Что не является лингвистической основой методики развития речи
Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников
Наиля Талгатовна
Экспресс-тестирование педагогических работников по речевому развитию дошкольников
1 Что является предметом изучения методики развития речи? Выберите правильный ответ.
1. Процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия
2. Процесс самостоятельного овладения детьми родной речью без вмешательства со стороны взрослого
3. Формирование навыков общения в условиях нерегламентированных видов деятельности
4. Процесс формирования познавательной деятельности детей дошкольного возраста
2 С какой возраста начинается работа по обучению детей диалогической речи?
1. младший дошкольный возраст
2. средний дошкольный возраст
3. старший дошкольный возраст
3 Что не считается формой словесного творчества детей.
1. создание слов-неологизмов
2. сочинение стихотворений
3. чтение стихотворений наизусть
4. сочинение рассказов и сказок
4 Словообразование — это компонент. Выберите правильный ответ.
1. грамматической стороны речи
2. звуковой стороны речи
4. лексической стороны речи
5 В основе методического принципа обеспечения активной речевой практики лежит положение о том, что развитие речи происходит только.
1. на основе врожденных способностей к языку
3. в процессе общения
4. в процессе развития интеллекта
5. в процессе предметной деятельности ребенка
6 Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
4. Чтение воспитателя по книге или наизусть
5. Заучивание с детьми на память
7 Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи?
1. Пальчиковые игры
3. Игры со строительным материалом
5. Дидактические игры
8 Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?
5. Речевой образец
Работа с родителями в соответствии с ФГОС до (научно-практическая конференция педагогических работников) Муниципальное дошкольное учреждение детский сад «Солнышко» Доклад «Работа с родителями в соответствии с ФГОС ДО» (научно-практическая.
Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников ОО Ионас И. В., Мещерякова С. Б. МБОУ ДПО «НМЦ», г. Кемерово Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников.
Конспект деловой игры для педагогических работников «Поле чудес» Цель: повышение основных компетентностей (профессиональной, коммуникативной, правовой, информационной) педагогов Учреждения, повышение социальной.
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Труд работников села» Цель: Знакомство с трудом взрослых в сельской местности. Задачи: Образовательные Закрепить названия овощей и фруктов, правильное.
Консультация для педагогических работников «Дети и дорожное движение» ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО ОД ГУО «Ясли-сад №2 г. Минска» Шиндюк Мария Викторовна Дети и дорожное движение. Скорость движения, плотность.
Консультация «Программа профессионального саморазвития педагогических работников ДОО» В современных условиях развития образования в России особенно актуальна проблема саморазвития педагогов. Ведь воспитать творческую, самодостаточную.
Мастер-класс для педагогических работников «Создание электронных игр-презентаций» Мастер-класс «Создание электронных игр-презентаций» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства воспитателей – участников.
Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус.
О.С. Ушакова является автором программы
МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
БАНК ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
1.Методика развития речи изучает…
а) общие закономерности развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОО;
б) закономерности педагогической деятельности по формированию речи детей в условиях ДОО;
в) особенности речи в доречевой период;
г) особенности системы дошкольного образования.
Цель методики развития речи —
а) формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
б) разработка речевых игр и упражнений;
в) знакомство с художественной литературой;
г) развитие навыков самообслуживания.
3.Что не является лингвистической основой методики развития речи?
а) учение И.П. Павлова;
б) положение о языке как о продукте общественно-исторического развития;
в) положение о языке как о системном объекте;
г) представление о языке как о знаковой системе.
4. Автор первого в мире руководства по дошкольному воспитанию, в котором отражены задачи развития речи?
а) В.М. Бехтерев; б) К. Д. Ушинский;
в) Л. Н. Толстой; г) Я.А. Коменский.
5.Кто автор системы обучения языку, в основе которой лежит принцип народности?
а) Е.Н. Водорезова; б) Ф.Ф. Фребель;
в) К.Д. Ушинский; г) Е.И. Тихеева.
