Что означают цифры на впп аэродрома
Зачем на взлетно-посадочной полосе пешеходная «зеброй» и огромные цифры от 1 до 36
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Несмотря на то, что в каждом аэропорту есть диспетчерская с современными навигационными приборами, каждая взлетно-посадочная полоса имеет дополнительные средства сообщения важной информации для пилотов. Наиболее важным (и в тоже время заметными) средством донесения информации были и остаются огромные цифры. Они бывают в диапазоне от 1 до 36. Наносят числа с двух сторон взлетно-посадочной полосы. Многие ошибочно полагают, что это какой-то порядковый номер площадки или аэропорта в целом.
На самом деле все (как всегда) достаточно просто. Двузначные цифры, нанесенные на ВПП, обозначают расположение конкретной полосы относительно магнитного полюса нашей планеты. Таким образом, цифры дают пилотам понять, к какому магнитному курсу относиться полоса. Стоит пояснить, что магнитный курс определяется направлением силовых линий магнитного поля в конкретной точке земного шара. Все это очень важно, так как расположения географического северного и магнитного северного полюсов не совпадают. Отличие составляет несколько градусов.
Вообще направление всегда измеряется в градусах от 0 до 360, однако на ВПП для удобства числа сокращают до десятков. Таким образом, если направление 80 градусов, то на полосу наносят цифру 08, а если 140 градусов, то будет нанесена цифра 14. Размер цифры 3х9 метра. Они отлично видны даже с большой высоты. При этом на разных концах полосы будут разные цифры. Все потому, что направление будет различным с разных концов. Это хорошо видно с большой высоты.
Стоит также добавить, что на взлётно-посадочных полосах есть и другая важная разметка. Так, если в аэропорту несколько площадок, то они будут маркироваться буквами L, R и C, что означает «левая», «правая» и «центральная» соответственно. Также на полосе можно заметить разметку, напоминающую пешеходную зебру. На самом деле это специальное обозначение, которое позволяет пилоту судить о ширине полосы. Например, 4 полосы – 18 метров, 6 полос – 23 метра, 8 полос – 30 метров.
Наконец, на каждой полосе имеется прицельный маркер для посадки, который показывает, где следует касаться шасси земли.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Что означают цифры на впп аэродрома
Расшифровка восьмицифровых групп состояния ВПП.
Первая и вторая цифры – обозначение ВПП ( Runway Designator ).
Две цифры соответствуют номеру ВПП:
2) 88 – информация даётся для всех ВПП. Ставится вместо номера ВПП, если информация дана для всех ВПП.
3) 99 – информация повторяется из последнего сообщения. Ставится вместо номера ВПП, если информация является повторением последнего сообщения, так как во время данной передачи новая информация не была получена.
Третья цифра – условия покрытия ВПП ( Runway Deposits ).
3 – иней или изморозь (Rime or frost covered.)
4 – сухой снег (Dry snow.)
5 – мокрый снег (Wet snow.)
8 – уплотнённый или укатанный снег (Compacted or rolled snow.)
/ – условия покрытия не указываются (Type of deposit not reported.)
CLRD – чисто ( Cleared ) (буквы вместо 3. 4. 5 и 6-й цифр в группе.)
DENEB – ведутся работы по рассеиванию тумана (может выдаваться в конце погоды).
Четвёртая цифра – степень покрытия ( загрязнения ) ВПП (Extent of Runway Contamination).
1 – менее 10% ВПП покрыта.
2 – от 11 до 25% ВПП покрыта.
5 – от 26 до 50% ВПП покрыта.
9 – от 51 до 100% ВПП покрыта.
/ – нет данных (в связи с очисткой ВПП и т.д.)
Пятая и шестая цифры – толщина покрытия ВПП ( Depth of Runway Contamination ).
00 – менее 1 мм. 91 – в коде не употребляется
01 – 1 мм. 92 – 10 см.
02 – 2 мм. 93 – 15 см.
99 – ВПП не работает (из-за очистки от снега, слякоти, льда и т.д.)
// – нет измерений или толщина покрытия не значительна (не влияет на эксплуатацию).
Седьмая и восьмая цифры – коэффициент сцепления или эффективность торможения
(Friction Coefficient or Bracking Action).
