Что означает юродивый и почему их так почитали

Кто такие юродивые. Юродство и блаженные на Руси

Что означает юродивый и почему их так почитали

На Руси в качестве синонима слова «юродивый» использовали слово «блаженный».

Что означает юродивый и почему их так почитали

«Юродивый». Картина П.А. Сведомского

Василий Блаженный

На Руси юродивые пользовались особым почитанием в XIV-XVI веках. В это время блаженный становится «ходячей мирской совестью, живым образом обличения людских пороков», считал историк Василий Ключевский. Русская православная церковь причислила к лику святых более тридцати юродивых.

Что означает юродивый и почему их так почитали

Сообщали, что у гроба Василия происходят чудеса. При патриархе Иове чудотворца причислили к лику святых, а царь Федор Иоаннович повелел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного.

Что означает юродивый и почему их так почитали

Василий Блаженный. Икона

Никола Салос

Что означает юродивый и почему их так почитали

Никола Салос на картине А.П. Рябушкина «Иоанн Грозный с приближенными»

Никола Салос погребен под псковским собором Святой Троицы.

Юродивый в трагедии и опере «Борис Годунов»

Что означает юродивый и почему их так почитали

Иван Козловский в роли Юродивого в опере «Борис Годунов»

Пушкин признавался, что «никак не мог упрятать всех моих ушей под колпак Юродивого».

В опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» Юродивый почти дословно воспроизводит пушкинский текст. Однако затем Николка появляется еще раз и пророчествует о наступлении “смутного времени: «Скоро враг придет, и настанет ночь. Горе, горе Руси тогда. » Плачем блаженного опера и заканчивается.

​ Лейтесь, слезы, лейтесь,
Слезы горькие.
Плачь, плачь, душа
Православная,
Скоро враг придет,
И настанет тьма,
Темень темная,
Непроглядная.
Плачь, плачь, русский люд,
Голодный люд.

Источник

ЮРОДИВЫЙ

Юро́дивый (гр. σαλός, слав. глупый, безумный), сонм святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: “Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их” (1 Кор. 3, 18-19), ср. еще: “Мы безумны Христа ради” (1 Кор. 4, 10).

Юродивые отказывались ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом они ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм.

Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного.

Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.

Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия, весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.

История

Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее σαλή позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше.

Евагрий Схоластик (+ ок. 600) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг – ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие (άπάθεια), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неапольским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI-VII вв.

Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д.

Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V-VI вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф. 8, 29; Мк. 5, 7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского, в житии Андрея, юродивого цареградского и т.д.).

Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного Церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова, святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (+ 1186/1187) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о “божиих людях”, принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цец (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цец пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало.

Юродивые в России

Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (+1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV – первую половину XVII в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания [1]. К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай Псковский, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д.

В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.

Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет:

Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн: «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».

По свидетельству иностранцев, юродивых в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.

Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV-XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.

Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.

Использованные материалы

[1] Житие было написано в Византии, видимо, в X в. и вскоре переведено на славянский; время жизни Андрея отнесено к V в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают думать, что Андрей Блаженный является вымышленной фигурой

Источник

Юродство: люди и тексты

Евге­ний Водо­лаз­кин
(рас­шиф­ровка встречи с чита­те­лями)

Юрод­ство зача­стую свя­зы­ва­ется исклю­чи­тельно с Рос­сией в быто­вом созна­нии или с Русью, что в корне неверно, потому что сход­ные явле­ния суще­ство­вали в разных куль­ту­рах — едва ли не во всех куль­ту­рах — хри­сти­ан­ских, нехри­сти­ан­ских; такого рода роль в обще­стве суще­ство­вала. Всё, что про­ис­хо­дит в мире, так или иначе соот­вет­ствует опре­де­лён­ным ролям, кото­рые те или иные люди играют. Мы знаем, что в обще­стве всегда есть лидер, в обще­стве всегда есть шут, и так далее. То есть само по себе это явле­ние не уни­кально, но юрод­ство — это не просто шутов­ство, не просто экс­цен­трика, и это нужно пони­мать. Юрод­ство — это особый духов­ный подвиг, и вот об осо­бен­но­стях этого духов­ного подвига мы с вами сего­дня и пого­во­рим.

Юрод­ство — это не чисто рус­ское явле­ние, как я уже сказал, это так. Но наи­бо­лее ярким цветом оно про­цвело именно в России, и это тоже нужно пони­мать. Кто его знает, почему. Может быть потому, что рус­ское ухо наи­бо­лее чутко к ирра­ци­о­наль­ному, может быть, это отно­сится к другим каким-то свой­ствам. Но юрод­ство на Руси было делом рас­про­стра­нен­ным, хотя, повторю, не исклю­чи­тель­ным. Как я уже сказал, юрод­ство — это не просто экс­цен­трика, хотя экс­цен­трика могла вклю­чаться в пове­де­ние юро­ди­вого и чаще всего вклю­ча­лась. Юрод­ство, если гово­рить коротко, это свя­тость, кото­рая хочет само себя скрыть. И поэтому юрод­ство это не пер­фо­манс, то есть внешне это может выра­жаться как пер­фор­манс, но это только пена над тем глу­бо­ким дви­же­нием воды, кото­рая идет под поверх­но­стью. Это свя­тость, кото­рая скры­вает себя, кото­рая, если угодно, стес­ня­ется сама себя. Святой стес­ня­ется быть святым, святой стес­ня­ется своей славы, и он начи­нает юрод­ство­вать. Об одном юро­ди­вом гово­рится, что днём он сме­ялся над миром, а ночью его опла­ки­вал. И как здесь не вспом­нить зна­ме­ни­тое гого­лев­ское о види­мом миру смехе и неви­ди­мым миру слезах, потому что для Гоголя его слу­же­ние было, если угодно, ну если не родом юрод­ства, то явле­нием каким-то доста­точно близ­ким. Юро­ди­вый — это чело­век, порвав­ший с обще­ством. Заметьте: очень важная черта юро­ди­вых в том, что юро­ди­вые, как пра­вило, не юрод­ствуют по месту житель­ства, что назы­ва­ется, по месту рож­де­ния. Юро­ди­вый обычно уходит. Уходит из род­ного города, из родной страны. Может быть, вы не знали, но это очень инте­ресно: многие, или ряд юро­ди­вых под­вя­зав­шихся на Руси, были ино­стран­цами, они не были рус­скими. Это были немцы, напри­мер, люди из латин­ских стран. Толи их куль­тура соб­ственно была слиш­ком для них серьёзна, то ли хоте­лось ради­кально сме­нить социум, но это люди, кото­рые при­ез­жали юрод­ство­вать на Русь из даль­них пре­де­лов.

Юро­ди­вый в чём-то сродни биб­лей­скому про­року, причём по несколь­ким пунк­там. Ведь пророк — это в биб­лей­ском смысле не только тот, кто пред­ска­зы­вает буду­щее. Если вы зна­комы с тек­стом Свя­щен­ного Писа­ния, вы помните, что про­роки не только пред­ска­зы­вают — про­роки обли­чают. И это едва ли не более важная функ­ция про­рока обли­чать, то, что назы­ва­ется «гла­го­лом жечь сердца людей» — обли­чать грехи, обли­чать власти, обли­чать всё, что достойно обли­че­ния. Пророк это такой голос истины. И в этом смысле, конечно, роль про­рока в рус­ском Сред­не­ве­ко­вье играли юро­ди­вые, кото­рые и обли­чали, но и пред­ска­зы­вали буду­щее, как мы увидим позже. Нако­нец, юро­ди­вые были тем инсти­ту­том, были той един­ствен­ной, может быть, кате­го­рией насе­ле­ния, кото­рая в Сред­не­ве­ко­вье вообще могла высту­пать против. Время было непро­стое, Сред­не­ве­ко­вье, и вспом­ним зна­ме­ни­тый сюжет, опи­сан­ный, кстати, не только рус­скими источ­ни­ками, но и ино­стран­ными, о том, как Иван Гроз­ный — в общем, злодей, если назы­вать своими име­нами всё, — он сна­чала разо­рил Нов­го­род и дви­нулся на Псков, чтобы сде­лать точно тоже с Пско­вом, и по дороге он встре­тил Николу Салоса — юро­ди­вого псков­ского. Это было пост­ное время, и Никола вдруг пред­ло­жил ему кусок мяса. Иван воз­му­тился и гово­рит: да как ты смеешь пред­ла­гать мне мясо, сейчас же Вели­кий пост! А Никола ему отве­чает: да ты людей ешь, что тебе мясо. Такое мог ска­зать только юро­ди­вый в сред­не­ве­ко­вой Руси. И самое-то уди­ви­тель­ное — после этого Иван повер­нул войска обратно в Москву, он не стал брать Псков, то есть он испу­гался, потому что это был глас Божий, и он это пони­мал. И кроме юро­ди­вого, такое сде­лать было абсо­лютно некому.

