Что значит чеканить монету в древней руси
Чеканка русских монет
Первые монеты появились в VII веке до нашей эры в государстве Лидия (на территории западной части современной Турции). Это были кусочки сплава золота с серебром, на которых выбивался особый знак. С тех пор менялась форма монет, использовались различные металлы, но в целом их всегда выпускали одним способом – ударом штемпеля с негативным изображением по заготовке. Методом отливки в формы делали только фальшивые монеты, они отличаются характерной размытостью рисунка и различной высотой отдельных элементов. Рассмотрим способы чеканки, применявшиеся в России на протяжении разных веков.
Чеканка в допетровские времена
Первые собственные монеты («сребреники») появляются на Руси при князе Владимире Великом, они выпускаются очень ограниченно, и уже через 60-70 лет при Ярославе Мудром чеканка прекращается. Изготавливались эти монеты тем же способом, который использовался в Византии: из листа серебра вырезали круглые тонкие заготовки, которые клали между двумя штемпелями и продавливали изображения с помощью пресса. Заготовки часто имели неровные или обрубленные края из-за несовершенной технологии вырезки. Изображения были сложными: на лицевой стороне князь, сидящий на троне; на обороте в первое время помещался Христос, затем трезубец – родовой знак Рюриковичей. Круговая надпись указывала на правление князя. Существовали также золотые монеты «златники», меньшего размера, но схожего веса и внешнего вида.
Во второй половине XIV века в Москве в период правления Дмитрия Донского после 300-летнего перерыва монетное производство возобновляется, но внешний вид и качество монет сильно изменилось. Теперь их делали из серебряной проволоки, нарезая её на мелкие кусочки и расплющивая молотом.
Изображения наносились штемпелями, в которых зажималась монета, затем сверху ударяли кувалдой. Монеты получались бесформенными и мелкими, напоминающие рыбью чешую, за что получили среди коллекционеров название «чешуйки». Вес мог различаться в полтора раза, контрольное взвешивание проводилось только для партии монет. Такие чешуйки просуществовали до петровских преобразований, то есть более 300 лет. Последние проволочные копейки датированы 1718 годом. За полвека до этого, при Алексее Михайловиче массово выпускались медные копейки такого же типа.
До реформы Елены Глинской 1534-1547 гг. монеты чеканили купцы-денежники из собственного серебра, разрешение на чеканку давал князь. Они же распространяли монеты при осуществлении закупок товаров. Затем выпуск полностью переходит государству, появляются первые государственные денежные дворы (позднее названные монетными).
Производство монет в Российской империи
Словом «чеканка» обозначают процесс нанесения изображений посредством удара молотом. С развитием технологий данный неэффективный тип производства полностью ушёл в прошлое, но название сохранилось, хотя правильнее называть выпуск монеты нового времени «тиснением», то есть продавливанием изображений.
Со времён Петра I монеты обретают привычную нам форму ровного толстого диска, хотя до середины XIX века окружность часто имела кривизну. Несмотря на использование только государственных монетных дворов, чеканка имела некоторые элементы частного производства. К монетному двору прикреплялся минцмейстер, в обязанности которого входило получение металла из казны и передел его в монету. Например, серебро поставлялось в количестве 120 пудов, которое затем проходило плавку с приведением пробы в соответствие с нормой, этим занимался минцпробирер. Минцмейстер брал на себя организацию производства и нанимал работников, он же отвечал за качество работы. На монетах часто помещались инициалы минцмейстера, чтобы в случае выявления недостатков монеты, можно было напрямую обратиться к нему.
Готовый металл разливался в изложницы – специальные формы для выплавки плоских широких слитков. Эти слитки затем прокатывались до толщины монет (плащение и вальцовка), после чего из них выбивались специальными штампами круглые заготовки. Часть заготовок из партии проходила контроль взвешиванием, негодные отбраковывались или проходили юстировку (корректировку веса). Даже при этом не удавалось достичь идеальных показателей, например у Екатерининских пятаков вес колеблется в пределах 48-51 грамма. Для повышения прочности заготовки проходили отжиг, из-за чего покрывались копотью. Для избавления от копоти и придания блеска их шлифовали в барабане и обрабатывали в кислоте, последним этапом была промывка. Заготовки (особенно для медных монет) иногда выпускались на специальных заводах (плащильных мельницах), после чего поступали на монетный двор.
