Что означают 3 пирога у осетин

Что означают 3 пирога у осетин

Что означают 3 пирога у осетин Что означают 3 пирога у осетин

Что означают 3 пирога у осетин

Символы, время и пространство.

Мы живём уже в 21 веке, в такое время, когда бытие человека во многом определяется научно-техническими достижениями современной цивилизации. Может показаться, что сегодня человечество живёт в совершенно ином мире, который существует по исключительным, только ему присущим законам развития. В самом деле, новейшие средства передачи, производства и хранения информации коренным образом изменили нашу жизнь: пространство бытия сжалось, расстояния сократились, изменился городской ландшафт, преобразилась и окружающая природная среда.

Только осознанное его использование открывает широкие возможности для духовного роста и совершенствования. У нас, слава богу, ещё есть пока ценности, связывающие нас с великой культурой, подарившей миру духовные богатства, включающие в себя знания о человеке и его месте во вселенной, о его бытии, выраженном через систему символов.

Одним из таких символов являются традиционные в Осетии три пирога. Они настолько традиционны, настолько вросли в нашу культуру, что представить без них не только ритуальное застолье, но и любой праздничный стол невозможно. Что же символизируют три пирога?

Сказанное ниже подтвердит мысль о том, что нужно бережно относиться к знаниям и ценностям, дошедшим сквозь завесу времени и отделённым от нас новым социальным пространством, созданным человечеством за последние несколько веков.

Итак, почему осетины ставят на стол три пирога? Почему пироги имеют круглую или треугольную форму? Заглянув в интернет в универсальном электронном словаре Википедии в статье о трёх пирогах читаем следующее объяснение: «число три означает символически три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля». Знакомому хоть немного с традиционной культурой и религией осетин трудно согласится с подобной формулировкой, потому что в ритуальном молитвословии нет молитв, посвящённых солнцу, воде или земле.

Возвращаясь к рассматриваемому вопросу отметим, что символ круга с точкой в центре очень древний и для наших предков весьма значимый. Здесь можно сослаться хотя бы на найденную в царских николаевских курганах золотую фиалу, форма которой совпадает с формой осетинского пирога или на одежду скифских воинов, основным узором которой был круг с точкой в центре.

Что же означает этот символ в религиях народов мира, черпавших из сокровищницы древнеиранской традиции, выкованные в течение веков, ценности?

Сегодня раскрыты уже многие загадки и тайны древних учений, и, поэтому, мы можем понять, как трактовался этот символ в ранних и поздних религиозно-философских системах. Следует сказать, что прежде всего этот символ связан с представлением о зарождении мира. Так, в гимнах Ригведы, одном из древнейших памятников мировой литературы, говорится:

Ничто не существовало: ни ясное Небо,

Ни величие од (санскр. Дух; сравните с осет. уд) над Землёю простертой.

Не было смерти, и бессмертия не было.

Не было границ между днём и ночью.

Лишь Единый в своем дыхании без вздохов,

И ничто другое не имело бытия.

Царил мрак, и все было сокрыто изначала,

В глубинах мрака – Океан бессветного.

А вот как об этом же говорится в «Книге Дзян»: «Не было ничего. Единая тьма наполняла беспредельное Всё. Не было Времени, оно покоилось в Бесконечных недрах Продолжительности. Не было вселенского разума, ибо не было Существ, чтобы вместить его. Не было ни Безмолвия, ни Звука, ибо не было слуха, чтобы ощутить его. Не было ничего, кроме Нерушимого Вечного Дыхания, не знающего себя» (выдержки из книги: Космические легенды Востока. Изд. «Сфера», Москва. 1991г.). В индусской священной книге «Вишну–Пурана» есть такие строки: «Не было ни дня, ни ночи, ни тьмы ни света, ничего кроме Единого, не постижимого разумом, или Того, что есть Парабраман».

В даосском трактате о Дао говорится, что прежде был уцзи, т. е. тьма и небытие, потом появился свет в точке и появилась масса вещей и явлений, которая называется тайцзи. Процесс зарождения бытия обозначают кругом с точкой в центре, где «единица рождает бесконечное множество». Этот символ зарождения мира и есть символ Бога.

Аналогичная идея о происхождении бытия отражена в Нартском эпосе:

«Дзырдтой нæ буц фыдæлтæ раджы, мæнг дуне дам уыди фынæй, æмыр æмæ саудалынг. (Нарты кадджыта. ИР. 1989г

Мир был темным и сонным, но потом происходит рождение Бога из Света, который и сам есть Бог (причина самого себя): «Хуцау фæлдыст у дунейы рухсæй мæ у дунейы рухс» (Бог рождён светом Он и есть Свет).

Таким образом. мы имеем возможность ещё раз убедиться в древности культа почитания единого начала и в попытке древних мыслителей осмыслить его сущность и законы существования.

Итак, центральная точка в круге означает непроявленность бога, так что три круглых пирога символизируют идею непостижимости и сверхразумности высшего первоначала. Троичность, зафиксированная первоначально в трёх кругах, как символах вечности, проявляется в трёх земных гранях: начале, середине и конце бытия; верхнем, среднем и нижнем уровнях мироздания; мыслях, действиях и желаниях человека. В данном случае идея троичности нашла своё материальное выражение в треугольнике, и, следовательно, треугольный пирог означает проявленность бога в энергиях феноменального, чувственно воспринимаемого мира, в образах земного бытия.

Поэтому первое молитвенное обращение в любом случае есть обращение к единому и великому творцу всего сущего. Более того, в молитвословии всякий раз подчёркивается, что молящиеся обращаются именно к Всевышнему, что они именно те, кто молится богу, как единому первоначалу, которое есть основа, середина и конец мироздания.

Мир согласно учению древних Ариев, подразделяется на три уровня:

2-средний мир, который предоставлен человеку, обращающемуся за помощью к земным духам;

3- нижний мир, скрывающий могущество сил земли и воды.

Символика трёх пирогов вступает в стадию, когда метафора, как иносказание, позволяет раскрыть новые свойства человека и мира и связывает с тремя пирогами пожелание трёх прекрасных вещей- здоровья, душевного спокойствия и счастья. Тот же символ может означать рождение растения из семени, животного из капли, и т.д. и этот процесс рождения божественного мира является непрерывным, практически непрекращающимся становлением. Время и пространство генезиса и развития бытия распределяется на процессы текущие, завершённые и возможные, ожидаемые. Отсюда взгляд, выражающий философское умонастроение, что три пирога символизируют прошлое, настоящее, будущее и при этом вечное и актуальное пребывание Бога в сотворённом им мире. Таким образом, три пирога становятся символом сохранения этносоциума, символом, который связывает нас с предшествующими поколениями творцов великих идей, общезначимых ценностей и великого знания о предназначении человека.

Источник

Какие начинки бывают у настоящих осетинских пирогов, почему их нельзя крутить и как правильно резать

Осетинские пироги стали гастрономическим трендом на всей территории России. Наряду с пиццей и суши, осетинский пирог — атрибут корпоративов, рестораны включают пироги в свои меню, а службы доставки этого блюда процветают.

Мало кто знает, что для самих осетин пироги — это не просто еда, а пища, имеющая сакральное значение, ведь благодарность Богу возносят именно пирогами. Ниже мы приведем список интересных фактов об осетинских пирогах.

Почему именно три?

На торжественном осетинском столе обязательно должны присутствовать три пирога, в идеале с сыром. Число три — святое не только в христианстве. Три пирога на осетинском столе символизируют три начала всего сущего: первый пирог — Бог, второй пирог — небо и солнце, третий пирог — земля. Два пирога обычно присутствуют на поминальном столе. Средний пирог, символизирующий небо и солнце, в этом случае не печётся, потому как покойник больше не увидит солнца. В Осетии тесно переплелись православие и традиционные верования, поэтому для многих православных осетин три пирога ассоциируются со Святой Троицей.

Где ставят пироги?

Пироги ставили на круглый низкий стол на трех ножках — фынг. Круг, как символ бесконечности, появляется в осетинской атрибутике повсеместно. На свадьбах, родовых торжествах (куывд), национальных праздниках, таких как праздник Святого Георгия (Джеоргуыба), пироги ставят в начале стола в западной части — там, где сидят старшие. «Старший» (хистӕр) сидит лицом на восток, либо лицом ко входной двери, чтобы видеть каждого входящего в помещение. Перед молитвой пироги немного раздвигают в стороны — так, чтобы все три пирога было видно сверху (демонстрируют пироги Богу).

Как разрезают пироги?

Вы можете пытаться смотреть на солнечное затмение незащищенными глазами, можете делить на ноль, но никогда, слышите, никогда не крутите блюдо с пирогами во время нарезки. Три пирога, как мы уже говорили раньше, символизируют три столпа всего сущего. Если вы планируете подвинуть блюдо с пирогами, просто представьте, что вы двигаете солнце и землю.

Пироги разрезаются диаметральными линиями, сначала делается разрез сверху вниз, затем слева направо, четвертинки также делятся пополам диаметральными разрезами.

Какие начинки бывают у осетинских пирогов?

Осетинские пироги в традиционном смысле — это пироги с сыром (уӕлибӕхтӕ). Они пекутся осетинами уже много столетий. Именно уӕлибӕх считается священным пирогом. Пирог со свекольной ботвой по-русски звучит не очень-то приятно, ну а по-осетински красиво — цӕхӕраджын. Этот пирог пользуется огромной популярностью как в Осетии, так и за ее пределами. Начинка цӕхӕраджына — смесь сыра и мелко нарезанных свекольных листьев. Картофджын, как становится ясно из названия, — это пирог с картофелем (смесью картофельного пюре и сыра). Он появился в Осетии в XIX веке. В этот период картофджын считался бедняцким блюдом, картофель был очень неприхотливой и дешевой культурой, его могли вырастить даже самые бедные, ну а делать пироги с сыром могли себе позволить далеко не все. В современной Осетии пирог с картошкой пользуется не меньшей популярностью, чем те же самые уӕлибӕх и цӕхӕраджын. Если для столичного гурмана десерт — это, скажем, тирамису, то для настоящего осетина десерт — пирог с мясом (фыдджын), который подается в конце трапезы. Фыдджын начиняется мелкорубленной, хорошо перченной говядиной и по праву считается гастрономическим шедевром.

Есть также пироги с фасолью, капустой, черемшой, луком, тыквой и кабачками, они тоже имеют своих поклонников.

Глоссарий для тех, кто запутался

Уӕлибӕх (уалибах) — пирог с сыром
Цӕхӕраджын (сахараджин) — пирог со смесью сыра и листьев свеклы
Картофджын (картофчин) — пирог со смесью картофельного пюре и сыра
Фыдджын (фытчин) — пирог с мясом

Источник

Осетины России. Что означают пироги с сыром

Осетины — один из самых многочисленных народов России, который сохранил многие старинные обряды и обычаи. Язык осетин не похож ни ни какой другой, а их сказки, возможно, стали основной древнегреческой мифологии.

Что означают 3 пирога у осетин

Республика Северная Осетия-Алания находится на Северном Кавказе. Столица — город Владикавказ, по данным переписи 2010 года здесь жили 311 тыс. человек. А все население республики составляло 525,5 тыс.

Северная Осетия — это красивые горы и печально известное Кармадонское ущелье, в котором погибла съемочная группа Сергея Бодрова-младшего.

В республику едут, чтобы увидеть знаменитый Даргавс, древний город мертвых с сотней каменных склепов под островерхими крышами.

Что означают 3 пирога у осетин

В Северной Осетии находится исамый высокий водопад в России — Большой Зейгалан, который обрушивает воду с высоты более 600 метров.

Но самое интересное не природные красоты, а сами осетины. Например, осетинский — древний индоевропейский язык, который произошел от языка скифов, алан и сарматов.

Еще более древним считают осетинский эпос — сказания о нартах, чудо-богатырях. Им около 3 тыс. лет. Есть истории о хитроумном Одиссее и сказание о героическом Прометее, который принес людям божественный огонь. Только имена у героев другие. Есть и сюжеты, которые перекликаются с русскими былинами или песнями «Старшей Эдды», основного памятника древнескандинавского эпоса. Люди мигрировали по миру, а вместе с ними путешествовали и сказания.

Что означают 3 пирога у осетин

После принятия христианства осетины, как и многие другие народы, «подружили» новую веру со старой. Например, один из самых важных святых в Северной Осетии — Св. Георгий или Уастырджи, под его защитой находятся мужчины. Памятник Уастырджи, большой конный монумент, находится над древним святилищем. Приходить сюда имеют право только мужчины. Согласно древнему поверью женщины не имеют права даже называть его имя.

Осетинские пироги с сыром — уалибах — это ритуальное угощение. На поминках осетины обязательно исполняют обряд «три пирога». Они символизируют божественные небеса, солнце и землю.

Что означают 3 пирога у осетин

Пироги разрезают двумя крестами, то есть на 8 частей. Передвигать тарелку и сходить с места при этом нельзя. Затем гости съедают все пироги, кроме среднего: его убирают со стола, потому что покойному больше не нужно солнце.

Осетины чтут и свадебные традиции. Родственники невесты отмечают бракосочетание отдельно от родственников жениха и практически не пересекаются. Невесту передают в дом мужа уже в конце веселья, которое может длиться пару дней. Хотя теперь после осетинской иногда отмечают и европейскую свадьбу, когда невеста танцует с отцом, а затем с женихом.

Когда-то первые полгода-год супружеской жизни молодой муж жил у старшего шафера и посещал молодую только под покровом темноты.

Что означают 3 пирога у осетин

Под покровом темноты принято и свататься. Это правило действует и сейчас. Правда, раньше друзья и родные жениха могли приезжать с визитами раз пять, а то и больше. Сейчас ограничиваются тремя посещениями.

На осетинской свадьбе не принято демонстрировать чувства. Невеста всю свадьбу в основном стоит в углу и принимает подарки и поздравления. Жених тоже должен вести себя скромно, а не отплясывать. Мать невесты исполняет традиционную песню, отдавая дочь в чужую семью.

В старину свои чувства выражали только подружки невесты. Когда родственники жениха приезжали забирать новобрачную, девушки могли надавать им по шее, разорвать верхнюю одежду и вообще вести себя достаточно агрессивно. Сейчас урона гостям не наносят.

Для тех кто повелся на заголовок, но не хочет читать весь пост:

Когда родственники жениха приезжали забирать новобрачную, девушки могли надавать им по шее

Что означают 3 пирога у осетин

«. их сказки, возможно, стали основной древнегреческой мифологии. «

вот это что за. нет слов.

Что означают 3 пирога у осетин

Может, вместо «Пирога» поставить тэг «Традиции»?

Опять бабы на что-то права не имеют. Ну сколько можно, а?

Не хотел бы я себе в жены осетринку.

Что означают 3 пирога у осетин

Утопленник

К сожалению традиция утопленника в нашей семье умерла. Из-за моей лени. Грустно.

Что означают 3 пирога у осетин

Истории фотографа. Часть 325. Зачем люди берут кредиты на свадьбу?

Долгое время я пишу на Пикабу истории, часть из которых случались со мной на свадьбах. Вот только почти каждое второе такое мероприятие проходило на кредитные деньги. Я решил пообщаться на эту тему с клиентами, отношения с которыми стали дружескими. Главный вопрос был таков: зачем вам нужна была свадьба в кредит? Ответы удивили. Я расскажу вам историю двух семей. Одна сейчас в жестких долгах. Счастья там мало, но свадьба была. Начну с более приятной истории.

Этих историй много. Люди готовы испортить себе жизнь кредитом, чтобы устроить праздник одного дня или угодить потребностям родственников. После свадьбы наступают серые будни, в которые нужно отдавать большую часть собственной зарплаты. Многие расстаются, после начинают судебные тяжбы, чтобы разделить долги. У меня есть знакомый, который в кредит сыграл три свадьбы. Теперь жонглирует кредитками, чтобы платить по долгам. Удивительно живем.

Мой телеграм канал продолжает радовать бесплатными и полезными уроками по фотосъемке. Прокачиваем свои знания! Все с любовью и специально для пикабушников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *