Что означают понятия государственная религия традиционная религия культурообразующая религия
Государственная религия
Госуда́рственная рели́гия (синоним официальная религия) — вероучение, официальный статус которого подтверждён данным государством. Государство без государственной религии называют светским или секулярным государством.
Содержание
Атрибуты государственной религии
Если какое-либо учение является государственным, то государство принимает участие в финансировании организации, в той или иной степени влияет на кадровые вопросы (от прямого назначения религиозных лидеров до подтверждения статуса выбранных внутри организации), принимает законодательные акты, регулирующую внутреннюю деятельность организации, привлекает религиозных лидеров к участию в государственных структурах. [1] Неофициальная поддержка государством того или иного вероучения не даёт ему статус государственного.
Современное состояние
Государства, в которых существует официальная религия
Католицизм
Лютеранство
Англиканство
Православие
вступила в силу 11 июня 1975 года
[и з в л е ч е н и е]
Во имя Святой, Единосущной
и Нераздельной Троицы
Часть первая
Основные положения
Раздел II
Отношения Церкви и государства
Статья 3.
1. Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции. Она является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, находящихся на церковной службе, и избираемым ими Постоянным Священным Синодом, который создается в порядке, определяемом уставом Церкви, с соблюдением положений Патриаршего тома от 29 июня 1850 года и акта Синода от 4 сентября 1928 года.
2. Существующий в определённых районах государства церковный режим не противоречит положениям предыдущего пункта.
3. Текст Священного Писания сохраняется неизменным. Официальный перевод его на какой-либо другой язык без разрешения Автокефальной Церкви Греции и Великой константинопольской Церкви Христовой запрещается.
2. Финляндия. Статус православной церкви в Финляндии аналогичен лютеранской.
Во многих странах Восточной Европы особый статус православной церкви закреплён в законодательных документах, вместе с тем словосочетание «государственная религия» не употребляется. Гарвардское исследование [2] причисляет такие страны к странам с государственной религией:
Иудаизм
Ислам
Сунниты
Шииты
Ибадиты
Буддизм
Индуизм
Особые случаи
Атеизм
История
Государственные религии Древнего Мира
Государственные религии Средних Веков
Государственные религии Нового Времени
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Государственная религия» в других словарях:
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ — (официальная религия), конституционно правовой институт, признающий определенную церковь (см. ЦЕРКОВЬ) частью официальной организации государства. При этом государство финансирует деятельность церкви, участвует в назначении священников,… … Энциклопедический словарь
Государственная религия — (официальная религия) конституционно правовой институт, признающий определенную церковь частью официальной организации государства. При этом государство финансирует деятельность церкви, участвует в назначении священников, утверждает акты,… … Политология. Словарь.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ — религия, церковь которой признается частью официальной организации государства. Такое положение проявляется в том, что государство, во первых, финансирует данную церковь, во вторых, участвует в назначении священников, в третьих, утверждает акты,… … Энциклопедический словарь экономики и права
государственная религия — официальная религия конституционно правовой институт, означающий, что соответствующая церковь признается частью официальной организации государства. Это проявляется в том, что государство, во первых, финансирует данную церковь, во вторых,… … Большой юридический словарь
Государственная пропаганда в России — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее во всем Мире наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой… … Википедия
Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о … Википедия
РЕЛИГИЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ … Юридическая энциклопедия
Религия в Великом княжестве Литовском — Религия в Великом княжестве Литовском совокупность исповедуемых религий в Великом княжестве Литовском с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии и Литвы, а также частично Украины, России и Польши. До Кревской унии … Википедия
РЕЛИГИЯ — см. Государственная религия … Юридический словарь
РЕЛИГИЯ — ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ … Юридическая энциклопедия
К вопросу о правовом определении понятий «религия» и «традиционная религия»
Пчелинцев Анатолий Васильевич, главный редактор журнала «Религия и право», профессор РГГУ, адвокат, кандидат юридических наук.
Статья посвящена исследованию содержательной характеристики понятий «религия» и «традиционная религия», обоснованности использования данных терминов в российском законодательстве. Особое внимание уделяет автор сравнительному анализу нормативного регулирования данного вопроса в европейских государствах. Выводы, изложенные в статье, могут быть использованы в научной деятельности.
Ключевые слова: свобода вероисповедания, религия, традиционная религия, религиозные объединения.
To the issue of legal definition of such concepts as «religion» and «traditional religion»
The article deals with understanding of such concepts as «religion» and «traditional religion». It substantiates the use of these terms in the Russian legislation. Particular attention is given to the comparative analysis of normative regulation of this issue in European countries. The conclusions made in the article may be used in scientific work.
Key words: freedom of religion, religion, traditional religion, religious communities.
В свете сказанного рассмотрим такие проблемные понятия, как «религия» и «традиционная религия».
Сложность состоит в том, что данные термины не содержатся в федеральном законодательстве, в то же время они раскрываются в законах некоторых субъектов Федерации. Неоднократно они применялись и в проектах законов, вносимых в Государственную Думу. Однако законопроекты с подобной терминологией отклонялись как не отвечающие требованиям современной юридической и религиоведческой науки.
Между тем определенность термина «религия» имеет исключительное значение для практики реализации свободы вероисповедания, поскольку производными от этого феномена являются самые разнообразные проявления религиозной жизни, подчас весьма не простые для уяснения, порождающие фундаментальные трудности при попытке классифицировать то или иное мировоззренческое течение как религиозное. Не случайно на практике суды и иные субъекты применения права нередко сталкиваются с вопросом, что следует понимать под религией. Например, в каждой религии существуют свои специфические формы коллективных (групповых) практик, включающих в себя набор мистических обрядов и ритуалов. И если исходить из узкого понимания религии, то неизбежно и узкое понимание признаков религиозного объединения. Это приводит к ограничению религиозных практик и чревато дискриминацией отдельных религиозных объединений, принадлежащих, как правило, к религиозным меньшинствам либо новым религиям. По этой причине современные исследователи по-разному, а порой диаметрально противоположно, объясняют и оценивают деятельность различных объединений граждан, построенных на религиозно-философских, эзотерических, магических и прочих практиках. Не только ученые, но и практические работники, например, не всегда могут прийти к единому мнению о мировоззренческой природе последователей Порфирия Иванова, Космического разума, Звенящих кедров России и других подобных объединений граждан.
Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2001. Т. 3. С. 437.
Тувинская правда. 1995. 23 мая.
Ведомости Народного Хурала Республики Бурятия. 1998. N 21.
Гараджа В.И. Религиоведение. М.: Аспект-пресс, 1995. С. 165.
В качестве утешительного момента следует отметить тот факт, что приведенные в законодательстве Тувы и Бурятии понятия хотя и не совершенны, но все же дают широкое, а не узкое определение религии на основе характеристик конкретной религии. Это не позволяет существенным образом ограничить признаки религиозного объединения и различные проявления религиозной деятельности.
Замечание общего порядка (Общий комментарий) N 22(1993) Комитета по правам человека на ст. 18 МПГПП, 20 июля 1993 г., 48-я сессия, параграф 2. Цит. по: Свобода религии и убеждений. Основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). М., 2010. С. 315, 389.
Проблемным является и вопрос, связанный с термином «традиционная религия», хотя, как мы видим из цитируемого выше комментария, он иногда применяется в международной практике и практике других государств.
Ни в Конституции Российской Федерации, ни в законодательстве данный термин не определен, хотя и предлагался в проекте преамбулы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и даже в качестве наименования одного из проектов Федерального закона «О традиционных религиях в Российской Федерации». Однако в дальнейшем законодатель отказался от этого термина. Вместо данного термина в действующем Законе появилась следующая формулировка преамбулы: «Федеральное Собрание Российской Федерации. признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России. принимает настоящий Федеральный закон».
Думается, что законодатель не случайно проявил осторожность, отказавшись от данного термина. Действительно, термину «традиционная религия», нередко используемому в обыденной жизни, непросто дать нормативно четкое и однозначное толкование. Однако используемая в преамбуле Закона конструкция «уважая. религии», на наш взгляд, еще более расплывчата и не определенна. В Законе не должно быть места подобным оценочным суждениям.
Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. М.: НОРМА, 2001. С. 396.
То есть в рамках светской модели государственно-конфессиональных отношений, схожей с российской, наблюдается определенная дифференциация религий и религиозных организаций в зависимости от их исторического вклада в становление и развитие нации, культуры, быта и традиций народов. Государство при этом, как правило, занимает позицию благожелательного нейтралитета по отношению ко всем религиям; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Именно по такому пути пошла Республика Тува. В ст. 2 упомянутого Закона «О свободе совести и религиозных организациях» названы три традиционные для данного региона религии: шаманизм, православие и буддизм. Однако почему и по каким критериям законодатель субъекта Федерации выделил именно эти религии, к сожалению, в законе не прописано.
Таким образом, несмотря на всю сложность вопроса, нельзя исключить в будущем возможности использования в федеральном законодательстве термина «традиционные религии» («традиционные религиозные объединения»). Критериями выделения таких религий, по нашему мнению, являются: а) история возникновения религии; б) укорененность религии на конкретной территории и ее вклад в духовное и культурное развитие народа; в) поддержка данной религии значительной частью населения.
С учетом федерального устройства Российской Федерации в различных субъектах Федерации могут выделяться характерные именно для данного региона традиционные религии и религиозные объединения. Сделано это должно быть корректно, без ущемления достоинства представителей религий, не подпадающих под данное определение.
Пока же с учетом наметившейся в нормативной практике тенденции к употреблению терминов «религия» и «традиционная религия» требуется широкая научная дискуссия вокруг данных терминов и понятий. Целью такой дискуссии является наработка теоретического и эмпирического материала для возможных законодательных предложений по правовому определению данных понятий либо отказу от них.
1.Культура и религия. Культурообразующие религии мира.
Религия – от лат.Religio : культ богов. Включает совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, специфические действия (религиозный культ) и религиозные учреждения (церковь, духовенство).
Основной доктринальный тезис всех религий – утверждение, что дух существовал прежде природы.
Формирует ли та или иная религия свое культурное поле?
Для сравнения культуры и религии приведем социальные функции религии; если мы обнаружим совпадения с социальными функциями культуры, то это будет означать, что данная религия является культурообразующей, т.е. она формирует свое культурное пространство и свою инфраструктуру на основе единых смысловых конструктов, данных в содержании конкретной религиозной доктрины (учения).
Основные социальные функции любой религии по данным сравнительного религиоведения сводятся к следующим:
-Интегрирующая функция. Религия обьединяет людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, этим самым она освящает сложившиеся нормы и порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции.
-Регулирующе-контролирующая функция. Создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемонии, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д «Жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции религии исключительна».56 Ф.М.Достоевский «Ежели бога нет, то все дозволено…»(см. «Братья Карамазовы»).
-Экзистенциальная функция. Любая религиозная доктрина имеет свое отношение к вопросам бытия и небытия человека, спасения его души и т.д.
-Политическая функция. Она служит освящению любой власти, обожествлению правителя в традициннных обществах.
Две последние функции начинают играть роль лишь по мере вызревания в обществе условий для его цивилизованного развития. Кроме этого, надо еще добавить функцию религиозного воспитания, обслуживающую необходимость обеспечения преемственности поколений.
Сравнивая социальные функции культуры57 и религии, мы приходим к выводу, что во многом они схожи (особенно в вопросах социальной регуляции и индивидуальной саморегуляции человеком своего «земного» существования ради спасения души).Что же касается функции компенсации существования, то это собственно-религиозная функция, предлагаемая ее доктриной, символом веры. Именно этот содержательный момент, приобревший форму мифа, делает религию религией.
Вышеизложенный анализ подводит нас к выводу о том, что религия может быть культуроформирующей, и что культура общества в его ранние периоды развития зиждется на верованиях.
Однако, этого недостаточно, чтобы признать любую религию культурообразующей силой. «Полноценной» религией можно признать лишь ту, которая имеет все необходимые компоненты, образующие структуры, обеспечивающие жизнеспособность данной доктрины. Ими являются :
-Религиозное сознание, включающее учение о высшем духовном начале, зафиксированное в священных книгах, в том числе в мифах (например, в мифе о сотворении человека в христианстве).
-Культ, поддерживающий в верующем постоянство религиозного чувства, обеспечивающего идентификацию с данной религий (храмовые службы, молитвы, праздники).
-Религиозная организация (церковь), обьединяющая всех верующих, но одновременно вводящая и поддерживающая иерархии « служители культа и масса».
Именно такая исторически сложившаяся структура религиозной жизни есть показатель зрелости религии. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм) являются именно таковыми58.
В любой религиозной картине мира присутствуют представления, выполняющие те или иные функции культуры. Такая картина –раздвоена для снятия внутреннего напряжения – с одной стороны указания на эталоны ценностной ориентации (например, 10 заповедей Христа), с другой функционирует институт исповеди, отпущения грехов.
Жизнеспособность мировых религий в том, что для личности они – своеобразное прибежище души. Религия в этом случае выступает как «сердце бессердечного мира» (Маркс). Человек в процессе своей жизни испытывает различные состояния, связанные с самореализацией своей индивидуальности : его самосознание может страдать от ощущения, что они либо «не нашел себя, либо потерял себя».
Особый предмет социологии религии составляют вопросы социальных функций религиозных конфессий в светском государстве (вопросы секуляризации, взаимодействия с светской культурой, политических противоречий между священнослужителями различных церквей). Эти вопросы сегодня усложняются ввиду использования религий (церквей) в политических целях : западный империализм, исламский фундаментализм, религиозный фанатизм, насаждаемый различными сектами ради достижения кастовых и классовых целей.
Остановимся на явлении сакрального. Э.Дюркгейм выявил, что все религиозные верования служат классификации явлений бытия, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного ( светского). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. Однако, в современных обществах имеет место сокращение доли сакральной реальности в жизни людей, вызванное рационализацией культуры. Идет процесс секуляризации, в ходе которого религиозные институты, мышление и практика теряют свою общесоциальную значимость. Секуляризация европейской культуры считается следствием социальных изменений, вызванных возникновением городского индустриального общества. Религия становится делом личного выбора, результатом трансценденции его сознания и мироощущения59. Процесс секуляризации в разных обществах проходит по разному (христианство играет серьезную социальную роль во Франции, Италии и Голландии). С сакрализацией связан термин «харизма», означающий «дар божий». Он важен при анализе проблем господства (М.Вебер).
В связи с участившимися террористическими актами, совершающимися людьми, исповедующими ту или иную веру, обратимся к проблеме религиозного фундаментализма. Это термин в свое время был введен протестантами, настаивавшими на необходимости буквального понимания Священного писания. Ныне этот термин часто связывается с терроризмом, экстремизмом и это запутывает проблему60.Обращение к истокам веры (священным писаниям) мотивируется социальным протестом, поэтому оно присуще всем мировым религиям : исламу, католицизму, православию, протестантизму, иудаизму. В одних случаях фундаментализм –это возвращение к истокам веры ( священным писаниям), в других – за возврат к богословским основоположениям веры, вероучению как ортодоксии,т.е.санкционированное высшими богословскими авторитетами толкование священных текстов. Как культурный феномен современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализм, на то, что религия все больше вытесняется из общественной жизни и вере все больше приходится переходить на уровень личностного переживания61.
Культура и религия. Культурообразующие религии мира.
Религия – от лат.Religio : культ богов. Включает совокупность верований, сопровождаемых эмоциональными переживаниями, специфические действия (религиозный культ) и религиозные учреждения (церковь, духовенство). В вероучении большинства исторических религий содержится также свод морально-этических предписаний. Следовательно, религия –сложный комплекс разнородных элементов, главным из которых является верование; и культ, и учреждения, и мораль, и эмоции приобретают религиозный характер и включаются в систему явлений, охватываемых понятием религия только в том случае, если они связаны с верованиями.
