Что означали буквы на госномерах ссср

Что можно было прочитать по советским автомобильным номерам?

Многое: от географии владельца машины до его социального статуса.

Что означали буквы на госномерах ссср

Регистрационные таблички в СССР меняли несколько раз. Дольше всего продержались черные номера стандарта 1959 года (три буквы и четыре цифры, на прицепах – две литеры), которые постепенно стали вытесняться новыми белыми знаками, введенными в оборот перед Олимпиадой-80.

Справочников по автомобильным номерам в Советском Союзе не было, но самые внимательные и заинтересованные граждане могли прочитать по табличкам много интересного. Скажем, государственные и частные машины имели разные серии. Поэтому сотрудники ГАИ, да и иные милиционеры, лишь бросив беглый взгляд на транспорт, точно знали, кто перед ними.

Что означали буквы на госномерах ссср

Например, столичные серии МОК, МОГ и МОМ были служебными, а МОП и МОТ – частными. Отдельные номера в Москве полагались рейсовым автобусам. Все такси имели таблички ММТ, ММЛ, а потом и МММ. Причем по литерам знаков служебных автомобилей часто довольно точно определялось, к насколько серьезному ведомству приписан транспорт. Так, у здания ЦК КПСС на Новой площади (забора, кстати, возле него тогда не было) и иных руководящих организаций стояли, в основном, машины с буквами МОС, а позднее – и МАС.

Что означали буквы на госномерах ссср

Что означали буквы на госномерах ссср

В 1980 году различие между частными и государственными номерами стало еще более четким. У первых спереди перед четырьмя цифрами отныне стояла одна буква, а после еще две (скажем, Р07-73МО), у вторых все осталось по-прежнему – например, 24-25 ММТ. Любопытно, что по сочетанию начальной цифры и литер знака московского такси можно было определить принадлежность машины к определенному гаражу: тройка плюс ММТ – 3-й таксопарк, а с ММЛ – уже 13-й.

Что означали буквы на госномерах ссср

По советским номерам интересно было изучать и географию огромной страны. Первые две буквы (у частников после 1980-го – последние две) указывали на город (если он крупный), область или даже небольшую союзную республику. Но рост автопарка обусловил появление все более хитрых, известных только знатокам сочетаний. Понятно, что МО – Москва, ЭС – Эстония, ГР – Грузия, а ЛА – Латвия. Но в столице позднее стали выдавать знаки серий МК, МН и даже МТ. В Эстонии – ЕА, в Латвии – ЛТ, в Грузии – ГА. Случались ребусы и посложнее: Ленинградская область обозначалась ЛО, а Московская – ЮА, потом ЮБ и ЮВ. Ну, а в Краснодарском крае и вовсе получали таблички с литерами ЦП!

Что означали буквы на госномерах ссср

Что означали буквы на госномерах ссср

Что означали буквы на госномерах ссср

Куда логичнее, кстати, выглядели номера иностранцев, длительно проживавших в СССР. С 1959-го они получали белые номера с буквами D – дипкорпус, М – торговля и К – пресса (корреспондент). Первые две из пяти цифр указывали страну: 01 – Великобритания, 02 – ФРГ и так далее. Таблички серии ТУР ставили на машины, которые зарубежные граждане брали в СССР в прокат. С 1980-го гостям страны стали выдавать красные регистрационные знаки с белыми цифрами (дипломаты) или желтые с черными цифрами (все остальные).

Что означали буквы на госномерах ссср

Что означали буквы на госномерах ссср

Что означали буквы на госномерах ссср

Интересно, что социальный статус руководителя некоего ведомства и даже частного гражданина можно было без труда определить по количеству первых нулей на знаках. Так, начальника Мосавтолегтранса (организации подчинялись все московские такси) возили на «Волге» 00-01 ММТ.

Что означали буквы на госномерах ссср

Что касается частников, то трех нулей хватало, разумеется, мало кому. Зато в столице все знали «Волги» Юрия Никулина (00-13) или хоккеиста Валерия Харламова (00-17) – под номером 17 спортсмен выступал в сборной СССР. У вратаря команды – Владислава Третьяка – была «Волга» 00-52, у режиссера Ивана Дыховичного на спортивном Fiat Dino стояли таблички 00-69. При дефиците нулей ценились и заметные сочетания вроде 33-33 на Volvo Юрия Антонова. Так что традиция «красивых номеров» у нас в стране давняя и, возможно, вечная…

Источник

Коллекция номерных знаков. С 1978 по настоящее время. Часть 2 — Краткая история номеров СССР.

Что означали буквы на госномерах ссср

Итак, главная тема коллекции. Номера СССР по типам. Но чтобы в СССР появились номера, сначала должен был образоваться и сам СССР, что и произошло в декабре 1922 г, если кто забыл. До этого 6 республик, учредителей СССР, существовали отдельно. Вы думаете, после образования СССР сразу появились и единые номера? Нет.
Начнем с того, что в каждом городе правила были своими. Появился в 1918 г. Декрет Совнаркома о правилах движения на автомобилях по Москве и окрестностям. В Интернете, кстати, много путаницы и неточностей, поэтому известен более поздний аналогичный декрет 1920 г., который часто называют первым. На самом деле большевики озаботились правилами еще в 1918 г. Правила эти были очень простыми, состояли сначала всего из нескольких пунктов. Впоследствии они расширялись. Но с самой первой редакции одним из пунктов было обязательное наличие на автомобиле номерного знака. Вот такого, как на фото ниже. Это номерной знак для автомобиля г. Астрахани на 1918 г., кстати самый ранний послереволюционный автомобильный знак в моей коллекции. Следующий датируется лишь обр. 1933 г.

