Что необходимо для социального контракта
Что такое социальный контракт для малоимущих
Как получить 250 000 ₽ на свой бизнес
Региональные власти с подачи федерального центра не только помогают нуждающимся льготами и пособиями, но и готовы дать возможность зарабатывать.
Малоимущие россияне могут получить субсидию в 250 000 Р на запуск своего бизнеса — это называется социальный контракт. В статье я расскажу, кто и как может получить эти деньги.
Курс о больших делах
Что такое социальный контракт
Чем социальный контракт отличается от пособий. Социальный контракт — это договор между местным органом соцзащиты и человеком, у которого низкий доход. Регион обязуется оказать нуждающемуся определенную помощь — деньгами или товарами, а тот должен трудоустроиться, пройти обучение или начать свое дело. Контракт отличается от классических пособий для малоимущих тем, что в итоге у человека должен появиться стабильный источник дохода.
Понятие «социальный контракт» появилось в 2013 году. Но власти стали активно продвигать эту программу поддержки в 2020 году, после обращения Владимира Путина к Федеральному Собранию. Соцконтракт должен был стать одним из способов помощи тем, кто потерял доход из-за пандемии.
В разных регионах есть свои нюансы и требования к тем, кто хочет заключить договор, но принцип везде одинаковый: государство помогает человеку выйти на регулярный доход.
максимально можно получить по соцконтракту
Срок действия контракта. Напомним: контракт — это договор между государством и гражданином и, как у любого договора, у него есть срок. Последний зависит от вида соцконтракта. Например, в рамках соцконтракта по поиску работы человек должен трудоустроиться максимум в течение девяти месяцев. Если же речь об открытии своего дела, то договор заключают не более чем на 12 месяцев.
Виды социального контракта
Существует пять видов социального контракта.
По поиску работы. По сути, человек получает двойное пособие по безработице: от центра занятости и по соцконтракту. Но при этом он обязуется найти работу в течение определенного срока. Все зависит от того, как скоро безработный заключит новый трудовой договор. Если человек просто стоит на учете, без контракта, то обязательства трудоустроиться у него нет.
На улучшение материального положения. В апреле 2021 года в программу внесли изменения. Деньги, полученные по соцконтракту, теперь разрешено тратить на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей. Действуют ли эти нововведения на практике в вашем регионе, лучше уточнить в местной соцзащите.
Кому положен социальный контракт
Заключить социальный контракт может только гражданин России. Необходимо иметь постоянную регистрацию в том регионе, в котором человек обращается в органы соцзащиты. Если у человека временная регистрация, а сам он прописан в другом регионе, то надо взять справку по месту прописки, что там соцконтракт не заключали. Также есть еще несколько важных условий.
Главный критерий — надо быть нуждающимся. Такой статус может получить как одинокий малоимущий человек, так и семья.
Кроме этого, учитывают и имущество, которое есть в собственности. Например, если доход не дотягивает до прожиточного минимума, но семья владеет двумя автомобилями, то ее могут не признать нуждающейся.
Для многодетных семей. Такой вариант тоже возможен, если соблюдать главное условие — быть малоимущим. Все равно будут учитывать совокупный доход семьи, суммируя все детские пособия и выплаты.
Для самозанятых. Можно уже быть самозанятым, можно зарегистрироваться после получения субсидии, но должен быть низкий доход за три предыдущих месяца.
Для ИП. Человек уже может быть ИП, а может встать на учет после получения субсидии, но его доход за три месяца должен быть меньше среднедушевого прожиточного минимума в регионе.
Для безработных. Здесь можно выбрать один из пяти видов соцконтрактов и заключить тот, что вам подходит.
Суть в том, что заключить соцконтракт могут абсолютно все, условие здесь одно: вы должны в этом нуждаться. Именно это и подтверждают ваши доходы ниже прожиточного минимума в вашем регионе.
Кому могут отказать в социальном контракте
Самая частая причина отказа — человек на самом деле не нуждающийся: доход на каждого члена семьи выше прожиточного минимума либо у заявителя есть дорогое жилье, автомобиль или земельный участок.
Еще одно важное условие — бизнес, который человек открыл на выделенные государством деньги, должен просуществовать минимум год.
Куда жаловаться в случае отказа. Вышестоящая инстанция для программы соцконтракта — региональное министерство социальной защиты. Можно написать обращение на официальном сайте ведомства или прийти на личный прием. Например, в Санкт-Петербурге есть Адмиралтейский отдел социальной защиты, для него вышестоящим органом будет Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга.
Как получить социальный контракт
Какие документы нужны. В каждом регионе свои требования к документам, которые надо приложить к заявлению. Например, в Калмыкии нужно просто заполнить анкету, которую дадут в соцзащите. В Астраханской области требуют документы об обязательных расходах семьи: ЖКУ, налогах и так далее.
В Московской области не требуют бизнес-план, свидетельства для детей младше 14 лет и копии паспортов подростков младше 18 лет. Так что перечень необходимых документов стоит уточнить в местном органе соцзащиты по месту регистрации. Если не знаете, куда обращаться, информацию можно найти на справочных сайтах или на портале администрации своего города, как например, в Санкт-Петербурге.
Вот примерный перечень документов, которые требуют чаще всего:
Образец заявления в соцзащиту Челябинского городского округаPDF, 692 КБ
Сколько дней рассматривается заявление на социальный контракт. Обычно заявление рассматривают 10 дней, если не нужно запрашивать информацию от других ведомств, например из налоговой. А если такая необходимость есть, например для ИП, то в течение 30 дней.
Как написать бизнес-план
Бизнес-план — это документ с расчетами, которые доказывают, что свое дело поможет действительно выйти на стабильный доход и что для запуска нужны те самые 250 000 Р от государства. Хотя, естественно, никто не мешает попросить и меньшую сумму. Все должно быть расписано подробно, я рекомендую включить в бизнес-план несколько обязательных разделов.
Титульный лист. Достаточно написать вид деятельности, ФИО, номер телефона, адрес электронной почты, можно вставить красивую картинку с фотостока по теме будущего бизнеса. Это просто обложка, но она должна быть красивой.
Содержание. Просто перечислите все разделы бизнес-плана.
Введение. Здесь рекомендую дать общую характеристику будущего бизнеса. Например, если вы будете делать массаж, то напишите, что люди сейчас много работают, поэтому им нужно расслабиться и отдохнуть. Массаж отлично удовлетворит эту потребность. Массажный салон не требует больших вложений: всего лишь аренда и расходные материалы.
Можно написать, что у вас есть нужные навыки и образование, вам не хватает только оборудования и мебели. На отдельные виды массажа нужна лицензия, например на лечебный. Если вы планируете делать расслабляющий массаж для укрепления здоровья или моделирования фигуры, то такой массаж относится к спа-услугам и лицензия не нужна.
Резюме проекта. Это своеобразная анкета о вас с основной информацией о проекте. Надо указать личные данные: фамилию, имя и отчество, адрес регистрации, а также вид бизнеса и адрес, по которому расположится бизнес. Последний можно написать в свободной форме: «Планирую арендовать офис по адресу…». Здесь же нужно указать срок реализации проекта — обычно пишут месяц, следующий за тем, в котором человек подает документы, и эту же дату в следующем году, так как соцконтракт действует год.
В резюме можно указать общую сумму, которая потребуется на запуск бизнеса, а также возможные риски и пути решения этих проблем. Например, если человек хочет начать делать массаж, то одним из рисков может быть высокий уровень конкуренции. Выход — сделать цены чуть ниже, чем у конкурентов, ввести систему скидок для постоянных клиентов и так далее.
