Что означал в истории казацкий поход за зипунами
Что такое поход «за зипунами»?
Если вы думаете, что это приятный во всех отношениях «шопинг», то вы глубоко ошибаетесь. В те далекие времена походы «за зипунами» напоминали скорее военные операции или рейды на территории, прилегающие к русским землям. Целью таких походов была добыча продовольствия.
В XVII–XVIII веках положение казаков обязывало их не землю пахать, а нести военную службу. Это уже позднее они стали заниматься сельским хозяйством и превратились в «главных хлеборобов» нынешней России. Тогда же казаки были вынуждены поддерживать необходимые отношения с царской властью, а она в свою очередь обеспечивала их хлебным жалованьем и прочими довольствиями. Обеспечение было нерегулярным, очень часто задерживалось на несколько лет. Поэтому «спасение утопающих было делом рук самих утопающих», и походы «за зипунами» становились основной статьей снабжения казачьих войск.
Если казаки собирались за добычей, то в это дело включались представители донского, терского, яицкого, запорожского казачества. Не всегда эти походы совпадали с общегосударственной политикой. Власть обычно ставила их в укор казакам. Тем не менее походы за добычей способствовали и определенному снижению социальной напряженности в казачьих областях, особенно в бедняцкой среде.
Для своих походов казаки выбирали самые разные маршруты. Традиционно они ходили на Волгу, Урал, в Крым и Турцию. Было несколько казачьих экспедиций в Персию. Самый известный в истории поход «за зипунами» совершили казаки Степана Разина в 1667–1669 годах. Очень скоро активность разинцев переросла в Крестьянскую войну 1670–1671 годов.
Уже с 1668 года на Каспийском море действовал довольно большой отряд «воровских» казаков Степана Разина, который проводил удачные военные операции против приморских владений Ирана; доставалось и побережью Туркмении. Урон, который наносили персам, был значительным, и против казаков был брошен большой флот. Несмотря на значительный перевес в силах, персы были разгромлены в сражении у Свиного острова. Казакам досталась богатая добыча, а в плену оказались сын и дочь командующего персидским флотом. Эта пленная девушка и стала той красавицей-княжной, которую впоследствии Степан Разин, как мы знаем из песни «Из-за острова на стрежень», по легенде, выбросил за борт.
Возвращение казаков из персидского похода, да еще с богатой добычей, прославило Разина как удачливого атамана. Симпатии народа сразу перешли на сторону его отрядов, и к ним потянулись тысячи казаков и простых людей. Новая команда Степана Разина начала готовиться к следующему походу. И уже не «за зипунами»…
Поход за зипунами
Такой специфический род деятельности, как военный, часто вынуждал казаков поддерживать партнёрские отношения с такими государственными центрами, как Речь Посполитая и Царство Русское, которые обеспечивали их хлебным жалованьем и прочим материальным довольстием.
Однако, поскольку царское и королевское жалованье часто платилось с задержкой (иногда — в несколько лет), а иногда и не платилось вовсе (да и выплаченное жалованье не покрывало всех нужд и расходов казачества), походы «за зипунами» были основной статьей материального снабжения казачьего войска.
Подобные походы были делом всего казачества — донского, терского, яицкого, запорожского.
Часто это шло вразрез с государственной политикой того и другого государства, что, естественно, вызывало противодействие казакам и их ответные волнения и выступления.
«Походы за зипунами» также способствовали снижению социальной напряженности в казачьих областях, связанной с положением малообеспеченных (голутвенных) слоев казачества (нереестрового казачества на Украине). Но не одна нужда и жажда наживы тянули казака в эти походы. Важным было и стремление к столь необходимой для воина славе, приобретение необходимых воинских навыков. В походах также происходило сплочение молодых казаков и казаков-новичков, осознание ими своего места в рядах казачьего сообщества.
Зачастую в этих походах объединялись (иногда случайно) отряды из различных казачьих войск.
География подобных походов была самой разнообразной: на Волгу и Урал, в Крым, Турцию и даже Персию.
Наиболее известным в истории является «поход за зипунами» Степана Разина 1667—1669 гг., который вылился в крестьянскую войну 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина.
Морской поход казаков
В январе 1654 года на Переяславской раде Богдан Хмельницкий и казацкая старшина после долгих раздумий присягнули на верность царю Алексею Михайловичу. Это событие повлекло за собой 13-летнюю войну России с Речью Посполитой. В том же 1654 году русские солдаты во время Смоленского похода захватили Смоленск и нанесли поражение войскам литовского гетмана Януша Радзивилла. На украинских же землях военные действия шли без особых успехов для обеих сторон. Крымские татары, долгое время выступавшие союзниками Войска Запорожского, после Переяславской Рады разорвали отношения с Хмельницким и заявили о поддержке польского короля Яна Казимира. Совместно с коронным войском они в конце 1654 года вторглись на Украину, но в битве под Охматовом зимой 1655 года были остановлены союзным казацко-русским войском. Планируя военную кампанию 1655 года, Хмельницкий задумал масштабный поход в Галицию при поддержке русских подкреплений. А, чтобы нейтрализовать татар, в качестве превентивной меры был запланирован поход в Крым.
Замысел похода
Весной 1655 года перед союзным командованием очень остро встал вопрос о нейтрализации Крымской орды на время летне-осенней кампании. Идея превентивного удара по татарам, по мнению исследователя Геннадия Санина, принадлежала непосредственно Богдану Хмельницкому. Однако даже если запорожский гетман и был автором идеи, то детальной проработкой плана занимались, по всей видимости, московские командиры, которые, помимо запорожцев, собирались привлечь донских казаков и калмыков, а также полки русской армии. Такого массового вторжения в Крым ранее никогда не планировалось. Союзники своим походом рассчитывали полностью нейтрализовать татарскую угрозу с юга, пока главные силы будут добывать Галицию.
В апреле 1655 года боярин Фёдор Одоевский получил приказ отправляться в Астрахань, чтобы сформировать там отряд для вторжения в Крым. Астраханский воевода Иван Пронский должен был предоставить боярину 50 детей боярских, 50 годовальщиков и 2000 конных стрельцов. Ещё тысячу солдат должен был выставить Терский городок. По сотне стрельцов предоставляли Царицын, Чёрный Яр и Саратов. В общей сложности в распоряжении Ф.Н. Одоевского должно было оказаться 3100 всадников и 300 пеших стрельцов. Этой армии предстояло спуститься вниз по Волге к Астрахани и, соединившись с калмыками, выступить к Азовскому побережью.
В начале мая на Дон пришла грамота о подготовке к походу. Донские казаки с начала 1650-х годов регулярно совершали морские походы на Крым или побережье Турции. Обычно в них участвовало 1000–2000 человек, грабивших приморские поселения. Это называлось «походами за зипунами». Казаки не только грабили, но и захватывали ясырь — полон. В начале 1655 года развернулась подготовка к новому походу: казаки строили 40 больших стругов, вмещавших до 80 человек.
В 1654 году 350 запорожцев под командованием атамана Семёна Свегуна уже совершали поход на Азовское море. Спустившись вниз по Миусу, запорожцы вышли в море, где захватили турецкий корабль и несколько мелких судов, шедших из Турции в Азов. Весной 1655 года запорожцы прибыли на Дон прежним путём и в дальнейшем действовали совместно с донскими казаками. Их возглавлял Семён Вергун (или Дергун), который, вероятно, был тем же Семёном Свегуном, желавшим повторить прошлогодние подвиги.
Военные действия начались в мае 1655 года, когда донские казаки провели своеобразную «разведку боем», разграбив татарские улусы в районе Азова и захватив в море несколько турецких кораблей. Г. Санин оценивает численность этого отряда в 10 000 казаков (как донцев, так и запорожцев), но, по-видимому, это преувеличение. Позднее, летом, во время рейда по крымскому побережью численность казаков достигала всего 3000.
И донцы, и запорожцы ожидали прибытия войска Фёдора Одоевского, но оно не явилось. Одоевский в мае дошёл до Саратова, где и остановился из-за эпидемии чумы, вспыхнувшей в астраханских степях. Болезнь оставила дома и калмыков. Вероятно, по этой причине к походу не присоединились два «заднепрянских» полка, решив, что без помощи русских бессмысленно отправляться против крымских татар. Поняв, что ждать выступления союзных сил бесполезно, казаки решили действовать самостоятельно. Грандиозный стратегический план был позабыт. Поход фактически превратился в очередной набег за зипунами.
Необходимое уточнение о пользе внимательного чтения
Освещая крымские события лета 1655 года, исследователи говорят либо об одном, либо о двух походах казаков. В первом случае упоминают совместное предприятие донцов и запорожцев на 43 стругах под командованием Павла Чесночихина и Семёна Вергуна (Дергуна). Во втором случае к нему добавляют поход, в котором участвовали исключительно донские казаки Павла Фёдорова на 34 стругах.
Однако при внимательном прочтении документов, на которые ссылаются исследователи, выясняется, что речь идёт об одном и том же походе. Путаница вызвана прежде всего разногласиями в расспросных речах станичника Ивана Савина, атамана Кузьмы Дмитриева и атамана Павла Фёдорова. Первые двое сообщали о том, что слышали, а последний — Павел Фёдоров сын Чесночихин — принимал в походе непосредственное участие. Разночтение в написании имени атамана (либо Павел Фёдоров, либо Павел Чесночихин) также сыграло свою роль в создании второго казачьего морского похода.
Захват Тамани
В начале июля 1655 года донские казаки под командованием Павла Чесночихина и запорожцы атамана Вергуна вышли в море и блокировали Керченский пролив. Десять дней казаки разоряли татарские селения на Таманском полуострове, перерезав всё судоходство в проливе. 25 июля они атаковали Тамань.
Оставив при судах небольшой отряд (Г. Боплан сообщает, что запорожцы, как правило, оставляли при каждой чайке «по два взрослых и по два мальчика», то есть казаков с джурами), казаки в сумерках скрытно подошли к городу. Численность стоявшего там гарнизона неизвестна. По словам путешественника Эвлии Челеби, который посетил Тамань в 1666 году, в крепости насчитывалось 300 солдат. Можно предположить, что и в момент казацкого штурма одиннадцатью годами ранее количество турецких солдат было примерно таким же или даже меньшим. По словам М.А. Алекберли, турецкие воины
«после вечерней молитвы — пятого намаза, очень плотно поевши, они ложились спать, как в обычное время. В Турции (…) издавна принято днём довольствоваться лёгкой пищей, а вечером есть тяжёлые блюда. После вечерней еды мусульмане погружались в крепкий сон. Эта привычка из поколения в поколение превратилась в традицию».
Сонный гарнизон не сумел дать отпор, и город был захвачен. Оказавшее сопротивление население было вырезано. В плен угодило около 400 человек. Казаки освободили 300 православных невольников (хотя, возможно, это количество освобождённых за всю кампанию). Потери нападавших были незначительными: по словам Павла Чесночихина, погибло всего 30 человек. Правда, это только потери донцов, и к ним необходимо присоединить вероятные потери запорожцев. Но всё равно картина выглядит довольно благоприятной для казаков.
После этого, используя Тамань как временную базу, казаки начали разорять азовское и черноморское побережье Керченского полуострова. Д. Яворницкий записал рассказ казака Ивана Россолоды. Ссылаясь на своего отца, он сообщал о типичных действиях казаков при набегах. Несмотря на то что описание относится к XVIII веку, столетием раньше казаки действовали, вероятно, таким же образом:
«Вот как вскочут запорожцы в какой турецкий город, то немедленно его с трёх концов зажгут, а на четвёртом постановятся да и выжидают турков, да как бегут какие, то немедленно их тут же и покладают. Таким манером как перебьют мужиков, тогда уже по хатам…».
1 августа настала очередь и самой Керчи. Однако здесь у казаков дело пошло не так гладко, как прежде. Город имел довольно многочисленный гарнизон, основу которого составлял отряд турецкой конницы — сипахи, усиленный к тому же подразделениями крымских татар, направленных ханом в город для предотвращения возможной угрозы. Подробных сведений о штурме Керчи казаками не сохранилось. С достоверностью можно сказать лишь то, что казаки «на приступах многих побили и переранили», но при этом были вынуждены отступить от города, разорив окрестности.
Казаки на крымском побережье
В августе 1655 года казаки совершили несколько рейдов вдоль южного побережья Крыма, грабя и сжигая татарские селения. Подробности этих набегов неизвестны. Можно лишь предположить, что казаки, избегая значительных столкновений, смогли разжиться добычей, заставив при этом нервничать всё татарское население полуострова. Е. Апанович приводит информацию об осаде и взятии казаками Кафы — города, в котором находился крупнейший в Крыму рынок по продаже рабов. Но это не подтверждается другими источниками. Любопытно, что даже в том источнике, на который ссылается исследователь, эта информация отсутствует.
В исторической литературе встречаются сведения о морском бое между казацкими стругами и чайками с турецкими галерами-каторгами, который завершился победой казаков. Г. Санин указывает, что это были высланные из Стамбула турецкие галеры. По мнению же Е. Апанович, в морском бою казаки атаковали шедший в Кафу турецкий караван из шести судов и захватили два судна: одно с зерном, второе с товарами. В обоих случаях исследователи ссылаются на расспросные речи атамана Кузьмы Дмитриева, который передал сведения, полученные от захваченного в плен татарина, позднее отбитого своими же. Однако в документе указано:
«…на Черное-ж де море присланы были из Царя-города для береженья катарги с людьми, а сколько каторг, и того подлинно не ведомо; и те де катарги Донские казаки, которые пошли на море, взяли».
Следовательно, версия Е. Апанович полна художественного вымысла и не соответствует действительности. Однако же и версия Г. Санина вызывает сомнения. Атаман Фёдор Чесночихин, непосредственно руководивший походом казаков, ни о каком морском бое с турецкими галерами не вспоминал, хотя, казалось бы, с чего ему замалчивать такой славный подвиг. По всей вероятности, информация о морском бое является непроверенным слухом или вообще вымыслом.
24 сентября 1655 года, когда на Чёрном море установилась непогода, отягощённые добычей казаки оставили крымские берега и направились домой.
Всё это время главные ханские силы стояли в окрестностях Перекопа. Несмотря на настоятельные просьбы поляков, Мехмед IV Гирей оставался в Крыму. Только когда стало понятно, что казаки возвращаются домой, хан выступил в поход. На дворе стоял сентябрь 1655 года, и русско-казацкая армия уже находилась в Галиции. Нанести серьёзный урон татарам донцы и запорожцы, имея незначительные силы, естественно, не могли. Главным положительным результатом их похода (кроме, конечно же, захваченной добычи) стала задержка похода основных татарских сил на украинские земли.
Поход за зипунами Степана Разина
Сведения о событиях в допетровской Руси можно почерпнуть только из сохранившихся летописей и устного народного творчества. Но летописи содержат лишь хронологию событий и краткие описания, которые часто зависели от взгляда власть имущих на происходящее. Народный эпос не всегда достоверно окружает некоторых участников событий только ореолом справедливости, отваги, героизма. Также преподносятся в нем и события восстания Степана Разина. В частности предшествовавший ему поход за зипунами.
Все доступные сегодня сведения, которые содержатся в официальных источниках о истории создания Русского государства, собраны по крупицам именно из летописей и народных преданий. Наиболее полное отражение периода походов и восстаний вольного казачества можно найти в исследованиях историка Н. И. Костомарова.
Толковать приведенные в его исследованиях факты можно различно. Как положительных высказываний о воровских походах, так и отрицательных, в книгах предостаточно. И так, посмотрим, так ли безобиден и необходим был поход за добычей в 1667-1669 годах.
Что такое походы за зипунами
Казачество в 17-18 веках не занималось земледелием. Их обязанностью была военная служба. Естественно за вознаграждение. Но хлебное довольствие в то время выплачивалось не только не регулярно, но иногда с годовыми задержками. Казаки и беглая крестьянская голыдьба, скопившая на Дону, нашли такой источник в добыче от набегов на соседей.
Почему вынужденный разбой стали называть походом за зипунами? Зипун был частью казацкой или крестьянской одежды и возможно был одной из желанных составляющих добычи. Но отнять его можно было только у представителей такого же весьма небогатого сословия. Поэтому рассказы, что грабились только богатые купеческие караваны, весьма сомнительны.
Первая часть похода
Началом похода называется май 1667 года. Но к этому времени основной костяк отряда Степана Разина был уже сформирован. В различных источниках его численность указывается от 400 до 1000 человек. Первыми жертвами грабежей стали суда, торговые пути которых проходили по Дону. Следующей целью разинской ватаги была Волга.
Первую стоянку отряд выбрал на высоких холмах около городка Паншина, который, как и Рада, уже давно служил приютом для казачьих воровских ватаг. Попытки вернуть на путь истинный новоиспеченного атамана вольного войска со стороны царского воеводы и духовных особ закончились безрезультатно. В стан к Разину пробраться никто не смог.
Далее, вероятно по речке Камышинке, разинский отряд перебрался на Волгу. К этому времени он был уже достаточно многочисленным. Как и полагается в казацком войске, отряд делился на сотни, десятки, со строгим подчинением начальству. Благодаря такой дисциплине воровские вылазки были достаточно успешными.
Весенний караван, плывший из Нижнего в Астрахань, стал первой волжской добычей. Струг со ссыльными казаки не тронули, а вот струг гостя Шорина с казенным хлебом был обчищен.
Начальник отряда сопровождения был изрублен, целовальники подвергнуты пыткам, приказчик купца повешен. Не менее страшная участь постигла и хозяев других судов. Они были повешены, заколоты или брошены в воду. Самое малое наказание получил казначей. Его просто оставили раздетым на береговом песке.
Сегодня это нам кажется крайне жестоким. Но в то время видимо было обычной пиратской практикой. Большая часть, а возможно все ссыльные стрельцы и ярыжники с захваченных судов перешли в отряд к Степану Разину.
В конце мая, начале июня уже тридцать стругов с отрядом Разина подошли к Черному Яру. Ожидаемого кровопролития не произошло. Казаки и ратники в городе заключили безмолвное перемирие. Далее путь разинских соратников лежал вниз по реке к Бузану. Здесь тоже была предпринята попытка вразумить вольного казака. Результатом стало ранение воеводы Семена Беклемишева. После его рассказов о мучительных пытках с подвешиванием на мачте попытки вернуть в родное лоно жестоких разбойников закончились.
Как все события восстания Степана Разина, так и этот поход показали, что в воинской смекалке, знании тактики, стратегии противника атаману не откажешь. До городка Красный Яр у места впадения Волги в Каспийское море отряд добрался по небольшому протоку Бузани. Далее тоже по одному из многочисленных рукавов, в город Яик. О грабежах или погромах в городе не известно. Но его стрелецкого голову Ивана Яцына атаман приказал казнить за неудачную попытку захвата части ватаги.
Здесь упоминается о первом разладе в казалось бы уже сплоченном войске. Некоторые вновь примкнувшие стрельцы отделились и пошли на Астрахань. После безрезультатных уговоров о возврате большая часть их была зарублена и сброшена в воду. Кстати сказать, все уверения в доброй воле новых кандидатов на вступление в отряд заканчивались одинаково. Добрая воля на деле была похожа на принуждение под угрозой смерти.
Уже ближе к осени ватага переместилась в самое устье реки, в урочище Емансуга. Здесь ее путь отмечен разгромом местных татар, захватом женщин и детей в полон. Порезвившись в степях, Степан Разин с командой отправился в Яик на зимовку.
Холода вольные люди пережили благодаря неожиданной дружбе с калмыками, разбившими свой стан неподалеку. Удачной торговле между ними не смогли помешать даже попытки привлечь калмыков к захвату разинской стоянки. В наказание за попытку раздора были казнены переговорщики, отправленные воеводой в стан врага.
Вторая часть похода
Зимнее затишье закончилось в марте 1668 года. Поход за зипунами был продолжен, но переместился уже на морские просторы. В летописях за целый год нет ни одного точного упоминания о промысле отряда Разина на Каспии.
Все, что известно об этом периоде, взято из устных повествований. Насколько они правдивы, не известно.
В то время прибережные территории нельзя было назвать дружественными. Принуждение к переходу в мусульманскую веру, захват в рабство, торговля рабами, грабежи торговых судов там были нормой.
Часть Дербента, Шабран, Баку более, чем за год постоянных налетов постепенно превращались в развалины. При этом потери казаков были минимальны. Сопротивление, которое оказывали жители городов, преодолевалось без труда. Наказание было жестоким. Грабились все без разбора, от купцов, до беднейших крестьян. Разрушенные дома, забитый скот, уведенные в плен женщины и дети. Все это казацкий поход на Каспий.
Персидский период
Разорив северную часть побережья, отряд Разина, в котором к тому периоду насчитывалось больше шести тысяч казаков, двинулся к персидским берегам.
Здесь проявилась хитрость предводителя казачьего войска, о которой упоминают почти все его современники. Оценив превосходство сил, которые ждут подхода отряда к городу Раша, Разин предложил переговоры.
Трудно сказать почему иранские правители на них согласились. Не может быть, чтобы слухи о казачьих набегах на Дербент и Баку не достигли этих берегов. Но факт остается фактом, переговоры состоялись. Только результат их был не таким, как ожидали городские правители. Захват в заложники хана Будара дал возможность обосноваться на пристани и даже получать ежедневное денежное довольствие.
Можно было ожидать, что идиллия долго продолжаться не сможет. Пьянство до добра не доводит. И по одной из версий оно стало причиной бегства казаков из Раши. Пьяные вояки стали легкой добычей городских жителей. Избитые до полусмерти они ретировались на свои суда, а позже и совсем из города. Есть упоминания, что после первой победы над казаками персы осмелели и сделали несколько удачных морских вылазок для вытеснения их судов с окрестных вод.
Следующая пристань казачьего войска, порт Фарабат был не столь гостеприимен. Результатом сопротивления явился настоящий погром. Разрушенные и сожженные здания, многочисленные пленники, убитые. По другой версии часть жителей ушла в горы, но поверив «правдивым» заверениям послов из войска Разина вернулась. Такая же страшная участь ждала их уже через несколько дней.
Единственные жители, которых Разин приказал не трогать, это христиане. Их точное происхождение не известно. Скорее всего они были потомками привезенных в Персию пленников.
Зимовка казаков прошла в Фарабате, вернее на одном из окрестных островков. Здесь была сделана попытка создать поселение из пленников христиан. Почти все обмененные на заложников христиане верили в освободительную миссию казаков и пополняли ряды вольного отряда.
К этому же периоду относятся попытки осесть на Каспии легально. Послы во многих городах, в том числе и в городе Испагани, рассказывали привычную сказку о тиране московском правителе, от которого сбежали все казаки, приплывшие с Разиным на Каспий.
Не всегда заверения в мире и добрых намерениях принимались на веру. Слухи о событиях в Раше, и даже в Дербенте уже достигли ушей всех жителей окрестных территорий. В это же время подоспело и официальное известие от московского правителя о настоящих целях беглых казаков.
Подготовить боеспособный флот для зимней атаки на незваных чужеземцев в Персии не успели. Казаки с началом весны направились в сторону Трухменских земель, где и продолжили список своих «побед».
Финал похода Разина за зипунами
Опустошив прибережные улусы, казаки направились обратно, к своей базе в Фарабате. Здесь их уже ждали подготовленные за зиму-весну войска и черкесские наемники. Впрочем, даже финал похода, переросшего в начало цепочки событий восстания Степана Разина, можно считать достаточно успешным.
Из семидесяти судов под предводительством Менеды-хана, были потоплены почти все. Во всяком случае, как утверждают предания, только три судна с ханом на борту одного из них спаслись бегством. По одной из версий возможность одержать легкую победу дала ошибка персов. Пытаясь окружить казаков, они сцепили свои суда прочной цепью. Подбитые суденышки тянули за собой на дно сразу нескольких соседей.
Добыча была более, чем шикарной. Кроме персидских тканей, золота, драгоценностей, в руках казаков оказались сын персидского Менеды-хана и его сестра. Именно о ней поется в песне о Стеньке Разине. Говорят, что атаман, взяв ее в наложницы, действительно привязался к прекрасной персиянке. В песне красавицу атаман бросает за борт, как было на самом деле не известно.
Но вся эпопея с походом закономерно подходила к ожидаемому концу. Большие потери в боях с ханскими войсками и при набегах на улусы, гибель двух верных соратников заставили атамана задуматься о возвращении на родину.
К потерям прибавились новые невзгоды. После победы над ханским флотом прекратилась любая поддержка по стороны местных жителей. А это постоянное отсутствия хлеба и другого продовольствия, пресной воды.
Скорее всего, первоначальной целью Разина было достижение славы, но не на чужбине, а в родном отечестве. Поход за зипунами всего лишь средство получения желаемого богатства, которое нужно для привлечения огромного количества соратников. Поэтому решение о возврате не было спонтанным и вынужденным.
Не ожидая подготовки новых сил для обороны персидских берегов, казаки направились в обратный путь. Маршрут был известен, через Волгу. О том, как проходило возвращение домой можно только догадываться. Для добывания провизии и воды был только один путь, это набеги на прибережные поселения.
Возвращение в Астрахань было обставлено с подобающей разгульным казакам помпезностью. Разбрасывание золота, подарки, гуляния продолжались не один день.
После переговоров с главой Астрахани казаки получали возможность выдвинуться на Дон, отдав при этом вооружение, часть добычи и всех пленников. Но Разин остался верен себе, проигнорировав обещание.
Благородный рыцарь или обычный пират?
Определенный образ благородного разбойника, созданный в песнях и преданиях, меркнет при ближайшем рассмотрении. Во всяком случае, поход за зипунами нельзя назвать вынужденной добычей пропитания. Нет нигде упоминаний о том, что добыча, доставшаяся казакам при набегах, раздавалась нуждающимся. Нет даже фактов, что казаки, участвовавшие в походе, возвращались к семьям и приносили им трофеи. Есть только сведения о том, что местом приюта вольных казаков перед основным восстанием стал Кагальницкий городок.
Как во время похода, так и во время основных событий восстания Степана Разина, попытки уйти из войска или отказы в него вступить сопровождались угрозами и убийствами.
Никаких целей для улучшения жизни казачьего сословия на этом этапе восстания не ставилось. Каждый из участников воровских ватаг действовал только в собственных интересах.
Да и самого атамана нельзя было назвать остро нуждающимся в срочном пополнении запасов провианта. Родился он в семье зажиточного казака Тимофея Рази. Некоторые называют причиной агрессивности Степана в зрелом возрасте убийство брата, самовольно покинувшего службу. Эту же причину называл и сам Степан на допросах в суде перед казнью.
Но, тем не менее, этот агрессивный нрав или жажда мести никак не проявлялись до 35 лет. И только в зрелом возрасте Степан Разин подался в поход за зипунами. Скорее всего, это была обдуманная подготовка к основному восстанию и проверка боеспособности казачьего войска.
К тому времени он уже имел большой опыт в ведении переговоров от лица Донского казачества, участвовал в боевых действиях против Османской империи, в походах на Крымское ханство. Поэтому его предводительство в походе казачьей голытьбы по какой-то иной причине логически не объяснимо.
Первый же результат похода, блокировка торговых путей на Волге негативно сказался на развитии сразу нескольких городов Руси и отношениях с другими странами. О негативных последствиях разбойных гулянок казаков в Каспийском море история умалчивает. Но вряд ли этот вклад был позитивным.
Но песни о благородстве Стеньки Разина поют до сих пор. И возможно до сих пор многие считают его благородным рыцарем своей эпохи.
Кто знает истину? Все летописи или иные письменные источники тех времен отражают точку зрения власть имущих. А народному эпосу чужды точная хронология или объективная подача причин и следствий поступков воспеваемых героев.