Что означают значки на карте
Топографические знаки (условные): виды и их значения
Чтобы изобразить разнообразные объекты на планах местности, прибегают к универсальной системе картографических условных знаков. Еще одно их название — легенда карты. Их написание напоминает реальное изображение предметов. Существует достаточно много таких знаков, поэтому налажен выпуск специализированных справочников, содержащих перечень общепринятых сокращений и обозначений.
Что такое условные знаки на плане местности
Картографические условные знаки — это значки на карте, которые применяются для символьного обозначения предметов и явлений, указания качественных и количественных параметров. Не требуется особой достоверности расположения знака на местности. Каждый графический символ привязан к определенному типу объекта или явления. Как правило, такие знаки имеют международный характер и не отличаются по написанию в разных странах.
На карте часто изображается легенда карты — это перечень использованных обозначений с пояснениями их значения. Она находится в любом свободном пространстве плана, часто располагается в углу.
Чертеж значка выполняется четкими линиями. Пояснительные подписи используются для указания дополнительных характеристик. Например, с их помощью обозначается преобладающий тип деревьев в лесу, материал покрытия транспортной дороги.
Особенности изображения
Разработкой изображений условных знаков для разнообразных топографических масштабов занимался Центральный научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии ГУГК СССР. Полный справочник был выпущен в 1977 году Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР издательством «Недра». Также найти условные обозначения географических карт можно в ГОСТ 21.204-93, а еще в СНиП 11-02-96.
В специальной регулирующей документации можно ознакомиться с обозначениями условных знаков для топографических планов
Какие бывают условные знаки
Пояснительные условные знаки и подписи применяются для дополнительной характеристики объектов местности и показа их разновидностей. Они позволяют более полно изучить по карте характер местности.
Условные знаки рисуются с использованием четких линий толщиной примерно 0,08-0,1 мм. Расстояние между знаками, которые расположены рядом, должно быть минимум 0,2 мм.
Чтобы карту было проще читать, а также можно было быстро выделить наиболее важные объекты, допускается уменьшение или увеличение в небольших пределах размеров некоторых условных обозначений.
Существует конкретная система классификации условных знаков.
Площадные, или контурные
Применяются для отображения объектов, горизонтальные размеры которых могут выражаться масштабами карты: болота, леса, сады и так далее.
По контурным условным обозначениям можно узнать не только координаты объекта, но и его размеры и очертания. Периметр рисуется сплошными линиями. Причем черный цвет выбирают для обозначения границ сооружений, оград и дорог, синий — водных ресурсов, коричневый — рельефа, светло-розовый — дороги для перемещения в населенных пунктах.
Пунктирная линия применяется для определения границ сельскохозяйственных угодий, насыпей, тоннелей и просек.
Линейные
Это одна из разновидностей масштабных знаков используется для отображения объектов линейного характера, таких как дороги, реки и линии связи. Также уточняются определенные характеристики объектов. Линейное обозначение описывает расположение объекта на местности, преувеличивая его ширину, однако ось знака соотносится с положением оси объекта на местности.
Внемасштабные
К ним прибегают, когда используется такой масштаб карты или плана, при котором контурное обозначение кажется громоздким. В такой ситуации объект обозначается в виде точки или схематически упрощенной вариации внешнего вида объекта.
Масштабные
Такие условные обозначения отображают объекты местности, которые возможно выразить в масштабе карты, то есть, с помощью географического плана можно узнать их размер.
Пояснительные
Распространенные знаки на плане местности
Хотя существует огромное количество символов, чаще используются обозначения опорных и населенных пунктов, железных и автомобильных дорог, знаки рельефа и земного покрова, а также указания водяных участков.
Парки выделяются, если их территория в масштабе плана составляет минимум 1,5×2,0 мм. Этому правилу следуют при описании всех видов общественных парков, скверов и насаждений.
Обозначаться парк на плане территории может с использованием монолитной заливки некоторого цвета (в основном светло-зеленого) с очерченными границами. В центре фигуры наносится наименование парка. Также допустим вариант описания миниатюры парка, отображающей его внутреннее устройство: дорожки, входы и местонахождение насаждений. Второй способ чаще применяется на крупномасштабных или приблизительных картах.
Дорога
Магистрали, шоссе и прочие дороги отображаются в достоверном масштабе. Для обозначения дорог малой значимости используют пунктирную прямую, средней — сплошную. Для дорог высокой важности используют жирную сплошную с двумя границами черного цвета, расположенными параллельно.
Расположение дорог описывается в соответствии с их реальным положением, длиной и формой.
К изображению автострад и шоссейных дорог прилагаются их технические характеристики, такие как ширина покрытой части дороги, ширина с обочинами, а также материал, из которого изготовлено покрытие.
Стадион
Стадионом в топографии называется любой любительский или профессиональный спортивный объект, ипподром или каменный форум.
Если говорится о спортивной арене, то внешний круг обозначается в виде здания, а внутренняя часть насаждения закрашивается зеленым цветом.
Непрофессиональное футбольное поле или поле для тренировок также окрашивается сплошным зеленым цветом с возможной обрисовкой контуров разметки на поле.
Если карта имеет средний масштаб, тогда можно отображать стадион в виде миниатюры, обязательно сохраняя пропорции.
Колодец
Колодцы разделяют на глубинные, природные, технические и засоренные. Если в них находится пригодная для питья вода, дополнительно указывается функциональность колодцев, а также глубина залегания жидкости.
На планах крупного масштаба колодцы обозначаются как круг с точкой в центре, определяющей точное месторасположение, и буквой «К» рядом. Если карта более мелкая, то ограничиваются значком, похожим на настоящий колодец.
Болото
Для обозначения болот, топей и заводей используют сплошной контур, закрашенный зеленым цветом и периодически нанесенный рисками. Если имеются кочки и кустарники, то соответствующие значки равномерно распределяются по территории.
Труднопроходимые болотистые местности описываются как полотно параллельных полос со среднего размера отступом. Их глубина достигает от полуметра до метра. Непроходимые болота изображают в виде сплошных параллельных полос с проборами из островков растительности. Глубина такой местности составляет 1-5 метра.
Муравейник
Хорошим природным ориентиром считается муравейник. И хотя для крупных карт не характерно его изображение, порой оно выполняется. В таком случае муравейник помечается крестиком или овалом коричневого цвета с масштабной точкой.
Дома, жилые или нежилые, изображаются с помощью отдельного от фона цветного рисунка с контуром и числом, которое обозначает размер постройки. От назначения здания будет зависеть его расцветка.
Разрушенные и полуразрушенные дома отличаются контуром в виде точек. Однако обозначать следует только хорошо сохранившиеся и ярко выделяющиеся остатки зданий.
Церкви помечаются крестом, обязательно указывается высота. Соответственно, для отображения часовен применяют круг с крестом, мечетей — круг с полумесяцем.
Плотина
Таблица водяных знаков занимает отдельное место в картографии. Чем больше масштаб карты, тем более подробные значки. У обозначений плотин дополнительно указывается материал, из которого они построены. Для этого используются сокращения: Бет — бетонная, Д — деревянная, ЖБ — железобетонная, Зем — земляная, К — каменная.
Железная дорога
Вокзалы, депо и прочие станционные строения и сооружения изображаются соответствующими значками. Также указываются крупные, средние и мелкие магистрали, развилки, станции и направление движения. Для этого используется толстая полоска с пересекающими ее перпендикулярными линиями для небольших планов и тонкая полоска с краями и пересекающими ее под прямым углом отрезками для карт средних масштабов.
Поперечные штрихи, которые указывают на число путей, очерчиваются через 3-4 см, тем не менее, допускается их смещение по необходимости.
Если рисуется крупная железнодорожная станция, то главный путь выделяется знаком однопутных железных дорог или толстой линией, в то время как другие пути — тонкими. Если трудно отобразить все пути с интервалами между линиями, тогда их проводят без сохранения общего количества путей, но с изображением конфигурации территории, на которой эти пути лежат.
Деревья
Дороги, линии связи и прочие объекты, которые находятся в просеках, но не могут быть выражены в масштабах плана, обозначаются общепринятыми условными обозначениями. Тогда нет необходимости обозначать просеку отдельно.
При обрисовке лиственных и хвойных лесов указывается их средняя высота в просеке. Вырубленные леса, как правило, не обозначаются или помечаются с помощью точек. Подходы в лес показываются как линия с треугольниками, которая ведет вглубь леса.
