Что означают звезды на плечах богородицы
Православные иконы и молитвы
Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.
Что означает восьмиконечная звезда в православии
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Христианство богато различными символами. Среди которых можно увидеть и восьмиконечную звезду или как ее еще называют октограммой. Многие задумывались о том, что означает восьмиконечная звезда, так как ее изображение можно часто увидеть не только в религии.
Восьмиконечная звезда в православии
Ее принято называть Рождественской или Вифлеемской. Она означает рождение Иисуса Христа. Именно после его появления на свет она зажглась на небе. Она показывала дорогу мудрецам, которые хотели поклонится Сыну Божьему и принести дары.
По своей сути данный символ в религии означает гармоничное соединение материи и духа. Если хорошо присмотреться, то в ней можно увидеть два совмещенных креста по центру. А крест означает равенство элементов.
Значение символов
В нумерологии число 8 трактуют как символ бесконечности или беспрестанно творения мироздания. То есть это говорит о постоянном круговороте энергии. Ее также часто можно увидеть на изображениях икон и прочей церковной утвари. Также в современном мире есть много примеров ее использования.
Некто говорит о том, что первоначально была основной пятиконечная звезда. Но во временем ее толкование немного поменялось. Особенно это качалось перевернутой звезды или пентаграммы. Далее последовала шестиконечная звезда и только после нее распространение получила восьмиконечная. Она подразумевала символ появления на свет Мессии.
Что называют звездой Богородицы
Изображение октограммы и принято называть восьмиконечной звездой Богородицы. Ее можно увидеть на всех иконах, где изображена Божья Матерь. Значение данного символа очень важно в православии. Об этом можно говорить, если посмотреть на то, где он расположен:
А на иконе Богородицы Неопалимая купина образ Богоматери вообще вписан в восьмиконечную звезду. Священники говорят о том, что данный символ тесно связан с образом Богородицы, а также хранит ее тайну.
По традиции символ восьмиконечной звезды трактовали как выход за пределы этого мира, вечность, а также непоколебимую устойчивость. Кроме того – это знак Небесного Иерусалима, Рая и конечного Преображения.
Сколько бы лучей не имела Вифлеемская звезда, она всегда будет иметь огромное значение в истории христианства. Сегодня она является символом пути для верующих, а также напоминает им о том, что духовное и материальное неразрывно связано. Только необходимо помнить о том, что одно проходит бесследно, а второе – вечное и нетленно.
Важно также и то, что путеводной звездой можно стать в этом мире для кого-то. Своими добрыми делами и поступками мы можем сами приближаться к Господу и тем самым подталкивая других к такому же. Может быть именно в этом и заключается истинный смысл данного символа.
Почему на иконах Богородицы изображаются три звезды
В настоящее время существует множество различных икон Пресвятой Владычицы Богородицы. Каждый из образов глубоко символичен. В иконографии Девы Марии, как и при изображении Бога или святых, есть свои отличительные признаки. В частности, практически на всех иконах Пресвятой Богородицы на одежде Девы Марии изображены три звезды. Расположение звезд на мафории (иначе омофоре) следующее: две звезды располагаются на плечах и одна на голове. Это наиболее частое местоположение этих звезд. Можно задаться вопросом: «Почему именно три звезды»? Имеет ли это свой символизм, и если да, то какой?
Ответ на этот вопрос следующий. Три звезды на иконах Богородицы знаменуют собой великое чудо. Пресвятая Богородица почитается Церковью как Приснодева, то есть, говоря обычным языком, вечная, постоянная Дева. Это означает, что Матерь Божия сохранила девство как до рождества Господа Иисуса Христа, так в рождестве Спасителя, равно как и после рождения Мессии.
Православное вероучение гласит, что Пресвятая Богородица зачала Христа от Святого Духа. Эта непреложная истина отображена в Священном Писании Нового Завета. Сам архангел Гавриил возвестил деве, что рожденное в ней будет от Святого Духа. Равно и символ веры (молитвенное исповедание основ православного вероучения, которое и по ныне звучит в православных храмах во время божественной литургии) говорит о том, что Христос родился «от Духа Свята и Марии Девы».
Восьмиконечная звезда значение
Восьмиконечная звезда, имеющая форму октограммы, находит применение в религии, философии и эзотерике. Этот символ используется при изготовлении оберегов и амулетов.