Заготовки с гуртом или без него (если он не был предусмотрен) помещались в пластину с круглыми отверстиями по диаметру монет – фиксатор. Если производство было штучным, то фиксатор имел одно отверстие, но чаще чеканка производилась сразу для нескольких монет. Снизу ставились штемпели с негативом одной стороны, сверху негатив другой, затем всё это зажималось винтовым прессом. Поначалу во многом использовался ручной труд, особенно тяжёлые действия осуществлялись за счёт водяных колёс или лошадиной тяги. И только в середине XIX века появляется паровой пресс.
Созданием рисунка будущих монет занимался художник, который затем передавал эскизы гравёру. Гравёр создавал гипсовую модель будущей монеты диаметром приблизительно 30 см. Это позволяло детально проработать изображения. Инициалы гравёра тоже присутствуют на многих монетах, но они обычно скрыты в деталях изображений.
Затем диск с моделью покрывался слоем резины, в полученную форму наливалась эпоксидная смола, чтобы изготовить твёрдую заготовку. Она помещалась в специальный станок, который методом вращения с помощью системы зубчатых колёс переводил рисунок на диск значительно меньшего размера, сопоставимого с размером монеты. По заготовке отливался маточник – цилиндр из твёрдого сплава с точным изображением монеты, его закаляли для повышения износоустойчивости. С помощью маточника изготавливали несколько стальных штемпелей с негативом изображения, которыми уже чеканили монету.
Выпуск монет на современных монетных дворах
В целом технология не изменилась за последние 150-200 лет: в производстве участвуют художники и гравёры, изготавливающие маточники и штемпели. Многие станки сохранили первоначальную конструкцию, но дополнились электронным оборудованием, технологическими новинками и другими деталями, позволяющими ускорить производство в сотни раз.
Для повышения срока службы штемпели проходят закалку и хромирование, такой штемпель может произвести не менее 250 тысяч монет. На монетный двор металл поступает в виде катушек ленты шириной в одну-две монеты. Эти катушки заправляются в нарезные станки, делающие заготовки. Заготовки загружаются в другой станок, наносящий гурт и сразу кант (бортик по краю монеты с двух сторон). Некоторые монеты выпускаются без гурта, но кант есть всегда. После такой процедуры для восстановления свойств металла заготовки обжигают при 850 градусах и охлаждают. Затем их загружают в барабан с металлическими, керамическими и пластиковыми шариками для полировки, обрабатывают химикатами.
Современные чеканочные станки полностью автоматизированы, в них насыпают заготовки, а на выходе получаются готовые монеты. Например, монеты регулярного чекана могут производиться на таком станке по 700 штук в минуту, для юбилейных и памятных скорость несколько ниже. Монеты упаковываются в тканевые мешки с пломбой и развозятся по отделениям банков, в кассы и т.д. В последнее время всё чаще стали запечатывать монеты в полиэтиленовые пакеты.
В отличие от имперского времени, тиражи современных монет регулярного чекана не разглашаются и являются государственной тайной. Известно только, что тираж каждого номинала в год составляет сотни миллионов штук, а может быть даже превышает миллиард. Юбилейные и памятные монеты из обычных металлов выпускаются тиражом от сотен тысяч до десятков миллионов штук, их количество сообщается на сайте Банка России. Выпуском сейчас занимается два предприятия: Московский и Санкт-Петербургский монетные дворы, являющиеся дочерними предприятиями «Гознака», а он в свою очередь контролируется Банком России.
В последнее время монеты начали изготавливать из стальных заготовок, покрытых другим металлом. Существует два варианта такого производства: плакирование и гальванопокрытие. При плакировании лист металла сразу покрывается тонким слоем цветного металла, а вырубающиеся заготовки получают вид торта – сбоку просматривается основа, тонкий слой может со временем отходить от монеты. По этой технологии чеканили 5 рублей в 1997-2009 годах, но заготовка была медной. При втором способе изготавливаются стальные заготовки, которые затем покрывают слоем никеля или другого металла. Отличить их можно по отсутствию проглядывающей сбоку основы, но при этом само покрытие иногда имеет цветные наплывы из-за неполного покрытия. Выпуск монет из твёрдой стали значительно удешевил производство, но добавил большое число брака, поскольку износ штемпелей стал проходить быстрее. Штемпели часто ремонтируют, подшлифовывают, наносят новое покрытие и снова пускают в ход. Результатом износа штемпеля является появление на монетах дополнительных элементов (выкрошка штемпеля) и длинных тонких полос (раскол).
Монеты улучшенной чеканки
Единственным ручным производством осталось изготовление специальных коллекционных монет по улучшенной технологии. К ним относятся:
пруфлайк (prooflike) – изготовление происходит также, как и пруф, но из-за слишком крупных заготовок (например, для килограммовых серебряных и золотых монет) остаются мельчайшие дефекты, царапины или пыль.
BU (Brilliant Uncirculated) – монеты имеют слегка глянцевую поверхность, но без зеркального отражения и без матового рисунка. Выпускаются специально подготовленными штемпелями без полировки. Дефекты производства не допускаются.
Улучшенный UNC – выпускаются обычными штемпелями, но с тщательным контролем производства для исключения дефектов и царапин. Из станка монета извлекается вручную и помещается в капсулу или запайку (в СССР иногда помещали в бумажные конверты).
Краткий обзор монет Древней Руси
Что такое «златник»?
Сребреник Владимира Святославовича
Сребреник (иногда его называют «серебряник») на Руси изначально не являлся полноценной монетой, а представлял собой младшего брата златника. Что такое «сребреник»? Нет, это не та монета, тридцатку которых заплатили Иуде за предательство. Как и с библейской историей, название «сребреник» дано гораздо позже по металлу заготовки. На одной из сторон монет мы увидим Иисуса Христа. На обороте сребреника обнаружим портрет князя и пояснение «Владимир на столе, а се его сребро» (где «стол», конечно же, является «престолом»). Такое оформление присутствует на монетах с 980 по 1015 год, когда появились первые сребреники.
Поздние сребреники
В отличие от златника чеканка сребреников продолжилась и после Владимира. При Ярославе Мудром надпись становится короче («Ярославле серебро») и перебирается на реверс, где теперь главенствует родовой знак Рюриковичей. Портрет князя сменяет святой Георгий, но пока не на коне и без копья, разящего змея. Считается, что сребреники со временем стали полноценным расчётным средством, действовавшим и в сопредельных Киеву землях. Найдены разные по весу монеты (от 1,7 до 4,68 грамма). Последним князем, при котором осуществлялся выпуск сребреников, был Олег Святославич. Эти монеты датируются 1083-1094 годами. После сребреник теряет статус платёжного средства и исчезает из оборота. Сколько стоит сребреник? Неизвестно, так как число обнаруженных монет невелико. Всего семь для Ярослава, менее полусотни для Святополка и две с половиной сотни для Владимира. Поэтому соотношение «1 серебряник в рублях» крайне неопределённо и эфемерно.
Что такое «древнерусская гривна»?
Весовая единица
Вес серебра в гривне равнялся на европейскую марку (в то время тоже мера веса, а не наименование денежной единицы). Датируемая 1130 годом «Грамота Великого князя Мстислава и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю» содержит в тексте упоминание о «гривне серебра», как весовой единице. Следует отличать «гривну серебра» от «гривны кун». Их вес сначала совпадал, но для «гривны кун» брали серебро низкой пробы, поэтому за «гривну серебра» давали четвёрку «гривны кун». Впоследствии «гривну кун» тоже стали делать из высокопробного серебра, но уменьшили вес для сохранения пропорции. Так во времена, когда масса «гривны серебра» составляла 204 грамма, «гривна кун» весила 51 грамм. В течение 13-го века понятие «рубль» подменило наименование «гривна», а в 15-м веке серебряные слитки перестали участвовать в расчётах, хотя слово «рубль» осталось разговорным и впоследствии перешло на монеты, чеканка которых основывалась на норме 204 грамма серебра. А вот в весовой системе гривна ещё держалась долго, делясь на золотники. И лишь к 18-му веку её сменил фунт. Поэтому на вопрос конкурса эрудитов «какая древнерусская монета использовалась как мера веса?» можно смело отвечать: «Гривна!»