Негустой лес показывается с использованием сплошной цветовой заливки и небольшим числом деревьев конкретного типа. Если же значки расположены часто, то это — густой лес.
Хвойные деревья рисуются в виде ровной линии с отступающими от нее под углом 30 градусов полосками, направленными к земле. Лиственные имеют форму из нескольких овалов с возможной обрисовкой мелких веточек.
Как правильно читать условные знаки
Знание расшифровки условных знаков обеспечивает правильное и быстрое чтение планов и карт и понимание того, где и что находится. Потому, что в топографических картах разных масштабов применяются одинаковые или похожие друг на друга знаки, при чтении не возникает никаких трудностей. Часто, не зная обозначение топографических знаков, можно догадаться о них по определенному написанию.
Следовательно, предметы на планах и картах изображают, используя топографические знаки. Их написание однотипно и определяется конкретным ГОСТ и ГУГК. Такие знания могут помочь при ориентировании на местности и локальной географии.
Видео по теме
Карты
Топографические к а рты Генштаба России
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ КАРТ МАСШТАБОВ1:25000, 1:50000 и 1:100000
Подписи названий населенных пунктов
Поселки городского типа (рабочие, курортные и пр.)
Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях и т. п.
Поселки сельского и дачного типа
ОТДЕЛЬНЫЕ МЕСТНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Положение главной точки вне масштабных условных знаков
Шоссейные и грунтовые дороги
Изображение некоторых элементов рельефа на картах
РАСТИТЕЛЬНЫЙ ПОКРОВ И ГРУНТЫ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ КАРТЫ МАСШТАБА 1 :200 000
Изображение населенных пунктов пунсонами
Подписи названий населенных пунктов
Поселки городского типа (рабочие, курортные и пр.)
Поселки при промышленных предприятиях, железнодорожных станциях, пристанях и т.п.
Поселки сельского и дачного типа
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫДЕЛЯЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ КАРТЫ МАСШТАБА 1:500 000
Подписи названий населенных пунктов
Поселки городского типа (рабочие, курортные и пр.)
Поселки сельского и дачного типа
ШОССЕЙНЫЕ И ГРУНТОВЫЕ ДОРОГИ
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ КАРТЫ МАСШТАБА МАСШТАБА 1:500000
Населенные пункты сельского типа
УСЛОВНЫЕ ЗНАКИ К АРТ МАСШТАБОВ1:25000, 1:50000 и 1:100000
50000 жителей и более
менее 50000 жителей
50000 жителей и более
менее 50000 жителей
Поселки сельского типа
Поселки дачного типа
Поселки с бессистемной застройкой
Поселки рассредоточенного типа
Кварталы с преобладанием огнестойких строений
Кварталы с преобладанием неогнестойких строений
Примечание. На карте масштаба 1:100000 огнестойкость не показывается; фоновая закраска оранжевого цвета на изображении городов с населением 50000 жителей и более отображает кварталы с плотной застройкой.
Разрушенные и полуразрушенные кварталы
Непроезжие участки улиц (показываются только на карте масштаба 1:25000)
Изображение отдельных строений
Выдающиеся огнестойкие строения (показываются только на картах масштабов 1:25000 и 1:50000).
1) Выражающиеся в масштабе карты; 2) не выражающиеся в масштабе карты
Жилые и нежилые строения
Отдельно расположенные дворы
Стоянки юрт, чумов и т. п.
Примечание. Подписи названий населенных пунктов и железнодорожных станций показаны для карты масштаба 1:100000. На картах масштабов 1:25000 и 1:50000 эти подписи даются шрифтами того же вида, но несколько крупнее.