Основной доктринальный тезис всех религий – утверждение, что дух существовал прежде природы. Мировые религии возникают уже на ступени развития сознания человека, когда оно способно на абстрактную мысль, ведущую к свободным ассоциациям. Фантастике присваивается способность жить отдельно от реального. В истории познание прошло через олицетворение сил (боги, вожди и т.д. например, культ Сталина был своеобразной гражданской религией). Притягательная сила религии в том, что она выражает оппозицию в отношении реального мира с его противоречиями, поставляет идею спасения (либо в виде продолжения жизни в другом существе, либо в виде царства божъего в загробном мире ). Религия всегда есть протест, но остающийся лишь в духовном мире религиозного человека, он связан с надеждой личного спасения в будущем на основе справедливой оценки, по его вере, высшим существом его реальных дел на земле. Следовательно, этот протест иллюзорный. Религиозный менталитет с его утверждением, например, что «бог терпел и нам велел, начальство от бога» и т.д. мешает развитию способности народа к самоорганизации, благоустройству повседневной жизни. Россиянину часто присуща ориентация на благоприятный случай («Авось! Даже есть форма пакета, названная «авоська»), надежда на чудо (20% избирателей верят в приход чудотворца). Религиозными философами и богословами эти качества выдаются за особый, фольклорный менталитет народа, делающим его способным к мессии. Фрейд объяснял этот факт как «вытесненные тревоги». Шарко, Жане – связывали его с гипнотизмом.
Формирует ли та или иная религия свое культурное поле?
Для сравнения культуры и религии приведем социальные функции религии; если мы обнаружим совпадения с социальными функциями культуры, то это будет означать, что данная религия является культурообразующей, т.е. она формирует свое культурное пространство и свою инфраструктуру на основе единых смысловых конструктов, данных в содержании конкретной религиозной доктрины (учения).
Основные социальные функции любой религии по данным сравнительного религиоведения сводятся к следующим:
—Компенсирующая функция. «Выступая в роли все обьясняющего покровителя и утешителя, посредника между слабостью человека и всесилием природных стихий, религиозная концепция уже в самой ранней модификации была призвана предохранять от злого воздействия непознанных внешних сил и в то же время научить, как избежать такого воздействия, защититься от него, задобрить злые силы»[55].
—Интегрирующая функция. Религия обьединяет людей в рамках санкционированного ею мировоззрения, этим самым она освящает сложившиеся нормы и порядки и тем содействует социальной, идейной и политической интеграции.
—Регулирующе-контролирующая функция. Создав идейные догматы и практические методы воздействия на мышление и поведение людей, религия приспосабливает к своим потребностям соответствующие ее нормам системы духовных ценностей, ритуалы и церемонии, праздники и обряды, стереотипы поведения и т.д «Жизнеспособность регулирующе-контролирующей функции религии исключительна».[56] Ф.М.Достоевский «Ежели бога нет, то все дозволено…»(см. «Братья Карамазовы»).
-Экзистенциальная функция. Любая религиозная доктрина имеет свое отношение к вопросам бытия и небытия человека, спасения его души и т.д.
-Политическая функция. Она служит освящению любой власти, обожествлению правителя в традициннных обществах.
Две последние функции начинают играть роль лишь по мере вызревания в обществе условий для его цивилизованного развития. Кроме этого, надо еще добавить функцию религиозного воспитания, обслуживающую необходимость обеспечения преемственности поколений.
Вышеизложенный анализ подводит нас к выводу о том, что религия может быть культуроформирующей, и что культура общества в его ранние периоды развития зиждется на верованиях.
Однако, этого недостаточно, чтобы признать любую религию культурообразующей силой. «Полноценной» религией можно признать лишь ту, которая имеет все необходимые компоненты, образующие структуры, обеспечивающие жизнеспособность данной доктрины. Ими являются :
-Религиозное сознание, включающее учение о высшем духовном начале, зафиксированное в священных книгах, в том числе в мифах (например, в мифе о сотворении человека в христианстве).
-Культ, поддерживающий в верующем постоянство религиозного чувства, обеспечивающего идентификацию с данной религий (храмовые службы, молитвы, праздники).
-Религиозная организация (церковь), обьединяющая всех верующих, но одновременно вводящая и поддерживающая иерархии « служители культа и масса».
Именно такая исторически сложившаяся структура религиозной жизни есть показатель зрелости религии. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам, иудаизм) являются именно таковыми[58].
В любой религиозной картине мира присутствуют представления, выполняющие те или иные функции культуры. Такая картина –раздвоена для снятия внутреннего напряжения – с одной стороны указания на эталоны ценностной ориентации (например, 10 заповедей Христа), с другой функционирует институт исповеди, отпущения грехов.
Жизнеспособность мировых религий в том, что для личности они – своеобразное прибежище души. Религия в этом случае выступает как «сердце бессердечного мира» (Маркс). Человек в процессе своей жизни испытывает различные состояния, связанные с самореализацией своей индивидуальности : его самосознание может страдать от ощущения, что они либо «не нашел себя, либо потерял себя». В этом случае идея спасения, которая содержится в доктринах любых религий, играет компенсаторную роль. Религии исповедуют многоэтничность (… нет ни иудея, ни эллина…). Идея осуждения нечестно добытого богатства реализуется в виде различных «социализмов» : исламского, христианского и т.д. Религиозные кодексы поведения выражают требования жизненной практики человека труда-большинства населения.
Особый предмет социологии религии составляют вопросы социальных функций религиозных конфессий в светском государстве (вопросы секуляризации, взаимодействия с светской культурой, политических противоречий между священнослужителями различных церквей). Эти вопросы сегодня усложняются ввиду использования религий (церквей) в политических целях : западный империализм, исламский фундаментализм, религиозный фанатизм, насаждаемый различными сектами ради достижения кастовых и классовых целей.
Остановимся на явлении сакрального. Э.Дюркгейм выявил, что все религиозные верования служат классификации явлений бытия, относя их либо к области сакрального (священного), либо к области профанного ( светского). К области сакрального относятся те явления, которые рассматриваются и переживаются как трансцендентные и выделяющиеся из повседневного хода событий. Однако, в современных обществах имеет место сокращение доли сакральной реальности в жизни людей, вызванное рационализацией культуры. Идет процесс секуляризации, в ходе которого религиозные институты, мышление и практика теряют свою общесоциальную значимость. Секуляризация европейской культуры считается следствием социальных изменений, вызванных возникновением городского индустриального общества. Религия становится делом личного выбора, результатом трансценденции его сознания и мироощущения[59]. Процесс секуляризации в разных обществах проходит по разному (христианство играет серьезную социальную роль во Франции, Италии и Голландии). С сакрализацией связан термин «харизма», означающий «дар божий». Он важен при анализе проблем господства (М.Вебер). Человек с харизмой часто противопоставляется легально-рациональному авторитету; харизма означает авторитет, которым наделяют лидера последователи, верящие в то, что его притязания на власть проистекают из экстраординарных личных качеств. Интересно то, что со смертью лидера его последователи либо рассеиваются, либо превращают харизматические убеждения и практики в традиционные или правовые социальные уложения. Поэтому харизматический авторитет имеет нестабильный и временный характер.
В связи с участившимися террористическими актами, совершающимися людьми, исповедующими ту или иную веру, обратимся к проблеме религиозного фундаментализма. Это термин в свое время был введен протестантами, настаивавшими на необходимости буквального понимания Священного писания. Ныне этот термин часто связывается с терроризмом, экстремизмом и это запутывает проблему[60].Обращение к истокам веры (священным писаниям) мотивируется социальным протестом, поэтому оно присуще всем мировым религиям : исламу, католицизму, православию, протестантизму, иудаизму. В одних случаях фундаментализм –это возвращение к истокам веры ( священным писаниям), в других – за возврат к богословским основоположениям веры, вероучению как ортодоксии,т.е.санкционированное высшими богословскими авторитетами толкование священных текстов. Как культурный феномен современный фундаментализм является реакцией на модернизацию и глобализм, на то, что религия все больше вытесняется из общественной жизни и вере все больше приходится переходить на уровень личностного переживания[61].