Древнерусская денежная система
К одиннадцатому веку сформировавшаяся денежная система имела во главе гривну кун, которая делилась на двадцать ногат, или на двадцать пять кун, или на полсотни резан, или на полторы сотни вевериц. Мерилом стабильности её назвать нельзя. К примеру, уже в двенадцатом столетии куна «похудела» вдвое, то есть требовалось уже полсотни кун, чтобы составить гривну.
Куна также являлась и весовой единицей, и денежной. Трудно однозначно сопоставить куну с монетами, проникавшими с сопредельных земель. Например, дирхем, весивший 2,73 грамма, вполне мог являться двадцать пятой частью гривны, если её вес принять за 68,22 грамма. Однако в какой-то момент куна равнялась двум граммам серебра. Куной мог являться даже европейский денарий. В поздние времена куна стала синонимом понятия «деньги».
Если взглянуть на резану, то становится понятен прямой смысл её имени, так как перед нами разрезанная монета. Чаще всего не везло дирхему, который мог не только уполовиниваться, но и быть разделённым на четверти. Именно такие половинки и четвертинки арабских монет находят в кладах, зарытых в 11-12 веках. Вес резаны составлял чуть менее полутора грамм серебра (900-я проба металла). Тем не менее, известны экземпляры в 1,7 грамма, 1,35 грамма и один грамм ровно. Позже приток дирхемов с юго-восточных земель прекращается. По мнению Валентина Янина (эксперт по древнерусской денежной системе) резана явила собой прообраз московской денги, вес которой составлял 1,02 грамма, и которая начала чеканиться в конце 15-го века при Дмитрии Донском.
Что такое «веверица»?
Известны и двойные веверицы, ходившие в курских землях. Их вес составлял примерно 0,68 грамма. Изготавливались они из арабских дирхемов. Восточные монеты также обрезались по весу, но им придавалась круговая форма, в отличие от резан. Двойная веверица равнялась половине резаны, ходившей в южных землях древнерусского государства.
Несмотря на то, что монетная система Древней Руси была заимствована от сопредельных земель и держалась на притоке иностранных монет, которые приспосабливали под местное денежное обращение, именно период 11-15 веков стал основой для появления самобытных отечественных монет, образовавших впоследствии московскую и новгородскую денежные системы. Признанием заслуг можно считать коллекционные монеты СССР 1988 года. Номинал 100 рублей из золота «1000-летие древнерусской монетной чеканки» имеет на реверсе изображение златника Владимира. В эту же серию входит 3 рубля из серебра 900-й пробы, где мы можем видеть обе стороны одного из вариантов сребреника Владимира, датированного 988-м годом.
Чеканка монет: интересные факты и стоимость
С самых первых времен существования денежных расчетов посредством металлических монет мастера чеканки стремились к их однотипности и легкой узнаваемости. Для этого их пытались сделать равнозначными по весу, размерам и форме, а позднее и придавать им единый дизайн, идею, стиль. Достичь всего этого удалось много позднее, с получением возможности осуществлять массовую автоматическую чеканку монет. Стоимость процесса производства в прошлые века была высока, поскольку каждый экземпляр поневоле был штучным. Время поменяло приоритеты местами, и получить сегодня такие уникальные монеты можно только чеканкой на заказ, и стоить это будет куда дороже массового чекана. Путь, который прошел процесс штамповки монет, сложен, интересен и, несомненно, достоин внимания.
Первые чеканные монеты
Для изготовления самых первых металлических деньг не использовались никакие машины, каждый монетный диск проходил через руки мастера, который вкладывал в изготовление денег свои навыки, знания и душу. Среди древних монет невозможно найти двух идентичных экземпляров, каждый из них был штучным. Продолжалось это несколько столетий, пока человек не придумал редуцирующую машину. Для производства монет начали использоваться вальцы, балансиры или молотовые снаряды. Разноплановость подходов к процессу чеканки оставила нумизматам богатейший материал для исследований и сбора коллекционных образцов.
Чеканка XV века
Высота подъема ударного стержня, а значит, и сила удара не всегда были равнозначными, из-за чего прочеканить монету с первого раза удавалось не всегда. Если результат удара не устраивал, процесс повторяли до тех пор, пока на металлической заготовке не проступал четкий рельефный профиль.
Но еще до внедрения в производственный процесс фальверков был сделан колоссальный шаг вперед в монетном деле. Минцмейстеры (лица, несущие главную ответственность за производственный процесс монетного двора), додумались изготавливать многоразовый образец монетного штемпеля, который позволил штамповать совершенно идентичные монеты. Для этой работы приглашались граверы, которые вырезали нужное изображение на концах металлического прута. Начался выпуск одинаковых денег, правда, скорость их тиражирования была очень низкой.
Чеканка XVI века
Золотая эпоха ренессанса не оставила в стороне и монетное дело. Непосредственное участие в прогрессивном процессе принял самый знаменитый человеческий гений этого времени — Леонардо да Винчи. Именно ему монетные дворы этого периода обязаны изобретением пресса, предназначенного для вырубки идентичных монетных дисков-заготовок из цельной металлической ленты. Следом был изобретен вальцевальный станок, дающий возможность заготовки цан (стержневой формы метала), от которых специальными вращающимися инструментами отделялись тонкие пластины. Ранее это делалось вручную. Многократная протяжка металла (в основном серебра) позволяла получить заготовку нужной толщины, с которой последовательно вырубались одинаковые кружки.
Чеканка XVII века
На фоне всеобщего научно-технического прогресса продолжал усовершенствоваться и процесс чеканки. В середине столетия усовершенствуется вальцевальный станок, механизм которого теперь позволяет менять штемпели. Геометрическая форма оттиснутых монет имеет дугообразную форму из-за удобства более качественной фиксации зажимного шипа. Разработана и оптимизирована система, сочленяющая рычаги и зубчатые передачи вальцевального станка таким образом, чтобы ход штемпеля точно соответствовал форме и расположению проходящей под ним монетной заготовки.
Примерно в это же время в производстве монет начинает применяться балансир или шпильдельверк. Для приведения его в действие был внедрен Т-образный утяжелитель, разгон которого требовал большой силы. В качестве этой силы, как и прежде, использовались несколько человек или лошадь. Как и ранее, нижний штемпель пары, называемый штоком, закреплялся стационарно. Верхний, айсен, крепился к винтовому снаряду, для раскрутки которого и требовались большие прикладные усилия. Максимальный разгон позволял прочеканить талер номиналом 1 и 2 единицы с первого раза. Во время обратного хода балансира под него успевали подложить новые металлические заготовки.
Чеканка первых русских монет
Появлением собственных денег Русь обязана светлейшему князю Владимиру, который ввел их в регулярное обращение в X веке. Методика чекана имела некоторые характерные отличия и состояла из нескольких поэтапных действий.
Технология, как понятно из ее описания, была несовершенной, монеты получались неодинаковые не только по внешнему виду, но и по весу. В то же время, весовая погрешность золотника составляла всего 0,4 г и в масштабе общей массы была совершенно не критичной. Именно от этой монеты и взяло свое начало понятие золотника как меры веса, которая составляет 4,266 г.
С изменением политической ситуации в стране, которая привела к раздробленности государства, начали массово чеканиться монеты из серебра, имеющие местное хождение. Металлические диски вырубали из серебряной проволоки на глазок, что неминуемо приводило к достаточно существенной разбежке экземпляров. Они отличались не только по весу, но по форме и по нанесенному изображению. Монеты того периода (рубли от слова рубить) не были гладкими, а были неровными, шершавыми. За это качество и за легкий вес в народных массах они прозвались чешуйками.
Первый массовый чекан
Прошло еще 3 века, и на Руси появились первые медные монеты, которые получили название пулы. Чеканили их из медной проволоки, а номиналом приравнивали к серебру. В монетных делах страны царило самоуправство, которое в итоге привело к бунту, вошедшего в историю как медный. В дальнейшем возврат к медному чекану произошел уже в годы правления Петра.
Чеканка петровской эпохи
Великий царь обожал все передовое, усиленно внедрял механизированное производство, в том числе и в монетном деле. Изменился и порядок чекана, который приобрел цикличный характер. Необходимая партия метала выдавалась из казны минцмейстеру, который в итоге должен был сдать партию монет, точно соответствующую ей по весу. Партия обычно составляла 120 пудов серебром.
Сам процесс чеканки включал доведение выданного драгметалла до определенной концентрации и допустимого количества медной примеси. После этого серебро расплавлялось и заливалось в формы. Извлеченные из форм листы прокатывались и вальцевались, добиваясь нужной толщины. Для вырубки заготовок из полученных листов все еще использовались обрезные станки на людской или лошадиной тяге. После взвешивания вес каждой заготовки доводился до нормы юстировкой или повторной переплавкой, соответствующие норме веса диски допускались к дальнейшим этапам чеканки — гуртировались, а затем отправлялись на тиснение.
Примечательно, что с этого времени чеканкой монет стали называть не только их прессовку с помощью ударной силы, но и любой другой способ получения нужной формы и изображения металлического диска.
Чеканка в современной России
В наше время монетные производства оснащены настолько высокотехнично, что способны чеканить миллионы денежных знаков автоматически, быстро и в самых сложных конструктивных вариантах. Человеку осталось лишь контролировать этот автоматический процесс. Горячая штамповка ушла в прошлое благодаря массе преимуществ холодного чекана, удешевляющего процесс и дающего максимально качественный результат:
Более легкое, быстрое и качественное производство монет делает его более дешевым, но это касается только массовых тиражей. Сколько стоит чеканка монет на заказ, зависит от множества факторов и рассчитывается индивидуально, но итоговая калькуляция выглядит куда более внушительной. Монеты из твердой стали также сильно удешевляют чеканку, но дают немалый процент брака (чему, впрочем, всегда рады современные коллекционеры).
Однако в целом характер получения металлических денег не претерпевал больших изменений на протяжении последних 200 лет. Все также в процесс включаются этапы работы художников и граверов, которые занимаются изготовлением штемпелей и маточников. Конструкция чеканочных станков также осталась прежней в своей основе, но получила электронную начинку и постоянно оснащается блоками, позволяющими усложнить итоговую конструкцию и ускорить процесс.
В наше время, в отличие от царской эпохи, монетные тиражи считаются государственной тайной и официально не публикуются. Но с определенным допуском точности сведения, конечно, становятся известными и определяются по косвенным признакам, например, достоверно известно, что ежегодные тиражи каждого номинала в среднем выпускаются десятками миллионов штук. Это не касается памятных и юбилейных монет.
Ручной чекан современного периода
Несмотря на повальную автоматизацию процесса штамповки монет, их ручное изготовление существует и сегодня. Это, как правило, специальные коллекционные и государственные заказы, предполагающее высшее качество выполнения. К их числу относятся следующие разновидности.
Золотые монеты в proof качестве
Инвестиционные образцы в UNC качестве
Отличие от предыдущих монет состоит в допущении мелких дефектов.
Brilliant Uncirculated
Поверхность не имеет зеркального отражения, рисунок не матовый. Недопустимы никакие, даже самые незначительные дефекты.
Улучшенный UNC
Чеканка производится механически с использованием обычных штемпельных пар, но затем монета извлекается вручную для исключения повреждений и сразу же помещается в капсулу, конверт или запайку.