КОДЖОРИ | 2000 жителей и более |
ДУБКИ | менее 2000 жителей |
Майский | более 1000 жителей |
Артенмший | от 100 до 1000 жителей |
Рудничный | менее 100 жителей |
ЛАбИНСКАЯ | более 200 домов |
Гончаровка | от loo до 200 домов |
Юрьевка | от 20 до 100 домов Лотошино |
Лотошин о | менее 20 домов |
Динскя | Отдельные дворы |
Горбачево | Узловые и большие станции |
Навтлуг | Станции, разъезды, платформы и остановочные пункты |
Линии электропередачи на металлических или железобетонных опорах (25—высота опоры в метрах) | |
Каменные, кирпичные стены и металлические ограды |
Место главной точки условного знака
Геометрический центр фигуры
Середина основания энака
Вершина прямого угла у основания знака
Геометрический центр нижней фигуры
Геометрическая ось знака
Пункты государственной геодезической сети (91,6—высота основания пункта над уровнем моря)
То же на курганах (2—высота кургана в метрах)
1) То же на зданиях (на карте масштаба 1:100000 не показываются), 2) то же на церквах
Точки съемочной сети, закрепленные на местности центрами
То же на курганах (2—высота кургана в метрах)
Нивелирные марки и реперы (грунтовые)
В условных знаках 1963 г.
В условных знаках 1959 г.
Трехпутные железные дороги, семафоры и светофоры, поворотные круги
Двухпутные железные дороги станции
Однопутные железные дороги, разъезды, платформы и остановочные пункты на ширококолейных железных дорогах
Расположение главного здания станции: 1) сбоку путей; 2) между путями; 3) расположение неизвестно
Электрифицированные железные дороги: 1) трехпутные: 2) двухпутные; 3) однопутные; 4) блокпосты
Путевые посты, погрузочно-разгрузочные площадки, тупики и подъездные пути
1) Насыпи; 2) выемки (4—высота или глубина в метрах); 3) участки с большими уклонами—более 0,020 (только в горных районах)
В условных знаках 1963 г.
В условных знаках 1959 г.
Узкоколейные железные дороги и станции на них, трамвайные линии
1) Станции метрополитена, 2) выходы линий метрополитена на поверхность
Депо, вокзалы, станционные пути, выражающиеся в масштабе карты, переходные мостики
1) Трубы; 2) эстакады
Автострады: 8—ширина одной полосы в метрах, 2—количество полос, Ц—материал покрытия (Ц—це-ментобетон, А—асфальтобетон); насыпи (4—высота насыпи в метрах)
Усовершенствованные шоссе: 8—ширина покрытой части; 10—ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах, А—материал покрытия (А—асфальтобетон, Ц—цементобетон, Бр—брусчатка, Кл— клинкер), выемки (5—глубина выемки в метрах)
Шоссе: 5—ширина покрытой части) 8—ширина всей дороги от канавы до канавы в метрах; Б—материал покрытия (Б—булыжник, Г—гравий, К — камень колотый, Шл—шлак, Щ—щебень); обсадки
1) Легкие придорожные сооружения (павильоны, навесы); 2) съезды; 3) участки дорог с малым радиусом поворота (менее 25 м)
Улучшенные грунтовые дороги (8—ширина проезжей части в метрах) и трудно проезжие участки дорог
Строящиеся дороги: 1) автострады; 2) усовершенствованные шоссе; 3) шоссе, 4) улучшенные грунтовые дороги
1) Мосты через незначительные препятствия’
2) участки дорог с большими уклонами (8% и более),
3) номера автомобильных дорог
Перевалы, отметки их высот и время действия
Примечание: Условные знаки, отмеченные буквой „а»; применялись до 1963 г.
Грунтовые дороги и трудно проезжие участки дорог
Караванные пути и вьючные тропы
Пешеходные тропы и пешеходные мосты
Фашинные участки дорог, гати и гребли
Каменные, кирпичные стены и металлические ограды вдоль дорог
Лотки для спуска леса
Участки троп на искусственных карнизах—овринги (в числителе—наименьшая ширина, в знаменателе— длина карниза в метрах)
Граница смены материала покрытия на шоссейных дорогах
Километровые знаки, подписи числа километров
Туннели (в числителе—высота и ширина, в знаменателе—длина в метрах)
Мосты двухъярусные: 1) шоссе под’ железной дорогой; 2) шоссе над железной дорогой
Береговая пиния постоянная и определенная | ||
Береговая линия непостоянная и неопределенная (пересыхающие реки и озера, озера на болотах, мигрирующие озера) | ||
Береговые отмели и мели | ||
Берега опасные (характер опасности неизвестен) | ||
Берега осыхающие (приливо-отливные полосы) | песчаные | |
песчано-каменистые и галечно-гравийные | ||
илистые | ||
скалистые | ||
Берега обрывистые: 1) без пляжа; 2) с пляжем, не выражающимся в | ||
Отметки урезов воды | ||
Стрелки, показывающие направление течения рек (0,2—скорость течения в м/сек) | ||
Характеристика рек и каналов: 170—ширина, 1,7— глубина в метрах, П—характер грунта дна (П—песчаный, Т—твердый, В—вязкий, К—каменистый) | ||
Перевозы | ||
Паромы: 195—ширина реки; 4х3—размеры парома в метрах; 8—грузоподъемность в тоннах |
Горизонтали | ||
Подписи горизонталей в метрах и указатели направления скатов (бергштрихи) | ||
Сухие русла рек | ||
Отметки командных высот; 2) отметки высот | ||
Отметки высот у ориентиров | ||
Овраги и промоины: 1) шириной в масштабе карты более 1 мм; 2) шириной 1 мм и менее (в числителе— ширина между бровками, в знаменателе—глубина в метрах) | ||
1) Обрывы (21—высота в метрах); 2) укрепленные уступы полей на террасированных участках склонов | ||
Курганы: 1) выражающиеся в масштабе карты (5— высота в метрах); 2) не выражающиеся в масштабе карты | ||
Ямы: 1) выражающиеся в масштабе карты (5—глубина в метрах); 2) не выражающиеся в масштабе карты | ||
Дайки (крутостенные гряды из твердых горных пород) | ||
Кратеры вулканов, не выражающиеся в масштабе карты | ||
Кратеры грязевых вулканов | ||
1) Отдельно лежащие камни (3—высота в метрах); 2) скопления камней | ||
Карстовые воронки | ||
Входы в пещеры и гроты | ||
Лавовые потоки |
а) Фирновые поля (вечные снега), б) Ледники, в) Ледниковые трещины, г) Морены, д) Каменные реки. е) Каменистые россыпи. ж) Скалы и скалистые обрывы, з) Крутые склоны протяженностью в масштабе карты менее 1 см. и) Крутые склоны протяженностью в масштабе карты более 1 см. к) Границы фирновых полей
Оползни | |
Песчаные и земляные осыпи | |
Каменистые и щебеночные осыпи | |
Наледи | |
Ледяные обрывы (барьеры) и ископаемые льды (7-высота обрыва в метрах) |
Хвойные леса (ель, пихта, сосна, кедр, лиственница и. др.) | |||||||||||
Лиственные леса (дуб, бук, клен, береза, осина и др.) | |||||||||||
Смешанные леса | |||||||||||
Характеристика древостоя в метрах: в числителе— высота деревьев, в знаменателе—толщина, справа от дроби—расстояние между деревьями | |||||||||||
Узкие полосы леса и защитные лесонасаждения (2— средняя высота деревьев в метрах) | |||||||||||
Небольшие площади леса, не выражающиеся в масштабе карты | |||||||||||
Отдельные рощи, не выражающиеся в масштабе карты: 1) хвойные; 2) лиственные; 3) смешанные | |||||||||||
Отдельно стоящие деревья, имеющие значение ориентиров: 1) хвойные; 2) лиственные | |||||||||||
Отдельные деревья, не имеющие значения ориентиров | |||||||||||
1) Пальмовые рощи, выражающиеся в масштабе карты; 2) пальмовые рощи,не выражающиеся в масштабе карты: 3) отдельные пальмы | |||||||||||
Низкорослые (карликовые) леса | |||||||||||
Поросль леса, лесные питомники и молодые посадки леса высотой до 4 м (2—средняя высота деревьев в метрах) | |||||||||||
Буреломы | |||||||||||
1) Редкие леса (редколесье)’ 2) редкий низкорослые леса | |||||||||||
1) Горелые и сухостойные леса 2) вырубленные леса | |||||||||||
Просеки в лесу шириной 20 м и более—на карте 1:25000, 40 м и более—на карте 1:50000, 60 м и более—на карте 1:100000 ; линии электропередачи по просекам | |||||||||||
Прочие просеки в лесу (4—ширина просеки в метрах); 22, 23—номера лесных кварталов | |||||||||||
Лесные дороги по просекам | |||||||||||
Линии связи по просекам (5—ширина просеки в метрах) | |||||||||||
Границы по просекам | |||||||||||
Кустарники: 1) отдельные кусты и группы кустов; 2) сплошные заросли | |||||||||||