а) коэффициент сцепления. В группе ставят две цифры (десятые и сотые доли), а при раскодировании следует впереди этих цифр поставить ноль. Например, цифра кода 28 – коэффициент сцепления 0.28; цифра кода 35 – коэффициент сцепления 0.35 и т.д.
91 – плохая ( Poor ) 95 – хорошая ( Good )
92 – плохая / средняя ( Poor / Medium ) 99 – ненадёжное измерение
93 – средняя ( Medium ) // – нет данных, ВПП не работает, а/д закрыт
94 – средняя / хорошая ( Medium / Good )
В России восьмицифровой группой состояния ВПП передают 4 аэропорта:
— Домодедово, Шереметьево, Санкт Петербург и Екатеринбург.
Расшифровка шестицифровых групп состояния ВПП.
Первая и вторая цифры – обозначение ВПП.
Две цифры соответствуют номеру ВПП:
2) 88 – информация даётся для всех ВПП. Ставится вместо номера ВПП, если информация дана для всех ВПП.
3) 99 – информация повторяется из последнего сообщения. Ставится вместо номера ВПП, если информация является повторением последнего сообщения, так как во время данной передачи новая информация не была получена.
Третья цифра – условия покрытия ВПП.
0 – мокро (включая наличие луж),
1 – иней или изморозь (средняя толщина менее 1мм.),
2 – сухой снег (местами или расчищено частично),
3 – сухой снег (покрыто),
4 – мокрый снег или слякоть (местами или расчищено частично),
5 – мокрый снег или слякоть (покрыто),
6 – лёд (местами или расчищено частично),
8 – уплотнённый или укатанный снег,
9 – мёрзлый снег с неровной поверхностью,
/ – условия покрытия не указываются, нет данных (в связи с очисткой ВПП и т.д.)
CLRD – чисто ( Cleared ) (буквы вместо 3. 4. 5 и 6-й цифр в группе.)
Четвёртая и пятая цифры – толщина покрытия (загрязнения) ВПП.
Цифры кодирования с 01 до 90 означают толщину покрытия ВПП в мм, с 92 до 98 – в см:
00 – менее 1 мм. 91 – в коде не употребляется
01 – 1 мм. 92 – 10 см.
02 – 2 мм. 93 – 15 см.
99 – ВПП не работает (из-за очистки от снега, слякоти, льда и т.д.)
// – нет измерений или толщина покрытия не значительна (не влияет на эксплуатацию).
Шестая цифра – расчётный коэффициент, характеризующий эффективность торможения.
Употребляются цифры кода 1 – 5 и 9, имеющие следующие значения:
1 – плохая (0.25 и менее)
2 – средняя / плохая (0.26 – 0.29)
3 – средняя (0.3 – 0.35)
4 – средняя / хорошая (0.36 – 0.39)
5 – хорошая (0.4 и более)
9 – ненадёжное измерение
Следует соблюдать осторожность при посадке, когда ставится цифра кода 9.
/ – эффективность торможения не измерена, (нет данных), но одной из причин может быть что
ВПП не работает, (аэродром закрыт).
Таблица пересчёта коэффициента сцепления (КСц), указываемого в авиационных сводках погоды METAR
Для посадки нужен нормативный Ксц
Большинство аэропортов России и СНГ в сводках погоды METAR передаёт нормативный КСц (последняя колонка в таблице ежечасной фактической погоды на нашем сайте), именно он учитывается командирами экипажей при принятии решения на вылет (минимально допустимое значение КСц составляет 0.3).
Аэропорт Шереметьево передаёт в сводках измеренный КСц, его перед использованием нужно пересчитать по таблице в нормативный КСц. После введения поправки 74 ИКАО с 07.11.07 и другие отечественные аэропорты начинают передавать состояние полосы по международным правилам.
Теперь код METAR предписывает состояние ВПП передавать:
а) регулярно;
б) в основной части кода (до RMK);
в) кодировать 8-значной группой.
Этого подавляющее большинство российских аэропортов пока не делают, ограничиваясь только 8-значной группой в секции RMK или вообще указывая КСц архаичным образом в виде «SC045».
В США секцию RMK чётко формализовали (утвердив в ВМО и ИКАО): они практически довели код METAR до кода FM-12 SYNOP (КН-01 в российской номенклатуре) и передают в этой секции недостающие, но наблюдаемые параметры. Всё это чётко регламентировано, и документацию по этому поводу можно найти в Интернете, например на aviation.weather.gov.
Что означают огромные цифры от 1 до 36 на взлетно-посадочной полосе?
Что означают огромные цифры от 1 до 36 на взлетно-посадочной полосе?
Несмотря на наличие диспетчерской службы и современных навигационных приборов, взлетно-посадочная полоса в аэропортах всегда снабжена сразу несколькими знаками, которые сообщают важную информацию пилотам. Наиболее заметными являются огромные цифры в диапазоне от 1 до 36, расположенные с двух сторон полосы, и которые никогда не совпадают друг с другом.
Это не порядковый номер аэропорта или самой полосы, как можно подумать с первого взгляда. Полосы с одинаковыми цифровыми обозначениями существуют в разных странах по всему миру. Сегодня мы расскажем, что означают эти цифры, а также другие знаки разметки на полосе взлета и посадки.
Двузначные цифры, которые имеются с каждой стороны на любой взлетно-посадочной полосе (ВПП), обозначают ее расположение относительно магнитного полюса нашей планеты, а точнее относительно магнитного курса. Магнитный курс определяется по направлению силовых линий магнитного поля в данной точке земного шара. И поскольку расположение географического Северного полюса и магнитного не совпадают, то этот показатель отличается на несколько градусов от направления относительно географического Северного полюса.
Итак, цифры на полосе связаны с направлением взлетно-посадочной полосы относительномагнитного полюса планеты. Само направление измеряется в градусах, от 0º до 360º, но для удобства эти значения округляют до десятков, и получается, что если направление полосы соответствует 80º, то на ней будет нанесена цифра 08, если 140º, то будет стоять цифра 14 и так далее. Цифры визуально хорошо различимы с большой высоты, так как имеют размеры 3×9 метров.
Если смотреть на полосу с разных сторон, то это направление будет различно и отличается ровно на 180º, а в цифровом выражении — на 18. По этой причине и цифры на разных концах ВПП никогда не совпадают: если на одном конце стоит 12, то на противоположном будет 30. Если посадочные полосы находятся в разных странах и частях планеты, но имеют одинаковое расположение относительно магнитного полюса Земли, то цифры на их поверхности будут совпадать. Если на территории крупного аэропорта имеется несколько полос для взлета и посадки, то к цифровой маркировке добавляется буквенная: L-левая полоса, R-правая полоса и С-центральная полоса.
Разметка, обозначающая ширину взлетно-посадочной полосы
Кроме цифр в начале ВПП всегда имеются полосы, внешне напоминающие пешеходную зебру. Эти полосы, а точнее их количество, отсчитываемое от центральной линии, позволяет пилоту определить ширину полосы. Если маркировка состоит из 4-х полос, то ширина ВПП составляет 18 метров, 6 полос — 23 метра, 8 полос — 30 метров, и так далее. Чем больше количество полос, тем больше у пилота возможностей для маневров, например, в случае посадки в сложных метеоусловиях.
Маркер прицельной точки посадки
На каждой ВПП также можно увидеть маркер прицельной точки посадки, который позволяет пилотам сориентироваться относительно места посадкивоздушного судна.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями на Facebook:
Взлётно-посадочная полоса
Взлётно-посадочная полоса (ВПП) — часть аэродрома, входящая в качестве рабочей площади в состав лётной полосы. ВПП представляет собой специально подготовленную и оборудованную полосу земной поверхности с искусственным (ИВПП) или грунтовым (ГВПП) покрытием, предназначенную для обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов (ЛА). [1]
Содержание
Обозначение и размеры
Взлётно-посадочные полосы имеют маркированный номер обычно согласно магнитному курсу, на котором они расположены. В Северной Америке ВПП зачастую нумеруются согласно истинному курсу. Значение курса округляют до десятков и делят на 10. Нулевой курс заменяют курсом 360°. Например, в новосибирском аэропорту Толмачёво ВПП-1 имеет магнитный курс 72°, её обозначение — ВПП 07. Любая полоса «направлена» одновременно в две стороны, разница между которыми равна 180°. Следовательно, противоположный курс — 252°. Таким образом, первая полоса в Толмачёво будет иметь обозначение ВПП 07/25.
Часто в аэропортах с двумя и более полосами, они располагаются параллельно — то есть на одном и том же курсе. В таких случаях к числовому обозначению добавляют буквенное — L (левая), C (центральная) и R (правая). К примеру, в чикагском аэропорту Мидуэй сразу три полосы расположены на одном курсе — 136°/316°. Соответственно, они имеют такие обозначения: ВПП 13L/31R, ВПП 13C/31C и ВПП 13R/31L. Однако в парижском аэропорту имени Де Голля все 4 ВПП имеют одинаковый курс, и во избежание путаницы обозначены как 8L/8R/9L/9R.
В эфире радиообмена между пилотами и диспетчерами полосы называют, например, «ВПП ноль два» или «ВПП один три центр».
Размеры взлётно-посадочных полос могут быть весьма различны, от совсем маленьких — 300 м в длину и 10 м в ширину, до огромных — 5,5 км в длину (Банда) и 80 метров в ширину. Самые маленькие используют для лёгкой и сверхлёгкой(СЛА) авиации. Так например для дельталёта(мотодельтаплана) достаточно 100 м разбега при взлёте и столько же для посадки. Самые крупные полосы строят в больших международных аэропортах и на авиазаводах.
Покрытие для полос используется также различное. Существуют грунтовые, гравийные, асфальтовые и бетонные полосы.
Освещение ВПП
Основная задача светового оборудования взлётно-посадочной полосы — обеспечивать безопасную посадку и взлёт воздушных судов в тёмное время суток и в сумерках, а также в условиях ограниченной видимости.
Освещение ВПП (ОВИ — огни высокой интенсивности) представляет собой световую полосу чаще всего белого цвета — стробы — длиной 500—700 метров. При заходе на посадку пилот пользуется стробами для визуального контроля положения самолёта относительно курса ВПП. Порог (торец) полосы обозначен практически сплошной линией зелёных огней, расположенной перпендикулярно полосе стробов. Осевая линия самой полосы также обозначена белыми огнями. Кромки ВПП — жёлтыми. Светосигнальное оборудование аэродрома можно разделить на группы огней, располагающиеся в определённой последовательности и легко различимые при установлении визуального контакта пилота с землей.
Группы сигнальных огней:
Разметка ВПП
Разметка необходима прежде всего для наиболее точной и, следовательно, безопасной посадки самолёта на полосу. Разметка ВПП весьма отлична от той, что мы привыкли видеть на автодорогах.
Необходимым атрибутом разметки являются также осевая и иногда боковые линии.
Активная (рабочая) полоса
Активная полоса (рабочая полоса) — это взлётно-посадочная полоса, используемая для взлётов и (или) посадок воздушных судов в данный момент времени.
Основной фактор выбора ВПП для посадки или взлёта — это направление ветра. Из законов аэродинамики следует, что самолёт не в состоянии производить посадку или взлёт с ощутимым попутным ветром. Идеальные условия (лучше абсолютного штиля!) — это взлёт/посадка против ветра. Но ветер не всегда дует точно в противоположном направлении относительно движения самолёта. Поэтому при совершении процедур взлёта и посадки выбирается курс, наиболее отличный от направления ветра. Грубо говоря, чем ближе к положению «против ветра», тем лучше.
В аэропортах с одной или несколькими параллельными ВПП пилотам зачастую приходится сажать самолёты с боковым ветром вплоть до 90°. Но в крупных аэропортах полосы часто располагают под углом друг к другу. К примеру, в аэропорту Сан-Франциско 4 взлётно-посадочные полосы — одна пара параллельных между собой ВПП практически перпендикулярно пересекается другой парой параллельных ВПП. В аэропорту Лас-Вегаса, который также имеет 4 ВПП, угол между 2-мя парами параллельных полос составляет 60°. А в крупнейшем аэропорту Чикаго — О’Хара — 6 ВПП в трёх разных направлениях. Такая конфигурация полос зачастую облегчает жизнь пилотам и диспетчерам. Но и тут есть свои недостатки — сам факт пересечения полос уже несет в себе определённую опасность.
В аэропортах с двумя или более полосами часто применяют практику использования одной полосы для взлёта, другой — для посадки. Так, в московском Шереметьево ВПП 07R/25L используют в основном только для взлёта, а 07L/25R — для посадки. Однако в связи с близостью полос выполнять эти операции одновременно не допускается (одним из условий разрешения на совместную эксплуатацию параллельных ВПП является выполнение требования: расстояние между полосами должно быть более 1,5—2 км).
Аэропорты Домодедово и Пулково — единственные в России аэропорты, позволяющие использовать обе ВПП независимо и одновременно для взлета и посадки (режим ВП — взлёт-посадка). При этом аэропорт Домодедово в 2010 году сертифицирован на выполнение параллельных операций ВВ (взлёт-взлёт).
Сообщать экипажам самолётов номер активной (рабочей) полосы (а также погоду — скорость и направление ветра у поверхности земли, видимость, облачность, температуру воздуха, давление и т. п.) в небольших аэропортах — обязанность авиадиспетчера, а в крупных аэропортах это осуществляется с помощью системы автоматического радиовещания метеорологической информации АТИС.
Цифры и полоски на взлётно-посадочной полосе: что означает маркировка?
Каждая линия и стрелка на взлётной полосе имеет смысл. Неправильное прочтение даже одного символа неизбежно приведёт к катастрофе. Более того, экипаж также умеет «читать» сигнальные знаки.
Прокладываются взлётные полосы по определённым правилам. Их обязательно покрывают специальными материалами. А вот длина и ширина могут быть разнообразными. Самая протяжённая полоса в мире почти достигает шести километров в длину.
Что означают цифры на взлётно-посадочной полосе?
Взлётные полосы строят не наобум. Место выбирают, руководствуясь магнитным курсом. Впоследствии благодаря именно магнитному курсу самолёты точно садятся на полосы даже при нулевой видимости. На земле магнитный курс отсчитывается от силовых линий магнитного поля. В воздухе курс отражается на приборах. Круглая панель, напоминающая панель скоростей, имеет несколько стрелок. Первая показывает продольную ось самолёта. Вторая — направление магнитного меридиана. Между ними располагается магнитный угол, а в нём — магнитный курс. Стрелка курса указывает на точное числовое значение. Это число пилоты ищут на земле.
Цифры на взлётно-посадочных полосах — не просто порядковая нумерация. Например, если стрелка магнитного курса в кабине пилота указывает на число 33, то он будет искать полосу с этими цифрами. Но что делать, если аэропорт большой, и на одном магнитном курсе лежит сразу несколько полос? Тогда дорожки получают буквенную маркировку. L — левая полоса, R — правая, C — центральная. Как правило, пилоты осведомлены о назначении полос. Таким образом, перед посадкой капитан воздушного судна в первую очередь смотрит на магнитный курс, а потом на землю. Однако это не всё. Пилот также считывает маркировку в виде полосок, прямоугольников и стрелок, смотрит на сигнальные огни. Посадка, даже при хорошей видимости, требует большой внимательности.
В 2017 году в аэропорту штата Кент в США была изменена нумерация всех взлётно-посадочных полос. Все дорожки «сместились» на один номер. Так, 13 полоса стала 14 и так далее. Для изменений у администрации была веская причина. Магнитные полюса земли постепенно перемещаются. Следовательно, аппаратура в кабине пилотов, настроенная «по-старому», показывает другое значение. В NASA определили, что северный магнитный полюс Земли ежегодно «мигрирует» на 64 километра. В XIX веке скорость движения была меньше. Учёные убеждены, что рано или поздно магнитные полюса «кувыркнутся» и поменяются местами.
В результате приборы, работающие на основе магнитных полей, перестанут показывать привычнее результаты. В том числе приборы в кабине пилотов. На земле придётся провести реорганизацию: изменить маркировку взлётно-посадочных полос.
Маркировка аэродромов: как пилоты читают линии и стрелки?
