Что означают цифры на клемме аккумулятора
Маркировка АКБ
Все производители АКБ наносят на него специальную маркировку, по которой можно определить характеристики конкретного агрегата. Требования по нанесению данных маркировки у некоторых стран разнятся.
Полезно знать:
Разновидности маркировок АКБ?
Виды маркировок автомобильных аккумуляторов
Европейская маркировка
Отметки европейских батарей идут в стандартах ETN (9 цифр) или DIN (5 цифр).
Маркировка DIN (5 цифр)
ETN (9 цифр)
Российская маркировка
Маркирование АКБ производства РФ соответствует ГОСТ 959-91:
Американская маркировка
Знаки эксплуатации устройства соответствует стандарту SAE. Изредка встречается иная. Стандарт SAE:
Азиатская маркировка
Для обозначения батарей в странах Азии использован стандарт маркировки JIS (состоит из 6 символов). Тут упрощенная система обозначений:
Что такое мощность АКБ?
Автолюбители часто путают мощность АКБ с другими характеристиками. Единого мнения нет и найти информацию по этому вопросу достаточно сложно. Большинство специалистов СТО (и мы с ними согласимся) приравнивают мощность аккумулятора к силе пускового тока – именно от этого показателя зависит перечень стартеров и двигателей, которые может он может запустить.
Например, считается что для бензиновых двигателей 1.2-2 литра, достаточно мощности пускового тока до 200 ампер. Для дизельных двигателей и более объемных двигателей на бензине требуется уже большая мощность пускового тока. Особенно это актуально для дизельных двигателей зимой.
Расшифровка даты АКБ
Forse, FB, FireBall, Uno, Dominator, Курский аккумулятор, ИСТОК, OPTIMUM
1 — производственная линия, 2 — 4 — номер партии, 5 — год, 6 — полугодие, 7 — месяц (числовое значение) в полугодии (цифра 6), 8 — 9 — день месяца, двузначное число от 1 до 31, 10 — номер бригады. |
Тюменский медведь, Tyumen Batbear, Arctic Batbear, Ямал
На обратной стороне АКБ 6 чисел имеют вид ММГГГГ, где ММ — месяц, ГГГГ — год. |
Актех, Орион, Зверь
Год выпуска расположен на крышке в формате ММ.ГГ. |
Cobat, Titan (Standart, Euro Silver, Arctic Silver, Asia Silver, Vaiper)
Дата размещена в центре верхней части устройства и содержит 5 символов. |
Varta, Bosch, Berga, Blackmax
У этих производителей разметка аналогично размещена на крышке. 24 символа, в них 4 позиция — год, 5 и 6 — месяц. |
Начальная буква — расположение завода Варта или Бош:
Следующая за ним — номер конвейера.
Второй или же, третий символ — особенность отгрузки:
Следом — последняя цифра в нумерации года (год производства). 3 — 4 цифры — числовой номер месяца:
Все месяцы двузначны, если число меньше 10 то ему предшествует 0.
5 — 6 цифры — день в месяце, 7 цифра — порядковый номер смены производства.
Mutlu
Знаки эксплуатации устройства нанесены лазерной перфорацией на верхней части корпуса. 6 цифр: 1 — линия производства, 2 — год, 3 — 4 — месяц, 5 — 6 — число месяца |
Panasonic, Furukawa Battery (SuperNova)
Маркировка производства на наклейке сверху. На Panasonic — краской, а на Furukawa Battery — теснение (выдавлен). Маркируются как ЧЧ.ММ.ГГ |
Topla, Moratti
Лазерной гравировкой нанесен код на верхней части корпуса АКБ. Символов 14. Из них: 3 — 4 — год, 5 — 6 неделя выпуска. |
Banner
Первые 4 буквы английского алфавита. |
Power Bull Plus, Power Bull Banner, Banner Batterien
Знаки эксплуатации размещены на задней стенке. |
Atlas, Bost, Numax
Первый символ — последняя цифра года. Второй символ — (месяц) буква латинского алфавита, порядковый номер которой — номер месяца: А — январь, В — февраль, С — март, D — апрель, Е — май, F — июнь, G — июль, H — август, J — сентябрь, K — октябрь, L — ноябрь, M — декабрь, буква «I» — в маркировке отсутствует. |
Baren, Fiamm
1 число — год производства, 2 и 3 число — номер недели, 4 число — день в неделе, 5 число — рабочая смена. |
Exide, Centra
Маркировка на корпусе, где первая цифра маркировки — год производства, а вторая буква — месяц согласно номеру литеры латинского алфавита (А — январь, В — февраль, С — март и т.д.). |
Tudor
Смешанный код из цифр и букв, в котором 2я буква латинского алфавита — год: V — 2008 год, W — 2009, X — 2010, Y — 2011. В том же духе после окончания алфавита: A — 2013, B — 2014 и т.д.; 5-я буква — месяц выпуска: от A до L (A — январь, В — февраль, С — март, D — апрель, Е — май, F — июнь, G — июль, H — август, I (пропускается) — сентябрь, J — октябрь, К — ноябрь, L — декабрь). |
Steco
Шестисимвольный код: 1-я цифра — линия производства, 2 — 3-я цифры — номер недели, 4-я цифра — день, 5-я цифра — год производства, 6-я цифра — тип. |
А-mеga (А-Мега Авто)
Маркировка расположена на крышке АКБ: 1 — 3 цифры — день года, от 1 до 356. 4 — 5 — год, последние 2 цифры. |
Sznajder
Расположение маркировки на борту крышки, на лицевой стороне. Нанесение производится теснением и состоит из 10 символов — цифр. 7 — 9 — день в году, например: 280 — 280 день в году. От 10-й цифры отнимаем единицу и получаем год производства аккумулятор. |
Global
Местонахождение маркировки на крышке. 3 цифра — год производства, 4 символ — буква — месяц (А — январь, В — февраль, С — март, D — апрель, E — май и т.д.) производства. |
Moll
Этот производитель сделал по своему, информацию о эксплуатации разместил на минусовой клемме: 1 — 2 цифра — неделя (01-53), 3-4 цифра — год производства. |
Delphi Freedom
Маркировка находиться на верхней части корпуса АКБ, со стороны индикатора, в дальнем углу. |
Inci Aku Exmet, Ultra Hugel Inci Exide
Находится метка возле плюсовой клеммы. |
Ista Standart
Находиться маркировка на верхней крышке, над этикеткой. |
Medalist, Delkor
Нанесение маркировки — сбоку на корпусе. |
ПАЗ, Selenius
Маркировка на продольной стороне крышки. |
Аком (Forward, Bravo, Reactor)
Дата производства находится на верхней части крышки. Состоит из 6 цифр и буквы: 1 — 2 — месяц; 3 — 4 — год; 5 — 6 — день; буква — буквенный номер смены. |
Место нанесения маркировки — верхняя крышка корпуса. |
Зубр
Маркировка находится в левом верхнем углу крышки АКБ. |
Катод
Маркировка нанесена сбоку, на корпусе. Этот производитель выпускает устройства в сухом виде — без залитого электролита, которые после заливаются в Санкт-Петербурге, на производстве НПО «Катод». |
Пилот, Пилот Silver, Электроисточник
Место маркировки, как и у большинства — верхняя крышка корпуса. |
BARS, Unikum
Gillette Magico, Extra Start, Graisburg, Golden Horse, Asian Horse, Black Horse, Power Horse, White Horse
Маркировка автомобильных аккумуляторов
При покупке автомобильного аккумулятора вам необходимо знать, как выбрать модель, удовлетворяющую вашим требованиям. Мало просто знать основные параметры аккумулятора. Нужно уметь извлекать информацию о них из маркировки автомобильных аккумуляторов. Существует ряд международных стандартов, определяющих, какие данные должны быть отражены в маркировке аккумуляторной батареи. Большинство производителей придерживаются этого стандарта. Но проблема в том, что при нанесении одних и тех же данных разные компании используют свои разновидности маркировок.
Давайте, попробуем разобраться в дебрях маркировок автомобильных аккумуляторов. Для начала посмотрим, что наносят на свои батареи отечественные производители.
Маркировка отечественных АКБ
При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 53165-2008. Схема маркировки следующая:
Маркировка автомобильных аккумуляторов отечественных производителей
Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.
Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.
В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.
Маркировка европейских АКБ
Европейские производители аккумуляторов при нанесении маркировки ориентируются на немецкий стандарт DIN или международный ETN. Обозначения некоторых параметров в них совпадают, а других отличаются. Давайте, разберёмся более детально.
Маркировка автомобильных аккумуляторов европейских производителей
Первый знак в маркировке обозначает группу автомобильного аккумулятора по номинальной ёмкости:
Следующими в стандарте DIN идут две цифры, а в ETN — три. С их помощью обозначается конструктивное исполнение автомобильной АКБ. Это касается размеров, крепёжных деталей, выводов для подключения, газоотводного клапана, исполнения крышки, наличия ручки и т. п.
Последние три символа в маркировке ETN обозначают 0,1 от величины тока холодной прокрутки по EN. То есть, в примере на изображении ток будет равен 043 * 10 = 430 А. Для перевода величины тока из EN в DIN используется формула:
Ниже приведена таблица соответствия токов холодной прокрутки в зависимости от стандарта (значения силы тока указаны в амперах).
DIN 43559 (ГОСТ 959-91) | EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002) | SAE J537 |
---|---|---|
170 | 280 | 300 |
220 | 330 | 350 |
255 | 360 | 400 |
255 | 420 | 450 |
280 | 480 | 500 |
310 | 520 | 550 |
335 | 540 | 600 |
365 | 600 | 650 |
395 | 640 | 700 |
420 | 680 | 750 |
DIN 43559 (ГОСТ 959-91) | EN 60095-1 (ГОСТ 959-2002) | SAE J537 |
Маркировка азиатских АКБ (Япония, Корея)
В случае азиатских производителей ориентиром для маркировки является стандарт JIS.
Маркировка автомобильных аккумуляторов азиатских производителей
В таблице ниже приводятся основные показатели азиатских автомобильных аккумуляторов в зависимости от маркировки.
Модель аккумулятора | Емкость, А-ч (5ч / 20ч) | Ток холодного запуска (-18 C), А |
---|---|---|
50B24R | 36 / 45 | 390 |
55D23R | 48 / 60 | 356 |
65D23R | 52 / 65 | 420 |
75D26R | 60 / 75 | 490 / 447 |
95D31R | 64 / 80 | 622 |
30A19R(L) | 24 / 30 | — |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 |
80D26R(L) | 60 / 75 | 600 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 |
40B19R(L) | 30 / 37 | 330 |
46B24R(L) | 36 / 45 | 330 |
55B24R(L) | 36 / 45 | 440 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 360 |
75D23R(L) | 52 / 65 | 530 |
80D26R(L) | 55 / 68 | 590 |
95D31R(L) | 64 / 80 | 630 |
Модель аккумулятора | Емкость, А-ч (5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18 C), А |
Маркировка американских АКБ
Маркировка американских аккумуляторов определяется в соответствии со стандартом SAE J537 (Society of Automotive Engineers).
Маркировка автомобильных аккумуляторов американских производителей
Что обязательно должно быть указано на АКБ?
В большинстве стандартов есть требования по маркировке следующих параметров:
Поэтому важно помнить, что если на аккумуляторе SAE указан высокий пусковой ток, это не говорит о его превосходстве над АКБ маркированной по стандарту DIN.
На некоторых специализированных форумах можно найти такие рекомендации по соотношению пусковых токов АКБ по стандартам SAE и DIN.
Ёмкость аккумулятора до 90 А-ч:
Ток SAE = 1,7 * ток DIN
Ёмкость аккумулятора от 90 до 200 А-ч:
Ток SAE = 1,6 * ток DIN
Дополнительно посмотрите короткое видео о параметрах аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
Дата выпуска аккумуляторов различных марок
Все производители наносят маркировку даты и места выпуска автомобильного аккумулятора. Как правило, соответствующие символы выдавлены прямо на корпусе АКБ. Здесь проблема в следующем. Производители наносят маркировку даты выпуска, как говорится «кто во что горазд». Поэтому возникает путаница. Ниже мы рассмотрим маркировку даты выпуска некоторых автомобильных батарей, выпущенных под различными брендами.
Вернуться к содержанию
Дата выпуска аккумуляторов A-mega, EnergyBox, FireBull, Plazma, Virbac
Образец маркировки: 0491 62-0M7 126/14
Последние два символа – это год 2014. Три знака перед ними – это день с начала года. В нашем случае получается 6 мая 2014.
Вернуться к содержанию
Дата выпуска аккумуляторов Berga, Bosch, Varta
Первая буква обозначает расположение завода, где изготовлен автомобильный аккумулятор. Возможные значения представлены ниже:
Четвёртый, пятый и шестой знаки обозначают дату выпуска. Первый – это окончание года. То есть, 2014. Затем в нашем случае идет 53. Это май. Ниже представлены все возможные варианты:
Дата выпуска аккумуляторов Bost
Образец маркировки: 4C05BM
Первая цифра показывает год – 2014. Вторая месяц – март. Месяцы маркируются в соответствии с буквами латинского алфавита:
Дата выпуска аккумуляторов Centra
Третья цифра обозначает год – 2014, четвёртая буква – это обозначение месяца. В этом случае май. Месяцы маркируются аналогично аккумуляторам Bost.
Вернуться к содержанию
Дата выпуска аккумуляторов Delkor, Medalist
Первый знак обозначает год – 2014, вторая буква – месяц. Здесь февраль Аналогично Bost (см. выше).
Дата выпуска аккумуляторов Feon
Образец маркировки: 2436
Второй знак – 2014 год, второй и третий – это номер недели, на которой выпущен аккумулятор.
Вернуться к содержанию
Дата выпуска аккумуляторов Fiamm
Первая цифра – 2014 год, вторая и третья – это номер недели с начала года, четвёртая – порядковый номер дня недели. В этом случае четверг.
Вернуться к содержанию
Дата выпуска аккумуляторов Ista
Образец маркировки: 2536 132041
Дата выпуска аккумуляторов NordStar, Sznajder
Образец: 0555 3 3 205 5
Последняя цифра 5. От неё отнимается единица и получается год – 2014. Предшествующие три знака означают день с начала года.
Вернуться к содержанию
Дата выпуска аккумуляторов Rocket
Образец маркировки: KS4J26
Первые две буквы – информация о расположении предприятия. Третья показывает год – 2014. Четвёртая – месяц (обозначаются буквами латинского алфавита). Последние две – число в месяце. То есть, получается 26 октября 2014.
Дата выпуска аккумуляторов Startech
Образец: два кружка на дне корпуса.
В одном кружке указан год. Во втором – обозначение номера месяца.
Ниже можно посмотреть видео с советами по выбору аккумулятора.
Вернуться к содержанию
Что же можно узнать об аккумуляторе по маркировке?
Требования современных стандартов обязывают производителей аккумуляторов указывать в маркировке все основные характеристики. Среди них номинальное напряжение и ёмкость, ток холодной прокрутки, дата выпуска, производитель, полярность и т. п. Это вполне достаточно чтобы выбрать АКБ. Вам как покупателю нужно уметь ориентироваться во всех этих маркировках. Кстати, полезно будет узнать о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля. Возможно, при выборе АКБ вам пригодиться таблица веса аккумуляторов.
Вернуться к содержанию
Типовая маркировка АКБ
На каждой батарее в соответствии с требованиями международных стандартов должна быть маркировка, содержащая информацию о её напряжении, номинальной емкости, назначении и конструктивном исполнении.
Маркировка АКБ, производимых в странах СНГ, выполняется по следующей схеме:
Кроме маркировки, на батарее указываются следующие данные:
Залитая и сухозаряженная АКБ
При покупке залитых аккумуляторных батарей положительным является то, что такая батарея продается в состоянии, пригодном к немедленному использованию. Покупателю не требуется покупать электролит и заливать его в батарею. Надо учесть, что изготовитель при заливке аккумуляторных батарей использует электролит высшего сорта, содержащий минимально допустимые количества примесей, в то время как качество продаваемого электролита нередко бывает весьма сомнительным. Кроме того, качество залитой и заряженной батареи при ее покупке можно и нужно тщательно проверить, а качество сухозаряженной батареи можно будет определить только после приведения ее в действие по приложенной инструкции. Единственное преимущество сухозаряженных аккумуляторных батарей — возможность длительного хранения (3-5 лет) без изменения их основных свойств, кроме потери сухозаряженности после первого года хранения. Сухозаряженная аккумуляторная батарея не готова к немедленному применению. Она требует заливки электролита и пропитки (от 0,3 до 1 часа), с последующим зарядом (можно на автомобиле) до выравнивания плотности электролита по всем ячейкам со значением плотности залитого электролита. После хранения более одного года время заряда после заливки и пропитки электролита составит не 3-4 часа, как в первый год хранения, а вырастет до 6-10 часов.
Обслуживаемая и необслуживаемая АКБ
За последние годы АКБ стали легче, мощнее в режиме пуска двигателя; значительно увеличено время полного снижения уровня резервного объема электролита над блоками пластин при нормальной эксплуатации. В результате появились конструкции АКБ, исключающие возможность доливки дистиллированной воды для поддержания уровня электролита над пластинами в ячейках. Однако во всех типах стартерных свинцово-кислотных АКБ основные электрохимические реакции при заряде, разряде и бездействии сохранились. Хотя интенсивность разложения воды из электролита в газ при зарядно-разрядных процессах в стартерных аккумуляторных батареях значительно уменьшилась, интенсивность снижения в эксплуатации уровня электролита над пластинами как зависела, так и зависит от режима работы (суточного пробега) автомобиля и технических показателей его зарядной системы. Следовательно, с первого дня работы плотность электролита в АКБ может повышаться от первоначального значения с интенсивностью, значительно зависящей от условий работы. Стационарный заряд аккумуляторной батареи приводит к более быстрому снижению уровня электролита. У АКБ без доливочных отверстий не указаны ограничительные режимы подзаряда самими владельцами. Отсутствие возможности доливать дистиллированную воду для поддержания уровня резервного электролита объективно сокращает возможный ресурс аккумуляторной батареи. Поэтому своевременная доливка дистиллированной воды в батарею с пробками позволяет снизить негативное влияние высокой плотности электролита на ее последующий ресурс. Только АКБ, которая работает при минимальном воздействии негативных факторов, может достигать расчетных значений по продолжительности ресурса. Определенное количество батарей (без пробок для доливки) в эксплуатации после устранения дефекта в электрооборудовании оказывается непригодным к дальнейшей работе из-за низкого уровня и высокой концентрации электролита. По этой причине резко снижается отдача энергии. В более выгодных условиях после устранения дефекта в электрооборудовании оказываются АКБ, имеющие отверстия с пробками для доливки дистиллированной воды. В случае отказа аккумуляторной батареи в работе, измерение плотности электролита по ячейкам позволяет быстро и с высокой объективностью установить его причину: дефект в какой-либо ячейке, глубокий разряд или обрыв цепи внутри АКБ. Низкая плотность электролита в одной из ячеек указывает на наличие дефекта в ней (короткое замыкание между пластинами в блоке). Одинаково низкая плотность электролита во всех ячейках связана с глубоким разрядом всей батареи. При обрыве цепи разряда внутри АКБ плотность электролита по ячейкам практически одинаковая. Доступность замера плотности электролита в ячейках аккумуляторной батареи позволяет получить объем информации о ее состоянии простейшим способом, без проведения заряда и последующего тестирования.
На что обратить внимание при покупке АКБ