6.Какой из принципов планирования работы по развитию речи является ошибочным?
а) учёт особенностей коммуникативной деятельности;
б) последовательность нарастания требований к речи детей;
в) индивидуальный подход к детям;
г) планирование ведётся изолированно по каждому разделу без определения взаимосвязи между ними;
О.С. Ушакова является автором программы
в) «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»;
8.Особенностью какого метода ознакомления с художественной литературой является дословная передача текста?
а) беседа б) инсценирование
в) заучивание с детьми наизусть г) Рассказывание
9.Какими должны быть произведения для пересказа?
а) доступными, небольшого объема, описательного характера;
б) доступными, небольшого объема, эмоциональными;
в) близкими по содержанию опыту детей, динамичными, с четкой композицией, высокохудожественными.
г) небольшого объема, с содержанием, близким опыту детей, сюжетными, с четкой композицией, имеющими образцовый по грамматике и образности язык.
10.Какие средства общения являются ведущими у детей старшего дошкольного возраста?
а) игровые б) предметно-действенные
в) речевые г) выполнение инструкций взрослого
11. Выделите последний этап работы по формированию правильного звукопроизношения:
а) закрепление звука в словах; б) подготовка органов артикуляции;
в) закрепление звука во фразовой речи; г) произнесение изолированного звука.
12.Словарный запас детей 3 лет:
а) 100 слов; б) 1000 слов; в) 2500 слов; г) 30 слов
13. Необходимое условие развития связной речи:
а) правильность звукопроизношения;
б) сформированность лексики;
в) сформированность грамматических навыков;
г) сформированность лексико-грамматических навыков.
14.Какой из приемов развития речи не относится к словесным приемам?
в) объяснение; г) речевой образец.
15.Что не входит в задачи словарной работы:
а) обогащение; б) укрупнение; в) устранение; г) активизация
16. Как связаны речь и мышление с точки зрения Л.С.Выготского?
а) речь первична и определяет развитие мышления;
б) мышление первично и ведет за собой развитие речи;
в) до определенного этапа речь и мышление ребенка развиваются параллельно.
17.К морфологическим умениям относится:
а) словоизменение; б) звукопроизношение;
в) словообразование; г) составление предложений;
18.Метод обучения грамоте на современном этапе:
а) звуковой; б) слоговой; в) звуковой аналитико-синтетический; г) метод целых слов.
19.Кому из отечественных ученых принадлежит наиболее подробное исследование становления грамматического строя речи детей?
а) К.Д. Ушинский; б) А.Н.Гвоздев; в) О.С.Ушакова; г) В.В.Гербова;
20. Какое утверждение, касающееся методики обучения детей грамоте, неверно?
а) звуки бывают гласные и согласные;
б) есть слова, противоположные по смыслу;
в) предложения состоят из слов;
г) согласные звуки бывают мягкие и твердые.
21. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и … воспитания детей
а) физического; б) умственного; в) нравственного; г) экологического.
22. Связный текст, содержащий суждение по определенному вопросу, включающий тезис, доказательство и умозаключение, называется:
а) рассуждение б) описание в) повествование г) публицистика
23. Речевая готовность к обучению в школе предполагает:
а) умение читать б) умение писать
в) оптимальный уровень развития устной речи г) все ответы верные
24. Ученые называют … первичной естественной формой языкового общения
а) диалог; б) общение; в) коммуникацию; г) монолог.
25. Овладение лексическим запасом является содержанием задачи:
а) по воспитанию звуковой культуры речи;
б) по формированию грамматического строя речи;
в) по развитию словаря;
г) по формированию диалогической речи
26. Заключительный этап работы над звуками речи при обучении грамоте :
а) развитие речедвигательного аппарата; б) закрепление звуков;
в) дифференциация смешиваемых звуков; г) постановка звуков.