Анализ рынка и конкурентов. В этом разделе надо проанализировать, много ли предпринимателей занимается аналогичным бизнесом в вашем городе или районе. Проще всего оформить таблицу, расписать плюсы и минусы конкурентов, а также за счет чего новый бизнес будет выделяться на их фоне. Например, если другие предприниматели не ведут соцсети, можно написать, что у вас будет своя страничка.
Можно воспользоваться бесплатным сервисом на сайте Корпорации МСП, который помогает начинающим предпринимателям выбрать вид будущего бизнеса.
Маркетинговый план. В этом разделе необходимо расписать стратегию продвижения. Например, можно написать, что бизнес будет продвигаться в соцсетях. Рекомендую сразу завести странички и приложить ссылки.
Тут же стоит рассказать о будущих рекламных активностях. Например, мастер по массажу может делать скидки для постоянных клиентов, проводить конкурсы среди подписчиков.
Обучение. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес не прогорел. Поэтому лучше заниматься той сферой, в которой уже есть опыт и образование.
Если планируете делать медицинский массаж, то учтите, что нужны документы об образовании. Надо приложить копии и написать, чему удалось научиться. Также для медицинского массажа понадобится лицензия на осуществление медицинской деятельности, поскольку массаж есть в номенклатуре медуслуг.
Смета. Это список расходов, которые покроет субсидия. Обычно смету оформляют как приложение к бизнес-плану в виде таблицы.
В смете нужно рассмотреть три варианта покупок: «эконом», «стандарт» и «премиум». «Стандарт» — это те товары, которые вы хотите приобрести. «Эконом» — аналоги дешевле, а «максимум» — товары подороже. Так вы покажете, что из всего ценового диапазона вы выбираете оптимальный.
Бывает, что в бизнес-плане указан один товар, но после того как перечислили деньги, его уже нет в наличии или он подорожал. Это не страшно, можно купить другой, но надо согласовать все с соцзащитой. Как правило, там без проблем идут на уступки.
После составления сметы можно приступать к финансовому плану. В нем необходимо прописать все основные показатели будущего бизнеса: выручку, расходы, налоги, прибыль.
Никто не может знать, сколько человек заработает на своем деле, поэтому сотрудники соцзащиты не требуют точных цифр, пишите все примерно. Единственное правило здесь — лучше написать меньше и заработать больше, чем завысить, например, выручку и остаться в минусе.
Как написать финансовый план
Финансовый план — пожалуй, самая сложная часть бизнес-плана. Но она и самая важная. Здесь надо показать движение денег: выручку, расходы, налог, чистую прибыль и рентабельность. Лучше все просчитать на три года вперед. Бизнес должен развиваться, поэтому важно показать, что с каждым годом обороты и прибыль будут расти.
Отдельно надо указать, какие налоги будет платить будущий предприниматель. Если человек регистрируется как самозанятый, то будет платить 4% от выручки при работе с физлицами и 6% при работе с юрлицами и ИП. Но для финансового плана можно остановиться и на 4% от выручки. Если регистрируется как ИП — нужно выбрать режим налогообложения.
УСН «Доходы» — 6% от выручки.
УСН «Доходы минус расходы» — 15% от прибыли.
Патент — его можно применять, если предприниматель занимается розничной торговлей, сельхозработами, разработкой компьютерных программ. На патенте также могут работать парикмахеры, няни, ветеринары и разработчики. Полный список видов деятельности и формула расчета стоимости патента есть на сайте ФНС.
Если человек только открывает свое дело и не имеет сотрудников, обычно выгоднее регистрироваться самозанятость.
Куда подавать документы
В некоторых регионах необходимо подавать заявку электронно через платформу «Мой бизнес», ее региональные онлайн-сервисы, например «Мой бизнес» в Нижегородской области, или через сайт госуслуг. А в некоторых — лично, но в МФЦ. Дальше я буду рассказывать о самом частом случае — когда заявителю надо прийти с документами в соцзащиту.
Заявление и бизнес-план рассматривает специальная комиссия. Там могут задать несколько вопросов. Например, могут спросить, почему нужна именно эта модель ноутбука, обязательно ли арендовать помещение, как будущий предприниматель планирует искать клиентов и так далее.
У работников соцзащиты могут появиться вопросы по каким-то позициям, заявленным в смете, могут попросить что-то исключить или заменить. Например, по моему опыту, часто не согласовывают покупку айфонов, айпадов и макбуков. Они дорогие и всегда можно найти аналоги дешевле. Еще в моей практике был случай, когда девушка занималась пошивом одежды и хотела купить фотоаппарат, чтобы делать контент для соцсетей. Покупку также не одобрили. Посчитали, что для основной деятельности фотоаппарат не нужен.
После собеседования обычно сразу говорят, приняты заявление и бизнес-план или нет. Решение о том, готов ли регион заключить социальный контракт, вынесут в течение месяца — этот срок нужен, чтобы проверить все документы.
Основание для отказа может быть только одно: человек соврал о своих доходах и на самом деле не малоимущий. Комиссия обращает внимание и на образ жизни заявителя. Например, если человек снимает жилье, то могут предположить, что у него есть лишние деньги и он не такой уж и нуждающийся. Как показывает мой опыт, даже качество бизнес-плана не так важно: если с ним что-то не так, попросят переделать.
Отказ обязательно должны выдать в письменной форме. Уведомление об отказе направляет орган соцзащиты в письменной форме заявителю по месту жительства или по месту пребывания не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя для подписания социального контракта.
п. 16 Постановления правительства Нижегородской области «О социальной поддержке малоимущих»PDF, 283 КБ
Если документы в порядке, то заявителя пригласят в соцзащиту, чтобы подписать контракт. После этого можно ждать деньги. Их перечисляют только на карту «Мир», как и все социальные выплаты с 1 октября. Если у вас такой нет, придется завести. Эти 250 000 Р от государства не облагаются налогом на доход, как и большинство социальных выплат и пособий.
На что можно потратить субсидию
Деньги по соцконтракту предназначены на покупку оборудования, инвентаря, инструментов, которые можно использовать многократно. Например, если человек занимается наращиванием ресниц, то приобрести можно кушетку, стол, стул, лампу. Сами ресницы и клей — это уже расходные материалы.
В качестве основного средства можно приобрести даже автомобиль, если он нужен для предпринимательской деятельности и получится обосновать эту необходимость. Например, если суть бизнеса — курьерские услуги.
На что можно тратить деньги, лучше уточнить в отделе соцзащиты, так как ситуация в разных регионах различается. Например, я сталкивалась с тем, что в одном субъекте разрешали включать в бизнес-план расходы на рекламу и расходные материалы, а в других — нет.
Если говорить об основных средствах, то лучше приобретать новые товары, так как понадобятся документы, подтверждающие факт оплаты. Их надо обязательно принести в соцзащиту, отчитываясь о расходах.
Еще я советую делать фотографии купленных товаров и прикреплять их к копиям чеков. Все это вместе будет хорошим подтверждением, что деньги потрачены по назначению.
Чеки и фото надо предоставлять сразу после того, как нужный товар куплен. Строгой формы отчета нет. В каждом регионе свои условия: где-то достаточно отправить чеки на электронную почту, где-то потребуют прийти лично. Например, в Нижегородской области ввели специальную форму отчетности за расход субсидии.
Как работает соцконтракт в реальности
Но я не растерялся: быстро переписал бизнес-план под оказание рекламных услуг для артистов и музыкантов. Рекламой я занимался раньше, проходил курсы, от которых у меня остались сертификаты и дипломы. Их я и приложил к заявлению.
Вторая попытка оказалась удачной: бизнес-план приняли. С момента повторной подачи заявления до зачисления денег на счет прошло четыре месяца. На субсидию я купил всю необходимую технику: фотоаппарат, видеокамеру и другое оборудование, которое нужно для создания фото- и видеоконтента для артистов.
От себя скажу, что социальный контракт на развитие своего дела — вещь реально стоящая. Деньги дают хоть и не очень большие, но они все равно нужны.
Отчитываться нетрудно. Когда я купил все товары по смете, работники соцзащиты пришли ко мне, проверили все ли на месте, сфотографировали оборудование. Сейчас я отчитываюсь только по доходам: ежемесячно делаю скрины приложения «Мой налог» и отправляю их на почту в соцзащиту.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта
Государство может расторгнуть социальный контракт и потребовать вернуть деньги. В течение года действия соцконтракта работники органов соцзащиты могут приехать с проверкой. Надо будет показать, что бизнес действительно работает, а все, что куплено, используют по назначению.
Социальный контракт заключается на год. Поэтому надо быть готовым, что в течение этого периода может приехать комиссия с проверкой — в офис или домой, если бизнес ведется на дому. Перед проверкой обычно звонят и предупреждают. Все купленное должно использоваться только для работы. Работники соцзащиты смотрят, действительно ли человек оказывает заявленные услуги и на самом ли деле он купил те товары, которые заявил в смете и за которые отчитался.
Кроме этого, в течение года каждый месяц придется отчитываться о ежемесячных доходах. Например, самозанятые должны зарегистрироваться в приложении «Мой налог» и каждый месяц отправлять в соцзащиту данные о своих доходах. Можно просто прислать скриншоты из приложения по электронной почте.
Индивидуального предпринимателя попросят завести кассовую книгу. Форму можно скачать в интернете. Здесь нужно показать, сколько ИП пришло денег и сколько было израсходовано. Каждый месяц в соцзащиту придется либо идти лично с кассовой книгой, либо отправлять сканы по почте.
Нужно ли возвращать деньги государству. Если после получения субсидии и запуска бизнеса доход человека не превысил прожиточный минимум, соцконтракт могут разорвать, а деньги попросят вернуть. Таких прецедентов я не знаю, но в теории это выглядит так: с человеком свяжутся работники соцзащиты, он подпишет заявление о невыполнении условий договора и переведет деньги обратно на счет.
Сколько раз можно заключать социальный контракт
Заключить соцконтракт получится только один раз. Это долговременная поддержка государства — ожидается, что приобретенные основные средства будут служить человеку несколько лет, чтобы его доход был стабилен. Для государства в приоритете те, кто никогда не получал субсидий.
Как расторгнуть социальный контракт
Причины расторжения социального контракта. Все зависит от того, по чьей инициативе расторгается социальный контракт. Например, если выяснилось, что деньги использованы не по назначению, сумму субсидии нужно будет вернуть.
Так, государство может расторгнуть контракт, если в течение года после заключения соцконтракта малоимущий гражданин или его семья:
Сам гражданин также вправе расторгнуть договор в любой момент, при этом сумму субсидии придется вернуть. Деньги нужно перечислить в региональный и федеральный бюджет, так как деньги выделяют из обоих.
Кто имеет право на выплаты и бесплатные услуги в рамках социального контракта
Что такое социальный контракт?
Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
По этому соглашению орган социальной защиты населения обязуется оказать государственную социальную помощь, в том числе социальные услуги, денежную выплату, необходимые товары, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства, например: пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело.
Подробности об обязательствах можно узнать из приложения № 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».
Чем отличаются пособия от социального контракта?
В отличие от выплаты пособий социальный контракт направлен на то, чтобы помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.
Выплаты по контракту должны использоваться только по целевому назначению. Так, соцконтракт на обучение с последующим трудоустройством обязует гражданина выйти на работу.
Как можно потратить средства в рамках соцконтракта?
На профессиональное обучение или получение дополнительного профобразования, на поиск работы и открытие собственного бизнеса.
Нуждающиеся семьи смогут использовать средства социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации: покупку товаров первой необходимости и лекарств, обуви и одежды, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, а также на лечение, школьные товары и услуги дошкольного и школьного образования.
Размер выплаты в рамках социального контракта зависит от условий, установленных в конкретном регионе.
Кроме того, средства социального контракта при необходимости можно будет направить на решение текущих проблем, например: на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей.
При открытии ИП можно направить средства социального контракта в том числе на расходные материалы и на аренду (не более 15 % назначаемой выплаты).
Как мы уже отмечали, денежные средства должны быть использованы только на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту. В подтверждение целевого использования денежных средств, полученных по социальному контракту, предоставляются товарные и кассовые чеки, договор купли-продажи, расписки и т. п.
Сколько выплачивают в рамках социального контракта?
Зависит от цели использования. На открытие собственного дела можно получить 250 тыс. рублей стартового капитала, на личное подсобное хозяйство — 100 тыс. рублей.
Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта?
Это является основанием для прекращения контракта, а значит, прекратятся и положенные в его рамках выплаты.
А если вы прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность по собственной инициативе в период действия соответствующего соцконтракта, то вам нужно будет возвратить деньги, полученные в качестве государственной социальной помощи.
Как долго государство будет оказывать поддержку в рамках соцконтракта?
Помощь назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации, которая будет указана в контракте.
Этот срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Где социальный контракт уже можно оформить?
С 2021 года помощь россиянам по социальному контракту стала доступна на всей территории страны. В 2021–2022 годах субсидии из федерального бюджета будут предоставлены всем субъектам Российской Федерации.
На 1 июля 2021 года заключено более 120 тысяч социальных контрактов.
Субъекты РФ могут предусмотреть дополнительные параметры получения и использования контракта. Например, в некоторых регионах средства, полученные в рамках соцконтракта, можно использовать для погашения задолженности по ЖКХ.
В центры социальной защиты населения или МФЦ по месту жительства.
Что необходимо для социального контракта
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 августа 2021 г. N 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»
В соответствии с пунктом 5 приложения N 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», приказываю:
Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Министр | А.О. Котяков |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 августа 2021 г. N 536
Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта
I. Общие положения
органам государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта и формы социального контракта;
органам местного самоуправления, осуществляющим полномочия по содействию в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере сельского хозяйства;
органам государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства;
иным организациям, принимающим участие в оказании гражданину государственной социальной помощи на основании социального контракта.
2. В Методических рекомендациях используются следующие понятия:
3. Целью оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта является повышение качества жизни малоимущих граждан за счет собственных активных действий по получению постоянных самостоятельных источников дохода в денежной форме, позволяющих преодолеть трудную жизненную ситуацию и улучшить материальное положение заявителя (семьи заявителя).
4. Основными принципами реализации государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
обязательность исполнения условий социального контракта;
индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации;
обеспечение персонального подхода при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с ориентацией на оказание такой помощи тем гражданам, которые имеют мотивацию к трудовой деятельности и улучшению своего материального положения.
а) поиск работы. В рамках указанного основного мероприятия в приоритетном порядке оказывается государственная социальная помощь на основании социального контракта гражданам, проживающим в семьях с детьми. Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином заключается не чаще одного раза в год с даты окончания срока действия социального контракта;
б) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. Под индивидуальной предпринимательской деятельностью понимается коммерческая деятельность, в том числе деятельность в рамках ведения крестьянско-фермерского хозяйства гражданина, с которым заключен социальный контракт, в статусе индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого). Социальный контракт, направленный на реализацию указанного основного мероприятия, с одним и тем же гражданином может быть заключен после окончания срока действующего социального контракта;
г) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Под иными мероприятиями понимаются мероприятия, направленные на оказание государственной социальной помощи, предусмотренной абзацем вторым части 1 статьи 12 Федерального закона N 178, в целях удовлетворения текущих потребностей граждан в приобретении товаров первой необходимости, одежды, обуви, лекарственных препаратов, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, в лечении, профилактическом медицинском осмотре в целях стимулирования ведения здорового образа жизни, а также для обеспечения потребности семей в товарах и услугах дошкольного и школьного образования. Перечень товаров первой необходимости и перечень товаров, необходимых для школьного и дошкольного образования, утверждается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
При утверждении перечня товаров первой необходимости рекомендуется руководствоваться положениями распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р «Об организациях, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости в период нерабочих дней, установленных Указом Президента, и утверждении рекомендуемого Перечня непродовольственных товаров первой необходимости» и постановления Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530 «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения».
