Что означают цифры на борту корабля

Бортовой номер корабля (СССР и Россия)

Что означают цифры на борту корабля

Что означают цифры на борту корабля

Тактический номер (англ. tactical number ) — принятый в государствах НАТО и ряде других государствах термин, являющийся переводом русскоязычного термина «бортовой номер».

Со временем термин «тактический номер» получил распространение и в русском языке как синоним понятия «бортовой номер» (не путать с понятием hull number — см. бортовой номер).

Содержание

История

Что означают цифры на борту корабля

Бортовой номер (англ. Tactical number ) в ВМФ СССР и России

Бортовой номер корабля (в русском языке) — трёхзначное (ранее двухзначное) цифровое обозначение корабля, которое является его тактическим идентификатором и позывным. Назначается на ограниченный срок (несколько лет), периодически сменяется по приказу командования флота. Назначенный на ограниченный период, цифровой идентификатор корабля не имеет никакой систематизации — ни относительно класса или типа/проекта корабля, ни относительно флота или оперативного объединения — то есть имеет случайный характер назначения номера тому или иному кораблю.

Эти две существенных особенности: отсутствие какой-либо логики назначения (отсутствие систематизации) и периодическое изменение номеров (временный характер назначения бортового номера) — в корне отличают советский/российский бортовой номер (англ. Tactical number ) от западного понятия бортового номера (англ. Hull number ). Но, в то же время такой подход к назначению бортового номера (временного и не системного) существенно усложнял идентификацию корабля до появления электронных средств идентификации и слежения.

Термин «тактический номер» используется в Корабельном уставе ВМФ России:

Бортовой номер (англ. Hull number ) в ВМС США

Литерно-номерные обозначения кораблей ВМФ СССР и России

Подводным лодкам, а также надводным кораблям 3…4 рангов (торпедные и ракетные катера, сторожевые корабли, тральщики и т. п.) при строительстве было принято давать литерно-номерные (литерно-цифровые) обозначения, которые являлись его именем и не изменялись со временем, кроме случаев переклассификации — например, подводные лодки С-56, К-21 и т. д. Это литерно-номерное обозначение (обычно — единственное имя корабля) было аналогом бортового номера в ВМС США и других стран (англ. Hull number ), то есть номером, который их классифицировал — относил к определённому классу или типу военных кораблей.

В отдельных случаях изменение или присвоение нового литерно-номерного обозначения происходит не в связи с переклассификацией корабля, а со структурно-организационными преобразованиями в составе флота и т. п., например: подводная лодка «Металлист» (носившая в период 1931—1932 годов бортовой № 16 [англ. Tactical number ], который затем был изменён на 25), в 1934 году вместо своего наименования получила новое литерно-номерное обозначение — А-5 (англ. Hull number ), при этом лодка переклассифицированна не была.

Примеры

Помимо бортового номера (англ. Tactical number ), периодически менявшегося, литерно-номерного обозначения (постоянного) и собственного имени, существовали также заводской номер и номер (код), определявший проект.

Так, первая советская атомная подводная подводная лодка проекта 627 при спуске на воду в 1957 году получила имя «К-3», до этого, при строительстве, имела заводской номер 254, 9 октября 1962 года лодке было присвоено почётное наименование «Ленинский комсомол», после чего именовалась АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» (то есть сохраняя и литерно-номерное обозначение [имя] и имя собственное), 14 марта 1989 года переклассифицирована из «крейсерской» в «большую» (БПЛ) с изменением литерно-номерного обозначения с К-3 на Б-3 (нечастый случай — обычно корабль носит единственное литерно-номерное имя от спуска на воду до списания). За годы службы носила бортовые номера (англ. Tactical number ): 303 (1958 год), 254, 270 (1962 год), 666, 655 (1998—2001 годы).

Другая информация

Основной особенностью тактического номера (в противоположность бортовому номеру) является то, что он присваивается кораблю не на постоянной основе, а чаще всего на определённый срок, и может быть изменён по приказу командования флота в любое время. В ВМФ СССР до 1990 года. действовала система, по которой раз в 2 года (по чётным годам) [1] корабли всех флотов меняли свои старые тактические номера на новые. После распада Советского Союза в Военно-морском флоте Российской Федерации тактические номера меняли только дважды: в 1992 и 1996 годах.

Появление системы тактических номеров в советском ВМФ было во многом вызвано стремлением запутать вероятного противника — США в оценке общего количества кораблей надводного и подводного флотов ВМФ СССР, а также стремлением затруднить для разведки противника определение того, какие именно боевые корабли находятся в боевых походах, на учениях и т. п. Учитывая, что большинство из типов надводных и подводных кораблей Советского флота строились серийно, идентифицировать отдельный корабль серии только на основе визуального наблюдения или аэрофотосъёмки было весьма сложно.

В России, в отличие от остального мира, тактические номера называют бортовыми, но вкладывают в него смысл, противоположный общепринятому для бортового номера. Термином же «тактический номер» для подводных лодок обозначают литерно-цифровой шифр, присваиваемый им на постоянной основе, то есть аналогично бортовому номеру в «западном» понимании. Например, подводная лодка «Ленинский комсомол» имела тактический номер «К-3» (позже в связи с переклассификацией лодки из крейсерской в большую её тактический номер был изменён на «Б-3»). В советские времена тактический номер считался секретным и не подлежал разглашению. Металлическая табличка с тактическим номером устанавливалась в ограждении рубки с внутренней стороны так, что бы она не просматривалась извне.

Состав

Тактический номер состоит исключительно из цифровой части, которая обычно представлена 3, реже 4 цифрами.

Примеры бортовых номеров:

655 — тактический номер ПЛ К-3 «Ленинский комсомол» в 2001 году; 670 — тактический номер эсминца «Современный» (проекта 956) в 1980 г.; 713 — тактический номер БПК «Керчь» (проекта 1134-Б) в 2007 г. и т. д.

Источник

Чего вы не знали о бортовых номерах кораблей?

Бортовой или тактический номер (tactical number) – это трехзначное число на борту корабля, которое является его тактическим идентификатором. Обычно его назначают на несколько лет, и время от времени меняют по приказу свыше.

Интересно то, что этот номер назначается абсолютно без какой-либо логики или систематизации: безотносительно к классу, проекту корабля и флоту, которому он принадлежит. Это абсолютно случайный набор цифр для каждого корабля.

Что означают цифры на борту корабля

Такие номера в ВМФ СССР появились, чтобы запутать США. Большая часть кораблей строились ( и строятся) серийно, а потому, определить какой корабль на учении, в боевом походу и т.д визуально очень сложно. Более того, по этому номеру было невозможно определить, сколько кораблей проекта на вооружении.

Что означают цифры на борту корабля

Кстати, эти две черты: отсутствие логики в назначении и периодическая смена номера – главное отличие российского бортового номера от западного.

Термином «tactical number» называют именно российский бортовой номер за пределами России. В США, например, бортовой номер называют “hull number” и в нем используются еще и буквы. В использовании номера тоже есть существенное отличие — на западе его дают единожды, еще при заказе, и изменить могут только при изменении назначения или переквалификации корабля.

Источник

Бортовой номер

Что означают цифры на борту корабля

Что означают цифры на борту корабля

Бортовой номер — (англ. Hull number ) способ обозначения кораблей в ВМС и Береговой охране Соединённых Штатов и некоторых других стран, служащий одновременно для их классификации.

В Великобритании, странах Содружества, как и некоторых европейских странах, его аналогом является номер вымпела (англ. Pennant number ).

Основной особенностью обоих является то, что они присваиваются при заказе корабля, и сохраняются в течение всей службы. Только изменение назначения или переклассификация могут повлечь изменение бортового номера. Этим они принципиально отличаются от тактического номера, принятого в ВМФ России и некоторых её союзников или стран-клиентов. Следует заметить, что ВМФ России также использует для него термин «Бортовой номер», но вкладывает в него совершенно другой смысл. За пределами России его называют тактический номер.

Содержание

Состав

Бортовой номер состоит из буквенной и цифровой части. Буквенная указывает на классификацию. Может состоять из 1÷4 литер, иногда больше. Цифровая часть обычно является порядковым номером в классе или серии. На нумерацию влияют также традиция и изменения доктрины ВМС.

Примеры бортовых номеров: SSN-688 — подводная лодка атомная, ударная. LHA-1 — универсальный десантный корабль. AT-64 — флотский морской буксир. T-AKE-2 — универсальный транспорт снабжения Командования морских перевозок.

Расположение и вид

Что означают цифры на борту корабля

Что означают цифры на борту корабля

В общем случае, бортовой номер наносится на борту корабля в двух местах: большой хорошо заметный номер в носовой части в районе клюза, и малый в корме у начала закругления, или у края транца.

У авианесущих кораблей, имеющих непрерывную полетную палубу, номер также наносится на ней у носового среза. У авианесущих кораблей, имеющих островную надстройку, номер также наносится по обоим ее бортам. У десантных кораблей, имеющих полетную палубу или площадку, номер дополнительно наносится у ее кормового среза.

Подводные лодки присвоенный им бортовой номер не несут.

Во всех случаях, кроме полетной палубы, номер имеет белый цвет с черным оттенением справа и снизу. На полетной палубе авианосцев наносится белый контур.

Боевые корабли основных классов (авианосцы, крейсера, эсминцы, фрегаты), а также суда Командования морских перевозок несут только цифровую часть номера.

Вспомогательные корабли и суда обеспечения перед цифрами несут буквенное обозначение уменьшенного (в 2÷2,5 раза) размера, где опущен префикс «A» и дефис. Например, вместо AOE-7 на борту изображается OE 7.

Десантные корабли и вспомогательные корабли и суда серий кроме «A» несут префикс полностью.

Некоторые исторические изменения

Вид бортовых номеров установился с середины 1990-х годов. До этого времени существовали вариации в деталях. Например, подводные лодки несли уменьшенный бортовой номер в верхней части ограждения рубки.

Серьёзные изменения произошли по окончании Второй мировой войны. В ходе ее все корабли и суда США, по соображениям маскировки, несли только уменьшенную цифровую часть номера.

Номер вымпела

Номер вымпела появился в Великобритании. Происходит из эпохи парусного флота, где корабли различались по эскадрам и дивизионам цветом вымпела. С развитием парового флота и специализацией кораблей взамен цвета появилось буквенное обозначение, сопровождаемое номером.

Буква обычно соответствует классу корабля. Смысл буквенного обозначения меняется от страны к стране. Так, в Великобритании в разное время использовались: S — подводная лодка; R — авианосец; B — линкор; C — крейсер; D — эсминец; F — фрегат; U — шлюп; K — корвет; P — патрульный корабль; L — десантный корабль; A — вспомогательное судно (англ. Royal Fleet Auxiliary, RFA ), и другие. Но есть и флота, где все префиксы одинаковы. Например, все корабли Украины независимо от класса несут префикс U.

В 1960-х — 1980-х гг. в ВМС Франции и ВМС ФРГ использовались следующие обозначения: D — для обозначения эсминцев с ракетным вооружением, F — для обозначения фрегатов (в том числе ракетных), P — для обозначения патрульных кораблей. Относительно фрегатов и эсминцев та же система обозначения бортовых номеров была принята в ВМС Италии, Турции, Испании и в военно-морских силах некоторых других стран.

По британскому примеру, номер вымпела обычно наносится на борту в районе мостика полностью. Например, F235 для HMS Monmouth. Дополнительно, может быть номер меньшего размера на транце.

Основные страны-пользователи

Бортовой номер

Номер вымпела

Другие применения

Система классификации с помощью бортовых номеров широко используется в семействе справочников «Джейн» (Jane’s Information Group) и военными аналитиками вообще, как база для сравнения кораблей разных стран, независимо от того, приняты в них бортовые номера или другие системы. При этом «Джейн» пользуется американскими буквенными обозначениями, но называет их Class, и далее приводит действительные номера, называя их Pennant Number независимо от страны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *