Флаги международного свода сигналов были разработаны в 1857 году. Они используются на флоте для передачи сообщений между кораблями. До 1887 года свод назывался «Системой кодовых сигналов для торгового флота». Первоначально свод состоял из 18 флагов. С 1 января 1901 года все морские государства приняли этот свод. В 1931 году международная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов.
Флаги международного свода сигналов
Символ
Название (лат.)
Название (рус.)
Сигнальный флаг
Код Морзе
Значение сигнала
Code Pennant
Вымпел свода
Вымпел свода и ответный вымпел
A
Alpha
Альфа
.-
«У меня спущен водолаз, держитесь в стороне от меня и следуйте малым ходом»
B
Bravo
Браво
-…
«Я загружаюсь, или разгружаюсь, или имею на борту опасный груз»
C
Charlie
Чарли
-.-.
«Положительный ответ. Значение предыдущей группы должно читаться в утвердительной форме» (утвердительный)
D
Delta
Дельта
-..
«Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом»
E
Echo
Эхо
.
«Поворачиваю вправо»
F
Foxtrot
Фокстрот
..-.
«Я потерял управление и возможность связи»
G
Golf
Гольф
—.
«Мне нужен лоцман» «Сигнал Golf для рыболовных судов, работающих в непосредственной близости друг от друга означает, я выбираю сети»
H
Hotel
Хоутел
….
«У меня на борту лоцман»
I
India
Индия
..
«Поворачиваю влево»
J
Juliet
Джульет
.—
«У меня пожар и я имею на борту опасный груз, держитесь в стороне от меня»
K
Kilo
Кило
-.-
«Я хочу связяться с вами. Сигнал Kilo с цифрой означает, я хочу установить связь: K2 знаками Морзе с помощью флажков или руками; K3 усилительным устройством (мегафоном);
K4 светосигнальным устройством; K5 звукосигнальным устройством; K6 флагами Международного свода сигналов; K7 радиотелефоном на частоте 500 кГц; K8 радиотелефоном на частоте 2182 кГц; K9 УКВ радиотелефоном по каналу 16.»
В тексте использованы материалы книги Д.Фоли «Энциклопедия знаков и символов» (John Foley, Guinness Encyclopedia of Signs and Symbols)
К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Хотя первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку
В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
В 18 веке популярной в морских флотах европейских стран была сигнальная книга французского адмирала А.И. де Турвиля. Сигналы по де Турвилю передавались с адмиральского корабля с помощью подъема разноцветных флагов, распускания парусов, пальбы из пушек. В сигнальной книге А.И. де Турвиля содержался 221 сигнал.
В 1780 году в сигнальной системе лорда Ричарда Хоу (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение.
Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота» (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций» (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations).
Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854).
Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1855 году британским министерством торговли была начата разработка сигнальной системы для торгового флота, а в 1857 году она была опубликована под названием «Система кодовых сигналов для торгового флота» (The Commercual Code of Signals). В системе было 18 «буквенных» флагов, а также вымпел свода. Основой «Системы. » стал свод сигналов Марриата. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции.
Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду.
Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.
Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой «YV1».
Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы
Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости.
Использование флага «А» на судах, спустивших водолаза оговорено также и в «Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года» (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита).
Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз
Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры «С» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры «D» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Я поворачиваю направо
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры «E» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
F, Ф Foxtrot, Фокстрот
Я потерял управление и возможность связи
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры «F» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют «Я выбираю сети».
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры «G» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
У меня на борту лоцман
«Я меняю курс. Поворачиваю влево»
J, Й Juliett, Джулиэт
«У меня пожар и имею опасный груз на борту»
«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п.
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное.
Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах.
«Я прекратил движение»
N, Н November, Новэмбэр
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами.
На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина
«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах.
«Держитесь от меня подальше, я несу трал». Имеется в виду парное траление.
U, У Uniform, Юниформ
Вы идёте навстречу опасности
Требуется медицинская помощь
«Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами»
Для обозначения цифр существуют специальные вымпела.
Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.
Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры: №1: 30х40 (буквенные), 30х45 (репитерные треугольные), 25х75 см, ширина у свободного конца 6 см (цифровые и ответные флаги в форме вымпелов); №2: соответственно 50х60, 50х65, 25х75 (6) см №3: соответственно 70х90, 70х90, 50х150 (15) см №4 соответственно 120х140, 120х150, 90х270 (25) см. №5 соответственно 150х180, 150х190, 130х390 (35) см
Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98.
Военно-морской флот имеет свою систему сигналов. Флаги военно-морского свода сигналов СССР можно посмотреть здесь.
К идее передавать сигналы на море с помощью цветных флагов люди пришли довольно давно. Первоначально смысл флажного сигнала определялся только местом расположения флага, при этом использовались любые флаги, включая рыцарские штандарты.
Первые попытки регламентировать и унифицировать флажные сигналы относятся только к XVII веку. В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий. В 1780 году (Howe signal book) было решено оставить в качестве сигнальных флагов лишь 10. Каждая комбинация флагов имела определённое значение. Чуть позже, в 1800 году, капитан Хоум Риггс Попхэм (Popham) составил т.н. «Морской словарь», в котором расшифровывались более 2000 флажных сигналов. В 1803 году систему Попхэма принял Королевский Военно-морской флот.
Но всё это время флажные сигналы оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями Фредерика Марриата был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота». Система состояла из 15 флагов и вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Система использовалась только британцами.
Со временем возникла необходимость составить аналогичную систему для международного использования. В 1857 году была разработана «Система кодовых сигналов для торгового флота» из 18 флагов. Её пользовались уже в Британии, США, Канаде, Франции. В 1887 году «Система кодовых сигналов для торгового флота» была переименована в «Международный свод сигналов». Все морские государства приняли этот cвод. Он вступил в силу 1 января 1901 года. В 1931 году межданародная комиссия из 8 стран модифицировала систему сигналов, сделав её более удобной. Последняя ревизия Свода состоялась 1 апреля 1969 года( http://www.twirpx.com/file/499771/ ).
C тех пор флаги Свода имеют расшифровку и на кириллице. (Морской сайт. http://seaman-sea.ru )
Русский военно-морской свод сигналов также имеет свою историю развития. Имеются немногочисленные материалы, свидетельствующие о некотором использовании флагов для сигнализации еще до Петра I. Так, например, сохранились сведения о том, что для корабля Орел, построенного в 1667–1668 гг. было отпущено на знамена (флаги) и яловички (флюгарки, вымпела) «из меновых товаров» 310 аршин «киндяков» (набойки, кухмачу), до 150 аршин «тафты черчатой (красной), белой и лазоревой».
Первым официальным документом, свидетельствующим об использовании русским флотом флажных сигналов, является указ Петра I на второй азовский поход в 1696 г., в котором наряду с другими указаниями о порядке плавания были указаны также сигналы флагами, выстрелами, барабанным боем и фонарями.
В 1720 г. был издан морской устав Петра I под названием «Книга устав морской, о всем что касается доброму управлению в бытность флота на море». К этому уставу было дано особое приложение о сигналах, в котором изложен порядок производства сигналов дневных, туманных и ночных на корабельном и галер-ном флоте и указано значение каждого сигнала, а также даны две таблицы сигнальных флагов, корабельных и галерных. Количество сигналов в то время было весьма ограниченным (22 корабельных и 42 галерных).
В 1773 г. вышла в свет сигнальная книга, составленная адмиралом Спиридовым, которая содержала уже 332 сигнала. В этой сигнальной книге впервые были даны раздельно наборная и разборная части.
Значительные изменения в систему флажной сигнализации были внесены в 1797 г. генерал-адъютантом Кушелевым. Количество сигналов возросло до 1500, но сама сигнальная книга Кушелева была довольно громоздкой, а система сигнализации весьма сложной. Для каждого сигнала было сделано подробное наставление, как его исполнять, например, описание сигнала «Приготовиться к сражению» занимало семь страниц.
В Своде военно-морских сигналов, разработанном в 1807 г. адмиралом Головниным, были установлены заменительные, ответный, вопросительный, отменительные, числительные (цифровые) и компасные вымпела. Одновременно были отменены пушечные выстрелы, сопровождавшие каждый сигнал. Изменилась расцветка флагов и их форма — клинообразная заменена прямоугольной. Самым важным изменением, значительно упростившим флажную сигнализацию, явилось установление независимости значения сигнала от места подъема флагов.
В 1869 г. под руководством генерал-адъютанта Бутакова был издан Свод сигналов в трех книгах, а в 1875 г. была издана первая шлюпочная сигнальная книга, которая дала возможность осуществлять флажную сигнализацию между шлюпками и шлюпок с кораблями и берегом. В 1901 г. вышел в свет Свод военно-морских сигналов. (Зрительная связь и зрительное наблюдение./ В.В. Полозок. – Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, Москва – 1954. http://scilib-fleet.narod.ru/NavySignals/polozok.htm#03_01 )
Желающие могут обратиться и к более поздним изданиям, например: СПРАВОЧНИК СИГНАЛЬЩИКА Редактор Л. П. Демчук. Редактор (литературный) Я. Ф. Отмахова. Технический редактор Н. Я. Богданова. Корректор Э. В. Ежова — Воениздат, 1983. http://flot.com/publications/books/shelf/signalman/
Но меня по ходу дела интересует именно то, что было до дедушки Ленина. А именно — «Правила сигналопроизводства на военных кораблях». / (для сигнальщиков) – С.-Петербург. Типография морского министрества. 1901 год. ( http://www.knigafund.ru/books/122325/read#page2 )
Двухфлажная сигнальная книга содержит: а) Эволюционные сигналы и важнейшие походные; б) Боевые сигналы; в) Эскадренные позывные сигналы.
Трехфлажная сигнальная книга содержит: словарь, сигналы рандеву, числовые, градусные, компасные и вообще все сигналы Морского Военного Свода. В ней повторены и сигналы двухфлажной книги, кроме эволюционных, требующих обозначения чертежами.
Таким образом, два или три поднятых флага составляют кодовую фразу, которая имеет смысл только в случае определенного сочетания этих флагов. Статья 1065 Морского Устава Российской Империи требует сохранения этих кодов в тайне. Выписки. Списки и иные копии делать запрещается. «Посторонним лицам читать оные не дозволяется». Например, несчастный «глаголь» в сочетании с одним или двумя флагами может значить всё, что угодно от сообщения о появлении кораблей противника, до посылки по известному и весьма далёкому адресу.
Хотя существует и «профессиональное мнение», что упомянутый флаг оповещает исключительно о кораблях противника.
Ноги байки растут отсель — Манвелов Н. В. Обычаи и традиции Российского Императорского флота. — М.: Яуза, Эксмо, 2008. Книжка для детей младшего и среднего дошкольного возраста. » Треугольный синий флаг «Глаголь» означает «обнаружен противник», а по международному своду — требование прислать лоцмана«. Глава 2. «На флаг и гюйс».
Проблема в том, что автор даже не понимает разницы между буквой и флагом. Так «глаголю», то есть букве «Г» в МСС соответствует буква «G» — «гольф» и это совершенно другой флаг. Флагу же «глаголь», то есть синему треугольнику соответствует «D» — «дельта», именно так обозначавшаяся до тридцатых годов ХХ века. «Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом».
Есть и несколько другие версии, например, сайт http://www.vexillographia.ru/signalUS.htm указывает, что «глаголь» в ВМФ СССР может использоваться в обозначении сигнала «Обнаружены корабли противника по пеленгу … в расстоянии … каб». То есть имеем более расширенную версию;) Как видим тут уже составной сигнал. Авторы сайта указывают и реальное значение сигнала одиночным флагом. Всё проверяется по указанным авторами сайта источникам: Справочник по управлению кораблем (под руков. А.А.Александрова), М., Воениздат, 1974 г.( http://flot.com/publications/books/shelf/conning/index.htm ); Н. С. Серебряный, Б, Б. Жданов. Справочник сигнальщика, Воениздат, 1983 г. и др.; Правила сигналопроизводства на военных кораблях. Изд-во морского министерства, 1901 г.; В.В.Полозок. Зрительная связь и зрительное наблюдение. Военное издат-во МО, Москва, 1954 г.
Сигнал составной, трехфлажный. Соответствует правилам установленным трехфлажным Сводом сигналов ВМФ СССР. Один флаг («глаголь»), или даже флажной сигнал, обозначает, что обнаружены корабли противника, второй указывает направление-пеленг, третий — расстояние. А, например, два флага «глаголь» предлагают кораблю «Следовать курсом …». Другой пример сигнал «Не извещать о ходе дела или работ» — (ГФШ, ВЙ9). «Глаголь-ферт-шапка веди-и краткое-девять». В данном случае первый трехфлажный сигнал, в который входит и «глаголь», означает отрицательное значение второго сигнала. Правила составления таких сигналов также указаны в источниках упомянутых как на сайте. так и в настоящем материале. Даны ссылки.
Во всех флажных сигналах «глаголь», сам по себе, как и любой другой флаг, никакой смысловой нагрузки не несёт — он часть кодовой фразы имеющей смысл лишь в сборе.
Пример из МСС. Сигнал «С» («чарли») означает «Да» (утвердительный). Сигнал «N»(«новембер») означает «Нет» (отрицательный). Сочетание этих двух флагов в двухфлажном сигнале МСС – «NC»(«новембер-чарли») – является морским флажковым сигналом бедствия ( дословно – «отрицательное положение»), аналогичным «SOS».
Сигнальное дело. Учебник для подготовки сигнальщиков РКВМФ. – Военно-морское издательство народного комиссариата военно-морского флота СССР. Москва-1939-Ленинград.( http://mirknig.com/2009/07/25/signalnoe-delo-uchebnik-dlya-podgotovki.html)
Каждый же отдельный сигнал имеет свое, строго определенное значение. Будучи же поднят после телеграфного флага – обозначает исключительно букву алфавита.
Картинка-памятка для быстрого запоминания действующих флагов МСС
В тексте использованы материалы книги Д.Фоли «Энциклопедия знаков и символов» (John Foley, Guinness Encyclopedia of Signs and Symbols)
В 1653 году в Великобритании был издан первый сборник флажных сигналов. Значение сигнала зависело не только от вида флага, но и от места его подъёма, а также от сопровождения определённой комбинацией парусов или выстрелами из орудий.
Сигнальные флажные системы XVII-XVIII-нач.XIX веков оставались прерогативой военных. Лишь в начале XIX века усилиями капитана Фредерика Марриата (Marryat) был составлен «Кодекс сигналов для торгового флота» (опубликован в 1817 году). Система состояла из 10 цифровых флагов, двух специальных флагов (Rendezvous, Telegraph) и пяти вспомогательных вымпелов. С помощью неё можно было передавать слова и целые предложения. Сигналы состояли в основном из четырех цифр. При этом учитывалось поднят ли при четырехфлажном сигнале дополнительный флаг (Rendezvous, Telegraph) или вымпел (1-й, 2-й, 3-й заменяющие, номерной), от этого зависело значение сигнала. В таблице 1847 года в составе сигнальных флагов показан Юнион Джек с белой каймой (его подъём на мачте показывал, что флажный сигнал представляет собой название британского военного корабля). Система поначалу использовалась только британцами, но издание этой системы 1854 года уже называлось «Универсальный Свод сигналов для торговых флотов всех наций» (The Universal Code of Signals for the Mercantile Marine of All Nations).
Существовало несколько различных флажных сигнальных книг: Адмиралтейский кодекс (1808), сингальная книга Томаса Линна (Ост-Индск. комп., 1814), книга сигналов Элфорда (1818), сигнальная книга Натаниэла Сквайра (Англия, 1816, 1820), сигнальная книга Джозефа Конолли (Англия, 1821), Ричарда Берри (1823), лейтенанта Филиппса (Англия, 1836), капитана Л.Рёде (Дания, 1836), книга адмирала Генри Рэпера (1828), книга Бернарда Уотсона (Англия, 1832), лейтенанта Б. Уолкера (Англия, 1841), лейтенанта Вильяма Лорда (Англия, 1845), сигнальная книга А. Ирдли-Вильмота (Англия, 1850), Паркера (1832), Генри Роджерса (США, 1847, 1854).
Для связи с коммерческими судами по международному коду могли использоваться различные наборы флагов. Например, были определены флаги из систем Роджерса, Марриата, набора британского адмиралтейства, которые использовались для общения по международному коду.
Свод состоит из нескольких разделов: отдельно оговорены однобуквенные сигналы, двубуквенные сигналы, имеется специальный медицинский раздел, где оговорены трехбуквенные сигналы для наименования болезней и лекарственных средств. Четырехбуквенные сигналы несут информацию о государственной принадлежности судна. Флаги Международного Свода сигналов могут использоваться и для побуквенной передачи различных слов. Собственно МСС не ограничивается одними лишь флажными сигналами, в нем оговорены сигналы фонарями, флажным семафором, сообщения в азбуке Морзе, радиосигналы. Но наиболее широко известны, конечно, сигналы флагами. Сигнал, составленный из сигнальных флагов поднимается на фале и держится до появления ответа принимающей стороны. Увидевшие сигнал должны поднять до половины «ответный вымпел», а когда сигнал будет ими понят – «ответный вымпел» поднимается до места. Такие же действия с приспусканием и подъемом «ответного вымпела» производят при подъеме на передающем сигнал судне каждой новой фразы. По завершении послания передающая сторона поднимает ответный вымпел. Это означает, что переданный сигнал был последним. Если принимающая сторона не может разобрать сигнал, то она может ответить сигналами ZQ – «Ваш сигнал закодирован неправильно. Проверьте и повторите» или ZL – «Ваш сигнал принят, но не понят» Если флажный сигнал адресован вполне конкретному судну, то на отдельном фале поднимается его флажный позывной. Если позывной не поднят, значит сигнал адресован всем. Ныне Международный свод сигналов содержит 26 «буквенных» флагов, 10 «цифровых», три дополнительных и один вымпел свода. Т.е. всего 40 флагов.
Помимо сигналов МСС-65 Соглашением между США и СССР о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним от 25 мая 1972 г. были утверждены специальные сигналы для использования военными кораблями США и СССР. Каждый такой сигнал состоит из двух буквенных и одного цифрового флага. Каждому сочетанию флагов присвоено определенное значение. Дабы эти сигналы не были перепутаны с сигналами МСС-65 каждый такой сигнал предварятеся группой «YV1».
Ниже приведены значения сигналов из одного флага, а также названия флагов и их соответствие буквам латинского алфавита и кириллицы.
Я спустил водолаза, соблюдай дистанцию и проходи на малой скорости.
Использование флага «А» на судах, спустивших водолаза оговорено также и в «Конвенция о международных правилах предупреждения столкновении судов в море 1972 года» (МППСС-72) Там же говорится о том, что на малых судах этот флаг изготавливается в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м, должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага (щита).