Порода кустарников: 1) хвойные; 2) лиственные (0,8—средняя высота кустарника в метрах) | |||||||||||
Узкие полосы кустарников и живые изгороди | |||||||||||
Колючие кустарники (сплошные заросли) | |||||||||||
Саксаул: 1) отдельные группы; 2) сплошные заросли | |||||||||||
Стланик: 1) отдельные группы; 2) сплошные заросли | |||||||||||
Заросли бамбука | |||||||||||
Фруктовые и цитрусовые сады | |||||||||||
Виноградники | |||||||||||
Ягодные сады (смородина, малина и другие ягодные кустарники) | |||||||||||
Мангровые заросли ( особый вид тропической растительности затопляемых побережий ) | |||||||||||
Парники (показываются только на карте масштаба 1:25000) | |||||||||||
1) Рисовые поля; 2) рисовые поля, постоянно покрытые водой | |||||||||||
Плантации технических культур: 1) древесных; 2) кустарниковых; 3) травянистых | |||||||||||
1) Луговая растительность (высотой менее 1 м), 2) высокотравная растительность | |||||||||||
Камышовые и тростниковые заросли | |||||||||||
Мокрые лужки (мочажинки), не выражающиеся в масштабе нарты: 1) с травянистой растительностью (показываются только на карте масштаба 1:25000); 2) с камышом и тростником (на карте масштаба 1:100000 не показываются) | |||||||||||
1) Степная (травянистая) растительность; 2), полукустарники (полынь, терескен и др.) | |||||||||||
Моховая и лишайниковая растительность | |||||||||||
Болота непроходимые и труднопроходимые (1,8—глубина болота в метрах) | Растительный покров болот: 1) травянистый; 2) моховой; 3) камышовый и тростниковый | ||||||||||
Болота проходимые (0,6—глубина болота в метрах) | |||||||||||
Солончаки непроходимые (мокрые и пухлые) | |||||||||||
Солончаки проходимые | |||||||||||
Полигональные поверхности (участки поверхности в тундровых и высокогорных районах, разбитые узкими трещинами на многоугольники—полигоны) | |||||||||||
Такыры (глинистые участки в пустынных и полупустынных районах): 1) выражающиеся в масштабе карты; 2) не выражающиеся в масштабе карты | |||||||||||
1) Поверхности с буграми, не выражающимися в масштабе карты. 2) кочковатые поверхности. | |||||||||||
Пески ровные | |||||||||||
Пески бугристые | |||||||||||
Пески грядовые и дюнные | |||||||||||
Пески лунковые и ячеистые | |||||||||||
Пески барханные | |||||||||||
Глинистые и щебеночные поверхности (показываются только на карте масштаба 1:25000) | |||||||||||
Государственные (1—копец; 2—пограничный знак) | |
Полярных владений СССР | |
Союзных республик СССР | |
АССР, краев, областей и автономных областей, не входящих в состав края, административных единиц 1-го порядка на иностранной территории | |
Автономных областей, входящих в состав края, национальных округов | |
Государственных заповедников |
Города с населением 50000 жителей и более
Города с населением менее 50000 жителей и поселки городского типа
Поселки сельского типа
Поселки дачного типа
Поселки с бессистемной застройкой
Поселки рассредоточенного типа
Города с населением 50000 жителей и более | |
Города с населением менее 50000 жителей и поселки городского типа | |
Посёлки сельского типа |
МОСКВА | Столица СССР, столицы союзных республик СССР и столицы иностранных государств с населением свыше 1000000 жителей. Города с населением свыше 1000000 жителей |
Столицы союзных республик СССР и столицы иностранных государств с населением менее 1000000 жителей. Города с населением, от 500000 до 1000000 жителей | |
ТОМСК | Столицы АССР, центры краев, областей и автономных областей, не входящих в состав края. Административные центры 1-го порядка на иностранной территории. Города с населением от 10ОООО до 500000 жителей |
майкоп | Центры автономных областей, входящих в состав края. Центры национальных округов. Города с населением от 50000 до 10ОООО жителей |
торжок | Города с населением от 10000 до 50000 жителей |
АЛЕКСИН | Города с населением от 2000 до 10000 жителей |
ВАРНЯЙ | Города населением менее 2000 жителей |
КОДЖОРИ | 2000 жителей и более |
ДУБКИ | менее 2000 жителей |
Октябрьский | 1000 жителей и более |
менее 1000 жителей |
Павловка | более 1000 жителей (более 200 домов) |
Подлипки | от 500 до 1000 жителей (от 100 до 200 донов) |
Тимохово | от 100 до 500 жителей (от 20 до 100 домов) |
Турицыно | менее 100 жителей (менее 20 домов) |
Динский | Отдельные дворы |
Горбачево | Узловые и большие станции |
Навтлуг | Станции разъезды, платформы и остановочные пункты |
Примечание. Если на карте название населенного пункта подчеркнуто, то оно относится и к ближайшей железнодорожной станции или речной пристани.
