сбоям (возможность своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от предусмотренных программой);
— целостность (полнота и согласованность действий, необходимых для достижения целей);
— контролируемость (наличие способа проверки реально полученных результатов на их соответствие промежуточным и конечным целям);
— преемственность и согласованность ее содержания с образовательными программами общеобразовательной школы;
— практическая значимость, технологичность (доступность для использования в педагогической практике);
— сбалансированность по всем ресурсам (кадровым, финансовым, материально-техническим, научно-методическим).
Программа отражает некие обязательства, которые берет на себя педагог, – обязательства внести конкретный вклад в обучение, воспитание и развитие учащегося средствами своего учебного курса. При всей индивидуальности подходов к разработке образовательных программ существует потребность правильно конструировать и оформлять авторские разработки для того, чтобы их можно было внедрять в практику работы образовательного учреждения (См. подробнее: Буйлова рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ // Бюллетень программно-методических материалов для УДОД (региональный опыт), 2001.-№2).
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее – Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:
— в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
— в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. № 000), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).
Содержание дополнительных образовательных программ.
Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:
— обеспечение самоопределения личности, со здание условий для ее самореализации;
— формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
— интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
— формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
— воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.
Цели и задачи дополнительных образовательных программ заключаются, в первую очередь, в обеспечении обучения, воспитания и развития детей, в связи с чем содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;
— уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной);
— физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной;
— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого
обучающегося в объединении) и быть направлено на:
— создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья детей;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Структура программы дополнительного образования детей как правило, включает:
2. Пояснительную записку.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание изучаемого курса.
5. Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
6. Список литературы.
Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей могут быть представлены следующим образом:
1. На титульном листе рекомендуется указывать:
— наименование образовательного учреждения;
— где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;
— возраст детей, на которых рассчитана программа;
— срок реализации программы;
— ФИО, должность автора (авторов);
— название города, населенного пункта, в котором реализуется программа;
2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:
— новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;
— цель и задачи дополнительной образовательной программы;
— отличительные особенности предлагаемой программы от уже существующих образовательных программ;
— возраст детей, участвующих в реализации программы;
— сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);
— формы и режим занятий;
— ожидаемые результаты и способы определения их результативности;
— формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции).
3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
— перечень разделов, тем;
— количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
4. Содержание программы возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
— обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций);
— рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов;
— дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы.
6. Список использованной литературы.
Для более четкого понимания сути предъявляемых требований представим структуру программы в виде таблицы и подробно раскроем содержание каждого ее компонента под углом зрения упомянутых требований (табл. 1). Соответствующие пошаговые действия составят основу технологии работы над программой.
Технология разработки образовательной программы
дополнительного образования детей
Содержание структурных компонентов программы
Наименование образовательного учреждения
Где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа Название программы
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Срок реализации программы
ФИО. должность автора (авторов) дополнительной образовательной программы
Название города, населенного пункта, в котором реализуется программа
Здесь необходимо раскрыть цели образовательной деятельности, обосновать отбор содержания и последовательность изложених материала, охарактеризовать формы работы с детьми и условия реализации программы:
1. Направленность дополнительной образовательной программы
2. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:
– новизна (дли претендующих на авторство), актуальность;
– связь программы с уже существующими по данному направлению;
– вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы:
Цель – это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к которому надо стремиться.
При характеристике цели следует избегать общих абстрактных формулировок типа: всестороннее развитие личности, создание возможностей для творческого развития детей, удовлетворение образовательных потребностей и т. п. Такие формулировки не отражают специфики конкретней программы и могут быть применены к любой из них.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели.
Задачи показывают, что нужно сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей классификацией:
– Обучающие задачи (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т. п.).
– Воспитательные (формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т. п.).
– Развивающие (развитие личностных свойств – самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности; формирование потребности в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач такие не должно быть абстрактным; задачи должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами.
4. Отличительные особенности предлагаемой дополнителыной образовательной программы от уже существующих программ:
– ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа;
– ключевые понятия, которыми оперирует автор;
– этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь.
5. Возраст детей, участвующих в реализации программы (особенности возрастной группы детей, которым адресована программа):
– возраст детей и их психологические особенности;
– вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др);
– особенности набора детей (свободный, по конкурсу и др.);
– количество обучающихся по годам обучения (обосновать).
6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы:
– продолжительность образовательного процесса;
7. Формы и режим занятий:
– Основные формы организации образовательного процесса по программе. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых;
практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция). Желательно пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм занятий:
– общее количество часов в год;
– количество часов и занятий в неделю;
8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. В этой части пояснительной записки необходимо:
– сформулировать требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программ с (что он должен знать и уметь);
– перечислить качества личности, которые могут быть развиты у детей в результате занятий;
– описать систему отслеживания и оценивания результатов обучения детей поданной программе: способы учета знаний, умений, возможные способы оценки личностных качеств обучающихся; в качестве таковых могут использоваться тесты, зачеты, экзамены, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции.
9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции)
Учебно-тематический план (по годам обучения)
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:
– Перечень разделов, тем.
– Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
– Учебно-тематический план раскрывает последовательность тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них, соотношение времени теоретических и практических занятии. Продолжительность
обучения по программе определяет педагог самостоятельно. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени: продолжительность занятия, периодичность в неделю (2-3 раза), количество часов в неделю ив год. Оформить учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы, где указывается наименование разделов и тем, общее количество часов. из них теоретических и практических.
Содержание программы дополнительного образования детей можно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).
Раскрывать содержание следует в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:
– указать название темы;
– перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
– указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).
Содержание следует излагать в виде констатации вопросов, выносимых на обсуждение. Изложение ведется в именительном падеже.
Обычно первая тема – введение в программу
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:
– Обеспечение программы методическими видами продукции (разработка игр, бесед, походов, конкурсов, конференций).
– Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов.
– Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы.
Кроме этого, можно в этом разделе дать следующую информацию:
– Описание основных методов организации учебно-воспитательного процесса.
– Краткую характеристику средств, необходимых для реализации программы (кадровых, материально-технических). Говоря о кадрах, целесообразно перечислить педагогов, занятых, в реализации программы, охарактеризовать их профессионализм, квалификацию, критерии отбора.
– Характеризуя материально-технические условия, можно дать краткий перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы (в расчете на количество обучающихся).
Должно быть приведено два списка:
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе.
Завершающей стадией создания программы является заполнение ее автором так называемой Информационной карты образовательной программы (табл. 2).
Информационная карта образовательной программы дополнительного образования детей
Образовательная область (направленность программы)
Направление образова-тельной деятельности