Трактование символики
Трактованием этого символа люди занимались на протяжении не менее, чем двух тысяч лет, и зачастую приходили к разным выводам. Результаты зависели от различных форм, которые принимал этот символ.
У большинства языческих народов восьмиугольная звезда означала символ солнца и жизни. У христианских народов она выступала в качестве союза духовного и материального начала. Во многих религиях она символизирует духовное возрождение.
Трактовка символа зависит от схемы построения восьмиконечной звезды. Два квадрата, наложенные друг на друга под углом, обозначают символику пропорциональности. Каждый квадрат – это равновесие и устойчивость. Количество углов в каждом квадрате, равное четырем, означает порядок в структуре всего сущего.
Два креста, соединенные между собой в центре, будут означать, что основы мироздания соединены воедино. Крест – это гармония отдельных элементов и вселенское равновесие.
Восьмиугольная звезда в виде амулета помогает обретению следующих качеств:
Человек полностью становится хозяином своей судьбы.
У древних славян восьмиконечная звезда означала грядущую жизнь. Поэтому этот знак изображался в виде языков пламени, вырывающихся из очага. Со временем его значимость увеличилась. Звезда стала олицетворять свет на небосклоне. После возникновения христианства это стало символом явления Богородицы.
Скрытые смыслы знака
Восьмилучевая звезда служит символом гармоничного единения духовной и физической составляющих человека. Этот знак – символ выхода в духовный мир. Взаимосвязанным также является зарождение жизни и неизбежный уход из нее.
Согласно значению в нумерологии цифра 8 обозначает бесконечность вселенной. Это является выражением непрерывности круговорота энергии.
В этом символе также воплощены попытки ранних астрономов, наблюдающих звездное небо, разобраться в том, как устроен наш мир. Астрологи связывают этот символ с Сириусом, имеющим семь концов и один хвост. Этот знак также изображен на гадательных картах Таро.
Объяснение символа у разных религиозных групп
В индуизме восьмиконечная звезда является символом богини Лакшми. Божество одаряет людей дарами в виде удачи, мудрости, здоровья, процветания, материального достатка.
У буддистов звезда, имеющая восемь концов, называется колесом драхмы.
Буддийское учение говорит о том, что пока колесо способно вращаться, человек свободен от гнетущих его страстей, снижающих качество его жизни. А вот лучи как раз являются символами тех добродетелей, которые освобождают людей от привязанностей, – хорошая память, проницательность, интуиция, благие намерения, правильное мировоззрение, приличное поведение. Это снижает количество желаний, которые, как известно из буддийского учения, являются источником страданий.
Восток
В древнем Египте возник символ Звезда Хаоса, имеющий восемь окончаний.
Лучи, направленные в разные стороны, символизируют движение энергии в разные стороны, обеспечивая бесконечное количество имеющихся в жизни человека возможностей, из которых надо делать свой собственный выбор.
Такой символ неоднократно упоминается в восточных легендах и мифах. Амулет с таким изображением будет способствовать обретению удачи, укреплению решимости в ведении дел, развитию интуиции. Он уничтожит хаос, творящийся внутри человека.
Ислам
Когда мусульмане правили Пиренейским полуостровом, его неофициальным символом являлась именно восьмиконечная звезда. Здесь были начеканены монеты, на которых было отведено место этому символу. Им украшали здания и ювелирные изделия.
Этот знак имеет широкое распространение и в наше время. Он присутствует на гербах и флагах многих мусульманских государств. Интересно, что восьмиконечная звезда использована при начертании метро в Каире.
В Ашхабаде этот знак использован в архитектурном ансамбле радиовещательного центра «Туркменистан».
Православие
В православной Руси восьмиконечная звезда всегда имела большое значение. Значение символа – это Вифлеемская звезда, под сиянием которой на свет появился Иисус Христос. Ее появление означало приход мессии.
Свет этой звезды позволила волхвам достичь места, где он родился. Восемь лучей ярко освещали их путь.
Существует мнение, что свет, который видели волхвы, это явление, подаренное Богом Отцом в качестве знамения рождения спасителя. Поэтому в православии эта звезда является путеводной, которая указывает правильный путь, что является значимым.