Железнодорожные мосты длиной 100 м и более: ЖБ—материал постройки, 9—высота над поверхностью воды или земли, 200—длина в метрах |
Эстакады: ЖБ—материал пострайки, 600—длина, 15—ширина проезжей части в метрах, св. 100—грузоподъемность в тоннах | |
Характеристика дорог: 8—расстояние между пунктами в километрах, 5- ширина проезжеи части, 7— ширина всей дороги в метрах, Д—материал покрытия | |
Мосты и путепроводы: К—материал постройки, 8— высота над уровнем воды (на судоходных реках), 350—длина моста, 10—ширина проезжей части в метрах, св. 100- грузоподъемность 8 тоннах, пр.— • проезд под путепроводом: 5—высота, 9—ширина проезда | |
Дамбы: Зем.—материал сооружения, 3—ширина по верху, 6—высота в метрах |
Города с населением 50000 жителей и более и крупные железнодорожные узлы | |
Города с населением менее 50000 жителей и поселки городского типа | |
Поселки сельского типа | |
Поселки дачного типа | |
Поселки с бессистемной застройкой | |
Поселки рассредоточенного типа |
МОСКВА | Столица СССР, столицы союзных республик СССР и столицы иностранных государств с населением свыше 1000000 жителей. Города с населением свыше 1000000 жителей | |||||||||||||||
РИГА |
КОДЖОРИ | 2000 жителей и более |
ДУБКИ | менее 2000 жителей |
Вербилово | более 1000 жителей |
Вербилово | |
Бербилово | |
Вишенка | от 500 до 1ООО жителей |
Вишенка | |
Вишенка | |
Беловка | менее 500 жителей |
Беловка | |
Беловка |
Узловые и большие станции
Примечание. Если на карте название населенного пункта подчеркнуто, то оно относится и к ближайшей железнодорожной станции или речной пристани.
Автострады (8—ширина одной полосы в метрах, 2— 1 количество полос, Ц—матерная покрытия), выемки (б—глубина выемки в метрах) | ||
Усовершенствованные шоссе, насыпи (8—высота насыпи в метрах) | ||
Шоссе (8—ширина покрытой части, А—материал покрытия) | ||
Улучшенные грунтовые дороги | ||
Грунтовые (проселочные) дороги | ||
1234 | Строящиеся дороги: 1) автострады; 2) совершенствованные шоссе; 3) шоссе ‘4) улучшенные грунтовые дороги |
Каналы шириной 20 м и более | |
Каналы шириной менее 20 м | |
Каналы судоходные строящиеся: 1) шириной 20 и более; 2) шириной менее 20 м | |
Морские пути | |
Пристани и якорные стоянки |
Границы государственные | |
Границы союзных республик СССР | |
Изогоны | |
Точки аномалий магнитного склонения | |
Районы аномалий магнитного склонения |
МОСКВА | более 1000000 жителей | |
от 600000 до 1000000 жителей | ||
томск | от 100000 до 500000 жителей | |
МАЙКОП | ||
от 10000 до 50000 жителей | ||
АЛЕКСИН | от 2000 до 10000 жителей | |
ВАРНЯЙ | менее 2000 жителей |
Сычевка | более 1 000 жителей | |
Знаменка | менее 1000 жителей | |
выселки | Отдельные строения |
Столица СССР | |
Столицы иностранных государств | |
Столицы союзных республик СССР | |