Я сказал два слова о сути юрод­ства, самое крат­кое. А теперь я хочу, чтобы мы с вами обра­ти­лись к тек­стам, кото­рые повест­вуют о юро­ди­вых, потому что текст — это то, чем зани­ма­ется фило­лог, и я хочу, чтобы вы просто немножко послу­шали этот заме­ча­тель­ный язык и эти заме­ча­тель­ные выра­же­ния, кото­рыми юро­ди­вые опи­сы­ва­ются. Где опи­сы­ва­ются пре­иму­ще­ственно юро­ди­вые? Конечно, в Житиях. К сожа­ле­нию, мало кто знает, что такое Жития по сути — это я заклю­чаю из вопро­сов, кото­рые мне задают часто из рецен­зий. Счи­та­ется что Жития — это нечто скуч­ное, это такие, в общем, эти­кет­ные жиз­не­опи­са­ния, сухие, сплошь с ног до головы цер­ков­ные, мало­ин­те­рес­ные. Это глу­бо­чай­шее заблуж­де­ние. Если в сред­не­ве­ко­вой лите­ра­туре мы найдем этот захва­ты­ва­ю­щий сюжет — это в первую оче­редь Житие, то есть любой совре­мен­ный детек­тив мерк­нет в срав­не­нии с хорошо напи­сан­ными Жити­ями. Поэтому надо сразу же отка­заться от того стран­ного пред­став­ле­ния, кото­рое часто ни на чём не осно­вано, той мифо­ло­гии о скуке Житий — это захва­ты­ва­ю­щие тексты. Когда мне при­хо­дится читать сту­ден­там лекции, я всегда говорю: читайте Жития, это более захва­ты­ва­ю­щее чем «Гарри Поттер». Я при­зы­ваю и вас Жития почи­тать.

А сейчас мы, может быть, вместе пого­во­рим об этих Житиях. Сейчас мы вспом­ним об основ­ных фун­да­мен­таль­ных каче­ствах юрод­ства, и будем смот­реть, как это выра­жа­ется в Житиях. Прежде всего о Житиях, что это за тексты. Одно из рас­про­стра­нен­ных мнений о Житиях, что они похожи друг на друга тек­сту­ально. Правда это? Да, это правда. Даже в совет­ское время это было частью про­па­ганды — что Жития — это ложь, поскольку одни Жития повто­ряют другие. Это дей­стви­тельно так — в целом ряде слу­чаев Жития повто­ряют преж­ние Жития. Почему так? Да потому, что созна­ние сред­не­ве­ко­вого чело­века было устро­ено совер­шенно отлично от нашего. В Сред­не­ве­ко­вье нет поня­тия пла­ги­ата, и в Сред­не­ве­ко­вье была ситу­а­ция, кото­рую выда­ю­щийся немец­кий визан­ти­нист Карл Крум­ба­хер описал как «лите­ра­тур­ный ком­му­низм». Что нра­вится в чужом тексте — то и беру. Почему это? Да потому, что было стрем­ле­ние к совер­шен­ному тексту. Этот текст созда­вался из хоро­ших тек­стов, но он должен был быть ещё лучше, чем преж­ний хоро­ший текст. Если чело­век встре­чает хоро­ший текст — почему же его не исполь­зо­вать. Лучше это или нет? — Нет. Обман это или нет? Нет. Почему? Да потому, что автор, как пра­вило, даже не под­пи­сы­вался. Это не было пред­ме­том его автор­ской гор­до­сти, он не полу­чал за это денег, однако если учесть, что боль­шин­ство сред­не­ве­ко­вых тек­стов ано­нимны, то понятно, что ни о каком пла­ги­ате речи быть не могло.

Как я уже гово­рил, важен мотив ухода из дома и стран­ни­че­ства. Юро­ди­вый поки­дает свой дом. Вы знаете, может быть, чисто по-чело­ве­че­ски, пси­хо­ло­ги­че­ски это понятно. Трудно быть юро­ди­вым там, где тебя там знают нор­маль­ным. А почему так? Да потому, что подвиг их в основе своей по сути очень похож — в нем есть свои отли­чия, — но это также уход от мира. Только пре­по­доб­ный уходит от мира в мона­стырь и скры­ва­ется от него, а юро­ди­вый уходит от мира другим обра­зом. Он вроде бы оста­ётся в миру, но он не при­над­ле­жит этому миру. Сума­сшед­ший не при­над­ле­жит соци­уму, он уходит от того мира, где он жил — от мира своих роди­те­лей, своей семьи, но к тому миру, в кото­рый он при­хо­дит, он не при­со­еди­ня­ется, он суще­ствует вне его, он для них ненор­маль­ный, он сума­сшед­ший, он урод — юро­ди­вый — это слово «урод». То есть он тот, кто не в ряду со всеми, и в этом отно­ше­нии подвиг юро­ди­вого — это такой же уход от мира, как подвиг мона­хов-отшель­ни­ков. И неуди­ви­тельно, что жиз­не­опи­са­ние мона­ше­ские очень напо­ми­нают жиз­не­опи­са­ния юро­ди­вых.

Как я уже гово­рил, подвиг юрод­ства — это подвиг сверх­за­кон­ный, То есть это, то чего не тре­бует самый стро­гий устав, это то послед­нее, что чело­век может отдать Богу, это выше того, что чело­век отдает Богу свое тело — он отдаёт свою лич­ность. Это послед­нее, что он может пода­рить Богу. Вот на это идёт юро­ди­вый, и поэтому подвиг сверх­за­кон­ный. Надо ска­зать, что в соче­та­нии двух подви­гов — отшель­ни­че­ства или мона­ше­ства и юрод­ства — они не про­ти­во­по­став­лены. Более того — монах может юрод­ство­вать, были и юро­ди­вые монахи. В част­но­сти можно вспом­нить об Иса­а­кии Печер­ском, о кото­ром повест­вует Киево-Печер­ский пате­рик. Чело­век Иса­а­кий, кото­рый про­сла­вился среди братии своей пра­вед­ной жизнью, начи­нает юрод­ство­вать. Почему? Он боится, что «слава от чело­век», как гово­рит Житие, не даст ему славы от Бога. И вот чтобы изба­виться «славы от чело­век», как гово­рят Жития, «бежа славы от чело­век», святой начи­нает юрод­ство­вать. Вот как гово­рит об этом Киево-Печер­ский пате­рик. Един же повар также бе именем тем Исаак Ильич и рече посме­яся (там два Исаака было — один повар, а другой Исаак, кото­рый служил на поварне, вот этот юро­ди­вый), и повар гово­рит Исааку посме­яся. Иса­а­кие, воно сидит вранче, иди ийми его (вон черный ворон сел на окно, он гово­рит: пойди, возьми ворона — это просто была такой шуткой.) Он же (то есть Иса­а­кий юро­ди­вый) покло­нися доземля и шед я врана и при­неси его перед всеми повары. То есть а он покло­нился, подо­шел к ворону, взял его и принес. И все оне­мели. И ужа­со­шася (ужас­ну­лись) вси о бывшем и пове­даша игу­мену и начата братиа оттоле честити его. Иса­а­кий же, не хотя славы чело­ве­че­ския, нача урод­ство тво­рити и пако­стити нача: ово игу­мену, ово же братии, ово мирь­скым чело­ве­ком. Друзии же и раны ему дааху. И нача по миру ходити и тако уродся сътвори…

Допу­стим, Жития Арсе­ния Нов­го­род­ского. Про­ведя в пра­вед­ных трудах около пяти лет, Арсе­ний заслу­жил особый почет окру­жа­ю­щих, кото­рого решил избе­жать, скрыв свои доб­ро­де­тели под маской юрод­ства. И в тако­вых под­ви­зях пребыв святый сей до пяти­лет­него вре­мени в ня же лета не моглоша ута­и­тися добрыя его детели (это доб­ро­де­тели). Исто­рия слов: «добрыя детели» — стя­ну­лось потом в «доб­ро­де­тели».

Что для юро­ди­вых важно и что их объ­еди­няет с пре­по­доб­ными, то есть со свя­тыми мона­хами? Это то явле­ние, кото­рое в запад­ном бого­сло­вии назы­ва­ется Imitatione Christi — под­ра­жа­ние Христу. И юро­ди­вый, и пре­по­доб­ный — они под­ра­жают Христу, и это, соб­ственно говоря, их важ­ней­шая задача. То есть — я опять повто­ряю рефре­ном — юрод­ство это не ёрни­че­ство, это не шутов­ство, просто само по себе это под­ра­жа­ние Христу, кото­рое не хочет быть узнан­ным и уви­ден­ным. Вот в службе Васи­лию Бла­жен­ному гово­рится: егда найдя на тя боже­ствен­ное раче­ние Васи­ли­е­чудне тогда мир­скими тешу трясе усердно после­дова Христу скорб­ным и тесным путем шествуя. Но упо­доб­ля­ется юро­ди­вый не только Христу — он упо­доб­ля­ется анге­лам. И здесь тоже — вот я опять ставлю это уда­ре­ние — заметьте, юрод­ские Жития очень похожи на Жития пре­по­доб­ных. Вот это уди­ви­тель­ное явле­ние, кото­рое нужно хорошо запом­нить, потому что подвиги их по сути своей очень близки. Есть очень извест­ное опре­де­ле­ние мона­ше­ства. Монах — это земной ангел небес­ный чело­век. Земной ангел и небес­ный чело­век — так опре­де­ля­ются монахи. И вот также опре­де­ля­ются юро­ди­вые. Срав­не­ние с анге­лами — это очень частое опре­де­ле­ние юрод­ства. Это ещё визан­тий­ская фор­мула «земной ангел, небес­ный чело­век». Вот это то, что опять-таки запад­ная наука бого­сло­вия назы­вала «imitatio angelorum» — ими­та­ция анге­лов, под­ра­жа­ние анге­лом. Так вот в службе Арсе­нию Нов­го­род­скому гово­рится: кто не твоя преб­ла­женне подвиги и воз­дер­жа­ния может испо­ве­дати, пре­муд­рее отче Арсе­ние, небес­ный чело­вече, земный ангеле. Опять-таки чисто мона­ше­ское опре­де­ле­ние дается юро­ди­вому. Ту же фор­мулу в этом кон­тек­сте нахо­дим в службе Васи­лию Бла­жен­ного: пре­ста­вися к вечным оби­те­лям и быв еси земный ангел и явися небес­ный чело­век.

Теперь особый пункт, о кото­ром мы гово­рили, и кото­рый я тоже хочу про­ил­лю­стри­ро­вать тек­стами Житий — это так назы­ва­е­мое том­ле­ние тела. То есть пре­зре­ние или, как иногда гово­рили, удру­че­ние тела, том­ле­ние тела. Житиям юро­ди­вых, как и Житиям святых мона­хов, пре­по­доб­ных, свой­ственна аскеза, свой­ственно вот это самое том­ле­ние тела. Аскеза юро­ди­вых в целом тра­ди­ци­онна, она при­мерно такая же, как аскеза мона­хов. Они изну­ряют себя постом, носят на теле кресты и вериги. Вот, напри­мер, Иоанн Боль­шой Колпак носил желез­ный колпак, носил вериги в два пуда и на срам­ных местах он ещё сделал себе медные кольца, чтобы бороться с похо­тью. Как юро­ди­вые, так и пре­по­доб­ные носили вла­ся­ницы, кото­рые ужасно цара­пали тело — к ним невоз­можно было при­вык­нуть, это вообще очень грубый мате­риал такой, с ост­рыми нитями, кото­рые уве­чили тело. Еще для Север­ной Руси свой­ствен­ный момент — это комары. То, что к несча­стью, потом пре­вра­ти­лась в пытку на Солов­ках, в конц­ла­гере, когда чело­века ста­вили на ночь на «кома­рики», как это назы­ва­лось, и на утро он умирал просто — из него выпи­вали всю кровь комар за ночь. A в Север­ной России комары — это страш­ное бед­ствие. Так вот святые удру­чали свою плоть тем, что раз­де­ва­лись до пояса или цели­ком, и ночью шли на болото. И на утро их нахо­дили без созна­ния и просто при­во­дили в чув­ство. Но только так чело­век мог побе­дить свою плоть, ставя себе такую задачу.

А вот в Житии Иосифа Зао­ни­ки­ев­ского в прак­тику вошло вре­мен­ное юрод­ство в стенах мона­стыря. По том прис­но­по­ми­на­е­мый Иосиф бла­го­урод­ство приим и начат в пазусе своей каме­ние носити, овогда песок и персть носити ухищ­ренно. То есть за пазу­хой своей он начал носить землю и камни. Тело свое удру­чая и в мраз­нощ­ный в той часовне тру­дяся. И на тело свое вла­ся­ницу неяв­ленно воз­деже (то есть он под одеж­дой наде­вал вла­ся­ницу, чтобы никому не было видно, что он носил вла­ся­ницу), от еяже остроты вси видеша по ногу его капли крови на землю непре­станно течаху. То есть вла­ся­ница этими своими ост­рыми шипами так ранила тело, что поняли что, он носит вла­ся­ницу только потому, что уви­дели, что на его ногах кровь, кото­рая капала с его тела.

А ноше­ние камней и ручная работа, конечно, напо­ми­нает нам зна­ме­ни­тую петер­бург­скую юро­ди­вую Ксению Бла­жен­ную, кото­рая по ночам зано­сила кир­пичи на леса стро­и­тель­ные, чтобы днем стро­и­тели могли про­дол­жать на работу над стро­и­тель­ством церкви Смо­лен­ской Божьей Матери в Петер­бурге. Будучи тра­ди­ци­он­ной, обычно аскеза иногда имела и нетра­ди­ци­он­ные формы. Напри­мер, юро­ди­вый Иван Сам­со­но­вич Соль­вы­че­год­ский — Он выщи­пы­вал по волоску себе бороду. Это, в общем, тоже было одной из сред­не­ве­ко­вых пыток, и он сам себе эту пытку при­ду­мал, и, как гово­рит Житие “иную досаду тво­ряше телу своему, мно­жи­цею бо истор­гану браду свою являше до толика, яко и власу ни еди­ному явля­тися” (что не было ни одного волоса) “еще же и лица своего плоть сщи­паше до язв кров­ных своими руками” (даже с кус­ками мяса он выры­вал бороду). И тако мучи себе Бога ради, томя плоть свою. Чело­век выщи­пы­вал свою бороду — а быть без бороды сред­не­ве­ко­вому чело­веку было непри­лично. Мы можем это понять, как стра­дали бояре, кото­рых Петр лишал бороды, когда боролся со Сред­не­ве­ко­вьем, они гово­рили, что наши лица голы. Зре­лому чело­веку появиться на людях без бороды было все равно что появиться без штанов. В Житии Арсе­ния Нов­го­род­ского рас­ска­зы­ва­ется о том, как Арсе­ний, если риза у него уже совсем про­ху­ди­лась, он доста­вал где-то лос­кутки, под­ши­вал те места, кото­рые про­ху­ди­лись, и его риза состо­яла из сплош­ных латок. И агио­граф очень образно выра­жает эту мысль — он опи­сы­вает, настолько плохой была риза Арсе­ния Нов­го­род­ского — так вот он такой образ исполь­зует, что если бы его ризу бро­сить в Нов­го­роде на торгу, и она лежала бы три дня посреди торга, то всё равно бы никто ее не поднял. А если мы учтем, что в Сред­не­ве­ко­вье одежда зна­чила очень много — одежды у людей было мало, одежда была доро­гой — одежда и пита­ние — то можно понять, насколько плохой была риза Арсе­ния.

Еще один пункт. Это без­молв­ство­ва­ние. И святые юро­ди­вые, и святые монахи часто без­молв­ство­вали. Без­молв­ство­ва­ние могло иметь разные формы. Из рус­ских святых, из рус­ских юро­ди­вых, к мол­чаль­ни­кам в опре­де­лён­ной сте­пени может отно­ситься, напри­мер, Михаил Клоп­ский. Он не был мол­чаль­ни­ком в прямом смысле, но когда его что-то спра­ши­вали или когда ему что-то гово­рили, он просто повто­рял послед­ние слова вопроса или послед­ние слова ска­зан­ного ему. Больше он не гово­рил ничего. Вот как о Васи­лии Бла­жен­ном ска­зано: в народе живый без­молв­ствуя, яко в столпе пре­бы­вая, хра­не­ния положи устом свои мол­ча­нии не гла­го­лаше яко без­гла­сен. О Про­ко­пии Вят­ском как ска­зано: речи его ник­тоже уведе, токмо в мол­ча­нии пре­бы­вая. А вот о Симоне Юрье­вец­ком ска­зано вот как (это я тоже исполь­зую в романе): его нашли в лесу, он ничего не гово­рил точию имя свое часто­ре­че­нием, якоже обычай бывает изу­мив­шимся, изве­щая, Симона себе име­но­ваше. Вот это кра­си­вое сло­вечко «часто­ре­че­ние» — «часто­ре­че­нием изве­щаше» — он гово­рил: Симон Симон Симон — это един­ствен­ное, что он гово­рит. Я это сло­вечко даже вста­вил в роман, оно очень кра­си­вое такое — часто­ре­че­ние. Это тоже была форма без­молв­ство­ва­ния. Кстати говоря, по выра­же­нию Алек­сандра Михай­ло­вича Пан­ченко, без­мол­вие — это иде­аль­ный язык юро­ди­вого. Соб­ственно говоря, всё, что он хотел ска­зать, он гово­рил своим пове­де­нием. Напри­мер другой юро­ди­вый — Иван Сам­со­но­вич Соль­вы­че­год­ский — он молчал, не отве­чая на обра­щен­ные к нему вопросы, или, как гово­рит Житие: иногда неда­ра­зум­ные речи гла­го­лаше, елико их не можно разу­меть.

Еще очень важный пункт, кото­рый объ­еди­няет юрод­ские Жития с пре­по­доб­ни­че­скими — это мотив того, что святой не имеет ничего, кроме своего тела. Вот это часто под­чер­ки­ва­ется — что у свя­того только и было, что его тело, больше он ничем не обла­дал. И вы знаете, что уди­ви­тельно сов­па­дают юрод­ские Жития с пре­по­доб­ни­че­скими даже там, где они, каза­лось бы, не могут сов­па­дать. Кстати, вот про роман немножко — как ком­мен­та­рий к роману встрою: в романе опи­сы­ва­ется у меня постри­же­ние. Как про­хо­дило постри­же­ние? Постри­га­ю­щий просил подать ему нож­ницы — под­стри­га­е­мый пода­вал ему нож­ницы, и постри­га­ю­щий нож­ницы ронял и гово­рил: подай мне еще раз нож­ницы, тот ему пода­вал нож­ницы, и так про­хо­дило три раза — чтобы все при­сут­ству­ю­щие убе­ди­лись, что чело­век под­стри­га­ется доб­ро­вольно, а не по при­нуж­де­нию. И вот на третий раз, когда под­стри­га­ю­щий полу­чал нож­ницы, он состри­гал часть волос с головы буду­щего монаха или схим­ника — есть два типа этого собы­тия; и он гово­рил, чтобы с воло­сами упали «долу вле­ку­щие муд­ро­ва­ния» — то есть те мысли, кото­рые влекут вниз — долу вле­ку­щие муд­ро­ва­ния. Уди­ви­тельно, но этот топос исполь­зуют и Жития юро­ди­вых, хотя, каза­лось бы, юро­ди­вые, как пра­вило, не под­стри­га­лись. Но как это дела­ется-чело­век решил юрод­ство­вать, и он сбра­сы­вает с себя одежду, он ходит нагим, и Житие его гово­рит: и вместе с одеж­дой упали долу вле­ку­щие муд­ро­ва­ния. То есть сбра­сы­ва­ние юро­ди­вым с себя одежды рав­но­ценно сбра­сы­ва­нию вот этому волос при постри­же­нии, почему и назы­ва­ется «постри­же­ние в монахи». И юро­ди­вые, и пре­по­доб­ные уми­рают для мира — мы уже гово­рили об этом, это фор­му­ли­ру­ется древ­не­рус­скими тек­стами как «умерт­вие в миру» или «умерт­вие мирови». Это один из харак­тер­ных топо­сов пре­по­доб­ных, кото­рые мы встре­чаем уже в Житии Фео­до­сия Печер­ского, когда мать, узнав, что он при­ни­мает мона­ше­ство — Фео­до­сий, — начи­нает пла­кать о нём как о мерт­вом, и часто о мона­хах их роди­тели, их родня, пла­кали как о мерт­вых, потому что они пони­мали, что из того мира — мира живых, мира в при­выч­ном смысле, монах уходит навсе­гда. Это начи­на­ется ино­бы­тие этого чело­века, он ещё живет как бы, но для мира он умер, причем умер настолько бук­вально, что дей­стви­тельно пла­кали. Потому что этот чело­век при­над­ле­жит уже не людям, не родне — он при­над­ле­жит только Богу. И вот эта фраза «умерт­вие миру» — она каса­ется и юро­ди­вых, потому что когда юро­ди­вый начи­нает юрод­ство­вать, он уми­рает для мира. Как мы уже гово­рили, он уми­рает для мира — того, в кото­ром он родился, из кото­рого ушел, но уже не ожи­вает для того мира, в кото­рый он пришел — в новый социум, он суще­ствует только в духов­ном мире, он суще­ствует только для Бога. Был такой святой Стефан Галич­ский — Степан Тро­фи­мо­вич Нечаев — он оста­вил уни­каль­ное письмо — про­щаль­ное письмо своей семье. Таких писем больше нет. Уходя юрод­ство­вать, он оста­вил уди­ви­тель­ный совер­шенно текст — он пишет своей матери Евдо­кии, жене Аки­лине. Письмо Сте­фана — это как бы про­щаль­ный завет уми­ра­ю­щего, он пишет это письмо и назы­вает все время себя мерт­ве­цом, а мать при этом голо­сит над ним, как над покой­ни­ком. Стефан заяв­ляет о смерти миря­нина и рож­де­нии юро­ди­вого. Вот как он пишет (и тут он пишет, кстати, совер­шенно так, как гово­рят ухо­дя­щие в мона­ше­ство): аще и телом отстаю от вас, но духом всегда с вами есмь, и попе­че­ние имея о вас, дабы изба­вил нас Бог от иску­ше­ния люта. Аще и телом отстоя от вас, но духом с любо­вью каса­яся ног ваших, про­ще­ния прошу от коеж­дого и до послед­него. Он просит про­ще­ния у всех, и гово­рит о том, что он уми­рает для мира.

