Что означает я умею играть на скрипке
«Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!»: играть на скрипке может каждый!?
В гостях у Дино-Афиши Ольга Пацкевич — профессиональная скрипачка, опытный преподаватель игры на скрипке, человек, у которого горят глаза и поет душа, когда дело касается музыки. Мы обратились к ней с вопросами о том, как распознать в ребенке музыкальные дарования, в каком возрасте можно научиться играть на скрипке и что нужно учитывать, чтобы правильно подобрать инструмент.
— Ольга, расскажите немного о себе. Как в вашу жизнь вошла музыка?
Ольга: Играть на скрипке — с самого детства было моим огромным желанием. Когда мне было четыре, я впервые услышала, на что способен этот удивительный инструмент. Мы с родителями гостили у родственников в Риге и моя тетя, профессиональная скрипачка, играла для нас. Я была очень впечатлена! До сих пор храню это воспоминание. Думаю, это событие стало отправной точкой дела всей моей жизни!
В 6 лет родители отвели меня в музыкальную школу. Мой дедушка очень хотел, чтобы я играла на аккордеоне. Мне рассказывали о разных инструментах, показывали, как они звучат… Но я упрямо твердила, что хочу играть именно на скрипке. На мамин вопрос «Почему скрипка?», я ответила, что «Только скрипка умеет разговаривать как человек и петь как птичка!». На это мама ничего не смогла возразить и покорилась моему желанию.
… Потом было музыкальное училище, Белорусская государственная академия музыки. Уже около десяти лет я работаю в оркестре музыкальной капеллы «Сонорус», занимаюсь частной практикой преподавания игры на скрипке.
— Ольга, ваша музыкальная жизнь насыщена событиями. Вы щедро делитесь чарующими звуками скрипки с окружающими. Расскажите о том, чем занимаетесь сейчас, о чем поет ваша скрипка?
Ольга: Помимо работы в оркестре я играю в струнном квартете «ДежаВю», который сама же и организовала. Игра на скрипке доставляет мне огромное удовольствие. Это волшебство, когда ты написанное на бумаге превращаешь в красивые звуки и образы. Волшебство, когда ты звуками скрипки заставляешь людей улыбаться или печалиться, расчувствоваться и прослезиться… Когда люди не могут усидеть на месте и начинаю танцевать. Это живые эмоции. Все это происходит, когда я играю в струнном квартете. Когда 4 музыканта объединяются, чувствуют друг друга как партнеры в танце, возникает огромная концентрация энергии, эмоций — вот их и получает слушатель.
— Что касается преподавания… Вы обучаете игре на скрипке и взрослых, и детей. Многие никогда до этого не держали инструмент в руках, кто-то приходит, чтобы «подтянуть» свой уровень — все ученики разные.
Ольга: Да, вы правы. Хотеть в любом возрасте не поздно. Самой первой моей ученицей была восемнадцатилетняя кореянка, которая приехала учиться в Минск по обмену на полгода. Она никогда не держала скрипку в руках, но ей очень хотелось. Я решила ей помочь и взялась обучить ее игре на этом инструменте.
Все мои ученики разные по возрасту, характеру и способностям, многие из них, приходя ко мне на первый урок, даже не знают, как называются ноты, но каждый из них приходит с одним желанием — раскрыть тайну скрипки. Урок за уроком я передаю им свои знания, раскрываю секреты красивого звука и чистой интонации, учу работать над собой, подбадриваю в моменты неудач и от всей души радуюсь первым успехам, первым самостоятельно исполненным пьесам. Я вижу, как мои ученики растут, как блестят их глаза, как вырастают крылья за спиной и появляется вера в себя. Ведь они умеют теперь то, что не по силам окружающим. Все это наполняет меня чувством радости и восторга!
Думаю, очень важно заниматься делом, которое доставляет тебе удовольствие. Для меня счастье — играть на скрипке и учить этому других.
— Все знают, что маленьким детям полезно лепить, рисовать — это развивает моторику. Как вы считаете, что получает ребенок, которого с детства обучают игре на каком-либо музыкальном инструменте? Есть ли у него какие-то преимущества перед теми, кто музыкой не занимался?
Ольга: Известно, что на кончиках пальцев сосредоточены нервные окончания, которые непосредственно связаны с мозговыми центрами, не зря же говорят, что ум находится на кончиках пальцев. Любые упражнения на моторику — перебирание фасолинок, складывание пирамидки, конструирование и пр. — полезны, т.к. стимулируют мозговую деятельность. То же самое происходит и при игре на скрипке, когда подушечками пальцев левой руки скрипач зажимает струны, а пальчиками правой управляет смычком.
Игра на скрипке развивает математические способности, логическое мышление и речь. Ребенку приходится пространственно мыслить, зажимая струны пальчиками в нужных местах, манипулировать абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
Яркий пример — Альберт Энштейн, который начал играть на скрипке в 6 лет и продолжал музицировать всю жизнь. Игра на скрипке помогала ему решать сложные физические задачи, находить решения и достигать внутреннего умиротворения.
Занятия музыкой развивают чувство прекрасного. То, что нельзя потрогать или купить за деньги. Считаю, что детей обязательно нужно учить игре на музыкальных инструментах. Не обязательно делать из своего ребенка профессионального музыканта, однако владеть игрой на музыкальном инструменте — это шаг в сторону всестороннего развития вашего малыша.
— С какого возраста можно обучать детей игре на скрипке?
Ольга: Я начинаю заниматься с детками от 4 лет, так как считаю, что в этом возрасте они уже осознанно выбирают инструмент, легко обучаемы и очень любознательны. В более раннем возрасте начинать играть на скрипке опасно, так как можно навредить еще не окрепшему позвоночнику.
— Сколько по времени длится занятие?
Ольга: Занятие с детьми длится от 45 минут до 1 часа, я смотрю на сколько хватает сил и внимания у ребенка.
— Как часто и как долго нужно заниматься, чтобы ребенок почувствовал инструмент и смог сыграть на нем несложную мелодию?
Ольга: Я провожу занятия с детьми 1–2 раза в неделю, задаю домашние задания. Домашние занятия играют большую роль в освоении скрипки, так как необходима постоянная тренировка. Тридцати минут в день достаточно. За это время ребенок не сильно утомляется и не теряет интерес к изучаемому материалу.
Как правило, уже через 10 занятий юный музыкант может что-то сыграть для близких — самой благодарной публики.
— Ольга, как у опытного и талантливого педагога, у вас наверняка есть свои «фишки». Как превратить обучение игре на скрипке в увлекательное занятие, а не тяжкий труд для ребенка? Как сделать так, чтобы не разонравилось, не надоело?
Ольга: Я учу не только играть на скрипке, но и преподаю основы музыкальной грамоты. Самое первое занятие с учеником проходит как ознакомительное: я рассказываю историю происхождения скрипки, говорю, как называются и для чего нужны все части инструмента. Затем показываю, как может звучать скрипка.
Деткам на моих уроках нескучно, так как материал подается в игровой форме. Вместо нудных упражнений малыши с удовольствием играют яркие пьески с аккомпанементом, иногда в дуэте со мной. Постепенно сложность музыкального материала возрастает. Часто я сама играю детям, им это очень нравится, они начинают мне подражать, брать с меня пример.
— И самый главный вопрос, который наверняка волнует родителей. Как увидеть в своем ребенке музыкальные способности? При рождении ведь не выдают справку о наличии либо отсутствии тех или иных дарований?
Ольга: Если вы видите, что ваш ребенок с замиранием сердца смотрит, как играют музыканты, если пританцовывает во время звучания музыки где бы то ни было, подпевает детские песенки — отдайте ребенка учиться музыке, а талант раскроется в процессе обучения.
— Посоветуйте, как правильно подобрать инструмент?
Ольга: Выбор и покупка инструмента — очень важный момент для начинающего скрипача. Существует шесть размеров скрипок: от самых маленьких, практически игрушечных, до взрослых инструментов. Размер скрипки, подходящий для ребенка, определяется длинной его руки.Скрипку ни в коем случае нельзя покупать «на вырост». Играя на скрипке неподходящего размера, ребенок будет испытывать дискомфорт, не сможет в полной мере освоить правильную постановку рук, будет быстро уставать.
Правильным решением будет покупка инструмента в присутствии преподавателя. Грамотный педагог поможет сделать правильный выбор в плане технических и художественных характеристик скрипки.
— Иногда родители, отдавая ребенка учиться играть на скрипке, в чем-то хотят реализовать свои собственные амбиции. Бывает ведь… Вы стараетесь, а ребенок — ну никак…
Ольга: Ребенок должен сам хотеть играть на скрипке, занятия не должны проходить из-под палки. Был у меня один случай…
Ребенок занимался в музыкальной школе, а родители приводили его еще и ко мне на дополнительные занятия. Как оказалось, мама ХОТЕЛА, а сама девочка отнюдь не мечтала стать известной скрипачкой. Ее способностей и усердия хватало ровно на столько, чтобы заниматься музыкой для общего развития, без особого энтузиазма и рвения. В таком случае у меня есть рекомендация, это даже не совет, а предложение…
Дорогие взрослые! Научиться играть на скрипке никогда не поздно! Сколько бы лет вам ни было, если вы мечтаете об этом — нужно попробовать. Взрослому, конечно, научиться играть на скрипке немного сложнее (об этом я писала в своем блоге), но можно! Осуществите свою давнюю мечту, если она у вас есть, но не навязывайте ее своему ребенку.
— Спасибо большое за полезную информацию и советы для наших читателей. Талантливых вам учеников и благодарных слушателей. Пусть звуки вашей скрипки делают мир ярче, душевнее и радостнее.
Ольга: Я в свою очередь желаю и взрослым, и детям не бояться окунуться в мир музыки, раскрыть свои таланты и узнать тайну скрипки. Ваш мир станет ярче и красочнее!
Предлагаем Вашему вниманию программы развивающих занятий с собаками- терапевтами в зависимости от возраста ребёнка и Ваших пожеланий:
Кое-что об игре на скрипке для начинающих: история, устройство инструмента, принципы игры
Сначала несколько мыслей об истории самого музыкального инструмента. Скрипка в том виде, в каком известна сегодня, появилась в XVI веке. Ближайшим родственником современной скрипки принято считать виолу. Причем от неё скрипка унаследовала не только внешнее сходство, но и некоторые приёмы игры.
Самая известная школа скрипичных мастеров – это школа итальянского мастера Страдивари. Секрет чудесного звучания его скрипок не раскрыт до сих пор. Считают, что причина в лаке его собственного приготовления.
Самые знаменитые скрипачи – тоже итальянцы. Возможно, вам уже знакомы их имена – Корелли, Тартини, Вивальди, Паганини и т.д.
Некоторые особенности устройства скрипки
У скрипки 4 струны: соль-ре-ля-ми
Скрипку часто одушевляют, сравнивая её звучание с пением человека. Помимо этого поэтического сравнения, и внешне инструмент своими очертаниями напоминает женскую фигуру, а названия отдельных частей скрипки перекликаются с названиями человеческого тела. У скрипки есть головка, к которой крепятся колки, шейка с грифом из черного дерева и корпус.
Корпус состоит из двух дек (они изготовлены из разных пород дерева – верхняя – из клёна, а нижняя – из сосны), соединённых между собой обечайкой. На верхней деке есть фигурные прорези в форме буквы f – эфы, а внутри между деками установлена дужка – это всё резонаторы звука.
Эфы на скрипке – вырезы в форме буквы f
Струны, а их у скрипки четыре (соль, ре, ля, ми), цепляются на струнодержатель, удерживаемый пуговицей с помощью петли, и натягиваются при помощи колков. Строй у скрипки квинтовый – настройку инструмента производят, начиная со струны «ля». Здесь бонус – из чего делают струны.
Смычок представляет собой трость с натянутым на неё конским волосом (сейчас активно используется и синтетический волос). Трость изготавливается преимущественно из дерева и имеет изогнутую форму. На ней расположена колодка, которая отвечает за натяжение волоса. Степень натяжения скрипач определяет сам по ситуации. Хранится смычок в футляре только со спущенным волосом.
Как играют на скрипке?
Кроме самого инструмента и смычка скрипачу нужен подбородник и мостик. Подбородник закрепляется на верхней части деки и на него кладется, как понятно из его названия, подбородок, а мостик устанавливается на нижнюю часть деки, чтобы скрипку было удобнее держать на плече. Всё это регулируется так, чтобы музыканту было удобно.
В игре на скрипке задействованы обе руки. Они тесно взаимосвязаны между собой – одной рукой вы не сможете воспроизвести на скрипке даже простенькую мелодию. Каждая рука выполняет свою функцию – левая, которая держит скрипку, отвечает за высоту звуков, правая со смычком – за их звукоизвлечение.
В левой руке участвуют в игре четыре пальца, которые перемещаются по грифу из позиции в позицию. Пальцы ставятся на струну округло, серединой подушечки. Скрипка – это инструмент без фиксированной высоты звука – на ней нет ладов, как на гитаре или клавиш, как на пианино, на которые нажал и получил звук определённой высоты. Поэтому высота звука на скрипке определяется на слух, а переходы из позиции в позицию нарабатываются многочасовыми тренировками.
Правая рука отвечает за движение смычка по струнам – от того, как ведётся смычок, зависит красота звука. Ровное ведение смычка вниз и вверх – это штрих деташе. На скрипке можно играть и без смычка – щипком (этот приём получил название пиццикато).
Вот как держат скрипку при игре
Учебная программа по классу скрипки в музыкальной школе занимает семь лет, но если говорить честно, начав играть на скрипке, продолжаешь этому учиться всю свою жизнь. Даже маститые музыканты не стесняются признаться в этом.
Однако это не значит, что на скрипке так уж невозможно научиться играть. Дело в том, что долгое время и до сих пор в некоторых культурах скрипка была и остаётся народным инструментом. Как известно, народными инструменты становятся благодаря своей доступности. А теперь – немножечко чудной музыки!
Ф. Крейслер Вальс “Муки любви”
Как я учился играть на скрипке
Один раз, когда я был еще маленьким и ходил во второй класс, мама повела меня в Концертный зал Консерватории слушать концерт скрипичной музыки. Правда, я больше хотел, чтобы мне купили собаку, но мама сказала, что скрипичная музыка намного лучше. Я с этим утверждением не согласился, однако мама была в семье главной, и мне пришлось идти с ней на концерт.
Попав в зал, я замер от восторга. Передо мной раскинулся огромный холл с величественными колоннами и мягкими ковровыми дорожками. Я сразу же подумал, что в нем поместилось бы много-много собак, хватило бы на весь наш класс. А, может даже, на всю школу. Еще мне понравился зрительный зал, но он был слишком заставлен креслами.
Мы уселись на свои места. Прозвенел третий звонок, погас свет, и дяди и тети начали играть на разных инструментах. И все почему-то смотрели на дядю, размахивавшего перед ними руками. Мама мне объяснила, что этого дядю зовут дирижером, он в оркестре самый главный и всем показывает, как нужно играть.
Концерт мне не понравился, хотя дяди со скрипками очень старались, и все остальные тоже. Когда мы вышли после концерта на улицу, мама спросила, хотел бы я научиться так же играть на скрипке, как те дяди на сцене. Я ответил, что нет. А потом спросил, платят ли тем дядям за их выступление, и если платят, хватит ли этих денег на покупку собаки. Мама ответила: «Конечно». И тогда я согласился начать играть на скрипке. Честно говоря, сначала я хотел стать дирижером, потому что руками махать я могу хоть целый день, но не придумал, где мне взять столько незанятых дяденек и тетенек с инструментами.
На следующий день мы пошли в магазин музыкальных инструментов и купили скрипку. Она была очень красивой, с маленьким изящным корпусом красновато-оранжевого цвета. Я подумал, что научиться играть на такой красивой скрипке совсем нетрудно.
Мама сказала, что для того, чтобы хорошо играть, надо много учиться, и отвела меня в музыкальную школу. Однако набор в школу уже закончился и нам велели придти на следующий год. Мама сильно огорчилась, но я ее успокоил, сказав, что ходить еще в одну школу вовсе не обязательно, и я начну играть прямо сейчас. Но мама сказала, что у нее есть знакомая преподавательница консерватории как раз по классу скрипки и, может быть, она согласится со мной позаниматься. Я тоже согласился, подумав, что начать лучше сразу с консерватории, потому что после консерватории денег, наверное, платят больше, чем после музыкальной школы.
Мы дождались воскресенья и пошли домой к маминой знакомой. Она поставила меня возле письменного стола и постучала по нему карандашом, после чего попросила меня повторить. Я с удовольствием постучал ей в ответ. Так мы перестукивались с ней почти час. Наконец она заявила, что у меня нет слуха. Я возмутился и сказал, что всё слышу, что она про меня говорит, а если она не расслышала, как я стучу, то у неё самой нет слуха.
Преподавательницу музыки, которая согласилась бы со мной заниматься, в конце концов, мы нашли по объявлению в газете. Она приходила к нам целый месяц и учила меня каким-то ненужным вещам типа нот или постановки рук.
В конце месяца мама сказала, что заплатила за занятия много денег. Я сильно расстроился, потому что раньше мама говорила, что лишних денег нет и собаку она мне не купит. Я твердо сказал маме, что играть я умею и без всякой учительницы и нечего ей зря платить деньги.
На следующий день я взял скрипку и отправился по соседям давать концерт скрипичной музыки. Сначала я зашел к дяде Ване, который жил этажом выше и который всегда угощал меня конфетами. После того, как он согласился послушать, как я играю, я положил скрипку на плечо и стал изо всех сил водить смычком по струнам. На мой взгляд, получилось очень здорово и громко. Я даже пожалел, что играю в маленькой комнате, а не в Концертном зале Консерватории. Наверное, я играл даже громче, чем те дяди на сцене, потому что дядя Ваня побледнел, схватился за сердце и лихорадочно начал капать себе какие-то капли в стакан, а дяди Ванин кот истошно заорал и бросился под кровать. Потом дядя Ваня закрыл глаза, наверное, от удовольствия, как некоторые зрители в Концертном зале, и долго неподвижно сидел в кресле. Кот из-под кровати так и не вышел, а только глухо урчал в самой глубине кровати. Но кот меня интересовал мало, потому что у него не было денег.
После дяди Вани, воодушевленный первым успехом, я отправился к тете Маше, которая жила этажом ниже. Она всегда со мной здоровалась и интересовалась, как у меня дела в школе. В школе я учился плохо, но тете Маше говорил, что хорошо, чтобы она иногда разрешала погулять с ее шпицем. Я сообщил ей, что с сегодняшнего дня с большой скидкой даю ежедневные концерты скрипичной музыки. Потом широко расставил ноги, рассчитывая на продолжительность своего выступления, и стал вдохновенно водить смычком вверх-вниз. Однако долго мне играть не пришлось, потому что неожиданно отчаянно заскулил, а затем горько взвыл шпиц. Я посмотрел сначала на шпица, а затем на тетю Машу. Выражение ее лица было таким же, как у мамы, когда у нее недавно сильно болел зуб. Только у тети Маши сильнее текли слезы. Она, как и дядя Ваня, дала мне сто рублей и попросила пойти поиграть в другом месте.
Так за два часа я обошел все квартиры в доме. Когда я пришел домой и подсчитал выручку, то у меня оказалось ровно две тысячи рублей. Было бы еще больше, только не во всех квартирах открыли мне двери, хотя в некоторых я слышал шорох в коридоре. Наверное, не все любят скрипичную музыку. Еще мне было интересно, больше или меньше меня зарабатывают дяди на сцене Концертного зала Консерватории. Но, в конце концов, это было неважно, ведь теперь я мог купить себе собаку за собственноручно заработанные деньги.
Вечером с работы пришла мама. Сначала она рассердилась и хотела вернуть все деньги. Но соседи отказались и сказали, что я их честно заработал. А в следующее воскресенье мы с мамой поехали на птичий рынок и купили мне очаровательного маленького пушистого щенка, которого я так долго хотел.
СКРИПКА
ИМПРОВИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСТВО
Учиться играть на скрипке – мифы и реальность
Ализа Керен
Скрипка – загадочный инструмент, красивая игра на скрипке часто кажется недостижимой, существует множество мифов и утверждений об обучении игре на скрипке, вот некоторые из них:
Для профессиональной игры на скрипке абсолютный слух не обязателен, хотя «абсолютники» — скрипачи имеют преимущество перед не имеющими абсолютный слух.
Проявляется это, например, в умении подхватить и сыграть мелодию на слух без репетиций в незнакомом ансамбле, хотя это умение ценится не только у скрипачей, а также и у любых других музыкантов. В оркестровой игре или в ансамблевой классической (квартет, трио и пр.) наличие абсолютного слуха не играет решающей роли.
Абсолютный слух – это только память высоты звуков.
Для профессиональной игры на скрипке гораздо важнее тонкая настройка музыкального слуха, которая отличается от фортепианного хроматического строя, то есть скрипачу совершенно необходимо уметь слышать разницу звуков, меньшую, чем полтона. Эта способность развивается в процессе внимательного прослушивания скрипичной музыки, а также занятий с педагогом скрипки, который может дать услышать различные варианты одной и той же ноты, например, в применении к разным аккордам или в связи с художественными задачами.
Наверное, этот миф родился в связи с картинками, на которых изображен Паганини 🙂 Безусловно, он был гением, но существовало и существует множество прекрасных скрипачей – невысоких, плотных, с пухлыми короткими пальцами (Д. Ойстрах, И. Стерн, И. Перельман, В. Овчарек и др.), которые доказали, что длина пальцев не играет решающей роли в профессиональной карьере.
Что важно для рук скрипача – гибкость суставов, хорошая координация и наличие мягких подушечек на кончиках пальцев. Это дает возможность тонкой нюансировки скрипичной игры.
(см. Возможно ли обучение взрослых на скрипке с нуля? )
Да, профессиональных скрипачей начинают учить в среднем с 4-7 лет, но это не значит, что в более старшем возрасте невозможно научиться играть.
Решающую роль играют талант ученика, профессионализм педагога и регулярность правильных занятий на скрипке.
Профессиональные скрипачи (солисты, участники музыкальных конкурсов, оркестранты, студенты, учащиеся музыкальных школ, быстро продвигающиеся по программе) занимаются скорее много, чем мало (3-8 часов в день), особенно если они должны быстро охватить большие объемы нотного материала.
Но… чем выше профессионализм музыканта, тем меньше требуется ему времени на освоение нового материала и поддержание ранее игранных программ, при этом качество игры остается высоким.
Это происходит за счет
(см. Сольфеджио – для чего оно? ),
Начинающему скрипачу вне зависимости от возраста в первую очередь необходимо работать над качеством первых трех пунктов, это требует усиленной работы головой, в меньшей степени – руками. Есть способы заниматься вообще без скрипки, что очень экономит время и физические силы.
С маленькими детьми работу над п.1-3 берет на себя педагог, а также родители под его чутким руководством. Постепенно ребенок начинает заниматься самостоятельно с учетом привитых ему правильных навыков.
Взрослые начинающие скрипачи самостоятельны в занятиях на скрипке, от педагога требуется детальный «рецепт» — план задач и способы их выполнения, иначе может разыграться следующий типичный грустный сценарий.
Ученик «пилит» на скрипке 1-2-3 часа, приходит на урок с чувством выполненного долга и говорит: Я много играл на скрипке, но у меня не получается. Педагог: Надо заниматься больше! Ученик занимается 4-6 часов, в хорошем случае путем проб и ошибок что-то получается, хоть и не всегда стабильно. В плохом случае учащийся переигрывает руки и бросает занятия скрипкой… занавес…
Свобода игры на скрипке (п.4) – умение, в первую очередь зависящее от правильных занятий, а не большого количества часов, проведенных с инструментом в руках!
Выражения «Лучше меньше, да лучше» и «Тише едешь – дальше будешь» в полной мере себя оправдывают. Должна накопиться «критическая масса» тщательно проработанных элементов скрипичной техники и их ощущений, тогда вы сможете играть свободно, легко и выразительно, у вас появится красивый звук и чистая интонация – эти качества хорошей игры на скрипке не зависят от репертуара и требуются на любом уровне.
Не давайте себе заучивать ошибки и играть много часов зажатыми руками!
Лучше потрудитесь продумать материал урока, мысленно проработать правильные движения, выучить ноты наизусть голосом (это можно делать без инструмента) – пользы будет несравненно больше, чем бессмысленные часы «пилежки».
С приходом в нашу жизнь интернета, в котором имеется огромное количество написанных материалов по технике скрипичной игры, а также многочисленные видео уроки на youtube, показывающие, как играть на скрипке, складывается впечатление, что это возможно.
Напичкавшись разнообразной информацией о скрипке, начинающий скрипач пытается применить эти знания на практике, и тут выясняется в который раз, что знать и уметь – вещи весьма и весьма разные…
Что мешает соединить эту информацию воедино самостоятельно?
Педагог скрипки необходим для того, чтобы