Что означают имена и фамилии действующих лиц пьесы гроза
Презентация по литературе «Говорящие фамилии в пьесе А.Н.Островского «Гроза» (10 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Место «говорящих» фамилий в пьесах А.Н. Островского Выполнила: ученица 10 «Г» класса Шишкина Екатерина МОУ Гимназия имени А.Л. Кекина города Ростова 2010 год
Собственные имена и прозвища занимают важное место в лексическом составе языка. Ономастические имена, вводимые в структуру художественного произведения, в качестве одного из важных элементов средств выразительности, органически связаны с содержанием произведения. Выдуманные имена, прозвища, названия титулов оказывают неоценимую помощь писателям. номинативно-опознавательная функция средство типизации персонажей средство передачи авторского отношения яркая характеристика персонажей Роль собственных имён в литературе
В русской литературе объектом рефлексии собственные имена как особый лексический разряд впервые стали в художественной практике классицистов. В XVIII веке театральный зритель еще до начала представления знал, каких героев он увидит на сцене. Драматургу предписывалось давать персонажам «говорящие» фамилии. Прочитав в списке действующих лиц «Скотинин, Простаков и Вральман» или «Милон и Правдин», несложно было догадаться, что за характеры автор вывел в пьесе. Выделяют три типа говорящих фамилий: собственно говорящие, «которые сообщают об одной важной черте героя» (Скотинин, Фамусов, Тугоуховский, Молчалин); оценивающие (Скалозуб, Хрюмина, Загорецкий, Хлёстова); ассоциативные (Чацкий, указывающая на прототипа главного героя драмы – Чаадаева). «Говорящие» фамилии в эпоху классицизма
О чём говорят фамилии в творчестве А.Н. Островского? Классицизм с его строгими правилами ушел в прошлое. Но «говорящие» фамилии полюбились драматургам. Часто пользовался ими и Островский. Однако не все они придуманы автором, как это было в эпоху классицизма, а взяты из языка. В ранний период в пьесах Островского фигурирует много реальных фамилий. Например, в 40-е годы в среде московского купечества бытовали фамилии Большов, Хорьков, Кабанов.
Приёмы образования фамилий у А.Н. Островского 1) указывают на внешний вид человека (Пузатов, Бородкин, Плешаков) на манеру поведения (Лютов, Грознов, Громилов) на образ жизни (Баклушин, Погуляев, Досужев) на социальное и материальное положение (Большов, Великатов) 2) образованы от общенародных слов (названия зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением (Баранчевский, Лисавский, Кукушкина) от диалектных слов (Лыняев от лынять – «отлынивать, уклоняться от дела», Хлынов от хлын – «мошенник, вор, обманщик», Огудалова от огудать – «обольстить, обмануть, надуть, провести, облапошить, оплести») от искажённых иностранных слов (Паратов, Неглигентов) 3) метафоризация (Беркутов, Коршунов)
«Говорящие» фамилии в пьесе «Гроза» Марфа Игнатьевна Кабанова В «Грозе» в списке действующих лиц прозвище главной героини даётся наравне с фамилией. В основном же тексте пьесы она названа Кабанихой, по фамилии – ни разу: в сознании зрителя она Кабаниха. Тем самым подчёркивается «звериное» начало в её характере. Кабанова неслучайно носит имя Марфа (греч.) – «госпожа, хозяйка дома»: она действительно держит дом полностью в своих руках, все домочадцы вынуждены ей подчиняться. Игнатьевна, то есть «незнающая» или «игнорирующая». Она не замечает, что происходит с близкими людьми, не понимает, что их представления о счастье совсем другие. Она абсолютно уверена в своей правоте, заставляет окружающих жить по своим правилам. И тем самым она оказывается косвенно виноватой в трагедии Катерины и провоцирует Варвару на побег.
Тихон и Варвара Кабановы Варвара (греч.) – «пришедшая из чужих земель», т.е. невежественная, дикая (соседние народы были отсталыми в сравнении с греками). Действительно, Варвара легко переступает через мораль: встречается с Кудряшом, потом, когда мать запирает её, сбегает с ним. Она не подчиняется правилам, которые запрещают ей делать то, что хочется, не испытывая ни малейших угрызений совести. Её девиз: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Поэтому ей непонятны терзания Катерины, она не чувствует себя виноватой в том, что подтолкнула её к греху. В некоторых случаях Островский ориентируется на народную семантику имени. Например, Тихон переводится с греческого как удачный, однако сложно назвать удачной жизнь персонажа пьесы «Гроза». Зато очевидна связь со словом «тихий». Тихон боится перечить матери, даже не может постоять за Катерину, оградить от её несправедливых обвинений.
Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н. Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Употребление собственных имен определяют две основные тенденции. Используются реально существующие (или существовавшие) имена и топонимы, хотя и необычные; фамилии могут быть придуманы, но обязательно с учетом антропонимических норм второй половины XIX века. В то же время Островский стремился сделать имена и фамилии «говорящими», он нередко «оживлял» семантику даже самого обычного имени.
Роль имен собственных в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
Значение имен в Грозе (в пьесе)
В литературе авторы часто используют в своих произведениях говорящие фамилии. Говорящая фамилия позволяет охарактеризовать самые яркие черты характера героя. Островский в своей пьесе “Гроза” также использовал говорящие имена и фамилии. Они помогли лучше охарактеризовать героев.
Конечно, главным отрицательным персонажем является Кабаниха. Примечательно, что эту героиню зовут Марфа Игнатьевна Кабанова. Однако именно кличка “Кабаниха” идет ей больше всего. Вероятно, Островский хотел подчеркнуть невежественный нрав купчихи, ее грязную душу.
Кабаниха была действительно “грязным” человеком. Она вела образ жизни, который никак не ассоциировался с добродетельностью и адекватностью. Так, Кабаниха бранилась, вела себя неподобающе, навязывала свое мнение и всячески пыталась испортить окружающим жизнь, даже родных детей не пощадила.
Еще одним персонажем с говорящей фамилией является Савел Прокофьевич Дикой. Он был зажиточным купцом и кумом Кабанихи. Нрав у Савела Прокофьевича был действительно диким. Характер этого человека походил на бочку с порохом. Дикой считал бедняков низшим сортом, никого не боялся и бесчинствовал так, как ему хочется.
Нужно сказать, что Дикой и Кабаниха идеально соответствовали друг другу. Это были два совершенно идентичных человека. Они думали лишь о себе и не заботились о том, что их действия или слова могут ранить чувства окружающих. Дикой и Кабаниха были способны только на зло. Их дикий нрав и чернота души отталкивали окружающих, но эти герои даже не замечали, насколько их ненавидят. Даже самые родные люди.
Сына Кабанихи не зря зовут Тихоном. Данное имя образовано от прилагательного “тихий”. Действительно, Тихон был безвольным маменькиным сынком, который слушался только свою родительницу. Нельзя сказать, что Тихону нравился крутой нрав Кабанихи. Нет, ему не был по душе тот командирский тон, которым она обращалась с окружающими. Привычка матери вмешиваться в семейную жизнь Тихону тоже не нравилась. Но он просто не мог противостоять такой грубой и невоспитанной женщине, которая мастерски манипулировала его чувствами.
Сестру Тихона звали Варварой. Это имя ассоциируется с героиней неродных сказок Варварой-красой. Действительно, Варвара была девушкой видной. А еще ей была присуща хитрость. Варвара понимала, что только при помощи этого качества можно ужиться со сварливой родительницей.
Примечательно, что имя Катерина наделено значением чистая”, “непорочная”. Действительно, Катерина обладала светлой душой. Это была женщина с загубленной судьбой. Она не походит на грубую Кабаниху, хитрую Варвару и безвольного Тихона. Катерина бесхитростная и искренняя. Она верит в любовь и ради нее прощается с жизнью.
Еще одним носителем звучной фамилии был механик Кулигин. Он интересовался наукой и хотел создать вечный двигатель. Примечательно, что фамилия Кулигин созвучна с фамилией Кулибин. Иван Петрович Кулибин был изобретателем-самоучкой и сконструировал множество чудес технической мысли.
Сюжет
Действующие лица
Эти персонажи фигурируют и в других произведениях писателя — мистер Куль возникает в «Тресте Д. Е.», мосье Делэ — в «Тринадцати трубках».
Прообразы
Предсказания
В недалеком будущем состоятся торжественные сеансы уничтожения иудейского племени в Будапеште, Киеве, Яффе, Алжире и во многих иных местах. В программу войдут, кроме излюбленных уважаемой публикой традиционных погромов, также реставрирование в духе эпохи: сожжение иудеев, закапывание их живьем в землю, опрыскивание полей иудейской кровью и новые приемы, как то: «эвакуация», «очистка от подозрительных элементов» и пр., и пр. О месте и времени будет объявлено особо. Вход бесплатный.
Он возлагал все свои надежды на известные эффекты лучей и на радий. (…) Однажды Учитель вышел ко мне веселый и оживленный; несмотря на все затруднения, он нашел средство, которое значительно облегчит и ускорит дело уничтожения человечества. (…) Мне известно, что аппараты он изготовил и оставил на сохранение мистеру Кулю. Когда год спустя он захотел наконец их использовать, мистер Куль начал всячески оттягивать дело, уверяя, что отвез аппараты в Америку, а поручить привезти их никому нельзя и прочее. Я полагал, что мистер Куль руководится при этом соображениями финансового характера, но как-то он признался, что немцев можно добить французскими штыками, а фокусы Хуренито лучше оставить впрок для японцев. Впоследствии обстоятельства сложились так, что Учитель не вспоминал никогда об этом изобретении, но во всяком случае — я знаю это доподлинно, — аппараты и объяснительные записки находятся сейчас в руках мистера Куля.
Нам придется вскоре, по стратегическим соображениям, очистить довольно изрядный кусок Пикардии; возможно, что мы туда не вернемся, и уже очевидно, что мы ее не присоединим. Поэтому я подготовляю правильное уничтожение этой области. Очень кропотливое занятие. Надо изучить все промыслы: в Аме мыльный завод — взорвать; Шони славится грушами — срубить деревья; возле Сен-Кентэнэ прекрасные молочные хозяйства — скот перевести к нам и так Далее. Мы оставим голую землю. Если можно было бы проделать такое вплоть до Марселя и Пиренеев, я был бы счастлив…
Смотрите также:
Когда я найду работу
Гадание на рунах помогает найти ответы на многие вопросы, в том числе и о том, когда вы сумеете найти работ…
На судьбу: Цыганские карты…
Цыгане всегда придавали огромное значение судьбе, тому, что происходит вокруг. Именно по этой причине цыган…
Как поступить? На картах Таро Тота…
Иногда трудно понять, как действовать и как поступить в сложной ситуации. Особенно когда или оба решение пл…
Таро: Хочет ли он меня увидеть?…
В любви могут быть разные ситуации. Девушке всегда интересно понять, хочет ли любимый человек ее увидеть ил…
Таро: Хочет ли он вернуться ко мне?…
Душа мужчины непредсказуема, особенно если он бывший. В некоторых случаях хочется получить ответ на вопрос,…
Игральные карты: На будущее с мужчино…
В некоторых случаях стучаться в закрытые двери совершенно бесполезно, если у отношений нет будущего и каким…
Игральные карты: Будем ли мы вместе?…
В некоторых случаях человек пытается стучаться в закрытую дверь или вернуть то, чего уже не может быть и эт…
Образ Хариты Огудаловой
Харита Игнатьевна является очень заботливой матушкой из пьесы Островского, которая дни и ночи думает о своих дочерях. Будучи ограниченной в средствах, она устраивает веселые пирушки, на которые заманивает перспективных холостяков. Таким немудреным способом Харита Огудалова выдает дочек замуж.
Две старшие уже пристроены, как выяснилось позже, неудачно. На одной из сестер женился кавказский князь, но по слухам зарезал ее из ревности. Вторая выходила замуж, вроде бы за иностранца, а оказалось, что стала женой обыкновенного жулика.
На попечении Хариты Игнатьевны осталась последняя дочь, Лариса, судьбу которой мать пытается устроить. Будучи женщиной умной, энергичной и ловкой, она знает, что в ее положении не прожить без хитрости. Она готова к унижению и притворству, без стеснения говоря об этом дочери. Чтобы обеспечить себе будущее счастье можно потерпеть и не придавать значения презрению остальных людей. Следуя материнской теории, Лариса должна увлечь любого выгодного жениха, даже пьяницу или немощного старца.
Но беда в том, что мать с дочерью абсолютно разные. Харита Огудалова одета с изяществом, но вызывающе смело, одежда же Ларисы – скромная. Мать радуется, принимая подношения богатых спонсоров, а дочери противно с этим мириться.
Искренняя и простодушная Лариса не склонна к подавлению чувств, свою любовь или ненависть она не скрывает, а рассказывает о них честно. Ей не понятно желание матушки так спешно отдать ее замуж. Дочь измучилась соблюдать правила, установленные матерью. Ей тесен родной дом, переполненный громоздкой обстановкой и дешевыми безделушками.
Островский не случайно присвоил героине такое звучащее имя. В прошлом харитами звали цыганок, а огудалами – мошенников. Потому и дом Хариты Огудаловой напоминает пестрый балаган для самой разношерстной публики. Не дом, а цыганский табор!
Харита Огудалова одержима желанием обеспечить своим дочерям безбедную жизнь. Она старается изо всех сил, но получается плохо. Прообразом Хариты явилась материнская любовь – слепая и бессмысленная, которая всегда желает своим детям самой лучшей участи. Даже невзирая на то, что детям и самим известно, какая участь для них лучшая.
История написания и стилистическая характеристика
Как пишет Эренбург в своих воспоминаниях, замысел романа сложился у него еще в бытность его в революционном Киеве. Он написал книгу в кратчайшие сроки на бельгийском курорте Де Панне.
Книга состоит из предисловия и 35 глав. Первые 11 глав — сбор учеников и рассуждения Учителя о различных темах, следующие 11 — их судьбы в годы Мировой войны, затем еще 11 глав посвящены их судьбам в революционной России. Предпоследняя глава — о смерти Учителя; а последняя выполняет функцию послесловия.
Роман представляет собой некоторую пародию на Евангелия: Хуренито выведен как Учитель, его последователи становятся подобием апостолов; указан его день рождения — это праздник Благовещения, его фамилия, как прозвание Христа, начинается с буквы «Х», он умирает в 33 года, сам подставляя свою голову под пули, Эренбург в этой сцене сбегает в ужасе, а потом сравнивает себя с отрёкшимся Петром. Впечатлению способствует подача темы автором — с пиететом к Хуренито, перебивкой событий притчами.
Кроме того, отмечают элементы стиля барокко (например, длинное заглавие); а также явное влияние плутовского романа.
Подходящие профессии для обладателя фамилии Кулигин
Данный график содержит информацию о наиболее подходящих сфер деятельности, исходя из нумерологических особенностей фамилии Кулигин.
Достоинства
Недостатки
Жизненный путь людей с фамилией Кулигин
Люди, чья фамилия Кулигин, могут сталкиваться с различными жизненными испытаниями, однако даже самые суровые превратности судьбы не ломают их характер и помогают достичь успеха в любом начинании. Такие люди могут сочетать в себе как творческие способности, так и стремление к материальной выгоде, поэтому они нигде не пропадут, даже если вокруг все будет оборачиваться против них.
