Что означают жесты руками и пальцами на иконах
Не нужно искать сатану там, где его нет
Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны».
Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.
Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание.
О контекстах жеста в православной иконографии
Такой жест для священных изображений не является редкостью.
А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1).
Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом».
Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь.
Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».
Очевидно, что жест, ныне называемый «козой», а в античном Риме «настоятельным», в иконе означает призыв к вниманию: «вонми!»
Символ может «читаться» исключительно в своем контексте и никак иначе. Согласитесь, что нимб на православных иконах и языческих изображениях, не одно и то же. Нужно ли нам отказаться от нимба, мотивируя это языческим происхождением символа (а происходит он действительно от эллинистических изображений языческих божеств)?
Или, если ограничить проблему только жестами, нужно ли отказаться от различных перстосложений на иконе, только потому, что нечто аналогичное мы встречаем в индуизме и буддизме (т.н. «мудры»).
Поразмыслим. Есть некий символ. В контексте одной системы он значит: А, в контексте другой: Б, а в контексте третьей: В. Почему, если символ используется в одном из этих контекстов, мы должны подозревать другой?
Почему, жест, который имеет конкретный смысл в знаковой системе языка глухонемых, непременно должно подозревать в масонстве или сатанизме? По идее, православным должны быть ближе родные, церковные, иконные контексты. А ежели мы, забывая собственную традицию, видим лишь масонов, значит, возможно, что-то не так с нами.
Ликбез от иконописца: как понимать жесты на иконах
Приблизительное время чтения: 2 мин.
28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост — время ожидания светлого праздника Рождества Христова. Мы предлагаем начать создавать праздничную атмосферу прямо сейчас. А поможет в этом специальный Рождественский адвент-календарь «Фомы». Каждый день вас ждет новый подарок от нас и наших друзей.
Иконописец Анна Корчукова рассказывает читателям «Фомы» о смыслах жестах на иконах, которые помогут лучше понять смысл священных образов. Каждая деталь в иконописи обладает большим значением. Давайте вместе разберемся, какие смыслы скрывают за собой разные положения рук святых.
Жест Благословения
Благословляющая десница. Пальцы правой руки сложены в виде букв «l» и «X» (Иисус Христос) – это означает благословение именем Господа. Такой жест можно встретить на иконах святителей, апостолов, преподобных. В наше время им благословляют священники в храмах.
Также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы.
Жест Оранта
Распростертые кверху руки. Этот древнейший жест означает молитву. Самая распространенная иконография с таким жестом – Богородица Оранта. Матерь Божья воздевает руки в молитве за весь мир.
Ладонь праведника
Открытая ладонь на иконе, обращенная к молящимся, означает праведность святого. Праведный человек – человек правды – открыт для людей, в нем нет лукавства, тайной злой мысли или чувства.
Две ладони, раскрытые на груди
Этот жест можно толковать двумя способами:
1. Знак принятия благодати.
2. Молитвенное обращение к Богу. В таком положении часто изображают руки у святых Макария Египетского, Симеона Столпника или у праведной Анны.
Рука, приложенная к сердцу
Этот жест означает, что святой высоко преуспел в сердечной молитве. Чаще всего его мы можем встретить на иконе преподобного Серафима Саровского.
Руки, скрещенные на груди
Жест, означающий, верность Христу. Он означает, что жизнь святого прошла под знаком несения креста, особых жизненных испытаний. В таком положении часто пишут руки на иконах святого Алексия Человека Божия и Марии Египетской.
Анна Корчукова – художник-иконописец, выпускница Иконописной школы при Московской духовной академии. Анна радует людей рукописными иконами на заказ. Ее стаж работы уже более 7 лет. Также Анна ведет блог, в котором рассказывает о церковном искусстве, показывает процесс работы иконописца и делится своими впечатлениями от путешествий.
Что означают жесты руками в иконах
Икона — не портрет, она наполнена смыслом и значением. «Зачем?» и «О чем?» икона, помогут понять другие символы. Среди которых существеннейшее место занимают жесты.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. В каждом жесте есть свой смысл.
Рука на сердце
Рука, приложенная к сердцу, означает дар сердечной молитвы. Этот святой много пребывал в Иисусовой молитве, и его можно приравнять к древним пустынникам.
Руки, скрещенные на груди
Это изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим ко Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы.
Две раскрытые ладони
Некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу. С таким жестом изображаются, например, праведный праотец Авраам, мать Пресвятой Богородицы праведная Анна, мученица Анастасия Римляныня.
Благословляющая десница
Я говорю
Указательный и средний подняты вверх, а мизинец и безымянный согнуты или прижаты к ладони. Большой палец или просто поднят вверх, или прижат к безымянному (да, у ораторов это разные знаки, но значения близкие, мы не будем их разводить).
Символ означает прямую речь, момент речи. Это второй вид жеста у архангела на иконах «Благовещение Пресвятой Богородицы». Правы и те, кто говорит: это жест благословения! Произнесённое доброе слово и есть благословение
Начало речи
Если речь продолжается, знак усиливает нагрузку и означает порицание. С таким жестом Христос подходит к уснувшим в саду ученикам.
Особое внимание!
Вот этот самый знак, который присвоили некоторые музыкальные направления, называя его «коза». Для античных ораторов он всегда означал «Обратите особое внимание!». Этим знаком на иконах Христос указывает на Евангелие в Своей руке, призывая внимать Благой вести. Кто знает, может быть в первые века священник перед чтением Евангелия на Литургии показывал именно такой знак? Но в наше время мы слышим только громкое: «Премудрость, вонмем!». Рука может быть повёрнута и ладонью к нам. Когда так держат руки апостолы, это можно истолковать как отстаивание истины христианской веры, настойчивая проповедь.
Знак обличения
Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
Жесты рук святых на иконах: что они означают?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас»
Руки Спасителя, Богородицы и святых иконописцы никогда не изображают «просто так», в произвольном жесте, каждая деталь на иконе символична.
Когда мы представляем икону Господа Иисуса Христа, то чаще всего вспоминаем Его благословляющий жест. Пальцы правой руки сложены для благословения — как латинские буквы I и Х (то есть Иисус Христос). Или собраны в троеперстие — символ Святой Троицы (но так, как крестятся старообрядцы — с открытыми двумя перстами и тремя, собранными в горсть на ладони). Этот жест на иконах изображают не только у Спасителя, но и у святых. Причем только у тех, кто и во время земной жизни благословлял людей. Например, это святители Николай Чудотворец, Иоанн Златоуст или Лука (Войно-Ясенецкий). Или преподобные и праведные, которые были священниками.
Бывает, что мы видим на иконе обе ладони раскрытыми. Этот жест историки иконописи толкуют по-разному. Первая версия — так нам показывают, что святой на иконе принимает на себя благодать Божию. А вторая — изображенный обращается к Богу с молитвой. Такой жест вы можете найти в храме на иконах праведной Анны — матери Девы Марии, мученицы Анастасии Римляныни или праотца Авраама.
О чем говорят жесты на иконах?
Почему, глядя на каноническую икону, мы испытываем необычное чувство – будто мы видим особый мир, более возвышенный и светлый, чем наша повседневность? Во-первых, конечно, потому, что на иконах изображены святые жители Неба. А во-вторых, потому, что и сам способ изображения – необычный. Одна из главных его особенностей – глубокое осмысление каждой детали. Цвета, позы, выражения лиц и жесты, любой предмет – всё имеет на иконе свое значение. Сестры из иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург) готовят для сайта «Православие и мир» несколько рассказов о том, что значит на иконе та или иная деталь. Первый рассказ – о жестах.
За несколько веков сложился определенный канон – как писать руки и жесты святых. Однако не нужно думать, будто строгие рамки обедняют икону. Наоборот, именно такие на первый взгляд незаметные штрихи и делают икону богословием в красках.
Благословляющая десница. Пальцы правой руки (десницы) сложены в виде букв I и Х (Иисус Христос) – это благословение именем Господним; также распространено троеперстное сложение – благословение именем Святой Троицы. С таким жестом изображаются святители (то есть святые епископы, митрополиты и патриархи), а также преподобные и праведные, имевшие священный сан. Например, святитель Иоанн Златоуст, который был архиепископом Константинопольским; святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских; преподобный Серафим Саровский… При жизни они каждый день благословляли этим жестом множество людей, а теперь с Небес благословляют каждого, кто обращается к ним с молитвой.
С раскрытой ладонью изображен и праведный Феодор Ушаков. Этот прославленный флотоводец отличался исключительной честностью и открытостью души. Он ревностно исполнял свой воинский долг и одновременно был милостив ко всем людям: своих подчиненных берег, как зеницу ока (за все время военной службы не отдал в плен ни одного матроса!), щедро благотворил многим нуждающимся. И даже врагов, бывало, спасал от смерти.
Особую роль играет предмет в руках святого – по нему можно узнать, за какой подвиг прославлен святой или какое служение он нес на земле.
Крест в руках символически указывает на мученический подвиг святого. Это напоминание о крестных страданиях Спасителя, Которому подражают все мученики.
Апостол Петр держит в руках ключи от Царствия Небесного – те, о которых Господь Иисус Христос говорил ему: «Дам тебе ключи Царства Небесного» (Мф. 16, 19).
Стиль (заостренная палочка для письма) – принадлежность евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также пророка Давида, написавшего Псалтирь.
Очень часто святые на иконах держат в руках книгу или свиток. Так изображаются и ветхозаветные пророки, и апостолы, и святители, и преподобные, и праведные, и новомученики… Книга – это слово Божие, проповедниками которого были они при жизни. На свитках написаны изречения самих святых или из Священного Писания – в наставление или утешение молящимся. Например, на свитке праведного Симеона Верхотурского написано поучение: «Молю вас, братие, внемлите себе, имейте страх Божий и чистоту душевную».
Святой праведный Феодор Ушаков держит в руке свиток с утешительной надписью – его собственными словами: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России».
По предмету, который держит в руках святой, часто можно узнать о том, чем он занимался во время земной жизни. Изображаются те занятия, которыми святой особенно угодил Богу, которыми он прославлял Его имя. Например, великомученик целитель Пантелеимон держит в руках ларец с лекарствами и лжицу (длинную узкую ложку) – он был искусным врачом, а когда уверовал во Христа, стал исцелять Его именем даже безнадежно больных людей, и многие из них благодаря чудесному исцелению пришли к вере.
Святая Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, пришедших ко гробу Христа, чтобы помазать Его тело миром, изображается с сосудом в руках, в котором она несла миро. А в руке у святой Анастасии Узорешительницы сосуд с елеем, с которым она приходила к узникам в темницы.
Святые иконописцы Андрей Рублев, Алипий Печерский и другие изображаются с написанными ими иконами.
У святого праведного Иоанна Кронштадтского в руке Потир, Евхаристическая Чаша – символ литургического служения. Известно, что отец Иоанн был пламенным служителем Божественной литургии. На богослужениях, которые он совершал, люди плакали, испытывали сильное покаяние, чувствовали укрепление в вере.
Преподобные Серафим Саровский, Нил Сорский, Зосима Верховский держат в руках четки. По четкам, которые называют «мечом духовным», монахи совершают непрестанную молитву, и потому этот предмет является символом молитвенного подвига.
Основатели или ктиторы (благотворители) иноческих обителей часто держат в руках храмы. Например, преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна изображается с одним из храмов Марфо-Мариинской обители. Великая равноапостольная княгиня Ольга тоже держит в руках храм – в знак того, что она построила первую церковь на Руси.
Необычный предмет в руках у праведного Симеона Верхотурского – удочка. Казалось бы, может ли быть особенно угодным Богу такое занятие, как рыбная ловля? Однако именно во время рыбной ловли, в глубоком уединении святой Симеон усердно молился Господу – «выну (то есть всегда, постоянно) мысль к Богу имел еси… да не удицею греха уловлен будет от вселукавого врага спасения нашего», как говорится в службе ему.
Вот только одна деталь иконы – жест, – но как много она говорит о святом! По ней мы можем узнать о его служении и главном подвиге, получить благословление или наставление от святого. Как в жизни по некоторым жестам мы можем догадаться о чувствах и мыслях человека, так и каноническая икона, если мы умеем понимать ее символы, живо передает нам мысли и чувства святых.
В иллюстрациях использованы фотографии икон, изготовленных в иконописной мастерской Ново-Тихвинского монастыря.