Каждый пилот знает элементы маркировки на зубок. Неправильно нанесённая разметка неизбежно приведёт к катастрофе. В первую очередь, пилоты замечают жёлтые шевроны — концевую полосу безопасности. Только этот элемент окрашивают в жёлтый цвет. Садиться сюда категорически запрещено. Маркировка предназначена для того, чтобы сообщить пилотам о начале полосы. После концевых шевронов идёт порог, который напоминает зебру на дороге. Он показывает место, где можно приземляться. Как правило, этот элемент маркировки хорошо виден с воздуха. Затем пилоты замечают цифры и буквы — те самые обозначения магнитного курса. Кроме того, на полосе через каждые 150 метров нарисованы белые прямоугольники. Благодаря им пилот точно знает, какое расстояние проехало судно.
Большая часть катастроф — 90 процентов — случается из-за преждевременной посадки. Самолёты касаются колёсами шевронов или вовсе опускаются на грунт перед полосой. В хорошую погоду пилот чётко видит полосу. В авиации есть термин — «высота принятия решения». Капитан отрывается от приборов, смотрит вниз и по тому, насколько видны сигнальные огни и разметка, принимает решение. Самолёт или заходит на посадку, или летит на второй круг. Иногда судно приходится сажать вслепую. Пилоты в буквальном смысле идут по приборам.
И вот тут-то случаются катастрофы. Если пилот вместо того, чтобы довериться приборам, ищет взглядом землю — он совершает грубую ошибку. В этот момент капитан должен рассчитывать исключительно на приборы. Как только судно опускается ниже глиссады — правильной траектории снижения — техника сообщает об опасности. В том числе приборы сообщают об отклонении от магнитного курса. Каждая взлётно-посадочная полоса оборудована небольшими антеннами. Технические сооружения излучают радиоволны, которые улавливают приборы в самолёте. Глиссада для конкретного судна рассчитывается именно благодаря таким антеннам.
А может ли пилот посадить судно без техники, руководствуясь исключительно разметкой? Современные пилоты проходят курс обучения, благодаря которому могут приземлить самолёт с людьми без помощи техники. Более того, пилотов учат совершать экстренные посадки. Например, на автомобильных дорогах. Вдумайтесь, насколько сложно пилоту правильно рассчитать посадку. Он не знает где начинать посадку, как долго можно катиться после неё и в каком направлении разворачивать судно. Поэтому именно посадка считается самым сложным этапом полёта.
Самые невероятные полосы и разметка
Вместе с этим не все аэропорты имеют стандартные взлётно-посадочные полосы. В аэропорту Гибралтара полоса пересекается с автомобильной дорогой. Для удобства на дороге сделали переезд, точно такой же, как делают при пересечении с железной дорогой. В португальском городе Мадейра самолёты вообще взлетают по эстакаде. Под арками взлётного моста проходят автомобильные дороги. В это сложно поверить, но иногда взлётно-посадочной полосы может и не быть совсем.
Аэропорт Барра в Великобритании — единственный, у которого нет собственной взлётно-посадочной полосы. Аэродром расположен на острове, на пляже. Самолёты садятся на прямо песок. Места, предназначенные для приземления, отмечаются деревянными брусками. На время прилива воздушное сообщение на острове Барра замирает. Прибрежные волны «съедают» зону, которую используют для посадки. Перед тем, как принять или отправить самолёт, администрация аэропорта поднимает ветроуказатели. Такая мера позволяет капитанам понять силу и направление ветра. С другой стороны, ветроуказатели — сигнал для отдыхающих. Люди поспешно собирают вещи и уходят с пляжа. Самолёт садится и вновь на песке появляются лежаки и полотенца.
Аэропорт Барра с песчаной взлётно-посадочной полосой
Одна из самых коротких и опасных полос находится в аэропорту Лесото. Полоса длиной всего 400 метров располагается на краю ущелья. Самолёты, разгоняющиеся на такой дорожке, сначала падают вниз. Только после этого судна постепенно поднимаются. Опытные пилоты убеждены, что для катастрофы достаточно внезапного изменения направления и силы ветра.
Самая длинная взлётно-посадочная полоса принадлежит военно-воздушной базе Эдварде и достигает 12 километров. Полоса располагается на дне пересохшего озера. Таким образом обеспечивается идеально ровная поверхность на всём протяжении полосы. Гражданские аэропорты не могут похвастаться подобными размерами. Самая длинная полоса для пассажирских судов имеет длину 5,5 километров.