Обладатели фамилии больше всего ценят комфорт и уют в собственном доме, стараясь обрести защиту от многих неприятностей и проблем, однако жизнь им часто дает довольно суровые испытания, которые помогают им закалить свой характер и стать сильнее.
КУЛИГИН: число истинных особенностей «8»
Число восемь не зря было на особом счету у многих народов. От него исходят сильные вибрации, дарящие его носителям могущество, незаурядные способности и бесстрашие. Если такие люди и способны испытывать страхи, то никогда в этом не признаются.
«Восьмерочники» запрограммированы на достижение успеха. Слово «скука» отсутствует в их лексиконе. Как правило, у них нет времени, чтобы ее почувствовать. Напротив, им зачастую не хватает времени на то, чтобы выполнить все задуманное. Они любят учиться, и с огромным рвением поглощают новые знания.
Стремясь преуспеть в жизни, они не боятся идти самыми сложными путями, свысока поглядывая на все встречающиеся на пути опасности и с энтузиазмом обходя подводные камни. Ошибки, как свои собственные, так и чужие, считают не провалом, а опытом. Совершив их, они не остановятся, а, проанализировав, ринутся в дело с удвоенной энергией.
Со стороны может показаться, что поражения им неведомы, но это совершенно не так. Трудностей у них, как и у всех деятельных натур, бывает предостаточно. Однако «восьмерочники» обожают их преодолевать. Проблемы лишь заставляют их мобилизовать все свои силы. При встрече с ними, у таких людей пробуждаются охотничьи инстинкты, появляется азарт.
Так же действует на них наличие достойного соперника. Такие люди нужны им не меньше, чем верные друзья. Конкуренция подгоняет их делать еще больше, выкладываться по полной программе и открывать в себе новые способности, порой даже сверхъестественные.
«Восьмерочники» созданы для больших дел. Они способны мыслить масштабно, а вот мелочи и детали редко их интересуют. Поэтому лучше всего они чувствуют себя на руководящих ролях. Их дело – возглавлять опасную экспедицию или руководить рискованным проектом.
Зачастую их жажда успеха и постоянный поиск новых приключений приводит к печальным последствиям. Эти качества с удовольствием используют мошенники, заманивая обещаниями славы и денег в липовые проекты. Впрочем, рано или поздно «восьмерочники» сумеют выпутаться из любой, даже самой запутанной истории.
Впрочем, спокойная жизнь отнюдь не претит им. Они всегда найдут, чем занять все свободное время. Хотя максимальных успехов добьются на самой трудной дороге.
Люди, которым покровительствует цифра восемь, свойственна гордыня. Они часто противопоставляют себя толпе. Быть частью ее для них настоящая мука. Они стремятся быть непохожими на других, всегда имеют свое мнение и готовы до конца отстаивать его. Увы, но иногда это оборачивается против их близких. Обладая по-настоящему блестящими способностями, они тем не менее не могут рассмотреть, что некоторые их слова и поступки причиняют боль тем, кто находится рядом.
А.Н. Островский «Гроза» символика имен, любовный треугольник
А.Н. Островский «Гроза».
Символика имен.
Имя «Катерина» с греческого переводится как «чистая». По моему мнению, Островский А.Н. не зря выбрал именно такое имя для главной героини пьесы «Гроза». Ведь в ней о Катерине создается впечатление честной девушки, неспособной совершить какой-либо грех. Однако она все же его совершает, когда Катерина в отсутствии мужа Тихона встречается с Борисом и влюбляется в него. Героиня винит себя в содеянном и решает кончить жизнь самоубийством, т.к. просто не может жить с таким тяжким грузом на душе.
Значение имен в Грозе (в пьесе)
В литературе авторы часто используют в своих произведениях говорящие фамилии. Говорящая фамилия позволяет охарактеризовать самые яркие черты характера героя. Островский в своей пьесе “Гроза” также использовал говорящие имена и фамилии. Они помогли лучше охарактеризовать героев.
Конечно, главным отрицательным персонажем является Кабаниха. Примечательно, что эту героиню зовут Марфа Игнатьевна Кабанова. Однако именно кличка “Кабаниха” идет ей больше всего. Вероятно, Островский хотел подчеркнуть невежественный нрав купчихи, ее грязную душу.
Кабаниха была действительно “грязным” человеком. Она вела образ жизни, который никак не ассоциировался с добродетельностью и адекватностью. Так, Кабаниха бранилась, вела себя неподобающе, навязывала свое мнение и всячески пыталась испортить окружающим жизнь, даже родных детей не пощадила.
Еще одним персонажем с говорящей фамилией является Савел Прокофьевич Дикой. Он был зажиточным купцом и кумом Кабанихи. Нрав у Савела Прокофьевича был действительно диким. Характер этого человека походил на бочку с порохом. Дикой считал бедняков низшим сортом, никого не боялся и бесчинствовал так, как ему хочется.
Нужно сказать, что Дикой и Кабаниха идеально соответствовали друг другу. Это были два совершенно идентичных человека. Они думали лишь о себе и не заботились о том, что их действия или слова могут ранить чувства окружающих. Дикой и Кабаниха были способны только на зло. Их дикий нрав и чернота души отталкивали окружающих, но эти герои даже не замечали, насколько их ненавидят. Даже самые родные люди.
Сына Кабанихи не зря зовут Тихоном. Данное имя образовано от прилагательного “тихий”. Действительно, Тихон был безвольным маменькиным сынком, который слушался только свою родительницу. Нельзя сказать, что Тихону нравился крутой нрав Кабанихи. Нет, ему не был по душе тот командирский тон, которым она обращалась с окружающими. Привычка матери вмешиваться в семейную жизнь Тихону тоже не нравилась. Но он просто не мог противостоять такой грубой и невоспитанной женщине, которая мастерски манипулировала его чувствами.
Сестру Тихона звали Варварой. Это имя ассоциируется с героиней неродных сказок Варварой-красой. Действительно, Варвара была девушкой видной. А еще ей была присуща хитрость. Варвара понимала, что только при помощи этого качества можно ужиться со сварливой родительницей.
Примечательно, что имя Катерина наделено значением чистая”, “непорочная”. Действительно, Катерина обладала светлой душой. Это была женщина с загубленной судьбой. Она не походит на грубую Кабаниху, хитрую Варвару и безвольного Тихона. Катерина бесхитростная и искренняя. Она верит в любовь и ради нее прощается с жизнью.
Еще одним носителем звучной фамилии был механик Кулигин. Он интересовался наукой и хотел создать вечный двигатель. Примечательно, что фамилия Кулигин созвучна с фамилией Кулибин. Иван Петрович Кулибин был изобретателем-самоучкой и сконструировал множество чудес технической мысли.
А.Н. Островский «Гроза» символика имен, любовный треугольник
А.Н. Островский «Гроза».
Символика имен.
Имя «Катерина» с греческого переводится как «чистая». По моему мнению, Островский А.Н. не зря выбрал именно такое имя для главной героини пьесы «Гроза». Ведь в ней о Катерине создается впечатление честной девушки, неспособной совершить какой-либо грех. Однако она все же его совершает, когда Катерина в отсутствии мужа Тихона встречается с Борисом и влюбляется в него. Героиня винит себя в содеянном и решает кончить жизнь самоубийством, т.к. просто не может жить с таким тяжким грузом на душе.
Имя «Борис» переводится со старославянского языка как «борец». В пьесе Борис решает бороться за свою любовь Катерину. Его не останавливает даже то, что она уже замужняя. Они проводят какое-то время вместе, но вскоре их тайна раскрывается, что приводит к печальным последствиям. Бориса отсылают в Сибирь, а Катерина погибает.
Имя «Тихон» происходит от прилагательного «тихий». В пьесе Тихон представляет собой спокойного, мягкого человека, который подчиняется воле своей матери Кабанихи. В пример можно привести момент отъезда Тихона, где Кабаниха велит и ему, и Катерине прощаться по установленному обычаю. Тихон этого не желал, за него все решила мать. При разговоре с Кулигиным в конце пьесы Тихон говорит, что своего ума нет, поэтому остается жить только чужим умом.
Имя «Варвара» с латинского языка означает «грубая, жесткая». В отличие от своего брата Тихона Варвара не подчиняется Кабанихе. Чтобы помочь Катерине Варвара отдает той ключ от калитки сада, где впоследствии встречались Катерина и Борис. В конце пьесы Варвара решается на побег из родительского дома вместе с Кудряшом, тем самым освобождаясь от контроля Кабанихи.
Любовный треугольник Бориса, Тихона и Катерины.
В пьесе А.Н. Островского «Гроза» формируется любовный треугольник в лицах Тихона, Бориса и Катерины.
Кабаниха была главою в своем доме. Ее сын — Тихон — не смел ей перечить. Он по-своему любил Катерину, и старался научить ее жить по-своему, чтобы она также беспрекословно подчинялась воле Кабанихи.
В попытке обрести свободу Катерина влюбляется в Бориса. Ее любовь к нему является уходом от серости и однообразия повседневной жизни. Однако когда Катерина умоляет Бориса забрать ее с собой в Сибирь, тот отказывается это делать. Борис не задумывался, куда может привести их любовь, когда он тайно встречался с Катериной. Он также не обращал внимания на упреки Кудряша, когда тот говорил, что Борис загубит девушку. В итоге, за свой необдуманный поступок Бориса заставляют переехать в Сибирь, а Катерина сбрасывается со скалы. Тихон же, узнав о произошедшем, во всем винит свою мать, т.к. именно из-за ее жесткого контроля Катерина и решила изменить Тихону с Борисом.
Нравственные проблемы
1) Проблема любви. Описана выше
2) Проблема науки и образования. Эта проблема раскрыта в образе Кулигина. Добрый механик хочет принести пользу городу, соорудив громоотвод. Однако Дикой запрещает Кулигину что-либо мастерить, т.к. никто на его проект денег ему никто не даст.
3) Проблема власти. В Калинове власть принадлежит не правительству, а богатым купцам. В пример можно привести диалог купца Дикого и городничего. Городничий сообщает купцу о том, что Дикого жалуются рабочие. Однако Дикой не скрывает того, что обманывает простых людей.
4) Проблема отцов и детей. Как было сказано ранее, во главе семьи Кабановых стоит Марфа Игнатьевна. Кабаниха приказывает детям поступать так, как хочет она сама, считая, что делает это на их благо. Это приводит к печальным явлениям. Тихон вырастает слабым и бесхребетным человеком. Тихон не имеет право сказать слово или принять собственное решение. В одной из сцен он признается, что и вовсе не имеет собственного мнения. Однако Варвара — дочь Кабанихи — подстроилась под характер своей матери и научилась той врать. Она тайно ходит к Кудряшу без веления матери, а также помогает Катерине устроить свидание с Борисом. И если Тихон не способен противиться воле матери, то Варвара, в конце концов, покидает родное гнездо.
5) Конфликт старой и новой эпох. В пьесе происходит борьба патриархального уклада жизни с новым временем, предоставляющим свободу и равенство. В лице старых порядков выступают жители Калинова, в особенности Кабаниха, имеющая полную власть в своем доме. В лице же свободы выступает Катерина. Девушка мечтала о свободной жизни, что описывается в диалоге Катерины с Варварой. Однако Кабаниха не давала ей этой возможности. Не выдержав такого образа жизни, Катерина решает броситься в Волгу.