Что означают камни на еврейских могилах
Почему евреи кладут камни на могилы?
Камни на еврейских могилах
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,- Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни? Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни, Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине? Потому ли, что там, где дороги души бесконечны, Увядают цветы, а вот камни практически вечны? Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко, Снявши камень с души, передать его умершим предкам? Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая, Эти камни горячие сыпал со склона Синая, Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита Прорастали слюдой непонятные буквы иврита? Может быть, эти камни — осколки погибшего храма, Что немало веков сберегают потомки упрямо? К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача, Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен. А скорее, и в этом, возможно, основа идеи, Эти камушки — часть каменистой земли Иудеи, Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали, Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали. Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах, Почему только камни лежат на еврейских могилах? Я не знаю причины, но, верный традициям этим, И холодной зимой, и неласковым питерским летом На Казанское кладбище, к старой раскидистой ели, На могилу родителей камни несу я в портфеле. Никаких не скажу над могилой родительской слов я, — Принесенные камни у их положу изголовья. Постою над плитой, над водою невидимой Стикса, Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта. И когда под плиту эту лягу я с предками рядом, Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом. Принесите мне камушки тоже — неважно какие, Но желательно все же, чтобы был среди них рапакиви. Потому что порвать не могу я связующей нити С этим городом вечным, стоящим на финском граните, Где родился когда-то и вновь, вероятно, усну я, Чужеродную землю наивно приняв за родную.
Откуда пошла эта традиция? Раби Калонимус, “Бааль а-нес”, похороненный на еврейском кладбище у подножия Масличной горы рядом с могилой пророка Захарии, чудом спас евреев Иерусалима от последствий кровавого навета. Арабы убили одного из своих детей и подбросили труп во двор синагоги. Дело было в шаббат, но раби Калонимус сознательно пошел на его нарушение. Он написал одно из Святых Имен Б-га на клочке пергамента и положил его на лоб убитого ребенка. Вокруг собралась грозная толпа арабов, готовых учинить погром. И тут произошло чудо. Мальчик встал и молча указал на своего настоящего убийцу. Евреи были спасены. Но раби Калонимус сам вынес себе приговор за нарушение шаббата. Он велел, чтобы после его смерти каждый, кто пройдет мимо его могилы, бросил в нее камень. Благодарные евреи по-своему выполнили указание мудреца и своего спасителя. Приходя на кладбище, они бережно клали камень в горку других камней, скопившихся на его могильной плите. Так возник обычай класть камни на еврейскую могилу, принятый всей диаспорой.
Письменный гранит — «Еврейский камень», Урал. Горный музей. Поскольку для этой горной породы применяются такие названия, как «Еврейский камень», «еврейские письмена», обстоятельство сходства букв иврита и элементов текстуры камня пегматита замечено довольно давно.
Видео
Еда и любимые вещи усопшего
Вопрос о том, какие продукты можно приносить на могилу, в трех распространенных религиях не получил однозначного ответа:
Религия | Толкование |
Христианство | Православные и католики отрицают необходимость принесения еды на кладбище. Старообрядцы верят, что пасхальный кулич, конфеты, яйца приносят и кладут на могилу. Родственники уходят. Затем детвора собирает гостинцы. Дары от мертвых живым – так объясняют старообрядцы подобную практику. Обычай сохранился в деревнях. |
Мусульмане | Грехом правомерные мусульмане считают принесение еды и спиртного. |
Иудеи | Текст Торы не дает однозначный ответ. |
Родственники приносят на могилу табак, алкоголь. Свои действия они мотивируют заботой о покойном, служители культа против. Религия запрещает оставлять упомянутые вещи вблизи места последнего упокоения. Истинная вера предписывает помянуть душу покойного молитвой. Использование греховных вещей, по мнению церкви, навлечет беду на покойного, его родственников.
Нуждаетесь в совете специалиста?
Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!
Задать бесплатный вопрос Посмотреть все вопросы
Люди, которые не столь ревностно соблюдают религиозные каноны, оставляют табак и алкоголь служителю кладбища. Взамен он будет чаще присматривать за порядком. Сигарета и бутылка притягивает бомжей. Не стоит оставлять вещи на месте последнего упокоения, чтобы не привлекать асоциальные элементы. Меньше запретов существует в том случае, когда на могиле оставляют нейтральные, с точки зрения религии, любимые вещи усопшего. В поминальный Родительский день приносят несовершеннолетнему игрушку. Подобная традиция существует в некоторых течениях христианства. Мусульмане, приверженцы иудаизма, подобное мнение не разделяют.
Эзотерики напоминают, что нельзя поднимать упавшие на кладбищенскую землю вещи. Они сразу становятся собственностью духов.
Если предмет принести домой, то скоро за ним придут новые похороны.
Народная молва предписывает класть на могилу вещи, которые имели значение для покойного.
Камни и ладанки у могилы
В исламе и иудаизме не принято приносить цветы на кладбища. Ни в каком виде. Дабы выразить свои соболезнования можно отправить корзину с цветами на дом родственникам усопшего. Но с таким же успехом можно отослать открытку или сладости.
У иудеев существует традиция класть небольшой камешек на саму могилу. В день похорон данный ритуал факультативен. В остальные посещения погоста – обязателен. Таким образом показывают, что об умершем помнят, его навещают.
Также у могилы оставляют ладанки. Но их ставят в безопасном месте, чтобы огонь не перекинулся на искусственные цветы или рушник. Или просто тушат перед уходом.
Выбираем варианты гравировки ФИО и даты
Гравировка фио и даты может быть нанесена на памятник различными шрифтами, например на нашем производстве их 9 (фото шрифтов). Выбирая шрифт советую обратить внимание на простые шрифты, например антиква или брусок, так как такой шрифт легче всего воспринимается и легко читается. Эти шрифты легко разглядеть издали. Шрифты, выглядящие написанными от руки, плохо читаются, иногда буквосочетания становятся не совсем понятными.
Шрифты экзамен и кириллица имеют определенную принадлежность к погребальной тематике и чаще всего заказываются клиентами. Позолота шрифта экзамен подчеркнёт важность и знатность усобшего.
Некоторые заказчики не хотят указывать дату рождения и дату смерти, оставляя только ФИО.
Многие компании взымают плату за количество знаков выгравированных на памятнике. В компании “Гранитные Технологии Карелии” не важно какое количество знаков нужно нанести, оплачивается только факт гравировки. Таким образом не этом можно хорошо съэкономить.
Гравировка креста на памятнике также относится к разряду необязательных. Но если крест наносят, то как правило его наносят сверху портрета, с правой или левой стороны. Крест можно покрыть позолотой, так он будет выглядеть красивее и будет притягивать взгляд.
Возможно Вам будет интересно:
Как купить памятник в этапа
Как купить памятник без хлопот Как купить памятник в компании “Гранитные Технологии Карелии”? Весь процесс покупки мы разделили на… Read More
Вопрос и ответ
В самом деле, это может казаться каким-то дремучим средневековьем. Однако описанные магические действия встречаются чаще, чем хотелось бы. По крайней мере для того, чтобы их не поощрять, от подозрительных манипуляторов на похоронах всё-таки лучше избавиться.
А есть ли приметы, связанные с появлением ворона на кладбище?
Можно ли найти объяснение для запрета оставлять умершего в одиночестве? Обоснования примет и обычаев редко бывают рациональными. И в этом случае они тоже более или менее мистические. С одной стороны, считается, что душа умершего ещё некоторое время витает в своём доме, всё видит, слышит, и может обидеться на то, что тело забыто родными хотя бы на краткое время. С другой стороны, постоянное присутствие кого-либо из родственников наверняка помешает пронырливым чёрным магам поживиться чем-нибудь полезным для своих сомнительных практик.
Камни на могилах (Александр Беленький)
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне, –
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Может быть, эти камни – осколки погибшего храма,
Что немало веков сберегают потомки упрямо?
К ним приходят потом, как к стене неизбывного плача,
Вспоминая о том, кто уже невозвратно утрачен.
А скорее, и в этом, возможно, основа идеи,
Эти камушки – часть каменистой земли Иудеи,
Чтобы всюду усопшие, где бы они ни лежали,
Вспоминали Отчизну, откуда их предки бежали.
Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Главное отличие еврейского кладбища от христианского, это вовсе не кресты, а камни. На каждом надгробии, где похоронен еврей, будут лежать камни разных размеров.
Откуда они появляются, и зачем это всё? Ответы — в коротком репортаже из израильского некрополя.
1 Во время поездки в Израиль съездил на могилу к своей родственнице. Раньше я не бывал на еврейских кладбищах, ну разве что в Москве, на историческом Востряковском.
Израильское кладбище не такое, как российское. Могилы расположены очень близко друг к другу, место на вес золота. Плиты куда выше, чем принято у нас. Сами надгробные камни наоборот, меньше “ростом”.
2 У евреев не принято помещать фотографию умершего. Но иногда можно встретить. Как правило, у выходцев из СССР.
3 На Тель-авивском кладбище, как и в самом Израиле, очень много бывших сограждан. Переехав сюда, многие выучили иврит. Но родным языком для них всё равно остался русский. Надгробные плиты не врут.
4 Большое странное здание вдалеке, это не многоэтажный паркинг. А тоже кладбище. Не успел туда добраться до темна. Наверное, там захоронения по принципу колумбария.
5 Ещё одно большое отличие от русского кладбища — никаких цветов. Они встречаются редко: живые в пустынном климате пластиковые как-то не принято. Потому такие букеты — большая редкость. А ещё, здесь нет никаких заборов.
6 Если уж украшать, то местными растениями или кактусами.
7 Не хочу об этом думать, но ведь может быть так, что это те же цветы, что стояли в доме умершего?
8 Теперь про главное, про камни. Вы их действительно найдёте на любой еврейской могиле в каждой точке планеты. Объяснений этой традиции много. От мистических, вроде того, что камни напоминают об осколках разрушенного иудейского храма до вполне практичных: цветы вянут и становятся некрасивыми, камни же практически вечны.
9 Мне больше всего нравится версия, что камни очень хорошо впитывают человеческую энергетику. Принося с собой камень, ты оставляешь частичку себя самого, рядом с близким человеком. Мне нравится эта традиция.
10 Предприимчивые израильтяне и здесь нашли способ заработать. Если вы забыли принести камешек, при входе на кладбище его можно купить. Даже с надписью. На могилах ни одного покупного замечено не было.
11 Ещё одна традиция — поминальные свечи. Приходя к близкому человеку, люди зажигают такую свечу и устанавливают в специальную “комнатку” на задней стороне надгробного камня. Свечи горят долго, и ни ветер, ни дождь не смогут её затушить. Как ничто не может заглушить память о тех, кого мы любим.
Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓
Новое в блогах
ИУДЕЙСКИЕ РИТУАЛЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СМЕРТЬЮ И ПОХОРОНАМИ
Своеобразный образ жизни евреев основан на определенных представлениях о боге и о месте человека в обществе и во вселенной.
Точно так же ритуалы, связанные со смертью и похоронами у евреев отображают определенное отношение к богу, к природе и к проблеме добра и зла.
Все эти ритуалы сопровождаются вербальными молитвами, погребальной процессией в сочетании с молчанием и соответствующими речами.
Итак, давайте более подробно рассмотрим еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами
Так как в иудаизме особый акцент делается на священности и неприкосновенности жизни, у евреев запрещена эвтаназия и любая помощь, помогающая людям уйти в мир иной.
Умирающего человека нельзя оставлять одного.
К нему следует относиться с уважением и любовью вплоть до последнего момента его пребывания на земле.
Одна из еврейских заповедей гласит:
«Оставайтесь у постели умирающего человека».
У евреев не приняты предсмертные исповеди.
В иудаизме тело считается священным вместилищем души и поэтому к нему относятся с надлежащим уважением.
Большинство синагог помогают в подготовке к похоронам. Во многих общинах есть Чверах Кадиша – священное похоронное общество, которое традиционно отвечает за подготовку тела к погребению, а также за проведение похорон.
Члены этого общества совершают ритуал омовения тела, который сопровождается молитвами.
Затем покойного одевают в традиционный саван, предназначенный для похорон, сшитый вручную из белой материи.
Всех евреев, как богатых, так и бедных принято хоронить в этом белом саване, что свидетельствует о равенстве перед смертью.
Но сегодня в некоторых либеральных общинах разрешается хоронить покойного в обычной одежде.
После традиционного омовения и одевания покойного помещают в гроб, сделанный из дерева.
Гроб обычно изготавливают из сосны без использования металлических частей, поскольку дерево быстро разлагается.
Так как тело должно быть возвращено назад в землю, ничто не должно мешать этому процессу.
Гроб должен быть простым, и не должен быть украшен.
Это опять же является свидетельством выражения всеобщего равенства перед смертью.
В гроб принято класть небольшой мешочек с землей или песком из Иерусалима.
Как только тело кладут в гроб, гроб закрывают.
Иудаизм запрещает смотреть на тело мертвого человека.
Возле гроба с телом обязательно должен кто-нибудь находиться.
Похороны должны состояться вскоре после смерти, так как считается, что душа возвращается к богу, и тело должно быть возвращено в землю как можно скорее.
Это также помогает родственникам умершего осознать реальность смерти.
Похороны запрещены во время Шаббата и праздника.
До начала похорон члены семьи умершего совершают ритуал разрывания одежды.
Они немного надрывают свою одежду, в то время как либеральные евреи носят черную повязку, которую затем разрывают.
Этот ритуал символизирует горе, которое постигло членов семьи умершего.
Во время похорон в доме умершего читают псалмы и молитвы.
Друзья удостоенные чести нести гроб должны остановиться семь раз на дороге, ведущей к месту погребения.
Каждый человек присутствующий на похоронах должен опустить три лопаты с землей в погребальную яму и произнести при этом:
«Да упокоится его душа с миром».
Лопата не передается из рук в руки следующему участнику похорон, а втыкается в землю, чтобы избежать «передачи смерти».
Все участники похорон дожидаются момента, когда могила будет полностью засыпана землей.
После похорон все моют руки, что является символом очищения.
Период между наступлением смерти и погребением называется анинут.
В этот период семь близких родственников: мать, отец, брат, сын, дочь и жена или муж обязаны соблюдать особый ритуал, который помогает им справиться с постигшим их горем.
После погребения все участники похорон возвращаются домой и едят особое блюдо, которое называется сеудат хавраах.
Это блюдо символизирует утешение для друзей и соседей. Традиционная часть этого блюда – сваренные вкрутую яйца, которые являются древним символом плодородия и обозначают продолжение жизни вопреки смерти.
Для близких родственников покойного начинается период траура, который называется шива.
Он длится 7 дней, в течение которых родственники не выходят из дома, в то время как соседи и друзья приносят им пищу.
В течение этих семи дней скорбящие родственники не пользуются косметикой, не бреются и не стригут волосы, так как это считается признаком тщеславия.
Им запрещено носить кожаные изделия и вступать в половую связь.
Зеркала выносят из дома, поворачивают к стене или закрывают белыми простынями, чтобы избежать любой формы проявления тщеславия.
Они сидят на низких стульчиках или на полу, чтобы выразить свое горе.
На седьмой день они начинают постепенно выходить из дома, но в сопровождении друзей или родственников.
После окончания семи дней траура они должны посетить службу в синагоге в первый Шаббат.
После окончания шивы, начинается еще один период траура, который называется шелошим.
Он продолжается вплоть до тринадцатого дня после смерти. В течение этого времени скорбящие родственники возвращаются к своей работе, но не посещают торжественных мероприятий, например, свадьбы и вечеринки.
Они не посещают могилу умершего.
Эта мера необходима для того, чтобы они смогли смириться с утратой.
Через год после смерти члены семьи собираются возле могилы для установки надгробного памятника.
Надгробный памятник играет большую роль для скорбящих, так как он является символом нового начала.
Во время установки надгробного памятника читают молитвы.
Надгробный памятник накрывают белой материей, которую затем убирают.
На надгробном памятнике должны быть выгравированы имя покойного, дата его рождения и дата смерти обычно на иврите или на английском языке.
Подобно остальным еврейским традициям, еврейские ритуалы, связанные со смертью и похоронами свидетельствуют об их практичности.
Эти ритуалы свидетельствуют о почтении и уважении к мертвым.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Александр Городницкий ПОЧЕМУ НА МОГИЛЫ ЕВРЕИ ПРИНОСЯТ КАМНИ.
Много раз объясняли мне это, и все же неясно пока мне,-
Почему не цветы на могилы евреи приносят, а камни?
Потому ли, что в жарких песках Аравийской пустыни,
Где в пути они гибли, цветов этих нет и в помине?
Потому ли, что там, где дороги души бесконечны,
Увядают цветы, а вот камни практически вечны?
Или в том здесь причина, что люди стремятся нередко,
Снявши камень с души, передать его умершим предкам?
Потому ли, что Бог, о идущих к нему вспоминая,
Эти камни горячие сыпал со склона Синая,
Где над желтой рудой, в голубой белизне пегматита
Прорастали слюдой непонятные буквы иврита?
Много раз объясняли мне это, и все же понять я не в силах,
Почему только камни лежат на еврейских могилах?
Я не знаю причины, но, верный традиции этой,
И холодной зимой, и неласковым питерским летом
Постою над плитой, над водою невидимой Стикса,
Подчиняясь крутой позабывшейся воле инстинкта.
И когда под плиту эту лягу я с предками рядом,
Под осенним дождем, под весенним прерывистым градом.
Раби Калонимус, “Бааль а-нес”, похороненный на еврейском кладбище у
подножия Масличной горы рядом с могилой пророка Захарии, чудом спас евреев
Иерусалима от последствий кровавого навета. Арабы убили одного из своих
детей и подбросили труп во двор синагоги. Дело было в шаббат, но раби
Калонимус сознательно пошел на его нарушение. Он написал одно из Святых
Имен Б-га на клочке пергамента и положил его на лоб убитого ребенка. Вокруг
собралась грозная толпа арабов, готовых учинить погром. И тут произошло
чудо. Мальчик встал и молча указал на своего настоящего убийцу. Евреи были
спасены. Но раби Калонимус сам вынес себе приговор за нарушение шаббата. Он
велел, чтобы после его смерти каждый, кто пройдет мимо его могилы, бросил в
нее камень. Благодарные евреи по-своему выполнили указание мудреца и своего
спасителя. Приходя на кладбище, они бережно клали камень в горку других
камней, скопившихся на его могильной плите. Так возник обычай класть камни
на еврейскую могилу, принятый всей диаспорой
Почему евреи приносят на кладбище не цветы, а камни
На еврейском кладбище вы никогда не встретите человека с цветами. Более того, любые цветы, срезанные, в венках, вазонах или просто в грунте там почти не встречаются. Вместо цветов на могилах евреев лежат… камни. Это могут быть самые обычные куски щебня или красивые камешки, большие и маленькие – они есть почти на всех могилах. Почему представители этого народа не признают цветов на своих кладбищах?
В СССР кладбища не делились по религиозным конфессиям и национальной принадлежности. Поэтому особенности еврейских захоронений не бросалась в глаза. А вот за рубежом, где представителей разных вероисповеданий хоронили отдельно, камни на еврейских надгробиях никого не удивляли.
Обычай возлагать на захоронения камни, а не цветы, имеет отношение к особенностям иудаизма. Евреи с глубокой древности верят, что перед лицом смерти все равны. Поэтому хоронят всех в одинаковых простых саванах. Что-то размещать на могиле, в том числе цветы, не принято. В понимании евреев – это атрибут роскоши, противоречащий канонам веры.
Представьте, что одна семья покроет могилу своего родственника ковром из дорогих цветов. Другая, бедная, сможет принести только маленький букетик. Это невольно разделяет умерших на богатых и бедных, что запрещено. Нужно также отметить, что у евреев вообще не принято приносить на кладбище живое и съедобное. Любые цветы относятся иудаизмом к живым объектам.
Играет роль и то, что евреи свято хранят свою самобытность. Такая особенность позволила этому народу, живущему среди других этносов, сохранить свою идентичность. Христиане, с которыми иудеи издавна соседствовали, украшают надгробия цветами, но евреи не переняли этот обычай.
Почему именно камни?
Но почему иудеи несут на место вечного покоя именно камни? Когда появился этот обычай, не знает никто. Некоторые иудаисты утверждают, что камни появились на надгробиях в Средние века. Еще есть мнение, что поступают так уже не одну тысячу лет, еще со времени библейского Исхода.
Кое-кто считает, что камни олицетворяют похороны, проводившиеся евреями в пустыне. Когда пророк Моисей водил свой народ по бесплодным каменистым землям, умерших хоронили под кучами камней. Заметная могила – непременное условие похорон у иудеев. Ее нужно сохранить от исчезновения до конца времен, чтобы покойный мог предстать перед Богом.
Но это только одна из версий. Есть и те, кто считает, что камень – это символ вечности. Принося на могилу вечные предметы, евреи тем самым говорят умершему, что их память о нем неподвластна времени. При этом камни еще и символизируют разрушенный Иерусалимский храм и вообще трагические моменты в истории народа. К мемориалам, посвященным Холокосту, также приносят камни.
Есть у евреев и предание о каббалисте ребе Калонимусе, объясняющее камни на кладбищах. Согласно этой истории, евреев одного города обвинили в ритуальном убийстве ребенка. Чтобы доказать невиновность соплеменников, Калонимус совершил большой грех – на время оживил убитого. Покойник указал на виновного, и община была спасена.
Но душа ребе не знала покоя. Он попросил земляков после смерти бросать в его могилу камни, в знак искупления вины. Но евреи не стали забрасывать место упокоения ученого камнями, а уважительно возлагали их на надгробие. Постепенно обычай прижился и стал общепринятым. И опять же – это только одна из многих красивых легенд.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!