Что означают цифры на зимней резине
Что означают цифры на шинах: расшифровка символов
Вы выбираете комплект летних или зимних шин для вашего автомобиля, но плохо разбираетесь во всех этих цифрах и буквах? Эта проблема легко решается. В данной статье мы покажем вам, как легко и быстро понять, что означают цифры на шинах, какие параметры за ними скрываются и какие именно шины подходят для вашего авто.
Только тогда машина будет уверенно держаться на дороге, когда будет обута в резину с оптимальными техническими характеристиками, соответствующими погоде, типу покрытия и сезону.
Размер шин: что означают цифры и как правильно их читать
Маркировка автомобильных шин состоит из нескольких значений. Например, на любом колесе указывается фирма-производитель, марка резины, а также размер шин. Первые три цифры на колесе показывают размер диска (в дюймах, 1 дюйм равняется 2,54 см), насколько широкая покрышка, а также высоту профиля. Данную маркировку можно увидеть, если посмотреть на колесо с наружной стороны.
Фото: Shutterstock
Разберем, что означают цифры на шинах на конкретном примере колеса с маркировкой 195 60 R16. Первая цифра 195 мм – это ширина протектора. Что означает вторая цифра в маркировке шин? Она показывает, как соотносится высота протектора и ширина автопокрышки. Колесо будет отлично цепляться за покрытие, если значение этого индекса высокое. Чаще всего данный параметр водители называют высотой профиля.
Так, высота двух колес с маркировкой 185 65 R15 и 210 65 R15 будет разной, а посадочный диаметр один и тот же. Из-за небольших отличий в высоте профиля и ширине резины в данном примере невозможно будет монтировать шины на авто. Об этом нельзя забывать при покупке комплекта колес. Чтобы подобрать покрышки с подходящим размером, можно использовать шинный калькулятор.
Что означают цифры на шинах после индекса скорости? Обычно там указывается допустимая нагрузка на одну покрышку. К примеру, выглядеть это может следующим образом: «88Т». Эта цифра означает, что при движении на максимально возможной скорости 190 километров в час нагрузка на одно колесо должна быть не более 560 килограммов.
Что означают цифры в маркировке шин на наглядном примере
Чтобы стало понятнее, что означают цифры на шинах, рассмотрим европейскую маркировку модели автопокрышки Сordiant Sport 3 225/65 R17 106H.
Что означают цифры на автомобильных шинах, произведенных в США
На американских шинах можно встретить два разных вида маркировок, которые отличаются друг от друга.
Рассмотрим первую маркировку: P 195/60 R 14 или LT 235/75 R15. Как можно увидеть, она практически не отличается от европейской. Однако перед типоразмером ставится буква P на легковых покрышках либо LT — на шинах для легких грузовых машин.
Также существует вторая маркировка, выглядит она иначе: 31х10.5 R15. В данном случае привычная европейская маркировка имела бы следующий вид: 265/75 R15. Что означают цифры на шинах с такой маркировкой (в дюймах):
В американской же маркировке все проще. Для наглядности рассмотрим, что означает первая цифра в размере шин. Она показывает типоразмер, то есть внешний диаметр. Вторая цифра указывает на ширину, третья — на внутренний диаметр.
Как узнать ширину покрышки в привычных нам единицах измерения, то есть в мм? Для этого необходимо умножить ширину в дюймах 10,5 на 25,4, ведь один дюйм равняется 2,54 см. В итоге получается значение 267 мм. Поскольку данного размера нет, берем в расчет ширину покрышки 265, которая получается после округления.
Следующий шаг — узнаем высоту боковины, которая измеряется в процентах. Для этого выполняем следующие действия: из внешнего диаметра вычитаем посадочный диаметр. Затем полученное значение делим на 2. Цифру, которую получим, затем нужно разделить на ширину профиля.
Если на шине не указана высота профиля, не забывайте о том, что для легковых покрышек этот показатель равен 80–82%, для грузовых 88%.
