Что мы решили открыть
Я продавал до 3 тонн пива в месяц, но все равно закрылся
Бывший владелец магазина-бара Beer Time из Ленинградской области о том, можно ли считать пиво сезонным продуктом и почему продовольственный поблизости — подспорье для пивного бизнеса.
Станислав Стриж из Гатчины вместе с партнером открыли магазин-бар разливного пива, который просуществовал почти четыре года. Он мог бы работать и дольше, если бы не пять ошибок и одно досадное обстоятельство.
Почему мы решили открыть пивной бар
Пик популярности разливного пива в Гатчине в 2015—2018 годах пришелся на мое увлечение флорболом. Флорбол — это хоккей с мячом в спортзале. Команда, в которой я играл, называлась Beer Team — как вы понимаете, не просто так. Иногда после тренировок мы отмечали результаты бокалом разливного. Тогда-то я и распробовал его.
В 2017 году я предложил своему приятелю Сергею, такому же ценителю пива, открыть пивной магазин. Я занимался обслуживанием интернет-оборудования, а Сергей — продажей спортивного инвентаря. Он уже был зарегистрирован как ИП, и мы могли работать по его документам.
Идея была в том, чтобы продавать вкусное, но недорогое пиво. На тот момент сетевых магазинов вроде «Красное и белое» в городе не было, но была местная сеть «Пивград». Мы ориентировались на нее, только старались сделать цены пониже.
Мы рассчитывали, что в первую очередь к нам будут заходить друзья по флорболу. Само название магазина — Beer Time — отсылало к нашей команде. Весной 2017 года мы начали работу.
Мы удачно выбрали точку: спальный район, прямых конкурентов поблизости не было, рядом работал продуктовый магазин.
Прошло совсем немного времени, и приятели предложили нам вместо магазина открыть бар: «Будет, где смотреть спортивные трансляции». Мы оценили преимущество — возможность продавать пиво после 22 часов — и оформили бизнес как бар. Но по факту заведение стало чем-то средним между магазином и баром — такая попытка усидеть на двух стульях.
Включаю музыку в баре. Как не нарушить закон?
Мы удачно выбрали точку: спальный район, прямых конкурентов поблизости не было, рядом работал продуктовый магазин «Народная семья». Люди забегали туда за продуктами, а к нам — за пивом.
Здание, как и магазин, принадлежало ООО «ТД Интерторг». Мы арендовали у него 30 кв. м. за 40 тыс. руб. в месяц. До нас там была аптека. Первое время, когда люди вместо нее находили нас, шутили, что теперь будут лечиться нашим «лекарством». А мы не возражали.
Сколько потратили на открытие
Перед открытием мы не делали ремонт. Интерьер преображался сам собой: друзья приносили эксклюзивные спортивные атрибуты. Стены украшали шарфами с логотипами разных команд и футболками популярных спортсменов. Например, у нас висела футболка игрока «Зенита» Александра Горшкова, в которой он получал чемпионские медали.
Но это все нарастало само собой в течение четырех лет работы заведения. А на старте мы больше озадачились установкой оборудования. Какое лучше, а какое хуже — узнавали из интернета.
Мы выяснили, что вместо охладителя, который охлаждает пиво, когда оно проходит по трубкам, лучше купить кулрум — большую холодильную камеру. Он дороже, но дольше сохраняет качество пива — пивные кеги (бочонки — ред.) все время хранятся при оптимальной температуре.
Краны для разливного пива брали в аренду у поставщиков. Это выгодно, потому что регулярная промывка и ремонт кранов делались за их счет.
Если использовать охладитель, то каждый день нужно проливать 300-400 мл пива, которое за ночь скисает в трубках. Допустим, вы продаете 20 сортов пива — представьте, сколько убытков будет за месяц. Можно, конечно, не сливать, но тогда вы разочаруете самых ранних покупателей.
Наш кулрум был примерно 2,5х4 м. Тогда он стоил 80 тыс. руб. Кроме него в помещении было два холодильника для снеков, барная стойка. Потом появился телевизор со спутниковой антенной, вешалки, стулья.
Краны для разливного пива брали в аренду у поставщиков. Это выгодно, потому что регулярная промывка и ремонт кранов делались за их счет. Но приходилось считаться с одним условием: из крана должно подаваться пиво того же поставщика.
На рекламу выделили около 20 тыс. руб.: напечатали листовки, установили табло с бегущей строкой, закупили подарочные бокалы, сделали скидочные карты.
Логотип для заведения нарисовал мой друг-дизайнер. Оплату он взял пивом.
Итого на запуск ушло около 600 тыс. руб. из наших личных накоплений.
Когда начали окупаться
Сложно точно подсчитать, как скоро окупились вложения, потому что в первые месяцы мы еще что-то докупали: чайники, микроволновку, камеру видеонаблюдения, тревожную кнопку — на всякий случай.
Получали в месяц 110-115 тыс. руб., и они расходились на разные нужды. Двум продавцам, которые работали посменно, платили по 30 тыс. руб. Налоги тогда можно было платить по упрощенной системе — в зависимости от площади заведения. Хорошо, что акциза на пиво нет, — он только на крепкий алкоголь, который мы не продавали.
Ответственность, обязанности и выручку мы с Сергеем делили поровну. Он занимался бухгалтерией и закупкой товара, а я решал вопросы на месте.
Мы радовались, когда выходили в ноль — и так было весь 2017 год. Зато 2018-й стал успешнее. В день в Beer Time заходили по 50-60 покупателей, и чистая выручка была около 160 тыс. Случалось, что мы продавали до 3 тонн пива в месяц.
Мы выращиваем овощи и зелень прямо в баре
Как правило, половина дневной выручки приходилась на период с 22 часов до полуночи.
Пиво мы закупали на огромных складах. Из 200 сортов выбирали около 20. По моим наблюдениям, лучше всего расходилось светлое пиво. Девушки обычно брали сидры. Мы часто экспериментировали — привозили что-то новое. Но не всегда делали удачный выбор.
Как-то раз закупили вкусный немецкий шпатен. Он был безумно дорогим по закупке, и даже с небольшой наценкой его брали плохо. В итоге оставшиеся 10 литров нам с Сергеем пришлось выпить вдвоем.
На пиво мы делали наценку от 80 до 100%. Это немного: обычно в барах она доходит до 400%.
Если закупочные цены на пиво до 2020 года поднимались редко, то на снеки — вяленую рыбу, икру, орехи — взлетали регулярно. Мы понимали, что при большой наценке их не будут покупать, поэтому старались не повышать их стоимость.
Считается, что пиво — это сезонный продукт и лучше его покупают летом. Мол, помогает остыть. Но мы работали в спальном районе, где всегда много людей, поэтому продажи зимой были не хуже, чем летом.
Тем не менее, не все в нашем бизнесе шло гладко. Были вещи, которые мы не предусмотрели.
Ошибка №1. Стоило открыться раньше. Например, еще в 2015 году, когда пивной бум нарастал. Тогда мы дольше прокатились бы на гребне этой волны и выручили бы из бизнеса больше денег. Поэтому советую: если заметили какой-то потребительский тренд в своем городе, не медлите с началом бизнеса.
Ошибка №2. Смешанный формат без разделения на зоны. Не всем клиентам нравилось, что заведение объединяет магазин и бар. Тех, кто смотрел трансляции, часто раздражали вбегающие и выбегающие люди. А покупателей смущали шумные болельщики. Теперь я знаю, что для смешанного формата нужна большая площадь и продуманное разделение на зоны.
Ошибка №3. Убыточная система скидок. Когда мы открывались, то сделали скидочные карты на 3, 5 и 10%. Последнюю клиент получал за крупную покупку. Так было в теории. Но из-за нашей душевной широты и недоглядки продавцов большинство посетителей получили ее просто так. В итоге снеки, на которые мы делали минимальную наценку, обладатели скидки в 10% получали по себестоимости, а то и дешевле.
Разумнее было бы вручать в подарок каждый десятый литр. Так клиенты получили бы ту же скидку в 10%, но для этого пришлось бы выпить 9 литров пива. И человек лишний раз пришел бы ко мне, а не к конкуренту, потому что ему осталось два литра до подарка.
Ошибка №4. Операционные просчеты. Их было много. Например, поставщики привозили пиво по пятницам. Если мы по ошибке заказывали меньше, чем продавали за неделю, то приходилось самим ездить на базу и докупать кеги. Или в самый неподходящий момент заканчивалась углекислота, которая гасит пену. Этого можно избежать, если не скупиться и покупать товар с запасом.
Ошибка №5. Выбор поставщиков. Иногда нам привозили пересорт: заказываешь одно, а приходит другое. Или вкус пива отличался от стандартного. Звонишь поставщику, а тот в ответ: «Чувак, это же разливное пиво. Так сварили». Но хуже всего, если привозили скисшее пиво. Приходилось дегустировать при приемке товара.
Почему закрылись
К 2020 году в Гатчине появились сетевые магазины: «Градусы», «Красное и белое». Рядом с нами открылся еще один магазин разливного пива. Из-за этого продажи упали на 10%.
Владелец сервиса по ремонту техники
К декабрю 2020 года мы решили с Сергеем, что этот бизнес дал нам все, что мог дать, и закрыли Beer Time.
Когда в помещении, где раньше была «Народная семья», открылся другой продуктовый, мы понадеялись, что дела поправятся. Но скоро в целом здании, в том числе и на наших 30 кв. м., отключили электричество, а потом и вовсе арестовали за миллиардные долги ООО «ТД Интерторг».
В финале к декабрю 2020 года мы решили с Сергеем, что этот бизнес дал нам все, что мог дать, и закрыли Beer Time. Все это время мы не бросали свои основные работы. После закрытия я продолжил работать в местном интернет-провайдере. Интернет все-таки более стабилен, чем пивной бизнес.
Друзья жалуются, что им не хватает места, где можно смотреть матчи в хорошей компании. Хоть разливное пиво уже не так популярно, как пять лет назад, на небольшие тематические заведения спрос остается. И я рассчитываю однажды открыть спортбар.
Из декрета в стартап. Как молодые мамы решили открыть хюгге-бизнес и что из этого вышло
My Hygge Box — это подарки ручной работы в стиле хюгге, мастер-классы и две хюгге-студии. Мы запустили проект в 2017 году и за два года вышли на оборот в 25 млн рублей
Хюггебокс — это подарочный набор, соответствующий концепции «хюгге» (скандинавское понятие, означающее чувство уюта, комфорта и благополучия, счастья в мелочах). Наши коробочки состоят из предметов домашнего обихода, которые человек использует для создания уюта: это могут быть свечи, шарфы, варежки, носочки, кружки, сладости, настольные игры, предметы декора и так далее.
У наших наборов несколько тематик. Их содержимое мы в основном изготавливаем под заказ, также кладём в наборы предметы ручной работы. Мы практически не используем в составе наборов изделия или упаковки из пластика, а также средства, которые тестировалась на животных.
С чего всё началось
My Hygge Box мы основали вместе с Эрикой Кругляковой, с которой познакомились, когда работали в инвестиционном бутике в «Москве-Сити».
Я занимала должность персонального ассистента, а Эрика — менеджера проектов. За три года работы мы получили опыт управления процессами. Далее мы обе ушли в декрет, и спустя год мне пришла идея о создании таких боксов: я прочла популярную в то время книгу Майка Викинга «Датское счастье хюгге», и мне безумно понравилась эта философия.
Когда я анализировала рынок, подобный товар в России вообще не был представлен. Я предложила реализовать этот проект Эрике. Проект не требовал больших вложений, поэтому мы решили попробовать. «Стартовали» в октябре 2017 года.
После анонса в Instagram заказы стали поступать со всей страны.
В 2017 году аккаунт ещё мог развиваться органически, так и произошло в нашем случае.
Первые 10 000 подписчиков пришли за несколько месяцев. После первого анонса в личных аккаунтах подписалось около 1000 человек, также мы привлекали своих знакомых блогеров, которые у себя на страницах рассказывали о нашем проекте.
Потому мы запустили первую таргетированную рекламу. Всего на начальную рекламную кампанию мы потратили не более 30 000 рублей.
В феврале 2018 года мы зарегистрировали ИП. Сложностей с регистрацией не возникло. Сразу после этого подали на регистрацию товарного знака. Делали это в связи с огромным количеством случаев копирования нашего фирменного стиля, самих подарков и нашей концепции.
Корпоративный сегмент
В том же году мы сделали презентацию, обозначив свою готовность работать в корпоративном сегменте, но для продвижения ничего особо не делали. Просто написали пост об этом у себя в Instagram. Так как среди наших подписчиков оказались сотрудники крупных компаний и рекламных агентств, эту идею они взяли на заметку, кто-то предложил руководству рассмотреть нас. Нам стали писать и приглашать на встречи. Появились первые контракты: тиражи были от 50 до 250 подарочных наборов.
Специфика работы с крупными компаниями совершенно отличается от розничных продаж. Это, как правило, индивидуальные проекты, которые мы разрабатываем в соответствии с пожеланиями заказчика. Здесь важно наработать проверенную базу поставщиков качественной полиграфии и упаковки.
Также важную роль играет отчётность, помимо того что мы должны выполнить заказ качественно и в срок, мы обязаны предоставить пакет документов (закрывающих в конце сделки и учредительных в начале для проверки службами безопасности компаний).
В корпоративном сегменте мы выполняем проекты с абсолютно разными концепциями. Пожалуй, самым необычным был заказ для одной компании, которая хотела подчеркнуть своё международное присутствие. Мы сделали подарки в виде почтовых коробок, наполненных предметами из стран, в которых присутствует компания, — духи из Марокко, финики из Ирана, кленовый сироп из Канады и так далее.
За два года работы на этом рынке мы сделали более 50 проектов с крупными компаниями, такими как «АльфаСтрахование-жизнь», Electrolux, «Ceверсталь», May-Foods, «Райффайзенбанк» и другими.
Выход в офлайн
В 2019 году мы решили выйти в офлайн, потому что хотелось живых встреч с нашими единомышленниками. Мы открыли первую студию в Москве, оформив её интерьер в стиле хюгге. Здесь мы проводим творческие встречи, мастер-классы и частные мероприятия.
Вложения в первую студию не превысили 300 000 рублей.
Тогда готовились к открытию, долго и кропотливо (два месяца), делали все сами.
Вторую студию в Санкт-Петербурге открыли недавно, 12 сентября. На этот раз опыт позволял сделать всё быстро: от заключения договора аренды до открытия прошло меньше месяца. Во втором случае привлекли декораторов для оформления входной группы, в остальном все делали своими силами.
С какими сложностями столкнулись и как их преодолели
Первой неприятностью был рост количества конкурентов, которые под копирку использовали наши идеи, дизайн наших коробок и так далее. Спустя годы мы всё-таки научились принимать это.
Другая сложность — отсутствие опыта в рекламе и маркетинге. Всё приходилось изучать с нуля. Даже спустя три года сталкиваемся с тем, что на рынке SMM найти компетентного специалиста достаточно сложно. А уж если сам владелец бизнеса совсем не разбирается в таргетированной рекламе и делегирует этот вопрос слабому специалисту — деньги будут «сливать» впустую.
Мы сотрудничали с четырьмя специалистами и агентствами, и результаты были не такими, как мы ожидали, поэтому долгое время настраивали рекламу своими силами.
Также на рынке digital-маркетинга есть проблема гигантских гонораров блогеров за рекламу. При этом никаких гарантий результата нет. Мы несколько раз сталкивались с тем, что огромные суммы были потрачены впустую. Неплохо было бы этот вопрос наконец урегулировать.
В корпоративном сегменте иногда были проблемы со сдачей заказа. К примеру, заказчик не принимал заказ, убеждая нас, что подарочные коробки покрашены не в тот цвет. Дело чуть не дошло до экспертизы. Однако мы вовремя сориентировались, не стали спорить и заменили ящики срочно, за два дня, за свой счёт. Разошлись с заказчиком мирно и в этом году сотрудничаем снова.
Осенью прошлого года мы арендовали дополнительное помещение под производство, однако нарвались на мошенников. Прямо в разгаре сезона, имея десятки предоплаченных крупных контрактов, мы оказались со всем своим товаром фактически на улице, поскольку представители городского управления заявили, что мы находимся в помещении нелегально. Поняв, что мы стали жертвами мошенничества, пришлось экстренно съезжать и перевозить товар в нашу студию.
Так мы собирали корпоративные заказы по ночам, приводя к утру студию в порядок, встречая гостей. Удивительно, как мы тогда не нарушили сроков сдачи проектов.
Про деньги
Личные инвестиции — 40 000 рублей. Деньги пошли на закупку товара: около 25–30 боксов, которые продали за первые несколько дней без рекламы.
За 7 месяцев 2020 год выручка составила 8,7 млн рублей, что в 3,7 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, учитывая несезон.
Сколько наборов продали:
Самый дорогой набор на данный момент стоит 4990 рублей, самый дешёвый — 1650 рублей.
За все годы существования бизнеса кредиты не брали и финансирование извне не привлекали. Мы распределяем денежные потоки таким образом, чтобы всегда оставалась подушка безопасности и деньги на продвижение и развитие.
Самым прибыльным является корпоративное направление, но оно и является самым ответственным, сложным и ресурсозатратным.
Свой бизнес: ожидания и реальность
Исповеди читателей Т—Ж
Многие наши читатели пробовали начать свой бизнес. У кого-то получилось, а у кого-то нет.
Мы попросили рассказать этих опытных людей, чего они ожидали, когда только собирались начать свое дело, и что из этого вышло. Мертвые клиенты, ушедшие в запой сотрудники и огромные долги — в новой рубрике «Ожидание и реальность».
Что вы узнаете
Запуск
Ожидание: если хорошо работал в найме, то и свой бизнес потянешь наверняка.
Реальность: два последних года я работал интернет-маркетологом, помогал людям развивать и масштабировать их бизнес. Получалось неплохо, 90% кейсов были успешными, меня приглашали читать лекции для предпринимателей. В один прекрасный день я подумал: «Хей, Арсений! Ты можешь сделать свой проект, с блек-джеком и хорошим CPO, вместо того чтобы помогать зарабатывать на спортивные машины и яхты другим». Принял решение, написал бизнес-план интернет-магазина товаров для взрослых. Я хотел, чтобы показатели магазина были не хуже, чем у проектов, в которых я принимал участие. Но все пошло не так.
А я уже считал покупку биг-мака расточительством. Сейчас мы с партнером проанализировали ошибки, учли опыт конкурентов, разработали план развития на полгода. На биг-мак мне все еще не хватает, но ситуация уже не кажется безвыходной.
Ожидание: если конкуренции на рынке нет, то успех обеспечен.
Реальность: все оказалось куда более сурово. Наш маленький городок сильно отстает в развитии информационных технологий. Порядка 90% клиентов просто не понимают, зачем им нужны мои услуги. Сложно убедить человека в качестве предоставляемой услуги, когда ему просто неинтересно.
При этом перед открытием своего дела я ходил к потенциальным клиентам, разговаривал, спрашивал, узнавал. Все как один твердили о необходимости открытия такого рода бизнеса, заверяли, что станут моими клиентами. Когда же я получил статус ИП и пошел с договорами к «своим» клиентам, подписали только двое. Остальные нашли миллион отмазок и продолжают уходить от подписания.
Ожидание: продукт хороший, взлетим быстро.
Реальность: мы продаем энергосберегающие обогреватели, они потребляют на 25% меньше энергии, чем обычные. В 2015 году мы сделали пробные продажи под специально созданным брендом, в 2016 наладили мелкосерийное производство. Потребитель в России пуганный и настороженный из-за всех этих «инноваций» и «новинок». Мы сами такие же, поэтому с пониманием отнеслись к тому, что первые два года новые покупатели брали по одному-два обогревателя «на пробу», чтобы удостовериться в заявленных характеристиках. На третий год продажи выросли в разы, но число повторных покупателей оказалось на тревожно низком уровне. Почему к третьему отопительному сезону с нашей продукцией они не возвращаются за повторной покупкой уже на весь дом? В какой-то момент мы и сами начали сомневаться в своем труде. Колоссальная неопределенность, сложности с доработкой продукции, финансовая нагрузка и накопившийся стресс едва не раскололи коллектив и не утопили проект. Удержались только на подтвержденных данных об экономичности и вере в то, что делаем.
Ожидание: для высоких продаж достаточно найти хорошее место под аренду.
Реальность: франшиза по продаже весового мороженого казалась очень прибыльной, потому что маржинальность высокая и продукт востребованный. Запуск я подгадала на начало апреля, как раз перед сезоном, но все получилось с точностью до наоборот. Оказалось, что в торговом центре, который я выбрала, летом нет достаточного трафика для высоких выручек. Люди уезжают отдыхать или гуляют в парках, поэтому трафик низкий. Сейчас я с ужасом представляю, как переживу зиму.
Когда я подписала договор аренды, то подумала: «Ой, как все удачно! Аренду платить до седьмого числа каждого месяца, как раз апрель отработаю — и будут деньги на аренду». Открылась я 3 апреля, а на следующий день мне принесли счет за май.
Я была в шоке от своей наивности и невнимательности при проверке документов.
При этом мне пришлось вложить на 150 тысяч рублей больше, чем планировалось, потому что в моем ТРЦ был остров только на шесть квадратных метров вместо пяти — стоимость аренды и торговой стойки возросла. Но арендодатель мне так красиво расписал место, что я пошла на риск. В результате приходится каждый месяц на протяжении уже почти полугода вкладывать в бизнес в среднем 30 тысяч в месяц. Первые два месяца я ездила на точку каждый день, в том числе сама стояла на продаже по 12 часов, с 10:00 до 22:00. Франчайзеру — лишь бы продать, арендодателю — лишь бы сдать. Ваш успех никого не волнует, наоборот: все только и ждут дилетантов, чтобы максимально заработать на них.
Организация работы
Ожидание: найти наемных сотрудников будет не так уж и сложно.
Ожидание: найму девочку в офис и буду просто получать деньги на карточку.
Реальность: хотя у меня и есть администратор, горничные, я — альфа и омега в своем бизнесе. Реклама, стирка, ремонт, персонал — я слежу за всем. Просто физически не удается выехать из города уже два года. За все время работы мне больше всего запомнились два случая. Первый — в начале карьеры. Сдал квартиру на сутки малолеткам, они напились, устроили дебош в квартире, в подъезде, избили соседа. Во время драки у него выпали ключи от машины, и они ее угнали.
Второй случай произошел позже: тогда парень умер у меня на квартире.
Расстался с девушкой, напился водки, энергетика, курнул спайсов и запил крепким кофе. Сердце не выдержало. Прихожу я в квартиру: сидит участковый и этот трупик валяется, врач осматривает тело. Вот тебе и деньги на карточку.
Ожидание: можно совмещать работу по найму и свой бизнес.
Реальность: работала по найму директором в школе иностранных языков, а мой муж, потеряв работу в кризис 2008 года, пытался зарабатывать перетяжкой мягкой мебели. Получалось у него хорошо, оказалось, что эта услуга востребована. Я решила начать помогать ему. По своему складу мой муж не менеджер, а гениальный исполнитель с золотыми руками. И ему была необходима именно бизнес-поддержка.
Я разрывалась между двумя работами. Организация процесса в новой для нас обоих отрасли занимала много времени. Постепенно мебельный бизнес стал приносить доход, сравнимый с зарплатой директора курсов иностранных языков. Дела шли хорошо, при этом я продолжала работать директором.
В какой-то момент судьба недвусмысленно дала мне понять, что надо сделать выбор, поставив меня в крайне комичную ситуацию. Одна и та же компания назначила мне встречу с разницей в один день. Во вторник со мной хотели обсудить вопросы обучения сотрудников, а в среду — перетяжку кресел в приемной директора. Руководитель той компании совсем не ожидал, что два дня подряд к нему будет приходить одно и то же лицо. Договориться, кстати, тогда удалось по обоим направлениям. На этом мой спектакль «Слуга двух господ» подошел к финалу. Я подыскала себе замену на позицию директора в образовательной конторе и с головой погрузилась в диваны.
Ожидание: вести отчетность для налоговой и платить налоги не так уж и сложно.
Это было критично: налоговая арестовала расчетный счет.
Я спешил рассчитаться с налогами и оплатил все платежки, но кое-где не увидел пеню. Через месяц опять получил арест счета, при этом деньги сняли, а арест нет. Пришлось идти в налоговую и лично выяснять, в чем дело. Я люблю разбираться с цифрами, но в моем случае этого оказалось мало.
Ожидание: если работаешь в сфере туризма, то и сам будешь много путешествовать.
Реальность: туристы звонят днем и ночью, 24/7. Кому-то реально нужна помощь, а кто-то в два часа ночи хочет сообщить, как же ему здорово. В сезон, летом, получаю три-четыре ночных звонка от подвыпивших туристов с рассказами о том, как же им там хорошо. Утром ставлю отметку в графе «алкоголь» отеля: его много. При этом, как только происходит обвал очередного туроператора, я попадаю на одну-две-пять стоимостей отдыха моих туристов. И так происходит примерно через год. Моя собственная семья в такой год отдыхать едет только чудом, если что. А чудом мы называем трудовой энтузиазм, повышающий продажи после больших убытков. В своих мечтах я видела себя на шезлонге, красивую, с прищуренными счастливыми глазами, смотрящими вдаль. И думала, большую часть своей жизни я буду проводить так, а не сидя за письменным столом за рассказами о количестве алкоголя в отеле.
Деньги
Ожидание: можно легко получать 15—20 тысяч рублей, просто как бонус к своей зарплате.
Реальность: начинать с нуля было страшно, поэтому я искал доступные франшизы. У нас было двое детей, поэтому остановился на франшизе развивающих игрушек. Чтобы магазин приносил прибыль, отбивалась аренда и зарплата продавцов, средний чек за день должен был быть 4300 рублей. За все время работы магазина средний чек был по факту 1850 рублей. Как я ни пытался мотивировать продавцов, продажи не шли. Им было пофиг: проще сидеть и ничего не делать за 15 тысяч в месяц, чем пошевелиться и заработать 45 тысяч. Я этого не понимал.
Несмотря на то что на канцелярию и игрушки самая большая наценка — от 90 до 140%, — мне пришлось закрыть магазин спустя год и два месяца работы с убытком 700 тысяч рублей. Потом удалось продать оборудование на 50 тысяч, а оставшиеся игрушки я сдал в детский дом. Я мог бы продолжать этот бизнес и получал бы доход, но для этого надо было уходить с основной работы и работать только в магазине.
Ожидание: ну уж свою обычную зарплату я точно всегда заработаю.
Реальность: у нашей компании трое учредителей, и вот мы втроем три года подряд жили на МРОТ — около 13 тысяч рублей в месяц. Порой едва хватало на коммуналку, топливо и питание. К тому же мы влезли в долги под залог личного имущества, чтобы были деньги на развитие и финансовые обязательства перед сотрудниками и поставщиками. Но в итоге мы вывели на рынок новый и сложный продукт, запустив производство с нуля, — пусть не из гаража, как у культовых американских стартаперов, а из комнаты 12 квадратных метров в частном доме.
На третий год работы проекта я открыл старые наброски бизнес-плана, который составлял, еще будучи сотрудником крупной международной компании, и увидел, какие объемы производства и сбыта были намечены на второй год работы проекта. План превышал факт почти в 20 раз. Признаться, я даже не расстроился, а рассмеялся вслух над тем, насколько был наивен и насколько слабо представлял реалии — пусть и малого — производственного бизнеса.
Ожидание: буду зарабатывать очень много денег и стану свободным.
Реальность: за два с половиной года мы не то что не заработали — мы даже не закрыли кредиты, которые брали на первое время, — больше 300 тысяч на двоих. Так и остались с долгами. Со свободой тоже не сложилось. Бывали дни, когда мы приходили утром, целый день занимались делами, уезжали ужинать и возвращались работать фасовщиками в ночную смену. Потому что наши фасовщики ушли в запой.
Ожидание: если что, государство всегда поддержит малый бизнес.
Реальность: когда я только собиралась открыть свою фотостудию, то пыталась подать документы на микрофинансирование ИП : такая программа поддержки есть у нас в Краснодарском крае. Чтобы получить кредит под 10—11%, нужно собрать огромный пакет документов, так как каждую покупку нужно подтверждать определенным образом. Такая «поддержка» хороша, только если ты покупаешь один трактор, к примеру, а не кучу штативов, обвесов и софтбоксов.
Из дохода вычитается аренда, вмененный налог, интернет, коммуналка, затраты на расходники, новые покупки для фотосессий, обеспечение кредита на технику, затраты на доставку готовых заказов из города к нам. Первый месяц работы студии вышел не в ноль, но и не в сильный минус. Затем ситуация ухудшилась: минус 15 тысяч рублей — вот результат месячной работы.
Неудача помогла родиться новому плану: если дело не выгорит, то можно все распродать и пойти работать продавцом.
Зарплата больше, а график менее загруженный. Но потом пошли заказы, в том числе и на год вперед. Студия вышла в плюс, нарисовались понятные ежемесячные суммы по заключенным договорам: годовое сопровождение школьников, детсадовских групп. И это главное преимущество в официальном предпринимательстве: есть уверенность, что ты не останешься без защиты и при недобросовестности заказчика получишь по договору либо неустойку, либо компенсацию через суд, если до него дойдет.
Личная жизнь
Ожидание: стану свободным от начальников.
Реальность: конечно, сейчас я сама себе начальник, но такой строгой к себе я никогда не была. Теперь я требую только с себя, виню тоже сама себя, а если не успеваю что-то, то не откладываю до понедельника, потому что ничего не изменится. Я мечтала, что буду чаще ездить на море, а оказалось, что я подстраиваюсь под график клиентов и сезонность. У меня сейчас нет выходных и праздников, а мои клиенты пишут мне практически круглосуточно. А когда мы с партнером все-таки уезжаем в отпуск — два раза в год, на майские и на новогодние праздники, — мы отпрашиваемся у наших клиентов.
Ожидание: свободное время все-таки будет.
Реальность: да, я не встаю в 7:30, а мой рабочий день начинается около 10:30—11:00 утра. Тем не менее огромное количество текущих задач пожирают время. Особенно задачи финансово ответственные и при этом нелюбимые. Пока их боязно делегировать наемным сотрудникам, а продолжать выполнять самостоятельно не нравится. Есть тотальная нехватка времени, огромное количество звонков, внезапно возникающих всевозможных проблем и отсутствие разграничения между личным и рабочим временем. Многие люди звонят из других часовых поясов, в разные мессенджеры, не задумываясь о том, какое время у тебя. Сначала это раздражало, но теперь я привык выключать звук, если понимаю, что ничего суперсрочного ночью не предвидится.
Ожидание: качество жизни улучшится.
Реальность: храню фото в облаке, и периодически оно напоминает, как я проводил время раньше. И раньше я проводил его лучше! Было больше времени, больше удовольствия. Когда работаешь на кого-то, то обычно, после того как переступаешь порог, забываешь о работе. Хотя некоторые и на работе не сильно вспоминают. А когда управляешь своим делом, думаешь о нем всегда. И дома, и в отпуске, и в выходной. Постоянно какие-то важные сделки, и кажется, что без твоего участия все пойдет не так и развалится. Удовольствие от работы пропало, уже давно подумываю заняться чем-то другим.
Тоже пытались запустить бизнес, потерпели неудачу и хотите рассказать об этом, чтобы другие учились на ваших ошибках? Заполняйте анкету. Возможно, вы станете героем одного из наших новых материалов.
Ну и мрачняк. Спасибо за статью.
Аксана, зато как есть. А не БМ
однажды собрал компуктер и продал на авито
Жиза прямо, ушёл с работы, представляя, что вот каждый день буду ходить в спортзал, читать книги и вообще развиваться, а по факту рабочий день стал не 9, а 13 часов.
Ильяс, Аналогично, думал что времени будет куча в итоге пришлось бросить спортзал не хватает времени так же и денег не хватает до сих пор не отбил затраченные средства, а уже 4-й год подходит к концу
Встречал в жизни несколько человек, которые начинали свой бизнес, а через некоторое время закрывали его и уходили работать наемными руководителями. В результате они и доходом довольны и головной боли в разы меньше.
Sergey, если человек умеет вести бизнес, то он и свой бизнес сделает мега прибыльным, а если он не умеет вести бизнес, то цена ему как управляющему пол битого гроша
про100, я разве говорил, что бизнес у этих людей прогорел? Я не лезу в чужую жизнь и не выяснял деталей, но видимо деньги в их жизни имеют не наивысший приоритет и мегаприбыли им не интересны.
Орка, про БМ это был сарказм, очевидно.
Денис, все что я скажу касательно всего что здесь сказано это то что надо не тыкать на угад, а анализировать рынок
Андрей, бизнес это не то где надо ради отпуска иногда поднапрячься, это работает на работе, а в бизнесе всегда надо работать на максимум, наращивать клиентскую базу, находить новых поставщиков, увеличивать количествах точек по городу и по соседним городам, а потом и по всей стране