27. Выбрать положение, относящееся к воспитанию грамматически правильной речи детей:
а) в процессе формирования грамматически правильной речи детей главным является изучение грамматических правил;
б) необходимо знакомить детей с грамматической терминологией;
в) исправлять грамматические ошибки в речи детей не следует;
г) формирование грамматически правильной речи детей опирается на практическое освоение грамматического строя языка.
28.Какой метод ознакомления с художественной литературой используется при обсуждении содержания произведения?
г) чтение воспитателя по книге или наизусть;
29.Характерной чертой восприятия литературы младшими дошкольниками является:
а) тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;
б) умение определять свое отношение к событиям, героям;
в) формирование первых представлений о некоторых особенностях жанра;
г) внимание к выразительным средствам языка
30.Что не является принципом отбора литературных произведений для ознакомления детей дошкольного возраста:
а) учет возрастных особенностей; б) занимательность;
в) достаточный объем активного словаря ребенка; г) композиционная облегченность.
31.К методам ознакомления с художественной литературой детей дошкольного возраста не относится:
а) чтение воспитателя по книге или наизусть б) рассказывание воспитателя
в) заучивание наизусть г) анализ образов
32.Основной принцип использования иллюстраций при ознакомлении с художественной литературой:
а) показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста;
б) показ иллюстрации должен настроить детей на внимательное слушание и понимание произведения;
в) показ иллюстрации должен способствовать эмоциональному контакту с детьми;
г) показ иллюстрации должен помочь детям понять основную мысль, идею автора.
33.Выделите задачу, не отражающую подготовку детей к обучению грамоте:
а) ознакомление со звуковым строением слов;
б) ознакомление с приемами словообразования;
в) ознакомление со словом – вычленение слова из потока речи;
в) ознакомление со слоговым строением слов.
34. Работа по ознакомлению детей с предложением не включает:
а) обозначение предложений на схемах
б) выделение предложения из потока речи
в) составление предложений по картинкам или по игрушкам
г) называние в предложениях слов, обозначающих предметы (действия, признаки).
35.Звуковой анализ слова не включает:
а) определение первого звука в слове;
б) установление различительной функции фонем;
в) определение последовательности звуков в слове;
г) определение отдельных звуков в слове;
36. К средствам развития речи не относится:
а) общение взрослых и детей б) программа развития речи
в) художественная литература г) речь воспитателя
37. Выделяют формы связной речи:
а) внутренняя, внешняя б) монологическая, диалогическая
в) звуковая, письменная г) грамотная, безграмотная
38. Пути формирования грамматически правильной речи у детей:
а) создание благоприятной языковой среды; б) специальное обучение;
в) исправление грамматических ошибок; г) все ответы верные
39. Структура занятий по развитию речи включает:
а) вводную часть, основную, заключительную, б) вводную часть, заключительную, обобщающую,
в) много частей, г) основную, заключительную
40. Количество слов детей старшего дошкольного возраста:
а) 1500 слов б) 2000слов в) 3000 слов г) 4000 слов
41. К требованиям по устройству уголка книги в детском саду не относится:
а) образцовая речь воспитателя; б) хорошая освещенность;
в) удобное расположение; г) эстетичность оформления.
Примеры похожих учебных работ
Интеллектуальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста
Развитие коммуникативных навыков детей раннего и дошкольного возраста
Психологические особенности детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Методика развития речи
Функциональные и методологические характеристики языка и речи, их роль в развитии личности ребенка. Определение общей направленности педагогического воздействия на детей. Лингвистические, естественнонаучные и психологические основы методики развития речи.
Рубрика | Иностранные языки и языкознание |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 25.03.2016 |
Размер файла | 29,8 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
речь язык педагогический лингвистический
1. Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи
2. Функциональные характеристики родного языка и его роль в развитии личности ребенка. Научные основы методики
3. Методологические характеристики языка и речи, определение на их основе общей направленности педагогического воздействия на детей и важнейших принципов методики
4. Естественнонаучные и психологические основы методики развития речи. Лингвистические основы методики
1. Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одновременно отраслью методики русского языка и дошкольной дидактики и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей.
Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Она изучает закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной устной речи и навыков речевого общения у детей дошкольного возраста.
Можно выделить фундаментальные и прикладные задачи методики как науки. К числу фундаментальных задач относятся: а) исследование процессов овладения детьми родным языком, речью, речевым общением; б) изучение закономерностей обучения родной речи; в) определение принципов и методов обучения.
Прикладные задачи традиционно определяются следующими вопросами:1) чему учить (какие речевые умения и языковые формы должны усвоить дети в процессе обучения); 2) как учить (какие условия, формы, средства, методы и приемы использовать для развития речи); 3) почему так, а не иначе (обоснование методики развития речи).
Изучение закономерностей процесса обучения дает материал, который используется в двух направлениях: 1) методика создает свои теоретические основы, теоретическую базу; 2) использует эти основы для практической разработки системы обучения родной речи и речевому общению: задач, принципов, содержания, организации, методов, средств и приемов.
Методика развития речи детей дошкольного возраста сложилась в самостоятельную педагогическую дисциплину, отпочковавшись от дошкольной педагогики сравнительно недавно, в тридцатые годы этого столетия, под влиянием общественной потребности: обеспечить теоретически обоснованное решение задач речевого развития детей в условиях общественного дошкольного воспитания.
Методика развития речи складывалась сначала как эмпирическая дисциплина, основывающаяся на практической работе с детьми. В обобщении и осмыслении опыта работы с детьми большую роль сыграли исследования в области психологии речи. Анализируя путь развития методики, можно отметить тесную взаимосвязь методической теории и практики. Потребности практики явились движущей силой развития методики как науки.
С другой стороны, методическая теория помогает педагогической практике. Воспитатель, не знающий методической теории, не гарантирован от ошибочных решений и действий, не может быть уверен в правильности выбора содержания, методических приемов работы с детьми. Без знания объективных закономерностей развития речи, пользуясь лишь готовыми рецептами, педагог не сможет обеспечить должный уровень развития каждого воспитанника.
Научные исследования внедряются в практику, обогащая ее новым содержанием, разработанными на научной основе методами и приемами речевого развития детей. Практика в то же время помогает теории проверить правильность сделанных выводов. Таким образом, взаимосвязь методической теории и практики является обязательным условием развития методики.
Методика развития речи как учебная дисциплина стоит в кругу тех дисциплин, которые составляют основу профессионально-образовательной программы подготовки специалиста дошкольного профиля. Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности.
Природа явлений языка и речи сложна и многогранна. Этим объясняется многоаспектность научного обоснования методики развития речи и обучения родному языку.
Важнейшая роль в разработке теоретических основ методики принадлежит смежным наукам, объектами, изучения которых являются язык, речь, речевая деятельность, познание, педагогический процесс: теория познания, логика, языкознание, социолингвистика, психофизиология, психология, социальная психология, психолингвистика, педагогика (разные ее отрасли). Их данные позволяют определить и обосновать место и значение, принципы и задачи, содержание и методику работы с детьми.
2. Функциональные характеристики родного языка и его роль в развитии личности ребенка. Научные основы методики
Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду. В методике обращается особое внимание на роль развивающей социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматривается с самого раннего возраста развитие речи как средства общения, предлагаются приемы организации речевого общения. В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиций развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.
Обучение родному языку рассматривается как важнейшее средство умственного воспитания. Только тот метод развития речи признается эффективным, который одновременно развивает и мышление.
В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связано развитие мыслительных способностей ребенка.
С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы (фонетического, лексического, грамматического). Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языковых обобщений, элементарного осознавания явлений языка и речи. В результате повышается уровень развития как речи, так и мышления.
Таковы наиболее значимые философские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические принципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речи и навыков речевого общения.
Всякий процесс обучения языку должен опираться на понимание:
а) сущности и содержания процесса обучения;
б) природы и организации человеческой психики вообще и речевого механизма в частности;
в) сущности и отличительных черт явлений языка и речи’.
Указанные аспекты обоснования важны для решения как общих, так и более частных методических вопросов. Известный отечественный методист А. В. Текучев считает, что целесообразность и объективная оправданность того или иного приема должна подтверждаться лингвистически (соответствие по языковому материалу), психологически (учет психологических особенностей возраста, психологической природы формируемого навыка, особенностей его функционирования), дидактически (соответствие общим дидактическим принципам). Такой подход важен и для методики речевого развития дошкольников.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Таким образом, здесь язык выступает как средство социальной связи и социального развития личности в процессе общения с другими людьми. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи.
Вторую группу составляют характеристики языка, посредством которых реализуются интеллектуальные функции человека. Эти характеристики определяют язык как средство: 4) номинации (наименования) и индикации (обозначения) действительности; 5) обобщения в процессе формирования, расширения, дифференциации и уточнения понятийного аппарата человека; 6) опосредствования высших психических функций человека; 7) развития познавательных интересов; 8) удовлетворения коммуникативной и познавательной потребностей (форма существования и выражения эмоционально-волевой сферы).
Здесь язык характеризуется как орудие интеллектуальной деятельности вообще, орудие формирования «языкового сознания» человека, как решающий фактор умственного развития человека.
Третью группу составляют «личностные» характеристики языка. Здесь он выступает в качестве средства: 9) осознания человеком собственного «Я» и 10) рефлексии, самовыражения и саморегуляции.
Данная группа характеристик языка показывает его роль в самопознании личности. В связи с этой группой характеристик следует говорить о роли языка в нравственном развитии детей. Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные оценки, которые при правильном воспитании становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к людям, к себе.
Представим специфику проявления названных характеристик при овладении родным языком в обобщенном виде, в таблице.
Функциональные характеристики родного языка
Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, отражающие социальные функции человека
1.,Средство общения, форма социального взаимодействия
2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, социализации личности
3. Средство приобщения к культурным, историческим ценностям (общеобразовательное значение языка)
2. Характеристики, посредством которых реализуются интеллектуальные функции
4. Средство соотнесения с предметной действительностью через номинацию, индикацию
5. Средство обобщения, формирования, дифференциации, уточнения понятийного аппарата
6. Средство опосредствования высших психических функций человека
7. Средство развития познавательного интереса
8. Средство решения коммуникативных, познавательных задач
3. «Личностные» характеристики языка
9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия
10. Средство выражения себя (самовыражения] и саморегуляции
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть роль родного языка и речи в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
Язык является фундаментальным основанием культуры в широком понимании. «Присваивая» общественный опыт предшествующих поколений людей, ребенок овладевает языком как частью национальной культуры.
Вместе с тем, говоря о роли языка и речи в развитии личности ребенка, следует помнить предостережение А. Н. Леонтьева, что «хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык не является демиургом человеческого в человеке». Творцом человека выступает конкретная предметно-практическая деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
3. Методологические характеристики языка и речи, определение на их основе общей направленности педагогического воздействия на детей и важнейших принципов методики
Следующей методологически значимой для методики характеристики языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а, следовательно, и развитие личности. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
Характеристика языка как средства человеческого общения отражает его коммуникативную функцию и определяет коммуникативный подход к работе по развитию речи детей в детском саду. В методике обращается особое внимание на роль развивающей социальной среды, общения с окружающими людьми, «речевой атмосферы»; предусматривается с самого раннего возраста развитие речи как средство общения, предлагаются приемы организации речевого общения. В современной методике усвоение детьми всех сторон языка рассматривается с позиции развития у них связной речи, коммуникативной целесообразности.
В развитии речи на первом месте стоит накопление ее содержания. Содержательность речи обеспечивается связью процесса овладения языком с процессом познания окружающего мира. Язык является средством логического познания, именно с овладением языком связанно развитие мыслительных способностей ребенка. С другой стороны, язык опирается на мышление. Эту закономерность можно проследить на примерах освоения детьми всех уровней языковой системы. Методика ориентирует практических работников на формирование у детей языковых общений, элементарного осознания явлений языка и речи. В результате повышается уровень развития, как речи, так и мышления.
Таковы наиболее значимые философские характеристики языка и речи, определяющие исходные, методологические принципы методики, а также общую направленность, цели и принципы развития речи и навыков речевого общения.
Методологической основой методики развития речи являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социального взаимодействия людей, о его связи с мышлением. Такой подход отражается в понимании процесса освоения языка как сложной человеческой деятельности, в ходе которой приобретаются знания, формируются умения, развивается личность.
Язык, речь возникли в деятельности и являются одним из условий существования человека и осуществления его деятельности. В языке, как продукте этой деятельности, отражены ее условия, содержание, результат.
Следующей методологически значимой для методики характеристикой языка является определение его как важнейшего средства человеческого общения, социального взаимодействия. Без языка принципиально невозможно подлинное человеческое общение, а следовательно, и развитие личности. Общение с окружающими людьми, социальная среда выступают факторами, определяющими речевое развитие. В процессе общения ребенок не пассивно принимает речевые модели взрослого, а активно присваивает речь как часть общечеловеческого опыта.
4. Естественнонаучные и психологические основы методики развития речи. Лингвистические основы методики
Естественнонаучную основу методики составляет учение И. П. Павлова о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности человека, объясняющее механизмы формирования речи.
Физиологической основой речи служат временные связи, образующиеся в коре головного мозга в результате воздействия на человека предметов и явлений действительности и слов, которыми эти предметы и явления обозначаются.
И. П. Павлов рассматривал речь, прежде всего как кинестетические импульсы, идущие в кору от органов речи. Эти кинестетические ощущения он называл основным базальным компонентом второй сигнальной системы. «Все внешние и внутренние раздражения, все вновь образующиеся рефлексы, как положительные, так и тормозные, немедленно озвучиваются, опосредствуются словом, т.е. связываются с речедвигательным анализатором и входят в словарный состав детской речи».
В основе процесса овладения речью лежит взаимодействие непосредственного и речевого отражения внешнего мира, процесс взаимодействия непосредственных и речевых реакций. А. Г. Иванов-Смоленский, рассматривая корковые временные связи в аспекте возрастной эволюции, расположил их в такой последовательности:
Исследования А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского, М. М. Кольцовой и других помогают понять процесс развития второй сигнальной системы у детей в ее единстве с первой сигнальной системой. На ранних ступенях преобладающее значение имеют непосредственные сигналы действительности. С возрастом роль словесных сигналов в регуляции поведения возрастает. Это объясняет принцип наглядности, соотношение наглядности и слова в работе по развитию речи.
Психологическую основу методики составляет теория речи и речевой деятельности. «Речевая деятельность представляет собой активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией процесс принятия и передачи сообщений» (И. А. Зимняя). Психологическая природа речи раскрыта А. Н.Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):
1) речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;
3) речь является полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;
4) в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;
5) слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;
6) процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т. е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.
Эти характеристики речи указывают на необходимость большего внимания педагогов к содержательной, понятийной стороне языковых явлений, к языку как средству выражения, формирования и существования мысли, к целостному развитию всех функций и форм речи.
Все большее влияние на методику оказывает новая наука психолингвистика, которая развивается на стыке психологии и языкознания. Психолингвистика определяет речь как деятельность, включенную в общую систему человеческой деятельности. Как всякая деятельность, речь характеризуется определенным мотивом, целью и состоит из последовательных действий.
Какие выводы для методики вытекают из характеристики речи как деятельности? В первую очередь это означает, что детей следует обучать речевой деятельности, т. е. учить правильно выполнять отдельные акты, речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические). Но для речевой деятельности этого недостаточно. У детей следует формировать не только речевые навыки, но и коммуникативно-речевые умения.
Необходимо создавать условия для возникновения мотива речи, а также для планирования и реализации речевых актов в процессе обучения речи и языку.
Следует позаботиться о мотивации речи детей, побуждающей их к речевой активности. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка есть внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли, и оно влияет на переход образцов в собственную активную речь ребенка. Это бывает в непринужденной, естественной обстановке общения. Таким образом, педагог должен позаботиться о том, чтобы приблизить характер общения с детьми на занятиях к естественным условиям.
Исследованиями в области психолингвистики развития, изучающей процессы овладения родным языком, был экспериментально проверен имитативный принцип овладения языком. Имитативная теория овладения языком была широко распространена, согласно ей в основе усвоения языка лежит исключительно подражание. Ребенок усваивает от взрослого готовые речевые образцы, выделяет по аналогии грамматические конструкции, многократно их повторяет. Активность ребенка в овладении языком сводится к подражательной активности.
На самом деле усвоение языка происходит не только и не столько в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, поиска связей, отношений между элементами языка, правил строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы в корне меняют подходы к проблеме обучения родному языку в детском саду. Главным в обучении должен быть не метод имитации, а организация творческого познания слова, действий с ним.
Различают четыре вида речевых умений: 1) умение говорить, т. е. излагать свои мысли в устной форме, 2) умение аудировать, т. е. понимать речь в ее звуковом оформлении, 3) умение излагать свои мысли в письменной речи, 4) умение читать, т. е. понимать речь в ее графическом изображении. Дошкольная методика имеет дело с навыками и умениями устной речи.
Методика развития речи опирается не только на общую психологическую теорию речи, но и на данные детской психологии, изучающей закономерности и особенности психического и речевого развития детей на разных этапах дошкольного детства, возможности овладения детьми разными функциями и формами речи. Проблемы развития речи и речевого общения в дошкольном детстве раскрыты в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурии, А. Н. Леонтьева, Н. X. Швачкина, Д. Б. Эльконина, М. И. Лисиной, Ф. А. Сохина и других.
Психологические исследования позволяют понять, как протекают у ребенка различные психические процессы, как происходят восприятие и порождение речевого высказывания, каковы особенности овладения разными сторонами речи, и определить степень доступности и целесообразности содержания, методов и приемов обучения.
Методика развития речи использует данные и других отраслей психологической науки (педагогической, социальной). Так, широко известные положения Л. С. Выготского о «зонах ближайшего» и «актуального» развития объясняют взаимосвязь обучения и развития речи. Обучение речи должно «забегать вперед» и вести за собой развитие. Детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого.
Лингвистическую основу методики составляет учение о языке как знаковой системе. Невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Процесс обучения должен основываться на понимании сущности и отличительных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетического, лексического, словообразовательного, морфологического, синтаксического.
Учет системных связей в языке и речи помогает определить подход к решению многих методических вопросов. Работа по развитию речи также является сложной системой, отражающей в своем содержании и методике системный характер языковых связей. Важнейшим принципом обучения родному языку считается комплексность, т. е. решение всех задач развития речи во взаимосвязи и взаимодействии, при ведущей роли связной речи. Более глубокое проникновение в лингвистическую природу языка и речи позволило несколько по-иному подойти к разработке комплексных занятий с детьми. В работе по овладению всеми сторонами языка выделены приоритетные линии, имеющие первостепенное значение для развития связных высказываний.
Развитие современной лингвистики углубляет лингводидактические основы методики. Так, за последние двадцать лет с опорой на лингвистику текста уточнена и разработана методика обучения связной речи с позиций категориальных признаков текста, теории функционально-смысловых типов высказывания.
Методика использует данные анатомии о строении речевых органов. Особенно они важны при решении задач воспитания звуковой культуры речи, определении путей совершенствования работы артикуляционных органов.
Методика развития речи тесно связана с методикой начального обучения родному языку. Это две отрасли методики преподавания родного языка. Связь между ними особенно проявляется в области подготовки к обучению грамоте, в установлении преемственности в развитии речи детей в детском саду и школе.
Список литературных источников