Большую роль восьмиконечная звезда играет в иконографии. На иконах она могла замещать нимб на их голове.
Этот орнамент присутствует на всех иконах Богородицы. Причем, он может изображаться на ее плечах и голове. Также он присутствует на орнаментах всех православных церквей и храмов.
Наиболее известной является икона «Неопалимая Купина», где образ Богородицы с младенцем Христом обрамлен октограммой в виде наложенных друг на друга квадратов под углом 45 градусов.
Аналогичное изображение имеет икона «Спас в Силах».
Здесь фигура Христа, сидящего на троне, вписана в ромб с вогнутыми сторонами. Вытянутые концы ромба олицетворяют четыре стихии. Вся композиция размещена в другом ромбе большего размера, расположенном перпендикулярно первому. Большой ромб красного цвета – отсвет от божественной сущности спасителя.
Православная церковь воспринимает восьмиконечную звезду в качестве тайного знака Богородицы, которая родила Спасителя. Этот символ является гарантией вечной жизни. Обетование вечности символизируют знаки на плече или челе матери Христа.
Целых три восьмиконечных звезды можно увидеть на иконе «Знамение», символизирующие вечное девство Богородицы.
Традиции христиан сохранялись и в позднее время. Использовались елочные игрушки в виде Вифлеемской Звезды. Выпекали пряники в ее форме и использовали в качестве подарков. Особенно этому радовались дети.
В виде восьмиконечной звезды был изготовлен орден Андрея Первозванного, являвшегося высшей наградой в России. Это произошло, вероятно, потому что именно этот апостол принес в русскую землю такой символ рождества.
Православие придает такое значение этому символу:
Тайны канонической иконы. Богословие одежды
Иконы, словно раскрытые книги, которые говорят лучше слов – надо только научиться читать их. И тогда любая, даже незаметная деталь иконы – бахрома, застежка плаща или нашитая на одежду полоска – раскроет перед нами глубокие богословские тайны, укрепит в вере и научит истинам Православия. Сестры-иконописцы Ново-Тихвинского монастыря рассказывают о том, что означают на иконах детали одежды.
Иконы Спасителя. Господь Иисус Христос, как Царь царей и Господь господей, традиционно изображается в одеждах, которые носили знатные сановники Римской Империи: хитоне, напоминающем длинную рубашку, и гиматии, верхней одежде (по сути, это прямоугольный отрезок ткани, наброшенный поверх хитона в качестве плаща). В хитоны и гиматии облачены на иконах многие святые ветхозаветных и евангельских времен, но одеяние Спасителя имеет некоторые особенности.
Господь — Вседержитель
На правой стороне хитона Господа Иисуса Христа изображается клав — нашивная вертикальная полоса, символ царской власти византийских императоров. В иконографии Спасителя клав – знак царственности, чистоты и совершенства человеческой природы Христа.
На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя. В древности пурпурные, красновато-фиолетовые одежды, порфиры, могли носить только царственные особы. Это одеяние было окрашено чрезвычайно редким красящим веществом — пурпуром, который добывался из пурпурных желез морских моллюсков. Пурпур был настолько дорогим, что даже самые знатные римские граждане могли позволить себе только пурпурные полоски на своих одеждах. А когда изнашивалась царская порфира, окрашенная пурпуром, ее не уничтожали, а разрезали на небольшие лоскутки, которые раздавали как награду отличившимся государственным деятелям.
Иногда Спасителя изображают и в одеждах другого цвета, чтобы подчеркнуть Его Божественные свойства. Так, на иконе «Спас в Силах» Господь изображен в одеждах золотого цвета, напоминающих нам о сиянии Его небесной славы.
Преображение
На иконе «Преображения» Спаситель облачен в белые одежды, в соответствии с Евангельским описанием преображения Господня: «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Белый цвет, как и золотые лучи, символизирует нетварный Божественный свет.
Икона Пресвятой Богородицы из деисисного чина.
Иконы Богородицы. Пресвятую Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, который носила Божия Матерь по обычаю замужних иудейских женщин того времени. Этот плат надевался поверх другой одежды и был так велик, что покрывал не только голову, но и почти все тело. Подлинный мафорий Пресвятой Богородицы с 474 года хранился во Влахернском храме в Константинополе. В иконографии тонa плата Богородицы темно-красные – в напоминание о царственном происхождении Пречистой и о перенесенных Ею страданиях. Кроме того, багряный «царский» цвет мафория знаменует, что Богородица — Матерь Царя Христа.
Икона Божией Матери «Знамение.
По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной – символизирует пребывание Ее в Божественном свете и Ее причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Ее небесную, совершенную чистоту.
Владимирская икона Божией Матери
Мафорий Пресвятой Богородицы на иконах украшается тремя символическими звездами — на челе (символ девства в момент рождества Спасителя), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества). Вместе с тем три звезды являются еще и символом Пресвятой Троицы. На некоторых иконах фигура Богомладенца закрывает одну из этих звезд, знаменуя вочеловечение Сына Божия — Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.
Есть в одеянии Божией Матери еще одна деталь, на первый взгляд незаметная, но также важная. Это поручи, которые символизируют сослужение Богородицы — а в Ее лице и всей Церкви — Главе Церкви, Первосвященнику Господу Иисусу Христу.
Сщмч. Иларион, архиепископ Верейский
Святитель Тихон Задонский
Отличительная деталь облачения святителей – саккос, который знаменует собой багряницу Господа. На плечах у архиереев омофор — широкий лентообразный плат, украшенный крестами – обязательная часть облачения епископа: без него он не имеет права совершать богослужение. Например, святитель Тихон Задонский изображен на иконе в традиционном святительском облачении: саккосе, омофоре и митре. Омофор – символ заблудшей овцы, то есть каждого человека, а облаченный в омофор епископ изображает собой Христа, Доброго Пастыря, Который взял заблудшую овцу на плечи и отнес в дом Отца Небесного.
Святители Василий Великий и Иоанн Златоуст
Иногда на иконах святители, например святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, изображаются не в саккосе, а в фелони – длинном и широком одеянии без рукавов, в которое в наше время облачаются при совершении богослужений иереи. Особенность этих фелоней в том, что они украшены множеством крестов, отчего и называются полиставрии (с греческого «многокрестие»). Дело в том, что в древности именно полиставрий был облачением архиереев, а саккос стал постепенно заменять его только в XV столетии, и поэтому архиереев, проводивших свою жизнь до этого времени, часто изображают в древнем одеянии.
Фрагмент иконы «Учители умного делания». Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Нередко встречаются изображения святителей и в архиерейской мантии. У плеч и спереди внизу на мантию нашивают скрижали – платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Например, на иконе «Учители умного делания» на архиерейской мантии святителя Игнатия (Брянчанинова) внизу изображены скрижали с вензелем «Е» — епископ и «И» — Игнатий.
Сщмч. Петр, митрополит Крутицкий.
По традиции епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов – в голубых мантиях, а патриархов – в зеленых. Мантия, сама по себе символизирующая особое Божественное покровительство, имеет на себе еще один символ – так называемые источники, или струи. Три ряда красных и белых полос, во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости, припадая к которым церковный иерарх черпает мудрость и благодать Божию, чтобы передавать их своей пастве.
Вмчч. Димитрий Солунский и Георгий Победоносец. Фрагмент иконы.
В центре иконы — благоверный князь Александр Невский.
Кроме того, воины облачаются в плащ – в Римской Империи он назывался хламида или лацерна, а закрепляется он фибулой (она называется еще запона или аграф) – застежкой, украшенной орнаментом и драгоценными камнями. Увидев на плаще воина фибулу, каждый понимал, что ее обладатель служит царю – и на иконах эта небольшая деталь символизирует, что мученики и другие угодники Божии, изображаемые в воинских одеждах, принадлежат воинству небесному и служат своему Царю – Господу Иисусу Христу. Как победоносные воины, повергающие невидимых врагов, эти святые на иконах имеют оружие: меч, иногда – лук и колчан со стрелами и копье.
Вмц. Ирина Македонская
На иконах всегда можно узнать равноапостольных, мучеников, страстотерпцев, благоверных князей и княгинь, которые имели царское достоинство. На главе своей они имеют венец или корону, к которым у цариц и мучениц прикрепляются низанные украшения из жемчуга и камней – рясно.
Царственные Страстотерпцы
Далматика – длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами, имеет у царственных святых богато украшенные оплечье, передник и подольник. Далматика хорошо видна, например, на иконе Царственных Страстотерпцев у царевны Ольги и цесаревича Алексия.
Равноапостольная княгиня Ольга
Плащ царских особ напоминает императорскую багряницу. Все эти детали подчеркивают высокое достоинство царей – помазанников Божиих, которые благодаря своим добродетелям стали подражателями Господа-Вседержителя.
Преподобный Сергий Радонежский
Преподобные имеют особенные одеяния — хитон, мантию, клобук. Эта монашеская одежда, непохожая на мирскую, символизирует новое одеяние правды и радования, нетления и чистоты – одеяние, сотканное из добродетелей, в которое облекается человек, отрекшийся от мира и всего, что в мире. Каждая из монашеских одежд имеет особое значение: хитон напоминает о терпении добровольной нищеты, тесноты и скорбей, за которыми следует неземная радость. Мантия, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте, у первых христиан была символом отречения от идолопоклонничества, а затем стала облачением исключительно монашествующих.
Преподобный Серафим Саровский
Мантия знаменует обретение монахом Божия покровительства, напоминает о строгости и подвижничестве монашеской жизни, благоговении и смирении. Как мантия не имеет рукавов, так и у монаха «нет рук» для мирской суеты и греховных поступков, его руки и другие члены как бы мертвы для порока. По толкованию святого Германа, патриарха Константинопольского, монашеская мантия символизирует крылья ангелов – монах, как ангел, должен быть готов ко всякому Божьему делу. С этим толкованием согласны слова современного подвижника благочестия, молитвенника и исповедника архиепископа Антония (Голынского-Михайловского): «Люблю, чтоб все бегом, быстро. Монашество — это ангелы. Они должны летать!» Святые отцы сравнивают мантию еще и с воинским плащом. Как по плащу с легкостью можно было определить, что воин служит императору, так и мантия показывает, что монах служит и старается во всем уподобляться своему великому Царю-Христу.
Если мантия напоминает плащ, то клобук – шлем, тот самый, о котором апостол Павел говорит «И шлем спасения восприимите» (Еф. 6, 11). Клобук свидетельствует о смирении монахов, их нелицемерном послушании и о хранении своих глаз от всего греховного и суетного.
Икона «Учители умного делания»
Преподобные Нил Сорский, Василий Поляномерульский, Зосима Верховский изображены в кукуле и аналаве, называемом иначе схимой. Эти одеяния монахов, имеющих постриг в великую схиму, также глубоко символичны. Кукуль — остроконечный головной убор — напоминает одежду младенцев, потому что монашествующие должны уподобляться в смирении детям. К тому же кукуль напоминает о том, что благодать покрывает и согревает угодников Божиих, охраняя их чистоту и простоту от демонов так же, как шапочки греют головы младенцев. Кукуль обшит вокруг крестами, чтобы этим царственным знамением отгонять врагов спасения, отовсюду нападающих на нас. Аналав, четырехугольный плат, который надевается на плечи, украшен крестами и означает крестоношение, следование за Спасителем, совершенное умерщвление миру.
Вмц. Анастасия Узорешительница
Святые жены: мученицы, праведницы, жены-мироносицы на иконах изображаются с покрытой головой — в соответствии со словами апостола Павла о том, что молящейся женщине следует покрывать свою голову, ибо она должна иметь «знак власти над нею, для Ангелов» (1 Кор. 11, 10). Таким образом, покрытая голова свидетельствует о их пребывании в молитве и о их душевном расположении к смирению.
Прп. Мария Египетская
Но иногда святых жен изображают и с непокрытой головой. Например, так пишут преподобную Марию Египетскую в напоминание о том, что она лишилась своих одежд за время долгого пребывания в пустыне — они истлели. Непокрытая голова – это знак полного отречения святой Марии не только от мирских удовольствий, но даже и от того, что необходимо для жизни, знак исключительной аскетически-покаянной жизни этой преподобной, восшедшей из глубины греха на непостижимую высоту святости.
Мц. Вера
Кроме того, с непокрытой головой изображают отроковиц и юных дев – например, мученицу Веру и младших Великих Княжон на иконе Царственных Страстотерпцев – Марию и Анастасию.
В следующих материалах вы узнаете об особенностях иконографии пророческого лика, а также ангельских чинов.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.