Под­веду крат­кие итоги — в чем был пафос моего сего­дняш­него выступ­ле­ния о юро­ди­вых. В том что юрод­ский подвиг — это подвиг своего рода мона­ше­ский, и это не раз­мыш­ле­ния иссле­до­ва­те­лей — цити­руя мно­го­чис­лен­ные пре­крас­ное древ­не­рус­ские тексты, я вам пока­зал, что древ­не­рус­ский чело­век юрод­ство вос­при­ни­мал как род мона­ше­ства, и поэтому мне иногда после лекции о юро­ди­вых гово­рили: А вот таки это пер­фор­манс — это юрод­ство или нет? Там же есть эле­менты юрод­ства. Я говорю: да, эле­менты юрод­ства есть, но это самый незна­чи­тель­ный эле­мент юрод­ства, соб­ственно говор экс­цен­трика. И в общем, это дей­стви­тельно можно упо­до­бить пене над глу­бо­ко­вод­ным каким-то дви­же­нием. Если этого дви­же­ния нет, то оста­ется только пена, а пена может быть раз­ного про­ис­хож­де­ния, и ничего в ней спе­ци­фи­че­ски юрод­ского нет. Знаете, пара­доксы юрод­ства мнимые — всё что кажется стран­ным, в юрод­стве оно легко объ­яс­ня­ется, если войти в логику юрод­ства. Напри­мер, юро­ди­вые целуют стены одних домов в кото­рых живут небла­го­че­сти­вые люди или раз­врат­ные, гладят эти стены домов и бро­сают кам­нями в стены домов, где живут люди пра­вед­ные, бла­го­че­сти­вые. И выяс­ня­ется, что это не слу­чайно. Потому что юро­ди­вый целует и гладит тех анге­лов, кото­рые изгнаны из этих домов и не могут нахо­диться в этих домах — юро­ди­вый с ними раз­го­ва­ри­вает и просит их всё-таки побыть здесь, не ухо­дить и посмот­реть за этими людьми, и, может быть, помочь им. А кам­нями он швы­ряет в бесов, кото­рые не могут войти в дома людей бла­го­че­сти­вых и живут возле дверей, потому что в доме чело­века бла­го­че­сти­вого бес жить не может.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *