Что означают символы на иконах
Что означают символы на иконах
Икона – явление совершенно уникальное в средневековой культуре.
Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями средневекового миропонимания:
— вывести сознание человека в мир духовный,
— возбудить ощущение реальности идеального мира,
— помочь человеку найти свой путь преображения.
Для верующего человека средневековой Руси никогда не стоял вопрос нравится ему икона или нет, как и насколько художественно она выполнена. Для него было важно ее содержание. Тогда многие не умели читать, но язык символов прививался любому верующему с детства.
Символика цвета, жестов, изображаемых предметов – это язык иконы, не зная который трудно оценить значение икон.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб.
Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени.
Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем.
Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней.
Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Посох у ангела – символ небесного вестника, посланника.
Юноша с трубой – ветер.
Пеликан – символ чадолюбия.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Также иногда иконописцы применяли разные символические изображения, значение которых понятно человеку, хорошо знакомому со Священным писанием:
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник – дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
Голубь, держащий в клюве ветвь – дух милосердия.
На иконах могут быть изображены церковные таинства:
Сосуд с водой – таинство крещения.
Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.
Чаша и дискос – таинство причащения.
Два глаза – таинство покаяния (исповеди).
Рука благословляющая – таинство священства.
Рука, держащая руку – таинство венчания.
Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).
Обучаясь у византийцев, русские мастера-иконописцы приняли и сохранили символику цвета. Но на Руси икона не была такой пышной и строгой, как в императорской Византии. Краски на русских иконах стали более живыми, яркими и звонкими. Иконописцы Древней Руси научились создавать произведения, близкие местным условиям, вкусам и идеалам. Каждый цветовой оттенок на иконе имеет в своём месте особое смысловое оправдание и значение. Если этот смысл нам не всегда виден и ясен, это обусловливается единственно тем, что мы его утратили: мы потеряли ключ к пониманию этого единственного в мире искусства.
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Основой цветовой символики православной иконы, как и всего церковного искусства, является изображение Спасителя и Матери Божией.
Для изображения Пресвятой Богородицы характерны темно-вишневый омофор – одеяние, носимое на плечах, и синий или темно-синий хитон. Хитон – греческое название нижней одежды, платья, одежды вообще у древних народов.
Образу Спасителя присущи темно-коричнево-красный хитон и темно-синий гиматий (плащ, накидка). И здесь, конечно, присутствует определенная символика: синий — это Небесный цвет (символ Неба).
У Спасителя синий гиматий — символ Его Божественности, а темно-красный хитон — символ Его человеческой природы.
Темно-красный цвет одежд Богородицы — символ Богоматеринства.
Святители на всех иконах изображаются в белых или несколько голубоватых ризах. Символика цвета здесь тоже строго фиксирована. Чтобы понять, почему белая гамма цветов закреплена за святителями, нужно вспомнить историю белого цвета в богослужении. Белые одеяния носили еще ветхозаветные священники. Священник, совершающий литургию, надевает белый подризник в знак памяти тех белых одежд, которые, по преданию, носил апостол Иаков, брат Господень.
Особо важное значение в иконописи придается золочению. Фон икон для иконописца — это «Свет», знак Божественной благодати, которая освещает мир; а золотая инокопь (инакопь, ассист — графическое выражение световых бликов тонкими линиями, листиками сусального золота) на одеждах и предметах передает яркий отблеск благодатной энергии. Последовательность золочения имеет чрезвычайное значение.
До того как рисовать фигуры и лики, золотиться фон — это свет который выводит пространство иконы из мира тьмы и преображает его в божественный мир.
Техника ассиста используется во втором этапе, когда образ уже написан.
Если смотреть на дорогу, уходящую вдаль, то она будет казаться все уже, пока не исчезнет на горизонте.
В иконе наоборот: все линии сходятся к человеку и он оказывается перед неведомой светлой бесконечностью.
В иконописи это называется обратной перспективой.
Очень часто можно встретить сравнение иконы с окном «из мира горнего в мир дольний».
Во многом впечатление об иконе, как об окне связано с применением обратной перспективы.
Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь.
Пространство иконы вдруг становится необычайно широким, окружая зрителя, как бы наплывая на него.
Использование обратной перспективы или однородного непроницаемого фона как бы приближало зрителя к изображенному образу, пространство иконы словно выдвигалось навстречу вместе с помещенными на нем святыми.
Небо и земля в иконе
Веками Русь переживала тяжелые испытания: войны, разрушения, голод. Дни благополучия были редкими и недолгими. Но даже в самые мрачные времена русские иконы утешали своим мудрым покоем. В иконе живут рядом два мира – горний и дольний. Слово «горний» означает «небесный, высший». В старину так говорили о чем-то, что находится наверху. «Дольний» (от слова «дол», «долина») – то, что расположено внизу. Именно так строится изображение на иконе. Легкие, почти прозрачные фигуры святых тянутся ввысь, их ноги едва касаются земли. В иконописи она называется «позем» и пишется обычно зеленым или коричневым цветом. Иногда земля почти исчезает, растворяясь в небесном сиянии. Например, в иконе XII в. «О Тебе радуется» Богоматерь славят и люди, стоящие внизу, и ангелы, окружающие трон Богоматери.
Круг – очень важный символ в иконописи. Не имеющий ни начала, ни конца, он означает Вечность. Фигура Богоматери на иконе «О Тебе радуется» вписана в круг – это символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.
Типы изображения Богородицы
Один из основных типов изображения Богоматери – Оранта.
Он представляет собой Богородицу, с приподнятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми наружу, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. От прочих иконографических типов изображения Богородицы, Оранту отличает величественность и монументальность.
Также основным типом изображения Богородицы является Одигитрия – путеводительница.
Изображается с Младенцем Иисусом Христом. И сама Божия Матерь, и Младенец обращены прямо к зрителю. Это строгое и величественное изображение, где особенно Божество Иисуса Христа.
Существует еще один тип изображения Богородицы – Умиление, где изображается взаимная нежность Богоматери и Младенца. Здесь подчеркивается естественное человеческое чувство, материнская любовь и нежность.
Символика православных икон
Глядя на икону, мы обращаемся к тому, кто на ней изображен. Мало кто из нас обращает внимание на детали, которые изображаются на иконах. А ведь каждая из этих деталей несет особый символичный смысл. Давайте узнаем, какой именно.
Символика цвета
Прежде всего, стоит поговорить о цветах, которые присутствуют на иконе.
Белый цвет – символ чистоты, Божественного света, святости.
Золотой (желтый) цвет – цвет Божественной Славы, солнца, этим цветом возвещается радость.
Голубой и синий цвет означают небо. Также этот цвет считается богородичным, потому что Матерь Божия как бы соединила в себе земное и небесное.
Зеленый цвет – цвет жизни, природы, обновления, символ Святого Духа.
Коричневый цвет – символ земли, праха, тлена. Этот цвет напоминает нам о том, что человеческая плоть подвластна смерти.
Черный цвет в одеяниях монахов означает отказ от всего земного, как подобие смерти при земной жизни.
Символы святости
На каждой иконе присутствуют символы святости.
Нимб над головой в форме круга означает сияние Божественного света, который преображает человека, соединяющегося с Богом.
Примечательно, что только лишь в нимбе Спасителя есть крест, его еще называют «крестчатый нимб». Крест в нимбе указывает на Крестную жертву Господа.
Мандорла – миндалевидное сияние, среди которого изображают Христа и Богоматерь, когда хотят представить их во славе.
Храм Софии Премудрости Божией
Значение образов и символов на иконе
Давайте теперь обратимся к образам и символам, которые изображаются на иконах (о христианских символах также можно почитать в наших предыдущих статьях).
Гора олицетворяет духовно-нравственное восхождение человека.
Громовые стрелы означают гнев Божий.
Книга, с которой изображаются святые, это Евангелие – Книга Жизни.
Копье в руках святого означает победу над темными силами.
Пещера, изображаемая черными красками, часто символизирует преисподнюю.
Фигура святого – центр композиции иконы
Конечно, центром любой иконы является изображаемый святой. В первую очередь, иконописец выделяет в ликах взгляд, позу, жесты рук и одеяние.
Иоанна Предтечу изображают во власянице из верблюжьей шкуры
Складки в одеянии – очень важная деталь. Именно по характеру расположения складок можно понять, к какому веку относится та или иная икона.
В VIII – XIV веках складки изображались мелкими и частыми. Это указывает на духовные переживания и отсутствие духовного спокойствия у православных того времени.
А начиная с XV – XVI веков, складки рисуют прямыми, длинными, редкими. Они символизируют духовную силу и стремление к укреплению веры.
По характеру складок можно определить, в каком веке написана икона.
Коротко расскажем о жестах рук.
Рука, поднятая вверх – это призыв к покаянию.
Святители обычно изображаются с благословляющей десницей
Чаще всего святые изображаются прямо или на три четверти повернувшимися. Тем самым они словно обращены к нам, молящимся.
Что означает надпись на иконе
Прочесть надписи на современных иконах Русской Православной Церкви не сложно. Часто они только стилизованы под церковно-славянский шрифт. Сложнее прочитать сокращения на средневековых и древних иконах.
Во-первых, многие образы надписаны по-гречески. Во-вторых, в иконописи широко использовались сложные сокращения. Обычно древние образы немногословны.
Основные обозначения. ΟΩΝ. ΜΡ ΘΥ. IC XC
В Ветхом завете Бог открывает Моисею одно из Своих имён.
«И сказал Моисей Богу, вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род»
Библия на греческом языке содержит написание ΟΩΝ. Это имя вписывается в нимб Иисуса Христа, Бога и Человека.
Надписи поясняют, кто изображен на иконе. Часто сокращают всё слово, кроме начальной и последней буквы. Этот пример называется «контрактура». Над такими обозначениями стоит знак «титло» ( ҃). Например, на иконе Казанской Божией Матери нанесены сокращенные надписи: Матерь Божия; Иисус Христос. Сущий.
Другие распространенные сокращения:
Спаситель Своей Крестной Жертвой вернул людям утерянный Рай
Ихтис
Древние христиане Римской империи подвергались тяжелым гонениям за веру. Приходилось скрывать православное значение священных знаков. Это привело к появлению сложной символики. Один из древнейших примеров — рыба, по-гречески — «ΙΧΘΥΣ» (ихтис). Его составляют начальные буквы слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель (Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ). Символ распространился в римских катакомбах — тайных храмах первых христиан.
Символы Иисуса Христа — греческая аббревиатура «рыба» и хризма
Хризма
Другой древнейший символ христиан образован из двух начальных букв слова «Христос». В греческом написании слова (ΧΡΙΣΤΌΣ) это буквы «хи» и «ро».Скрещённых между собой, они стали монограммой Спасителя. После победы христианства в Римской империи, хризма венчала штандарты военных знамён.
Альфа и Омега
Α ω — первая и последняя буквы греческого алфавита. Упоминаются Христом в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Эти греческие буквы на иконе Спасителя часто встречаются на современных иконах.
Крест на Голгофе
Символ, хорошо известный в России даже людям, чуждым веры. Эти изображения священник оставляет на стенах после освящения квартиры. Изображения при Кресте относятся к событиям Распятия Христа. События описаны во всех Евангелиях. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (от Иоанна, 19 глава).
Орудия Страстей Христовых поясняются начальными буквами слов
Значение надписей — в таблице:
ΙΣ ΧΣ (греческий)
Иисуса Христа распяли к северо-западу от Иерусалима, у сада. Под камнями Голгофы покоятся останки Адама, первого сотворенного человека. Искупительная Кровь Христа омыла его кости. Так в лице Адама все человечество очистилось и освятилось Кровью Спасителя.
Сокращения на образах святых говорят о чине святости
Очень многочисленны сокращения на образах подвижников. Кроме имени указывают чин святости:
ап | апостол | свт | святитель |
бесср | бессребреник | прор | пророк |
блгв | благоверный | просвет | просветитель |
блж блаж | блаженный | прмч | преподобномученик |
вмц влкмц | великомученица | прмц | преподобномученица |
вмч | великомученик | прп | преподобный |
исп испов | исповедник | прп исп | преподобноисповедник |
кн | князь | равноап | равноапостольный |
кнг | княгиня | св | святой |
митр | митрополит | сщмч | священномученик |
мч | мученик | страст | страстотерпец |
мц | мученица | чудотв | чудотворец |
прав | праведный | юрод | юродивый |
Икона без надписи расскажет о святом чертами образа. О чине святости говорят цвет одежды подвижника, предметы в его руках.
Святой Иоанн Дамаскин, рассуждая о почитании святых, писал:
«Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».
Православные почитают святых, как старших наставников, достигших высоты Любви к Богу и людям. Путь спасения узок и тернист. Внешним людям он может показаться полным одиночества. Но на деле христианин имеет немалые «связи» на Небесах.
Святые помогают в делах временной жизни и молятся Богу о ныне живущих христианах. Искренняя просьба к небесному покровителю не останется без ответа.
Символика икон
Что символизируют на иконах руки, прижатые к груди?
Рука, прижатая к груди – сердечное сопереживание, сокрушение. Подробнее…
Что часто символизирует на иконе гора?
Горка, гора – основной элемент изображения пейзажа в канонической православной иконописи. Гора – символ духовно-нравственного восхождения. Подробнее…
Справа у распятия стоит…
Справа у распятия стоит апостол Иоанн Богослов.
Какой праздник или событие изображено на иконе?
На иконе изображено Преполовение Святой Пятидесятницы — один их древнейших христианских праздников.
На что могут указывать на иконе правая и левая стороны?
Правая и левая стороны могут указывать на праведность и греховность. Например, слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные. Или люди на иконах Страшного Суда. Подробнее…
Что означает имя Христа Эммануил?
Эммануи́л (евр. — с нами Бог) — 1) Одно из имён Господа Иисуса Христа, объясняющее в общих чертах смысл сошествия в мир и вочеловечивания Сына Божия, буквально означающее: «С нами Бог»; 2) иконографический образ Господа Иисуса Христа, представляющий Его в возрасте Отрока, отмеченного печатью владычества, совершенства и духовной зрелости.
Что символизирует на иконах золотой венец?
Золотой венец – символ духовной победы. Подробнее…
Данная икона относится к письму…
Данная икона относится к письму прп. Андрея Рублева.
Что на данной иконе символизирует мученичество за Христа?
Мученики — продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу. В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников — символ пролитой крови.
Младенец в лоне Богоматери символизирует…
Младенец в лоне Богоматери символизирует боговоплощение.
Что символизируют на иконах руки, протянутые вперед с раскрытой ладонью?
Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью – знак повиновения и покорности. Подробнее…
Что символизирует жест, изображаемый на иконах, когда апостол Павел как бы наступает на ногу апостолу Петру?
Жест, когда апостол Павел как бы наступает на ногу апостолу Петру, устойчиво повторяющийся на иконах разного времени, означает признание исторических заслуг Павла в создании Церкви язычников. Павел следует за Петром, но идет далее Петра. Из книг Нового Завета следует, что, хотя первый язычник, вошедший в Церковь, был крещен апостолом Петром, Павел действовал в этом отношении последовательнее и решительнее. В своих трех или четырех миссионерских путешествиях Павел создал множество христианских общин из бывших язычников, уверенно защищая их от проникновения чуждого христианству и опасного для него иудейского гнозиса. Стоит отметить, на многих древних иконах Пятидесятницы в числе ближайших учеников Христа изображен именно апостол Павел (обычно его изображают вместо апостола Матфия, избранного на место отпавшего Иуды), который в момент сошествия Святого Духа, будучи яростным гонителем христиан, никак не мог находиться в Сионской горнице.
Выразить благодарность создателям сайта и этой викторины вы можете посредством публикации ссылки на неё в социальных сетях.
Спаси Бог!
Продолжить с новыми вопросами К списку викторин