Что означают цифры на ремне вариатора скутера
Какие ролики лучше всего ставить на скутер
Составляющие вариатора
Скутер имеет небольшую массу и габариты (по сравнению с мотоциклами и авто), соответственно, и коробка переключения передач должна быть небольшой.
От автомобильного, вариатор скутера унаследовал:
Вот и всё наследие.
Положение клиновидных половинок (щёк) ведущего шкива регулируют ролики. Размыканием и смыканием щёк ведомого шкива занимается центральная пружина, соединённая со сцеплением.
Ремень вариатора – описание устройства
Ремень вариатора входит в состав сложного устройства под названием «вариатор», которое служит для передачи крутящего момента.
Вариатор по своей сути напоминает автоматическую коробку переключения передач, но по принципу работы кардинально отличается от нее. Он не имеет фиксированных значений передач, переключение происходит незаметно, плавно и без толчков.
Передаточное число изменяется абсолютно равномерно, по мере ускорения или замедления автомобиля. Процесс изменения передачи во многом зависит от работы ремня вариатора.
Ремень вариатора представляет собой стальную ленту с покрытием, цепь или набор тросов из стали, каждый из которых имеет сложное сечение. На ремне имеются трапециевидные пластинки, они контактируют со шкивами. Ремень вариатора можно отремонтировать самостоятельно, так как для проведения работ никакого специального оборудования не нужно.
Типы автомобильных вариаторов:
Подробнее о принципе работы
Итак… Скутер заведён и работает на холостом ходу. Что происходит в вариаторе? Ведущий шкив вращается на минимальных оборотах. Ремень находится чуть выше от центра соприкосновения щёк. Щёки ведомого сжаты центральной пружиной. Ремень на них движется по максимальному радиусу.
Скутер пришёл в движение. Здесь стоит упомянуть ролики. Они находятся за внутренней щекой ведущего шкива. Когда увеличивается скорость вращения этого шкива, центробежная сила выталкивает ролики к внешнему радиусу, тем самым сжимая половинки ведущего шкива вместе. Ремень между этими половинками смещается наружу — увеличивается радиус его оборота на ведущих щеках.
Ведомый шкив действует с точностью до наоборот. Во время набора скорости на него так же, как и на ролики действует центробежная сила, с помощью которой щёки раздвигаются, сжимая центральную пружину и пропуская ремень между собой. Так происходит разгон.
За счёт такой синхронной работы шкивов набор скорости происходит на постоянных оборотах и максимальной мощности двигателя.
Настройка вариатора на скутере
Регулировкой вариатора добиваются желаемой динамики скутера. Улучшить её можно с помощью замены как заводских роликов, так и пружины.
Работа роликов на вариаторе скутера зависит от их веса. Изготовитель подбирает оптимальный при сборе коробки. Но любители быстрой езды меняют их на более тяжёлые. С утяжелёнными роликами скутер с вариатором медленнее разгоняется на старте, зато после набора максимальных оборотов двигатель выдаёт скорость на 10-15 км/ч больше, чем с заводскими роликами.
Использование роликов меньшего веса приводит к обратному принципу: скутер стартует резко, но достичь максимальной скорости ему тяжело.
Изменение жёсткости пружины также влияет на скорость. Растянутая и слабая, она не сможет плотно прижимать щёки ведомого шкива. Это приведёт к работе ремня постоянно на меньшем радиусе, чем необходимо. Слишком жёсткая пружина, наоборот, не даст уменьшить этот радиус (соответственно увеличить обороты ведомого шкива) и развить максимальную скорость скутера.
Проверка и замена ремня вариатора скутера
Многие скутеристы-новички, особенно те, кто с техникой в целом не дружит, при покупке скутера вообще не догадываются, что такой элемент, как ремень вариатора однажды/вскоре придёт в негодность, тем паче если скутер не новый. Тем не менее, всегда важно вовремя констатировать «точку кондиции» ремня, иначе есть опасность где-нибудь крепко встрять. Вообще говоря, нормальный ремень вариатора должен отходить в нормальных условиях не меньше 6000 км, — это минимум. Под нормальными условиями здесь подразумевается, во-первых, корректная установка ремня, с заявленными размерами. Во-вторых, манера езды скутериста, ведь можно и за неделю «ушатать» новый ремень, без конца буксуя и не по-детски ускоряясь. В-третьих, следует иметь ввиду, что при продолжительном простое ремень может также приходить в негодность. В этом смысле, ремень на новом скутере (особенно китайском) может и не проходить положенного минимума — следствие томительных простоев в сырых складах.
Хотя в большинстве случаев износившийся ремень начинает сильно проскальзывать*, что заметно (по динамике скутера) и без визуального осмотра, я рекомендовал бы проверять ремень каждые 1500 — 2000 км, но не тольно на наличие признаков износа. Некоторые ремни (опять же, особенно китайские) в период первых своих 1000 — 3000 км начинают «терять» верхний слой, представляющий из себя матерчатую оплётку. Остатки этой оплётки в виде пуха забивают все возможные щели, углы и вентиляционные отверстия во внутренней части корпуса вариатора, что мгновенно приводит к повышению рабочих темеператур узлов вариатора скутера. Сами понимаете, это крайне нежелательно.
* износ ремня — не единственная причина проскальзывания, — это может быть и, например, слабая жесткость пружины ведомого шкива.
На глаз довольно легко определить состояние ремня — наличие трещин говорит о его скором крахе. Трескаться ремень может как вдоль (расслаиваться), так и поперёк (рассыпаться). В этом случае замена необходима без промедления.
Чем грозит разрыв ремня в дороге? На фото запечатлен типичный случай расслоения ремня. Заменить порваный ремень не так трудно, для этого не обязательно разбирать часть вариатора. Зато в тот момент, когда ремень выходит из строя, подвижная щека ведущего вала становится «неконтролируемой», и грузикам в этот момент рассыпаться очень легко. Два раза у меня рвался ремень, и оба раза грузики рассыпались, в одном случае несколько вылетело из щеки, а в другом они остались внутри, но со своих дорожек послетали. Если в гараже разобрать вариатор можно, — с помощью газового ключа, — то в дорожных условиях открутить крепёжную гайку вариатора крайне проблематично, почти невозможно, в этом я убедился. На этот случай необходим специальный съёмник.
А вот тоже самое делается с помощью газового ключа.
А что будет, если поставить ремень неправильных размеров? Может быть и ничего особеннго, просто изменится динамика скутера, возможно максимальная скорость. Однако не зря для каждой модели скутера существует свой размер ремня. И установка нестандартного может плохо кончиться. Вот наглядный пример. После плановой замены отработавшего ремешка, новый (тайваньский ремень, приличного качества) проходил всего около 1500 км, как вдруг на спуске с горки, при повышенных оборотах двигателя, его разорвало на куски. Оказалось, новый ремень шире стандарта примерно на 1,5 мм, вопреки прописанным на нём самом размерам. В итоге, при высоких оборотах ремень вышел из щёк выше, чем надо, и в один момент просто зацепился за край щеки, и вылез «наружу» (ведь ремень находится под постоянным давлением «по бокам», за счёт чего он и выталкивается щеками на больший диаметр), где диаметр щеки намного больше. Не в силах больше растягиваться, ремень отдал концы, коих получилось аж 6 штук, — его разорвало на 3 части. Так что, даже при покупке «праильного» ремня, сравнивайте его с аналогичными, а то мало ли.
Всё, попутного ветра, и хороших вам ремней.
Ремонт вариатора на скутере. Замена элементов
Изменение скорости разгона и появление посторонних шумов в вариаторе свидетельствуют о том, что какая-то деталь (или детали) изношена и требует замены.
Чтобы узнать причину неисправности, следует вариатор разобрать:
Существует два главных признака, по которым определяется качество работы вариатора: движение ремня и обороты двигателя. В исправном вариаторе ремень не проскальзывает в шкивах. Но, если мотор ревёт, а скутер не едет — это первый сигнал о том, что пора заглянуть внутрь устройства и изучить состояние ремня и пружины.
Рабочие обороты двигателя должны соответствовать оборотам его максимальной мощности. Если же этого не происходит — пора заняться настройкой работы вариатора.
Замена ремня вариатора на скутере
Обычно в нормальных условиях ремень вариатора скутера способен прослужить на протяжении 6-ти тысяч км. На износ ремня может влиять и манера езды пилота скутера, и длительный простой скутера. Проверять состояние ремня рекомендуется через каждые 1,5 — 2 тыс. километров.
Признаки износа ремня вариатора можно легко определить визуально. Чаще всего износившийся ремень начинает проскальзывать (бывает, что проскальзывает ремень не из-за износа, а из-за ослабления пружины ведомого шквала), ухудшая динамику скутера. Но даже при отсутствии проскальзывания стоит лишний раз взглянуть на ремень: если на нем имеются трещины, то скорее всего ремень скоро придет в негодность. Трещины могут быть как продольными, так и поперечными.
Для замены ремня вариатора необходимы: новый ремень, специальный съемный или газовый ключ, ключи или головки для снятия крышки вариатора, возможно молоток и плоскогубцы, отвертка.
Снятие старого ремня.
Поставьте скутер на его центральную подножку. Открутите болты, крепящие правую часть крышки вариатора, после чего открепите такие-же болты с левой половины. Снимите крышку вариатора. Вытащите аккуратно бендикс стартера. Выкрутите гайку центробежного сцепления. Далее очень может пригодиться помощник, который должен сзади скутера сильно надавить, максимально сжав амортизатор, и одновременно выжать задний тормоз.
Снимите ремень вариатора, возможно придется использовать молоток. Для снятия, нужно раздвинуть руками половины шкива сцепления, после чего надо будет протолкнуть ремень к основанию.
Установка ремня вариатора.
Перед установкой обязательно посмотрите направление ремня, которое показано стрелками. Бывает, что на ремне нет стрелок, что означает о возможности установки его в любом направлении. После установки, закрутите все как было в обратном порядке.
Если у вас другой тип двигателя.
После снятия крышки вариатора, нужно открутить гайку от ведущего шкива специальным съемным либо подошедшим гаечным ключом(так-же можно обойтись и газовым ключом), предварительно нужно фиксировать неподвижную щеку вариатора.
Ремень вариатора снимается в сборе с неподвижной щекой. Далее нужно снять внутреннюю часть шкива с вала. После этого стоит снять ролики вариатора с его корпуса и проверить их на наличие износа. Рабочую часть ведущего шкива так-же следует осмотреть и убедиться в отсутствии повреждений.
Тщательно очистите детали от загрязнений (часто бывает довольно-много резиновой пыли от старого ремня и роликов), затем установите шкив на место. Установите на ведомый шкив новый ремень, протолкните его на внутренний радиус, раздвигая половины шкива. Чтобы ремень принял рабочее положение при минимальной скорости, прокрутите вариатор несколько оборотов. Осталось собрать корпус вариатора и закрутить крепежные детали.
Вариатор скутера: как проверить ремень и если нужно заменить
Покупая не новый скутер, водитель-новичок может даже не догадываться, что такая деталь, как ремень вариатора совсем скоро придет в негодность. Те, кто с техникой дружит уже давно, изучили устройство своего мотоконя настолько досконально, что для них вариатор скутера, двигатель скутера, тормозная и топливная системы уже не кажутся чем-то страшно-непонятным.
Если же скутер куплен новый, то даже в этом случае есть необходимость проверить все основные узлы и агрегаты на работоспособность, и среди них особенно важен именно вариатор скутера, в частности, его ремень. Чтобы постоянно знать «точку кондиции» ремня вариатора скутера, желательно проводить его проверку перед каждой поездкой, и тогда вероятность «застрять в дороге» будет снижена до минимума.
На что обращать внимание в первую очередь и что влияет на состояние ремня вариатора скутера
Как показывает практика (и гласит статистика) вариатор скутера, работающий в нормальных условиях, должен выдержать около 6 тысяч километров пробега. Столько же прослужит и нормальный ремень вариатора. Причем эта цифра – это минимальное значение, после которого необходимо проводить диагностику. Если опыт позволяет, то проверить вариатор скутера можно самостоятельно, а если имеются сомнения в своем профессионализме, то вариатор скутера (вместе с ремнем) лучше отдать специалисту.
Что такое нормальные условия, которые подразумеваются, когда озвучивается цифра пробега в 6 тысяч километров? Во-первых, это правильная установка самого ремня, причем его размеры должны полностью соответствовать установленным для конкретной модели скутера. Никакой самодеятельности. Во-вторых, много в работе вариатора скутера зависит от манеры езды. Некоторые, особо резвые скутеристы, умудряются вывести из строя не только ремень, но и сам вариатор скутера, проездив всего неделю. Постоянные буксы и сумасшедшие ускорения делают свое «черное» дело. И последнее, особо плохо на ремень вариатора скутера воздействует длительный простой. Консервация скутера на зиму в сыром сарае может привести ремень в полную боевую «неготовность», и он не пройдет положенного ему шеститысячного минимума.
Определить сильную изношенность ремня вариатора можно по ухудшению динамики скутера. Такой ремень будет постоянно «проскальзывать», не давая возможности мотосредству разогнаться. Опытные специалисты рекомендуют проводить визуальный осмотр каждые 2 тысячи километров пробега, причем обращать внимание не только на степень износа.
Некачественные ремни начинают проявлять свою «суть» уже на первой тысяче километров. Они полностью теряют свой верхний шар, который представляет собой оплетку из материи. Ее куски превращаются в пух и забываются во все возможные щели, в каждый угол и отверстие. Через время его можно будет найти внутри многих узлов, и вариатор скутера – не исключение. Мелкие части ремня, попадающие внутрь корпуса вариатора, забивают вентиляционные отверстия, в результате чего рабочая температура всех узлов резко повышается. Если причину не устранить вовремя, то последствия могут быть самыми плачевными.
Износ ремня вариатора скутера – это одна из причин проскальзывания. Но она не единственная. Иногда этому способствует ослабление жесткости пружины ведомого шкива.
Как только невооруженным глазом удается увидеть трещины на поверхности детали, необходимо быть готовым к его замене: долго он не прослужит. Причем трещины могут идти как вдоль ремня, так и поперек.
Как заменить ремень вариатора скутера
Провести замену детали совсем несложно, главное, сделать это до того, как ремень вышел из строя, а подвижная щека стала «неконтролируемой». Если это произошло, то грузики рассыпаются мгновенно. И тогда уже требуется капитальный ремонт, провести который самостоятельно в гараже не получится.
Разобрать вариатор скутера в гараже можно с помощью газового ключа, а вот отвинтить гайку, которая крепит вариатор скутера в дороге, будет очень непросто. Для того потребуется специальный съемник, а он есть далеко не у каждого скутериста.
Если установить ремень вариатора скутера неправильного размера
Не нужно надеется, что ничего серьезного. Динамика работы скутера изменится обязательно, иногда и максимальная скорость. Но не зря производители указывают для каждой модели свои размеры.
Приведем реальный пример. Была произведена плановая замена ремня, и вариатор скутера, казалось, работал идеально. Но на спуске с горы, когда обороты двигателя достигали своих максимальных показателей, ремень просто разорвало на куски. Оказалось, что его размеры отличались от указанных на полтора миллиметра, и на высокой скорости ремень вышел из щеки и зацепился за ее край. Его радиус резко увеличился, но он не справился и разорвался на целых 6 кусков.
Поэтому, покупая ремень, смотрите не на написанные цифры, а реально проверяйте его размер. Тогда подобные случаи с вами случаться не будут.
Ремни вариатора Mitsuboshi для скутера – выбор модели по маркировке
как правильно подобрать ремень вариатора?
Как известно, достаточно большое количество китайской мототехники, будь то скутер или снегоход комплектуется автоматической КПП с клиноременным вариатором.
Как и в любом узле у него есть слабое место. Как правило, это ремень вариатора, который рано или поздно приходит в негодность и подлежит замене. Стоит заметить, что по регламенту ремень необходимо менять каждые 20 000 км пробега. Но не стоит думать, что под крышку вариатора не стоит заглядывать до прохождения этой отметки. К тому же, если Вы приобрели технику уже не новую и как относился к ней предыдущий хозяин на первый взгляд узнать сложно. Поэтому не ленитесь и проверьте состояние ремня хотя бы перед началом сезона, тем самым, в будущем Вы сэкономите не только потраченное время, но и значительную сумму денег. Итак, как же определить пора менять ремень вариатора или можно еще поездить? Во-первых, нужно тщательно осмотреть ремень, сгибая и разгибая его. На нем не должно быть трещин и разрывов. Во-вторых, измерить ширину ремня
ОЧЕНЬ ВАЖНО! Ширину ремня нужно измерить в разных точках, поскольку износ мог происходить неравномерно. Минимально допустимый износ 1-1,5мм в зависимости от производителя
В случае, если все-таки требуется замена ремня, то обязательно обратите внимание на его маркировку (см. рисунок ниже)
1 – длина ремня; 2 – ширина ремня; 3 – длина зуба ремня.
В том случае, если Вам не удается прочитать маркировку, то сделайте соответствующие замеры и сообщите продавцу, чтобы он смог подобрать аналогичный ремень вариатора.
Размеры ремней вариатора скутера
С подмогою предоставленной таблицы Вы сумеете определить типичные размеры ремня вариатора вашего мотороллера. Подбирайте свою марку скутера и смотрите величины (показаны в миллиметрах). Первая цифра это ширина ремня, 2-ая — длина.
Скутеры Обслуживание и ремонт
Как подобрать ремень вариатора для скутера Suzuki — основные данные по моделям
Ремни для скутеров Suzuki также нельзя назвать дефицитным товаром. Зная размер ремня вашей модели, можно подобрать в магазине как аналогичный, так и модель ремня с небольшими отклонениями как по ширине, так и по длине.
В отличие от скутеров Honda, где, иногда, немного длинный ремень часто способствуют выходу ремня на больший радиус и увеличению максималки, ремни для скутеров Suzuki лучше покупать исключительно правильного размера.
Как известно, родные ремни для скутеров Suzuki (те, что устанавливаются еще на заводе), поставляет компания Mitsuboshi (не путать с Mitsubishi). Это ремни отменного качества, и конечно же всегда лучше китайских или тайваньских аналогов. Однако, этот товар достаточно дефицитный и дорогой, поэтому при покупке нового ремня, мы обращаем внимание на более дешевые азиатские модели. Иногда их хватает на 1-2 сезона, как повезет.
Представленная ниже таблица представляет собой каталожные данные по маркировкам и размерам ремней для самых популярных полтинников компании Suzuki. Благодаря таблице, вы можете купить как оригинальный ремень, так и аналог, ориентируясь только на данные маркировки двигателя.
Три последних ремня в таблице не имеют привязанность к определенным моделям, встречаются редко. Справа указана их маркировка, а в первом столбце — длина.
Общая же таблица состоит из 5 столбцов, где указана длина ремня, модель скутера, его модификация, номер рамы и, непосредственно, заводская маркировка самого ремня.
Если у вас возникли сложности при выборе ремня для скутера Suzuki, вы всегда можете задать вопрос или проконсультироваться со специалистами в поле комментариев. Для еще более углубленного обсуждения проблемы, лучше зарегистрироваться на форуме. Удачи в ремонте.
Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему:
Устройство и характеристики вариатора скутера
Вариатор – это один из самых важных узлов скутера. Он представляет собой механическую бесступенчатую трансмиссию. Это одновременно и сложный и простой узел. Задача вариатора состоит в том, что бы заменить большую и не удобную коробку передач. Благодаря этой детали намного упростилась конструкция скутера, и водителю стало легче им управлять. Далеко не последняя задача вариатора – передавать крутящий момент на колесо с максимальной эффективностью. С виду это довольно незатейливый механизм, но для того, что бы его настроить потребуется максимум внимания и умения. Чтобы грамотно его настроить, нужно не забыть о следующих факторах: вес и размер роликов, диаметр шкивов, их амплитудность, длина и ширина ремня, жесткость пружины торкдрайвера, жесткость пружин сцепления и так далее.
Существует много видов различных вариаторов, но в скутерах устанавливают, как правило, клиноременные, которых в свою очередь имеется два: автоклиноременные и механические.
Устройство клиноременного вариатора следующее: два раздвижных шкива и соединяющий их клиновой ремень. Две конусных поверхности, которые образуют шкив, называются «щеки», между ними есть определенный зазор. Шкив, который вращается двигателем, называется ведущим, а тот с которого осуществляется отбор мощности – ведомым. Ведущий шкив закреплен на левой шейке коленвала, а ведомый соединяется с редуктором заднего колеса через механизм сцепления. Когда частота вращения коленчатого вала изменяется, муфта вариатора меняет расстояние между щеками шкива.
Клиноременной вариатор
Вариатор скутера можно отнести к механическим типам трансмиссий. Если говорить понятным языкам, то вариатор способен обеспечить оптимальное передаточное число трансмиссии в какой-то определенный момент времени. Не дорогие скутера оснащены механическими вариаторами, их работа осуществляется за счет роликов. Такое решение зарекомендовало себя не с лучшей стороны. Сила трения и температура оказывают негативное влияние. Дорогие брендовые модели оснащают вариаторами, которые управляются бортовым компьютером. Для того, чтобы увеличить возможности из стандартного вариатора механического типа по максимуму, устанавливают ролики, которые нужно подобрать по весу, а лучше купить готовые набор и таким образом увеличится мощность скутера и работать он будет более ровно.
Вариатор тесно связан с работой сцепления. Если что-то одно будет работать неправильно, но это отразиться на работе другого.
Есть несколько параметров, по которым можно определить правильную работу вариатора и по ним можно судить о его хорошей настройке. Первый – ремень не должен проскакивать в шкивах. Проскальзывание должно быть минимальное. В противном случае это может повредить трансмиссии, детали будут изнашиваться намного быстрее. Как можно определить, что проскальзывание имеет место? Вы будете видеть, что ваш скутер «ревет, пытается ехать, но ему это не удается». Так же причиной проскальзывания может быть большой износ. Второй – обороты двигателя должны быть постоянными. Еще на заводе вариатор скутера настраивают оптимально при помощи специальных грузиков. Некоторые любители экспериментов меняют их на более легкие, что бы увеличить разгон, но делать этого не следует, иначе можно потерять не только в скорости разгона, но и в максимальной скорости вообще. Заводская настройка вариатора считается идеальной, и менять ее не рекомендуется, можно только ухудшить положение. Наиболее оптимальная настройка позволяет обеспечить ровный разгон без всяких провалов и главное – в нужной зоне оборотов.