6. Социальный контракт заключается на следующий период:
Программа социальной адаптации разрабатывается на срок действия социального контракта.
7. Конечными результатами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются:
а) по основному мероприятию «поиск работы»:
заключение гражданином трудового договора в период действия социального контракта;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта;
б) по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»:
регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
в) по основному мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства»:
регистрация гражданина в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
повышение денежных доходов гражданина (семьи гражданина) по истечении срока действия социального контракта.
г) по основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации»:
преодоление гражданином (семьей гражданина) трудной жизненной ситуации по истечении срока действия социального контракта.
8. Государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания заявителя.
информация о социальном контракте (реквизиты социального контракта, срок действия);
информация о заявителе, членах семьи заявителя, которую гражданин указывал в заявлении на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
сведения о доходах заявителя (семьи заявителя), представленных при подаче заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
информация о среднедушевом доходе заявителя (семьи заявителя) при заключении социального контракта и по окончанию срока действия социального контракта;
информация о мероприятиях программы социальной адаптации и ходе их исполнения;
сведения о доходах заявителя (семьи заявителя) за 3 месяца, следующих за месяцем окончания срока действия социального контракта, представленных заявителем в течение 4-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта;
информация о результатах оценки эффективности реализации социального контракта.
Подробная инструкция о внесении вышеуказанных сведений в ПУВ ЕГИССО изложена в руководстве пользователя ЕГИССО*(1).
По вопросам внесения информации о реализации социальных контрактов в ПУВ ЕГИССО рекомендуется обращаться в Пенсионный фонд Российской Федерации или Минтруд России.
10. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта утверждают:
форму социального контракта с прилагаемой к нему программой социальной адаптации;
перечень оснований для досрочного расторжения социального контракта;
перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации. Примерный перечень причин, являющихся уважительными в случае неисполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям;
форму акта материально-бытового обследования условий проживания заявителя (семьи заявителя);
форму анкеты для заполнения сведений, полученных по результатам собеседования;
порядок образования межведомственной комиссии, создаваемой в целях рассмотрения социального контракта, а также программы социальной адаптации и содействия в ее реализации;
порядок оценки межведомственной комиссией долговых обязательств заявителя (семьи заявителя) перед кредитными организациями;
порядок возмещения работодателю расходов на прохождение получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта стажировки, с учетом положений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 18 Правил предоставления субсидий. При этом рекомендуется осуществлять возмещение работодателю расходов на стажировку исходя из количества отработанных дней, но не более чем 3 месяца;
порядок контроля органом социальной защиты населения за выполнением получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта обязательств, предусмотренных программой социальной адаптации;
порядок контроля за целевым использованием денежных средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями социального контракта. Под целевым расходованием средств понимается соответствие приобретённых товаров, работ и услуг тем, которые содержатся в программе социальной адаптации;
требования к конечному результату социального контракта, утвержденные в соответствии с пунктом 10 Правил предоставления субсидий;
порядок оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в субъекте Российской Федерации, осуществляемый в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и Федеральной службы государственной статистики от 30 сентября 2013 г. N 506н/389;
порядок мониторинга условий жизни гражданина (семьи гражданина) по окончании срока действия социального контракта;
перечень товаров первой необходимости;
перечень товаров, необходимых для получения школьного и дошкольного образования.
11. Органам социальной защиты населения с целью повышения уровня информирования малоимущих граждан о возможности заключения социального контракта рекомендуется:
сотрудничать, в том числе организовать межведомственное взаимодействие, при наличии технической возможности, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления с целью получения у них сведений о потенциальных получателях государственной социальной помощи на основании социального контракта;
предлагать малоимущим гражданам оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае их обращения за назначением других мер социальной поддержки, в целях трудоустройства в органы занятости населения;
проводить выездные семинары в муниципальных образованиях в целях разъяснения порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам;
распространять информацию о социальном контракте посредством печатных материалов (буклетов, листовок и т.д.);
организовывать подомовые обходы всех граждан, проживающих на определенной территории, с распространением печатной продукции (буклеты, листовки и т.д.);
организовывать встречи сотрудников органов социальной защиты населения с гражданами в медицинских учреждениях, в образовательных учреждениях;
информировать граждан о возможности заключения социального контракта путем рассылки соответствующей информации, а также распространения информации через некоммерческие организации;
совместно с территориальными органами Федеральной службы исполнения наказаний, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными медицинскими организациями проводить совместный мониторинг освобождения граждан из мест лишения свободы, а также прохождения гражданами реабилитации от наркотической и (или) алкогольной зависимости с целью их дальнейшего информирования о возможности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта;
публиковать информацию о возможности заключения социального контракта на официальных информационных ресурсах субъекта Российской Федерации.
II. Порядок подачи и рассмотрения заявления на оказание социальной помощи на основании социального контракта
12. Оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется на основании поданного гражданином заявления согласно форме, утвержденной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
13. Заявление об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, подается в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации:
б) через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;
в) в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», а также с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
14. В заявлении указываются следующие сведения:
а) сведения о заявителе, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) и (или) адрес фактического проживания;
б) сведения о членах семьи заявителя, совместно проживающих с ним, включая фамилию, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, СНИЛС, степень родства;
в) реквизиты счета заявителя для перечисления средств в рамках социального контракта.
г) согласие на обработку, хранение и передачу персональных данных.
К заявлению также прикладываются копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, сведения об имуществе, сведения о доходах заявителя (одиноко проживающего гражданина) и членов его семьи за три месяца, предшествующих дате подачи заявления.
Рекомендуемая форма заявления на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта приведена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
15. Орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения. Заявления граждан, проживающих в семьях с детьми, рассматриваются в приоритетном порядке.
В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При этом акт материально-бытового обследования может являться основанием для отказа в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при условии несоответствия представленных заявителем сведений о доходах его семьи (одиноко проживающего гражданина), а также об имуществе, принадлежащему ему (им) на праве собственности, его (их) жилищно-бытовым условиям.
При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен в срок, установленный первым абзацем настоящего пункта, уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения.
16. Состав семьи гражданина, обратившегося с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, с целью расчета среднедушевого дохода гражданин (семьи гражданина) определяется (учитывается) в соответствии со статьями 13 и 14 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом факт совместного проживания является приоритетным для учета состава членов семьи.
Факт совместного проживания может быть установлен сотрудниками органов социальной защиты населения в следующих случаях:
наличие регистрации по одному месту жительства. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в МВД России посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
В случае если совместно с заявителем по одному адресу места жительства (пребывания) в жилом помещении зарегистрированы лица, связанные родством, свойством, фактически не проживающие совместно и (или) не ведущие совместного хозяйства, сведения о таких фактах подтверждаются актом обследования условий проживания семьи, составленным органом социальной защиты в рамках проведения проверки (комиссионного обследования), в том числе на основании свидетельских показаний (соседей, родственников и т.д.);
установление факта оплаты жилищно-коммунальных услуг разными членами семьи заявителя. Указанные сведения запрашиваются органом социальной защиты населения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. В случае отсутствия таких сведений органам социальной защиты населения рекомендуется обращаться в коммунальные службы по месту жительства (фактического пребывания) таких граждан.
При наличии расхождения полученных от МВД России путем межведомственного запроса данных о составе семьи заявителя с данными, полученными по результатам фактической проверки места жительства (места пребывания), следует руководствоваться сведениями, полученными в результате фактической проверки.
17. Органы социальной защиты населения в целях проверки представленных заявителем в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ документов (сведений) обращаются путем направления межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, а также единой государственной системы социального обеспечения, в органы государственной власти.
18. Перечень доходов семьи гражданина (одиноко проживающего гражданина) определяется (учитывается) в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 «О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи».
19. Величина прожиточного минимума семьи гражданина определяется с учетом установленных в субъекте Российской Федерации на момент обращения величин прожиточных минимумов для граждан различных социально-демографических групп, входящих в состав семьи, по формуле:
III. Порядок составления программы социальной адаптации
21. При положительном решении о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта:
заявителю направляется уведомление о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта с указанием даты явки заявителя в орган социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания для составления программы социальной адаптации;
22. С целью составления программы социальной адаптации в течение 10 календарных дней с момента направления уведомления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта куратором проводится собеседование в дистанционной форме или лично при обращении в орган социальной защиты населения с гражданином, обратившимся с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта, для выяснения жизненной ситуации, объективно влияющей на низкий уровень доходов семьи или одиноко проживающего гражданина, в том числе:
отсутствие доходов от трудовой деятельности у трудоспособного члена семьи или одиноко проживающего гражданина по состоянию здоровья;
банкротство или ликвидация предприятия;
отсутствие доступных мест в организациях дошкольного образования, осуществляющих уход за малолетним ребенком;
отсутствие подходящих вакантных рабочих мест по месту жительства;
недостаточный уровень доходов от трудовой деятельности из-за низкооплачиваемой работы у трудоспособных членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
иные обстоятельства, обосновывающие отсутствие доходов.
23. При проведении собеседования с заявителем в рамках составления программы социальной адаптации уточняется следующая информация:
а) цель получения государственной социальной помощи на основании социального контракта;
б) предполагаемый срок заключения социального контракта;
в) уровень образования;
д) наличие предложений от заявителя по составу мероприятий программы социальной адаптации;
е) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;
ж) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;
з) иная информация, необходимая для составления программы социальной адаптации.
При проведении собеседования куратор определяет предполагаемое основное мероприятие социального контракта (поиск работы, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства).
24. В зависимости от предполагаемого основного мероприятия социального контракта уточняются следующие обстоятельства:
По основному мероприятию «поиск работы»:
а) наличие регистрации в качестве безработного или ищущего работу;
б) отрасль текущего (предыдущего) места работы;
в) причины желания сменить текущее место работы (сферу деятельности);
г) наличие регистрации на портале «Работа в России»;
д) текущее направление (отрасль) трудовой деятельности;
е) желаемое направление (отрасль) трудовой деятельности;
ж) наличие неформальной текущей трудовой деятельности (в какой сфере);
з) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
и) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
й) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
к) потребность в получении юридической помощи.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию «поиск работы» привлекаются: органы занятости населения, органы местного самоуправления.
По основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»:
а) отрасль создаваемого объекта предпринимательской деятельности;
б) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;
г) наличие опыта в выбранной сфере;
д) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
е) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
ж) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
з) наличие бизнес-плана*(2);
и) потребность в помощи в составлении бизнес-плана;
й) потребность в получении юридической помощи.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» привлекаются: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства, уполномоченные в сфере сельского хозяйства, органы занятости населения, органы местного самоуправления.
По основному мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства»:
а) направление личного подсобного хозяйства;
б) наличие регистрации в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
в) регистрация в похозяйственной книге;
г) наличие ресурсов для реализации проекта в выбранной сфере;
д) наличие опыта деятельности в выбранной сфере;
е) наличие плана развития личного подсобного хозяйства*(3);
ж) потребность в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
з) цель профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
и) направление (специальность подготовки) профессионального обучения или дополнительного профессионального образования;
к) потребность в получении юридической помощи.
К разработке программы социальной адаптации по мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» привлекаются: органы государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные в сфере сельского хозяйства, органы местного самоуправления.
По основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации»:
а) предполагаемая гражданином причина возникновения у гражданина трудной жизненной ситуации;
б) цель использования выплачиваемых средств (приобретение товаров первой необходимости, одежды, обуви и т. д);
в) уровень образования;
г) потребность в получении психологической помощи;
д) потребность в получении юридической помощи;
е) наличие регистрации в центре занятости в качестве безработного или ищущего работу;
ж) наличие детей дошкольного возраста, за которыми требуется уход;
з) наличие в семье нетрудоспособных граждан, за которыми требуется дополнительный уход;
и) потребность в получении юридической помощи.
К разработке программы социальной адаптации по основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации» привлекаются органы местного самоуправления.
Все сведения, полученные в ходе собеседования с гражданином, заносятся в анкету, форма которой утверждается нормативным актом субъекта Российской Федерации. По итогам собеседования анкета заверяется куратором и гражданином.
25. Программа социальной адаптации составляется куратором совместно с гражданином, а также с участием органов, указанных в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций.
В программе социальной адаптации указываются активные мероприятия, обязательные для выполнения получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта по основным мероприятиям.
С целью реализации мероприятий, за исключением осуществления иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации, возможно включение мероприятия программы социальной адаптации по прохождению профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
Примерный перечень мероприятий программы социальной адаптации приведен в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
26. Органам социальной защиты населения в целях повышения эффективности (реализации индивидуального подхода) составления программы социальной адаптации рекомендуется разработать систему профайлинга (типологизации) граждан с учетом различных трудных жизненных ситуаций. Перечень типовых трудных жизненных ситуаций приведен в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Профайлинг (типологизация) граждан осуществляется по следующим критериям:
а) тип трудной жизненной ситуации;
б) причины, по которым среднедушевой доход гражданина (семьи гражданина) ниже прожиточного минимума;
в) глубина бедности гражданина (семьи гражданина);
г) семейное положение гражданина;
д) наличие детей в семье гражданина.
27. Исходя из условий жизни гражданина (семьи гражданина) в программу социальной адаптации могут быть включены иные виды поддержки в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления субсидий, а также с учетом приложения N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Куратором проводится анализ получаемых гражданином (семьей гражданина) мер поддержки, а также мер поддержки, которые гражданин (семья гражданина) потенциально может получать. По итогам такого анализа куратор информирует гражданина о возможных мерах социальной поддержки и оказывает содействие в оформлении необходимых документов, а также в подаче заявлений на них.
При заключении с гражданином социального контракта по основным мероприятиям «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» и «ведение личного подсобного хозяйства» органы социальной защиты населения совместно с представителями органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства, акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» информируют гражданина о мерах поддержки малого и среднего предпринимательства, сельского хозяйства (в зависимости от выбранного основного мероприятия), действующих в соответствующем субъекте Российской Федерации, а также оказывают содействие в оформлении заявлений и документов на получение указанных мер.
IV. Порядок утверждения программы социальной адаптации и заключения социального контракта
28. Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации.
29. В состав межведомственной комиссии могут входить уполномоченные представители органов занятости населения, органов социальной защиты населения, органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства и уполномоченных в сфере сельского хозяйства.
В работе межведомственной комиссии также могут принимать участие уполномоченные представители органов и организаций городских округов, муниципальных районов и поселений, медицинских организаций, государственных внебюджетных фондов, иных заинтересованных органов и организаций в зависимости от основных мероприятий социального контракта.
30. Программа социальной адаптации утверждается на заседании межведомственной комиссии, на которой также определяются ответственные органы исполнительной власти, местного самоуправления, организации по каждому мероприятию, входящему в нее.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.
В случае наличия замечаний по составу мероприятий программа социальной адаптации дорабатывается органом социальной защиты населения.
При утверждении программы социальной адаптации орган социальной защиты населения не позднее чем через 2 рабочих дня после ее утверждения уведомляет заявителя об этом и о необходимости явиться в орган социальной защиты населения в течение 10 рабочих дней для заключения социального контракта.
31. В социальном контракте отражаются следующие сведения:
предмет социального контракта;
срок действия социального контракта;
права и обязанности гражданина и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта;
виды и размер государственной социальной помощи, предоставляемой на основании социального контракта;
контрольные мероприятия в целях мониторинга исполнения социального контракта и мероприятий социальной адаптации;
порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
Социальный контракт с прилагаемой программой социальной адаптации оформляется в двух экземплярах. После подписания социального контракта руководителем органа социальной защиты населения и гражданином один экземпляр рекомендуется в течение 1 рабочего дня передать гражданину для его реализации. Второй экземпляр социального контракта рекомендуется хранить в учетном деле гражданина.
32. В зависимости от выбранного основного мероприятия социальный контракт может содержать обязанности сторон, определенные законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, Правилами предоставления субсидий, а также настоящими Методическими рекомендациями.
33. Социальный контракт со студентами учебных заведений очной формы обучения в возрасте от 18 до 23 лет, проживающими отдельно от родителей и имеющими одновременно регистрацию по месту пребывания (по адресу общежития учебного заведения) и по месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации либо на другой территории того же субъекта Российской Федерации, может быть заключен органом социальной защиты населения в случае если такая возможность предусмотрена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
34. В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона N 178-ФЗ социальный контракт не может быть заключен с гражданином, если у него или членов его семьи уже есть действующий социальный контракт.
35. Социальный контракт между гражданином и органом социальной зашиты населения может заключаться неоднократно. Необходимость заключения с гражданином следующего социального контракта, в том числе по иному направлению, определяется органом социальной защиты населения самостоятельно и зависит от достижения (недостижения) предусмотренного пунктом 7 настоящих Методических рекомендаций конечного результата предыдущего социального контракта.
V. Порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта
36. Размер денежных выплат, предоставляемых гражданину на основании социального контракта, их периодичность и срок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Правилами предоставления субсидий.
37. В соответствии с Правилами предоставления субсидий денежные выплаты в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта органом социальной защиты населения осуществляются:
В случае, если в течение срока действия социального контракта гражданин трудоустраивается несколько раз, денежные выплаты рекомендуется осуществлять единожды, после первого трудоустройства;
К основным средствам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 257н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».
К материально-производственным запасам рекомендуется относить товары в соответствии с положениями приказа Минфина России от 15 ноября 2019 г. N 180н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы».
При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
Перечень товаров, необходимых для ведения личного подсобного хозяйства, определяется субъектом Российской Федерации с учетом статьи 6 Федерального закона N 112-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 458 «Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства».
При этом денежные средства, полученные по указанному основному мероприятию несколькими гражданами в рамках нескольких заключенных социальных контрактов, могут быть направлены на реализацию одного бизнес-плана по развитию личного подсобного хозяйства при соблюдении Правил предоставления субсидий, а также при закреплении указанной нормы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации;
При этом данная выплата может осуществляться как ежемесячно, так и единовременно за весь срок действия социального контракта, например, с целью приобретения дорогостоящих товаров первой необходимости (холодильник, кухонная плита и др.).
38. С целью реализации мероприятий по поиску работы, по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности и по ведению личного подсобного хозяйства орган социальной защиты населения оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования. При этом направления обучения рекомендуется выбирать с учетом той специальности, по которой в дальнейшем гражданин планирует трудоустроиться, или отрасли, в которой гражданин планирует осуществлять предпринимательскую деятельность или ведение личного подсобного хозяйства.
Орган социальной защиты населения при осуществлении основного мероприятия «поиск работы» направляет гражданина в орган занятости населения с целью прохождения гражданином профессионального обучения или дополнительного профессионального образования в случае наличия у органа занятости населения возможности обеспечить такое прохождение.
При отсутствии в органах занятости населения такой возможности или в случае отсутствия оснований предоставления гражданину образовательных программ, приобретенных за счет средств органа занятости населения, орган социальной защиты населения самостоятельно оказывает содействие гражданину в получении профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
Орган социальной защиты населения осуществляет закупку соответствующих образовательных курсов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или выплачивает гражданину денежные средства на их приобретение с последующим представлением им отчетных документов, в соответствии с приложением N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
Стоимость образовательного курса, приобретаемого за счет средств органа социальной защиты населения, не может превышать 30 000 рублей.
Орган социальной защиты населения также направляет гражданина на прохождения тестирования в целях определения готовности к ведению предпринимательской деятельности, а также последующего обучения в рамках программ АО «Корпорация «МСП» на площадках инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем субъекте Российской Федерации. Для осуществления указанных действий орган социальной защиты населения формирует и направляет в адрес Центра «Мой бизнес»*(5) с учетом региональной принадлежности и в адрес АО «Корпорация «МСП»*(6), заявку в свободной форме на прохождение гражданином тестирования и(или) обучения по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности».
При получении положительного решения со стороны АО «Корпорация «МСП» орган социальной защиты населения направляет гражданина на обучение.
По основному мероприятию «поиск работы» орган социальной защиты населения осуществляет ежемесячную денежную выплату гражданину в размере половины величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в субъекте Российской Федерации на год заключения социального контракта, на срок прохождения гражданином обучения, но не более 3 месяцев, в случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 9 Правил предоставления субсидий.
По иным основным мероприятиям социального контракта ежемесячная выплата на период прохождения гражданином обучения не осуществляется.
39. С целью реализации основных мероприятий орган социальной защиты населения, исходя из условий жизни гражданина (семьи гражданина), оказывает содействие в получении гражданином иных видов поддержки, в том числе в:
а) получении мер социальной поддержки;
б) направлении на ежегодное прохождение профилактического медицинского осмотра или диспансеризации, а также на проведение гражданином и членами его семьи вакцинации в соответствии с национальным календарем профилактических прививок при отсутствии медицинских противопоказаний;
в) направлении несовершеннолетних членов семьи гражданина в дошкольную образовательную организацию;
г) организации ухода за нетрудоспособными членами семьи.
40. В программу социальной адаптации могут быть внесены изменения по взаимному согласию получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта и органа социальной защиты населения.
Решение о внесении изменений в программу социальной адаптации или о продлении срока действия социального контракта принимается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней с момента внесения куратором соответствующих предложений.
Продление срока действия социального контракта и внесение изменений в программу социальной адаптации оформляется дополнительным соглашением к социальному контракту.
41. Социальный контракт может быть досрочно прекращен по взаимному согласию получателя государственной социальной помощи на основании социального контракта и органа социальной защиты населения.
42. В течение срока действия социального контракта гражданину оказывается полная информационная, методологическая и юридическая поддержка со стороны куратора, а также органов, указанных в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций, по вопросам, касающимся выполнения мероприятий программы социальной адаптации.
43. Органу социальной защиты населения рекомендуется досрочно прекратить социальный контракт в одностороннем порядке в случае:
невыполнения получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта без уважительных причин, перечень которых утверждается нормативным правом актом субъекта Российской Федерации, условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации;
установления органом социальной защиты населения факта недостоверности представленных заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности или несвоевременного извещения об изменении указанных заявителем сведений.
44. В случае невыполнения в течение месяца получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта по уважительным причинам условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации куратору рекомендуется вынести на заседание межведомственной комиссии в целях разработки соответствующей рекомендации предложение о:
продлении срока действия социального контракта (не более половины срока действующего социального контракта);
внесении изменений в программу социальной адаптации;
в программу социальной адаптации;
досрочном прекращении социального контракта.
Рассмотрение соответствующей рекомендации может осуществляться на заседании межведомственной комиссии при взаимном согласии сторон.
В отношении получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта, указанных в абзаце первом настоящего пункта Методических рекомендаций, органу социальной защиты населения рекомендуется принять решение о продлении срока действия социального контракта, изменению условий социального контракта, внесении изменений в программу социальной адаптации или досрочном прекращении социального контракта с учетом рекомендации межведомственной комиссии.
Продление социального контракта может быть осуществлено единожды. При этом социальный контракт, который был изначально заключен на срок 12 месяцев, также может быть продлен на половину срока.
45. В случае досрочного прекращения социального контракта в связи с невыполнением гражданином по уважительным причинам условий социального контракта, мероприятий программы социальной адаптации повторное заявление данного гражданина об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта может быть рассмотрено органом социальной защиты населения вне зависимости от времени, прошедшего после даты досрочного прекращения предыдущего социального контракта. В иных случаях органу социальной защиты населения рекомендуется рассматривать повторное заявление гражданина об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта не ранее, чем по истечение двенадцати месяцев с даты досрочного прекращения предыдущего социального контракта.
46. Социальный контракт расторгается досрочно, если был установлен факт нецелевого расходования гражданином выплаченных денежных средств, если соответствующее направление расходования было закреплено социальным контрактом.
Социальный контракт расторгается досрочно, если гражданином были предоставлены недостоверные документы, подтверждающие факт целевого расходования денежных средств.
Примерный перечень документов, подтверждающих факт целевого расходования средств, приведен в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям.
47. При досрочном расторжении социального контракта по причинам, не являющимся уважительными, куратором готовится отчет о причинах расторжения такого социального контракта.
48. Органам социальной защиты населения с целью повышения качества оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта рекомендуется проводить:
дополнительное обучение сотрудников в целях унификации подходов в реализации социального контракта;
межрегиональный (межмуниципальный) обмен опытом в рамках семинаров и форумов с участием специалистов, ответственных за оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта;
ознакомление сотрудников с наиболее успешными практиками взаимодействия с заявителями в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.
VI. Оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта
49. Оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта состоит из двух этапов:
1) первичная оценка выполнения гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом;
2) оценка эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта с точки зрения повышения доходов гражданина и преодоления им бедности.
50. В рамках первого этапа в течение последнего месяца действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает заключение об оценке выполнения мероприятий программы социальной адаптации или о целесообразности продления срока действия социального контракта не более чем на половину срока ранее заключенного социального контракта.
Форму и порядок подготовки, рассмотрения и утверждения соответствующего заключения рекомендуется устанавливать нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
51. В рамках второго этапа в течение 4-го месяца после месяца окончания срока действия социального контракта орган социальной защиты населения подготавливает отчет об оценке эффективности реализации социального контракта, включающий в себя сведения, указанные в пункте 15 Правил предоставления субсидий, также отражающиеся по мере завершения срока действия социальных контрактов в ПУВ ЕГИССО уполномоченным сотрудником органа социальной защиты населения или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, реализующий полномочия по нормативно-правовому регулированию оказания государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта.
52. Социальный контракт рекомендуется считать успешно пройденным в одном или нескольких следующих случаях:
выполнены все мероприятия программы социальной адаптации;
отсутствует нарушения условий социального контракта;
среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, рассчитанную для семьи в соответствии с пунктом 19 настоящих Методических рекомендаций с учетом установленных величин прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации;
среднедушевой доход гражданина (семьи) после завершения срока действия социального контракта превысил величину среднедушевого дохода гражданина (семьи) до заключения социального контракта;
выполнены требования к конечному результату, установленные пунктом 7 Правил предоставления субсидий.
VII. Мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта
53. Мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) со дня окончания срока действия социального контракта проводится органом социальной защиты населения в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
54. Органом социальной защиты населения проводится ежемесячный мониторинг условий жизни гражданина (семьи гражданина) в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта с целью проверки следующих фактов:
по основному мероприятию «поиск работы» проверяется факт осуществления гражданином трудовой деятельности посредством направления запроса работодателю, в территориальный орган Федеральной налоговой службы или в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации;
по основному мероприятию «осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности»» проверяется факт осуществления гражданином предпринимательской деятельности посредством направления запроса в территориальный орган Федеральной налоговой службы или через официальное приложение ФНС России «Мой налог»;
по основному мероприятию «ведение личного подсобного хозяйства» проверяется факт ведения гражданином личного подсобного хозяйства посредством направления запроса в орган местного самоуправления о получении выписки из похозяйственной книги или через официальное приложение ФНС России «Мой налог»;
по основному мероприятию «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» проверяется факт ухудшения материально-бытового состояния гражданина (семьи гражданина) посредством телефонного опроса гражданина и (или) проверки (комиссионного обследования) гражданина с согласия гражданина условий жизни его семьи и составления соответствующего акта обследования жилищно-бытовых условий.
55. По результатам, полученным в ходе мониторинга, орган социальной защиты населения принимает решение о целесообразности заключения с гражданином нового социального контракта, в том числе в случае не превышения среднедушевого дохода гражданина (семьи) над величиной прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
*(2) Единые требования к бизнес-плану устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
*(3) Единые требования к плану развития личного подсобного хозяйства устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
*(4) По адресу в сети «Интернет» https://smbn.ru.
*(5) Контактные данные Центров «Мой бизнес» размещены в сети «Интернет» по адресу: https://мойбизнес.рф/centers.
*(6) По адресу в сети «Интернет» https://corpmsp.ru/contacts/.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям по оказанию
государственной социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 августа 2021 г. N 536
Заявление на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта
Необходимые для заполнения графы | ||
---|---|---|
1. Персональные сведения | ||
1.1. Ваши персональные сведения | ||
(Фамилия) | (Имя) | (Отчество) |
(СНИЛС) | (ИНН) | (Номер телефона) |
(Тип документа) | Изменить в профиле* | |
(Серия) | (Номер) | (Дата выдачи) |
(Кем выдан) | (Код подразделения) | |
(Адрес регистрации по паспорту) | Изменить в профиле | |
(Адрес фактического проживания/Адрес по временной регистрации) | Изменить в профиле | |
1.2. Сведения о супруге | ||
(Фамилия) | (Имя) | (Отчество) |
(СНИЛС) | (ИНН) | (Номер телефона) |
(Тип документа) | Изменить в профиле | |
(Серия) | (Номер) | (Дата выдачи) |
(Адрес регистрации по паспорту) | Изменить в профиле | |
(Адрес фактического проживания/Адрес по временной регистрации) | Изменить в профиле | |
1.3. Сведения о несовершеннолетних детях | ||
(Фамилия) | (Имя) | (Отчество) |
(СНИЛС) | ||
(Тип документа) | Изменить в профиле | |
(Серия) | (Номер) | (Дата выдачи) |
(Тип документа) | Изменить в профиле | |
(Серия) | (Номер) | |
(Адрес регистрации по паспорту) | Изменить в профиле | |
(Адрес фактического проживания/Адрес по временной регистрации) | Изменить в профиле | |
1.4. Сведения о других совместно проживающих гражданах | ||
(Фамилия) | (Фамилия) | (Фамилия) |
(Дата рождения) | (Дата рождения) | (Дата рождения) |
(Номер записи акта о рождении) | (Номер записи акта о рождении) | (Номер записи акта о рождении) |
(Тип документа) | (Тип документа) | (Тип документа) |
(Серия) | (Серия) | (Серия) |
2. Укажите суммарный доход ваш и вашей семьи за три последних календарных месяца | ||
(Сумма в рублях, с приложением подтверждающих документов) | ||
Вам необходимо пройти дополнительное обучение? | ||
Да | Нет | |
3. Подтверждение на обработку персональных данных | ||
Настоящим во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» я даю согласие на обработку моих персональных данных, а также на получение дополнительных сведений от государственных органов власти в связи с необходимостью получения государственной социальной помощи на основании социального контракта. |
* На случай замены/потери документа заявителем.
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям по оказанию
государственной социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 августа 2021 г. N 536
Перечень возможных мероприятий программы социальной адаптации
Основные мероприятия | Возможные мероприятия программы социальной адаптации в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта |
---|---|
1. Поиск работы | а) Организация профессиональной ориентации (выявление подходящих видов профессиональной деятельности, занятости и компетенций, позволяющих выполнять работу по конкретным профессиям (специальностям) с учетом возможностей и потребностей, положения на рынке труда для трудоустройства). б) Разработка куратором и представление гражданину перечня вакансий, имеющихся в банке вакансий центра занятости. в) Осуществление выплат гражданину в соответствии с условиями социального контракта. г) Постановка гражданина на учет в центре занятости населения в качестве безработного с целью получения пособия по безработице и дальнейшего трудоустройства или в качестве ищущего работу. д) Заключение договора гражданином на получение профессионального обучения или дополнительного профессионального образование с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и его прохождение. е) Прохождение гражданином собеседований у потенциальных работодателей с целью дальнейшего трудоустройства. ж) Регистрация гражданина на портале Работа в России с целью поиска работы. з) Организация куратором временного трудоустройства гражданина на период поиска постоянного места работы. и) Прохождение гражданином стажировки с целью будущего трудоустройства. й) Заключение гражданином срочного или бессрочного трудового договора с организацией. к) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. л) Иные мероприятия. |
2. Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности | а) Составление гражданином и утверждение бизнес-плана. б) Осуществление выплат гражданину в соответствии с условиями социального контракта. в) Заключение договора гражданином на обучение навыкам предпринимательской деятельности с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и его прохождение. г) Получение консультации гражданином по вопросам осуществления предпринимательской деятельности с привлечением профильных органов (организаций). д) Получение свидетельства гражданином о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. е) Постановка гражданина на учет в качестве самозанятого. ж) Осуществление поиска и аренды гражданином помещения. з) Приобретение гражданином основных средств с целью ведения предпринимательской деятельности. и) Приобретение гражданином материально-производственных запасов с целью ведения предпринимательской деятельности. й) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. к) Иные мероприятия. |
3. Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ) | а) Осуществление выплат гражданину в соответствии с условиями социального контракта. б) Приобретение гражданином инкубатора. в) Приобретение гражданином птиц. г) Приобретение гражданином пчел. д) Приобретение гражданином крупного рогатого и/ или мелкого рогатого скота. е) Приобретение гражданином кормов. ж) Осуществление ухода гражданином за домашними животными. з) Оборудование гражданином мест для содержания животных, птиц. и) Приобретение гражданином удобрений. й) Приобретение гражданином сельскохозяйственного инвентаря. к) Приобретение гражданином укрывного материала. л) Проведение гражданином ремонта объектов содержания сельскохозяйственных животных, птиц пчел. м) Обеспечение гражданина (семьи гражданина) продукцией ЛПХ. н) Реализация гражданином продукции ЛПХ. о) Приобретение гражданином посадочного материала. п) Приобретение гражданином сельскохозяйственной техники. р) Постановка гражданина на учет в качестве самозанятого. с) Содействие гражданину в создании сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов. т) Проведение гражданином ветеринарного осмотра. у) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. ф) Иные мероприятия. |
4. Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации | а) Осуществление выплат гражданину в соответствии с условиями социального контракта. б) Приобретение гражданином товаров первой необходимости. в) Приобретение гражданином одежды и обуви. г) Приобретение гражданином лекарственных препаратов. д) Приобретение гражданином товаров для ведения личного подсобного хозяйства. е) Приобретение гражданином товаров с целью обеспечения возможности получения дошкольного и школьного образования. ж) Прохождение гражданином курса реабилитации от наркологической или алкогольной зависимости. з) Приобретение гражданином товаров, работ, услуг в целях стимулирования ведения здорового образа жизни. и) Приобретение гражданином товаров, работ и услуг, необходимых для поддержания жизнедеятельности семьи. й) Ежемесячное информирование гражданином органов социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации. к) Иные мероприятия. |
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям по оказанию
государственной социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 августа 2021 г. N 536
Примерный перечень уважительных причин невыполнения мероприятий программы социальной адаптации
1. Обстоятельства непреодолимой силы природного характера (наводнения, землетрясения и иные природные катаклизмы);
2. События, связанные с производственной деятельностью людей (пожары, техногенные аварии и т. д.);
3. Болезнь гражданина (члена семьи гражданина, за которым требуется уход);
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям по оказанию
государственной социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 августа 2021 г. N 536
Перечень документов, подтверждающих целевое использование средств, выплаченных гражданину в соответствии с условиями социального контракта
I. Для подтверждения использования средств на приобретение товаров в сфере розничной торговли (кроме продовольственных товаров)* представляются следующие документы:
товарный чек с указанием наименования товара;
кассовый чек с указанием наименования товара;
акт о передаче денежных средств между гражданином и организацией;
платежное поручение с пометкой исполнено;
выписка из счета гражданина в кредитной организации заверенная подписью уполномоченного лица и печатью.
II. Для подтверждения использования средств на приобретение товаров, работ, услуг с целью ведения предпринимательской деятельности и ведения личного подсобного хозяйства представляются следующие документы:
товарный чек с указанием наименования товара;
кассовый чек с указанием наименования товара;
выписка из счета гражданина в кредитной организации, заверенная подписью уполномоченного лица и печатью;
документ, подтверждающий процедуры выполнения операции оплаты товаров, работ или услуг (например, бланк банка, в котором указано, что погашение задолженности состоялось);
III. Для подтверждения использования средств на осуществление профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования представляются следующие документы:
договор возмездного оказания услуг с приложением кассового чека;
сертификат о прохождении курса (о повышении квалификации);
диплом о профессиональной переподготовке;
свидетельство о получении профессии;
иной документ об окончании образования (профессиональной переподготовке).
* При приобретении продовольственных товаров в рамках основного мероприятия «осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации» подтверждающие документы не истребуются.
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям по оказанию
государственной социальной помощи на основании
социального контракта, утвержденным приказом
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации
от 3 августа 2021 г. N 536
Перечень типовых трудных жизненных ситуаций
2. Неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом.
3. Отсутствие определенного места жительства.
4. Утрата (повреждения) единственного жилого помещения в результате стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций бытового, природного или техногенного характера.
5. Низкий уровень доходов от трудовой деятельности.
6. Задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
9. Необходимость ухода за близкими родственниками (родителями, супругой (супругом), детьми) вследствие потери дееспособности.
Обзор документа
Субсидии на реализацию мероприятий, направленных на оказание государственной социальной помощи на основании соцконтракта, предоставляются при наличии регионального правового акта, которым утверждены:
— перечень субсидируемых мероприятий;
— форма соцконтракта с программой социальной адаптации;
— перечень возможных оснований для досрочного расторжения соцконтракта.
Методические рекомендации Минтруда помогут разработать указанные правовые акты.