Для перевода из метрической в дюймовую систему нам понадобится выполнить вычисления:
Итак, мы разобрались, что означают цифры на шинах с американской маркировкой 31*10,5 R15
Что означает дополнительная маркировка и буквы на боковинах шин автомобиля
XL или Extra Load — данная надпись на колесах означает, что они усиленные, то есть индекс грузоподъемности более 3 единиц, по сравнению со стандартными покрышками с таким же размером. Проще говоря, когда на резине вы видите индекс грузоподъемности 91, а также надпись XL, значит, данная покрышка рассчитана на нагрузку не 615 кг, а 670. Для наглядности рекомендуется изучить табличку индексов грузоподъемности.
M+S, M&S («грязь и снег») означает, что шины предназначены для зимы (либо всесезонные). Такую маркировку можно увидеть также на летних колесах для внедорожников. Но в этом случае резина не подходит для использования зимой, поскольку зимние покрышки имеют другой состав, а также специфический рисунок протектора. «M&S» означает, что перед вам колесо с повышенной проходимостью.
All Season или AS, («для любой погоды») — всесезонные шины.
Значок «снежинка» означает, что шины предназначены для эксплуатации зимой. Не видите на боковой части покрышки данную маркировку? Значит, на такой резине можно ездить исключительно летом.
Aquatred, Aquacontact, Rain, Water, Aqua либо символ «зонтик» — означает, что перед вами дождевые шины.
Outside и Inside надпись указывает на то, что это асимметричные покрышки. Устанавливая их на машину, следует быть предельно внимательными, ведь у них есть наружная и внутренняя стороны. Во время монтажа обратите внимание на то, чтобы надпись «Outside» располагалась снаружи, «Inside» — изнутри.
RSC, RunFlat — на такой резине, даже если случился прокол, можно продолжить движение на скорости до 80 километров в час. Такие шины позволяют проехать расстояние 50–150 км после того, как давление полностью упадет. В зависимости от изготовителя маркировка может немного отличаться, к примеру Bridgestone RFT, Continental SSR, Goodyear RunOnFlat, Nokian Run Flat, Michelin ZP.
Rotation либо значок «стрелочка» на боковой части покрышки означает, что перед вами направленная автошина. Монтируя ее, следует учитывать направление вращения колеса, которое указано стрелочкой.
Tubeless — колесо без камеры. Если такой маркировки нет, покрышку можно эксплуатировать исключительно с камерой. Надпись Tube Type означает, что использовать резину можно только с камерой.
Max Pressure наивысшее допустимое давление в колесе, Max Load —наибольшая грузоподъемность (кг), на которую рассчитана покрышка.
Reinforced, RF (к примеру, 195/70 R15RF) означает, что покрышка усиленная, у нее 6 слоев. Когда в конце маркировки стоит буква С (к примеру, 195/70 R15C), значит, данная резина грузовая и у нее 8 слоев.
Radial – надпись означает, что у шины радиальная конструкция. Если есть слово «Steel», то покрышка усилена металлическим кордом.
Буква E, обведенная кружком, — резина удовлетворяет европейским стандартам ECE. Надпись DOT означает, что покрышка подходит под американский стандарт качества.
Temperature (А, В либо С) — показывает, насколько резина устойчива к воздействию высоких температур при езде на максимальной скорости. Когда указана буква А, значит, термостойкость наилучшая.
Traction (А, В, С) — показывает, насколько хорошо будет шина тормозить на мокрой дороге.
Treadwear – надпись указывает на относительный километраж пробега покрышки.
TWI (Tread Wear Indiration) — означает индикатор износа протектора. Чаще всего рядом с этой надписью располагается знак «стрелка». Символы распределены в 6–8 участках по всему колесу. Они указывают на наименьшую глубину протектора, при которой допускается эксплуатировать шину. Индикатор износа выступает на 1,6 мм. Это минимальная допустимая высота протектора для легковых шин. Индикатор износа расположен в углублении протектора, чаще всего в канавках для отведения воды.
DOT — код адреса изготовителя, закодированный размер шины, сертификат, а также неделя и год, когда была произведена резина.
Что означают цветные метки на шинах
Мы разобрали, что означают цифры на зимних шинах, а также на летних и всесезонных. Однако кроме них есть также и цветовая маркировка, значение которой также необходимо знать. Обычно на покрышках можно увидеть различные символы четырех цветов: красного, желтого, белого и синего.
Фото: Shutterstock
Чаще всего используется метка белого цвета. Например, можно увидеть значки в небольшой окружности. Маркировку белого цвета наносит специалист при проверке соответствия покрышки стандартам качества. Если данный символ есть, значит, продукция была проверена отделом технического контроля.
Маркер красного цвета может иметь два значения. Обычно резина, на которой есть такая маркировка, устанавливается на заводе. Небольшой кружок красного цвета говорит о том, что в данном месте шина наиболее тяжелая.
Желтый маркер означает наиболее легкую область шины. Именно эта часть покрышки должна располагаться напротив золотника. Эта маркировка помогает мастерам-шиномонтажникам правильно отбалансировать колесо.
Что означают цветные полосы на шинах? Они помогают сотрудникам на складе, которые сортируют покрышки в зависимости от изготовителя и размера. Также такие полоски показывают покупателю, что покрышка совершенно новая и не была в использовании. С течением времени из-за постоянной эксплуатации цветные полосы истираются об асфальт.
Что означают цифры на зимней резине
Маркировка шин: расшифровка обозначений на покрышках
Установленные стандарты маркировки позволяют узнать характеристики автомобильной шины, взглянув на ее боковину. Но не все автомобилисты, особенно начинающие, могут с легкостью «прочитать» нанесенные обозначения. Сегодня мы разберем, какие бывают параметры автошин и как их указывают компании-изготовители на своей продукции.
Типоразмеры автомобильных шин
Первый и основной параметр, на который стоит обращать внимание — это цифры на боковине.
Популярный типоразмер для среднеразмерных городских автомобилей.
К примеру, «205/55R16» означает, что
Оптимальный размер для вашего авто производитель обычно указывает в руководстве по эксплуатации.
Использование авторезины меньшего диаметра приведет к уменьшению дорожного просвета, а модели большего типоразмера могут попросту не влезть в колесные арки.
Диагональные и радиальные корды
Автошины отличаются способом натяжения кордовых нитей: в диагональных допускается их перекрещивание, в радиальных — нет. Второй вариант является более современным, отличается повышенной жесткостью и надежностью. Обозначается словом «Radial» или буквой «R» в типоразмере.
Радиальные шины, благодаря большей площади контакта, обеспечивают лучшее сцепление с дорогой.
Индексы нагрузки и скорости
После типоразмера идут индексы нагрузки и скорости, то есть максимально допустимые значения для этого типа резины (в нашем случае «91V»).
В представленном варианте, нагрузка на одно колесо не должна превышать 615 кг, а скорость вашей езды — 240 км/ч.
Индекс нагрузки для авто выбирайте из расчета половины максимального веса, действующего на ось. Производители рекомендуют подбирать покрышки с запасом в 15-20% от расчетного значения.
Индекс скорости также рассчитывайте с запасом примерно в 15%. Такая поправка нужна в связи с тем, что скорость движения авто может увеличиваться на затяжных спусках или при сильном попутном ветре.
Индекс нагрузки для покрышек внедорожников рассчитывайте с запасом 30%.
Сезоны и особенности дорожного покрытия
Авторезина делится на зимнюю, летнюю и всесезонную. Принадлежность к определенному типу производители указывают с помощью соответствующих надписей или изображений (капли дождя, лучи солнца, снежинка и т.п.). Наличие нескольких изображений говорит о всесезонности изделия.
Дополнительная маркировка
Цветные метки
Бывают красного, зеленого, желтого или белого цвета и помогают правильно установить шины на автомобиль.
Цветные полосы помогают складским работникам распознавать типоразмеры и модели шин, сложенных в стопки.
Камерные и бескамерные варианты
Большинство современных шин — бескамерные. Они обозначаются «TL» или «Tubeless». Устаревшие камерные модели маркируются «TT» или «Tube Type». Отличаются способом крепления на ободе диска.
Бескамерные покрышки при незначительных проколах ремонтируют без снятия их с колеса, также на них при периодической подкачке доехать до ближайшего автосервиса.
Дата изготовления шин
При длительном хранении автопокрышки теряют свою эластичность, а их ходовые качества ухудшаются.
Но на моделях некоторых производителей можно «прочитать» год выпуска и отказаться от покупки старых изделий.
На боковой части в прямоугольной рамке с закругленными углами указан 3-х или 4-х значный код. В первом случае покрышка выпущена до 2000-го года, во втором — после. Первые две цифры номера означают неделю, последние — год. К примеру, код 308 значит, что резина выпущена в июле 98 или 88 года, 1517 — в апреле 2017.
Как расшифровать американскую маркировку
В Соединенных Штатах выпускают шины с двумя разными маркировками. Первые отличается от европейских лишь дополнительными буквами перед типоразмером:
Второй больше отличается от привычного нам типоразмера, к тому же указывает габариты в дюймах. К примеру, в шине «33×12.50 R15» наружный диаметр составляет 33 дюйма, ширина профиля — 12,5 дюймов, внутренний диаметр — 15 дюймов. Остальные сокращения идентичны общепринятым.
Маркировка типов шин. Обозначения на шинах
1. Торговая марка шины
2. Обозначение максимальной нагрузки
3. Индекс износостойкости
4. Индекс сцепления
5. Индекс температуры
6. Максимальное давление
7. Производитель
8. Условное обозначение
9. M+S
10. Размер шины
11. Грузоподъемность
12. Категория скорости
13. Сведения о конструкции
1. Торговая марка шины (название модели шины), пример: Nord Frost 3. Торговая марка — определяет прежде всего конкретный рисунок протектора, а также в ней отражены также различные конструктивно-технологические особенности, отличающие данную шину от других. Каждая фирма пользуется своей системой кодов, поэтому одинаковые буквы и цифры в модельных индексах у разных производителей могут означать совершенно различные шины. Если Вы решили точно узнать, что именно означает та или иная торговая марка, воспользуйтесь каталогами производителя.
2. MAX LOAD — максимальная нагрузка на шину (в соответствии с требованиями министерства транспорта США). Некоторые фирмы его расшифровывают — пишут мелким шрифтом MAX LOAD (максимальная нагрузка) и далее указывают нагрузку в килограммах и английских фунтах (пример: MAX LOAD 515kg (1135lbs), 1lbs=0,4536кг).
Неправильно расчитывать предельную массу автомобиля, которому подходят шины с данной нагрузкой умножением MAX LOAD на 4 (т.е. на количество колес машины). Полученная таким образом масса оказывается сильно завышенной. Шины не должны работать под предельной весовой нагрузкой. Кроме того, ваш автомобиль не будет только стоять на ровной поверхности, а при движении или на неровной поверхности возможна неравномерная нагрузка на колеса. Поэтому от максимальной массы нужно отнять 20% ее величины — если у вас легковая машина, или 30% — если у вас внедорожник.
3. TREAD WEAR INDEX (TWI) — индекс износостойкости.
4. TRACTION INDEX — индекс сцепных качеств.
5. TEMPERATURE INDEX — температурный индекс.
Эти отметки, требуются согласно нормативным документам США об информировании потребителей (уровень качества).
6. MAX PRESSURE — максимально допустимое давление воздуха в шине. Указывается в килопаскалях и фунтах на квадратный дюйм (пример 3.0 kps(44psi), 1psi=0,0069 МПа для шины в «холодном» состоянии).
7. Производитель — название фирмы разработчика и производителя шин.
8. Условные обозначения на соответствие требованиям нормативных документов, касающихся шин:
Е17 — соответствие Европейским стандартам;
DOT — соответствие стандартам США.
9. M+S (Mud+Snow = Грязь+Снег) — указывают на то, что шина рассчитана на эксплуатацию в зимних условиях или может использоваться при наличии грязи и снега.
Также могут быть следующие обозначеия: WINTER (зима) — зимние шины, AQUA- — дождевые шины, AS (All Seasons = Все сезоны) или AW (Any Weather = Любая погода) — всесезонные шины, пригодные к использованию на твердых дорогах в любое время года на любом, в том числе мокром и скользком, покрытии. Кстати, в последнее время многие фирмы вместо этих надписей рисуют на боковинах шин рельефные пиктограммы — солнце, снежинку, дождик — иллюстрирующие все сезоны.
10. Обозначение размера шины
Подбирая новые автошины, руководствуются, прежде всего, их размером или, корректнее, типоразмером. Он наносится на боковине покрышке крупными символами, сочетание которых имеет следующий вид:
195 — ширина профиля шины, мм. Ширина профиля шины представляет собой выраженное в миллиметрах линейное расстояние между наружными сторонами боковин накачанной шины без учета возвышений из-за наличия маркировки, отделки или защитных поясов или ободов;
65 — высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В нашем случае высота составляет 65% от ширины (195 мм), т.е., 126,75 мм. Это отношение (Н/В, где Н — высота, В — ширина) принято называть серией шины. Серия — исключительно важный параметр, от него во многом зависят ездовые качества шин. Некоторые фирмы (в основном, американские) ставят перед обозначением размера буквы Р (Passenger), подчеркивая тем самым, что данная шина предназначена для легковых автомобилей (например Р195/60R14), LT (Light Truck) — шина для легкого грузовика. В некоторых типоразмерах номер серии отсутствует, например, 185 R14 C 102 Q. Такие шины называют полнопрофильными, а отношение высоты к ширине в таком случае составляет 80% или 82%. Высота профиля представляет собой половину разности общего диаметра и номинального диаметра обода. В процессе развития конструкций шин их форма изменялась от почти круговой до более широких типов с более плоской поверхностью. При этом отношение высоты профиля к его ширине изменялось от 100% до 70%, 60%, 50% и до еще меньших значений.
R15 — так называемый радиус шины — это диаметр диска на который шину такого размера нужно устанавливать. Буква R свидетельствует о радиальном типе покрышки.
84 — индекс или коэффициент нагрузки. Это условный показатель, указывающий на допустимую нагрузку на шину в кг. Расшифровка наиболее часто применяющихся коэффициентов приведена в таблице индексов нагрузки. Зачастую, нагрузка расшифрована на самой шине: за надписью Max Load следуют две цифры, первая в кг, вторая в фунтах. Индексы нагрузки шин.
Т — индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой производитель гарантирует сохранение заложенных эксплуатационных характеристик шины. Скоростные индексы шин.
В некоторых типоразмерах имеются дополнительные буквенные обозначения: 185 R14 C 102 Q, индексом С обозначаются так называемые «усиленные» шины с большим коэффициентом нагрузки.
11. Индекс грузоподъемности (коэффициент нагрузки) — обозначает предельную весовую нагрузку, которую способна выдержать шина. Проставленное на шине двузначное число математически никак не привязано к конкретным килограммам — это просто условный индекс. Индексы нагрузки шин.
12. Категория скорости — условное обозначение скорости показывает максимальную расчетную скорость шины. Скоростные индексы шин.
Скоростная категория, присваимаемая шине по результатам специальных стендовых испытаний, подразумевает максимальную скорость, выдерживаемую шиной. То есть ту скорость, при малейшем превышении которой никто не может гарантировать, что шина не начнет разваливаться. А для эксплуатации устанавливается «щадящий» режим — автомобиль должен ездить со скоростью на 10–15% меньшей, нежели та, которую «допускают» шины.
13. Сведения о конструкции шины, требуемые министерством транспорта США. Особенности конструкции фиксируются на бортах соответствующими надписями о числе слоев брекера и каркаса, а также о материале корда. Например надписи TREAD PLIES: 2 POLYESTER CORD+2 STEEL CORD+1 NYLON CORD означают, что брекер шины состоит из 2 слоев полиэстера+2 слоев металлокорда+1 слоя нейлонового корда, надпись SIDEWALL означает из скольких слоев состоит каркас (в частности, боковины), может встречаться также RAYON — вискозный корд.
Дополнительные сведения имеющиеся на шинах
TWI — Tread wear indicator (индикатор износа протектора) — знак на боковине шины — показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка в канавках протектора. Знак наносят по боковине у самого края протектора равномерно в шести местах по окружности с каждой стороны шины. Метка может представлять собой либо упомянутую выше аббревиатуру — TWI, либо TWI со стрелкой, либо просто стрелку без букв.
Однако знак TWI — это лишь указатель места нахождения самого индикатора износа. Сам индикатор износа протектора надо искать на дне ближайшей к метке канавки протектора (если есть стрелка, она именно эту канавку и указывает). Там, присмотревшись, можно обнаружить резиновый выступ, его высота 1,6 мм от дна канавки — это и есть TWI. Он показывает предельно допустимую степень «облысения» шины. Когда протектор сотрется до этого выступа — резину нужно менять в обязательном порядке. Когда остаточная высота рисунка протектора шины приближается к установленному минимальному значению, величина тормозного пути автомобиля при движении по мокрой дороге возрастает. Пленка воды между шиной и дорогой может вызвать потерю контакта с поверхностью дороги даже на сравнительно небольших скоростях и создавать ситуацию с потерей управления, известную как аквапланирование. С учетом этого становится важным рекомендовать своевременно осуществлять замену шин, причем лучше всего делать это до достижения отметки остаточной высоты рисунка протектора. Во всех странах, относящихся к Европейскому сообществу (ЕЭС) и в Российской Федерации требуется, чтобы остаточная высота рисунка протектора шин для легковых автомобилей была равна не менее 1,6 мм.
Дата изготовления шины показана 3-мя цифрами в овале на одной из сторон, причем первые две обозначают неделю изготовления, а третья — год изготовления (например 239) — 23-я неделя 1999 года. С 2000 года на некоторое время введено 4-х значное число.
Слово TUBELESS (бескамерная) — указывает на то, что шину надлежит использовать без камеры. Бескамерная шина отличается от камерной тем, что не требует надувной камеры. Роль герметика, удерживающего воздух в шине, выполняет специальный тонкий слой резины, нанесенный изнутри на каркас. Надлежащее прилегание шины к полкам обода достигается за счет плотного натяга, а также благодаря особым конструктивным элементам колесного диска (хампам). Накачивают бескамерную шину через специальный обрезиненный вентиль, снабженный уплотняющей «пяткой», который герметично вставляется в отверстие обода. TUBE TYPE — обозначение для камерных шин или ТТ (на немецком Mit schlauch).
PR (Ply rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности (краткое описание конструкции каркаса). Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись Reinforced (усиленная) шина повышенной грузоподъемности. Шины с маркировкой 6PR и 8PR (повышенной слойности) наиболее пригодны для легких грузовиков и микроавтобусов, поэтому часто после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C) на них ставится буква С (commercial).
Кроме вышеперечисленных, существуют и другие обозначения
TREADWEAR 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100.
TRACTION А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Шины с коэффициентом А имеют наибольшую величину сцепления в своем классе.
TEMPERATURE A — температурный режим, показатель характеризующий способность шины противостоять температурным воздействиям. Он, как и предыдущий подразделяется на три категории А, В и С.
ROTATION — направление вращения.
LEFT — шина устанавливается на левую сторону автомобиля. *
RIGHT — шина устанавливается на правую сторону автомобиля. *
OUTSIDE или Side Facing Out — внешняя сторона установки. *
INSIDE или Side Facing Inwards — внутренняя сторона установки. *
* Для шин с асимметричным рисунком протектора.
DA (штамп) — незначительные производственные дефекты не препятствующие нормальной эксплуатации.
MADE IN *** — страна производитель.