Я загружаюсь, или разгружаюсь, или несу опасный груз
Интересно, что в «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «С» обозначает белый вымпел с красным кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «1». Собственно изменение флага для литеры «С» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Соблюдай дистанцию, я маневрирую с трудом
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «D» обозначает синий вымпел с белым кругом у шкаторины – тот что позже стал обозначать цифру «2». Собственно изменение флага для литеры «D» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Я поворачиваю направо
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «E» обозначает треугольный вымпел из вертикальных красной, белой, синей полос – тот что позже стал обозначать цифру «3». Собственно изменение флага для литеры «E» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
F, Ф Foxtrot, Фокстрот
Я потерял управление и возможность связи
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «F» обозначает треугольный красный вымпел с белым крестом – тот что позже стал в МСС обозначать цифру «4». Собственно изменение флага для литеры «F» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
Мне нужен лоцман. Рыболовные суда этим флагом сигнализируют «Я выбираю сети».
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «G» обозначает треугольный вымпел из жёлтой (у шкаторины) и синей половин – тот что позже стал обозначать в МСС цифру «5». Собственно изменение флага для литеры «G» с треугольного вымпела на современный флаг произошло в редакции Кодекса 1934 года.
У меня на борту лоцман
«Я меняю курс. Поворачиваю влево»
J, Й Juliett, Джулиэт
«У меня пожар и имею опасный груз на борту»
«Я хочу связяться с вами». Если после сигнала «Кило» идет цифра, то она обозначает тип связи: сигнальными флагами языком Морзе, мегафоном, сигнальными фонарями, звуковыми сигналами и т.п.
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «L» обозначает такой же флаг, но расположение цветных прямоугольников иное.
Именно этим флагом пограничные корабли останавливают невоенные суда в территориальных и внутренних водах!
«Я прекратил движение»
N, Н November, Новэмбэр
В «Правилах сигналопроизводства на военных кораблях» 1901 года в таблице Международных сигнальных флагов литеру «N» такой же флаг, но белые и синие поля поменены местами.
Человек за бортом
На моём судне все здоровы, прошу освободить меня от карантина
«За кормой моего судна сейчас заработают винты», т.е. судно дает задний ход. Может дополняться цифровыми флагами, обозначающими скорость в узлах.
«Держитесь от меня подальше, я несу трал». Имеется в виду парное траление.
U, У Uniform, Юниформ
Вы идёте навстречу опасности
Прошу помощи.
Требуется медицинская помощь
«Прекратите выполнение того, что делаете. Наблюдайте за моими сигналами»
Я поднимаю якорь
Мне нужен буксир
Для обозначения цифр существуют специальные вымпела.
В Международном Своде сигналов всего три заменяющих флага. Но суда НАТО (в дополнение к этим трём) обычно используют и четвертый заменяющий флаг – красный вымпел с жёлтым квадратом у шкаторины.
Вымпел свода – красное полотнище с 2 вертикальными полосами. Он же используется как «ответный вымпел». В передаче цифр он обозначает десятичную точку. Когда вымпел свода поднимается в начале сигнала, это означает, что дальнейшая передача сигнала будет идти по правилам свода, а не по неким другим, например, военным кодам. Этот вымпел остается поднятым все время, пока корабль передает сообщения по МСС.
Размеры сигнальных флагов могут быть различными. Основные типоразмеры: №1: 30х40 (буквенные), 30х45 (репитерные треугольные), 25х75 см, ширина у свободного конца 6 см (цифровые и ответные флаги в форме вымпелов); №2: соответственно 50х60, 50х65, 25х75 (6) см №3: соответственно 70х90, 70х90, 50х150 (15) см №4 соответственно 120х140, 120х150, 90х270 (25) см. №5 соответственно 150х180, 150х190, 130х390 (35) см
Сигнальные флаги в РФ изготавливаются в соответствии с ГОСТ Р 51131-98.
Считается, что флаг не должен реять на флагштоке круглые сутки. Утром с восходом солнца флаг должен подниматься, а вечером спускаться. В США, например, круглосуточное вывешивание национального флага разрешено лишь в трёх местах (мемориалах). Во многих странах за соблюдением этого ритуала ревностно следят в государственных учреждениях и даже университетах и школах (в России, к сожалению, таких обычаев нет, а флажный протокол исполняется разве что в военном флоте. )
Флаг или знамя ни в коем случае не должны касаться земли, даже краем. Нельзя помещать флаг в могилу. Например, если в похоронной церемонии флаг используется как покрывало гроба; то перед опуском в могилу флаг должен быть снят и передан на хранение родственникам погибшего.
Также запрещается вывешивать флаг перевёрнутым (за исключением специально оговоренных случаев). Это считается оскорблением государству и нации.
Правила совместного вывешивания флагов нескольких государств, флагов государства и мунициапального образования или предприятия описываются в соответствующих Положениях. Общее правило таково: флаги двух равноправных субъектов должны быть одного размера, флаг части страны (города, предприятия) не может быть больше флага государства. Если несколько равноправных флагов располагаются на флагштоках в ряд, то значение имеет их порядок. Наиболее привилегированными местами в ряду флагов считается центр и левый от зрителя фланг. В этих местах обычно помещают флаги международных организаций, форумов и т.п. Остальные флаги целесообразнее всего расположить по алфавиту.
В США и ряде других стран флаг принято поднимать на флагшток быстро (полотнище должно как бы «взлетать» вверх). Спуск флага наоборот производится медленно и торжественно. В российском флоте в ритуале подъема флага предусмотрено, что флаг и поднимается медленно. Если поднимаются несколько флагов, то первым следует поднять флаг с более высоким статусом (государственный), при спуске флагов он спускается последним.
На моторных катерах флаг может быть поднят на гафеле сигнальной мачты.
Государственный флаг можно не поднимать на стоянке своего клуба в гавани. При плавании по внутренним водам спортивные яхты могут вместо Государственного флага нести флаг своего спортивного общества или яхт-клуба.
Флаг или брейд-вымпел яхт-клуба или спортивного общества (т.н. Burgee) поднимается над клотиком мачты. Если это невозможно из-за конструктивных особенностей корабля, то флаг яхт-клуба поднимается под краспицей правого борта. Место под краспицей правого борта на яхтах вообще «забронировано» под флаг страны захода или т.н. «флаг вежливости», т.е. государства в территориальных водах которого находится яхта, под флагом страны захода может также размещаться карантинный флаг. Возможно также под флагом страны захода поднимать региональные флаги страны захода. Когда правая краспица занята, то флаг яхт-клуба может быть перемещен на левую краспицу.
Флаг вежливости поднимается после поднятия кормового флага, а спускается непосредственно перед спуском кормового флага.
Под левой же краспицей поднимается и флаг судоходной компании или порта приписки (т.н. House Flag), а также национальные флаги отдельных членов экипажа или гостей яхты.
На моторных лодках флаг вежливости поднимается справа от сигнальной мачты. Слева от сигнальной мачты может быть поднят флаг страны почетного гостя.
В торжественных случаях (Государственные и национальные праздники) судно украшается флагами расцвечивания. Расцвечивание производят только на стоянке на бочке или у причала, на ходу расцвечивание не производится. Флаги расцечивания находятся на фалах, натянутых между штевнями корабля и клотиками мачт. Торговые суда и яхты используют для расцвечивания флаги Международного Свода Сигналов (сам вымпел Свода для этого не используется). Корабли ВМФ используются флаги Военно-морского свода сигналов. В общем случае для расцвечивания могут использоваться все флаги, имеющиеся в корабельном комплекте. Запрещается использовать для расцвечивания лишь государственный флаг, флаг ВМФ, гюйс, флаги вспомогательных судов и судов пограничной охраны должностные флаги и брейд-вымпелы, а также иностранные государственные или военные флаги. Необходимо также следить, чтобы сочетание сигнальных флагов, поднятых в качестве флагов расцвечивания, не образовывало никаких фраз.