Что означало у донских казаков выражение поход за зипунами
Поход за зипунами
Такой специфический род деятельности, как военный, часто вынуждал казаков поддерживать партнёрские отношения с такими государственными центрами, как Речь Посполитая и Царство Русское, которые обеспечивали их хлебным жалованьем и прочим материальным довольстием.
Однако, поскольку царское и королевское жалованье часто платилось с задержкой (иногда — в несколько лет), а иногда и не платилось вовсе (да и выплаченное жалованье не покрывало всех нужд и расходов казачества), походы «за зипунами» были основной статьей материального снабжения казачьего войска.
Подобные походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого, запорожского.
Часто это шло вразрез с государственной политикой того и другого государства, что, естественно, вызывало противодействие казакам и их ответные волнения и выступления.
«Походы за зипунами» также способствовали снижению социальной напряженности в казачьих областях, связанной с положением малообеспеченных (голутвенных) слоев казачества (нереестрового казачества на Украине). Но не одна нужда и жажда наживы тянули казака в эти походы. Важным было и стремление к столь необходимой для воина славе, приобретение необходимых воинских навыков. В походах также происходило сплочение молодых казаков и казаков-новичков, осознание ими своего места в рядах казачьего сообщества.
Зачастую в этих походах объединялись (иногда случайно) отряды из различных казачьих войск.
География подобных походов была самой разнообразной: на Волгу и Урал, в Крым, Турцию и даже Персию.
Наиболее известным в истории является «поход за зипунами» Степана Разина 1667—1669 гг., который вылился в крестьянскую войну 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина.
uctopuockon_pyc
Литературно-ист. журнал ИСТОРИОСКОП
Если вы думаете, что это приятный во всех отношениях «шопинг», то вы глубоко ошибаетесь. В те далекие времена походы «за зипунами» напоминали скорее военные операции или рейды на территории, прилегающие к русским землям. Целью таких походов была добыча продовольствия.
В XVII–XVIII веках положение казаков обязывало их не землю пахать, а нести военную службу. Это уже позднее они стали заниматься сельским хозяйством и превратились в «главных хлеборобов» нынешней России. Тогда же казаки были вынуждены поддерживать необходимые отношения с царской властью, а она в свою очередь обеспечивала их хлебным жалованьем и прочими довольствиями. Обеспечение было нерегулярным, очень часто задерживалось на несколько лет. Поэтому «спасение утопающих было делом рук самих утопающих», и походы «за зипунами» становились основной статьей снабжения казачьих войск.
Если казаки собирались за добычей, то в это дело включались представители донского, терского, яицкого, запорожского казачества. Не всегда эти походы совпадали с общегосударственной политикой. Власть обычно ставила их в укор казакам. Тем не менее походы за добычей способствовали и определенному снижению социальной напряженности в казачьих областях, особенно в бедняцкой среде.
Для своих походов казаки выбирали самые разные маршруты. Традиционно они ходили на Волгу, Урал, в Крым и Турцию. Было несколько казачьих экспедиций в Персию. Самый известный в истории поход «за зипунами» совершили казаки Степана Разина в 1667–1669 годах. Очень скоро активность разинцев переросла в Крестьянскую войну 1670–1671 годов.
Уже с 1668 года на Каспийском море действовал довольно большой отряд «воровских» казаков Степана Разина, который проводил удачные военные операции против приморских владений Ирана; доставалось и побережью Туркмении. Урон, который наносили персам, был значительным, и против казаков был брошен большой флот. Несмотря на значительный перевес в силах, персы были разгромлены в сражении у Свиного острова. Казакам досталась богатая добыча, а в плену оказались сын и дочь командующего персидским флотом. Эта пленная девушка и стала той красавицей-княжной, которую впоследствии Степан Разин, как мы знаем из песни «Из-за острова на стрежень», по легенде, выбросил за борт.
Возвращение казаков из персидского похода, да еще с богатой добычей, прославило Разина как удачливого атамана. Симпатии народа сразу перешли на сторону его отрядов, и к ним потянулись тысячи казаков и простых людей. Новая команда Степана Разина начала готовиться к следующему походу. И уже не «за зипунами»…
Что такое поход «за зипунами»?
Если вы думаете, что это приятный во всех отношениях «шопинг», то вы глубоко ошибаетесь. В те далекие времена походы «за зипунами» напоминали скорее военные операции или рейды на территории, прилегающие к русским землям. Целью таких походов была добыча продовольствия.
В XVII–XVIII веках положение казаков обязывало их не землю пахать, а нести военную службу. Это уже позднее они стали заниматься сельским хозяйством и превратились в «главных хлеборобов» нынешней России. Тогда же казаки были вынуждены поддерживать необходимые отношения с царской властью, а она в свою очередь обеспечивала их хлебным жалованьем и прочими довольствиями. Обеспечение было нерегулярным, очень часто задерживалось на несколько лет. Поэтому «спасение утопающих было делом рук самих утопающих», и походы «за зипунами» становились основной статьей снабжения казачьих войск.
Если казаки собирались за добычей, то в это дело включались представители донского, терского, яицкого, запорожского казачества. Не всегда эти походы совпадали с общегосударственной политикой. Власть обычно ставила их в укор казакам. Тем не менее походы за добычей способствовали и определенному снижению социальной напряженности в казачьих областях, особенно в бедняцкой среде.
Для своих походов казаки выбирали самые разные маршруты. Традиционно они ходили на Волгу, Урал, в Крым и Турцию. Было несколько казачьих экспедиций в Персию. Самый известный в истории поход «за зипунами» совершили казаки Степана Разина в 1667–1669 годах. Очень скоро активность разинцев переросла в Крестьянскую войну 1670–1671 годов.
Уже с 1668 года на Каспийском море действовал довольно большой отряд «воровских» казаков Степана Разина, который проводил удачные военные операции против приморских владений Ирана; доставалось и побережью Туркмении. Урон, который наносили персам, был значительным, и против казаков был брошен большой флот. Несмотря на значительный перевес в силах, персы были разгромлены в сражении у Свиного острова. Казакам досталась богатая добыча, а в плену оказались сын и дочь командующего персидским флотом. Эта пленная девушка и стала той красавицей-княжной, которую впоследствии Степан Разин, как мы знаем из песни «Из-за острова на стрежень», по легенде, выбросил за борт.
Возвращение казаков из персидского похода, да еще с богатой добычей, прославило Разина как удачливого атамана. Симпатии народа сразу перешли на сторону его отрядов, и к ним потянулись тысячи казаков и простых людей. Новая команда Степана Разина начала готовиться к следующему походу. И уже не «за зипунами»…
Что собой представлял морской разбой в XVI-XVII веках, который донские казаки называли походами «за зипунами»? Как и против кого осуществлялся этот промысел казаков, и как сложился их навык жить и воевать в условиях рек и выхода в море? Как донские казаки преодолевали главное препятствие для выхода из Дона в Азовское море — турецкий город Азов? При каких обстоятельствах прекратились походы «за зипунами»?
Рассказывает Андрей Вадимович Венков, доктор исторических наук, профессор ЮФУ, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН.
Лига историков
8.3K поста 36.2K подписчик
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
жаль, что видео. Не все могут слушать.
Я у Веника диплом в 2002-м писал
С какими трудностями сталкивается исследователь-краевед? Почему нужно изучать родной край и рассказывать об этом людям? Борис Панасюк, главный редактор познавательного краеведческого портала «Донские Зори» рассказывает, как продвигается краеведение Ростовской области и с чего начинается краеведческая деятельность.
7 сентября 2021 года исполняется 350 лет со дня принесения донскими казаками присяги московскому царю. Каковы были причины этого события? Могло ли быть иначе? Какой была жизнь донского казачества до присяги и что изменилось после неё? Чем эта присяга отличалась от ранее принесённых царю присяг?
Об этом и многом другом рассказывает Андрей Венков, историк, профессор ЮФУ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН.
Особенности донского говора на примере хутора Ростовской области
Здорово живёте, господа пикабушники!
Нонешним вещером удумалось мене погутарить с вами о казащем говоре.
В этом посте расскажу вам о данном явлении. Часть рассказа основана на моем личном опыте. Имеются так же и данные исследователей XIX-XX веков.
Еще будучи маленьким мальчиком, я всё лето проводил у родителей моей мамы. Жили они в хуторе Балабинке в Ростовской области. Хутор этот в давние времена считался «низовым», то есть, располагался на территориях, близких к дельте Дона. Основан в конце XVIII века и первыми его жителями стали малороссийские крестьяне помещика-казака Балабина.
Изучение истории этих мест привело меня к главе книги, посвященной особенностям говора донских казаков. Свой колорит имелся как у «верховых», так и у «низовых» казаков. Удивительно точно автор описывал речь, которой владели мои бабушка, дедушка и многие пожилые люди в том хуторе. Ох и намучилась моя мама в попытках вывести из моего лексикона словечки, которые я припас за пару месяцев в деревне.
Скажу сразу, что «хрестоматийное» описание говора с разделением на два подвида не совсем соответствует тому, что приходится слышать в тех краях. Может быть, это связано с тем, что прочитанные источники были созданы добрые полторы сотни лет назад, а может и нет. Но выражения, свойственные «верховым», довольно часто встречаются и в Балабинке.
Помните Григория Мелехова из произведения «Тихий Дон»? А как часто вам приходилось лезть в словарь или опускать глаза на сноску, когда видели незнакомое слово? В купе с колоритным акцентом эти слова звучат довольно непривычно для «северного» уха.
В первых строках изображена попытка передать такое произношение. С него и начнем. А уж потом перейдем к отдельным словам. Фонетика казачьего говора довольно похожа на восточно-украинскую. Или малороссийскую. Благо, это одно и то же. Связано это с тем, что среди казаков и крестьян низовых станиц было много малороссов. Про историю расселения малороссов на Дону я уже давно обещал сделать отдельный пост. Когда-нибудь будет 🙂
Что приходит на ум о вышесказанном? Конечно же знаменитое «гэ-канье». Я не силен в транскрипциях и всегда ломал голову над тем, как буквами можно изобразить разницу между «гэ» и «гэ». «Гхэ» или «хгэ»? Думаю, вы поняли, о чем идет речь 🙂 Стоит только сказать, что типичное «украинское» произношение этой буквы немного режет слух даже мне, человеку привыкшему к донским особенностям. То есть, в данном случае произношение получается менее грубое, но всё равно сильно отличающееся от того, чему учат в школе.
«- Щей же это мальщик?
— Хведи Сидорова сын!
Диалог с таким произношением можно услышать от сидящих на «улице» (на лавочке перед двором) бабушек.
Довольно типична замена звуков «ф» на «хв»: «Хведя, хвартук, хвабрика, кохве».
Звук «ч» легко меняется на «щ», а «я» на «е». Комбо-примером будет слово «мещик» с несколько протяжным «е». Догадались? Нет? Тогда идите во двор, с «ребетнёй мещик гонять». Кстати, замена «я-е» прочно укрепилась даже в топономике наших краев. Маленькие речушки, похожие больше на каналы называются «ерик». Если верить авторам, изучавшим казачий говор в конце 19-го века, это слово образовалось от «яр» или «ярик». Подобную версию высказал Семён Филлипович Номикосов в книге, название которой я забыл. По-моему, это было Статистическое описание ОВД.
«- Жынке спасибо передашь! Сламна поверещерили!»
«- Спужал ты мене ноньще, дуралей! Я щуть дыхать не перестал!»
Не сложилось у казаков и с буквой «ы» в слове «нынче». А замена «ч» на «щ» вас вообще уже не должна удивлять!
«Акать» в хуторах любят не меньше, чем «гэкать». Многие неударные «е» заменяются на «а»: «Не дюжа табе и хотелося!»
Как и другие детишки, летом я любил лазить по деревьям и рвать всякие вкусности. Но не простые, а со своей изюминкой. Ел «вышни, абрыкосы. а ишшо лучше жырдёлы». Так вкуснее получается, когда «и» поменял на «ы», а звук от буквы «щ» аппетитно произносится протяжным «шшш», но настолько глухим, что похожим на «щщщ». Испеченные бабушкой «пЫШки с щяйкём» съедались тоже довольно быстро. «Щяйкю» мне наливали гораздо чаще, чем «чайку«, но я дюжа не капризничал. Наешься пышек, поглядишь, есть ли «кором в гусей» («корм у гусей») и идешь на «корвать» отдыхать. Лежи себе, наслаждайся, пока «щего не попросют». А там «вскощишь» да «побягишь куды надо».
Понравилась мне одна история из книги об особенностях говора.
«В первой половине 19-го столетия среди гражданских чиновников (и офицеров) под словом «фамилия» понималась «жена». На вопрос: «как Ваша фамилия» называли имя и отчество своей жены.
Такой особенности в Балабинке я не слыхал, но случай и правда забавный.
Дабы не утомлять вас фонетикой, грамматикой и прочими позабытыми в интернетах вещах, позволю себе немного поимпровизировать и написать небольшой диалог:
— Тося, слыхала вже, щего с Натькей нонще слущилося?
Дословный «перевод» звучит так:
— Тося (так звали мою бабушку Антонину) слышала уже, что (чего) с Надькой сегодня (нынче) случилось?
Напоследок оставлю на ваше рассмотрение некоторые выдержки из «русско-донского словаря». Не ручаюсь за то, что слова вы впервые услышите, но постараюсь выбрать наиболее интересные. Кстати говоря, некоторые из них я считал вполне обычными. До тех пор, пока девушка моего брата не стала переспрашивать значение некоторых из них. Сама она живет на Волге-матушка, а к Дону-батюшке приезжала погостить. После этих случаев я даже провел небольшой опрос среди иногородних знакомых на тему «а знаете ли вы такое слово?». Поехали!
На этом закончим. Надеюсь, вам понравилось. Пишите в комментарии, какие слова вам были знакомы, а какие удивили. Стоит сказать, что это лишь малая часть того, что звучит в удаленных от больших городов хуторах. Из найденного словаря были выбраны лишь те слова, которые я не раз слышал сам. Да и без него тяжело было бы вспомнить сразу всё.
В следующем посте расскажу вам о заселении Донских степей малороссами. Так сказать, частичное историческое обоснование всего того, что вы только что прочитали. Специально для Пикабу и Лиги Историков.
Что собой представлял морской разбой в XVI-XVII веках, который донские казаки называли походами «за зипунами»? Как и против кого осуществлялся этот промысел казаков, и как сложился их навык жить и воевать в условиях рек и выхода в море? Как донские казаки преодолевали главное препятствие для выхода из Дона в Азовское море — турецкий город Азов? При каких обстоятельствах прекратились походы «за зипунами»?
Рассказывает Андрей Вадимович Венков, доктор исторических наук, профессор ЮФУ, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН.
Лига историков
8.3K поста 36.2K подписчик
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Я у Веника диплом в 2002-м писал
С какими трудностями сталкивается исследователь-краевед? Почему нужно изучать родной край и рассказывать об этом людям? Борис Панасюк, главный редактор познавательного краеведческого портала «Донские Зори» рассказывает, как продвигается краеведение Ростовской области и с чего начинается краеведческая деятельность.
7 сентября 2021 года исполняется 350 лет со дня принесения донскими казаками присяги московскому царю. Каковы были причины этого события? Могло ли быть иначе? Какой была жизнь донского казачества до присяги и что изменилось после неё? Чем эта присяга отличалась от ранее принесённых царю присяг?
Об этом и многом другом рассказывает Андрей Венков, историк, профессор ЮФУ, доктор исторических наук, главный научный сотрудник ЮНЦ РАН.
Особенности донского говора на примере хутора Ростовской области
Здорово живёте, господа пикабушники!
Нонешним вещером удумалось мене погутарить с вами о казащем говоре.
В этом посте расскажу вам о данном явлении. Часть рассказа основана на моем личном опыте. Имеются так же и данные исследователей XIX-XX веков.
Еще будучи маленьким мальчиком, я всё лето проводил у родителей моей мамы. Жили они в хуторе Балабинке в Ростовской области. Хутор этот в давние времена считался «низовым», то есть, располагался на территориях, близких к дельте Дона. Основан в конце XVIII века и первыми его жителями стали малороссийские крестьяне помещика-казака Балабина.
Изучение истории этих мест привело меня к главе книги, посвященной особенностям говора донских казаков. Свой колорит имелся как у «верховых», так и у «низовых» казаков. Удивительно точно автор описывал речь, которой владели мои бабушка, дедушка и многие пожилые люди в том хуторе. Ох и намучилась моя мама в попытках вывести из моего лексикона словечки, которые я припас за пару месяцев в деревне.
Скажу сразу, что «хрестоматийное» описание говора с разделением на два подвида не совсем соответствует тому, что приходится слышать в тех краях. Может быть, это связано с тем, что прочитанные источники были созданы добрые полторы сотни лет назад, а может и нет. Но выражения, свойственные «верховым», довольно часто встречаются и в Балабинке.
Помните Григория Мелехова из произведения «Тихий Дон»? А как часто вам приходилось лезть в словарь или опускать глаза на сноску, когда видели незнакомое слово? В купе с колоритным акцентом эти слова звучат довольно непривычно для «северного» уха.
В первых строках изображена попытка передать такое произношение. С него и начнем. А уж потом перейдем к отдельным словам. Фонетика казачьего говора довольно похожа на восточно-украинскую. Или малороссийскую. Благо, это одно и то же. Связано это с тем, что среди казаков и крестьян низовых станиц было много малороссов. Про историю расселения малороссов на Дону я уже давно обещал сделать отдельный пост. Когда-нибудь будет 🙂
Что приходит на ум о вышесказанном? Конечно же знаменитое «гэ-канье». Я не силен в транскрипциях и всегда ломал голову над тем, как буквами можно изобразить разницу между «гэ» и «гэ». «Гхэ» или «хгэ»? Думаю, вы поняли, о чем идет речь 🙂 Стоит только сказать, что типичное «украинское» произношение этой буквы немного режет слух даже мне, человеку привыкшему к донским особенностям. То есть, в данном случае произношение получается менее грубое, но всё равно сильно отличающееся от того, чему учат в школе.
«- Щей же это мальщик?
— Хведи Сидорова сын!
Диалог с таким произношением можно услышать от сидящих на «улице» (на лавочке перед двором) бабушек.
Довольно типична замена звуков «ф» на «хв»: «Хведя, хвартук, хвабрика, кохве».
Звук «ч» легко меняется на «щ», а «я» на «е». Комбо-примером будет слово «мещик» с несколько протяжным «е». Догадались? Нет? Тогда идите во двор, с «ребетнёй мещик гонять». Кстати, замена «я-е» прочно укрепилась даже в топономике наших краев. Маленькие речушки, похожие больше на каналы называются «ерик». Если верить авторам, изучавшим казачий говор в конце 19-го века, это слово образовалось от «яр» или «ярик». Подобную версию высказал Семён Филлипович Номикосов в книге, название которой я забыл. По-моему, это было Статистическое описание ОВД.
«- Жынке спасибо передашь! Сламна поверещерили!»
«- Спужал ты мене ноньще, дуралей! Я щуть дыхать не перестал!»
Не сложилось у казаков и с буквой «ы» в слове «нынче». А замена «ч» на «щ» вас вообще уже не должна удивлять!
«Акать» в хуторах любят не меньше, чем «гэкать». Многие неударные «е» заменяются на «а»: «Не дюжа табе и хотелося!»
Как и другие детишки, летом я любил лазить по деревьям и рвать всякие вкусности. Но не простые, а со своей изюминкой. Ел «вышни, абрыкосы. а ишшо лучше жырдёлы». Так вкуснее получается, когда «и» поменял на «ы», а звук от буквы «щ» аппетитно произносится протяжным «шшш», но настолько глухим, что похожим на «щщщ». Испеченные бабушкой «пЫШки с щяйкём» съедались тоже довольно быстро. «Щяйкю» мне наливали гораздо чаще, чем «чайку«, но я дюжа не капризничал. Наешься пышек, поглядишь, есть ли «кором в гусей» («корм у гусей») и идешь на «корвать» отдыхать. Лежи себе, наслаждайся, пока «щего не попросют». А там «вскощишь» да «побягишь куды надо».
Понравилась мне одна история из книги об особенностях говора.
«В первой половине 19-го столетия среди гражданских чиновников (и офицеров) под словом «фамилия» понималась «жена». На вопрос: «как Ваша фамилия» называли имя и отчество своей жены.
Такой особенности в Балабинке я не слыхал, но случай и правда забавный.
Дабы не утомлять вас фонетикой, грамматикой и прочими позабытыми в интернетах вещах, позволю себе немного поимпровизировать и написать небольшой диалог:
— Тося, слыхала вже, щего с Натькей нонще слущилося?
Дословный «перевод» звучит так:
— Тося (так звали мою бабушку Антонину) слышала уже, что (чего) с Надькой сегодня (нынче) случилось?
Напоследок оставлю на ваше рассмотрение некоторые выдержки из «русско-донского словаря». Не ручаюсь за то, что слова вы впервые услышите, но постараюсь выбрать наиболее интересные. Кстати говоря, некоторые из них я считал вполне обычными. До тех пор, пока девушка моего брата не стала переспрашивать значение некоторых из них. Сама она живет на Волге-матушка, а к Дону-батюшке приезжала погостить. После этих случаев я даже провел небольшой опрос среди иногородних знакомых на тему «а знаете ли вы такое слово?». Поехали!
На этом закончим. Надеюсь, вам понравилось. Пишите в комментарии, какие слова вам были знакомы, а какие удивили. Стоит сказать, что это лишь малая часть того, что звучит в удаленных от больших городов хуторах. Из найденного словаря были выбраны лишь те слова, которые я не раз слышал сам. Да и без него тяжело было бы вспомнить сразу всё.
В следующем посте расскажу вам о заселении Донских степей малороссами. Так сказать, частичное историческое обоснование всего того, что вы только что прочитали. Специально для Пикабу и Лиги Историков.