Что означали буквы на госномерах ссср

Общее руководство автомобильным делом возлагалось на НКПС (Народный комиссариат путей сообщения). Но номерные знаки он не выдавал. С 1921 г. в составе НКПС РСФСР было создано Центральное управление местного транспорта (ЦУМТ). По порядкам, существовавшим еще с царских времен, номерные знаки извозчикам, которые были основным транспортом, велосипедам и незначительному числу автомобилей, номерные знаки выдавали местные органы власти. Где-то это были Отделы коммунального хозяйства, где-то Финансовые отделы. Номерные знаки в каждом городе были своими. Общие требования к номерным знакам по стране были определены правилами ЦУМТ лишь в 1927 г. с созданием первых общесоюзных правил учета автомобилей и мотоциклов. Но их не очень-то соблюдали.
Городские номерные знаки, а это название к номерам прилипло и сохранилось в обиходе чуть ли не до 90-х годов ХХ в, в каждом городе выдавались на год. Они лишь подтверждали уплату налога, а в некоторых случаях также говорили о прохождении предшествовавшего выдаче номера техосмотра повозки, велосипеда или транспортного средства. Чтобы легче различить нарушителей, номера ежегодно, а иногда и раз в полгода, менялись по цвету или форме.
В 1928 г. ЦУМТ был выведен из состава НКПС и преобразован в Центральное управление шоссейных и грунтовых дорог и автомобильного транспорта (Цудортранс). Он стал отдельным ведомством при Совнаркоме и ведал строительством и ремонтом дорог, транспортными перевозками, складами, а также учетом автомобилей.
Если в двадцатые годы число автомобилей измерялось одной — двумя десятками тысяч, то в начале 30-х с вводом в действие заводов АМО и ЯАЗ, число транспорта в народном хозяйстве выросло на порядок. Следовало ввести четкую систему учета такого количества автомобилей, в том числе исходя из мобилизационных целей.
Поэтому первое постановление об общесоюзном учете авто-мото-транспорта было, наконец, разработано в 1931 г. С ним и появились первые общие по Союзу ССР номера. С него мы и начинаем отсчет типов и серий. Стандарт быстро перестал отвечать потребностям времени, т.к. имел небольшую емкость. Номерной знак состоял из одной буквы серии, определявшей регион учета, и четырех цифр, выполнявшихся черным цветом на белом фоне, например, «А-1234». В этом стандарте существовали также номера серии «Проба». Числа комбинаций было недостаточно для быстро растущего числа автомобилей в СССР.
Пришлось в 1933 г. изменять стандарт. Новый номерной знак также имел белый фон и черные символы. Он состоял из цифр числом до пяти, в нижней части указывался условный регион учета, т.н. «Дортранс». Дортрансы создавались и изменялись вместе с реорганизацией административно-территориального деления страны. Их было около пятидесяти на момент упразднения стандарта. Сначала различали мото и автономера, а также «Пробы». Чуть позже в стандарте появились транзиты для перегона автомобилей и дипломатические.

Что означали буквы на госномерах ссср

В 1936 г. было решено сосредоточить учет, регистрацию транспорта и выдачу номерных знаков в одном органе — Государственной автомобильной инспекции. Созданная 5 ноября 1934 г. в составе Цудортранса, она в 1936 г. была выведена оттуда и передана в Главное управление Рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР. Цудортранс также был передан в состав НКВД и реорганизован в Гушосдор — Главное управление шоссейных дорог. С выходом 3 июля 1936 г. Постановления Совета народных комиссаров №1182 утверждено «Положение о ГАИ ГУ РКМ НКВД СССР». Эта дата принята как день рождения ГАИ, хотя служба ведет свою историю с конца 20-х годов, когда в ряде городов были созданы Отделы регулирования уличного движения (ОРУДы).
Гаишники быстро приняли новый стандарт на номера, правда их введение неоднократно переносилось. Лишь в 1938 г. старые номера с Дортрансами окончательно были запрещены. Мотоциклетные номера этого периода, также как и раньше, ставились как впереди, так и сзади. Впереди их обычно крепили на крыло мотоцикла по направлению движения, склепывая два знака между собой — получался двухсторонний номер. К специальным типам — «транзитам», «пробам», дипломатическим номерам добавились номера для прицепов.

Что означали буквы на госномерах ссср

Но стремясь избавится от недостатков номеров обр. 1933 г., увеличили размер пластин. Передний номер был длиной 575 мм — на 5 см длиннее современного. А задний превосходил по размерам белый советский квадратный номер для юрлиц.

Что означали буквы на госномерах ссср

Это потребовало металла, и для номеров стали применять металл самого низкого качества и недостаточной толщины. Большие «лопухи» трескались, часто отваливались от автомобилей, несмотря на существенный штраф за утерю номера. Поэтому ориентировочно в 1940 г. решили ввести новые номера уменьшенного размера. Про них пока известно очень мало, даже точной даты утверждения стандарта нет. Собственно, поиски ответа на этот вопрос и сподвигли автора начать работу, которая позже переросла в полноценное исследование истории номеров СССР. Но за более чем 6 лет я не смог найти норматива на эти номера. Поиск продолжается, а сами номера в коллекции есть. Вот пример такого номерного знака уменьшенного размера на ГАЗ-67, фото было взято с «молотка».

Что означали буквы на госномерах ссср

Что характерно, при присоединении к СССР республик Прибалтики, там были заменены номерные знаки, но выдача номеров во всех трех новых республиках шла не в соответствии с общесоюзными образцами. Более-менее соответствовали им номера Литовской ССР, где отличием от номеров обр. 1936 г. была лишь латинская серия «RL». А вот, например, образец номерного знака Эстонской ССР, выдача которых была начата весной 1941 г. Номер очень похож на знак времен независимости. Отличием является серия «ER» из двух букв вместо одной буквы серии национальных номеров.

Что означали буквы на госномерах ссср

Ввести уменьшенные знаки помешала война. С ней были утрачены учеты подразделений, большая часть парка транспорта была мобилизована и погибла в войну. Поэтому в 1946 г. довоенные номера стали менять новыми, т.н. «желтыми». При этом передние мотономера упразднили.

Что означали буквы на госномерах ссср

Номера 1946 г. до сих пор можно встретить на старых автомобилях. Особенно частыми являются номера серии «ЧР», выдававшиеся в Харьковской обл. УССР. Неудивительно, что именно такие знаки стали первыми в коллекции автора. Что интересно, в Москве передних номерных знаков не было на легковых автомобилях примерно до 1954 г, а фон номеров легковушек был черным, а не желтым. Грузовые автомобили Москвы имели стандартный желтый фон у номеров. Номера «Проба» и «Транзит» отменили. Дипломатические номера получили вид «д1-23» и выпускались на черном фоне.

Что означали буквы на госномерах ссср

Ну а потом и двух букв серии стало мало. Пришлось в 1958 г. увеличивать размер переднего номера для появления третей буквы. Теперь две буквы серии (т.н. «основа») по-прежнему означали региональную привязку, а третья буква менялась, как только цифровой набор достигал 99-99. Размерность заднего номера оставлена без изменений.

Что означали буквы на госномерах ссср

Попутно буквы сместили за цифровой набор, а фон знаков поменяли на черный, как было принято в тогдашней Европе. Но основной причиной называлась неравномерность окраски желтых номеров — их перекрашивали, а колер краски, конечно, никто в соответствии с ГОСТ не подбирал. Поэтому они могли быть и почти белыми, и коричневыми. В то время внешнему виду автомобилей уделяли много внимания, поэтому было решено ввести знаки на черном фоне — тут уж с цветом сложно перепутать. Мотономера, как и раньше, были меньше автомобильных в размерах. Фон дипломатических знаков изменился на белый, а структура их тоже поменялась — буква переехала за цифры или под них: «32-10 д».

Что означали буквы на госномерах ссср

В 1965 г. в ГОСТ были внесены изменения. Появились номера для тракторов и других самоходных машин, тракторных прицепов и мопедов. Чтобы выделить тихоходные трактора решили им вернуть на номера желтый фон, как у номеров 1946 г. Поэтому часто несведущие люди причисляют тракторные номера к номерам более раннего стандарта, хотя между их появлением почти 20 лет разницы. Также, вероятно в 1964 г., были возвращены номера «Проба» и «Транзит» многоразового применения.

Что означали буквы на госномерах ссср

Что характерно, регистрацию тракторов решили сосредоточить не в ГАИ или в каком-то независимом на тот момент органе, а сделали по отраслевому принципу. Минсельхоз имел в своем составе Главсельтехнадзор, ему и поручили заниматься регистрацией тракторов в сельском хозяйстве. А для остальных министерств выделили серии номеров — каждому свою, и поручили им самим контролировать свои трактора и тракторные прицепы, занимаясь учетом и выдачей номеров. Конечно это повлекло за собой бардак в учете, но в целом повысило контроль за трактористами.
Некоторые виды номеров имели белый фон — в основном, дипломатические разных видов. Они поменялись в конце 60-х. Были введены новые номера для иностранцев. Они состояли из буквы серии и пяти цифр. Первые две означали код посольства, а последующие три — цифровой набор номера. Буквенная серия означала категорию иностранца: D — дипломат, К — корреспондент, М — представитель инофирмы или гражданин, приехавший в СССР на работу или учебу по международному соглашению. Позже появились знаки серии «М» из шести цифр — для обычных проживающих в СССР иностранцев, на автомобили которых выдавались технические паспорта (на автомобили с номерами из пяти цифр техпаспорта не выдавались, и их продажа гражданам СССР напрямую была запрещена).

Что означали буквы на госномерах ссср

В 1977 г. был разработан новый ГОСТ, фон обычных знаков стал белым. ГОСТ предусматривал появление номерных знаков в световозвращающем исполнении. Это улучшило бы распознаваемость автомобилей на неосвещенных дорогах. Но проблемы с освоением качественной пленки для номерных знаков решены не были, а на закупку импортной денег не было. Поэтому номера появились к Олимпийским играм 1980 г. Самой массовой серией таких номеров была «ОЛМ».

Что означали буквы на госномерах ссср

Также было несколько знаков серий «МОА», а ветераны в числе олимпийских упоминают еще «МОО» и «МОЛ». Их после проведения Олимпиады с автомобилей сняли, впрочем серия «МОА» появилась на грузовиках, «МОЛ» — на легковых автомобилях преимущественно различных правоохранительных служб, а «МОО» недолго была довольно статусной серией служебных легковых автомобилей — настолько немногочисленной и крутой, что сейчас об этом никто и не помнит.

Что означали буквы на госномерах ссср

Да, в этом стандарте номера для автомобилей частников и организаций были разделены. У машин юрлиц все три буквы были вместе, а у частников сначала одна меняющаяся буква, затем 4 цифры и потом две буквы основы серии. Проблемой было несовпадение применявшихся на номерах букв кириллического алфавита и требований Конвенции о дорожном движении. Для выезда за рубеж при наличии кириллицы на номерах приходилось номера менять. Были выделены особые серии для таких случаев, номера предполагалось по возвращении сдавать и получать назад свои собственные сданные на хранение. Знаки некоторых категорий иностранцев было решено окрашивать в красный и желтый цвета. Военные номера оставались черными двухбуквенными.

Что означали буквы на госномерах ссср

Что означали буквы на госномерах ссср

В ГОСТ 3207-77 несколько раз вносились изменения и дополнения. Одним из них в конце 80-х был введен специальный тип номерного знака для специальных легковых автомобилей. Такой номер устанавливали на спецтранспорте, контроль за которым был усилен. Позже, с разрешением продаж частным лицам грузовиков, был добавлен специальный номер и для них, но его успели выдать лишь в Хабаровском крае и Свердловской обл.

Что означали буквы на госномерах ссср

Отдельной темой являются военные номерные знаки. Появились они в годы Великой отечественной войны. Обычным транспортом тех лет являлись полуторки и трехтонки. На них номера рисовались краской — на заднем борту, боковых дверях и т.п. Специальные пластины для номеров были, в основном, у легковых автомобилей и мотоциклов. Поэтому до наших дней таких номеров дошло мало.

Что означали буквы на госномерах ссср

Структура военных номеров из буквы и пяти цифр сохранилась до 1962 г. Тогда были введены, по аналогии с гражданскими номерами обр. 1958 г., новые военные номера из четырех цифр и двух букв серии. Они не имели региональной привязки. Разные серии можно было встретить в разных регионах СССР. Эти знаки, меняясь по исполнению несколько раз, дожили до 1993 г., когда появился новый ГОСТ на российские номера.
С открытием границ, распадом СССР старые советские номера в бывших республиках заменялись национальными. Первой тут была Эстония, введшая собственные номера в 1991 г. В конце 1993 г. появились такие номера в России. Вместо буквенных серий у них код региона. Ну мы их знаем — вот они. Эти знаки в раннем, т.н. «бесфлаговом» исполнении.

Что означали буквы на госномерах ссср

Кстати, уже в этом году текущий ГОСТ Р 50577-93 на регистрационные знаки будет изменен. Об этом я еще рассказать успею в следующий раз, когда остановлюсь подробнее на тех номерах России, что имеются в ГОСТ на настоящий момент или были упразднены, но существовали в прошлом.

Источник

Индекс автомобильных номеров СССР

Регистрационные номерные знаки СССР — номерной знак, применявшийся для регистрации автотранспорта на территории СССР.

Содержание

История

Фактически, история автомобильных номеров СССР ведёт своё начало с 1931 года, когда были введены первые советские номера единого стандарта. Автомобильные номера в СССР (и даже в Российской империи) существовали и до 1931 года, однако они не были едиными и разнились от города к городу.

1931 – 1958 года

В течение 1930-х годов формат номера несколько раз менялся.

Формат первого советского номера, введённого в 1931 году, был «буква – две цифры – две цифры» чёрными буквами на белом фоне. Просуществовал такой формат недолго, и в 1934 году был заменён форматом «цифра – две цифры – две цифры», под которыми словами писалось название региона приписки, называемого в то время «Дортрансом», всего таких Дортрансов было 45. К слову сказать, формат номеров был нестрогим, то есть количество цифр не обязательно должно равняться пяти, а название региона могло писаться сокращённо (что применялось, например, для выдачи номерных знаков мотоциклам). В этом же году появились номера, где вместо региона прописки стояла надпись «транзит» или «проба». Эти номера были оформлены в обычной в общегражданской цветовой гамме, но встречались «пробные» номера в инверсной гамме. В дальнейшем транзитные номера обычно совпадали по формату с квадратным типоразмером общегражданского номера с точностью до надписи «транзит».

Через 2 года, в 1936 году, формат номеров снова сменился: теперь в начале номера писался двухбуквенный индекс региона приписки, за которыми следовали две пары цифр, разделённые дефисом. Была инвертирована и цветовая гамма номера: номер стал печататься белыми буквами на чёрном фоне. Тогда же появились 2 типоразмера номеров: линейный — для установки спереди, и квадратный — для установки сзади транспортного средства; такое разделение типоразмеров просуществовало вплоть до 1994 года (см. далее).

1959 – 1980 года

В 1959 году прошла очередная реформа по смене формата регистрационных знаков автомобилей в Советском Союзе. Теперь номер стал иметь формат «две цифры – две цифры три буквы», где буквами кодировался регион приписки автомобиля; цветовая гамма номера вновь была выбрана «чёрный фон, белые символы». Кроме того, были введены номера для тракторов и тракторных прицепов — до этого трактора регистрировались мотоциклетными номерами и в добровольном порядке, а тракторные прицепы не подлежали регистрации. Военные номера отличались от гражданских наличием лишь двух букв на конце номерного знака, а прицепы и трактора дополнительно имели к «военному» стандарту слово «прицеп» (автомобильный) или «пр-п» (тракторный) и «тр-р» соответственно. Изначально тракторным номерам оставили цветовую гамму номеров образца 1946 года, но позже привели её к общегражданской; цветовая гамма тракторных прицепов оставались в цветовой гамме 1946 года вплоть до введения номеров образца 1980 года.

1980 – 1991 года

В 1980 году, в преддверие московских Олимпийских игр, была проведена очередная реформа формата номеров. Цветовая гамма снова была инвертирована – теперь номера стали писаться чёрными символами на белом фоне, появились два основных формата номеров: для частных автотранспортных средств и для государственных машин. Формат частных номеров – «буква две цифры две цифры две буквы», государственных – «две цифры две цифры три буквы». Две или три буквы в конце номера обозначали регион приписки автотранспорта, размер букв такой же, как у цифр; первая буква в частных номерах имела меньший размер и могла быть практически любой буквой русского алфавита. В качестве заднего номерного знака грузовых автомобилей, автобусов а также мотоциклов применялся квадратный вариант «государственного стандарта», номера частного стандарта имели только линейное исполнение.

Как и раньше, были оставлены особые номера для автотранспорта вооружённых сил, представителей дипмиссий, прицепов и тракторов, а также были добавлены особые номерные знаки для автотранспорта, зарегистрированного иностранными гражданами или подлежащего вывозу за пределы СССР. Формат «военных» номеров остался неизменным с 1959 года, таким образом, номера автотранспорта, принадлежащего вооружённым силам СССР, стали резко выделяться на общем фоне. Формат номеров прицепов и тракторов изменился: цветовая гамма была приведена к общегражданскому виду, форма – квадрат с обрезанными нижними (автоприцепы, трактора) или верхними (прицепы спецтехники) углами, формат – «две цифры две цифры две буквы» для обрезанных снизу и «две буквы две цифры две цифры» для обрезанных сверху. Формат номеров представителей дипломатических миссий также претерпел изменения — теперь номер рисовался белыми буквами на красном фоне в форматах «D три цифры три цифры» для сотрудников представительства, обладающих дипломатическим статусом, «Т три цифры три цифры» для административно-технического персонала диппредставительств, «три цифры CMD цифра» — для автомобилей, принадлежащих лично консулу или послу; первые три цифры – условный номер страны дипмиссии.

Номера «иностранных граждан» выполнялись чёрными символами на светло-оранжевом фоне в формате «буква три цифры три цифры», где буква означала следующее: Н — машина иностранного гражданина, К — машина иностранного корреспондента, М — машина торгового представителя, Р — машина предназначена для экспорта из СССР.

После ввода в действие номеров данного стандарта не требовалось отказываться от номеров предыдущего стандарта.

Дальнейшая история

В 1991 году Советский Союз распался на 15 (а фактически – 19) независимых государств. Каждая страна начала разрабатывать собственные форматы автомобильных номеров, однако в переходный период на территориях некоторых бывших советских республик применялись номера советского образца с «национальным колоритом». Например, на Украине в номерах начала присутствовать буква «I», а в Латышской республике и вовсе кириллические буквы были заменены латиницей.

В Российской Федерации замена номерных знаков советского образца на номерные знаки стандарта России началась с 1994 года, при этом не требовалось в обязательном порядке менять регистрационный знак СССР на новый российский номерной знак. Таким образом, на территории РФ на автомашинах по сей день можно встретить номера образца 1980 года, а иногда — и 1959 года.

Индекс региона регистрации

Расшифровка буквенных индексов, применявшихся в СССР и на постсоветском пространстве, на автомобильных номерных знаках частных автомашин образца 1980 года (ГОСТ 3207-77). Буквенные индексы выделенные курсивом применялись только на номерных знаках образца 1980 года:

Индекс ГАИСубъектРеспублика
АБАлтайский край, 2 серияРоссийская СФСР
АВсерия для выезда за границувсе республики
АГАзербайджанская ССР, 2 серияАзербайджанская ССР
АДАрмянская ССР, 2 серияАрмянская ССР
АЕсерия для выезда за границувсе республики
АЖАзербайджанская ССР, 3 серияАзербайджанская ССР
АЗАзербайджанская ССР, 1 серияАзербайджанская ССР
АИАбхазская АССРГрузинская ССР
АКЦелиноградская область (Акмолинская область)Казахская ССР
АЛАлтайский край, 1 серияРоссийская СФСР
АМАмурская областьРоссийская СФСР
АНАндижанская областьУзбекская ССР
АПАлма-Атинская областьКазахская ССР
АРАрмянская ССР, 1 серияАрмянская ССР
АСАстраханская областьРоссийская СФСР
АТАлма-АтаКазахская ССР
АФАдыгеяРоссийская СФСР
АХАрхангельская областьРоссийская СФСР
АШАшхабадская областьТуркменская ССР
АЮАктюбинская областьКазахская ССР
БАБашкирская АССР, 1 серия.Российская СФСР
БББашкирская АССР, 3 серия.Российская СФСР
БЕБелгородская областьРоссийская СФСР
БИБишкекКиргизская ССР
БНБрестская областьБелорусская ССР
БРБрянская областьРоссийская СФСР
БУБурятская АССРРоссийская СФСР
БХБухарская областьУзбекская ССР
БШБашкирская АССР, 2 серия.Российская СФСР
ВАВосточно-Казахстанская областьКазахская ССР
ВВВоронежская область, 1 серия.Российская СФСР
ВГВорошиловградская область, 2 серияУкраинская ССР
ВДВолгоградская область, 2 серияРоссийская СФСР
ВЕсерия для выезда за границуУкраинская ССР
ВЖВоронежская область, 2 серия.Российская СФСР
ВИВинницкая областьУкраинская ССР
ВКВосточно-Казахстанская областьКазахская ССР
ВЛВладимирская областьРоссийская СФСР
ВМсерия для выезда за границувсе республики
ВНВолынская областьУкраинская ССР
ВОВологодская областьРоссийская СФСР
ВРВоронежская область, 3 серия.Российская СФСР
ВСсерия для выезда за границувсе республики
ВТВитебская областьБелорусская ССР
ВХВолгоградская область, 3 серия.Российская СФСР
ГАГрузинская ССРГрузинская ССР
ГБГорно-Бадахшанская областьТаджикская ССР
ГВГорьковская область (Нижегородская область), 2 серия.Российская СФСР
ГГГрузинская ССРГрузинская ССР
ГКГродненская областьБелорусская ССР
ГЛГорный Алтай, юр. лицаРоссийская СФСР
ГОГорьковская область (Нижегородская область), 1 серия.Российская СФСР
ГРГрузинская ССРГрузинская ССР
ГСГомельская областьБелорусская ССР
ГУГурьевская область, 1 серияКазахская ССР
ГТГурьевская область, 2 серияКазахская ССР
ГЯГорный Алтай, физ. лицаРоссийская СФСР
ДАДагестанская АССРРоссийская СФСР
ДБДушанбинская областьТаджикская ССР
ДДДжизакская областьУзбекская ССР
ДЖДжамбулская областьКазахская ССР
ДКДжезказганская областьКазахская ССР
ДНДнепропетровская область, 2 серия.Украинская ССР
ДОДонецкая область, 2 серия.Украинская ССР
ДПДнепропетровская область, 1 серия.Украинская ССР
ДРЛьвовская область (Дрогобычская область), 1 серия.Украинская ССР
ЕАЭстонская ССР, 2 серия.Эстонская ССР
ЕЕсерия для выезда за границувсе республики
ЕССанкт-Петербург, 3 серия.Российская СФСР
ЖАДжалал-Абадская область, 1 серияКиргизская ССР
ЖИЖитомирская область, 1 серияУкраинская ССР
ЖЖЖитомирская область, 2 серияУкраинская ССР
ЖБЖитомирская область, 3 серияУкраинская ССР
ЗАЗакарпатская областьУкраинская ССР
ЗКЗападно-Казахстанская областьКазахская ССР
ЗНЗапорожская область, 3 серия.Украинская ССР
ЗПЗапорожская область, 1 серия.Украинская ССР
ЗРЗапорожская область, 2 серия.Украинская ССР
ИВИвановская областьРоссийская СФСР
ИКИссык-Кульская областьКиргизская ССР
ИРИркутская область, 1 серия.Российская СФСР
ИСИркутская область, 2 серия.Российская СФСР
ИФИвано-Франковская область, 2 серия.Украинская ССР
КАКалининская область (Тверская область)Российская СФСР
КБКабардино-Балкарская АССРРоссийская СФСР
КВКировская областьРоссийская СФСР
КГКарагандинская областьКазахская ССР
КДКировоградская областьУкраинская ССР
КЕКемеровская область, 1 серия.Российская СФСР
КЖКалужская областьРоссийская СФСР
КЗКзыл-Ординская областьКазахская ССР
КИКиев, 1 серия.Украинская ССР
КККраснодарский край, 1 серия.Российская СФСР
КЛКалининградская область, 1 серия.Российская СФСР
КМКоми АССРРоссийская СФСР
КНКурганская областьРоссийская СФСР
КОКостромская областьРоссийская СФСР
КПКаракалпакская АССРУзбекская ССР
КРКрымская область, 1 серия.Украинская ССР
КСКарельская АССРРоссийская СФСР
КТКокчетавская областьКазахская ССР
КУКурская областьРоссийская СФСР
КФКашкадарьинская областьУзбекская ССР
КХКиевская областьУкраинская ССР
КЦКалмыцкая АССРРоссийская СФСР
КЧКамчатская областьРоссийская СФСР
КШКуйбышевская область (Самарская область), 1 серия.Российская СФСР
КЩКустанайская область, 1 серияКазахская ССР
КЭКрасноярский край, 2 серия.Российская СФСР
КЮКулябская областьТаджикская ССР
КЯКрасноярский край, 1 серия.Российская СФСР
ЛАЛатвийская ССР, 1 серия.Латвийская ССР
ЛБЛенинабадская областьТаджикская ССР
ЛВЛьвовская область, 2 серия.Украинская ССР
ЛГЛенинградская область, 2 серия.Российская СФСР
ЛДЛенинград, 2 серия.Российская СФСР
ЛЕЛенинград, 1 серия.Российская СФСР
ЛИЛитовская ССР, 1 серия.Литовская ССР
ЛКЛитовская ССР, 3 серия.Литовская ССР
ЛЛЛитовская ССР, 2 серия.Литовская ССР
ЛОЛенинградская область, 1 серияРоссийская СФСР
ЛПЛипецкая областьРоссийская СФСР
ЛТЛатвийская ССР, 2 серия.Латвийская ССР
ЛУВорошиловградская область (Луганская область), 1 серия.Украинская ССР
МАМагаданская область (но МАС — Москва)Российская СФСР
МБМинская областьБелорусская ССР
МВМолдавская ССР, 2 серия.Молдавская ССР
МГМогилёвская областьБелорусская ССР
МДМолдавская ССР, 1 серия.Молдавская ССР
МВМолдавская ССР, 2 серия.Молдавская ССР
МЕМосковская область, 2 серия.Российская СФСР
МЖМосковская область, 1 серия.Российская СФСР
МЗМосковская область, 3 серия.Российская СФСР
МИМинскБелорусская ССР
МКМосква, 2 серияРоссийская СФСР
МЛМолодечненская областьБелорусская ССР
МЛМосковская область, 4 серияРоссийская СФСР
МММосква, 3 серияРоссийская СФСР
МНМосква, 4 серияРоссийская СФСР
МОМосква, 1 серияРоссийская СФСР
МППриднестровьеМолдавская ССР
МРМордовская АССРРоссийская СФСР
МСМарийская АССРРоссийская СФСР
МТМосква, 5 серияРоссийская СФСР
МУМурманская областьРоссийская СФСР
МХМарыйская областьТуркменская ССР
МШМангышлакская областьКазахская ССР
МЯКрымская областьУкраинская ССР
НАНаманганская областьУзбекская ССР
НБНовосибирская область, 2 серия.Российская СФСР
НВНавоийская областьУзбекская ССР
НЖКустанайская область, 2 серияКазахская ССР
НИНиколаевская областьУкраинская ССР
НКНагорный КарабахАзербайджанская ССР
НННижегородская область, 3 серияРоссийская СФСР
НОНовгородская областьРоссийская СФСР
НРНарынская областьКиргизская ССР
НСНовосибирская область, 1 серия.Российская СФСР
НТКрасноводская областьТуркменская ССР
ОАОренбургская область, 3 серия.Российская СФСР
ОБОренбургская область, 1 серия.Российская СФСР
ОГОренбургская область, 2 серия.Российская СФСР
ОДОдесская область, 1 серия.Украинская ССР
ОЕОдесская область, 2 серия.Украинская ССР
ОМОмская областьРоссийская СФСР
ООсерия «Совтрансавто»все регионы
ОРОрловская областьРоссийская СФСР
ОШОшская областьКиргизская ССР
ПАПавлодарская областьКазахская ССР
ПЕПензенская областьРоссийская СФСР
ПКПриморский край, 2 серия.Российская СФСР
ПМПермская область, 1 серия.Российская СФСР
ПОПолтавская областьУкраинская ССР
ПРПриморский край, 1 серия.Российская СФСР
ПСПсковская областьРоссийская СФСР
ПТПермская область, 2 серия.Российская СФСР
РАРостовская область, 4 серия.Российская СФСР
РВРовенская областьУкраинская ССР
РДРостовская область, 2 серия.Российская СФСР
РОРостовская область, 1 серия.Российская СФСР
РПРостовская область, 3 серия.Российская СФСР
РРсерия «Совтрансавто»все регионы
РТсерия «Совтрансавто»все регионы
РЯРязанская областьРоссийская СФСР
САСаратовская область, 1 серия.Российская СФСР
СБСталинабадская область (Душанбинская)Таджикская ССР
СБСамарская область, 3 серия.Российская СФСР
СВСвердловская область, 1 серия.Российская СФСР
СГВолгоградская область (Сталинградская область), 1 серия.Российская СФСР
СДСурхандарьинская областьУзбекская ССР
СЕСеверо-Осетинская АССРРоссийская СФСР
СЖСаратовская область, 2 серия.Российская СФСР
СИСырдарьинская областьУзбекская ССР
СКСеверо-Казахстанская областьКазахская ССР
СЛДонецкая область (Сталинская область), 1 серия.Украинская ССР
СМСмоленская областьРоссийская СФСР
СНСамаркандская областьУзбекская ССР
СОСочиРоссийская СФСР
СПСемипалатинская областьКазахская ССР
СРсерия «Совтрансавто»все регионы
СРСанкт-ПетербургРоссийская СФСР
СССтавропольский край, 2 серия.Российская СФСР
СТСтавропольский край, 1 серия.Российская СФСР
СУСумская областьУкраинская ССР
СФСвердловская область, 2 серия.Российская СФСР
СХСахалинская областьРоссийская СФСР
СЯИвано-Франковская область (Станиславская область), 1 серия.Украинская ССР
ТАТамбовская областьРоссийская СФСР
ТБТатарская АССР, 2 серия.Российская СФСР
ТВТувинская АССРРоссийская СФСР
ТГТургайская областьКазахская ССР
ТДКурган-Тюбинская областьТаджикская ССР
ТЕТернопольская областьУкраинская ССР
ТЗТашаузская областьТуркменская ССР
ТКТалды-Курганская областьКазахская ССР
ТЛТульская область, 2 серия.Российская СФСР
ТМТюменская область, 2 серия.Российская СФСР
ТНТашкент, 1 серия.Узбекская ССР
ТОТомская областьРоссийская СФСР
ТРТуркменская ССРТуркменская ССР
ТТТатарская АССР, 1 серия.Российская СФСР
ТУТульская область, 1 серия.Российская СФСР
ТФТаласская областьКиргизская ССР
ТШТашкентская областьУзбекская ССР
ТЮТюменская область, 1 серия.Российская СФСР
ТЯТянь-Шаньская областьКиргизская ССР
УДУдмуртская АССРРоссийская СФСР
УККуйбышевская область (Самарская область), 2 серия.Российская СФСР
УЛУльяновская областьРоссийская СФСР
УTУральская областьКазахская ССР
ФЕФерганская областьУзбекская ССР
ФИФрунзенская областьКиргизская ССР
ХАХарьковская область, 1 серия.Украинская ССР
ХБХабаровский крайРоссийская СФСР
ХГХакасияРоссийская СФСР
ХЗХорезмская областьУзбекская ССР
ХКХарьковская область, 2 серия.Украинская ССР
ХМХмельницкая областьУкраинская ССР
ХОХерсонская областьУкраинская ССР
ХТКиев, 2 серия.Украинская ССР
ЦВКраснодарский край, 3 серия.Российская СФСР
ЦЛЦелиноградская областьКазахская ССР
ЦПКраснодарский край, 2 серия.Российская СФСР
ЦСКрымская область, 2 серия.Украинская ССР
ЦХКемеровская область, 2 серия.Российская СФСР
ЧАЧукотский АОРоссийская СФСР
ЧБЧелябинская область, 2 серия.Российская СФСР
ЧВЧерновицкая областьУкраинская ССР
ЧДЧелябинская область, 3 серия.Российская СФСР
ЧЕЧелябинская область, 1 серия.Российская СФСР
ЧИЧечено-Ингушская АССРРоссийская СФСР
ЧКЧеркасская областьУкраинская ССР
ЧМЧимкентская областьКазахская ССР
ЧНЧерниговская областьУкраинская ССР
ЧПКарачаево-ЧеркесияРоссийская СФСР
ЧРЧарджоуская областьТуркменская ССР
ЧСЧуйская областьКиргизская ССР
ЧТЧитинская областьРоссийская СФСР
ЧУЧувашская АССРРоссийская СФСР
ШАГурьевская область, 1 серияКазахская ССР
ЭСЭстонская ССР, 1 серия.Эстонская ССР
ЮАМосковская областьРоссийская СФСР
ЮБМосковская областьРоссийская СФСР
ЮВМосковская областьРоссийская СФСР
ЮГМосковская областьРоссийская СФСР
ЮКЮжно-Казахстанская область (Чимкентская область)Казахская ССР
ЮММосковская областьРоссийская СФСР
ЮОЮжная ОсетияГрузинская ССР
ЯКЯкутская АССРРоссийская СФСР
ЯРЯрославская областьРоссийская СФСР

Интересные факты

См. также

Ссылки

Что означали буквы на госномерах ссср Индексы автомобильных номеров Европы
Австрия | Азербайджан | Албания | Андорра | Армения | Беларусь | Бельгия | Болгария | Босния и Герцеговина | Великобритания | Венгрия | Германия | Греция | Грузия | Дания | Ирландия | Исландия | Испания | Италия | Казахстан | Кипр | Латвия | Литва | Лихтенштейн | Люксембург | Македония | Мальта | Молдавия | Монако | Нидерланды | Норвегия | Польша | Португалия | Россия | Румыния | Сан-Марино | Сербия | Словакия | Словения | Турция | Украина | Финляндия | Франция | Хорватия | Черногория | Чехия | Швейцария | Швеция | Эстония
Зависимые территории:Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен
Непризнанные и частично
признанные государства:
Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Турецкая Республика Северного Кипра | Южная Осетия
Бывшие государства:ГДР | СССР | Чехословакия | Югославия

Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония

Республика Абхазия • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Палестинская национальная администрация • Государство Палестина • Турецкая Республика Северного Кипра • Республика Южная Осетия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что означали буквы на госномерах ссср Страны Азии: Индексы автомобильных номеров Азии