Что означает фраза молчание ягнят
«Молчание ягнят» Джонатана Демми
«Молчание ягнят» режиссера Джонатана Демми – гениальный психологический триллер, сделанный по всем канонам жанра. Он запомнился любителям кино как один из самых жестоких фильмов в истории. От рассудительности и хладнокровия главного героя Ганнибала Лектера становится не по себе с первых минут просмотра. Пытаясь сравнивать главного героя, в исполнении Энтони Хопкинса, с другими знаменитыми злодеями, приходишь к мысли, что Ганнибал Лектер вобрал в себя от своих коллег по злодейскому цеху все самое запоминающееся и эффектное. Он не выглядит сумасшедшим маргиналом, но наоборот способен вызвать некоторую долю уважения: дьявольски умен, изобретателен и обладает обширными знаниями человеческой психологии.
Образ гениального преступника был тщательно продуман, в первую очередь самим Энтони Хопкинсом, которому пришлось окунуться в закулисье преступного мира: изучить многие реальные досье и понаблюдать за судебными процессами, чтобы вжиться в свою роль. Среди объектов его изучения была и биография знаменитого маньяка Чарльза Мэнсона. Хопкинс даже перенял одну его особенность – не моргать во время разговора. В совокупности с крупным планом лица Лектера, это придавало образу еще большую демоничность.
Вероятно, успех ленте обеспечила блестящая игра Энтони Хопкинса, который получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, появляясь в кадре всего лишь на 16 минут в почти двухчасовой картине. Актеру удалось настолько сконцентрировать внимание на собственном персонаже, что зрителям его герой кажется всеобъемлющим даже в те моменты, когда Лектера непосредственно нет в кадре. Примером можно служить сцена, в которой Клариса попадает в дом разыскиваемого маньяка Буффало Билла и по косвенным признакам понимает, что Лектер оказал на него большое влияние. Если человек попадал в его паучью сеть обаяния, то ловушка моментально захлопывалась, и тот всем своим существом становился зависим от воли злого гения.
Вероятно, именно этой особенностью психологии главного героя объясняется и название фильма. Трактовка тут может быть весьма неоднозначной. С одной стороны, это почерпнутая из Библии фраза говорит о молчании жертвы перед лицом Бога, ощущении агнца перед закланием — почти что кафкианское немое вопрошание перед высшим разумом. С другой стороны, аллегорическую фразу «молчание ягнят» можно понимать и в фрейдистском контексте как молчание сознания, совести, внутренних голосов. Данная версия обосновывается и некоторыми моментами в фильме из биографии Кларисы. В ее случае, это воспоминание о детской травме, связанное с образом ягнят, которых она безуспешно пыталась защитить. На Лектера тоже повлияла детская травма, и это стало импульсом к началу отношений с Кларисой. Фильм заканчивается фразой доктора Лектера, сказанной почти что в насмешку: «Кларисса, дайте мне знать, когда Ваши ягнята замолчат».
Передаваемое на экране ощущение постоянного нагнетания атмосферы (саспенс) роднит «Молчание ягнят» со стилем Альфреда Хичкока, который был первооткрывателем многих приемов триллера. Характерно в этом смысле использование знаков-маркеров, разряжающих накаленную до предела сцену. Чего стоит эпизод с распятым полицейским на камерной клетке или изображение дома Буффало Билла. Весь фильм полон таких небрежно разбросанных символов-аллегорий, намеков, как, например, еле заметная деталь, вписанная в интерьер дома злодея – кокон бабочки, оставляемый во рту будущей жертвы. Кстати, сам дом был предоставлен для съемок учителем средней школы Гарольдом Ллойдом. Однако, в конечном итоге мужчина остался не удовлетворен результатом такого любезного приглашения. По его словам, из дома пропали некоторые предметы, а съемочная группа была достаточно груба. Воспоминания оказались настолько тягостными, что особняк впоследствии был выставлен на продажу по чрезвычайно сниженной цене.
Основная сюжетная линия фильма периодически обрывается, в кульминационные моменты уходит в сторону, образуя все новые и новые побочные истории. Это создает уникальный образный мир «Молчания ягнят», всеобъемлющую реальность, которая полностью поглощает зрителей и заставляет непременно досмотреть картину до конца. Да и сам конец настолько же неоднозначен, как и название ленты: развязка с растворением в толпе и просьбой по телефону об ответной услуге больше напоминает завязку, начало какой-то новой истории, которая пока так и не дописана.
Память — это то, что заменяет мне вид из окна.
Открыв ящик, Пандора выпустила все несчастия. Кроме… надежды.
Мы вожделеем к тому, что видим каждый день.
почему фильм «Молчание ягнят» так называется?
Сюжет и режиссерские решения
«Молчание ягнят» — это не классический фильм ужасов, как говорят многие. Это мощнейший психологический триллер. Силу воздействия на зрителей невозможно сравнить ни с каким другим кинотворением. Невероятная жестокость и реалистичность показа некоторых сцен, однако, относят его к категории «ужасов». Ни один человек перед экраном не остается спокойным, в страхе хватается за подлокотники кресел.
Сюжет закручен вокруг Клариссы Старлинг, выпускницы школы ФБР, и гениального маньяка-каннибала, садиста с наклонностями меломана и художника, Ганнибала Лектора. Волею судеб ей приходится обращаться за помощью к нему в поисках «ключиков» для поимки другого маньяка Буффало Билла.
Бывший практикующий психиатр, доктор Ганнибал Лектор испытывает почти сексуальное удовольствие от бесед с юной героиней Джоди Фостер. Шантажом вынудив рассказать о своей непростой жизни в обмен на некоторые сведения о Буффало Билле, он с наслаждением слушает рассказ о смерти отца героини.
Особое напряжение идет с экрана при повествовании о том, как юная Кларисса пыталась спасти хотя бы одного ягненка, обреченного на заклание на ферме у своего дяди, и как у нее это не получилось. С тех пор по ночам ее мучают кошмары с криками маленьких ягнят, которым она не может помочь. Он с лету понимает и говорит ей, что, как только маньяк будет пойман, «ягнята замолчат».
Наслаждаясь душевными переживаниями Клариссы, безумный психиатр, волей или неволей, помогает ей поймать другого садиста-маньяка. Эта помощь оказывается намного эффективнее, чем содействие окружающих мужчин-полицейских. Проанализировав мотивы, с которыми действует агент ФБР Кларисса Старлинг, он отказывается от ее преследования, даже вырвавшись из тюрьмы.
Наблюдая за дуэтом (Лектор-Старлинг), неожиданно ловишь себя на мысли, что безумный гений выступает в роли отца-учителя, каким бы диким ни показалось такое предположение. А «дочь», хоть и панически боится, тем не менее, внимает каждому слову, пытаясь разобраться в хитросплетении намеков и загадок, исходящих от страшного наставника.
Третьим по значимости персонажем в триллере стал Буффало Билл – маньяк, похищающий девушек. Он запирает их в яме и морит голодом. Когда кожа на женщинах обвисает, убивает, вырезает пласты кожи. После этого шьет из этого «материала» одежду. Буффало Билл — личность, заблудившаяся между мужчиной и женщиной. Родившись мальчиком, он всю жизнь мечтает стать женщиной. Страшный эпизод, когда из горла жертвы патологоанатом достает личинку насекомого «Мертвая голова», повествует о мечте маньяка о перерождении.
Главной режиссерской находкой стало противопоставление, действие на контрастах. В фильме показан опасный, сильный убийца и слабый следователь. Садист сидит в клетке за бронированным стеклом, в жуткой маске, казалось бы, не дающей надежды вырваться. Смирительная рубашка и цепи практически полностью ограждают мир от ужасного психопата. Но чем больше такой атрибутики, тем беззащитнее и уязвимее кажется окружающая жизнь.
Как ни странно, но сюжет в этой киноленте – не главное. Он даже кажется «притянутым за уши», надуманным и нереальным, что только подчеркивает хитросплетение отношений между персонажами, психологические проблемы социума.
Видео
О «Молчании ягнят»
Энтони Хопкинс и Джоди Фостер вспомнили о съёмках «Молчания ягнят». Актёр рассказал, что впервые услышал об этом фильме в 1989 году, когда участвовал в пьесе «М. Баттерфляй» в Лондоне.
Мой агент прислал мне сценарий и сказал: «Почему бы тебе не прочитать его? Этот фильм называется „Молчание ягнят“». А я спросил: «Разве это не детский фильм?». Тогда стоял жаркий летний день, и я приступил к чтению сценария. После прочтения первых десяти страниц я сразу позвонил агенту. Я сказал: «Мне действительно предложили сыграть в этом фильме? Я хочу знать. Это лучший сценарий, который я когда-либо читал». Энтони Хопкинс
Затем Хопкинс поужинал с режиссёром «Молчания ягнят» Джонатаном Демме. Тот подтвердил актёру, что роль Ганнибала Лектера действительно достаётся ему.
После этого состоялась первая встреча между Хопкинсом и Фостер. Между собой они почти не разговаривали — до прослушивания. Джоди Фостер вспомнила, что боялась заговорить со своим коллегой после того, как увидела его в образе Ганнибала Лектера. В свою очередь, самому Хопкинсу тоже было боязно разговаривать с ней — ведь Фостер получила «Оскар» в 1989 году, всего за год до съёмок.
Мы просто помахали друг другу через комнату и сели за стол. И как только Энтони начал читать свои строчки, то я почувствовала холодок на своей спине. В некотором смысле, мне было страшно разговаривать с ним после этого. Джоди Фостер
Уже на первом прослушивании Энтони Хопкинс знал, каким голосом будет разговаривать его герой. Он ориентировался на звучание компьютера HAL-9000 из «2001: Космической одиссеи» Стэнли Кубрика. Тот разговаривал с людьми чрезвычайно тихо и вежливо, и Лектер должен был звучать так же.
Кроме того, режиссёр консультировался с ним насчёт постановки некоторых сцен. Именно Хопкинс решил, что Ганнибал Лектер должен безмолвно стоять при первой встрече с Клариссой Старлинг, словно он почувствовал её запах издалека.
Но актёр не всегда был уверен в своих возможностях. Всё дело в том, что он сомневался, сможет ли подобающе сыграть американца. Но Джонатан Демме убедил его в обратном.
Я, конечно, нервничал. Англичанин, а точнее житель Уэльса, вроде меня, играет американского серийного убийцу. И я помню, что когда камера впервые снимала меня, Джонатан сказал: «Боже мой. Прямо в точку. Хопкинс, ты такой странный!». И я ответил: «Спасибо». А ещё съёмочная команда хотела, чтобы в мою камеру вошла девушка-световик, и я спросил у неё: «Что ты делаешь в моей камере?». И режиссёр лишь промолвил: «Боже мой». И я тогда знал, что потянул за нужный рычаг. И как только вы найдёте этот рычаг, то держитесь за него — и вперёд. Энтони Хопкинс
Джоди Фостер иначе относилась к своей роли. Она понимала, что её героиня сильно отличается от Лектера — внешне Кларисса кажется хрупкой, но внутри она сильна.
Хопкинс вспомнил, что съёмки «Молчания ягнят» казались ему очень странными. Утром и днём он запугивал героиню Джоди Фостер, а вечером ужинал с ней. Он считает, что это был удивительный опыт для него.
Фостер с ним согласна. Этот фильм разделил её жизнь на «до» и «после».
Этот фильм — приключение, изменившее жизнь нас обоих. Джоди Фостер
Молчание Ягнят
Молчание Ягнят
Молчание ягнят | |
The Silence of the Lambs | |
Жанр | |
---|---|
«Молча́ние ягня́т» (англ. The Silence of the Lambs ) — американский триллер 1991 года, снятый по мотивам одноимённого романа Т. Харриса. Главные роли в фильме исполнили Джоди Фостер (агент ФБР Кларисс Старлинг) и Энтони Хопкинс (серийный убийца, доктор Ганнибал Лектер). Картина была удостоена приза МКФ (Берлин) и пяти премий «Оскар». Фильм стал третьим в истории, завоевавшим «Оскары» в самых престижных номинациях. Ранее это удалось фильмам «Одной счастливой ночью» (1934) и «Пролетая над гнездом кукушки» (1975). Со времени выхода на экраны «Молчания ягнят» такое не удавалось больше ни одному фильму.
Содержание
Сюжет
ФБР занимается расследованием серии зверских убийств, совершённых маньяком «Буффало-Биллом». Не находя зацепок, ФБР решает обратиться за советом к другому маньяку — отбывающему пожизненный срок психиатру Ганнибалу-«Каннибалу» Лектеру. Для беседы к нему направляется молодая слушательница академии ФБР Кларисса Старлинг. Между Лектером и Старлинг возникает контакт, Лектер начинает играть с ней в странные психологические игры: он соглашается помогать Клариссе лишь в том случае, если она откроет ему подробности своей жизни. Тем временем убийства продолжаются, Буффало Билл на свободе. Старлинг открывает Лектеру часть своих детских воспоминаний, связаных с сильными психологическими переживаниями. Для Лектера это сродни психологической подпитки. В качестве поощрения за вынужденную откровенность Старлинг, он обращает её внимание на некоторые детали в деле, опираясь на которые, та в конечном итоге и находит Буффало-Билла. Однако сотрудничество властей с Лектером заканчивается трагически — маньяк совершает побег, оставляя за собой трупы охранников и бригады скорой помощи.
В ролях
Подготовка к съёмкам
Первоначально роль Ганнибала Лектера предлагалась Джину Хекману, кроме того ему предлагалось заняться режиссурой. На роль также претендовали Роберт Дюваль, Джереми Айронс и Брайан Кокс. На роль же Клариссы предполагались Мишель Пфайффер и Мег Райан. Автор сценария первоначально задумывал на роль Клариссы Джоди Фостер, однако с приходом на режиссёрское кресло Джонатана Демме изменил своё мнение в пользу Мишель Пфайффер, та же отказалась от роли в фильме, сочтя его кровавым и жестоким.
Съёмки
Львиная доля съёмок фильма проходила в Питтсбурге. Разнообразие архитектурных стилей Питтсбурга позволило создать иллюзию того, что съёмки проходили во многих местах. Во время съёмок сцены первой встречи Лектора и Клариссы Энтони Хопкинс старался смотреть прямо в камеры, создав эффект того (по его словам), что «знает абсолютно всё». Во время съёмок Брук Смит, исполняющая роль похищенной девушки Кэтрин, и Тед Ливайн, в роли Буффало Била, имели довольно близкие отношения.
Выход фильма
Первоначально компанией Orion Pictures задумывалось выпустить фильм в прокат осенью 1990 года, однако компания пошла на коммерческий ход и придержала выход фильма на экраны, дабы не создавать своему же фильму «Танцы с волками» конкурентов.
Особенности фильма
Энтони Хопкинс, говоря о голосе своего персонажа, описывал его «симбиозом Трумана Капота и Кетрин Хепберн». [1] Если хорошенько присмотреться к одному из постеров фильма, то можно обнаружить на теле бабочки изображение черепа, а сам череп состоит из семи обнажённых девушек (это эпизод работы фотографа Филиппа Халсмана [2] ). Ганнибала Лектера можно видеть в фильме лишь около 16 минут, однако это позволило Энтони Хопкинсу получить Оскара в номинации «Лучшая мужская роль». Подобное обстоятельство до сих пор является непревзойдённым рекордом.
Фильм и реальные убийцы
Энтони Хопкинс к реализации своего персонажа подошёл очень тщательно: он изучал досье многих известных убийц, бывал в тюрьмах, где они содержались, а также посещал громкие судебные процессы. Из подобных материалов Хопкинс взял один приём — при просмотре видеоплёнки разговора Чарльза Мэнсона Хопкинс отметил, что во время разговора он не моргает, что и воплотил в фильме известный актёр. Маньяк-убийца Буффало Билл из фильма явился собирательным образом трёх известных реальных убийц — Тэда Банди, Эда Гейна и Гари Хейдника. Прототипом же Ганнибала Лектора стал серийный убийца Альберт Фиш. Для подготовки к съёмкам Джоди Фостер и Скотту Гленну были предоставлены реальные аудиозаписи, сделанные убийцами в ходе совершения преступления, однако Джоди Фостер отказалась от их прослушивания, а Скотт Гленн длительное время мучался ночными кошмарами. Сюжетная линия фильма имеет некоторое сходство с реалиями сотрудничества убийцы Тэда Банди и профессора Университета криминологии Роберта Кеппеля. [1]
Награды и номинации
Награды
Премия Оскар 1992 года
Золотой глобус 1992 года
Также фильм был удостоен премии «Эдгар».
Номинации
Премия Оскар 1992 года
Золотой глобус 1992 года
Примечания
Ссылки
Полный список · Победители (1927—1940) · Победители (1941—1960) · Победители (1961—1980) · Победители (1981—2000) · Победители (2001 — наст. время)
Ганнибал Лектeр
Полезное
Смотреть что такое «Молчание Ягнят» в других словарях:
Молчание ягнят — The Silence of the Lambs … Википедия
МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ — «МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ» (The Silence of the Lambs) США, 1990, 118 мин. Триллер, фильм ужасов. Кларис Старлинг, молодая выпускница школы ФБР, приглашается специальным агентом Джоном Крофордом из ФБР для участия в раскрытии загадочного дела о маньяке… … Энциклопедия кино
Молчание ягнят — С английского: Silence of the Lambs. Название романа (1988) Томаса Харриса (р. 1940). Популярности выражения способствовало появление экранизации романа (1990, режиссер Дж. Демми). Иронически: о чьей либо безропотности, робости, забитости в… … Словарь крылатых слов и выражений
Молчание ягнят — Термин серийный убийца появился в середине 1970 х годов, его автором считается агент ФБР (FBI) Роберт Ресслер (Robert Ressler) или криминолог (а тогда следователь полиции) Роберт Кеппел (Robert D. Keppel). И Ресслер, и Кеппел расследовали дела… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
Молчание ягнят — Жарг. студ. Шутл. ирон. Практическое занятие, семинар. ВМН 2003, 87. /em> От названия кинофильма … Большой словарь русских поговорок
Молчание ягнят (фильм) — Молчание ягнят The Silence of the Lambs Жанр триллер … Википедия
Молчание ягнят (роман) — Молчание ягнят The Silence of the Lambs … Википедия
Молчание ветчины — The Silence of the Hams … Википедия
Молчание ветчины (фильм) — Молчание ветчины The Silence of the Hams Жанр комедия В главных ролях Билли Зэйн Дом ДеЛуиз Недра Волц Филлис Диллер … Википедия
МОЛЧАНИЕ — ягнят. Жарг. студ. Шутл. ирон. Практическое занятие, семинар. ВМН 2003, 87. /em> От названия кинофильма. Хранить молчание. Книжн. Молчать. БМС 1998, 385. Обходить/ обойти молчанием что. Книжн. Намеренно молчать о чём л. БМС 1998, 385; Ф 2, 13 … Большой словарь русских поговорок
«Молчание ягнят»: в чем смысл фильма?
Преамбула к фильму
Премьера знаменитого американского триллера Джонатана Демми «Молчание ягнят» состоялась в 1991 году. Автором романа, по которому был снят этот фильм, является известный американский журналист, писатель и сценарист Томас Харрис. Картина имела огромный успех и получила 5 премий «Оскар».
Со слов автора романа, это произведение было написано довольно быстро, так как он находился под огромным впечатлением от преступлений, которые совершил маньяк-убийца Эдди Гейн. За несколько лет его жертвами стали десятки людей.
В образе отрицательного героя романа Буффало Билла, Харрис соединил черты и особенности поведения сразу нескольких маньяков, оставивших кровавый след в истории страны.
Кроме Гейна, прообразами Билла стали:
«Отношения» Ганнибала и Клариссы Старлинг были срисованы с истории взаимоотношений маньяка Теда Банди и профессора криминалистики Роберта Кеппеля. Именно помощью Банди воспользовался Кеппель, когда пытался вычислить известного киллера по прозвищу «Убийца с зеленой реки».
Описывая героя своего фильма Лектера Ганнибала, режиссер утверждал, что он – хороший человек, но его положительная сущность скрыта в теле безумца.
Сюжет и режиссерские решения
Если определять жанр этой киноленты, то это скорее психологический триллер, чем классический фильм ужасов. С силой его воздействия на зрителя не сможет сравниться ни одно кинопроизведение.
К категории ужасов «Молчание ягнят» относится по той причине, что в нем много слишком реалистичных и чудовищно жестоких сцен. Просмотр картины – своеобразное испытание зрителя на прочность его нервной системы.
По сюжету фильма выпускница школы ФБР Кларисса Старлинг, пытаясь вычислить маньяка-убийцу Буффало Билла, выбирает себе совершенно неожиданного «помощника». Им оказывается другой маньяк, жестокий убийца-каннибал с садистскими наклонностями Ганнибал Лектер.
Меломан, художник и бывший практикующий психиатр, Лектер соглашается на общение с Клариссой, так как это жизненно необходимо, прежде всего, для него.
Беседы с девушкой приносят ему своеобразное сексуальное удовольствие. Он умело воздействует на мозг Старлинг, и она сама выкладывает сюжеты из своей сложной жизни. От рассказа о смерти отца маньяк получает наслаждение. При этом он все же рассказывает девушке то, что знает о Билле.
Сильным местом в фильме является история, о которой Кларисса не может забыть с детства. Она делится с Лектером своими переживаниями по поводу ночных кошмаров, которые она видит каждую ночь.
Девушке все время чудятся крики маленьких ягнят, которых она не смогла спасти от заклания на ферме дяди, хотя девочка так этого хотела. Тонкий знаток человеческих душ, Ганнибал сразу успокаивает ее тем, что мучения закончатся, как только она поймает маньяка.
Получая дополнительные душевные силы от общения с героиней, сумасшедший психиатр становится именно тем человеком, кто поможет ей разобраться с Биллом.
На самом деле коллеги-полицейские не смогли оказать ей такую поддержку, как безумный маньяк. Лектер хорошо изучил героиню и прекрасно понял ее мотивы в поиске убийцы невинных женщин. Скорее всего, именно этим объясняется тот факт, что сбежав из заточения, он не собирается ее преследовать.
Удивительно, но когда пытаешься дать определение отношениям двух таких разных героев, напрашивается неожиданный вывод, что это отношения отца-учителя и дочери.
Жестокий по своей сущности гений пытается объяснить послушной «дочери» суть поведения маньяка Буффало Билла. Несмотря на то, что Старлинг боится «учителя», она внемлет всем его словам и старательно ищет разгадки представленным головоломкам и задачам.
Кто же такой этот ужасающий Билл? В данном триллере он — третье по значимости лицо, вокруг которого и крутится весь сюжет. Билл – не мужчина и не женщина. Он что-то среднее и неопределенное. По рождению он мальчик, а по жизни – несостоявшаяся женщина.
Чтобы привлечь внимание зрителя к двум героям одновременно, режиссер использовал интересный способ – противопоставление личностей. Лектер – сильный и жестокий убийца. Старлинг – слабая женщина-следователь. Женщина общается с убийцей, который сидит, скованный смирительной рубашкой, цепью и с ужасающей маской на лице. При этом он находится в специальной клетке с бронированным стеклом.
Обилие этих атрибутов не вызывает жалости к безумному убийце. Совсем наоборот. Глядя на эту картину, появляется чувство страха из-за незащищенности и слабости нашего мира.
Анализируя сюжет картины, можно с уверенностью сказать, что он здесь не имеет особого значения. Более важны те психологические проблемы общества, которые проясняются благодаря «откровенным» беседам главных героев картины.
Почему фильм так называется
В названии картины заключена определенная аллегория. В образе «ягнят» выступают жертвы маньяка-убийцы, за которым охотится детектив Старлинг.
До тех пор, пока она не вычислит и не поймает Билла, его невинные, мучающиеся жертвы будут приходить к ней в ночных кошмарах в образе неспасенных в детстве ягнят.
Однажды в беседе с Ганнибалом детектив рассказала ему историю из детства, когда она, сбежав с фермы дяди, хотела спасти от гибели маленьких ягнят.
Неудача в спасении отложила отпечаток на всю ее жизнь. Избавление от ночных криков ягнят приходит к финалу картины, когда женщина выполнила свою миссию. В последнюю встречу с Лектером, он узнает, «замолчали ли ее ягнята?».
Посмотрите видео. Разбор «Молчания ягнят»: как Ганнибал Лектер забирается в голову